- Ответы на топ-5 вопросов по порядку разработки и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения
- Постановление правительства РФ №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»
- Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
Ответы на топ-5 вопросов по порядку разработки и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения
С изданием Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» (вместе с «Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)») (далее – Постановление Правительства РФ № 410) увеличилась активность теплоснабжающих организаций по разработке инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, а также выросло количество обращений по вопросам. связанным с применением Постановления Правительства РФ № 410
В настоящей публикации мы даем ответы на топ-5 часто задаваемых вопросов по разработке и утверждению инвестиционных программ в сфере теплоснабжения. Ответы даны экспертами направления «Финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и Энергетике» по состоянию нормативно-правовой базы на 14.08.2014.
1. Когда вступает в силу Постановление Правительства РФ № 410?
Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» (вместе с «Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)») вступает в силу 15.05.2014. Однако в полной мере документ функционировать не может до тех пор, пока Министерство строительства и ЖКХ РФ не разработает с участием Федеральной службы по тарифам и не утвердит форму инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и методические рекомендации по ее заполнению.
По состоянию на 14.08.2014 на сайте Минстроя РФ подобного проекта нормативно-правового акта не размещено.
2. В нашем муниципальном образовании отсутствует схема теплоснабжения. Можно ли подавать на рассмотрение инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения при отсутствии утвержденной схемы?
Здравствуйте! Вы можете подать инвестиционную программу на рассмотрение, однако исходя из системного толкования норма права есть основание предполагать, что при отсутствии утвержденной схемы теплоснабжения, в утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения Вам будет отказано. Эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» делают такой вывод, основываясь на том, что реализация инвестиционной программы предполагает развитие системы коммунальной инфраструктуры. А в соответствии с п.2 статьи 23 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 – развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Таким образом, схема теплоснабжения является основанием разработки инвестиционной программы, т.е. сначала необходимо разработать и утвердить в Вашем МО схему теплоснабжения, после этого вы можете преступить к разработке инвестиционной программы.
3. Где найти саму форму отчета или расчетов инвестиционной программы в сфере теплоснабжения по новым правилам?
Обязанность по разработке формы инвестиционной программы в сфере теплоснабжения возложена на Минстрой РФ совместно с ФСТ России. По состоянию на 14.08.2014 на сайте Минстроя РФ подобного проекта нормативно-правового акта не размещено.
Эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг», с учетом своего опыта, рекомендуют формы инвестиционных программ (в т.ч. расчеты в формате Excel), представленные в готовом решении «Методика разработки инвестиционной программы в ЖКХ: от разработки до утверждения».
4. На каком основании с нас требуют программу энергосбережения?
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 в инвестиционную программу включается программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для организаций, для которых составление такой программы является обязательным в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ).
Следствием отсутствия программы энергосбережения в составе инвестиционной программы является отказ органа регулирования в ее согласовании и утверждении.
5. Когда крайний срок подачи инвестиционной программы – 1 мая или 15 марта?
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 регулируемая организация направляет инвестиционную программу по утвержденной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду начала ее реализации.
Так, чтобы утвердить вовремя инвестиционную программу, начало реализации которой планируется с 2016 года, необходимо до 15 марта 2015 года успеть:
- инициировать разработку и утверждение схемы теплоснабжения органами местного самоуправления – учесть эти расходы при формировании бюджета, разработать конкурсную документацию, провести торги и т.д.;
- разработать и утвердить в соответствии с действующим законодательством схему теплоснабжения;
- разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства инвестиционную программу, в т.ч. произвести расчет стоимости мероприятий по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- подать инвестиционную программу с обосновывающими документами (предписаниями органов надзора, дефектными ведомостями, планами застройки и т.д.) в орган регулирования на уровне субъекта на рассмотрение.
Постановление правительства РФ №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»
Правительством РФ уделяется большое внимание вопросам безопасности работы всего газового комплекса страны и, в частности, использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. 14 мая 2013 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации за №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым утверждаются «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Эти правила устанавливают, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Также в этих правилах четко определяются понятия, и, что особенно важно, понятие, которая «…приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования»
Это определение настолько важно, что приведём его полностью:
— газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;»
Подчеркнем, что в определении однозначно сказано, что газораспределительная организация (ГРО) осуществляет транспортировку газа по договору с поставщиком газа и о необходимости ГРО иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. Это очень важные моменты. И не потому, что под вышеуказанные условия в Ленинградской области попадает только АО «Газпром газораспределение Ленинградская область». А потому, что серьезную масштабную задачу по техническому обслуживанию (ТО) внутридомового и внутриквартирного газового оборудования законодательно доверяют и поручают выполнять компании, которая имеет все технические и технологические возможности, профессиональный кадровый состав для выполнения поставленной задачи. И эта компания берет на себя ответственность за качественное и своевременное исполнение этой задачи.
В принятых правилах есть еще несколько моментов, которые уточняют взаимоотношения между «Исполнителем» и «Заказчиком», т.е. «специализированной организацией» и юридическим или физическим лицом, получателем услуги по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В п. 80 настоящих правил сказано: «80. Исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях:
а) отказ заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования…».
В этом пункте нашла отражение проблема, с которой столкнулась компания АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в последние годы. Недопуск в жилые помещения для проведения ТО стал в некоторых населенных пунктах Ленинградской области массовым. И этому есть несколько объяснений. Одно из них, самое неприятное и для газовиков и для жителей – наличие в квартире газового оборудования, установленного с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм какой-нибудь фирмочкой «рога и копыта». Кому же хочется признаваться в таком, особенно понимая, что может последовать за обнаружением такого оборудования. Другое – это самоуверенность, помноженная на русский «авось». «У нас все новое и хорошее, сами устанавливали…» — слышат порой сотрудники наших газовых подразделений при попытке провести регламентные работы по ТО газового оборудования. И люди порой не понимают какой опасности они подвергают и себя, и своих близких, и свое имущество.
Постановление Правительства РФ № 410 дает газораспределительной организации большие права, но и накладывает на нее серьезные обязанности.
Основные слова в названии принятых правил – это «обеспечение безопасности». Достичь безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возможно только общими усилиями газовиков и потребителей. Это привычные слова, но трудно найти более подходящий пример соответствия слов действительности.
Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 410 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 мая 2016 г. N 410
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, И ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ
ЭТИХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
от 13 мая 2016 г. N 410
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее — органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок
4. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
5. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористических актов, а также о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах.
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе.
6. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия).
7. В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники этого объекта (территории), представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).
8. Комиссия назначается:
в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Срок работы комиссии определяется руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 60 рабочих дней.
9. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории);
г) выявляет потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), действия в отношении которых могут привести к прекращению нормального функционирования всего объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
10. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
11. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб — более 5 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб — менее 5 млн. рублей.
12. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, или уполномоченным им лицом.
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории).
13. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории).
14. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов (территорий)
15. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством:
организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования;
разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);
своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;
оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);
б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию);
принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;
организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);
исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
в) минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;
разработки порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений);
своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации.
16. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам:
а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования;
б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;
в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), их критических элементов;
г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений);
з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).
17. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
18. При получении информации об угрозе совершения террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), обеспечивает:
а) осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории);
б) оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта;
в) эвакуацию людей;
г) усиление охраны, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
д) организацию доступа оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на объект (территорию).
19. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, определенных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
IV. Порядок информирования об угрозе
совершения террористического акта на объектах (территориях)
или о его совершении
20. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящий орган (организацию).
21. При направлении в соответствии с пунктом 20 настоящих требований информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или о его совершении с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;
б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;
в) дату и время получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;
г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;
д) количество находящихся на объекте (территории) людей;
е) другие оперативно значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
22. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.
При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.
V. Контроль за выполнением требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
23. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.
24. Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).
25. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), уведомляется о проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения).
26. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящего органа (организации) при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), а также после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
27. Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.
28. По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.
29. В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), составляется план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку.
VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
30. На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
31. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
32. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.
33. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
34. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.
Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).
Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
35. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения:
а) общей площади и периметра объекта (территории);
б) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории);
в) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
г) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
36. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки.
37. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.
38. Решение о замене паспорта безопасности объекта (территории) принимается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), по результатам его актуализации.
39. Утративший силу паспорт безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории) в течение 5 лет.
от 13 мая 2016 г. N 410
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА
ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ
(ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источники: http://www.g-k-h.ru/news/6491/, http://gazprom-lenobl.ru/info/bezopasnost-p410/, http://fzakon.ru/postanovleniya-pravitelstva/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-13.05.2016-n-410/
Источник: