- Особенности работы в России компаний с иностранным капиталом
- Правовое регулирование деятельности
- Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом
- Установленный перечень является закрытым и включает в себя 45 видов деятельности, среди которых (ст.6 Закона №57-ФЗ):
- Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены в банковской и страховой сферах.
- Для каких участников страхового рынка установлен запрет?
- Законом №4015-1 ограничения введены для:
- Особенности составления отчетности компаний с иностранным капиталом
- Аудит организаций с иностранными инвестициями 216
- Аудит предприятия с иностранными инвестициями 100%
Особенности работы в России компаний с иностранным капиталом
Говоря об особенностях работы в России иностранных компаний, следует иметь в виду, что такие компании могут осуществлять инвестиции в российские компании (вплоть до 100% доли иностранной компании) либо создавать на территории России обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.). Созданное подразделение иностранной компании должно пройти аккредитацию и встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности.
С 1 января 2015 года постановлением Правительства РФ от 16.12.2014 г. №1372 функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС РФ.
Правовое регулирование деятельности
Особенности работы в России компаний с иностранным капиталом регулируются Федеральным законом от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также международными договорами РФ. Действие Закона №160-ФЗ не распространяется на инвестиции в кредитные и страховые компании, некоммерческие организации (п.2 ст.1 Закона №160-ФЗ).
Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом
В Законе №160-ФЗ установлены жесткие ограничения на участие компаний с иностранными учредителями. Целью таких ограничений является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.4 Закона №160-ФЗ).
Так, Федеральным законом от 29.04.2008 г. №57-ФЗ установлен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ.
Установленный перечень является закрытым и включает в себя 45 видов деятельности, среди которых (ст.6 Закона №57-ФЗ):
- выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
- выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
- размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
- обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
- использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении НИОКР.
Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены в банковской и страховой сферах.
Так, Федеральным законом РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 введен запрет на занятие определенными видами страхового дела в зависимости от доли участия иностранных инвесторов в уставном капитале капитала компании.
Для каких участников страхового рынка установлен запрет?
Законом №4015-1 ограничения введены для:
- дочерних обществ иностранных инвесторов;
- компаний, имеющих определенную долю иностранного инвестора в уставном капитале (градация доли иностранного инвестора от 49% до 51%).
В банковской сфере ограничения (дополнительные требования) установлены Федеральным законом от 02.12.1990 г. №395-1. Так, ст.18 Закона №395-1 введены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов). Для таких компаний устанавливается ограничения (квоты) по размеру участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций (Указания ЦБ РФ от 28.01.2016 г. №3948-у).
При достижении квоты (предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале — 50 процентов) Банк России может отказать в регистрации такой организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.
На сегодняшний день в законодательстве действуют и иные ограничения для иностранных инвесторов.
Ограничения касаются запрета на приобретение иностранными юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся на приграничных территориях (п.3 ст.15 ЗК РФ).
Ограничения предусмотрены на учреждение средств массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание (ст.19.1 Закона от 27.12.1991 г. №2124-1).
Особенности составления отчетности компаний с иностранным капиталом
Должны ли компании с иностранным капиталом вести бухгалтерский учет и формировать российскую бухгалтерскую отчетность? На сегодняшний день никаких особенностей для формирования отчетности таких компаний не установлено (п.2 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ).
Закон №402-ФЗ позволяет не вести бухгалтерский учет находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).
В этом случае представительство иностранной организации вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ.
Аудит организаций с иностранными инвестициями 216
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями в определенной степени отличается от аудита, проводимого в других организациях. В ходе аудиторской проверки применяется методика, формирующая стратегию и тактику проверки с учетом особенностей деятельности этих организаций. Аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с иностранными инвестициями включает в себя выражение мнения о степени ее достоверности, аудит эффективности инвестиций, а также аудиторскую проверку финансовой отчетности, составленной с учетом требований МСФО.
Объектами аудиторской проверки являются хозяйствующие субъекты с иностранными инвестициями в зависимости от вида деятельности:
— бухгалтерская (финансовая) отчетность;
— доходы от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг);
— расходы от обычных видов деятельности;
— формирование финансового результата;
— правильность и своевременность уплаты налогов и т.д.
— бухгалтерская (финансовая) отчетность;
— строительство инвестиционных объектов;
— приобретение основных средств;
— продажа основных средств
— инвестиции в ценные бумаги и доходы по ним;
-формирование налоговой базы и т.д.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства для обоснования заключений (выводов), на которых основывается его мнение о степени достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта с иностранными инвестициями.
Цели аудита: оценка эффективности использования иностранных инвестиций в зависимости от вида деятельности; анализ рентабельности различных видов деятельности; выработка рекомендаций и предложений, на основании полученных данных по проведенному аудиту, в целях повышения эффективности рентабельности всех видов иностранных инвестиций.
Аудит предприятия с иностранными инвестициями 100%
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно — правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Источники: http://rosco.su/press/osobennosti_raboty_v_rossii_kompaniy_s_inostrannym_kapitalom/, http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=26763, http://www.audit-it.ru/forum/2/463940_audit-predpriyatiya-s-inostrannymi-investiciyami-100/
Источник: