Азиатский банк инфраструктурных инвестиций проекты

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 января 2016 г. в Пекине состоялась церемония открытия Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, АБИИ) — международная финансовая организация. Создана для стимулирования финансового взаимодействия в Азиатско-тихоокеанском регионе, реализации инфраструктурных проектов, а также расширения интеграционных процессов. Инициатором проекта является Китай. Идея о его создании была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время государственного визита в Индонезию в октябре 2013 г.

Создание банка

Меморандум о взаимопонимании (соглашение об основании банка) был подписан 22 странами-учредителями 24 октября 2014 г. в Пекине. Генеральным секретарем многостороннего временного секретариата банка назначен Цзинь Лицюнь (председатель совета надзора Китайской инвестиционной корпорации), который в 2003-2008 гг. был вице-президентом Азиатского банка развития. 29 июня 2015 г. было подписано соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Пятерку крупнейших соучредителей по объему вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея.

В настоящее время число стран-учредителей достигло 57. Среди них основную часть составляют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Республика Корея, Австралия, Вьетнам, Новая Зеландия и др.). Также в проекте участвуют страны Ближнего Востока (Египет, Иран, Саудовская Аравия и др.), европейские государства (Австрия, Германия, Люксембург, Швейцария, Великобритания, Норвегия, Франция, Финляндия, Италия, Мальта, Нидерланды, Испания, Дания), страны Латинской Америки (Бразилия) и Россия.

Об участии России в работе банка было объявлено 28 марта 2015 г. во время Азиатского форума в Боао (провинция Хайнань, КНР). С таким заявлением выступил первый заместитель Председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Россия получила статус страны-учредителя банка 14 апреля 2015 г.

Уставной капитал

На начальном этапе уставной капитал, основная часть которого будет покрыта за счет китайских средств, составит $50 млрд США (планируется, что доля КНР составит 34,3%). По мере присоединения новых участников, предполагается, его объем будет увеличен до $100 млрд. Бюджет будет формироваться за счет средств государств-участниц пропорционально размеру их экономик. 29 июня 2015 г. стало известно, что доля РФ в капитале банка составит $6,5 млрд.

Штаб-квартира

Штаб-квартира будет располагаться в Пекине. Ожидается, что банк даст возможность Китаю оказать финансовую поддержку странам региона по реализации строительных и логистических проектов, затраты которых, по оценкам Азиатского банка развития, составят около $8 трлн к 2020 г.

Руководство

24 августа 2015 г. в рамках первого заседания делегаций стран-учредителей (24-25 августа) президентом АБИИ был избран представитель КНР Цзинь Лицюнь. Официально вступил в должность 1 сентября 2015 г.

Мнение экспертов

По мнению экспертов, Азиатский банк инфраструктурных проектов может составить конкуренцию существующим финансовым институтам: организациям, входящим в группу Всемирного банка (доля США — 16,3%, Китая — 4,9%, до 188 стран-участниц), Азиатскому банку развития (доля Японии — 12,8 %, США — 12,7%, Китая — 5,5%, 67 участников — 48 региональных, 19 нерегиональных), МВФ (доля США — 16 %, Китая — 6%, 188 страны).0сик.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: учредители, участники

Совсем недавно начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Это молодая международная финансовая организация, уже имеющая довольно весомое значение в мировой экономике. Все больше государств заинтересованы в членстве в этой организации и в сотрудничестве с ней. Давайте определим, что представляет собой Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, кто его основатели и в чем заключаются его основные цели.

История создания

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций имеет довольно интересную предысторию своего создания. Председатель КНР испытывал разочарования по поводу развития существующих на тот момент международных финансовых структур типа МВФ. По его мнению, они развивались довольно слабыми темпами, а их главной целью была защита интересов США, Японии и стран ЕС. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций был призван устранить эти недостатки.

В середине 2014 года китайской стороной было отправлено приглашение Индии для участия в проекте. В связи с этим планируемый уставной капитал организации был увеличен в два раза, до 100 000 млн долларов.

В октябре 2014 года 21 страна южной и юго-восточной Азии подписали в Пекине Меморандум о совместных действиях. Там же страны учредители Азиатского банка инфраструктурных инвестиций договорились о дальнейших совместных действиях. Это был поворотный этап создания организации. Считается, что именно 24 октября официально начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Читайте также  Метод дисконтирования при оценке инвестиций

Цели организации

Основная цель, которую преследует АБИИ, — развитие экономически и финансового сегмента Азиатско-Тихоокеанского региона. Данная организация занимается финансированием конкретных проектов, которые призваны улучшить инфраструктуру региона или помочь конкретным странам-участникам в преодолении финансовых проблем или в решении определенных задач.

В некотором роде АБИИ напоминает МВФ или Всемирный банк, но имеет региональную направленность.

Учредители

Давайте выясним, какие страны учредители Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) стояли у основания организации. К этим странам относятся:

Кроме этого, Китай имеет статус страны-основателя АБИИ. В Меморандуме от 24 октября было указано, что до 31 марта 2015 года любая страна мира может оформить заявку для вступления в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Учредители, таким образом, дополнились такими государствами, как Саудовская Аравия, Таджикистан и др.

Но даже после 31 марта 2015 года любая страна мира может подать заявку на членство в АБИИ. Правда, при этом, если её кандидатура будет рассмотрена положительно, она получит статус не учредителя, а участника. Впрочем, она будут иметь практически те же права, что и другие страны, входящие в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Участники делятся на две большие группы: региональные и нерегиональные члены.

В первую группу входят государства Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Иран, Израиль, Кыргызстан, Индонезия и другие.

Вторую группу представляют те страны, которые расположены в других частях света, но заинтересованы в тесном сотрудничестве с государствами данного региона. Это такие страны, как Австрия, Германия, Бразилия, Португалия, Швейцария, Великобритания, Германия и др. К примеру, Германия находится на четвертом месте среди всех членов организации по величине вложений и имеет соответствующее количество голосов при голосовании. Общая численность нерегиональных участников — 21 страна.

Суммарное число стран-участников организации Азиатский банк инфраструктурных инвестиций на данный момент составляет 57 государств.

Развитие организации

Но Меморандум был, скорее, заявлением о намерениях, а не документом, регулирующим работу организации. Для того чтобы АБИИ превратился в реально работающую финансовую структуру ей ещё предстоит пройти немалый путь. Впереди ждет диалог между участниками по выработке механизма функционирования. Это время переговоров и компромиссов.

Первый отрезок этого пути уже пройден. С ноября 2014 года по март 2015 года на встречах в Куньмине, Мумбае и Алматы проводилась разработка Соглашения о создании АБИИ. Теперь страны Азиатского банка инфраструктурных инвестиций должны подписать текст этого соглашения, чтобы иметь возможность перейти на следующий этап формирования организации.

В январе 2016 года в Пекине произошло торжественное открытие банка, которое было проведено в виде церемонии.

Возможность расширения

Как говорилось выше, АБИИ не является закрытой организацией, потенциально в неё может вступить любая страна мира, которая желает этого и соответствует определенным условиям.

В настоящий момент такие страны, как Канада, Украина и Бельгия рассматривают возможность подачи заявки на участие в организации. Венгрия уже получила статус кандидата.

Отказ в членстве

В то же время КНДР и Тайвань уже получили отказ в ответ на просьбу о членстве в АБИИ. Отказ КНДР был дан из-за несоответствия его внутриэкономических реалий стандартам рыночной экономики. Тайвань не получил конкретных объяснений по поводу отказа в членстве. Но с большой долей вероятности можно говорить о том, что здесь не последнюю роль сыграли политические мотивы. Как известно, Китай имеет решающий голос в АБИИ, и в то же время режимы КНР и Тайваня противостоят друг другу. Впрочем, руководство Китая уже заявило, что членство Тайваня в АБИИ в будущем все-таки возможно. В настоящее время Тайвань имеет статус кандидата.

Существуют также государства, которые прямо высказались о том, что не намерены участвовать в АБИИ. К ним в первую очередь относится США и Колумбия. Япония на первых порах проявляла интерес к проекту, но под нажимом США тоже была вынуждена сделать официальное заявление в том, что не собираться ставать членом данной финансовой структуры. Нужно отметить, что Япония, вместе с Соединенными Штатами, играют ведущую роль в Азиатском банке развития, который фактически является конкурентом АБИИ.

Россия в АБИИ

Наша страна также заинтересована в работе в составе организации Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Россия заявила о возможности такой перспективы в конце марта 2015 года. В середине апреля она уже являлась членом АБИИ.

Китай с воодушевлением воспринял решение руководства Российской Федерации.

В настоящее время России принадлежит 5,9% голосов в организации, что после Китая и Индии является третьим показателем по величине влияния. Кроме этого, делегат от Российской Федерации А. Улюкаев входит в Совет управляющих АБИИ. Напомним, что Алексей Валентинович также занимает пост министра экономического развития РФ.

Читайте также  Основные понятия оценки эффективности инвестиций

Структура управления

Как и любая другая организация, АБИИ имеет собственную структуру управления.

Главным органом, в задачи которого входит стратегическое руководство организации и принятие самых важных решений, является Совет управляющих. Каждая страна-участник представлена одним делегатом. Но вес голоса делегата зависит от величины участия конкретного государства в формировании уставного фонда АБИИ. Так, делегат от Китая имеет 26,06% голосов всех участников Совета управляющих и право вето на любое его решение. У Индии имеется 7,5% голосов, а у России – 5,92%. Все остальные участники имеют более низкий процент голосов в Совете управляющих.

Важным органом управления является Совет директоров. В него входят 12 человек. Собирается Совет директоров для принятия важных решений.

Непосредственно, оперативное управление осуществляется исполнительными органами АБИИ. К ним относятся президент организации, вице-президенты и прочий управленческий персонал.

Перспективы развития

Организация АБИИ имеет довольно оптимистические перспективы развития, о чем свидетельствуют ведущие эксперты. Более того, многие из аналитиков считают, что в ближайшем будущем данная структура сможет стать реальным конкурентом МВФ, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Впрочем, сами представители АБИИ заявляют, что таких целей перед собой не ставят.

Вместе с тем, только слепой не может не увидеть того, что АБИИ является одним из экспансионистских проектов Китая. Данная страна уже стала одним из крупнейших игроков на международном финансовом рынке, и пытается ещё больше укрепить свои позиции. Подобные организации способны создать угрозу монополии США в международном кредитовании, что, безусловно, является положительным моментом. К примеру, доля США в МВФ составляет более 16%, а Китая в АБИИ – 26,06%. Именно боязнью усиления роли Китая в мировой экономике объясняется нежелание США брать полномасштабное участие в работе АБИИ.

Ведущая роль стран БРИКС (Китай, Индия и Россия) в деятельности банка делает его неплохой альтернативой МВФ, пока регионального масштаба, но с претензиями на более высокий статус. Хотя официально эти претензии не озвучиваются.

Несмотря на то что новая банковская организация может выступить прямым конкурентом Всемирного банка, президент последнего высказался положительно о факте создания АБИИ.

Руководитель Азиатского банка развития выразил надежду на сотрудничество между структурой, которую возглавляет он, и новой организацией.

Значение банка

Значение АБИИ в случае успешной реализации данного масштабного проекта трудно переоценить. Он сможет не только составить конкуренцию аналогичным уже существующим организациям, чем существенно оздоровит атмосферу финансового взаимодействия, но и позволит привлечь значительные денежные инвестиции в регион, что, естественно, будет способствовать его стремительному и интенсивному развитию.

Безусловно, создание АБИИ может принести немалую пользу своим членам, Азиатско-Тихоокеанскому региону, а также мировой экономике в целом, которая остро нуждается в новых источниках финансирования.

Кроме того, желают того организаторы или нет, но АБИИ является ещё одним кирпичиком в построении многополярного мира без очевидного доминирования какой-либо одной страны над остальными. Другими составными этой цепочки являют БРИКС, ШОС и подобные организации развивающихся государств.

Выйдет ли АБИИ на передовые позиции, покажет только время, но стартовый потенциал для успешного продолжения деятельности у организации замечательный.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank) – международная финансовая организация, создание которой было инициировано Китаем в октябре 2013 г. на встрече лидеров экономик-участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Индонезии. Первая учредительная встреча состоялась 24 октября 2014 г. в Пекине, в ходе которой 21 государство подписало Меморандум о взаимопонимании об учреждении Банка. Штаб-квартира Банка находится в Пекине. В обозримой перспективе менеджмент АБИИ не планирует открывать каких-либо региональных офисов и страновых подразделений за пределами КНР.

На встрече глав делегаций в Тбилиси 24 августа 2015 г. состоялись выборы первого президента Банка – им стал представитель КНР Цзинь Лицюнь (в английской транскрипции — Ligun Jin). Утвержден «стартовый» бюджет АБИИ в размере 8,3 млн. долл., а также рассмотрены Устав, правила и процедуры функционирования Совета управляющих и Совета директоров Банка.

Общее число учредителей Банка составило 57 стран[1], в т.ч. большинство государств «Группы двадцати». Устав АБИИ подписан 29 июня 2015 г. в Пекине представителями 50 из 57 стран-учредителей, в том числе и Россией, ставшей региональным членом. Документ определяет доли стран в капитале Банка, доли голосов участников, порядок формирования правления, принятия решений и функционирования Банка. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры (37 стран) владеют 75% капитала Банка, а нерегиональные государства обладают долей в размере 25%. Китай, Индия и Россия выступают крупнейшими акционерами АБИИ, располагая, соответственно, долями в 29,78%, 8,37% и 6,54% в капитале.

Читайте также  Влияние внешней среды на инвестиции

Структура акционерного капитала Банка по сути повторяет схему созданного странами БРИКС Нового банка развития. Разрешенный к выпуску капитал АБИИ (100 млрд. долл.) делится на оплачиваемый акционерами капитал (20 млрд. долл.) и капитал, оплачиваемый по требованию (80 млрд. долл.). Оплачиваемый капитал подлежит внесению 5 равными ежегодными платежами. Расходы федерального бюджета по формированию уставного капитала Банка составят суммарно 1,31 млрд. долл.

В Банке предполагается «традиционная» трехуровневая система управления: Совет управляющих (по одному представителю от каждой страны-участницы), Совет директоров (9 членов от региональных акционеров и 3 члена от нерегиональных) и менеджмент (президент и вице-президенты).

Банк начал работу 16 января 2016 г., после одобрения Советом управляющих правил функционирования Банка и официального введения в должность президента и назначения Совета директоров. Председателем Совета управляющих АБИИ избран министр финансов КНР Лоу Цзивэй. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 10-р управляющим от России в Банке назначен Министр экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаев (заместитель управляющего – заместитель Министра финансов Российской Федерации С.А.Сторчак), директор от России – помощник Министра финансов Т.И.Максимов.

5 февраля 2016 г. было объявлено о назначении 5 вице-президентов: по управлению рисками — К.Хонг (Kyttak Hong, Республика Корея), по инвестициям — Д.Пандиан (D.J. Pandian, Индия), по вопросам политики и стратегии — Д.фон Амсбегр (Joachim von Amsberg, ФРГ), по административной работе — Л.Вурианто (Luky Eko Wuryanto, Индонезия). Должность корпоративного секретаря занял Д.Александер (Danny Alexander, Великобритания).

Каждому учредителю Банка предоставлено определенное количество «базовых голосов», а также по одному голосу на каждую принадлежащую ему акцию. Китайская сторона получила 26% голосов и, таким образом, сможет блокировать основные решения, принимаемые Советом управляющих (в частности, выборы президента, изменение уставных документов и объем уставного капитала, выработка основ политики финансирования проектов). Голосующая доля России составляет 5,93%.

В Банке сложились две страновые дирекции – у КНР и Индии. Вокруг России сформировалась «мультистрановая» дирекция, в состав которой также вошли Иран, Казахстан и Таджикистан. Помимо этого созданы еще четыре групповые дирекции – «арабская», сформировавшаяся вокруг Саудовской Аравии; «восточно-азиатская» во главе с Австралией; «южно-азиатская» при лидерстве Индонезии, а также «южно-корейская» в составе Израиля, Монголии, Узбекистана и Республики Корея.

Согласно положениям Устава АБИИ, основной целью новой банковской структуры является содействие реализации инфраструктурных проектов в странах АТР и сокращение разрыва в их экономическом развитии, искоренение бедности. Основным приоритетом Банка должно стать инвестирование в энергетику, транспорт, телекоммуникации — с использованием широкого спектра инструментов, включая кредитование, вложение средств в долевые ценные бумаги, предоставление финансовых гарантий и т.д.

Вместе с тем остается открытым вопрос об операционном ареале банка, географические и отраслевые приоритеты которого пересекаются с интересами других многосторонних финансовых институтов (Евразийский банк развития, Новый банк развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.). Таким образом, банки будут действовать в пересекающихся регионах, с общими отраслевыми приоритетами и бизнес-моделями, ориентированными на экономически эффективные проекты.

На начальном этапе реализация проектов будет осуществляться преимущественно в госсекторе или с привлечением госгарантий (доля частных проектов не должна превышать 30%). В 2016 г. планируется рассмотреть 30 проектов, из которых будут одобрены порядка 5-10 на общую сумму 0,5-1,2 млрд. долл. (в 2017 г. – до 20 проектов стоимостью около 1,5-2,5 млрд. долл.). К данной работе имеется в виду привлекать на принципах софинансирования другие многосторонние банки развития, в т.ч. европейские.

13 апреля 2016 г. в Вашингтоне состоялось подписание первого Рамочного соглашения о софинансировании проектной деятельности между АБИИ и Всемирным банком. По линии АБИИ планируется привлечь к совместной деятельности не менее 1,2 млрд. долл., соразмерная сумма ожидается и со стороны ВБ.

Сотрудничество России и АБИИ открывает хорошие возможности для привлечения дополнительных средств в проекты развития в Сибири и на Дальнем Востоке.

18 мая 2016 г. «на полях» Юбилейного саммита Россия-АСЕАН в Сочи состоялась первая встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с президентом АБИИ Цзинь Лицюнем.

[1] «Региональные» учредители: Австралия, Азербайджан, Бангладеш, Бруней, Вьетнам, Грузия, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Иордания, Казахстан, Камбоджа, Катар, Китай, Киргизия, Республика Корея, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мальдивские острова, Монголия, Мьянма, Непал, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Филиппины и Шри-Ланка; «Нерегиональные»: Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Египет, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, ЮАР.

Источники: http://tass.ru/info/2205258, http://businessman.ru/new-aziatskij-bank-infrastrukturnyx-investicij-uchrediteli-uchastniki.html, http://www.mid.ru/international_organizations/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517438

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто