- Бюджетные инвестиции – источники и порядок их предоставления
- 1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии
- 2 Бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности
- 3 Капиталовложения государства в негосударственные объекты
- 4 Как происходит учет инвестиций?
- 5 Другие источники бюджетных инвестиций
- 6 Важность государственных ассигнований для экономики
- Бюджетные инвестиции в РФ
- Инвестиции в объекты государственных, муниципальных собственности и Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными организациями
Бюджетные инвестиции – источники и порядок их предоставления
Государство активно участвует в экономической жизни страны – без поддержки средств из государственной казны многие предприятия оказались бы на грани исчезновения или не смогли бы начать деятельность. Что же такое бюджетные инвестиции, и почему они так важны для экономического здоровья страны?
1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии
Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием «бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, что такое портфельные инвестиции, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.
Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.
Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.
В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.
Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.
Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.
2 Бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности
В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:
- капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
- покупку новой государственной и муниципальной собственности;
- основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
- обновление и реконструкцию имеющихся объектов.
Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств. Есть также и технический регламент, в котором определено несколько категорий объектов собственности, подлежащих инвестированию со стороны бюджета:
- Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
- Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- Жилища – муниципальная жилплощадь.
Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны.
Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед. Это непозволительная роскошь. Поэтому государство регулярно выступает с инициативами по привлечению частного местного и иностранного капиталов.
3 Капиталовложения государства в негосударственные объекты
Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег. На федеральном уровне такие проекты появляются очень редко и обычно касаются гигантов экономики, в которых уже размещена часть государственных капиталов.
Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году. Вышедший 28 марта региональный закон «О перечне видов имущества. » перечислил те объекты собственности, на которые могло потратить выделенные из бюджета средства юридическое лицо.
Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.
На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.
Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:
- – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
- – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
- – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.
Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.
4 Как происходит учет инвестиций?
Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.
Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:
- Через передачу полномочий госзаказчика;
- Путем заключения договоров;
- Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.
Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2010 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов. Мы не будем разбирать пошагово учет бюджетных инвестиций на предприятии, это уже дело бухгалтерии государственных и муниципальных предприятий.
Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.
Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.
Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.
5 Другие источники бюджетных инвестиций
Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:
- региональные и муниципальные бюджеты;
- государственные банковские организации;
- государственные кредитные организации;
- государственные фонды.
Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе. Если в финансировании проекта приняли участие разные источники, то перед каждым предприятие отчитывается отдельно. В законе строго определено, что именно называется бюджетными инвестициями, и как вести их учет.
Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.
6 Важность государственных ассигнований для экономики
Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.
В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на наш рейтинг ПАММ-компаний. В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.
Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.
Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.
Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.
Бюджетные инвестиции в РФ
Согласно БК бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
БК предусмотрено, что основанием для включения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в закон (решение) о бюджете должны служить утвержденные долгосрочные целевые программы или иные нормативные акты (т.е. принятие соответствующих расходных обязательств).
Одновременно БК предлагается перейти к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые относятся соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. В случае необходимости поддержки строительства объектов регионального или муниципального значения из федерального бюджета (объектов муниципального значения из регионального бюджета) соответствующие средства должны передаваться в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты в виде субсидий, предусматриваемых соответствующими долгосрочными целевыми программами.
Согласно БК бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства из федерального бюджета должны осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, формирование и ведение которой должно осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ (см. Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 №716).
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений:
— по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
— по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов РФ;
— по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества.
Распределение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, а также бюджетных ассигнований на приобретение федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными автономными учреждениями и федеральными казенными учреждениями оборудования, не входящего в сметы строек, в состав адресной программы не включается.
Проект адресной программы формируется Минэкономразвития России в соответствии с разрабатываемыми им методическими указаниями.
Несмотря на то что БК не содержит формальных требований к данной программе, исходя из общей логики принятия и исполнения расходных обязательств она должна содержать данные, характеризующие каждый инвестиционный проект на весь срок его реализации, в том числе — общую сметную стоимость и разбивку бюджетных ассигнований по годам строительства. Такой подход позволит повысить обоснованность и прозрачность планирования и осуществления бюджетных инвестиций.
Помимо собственно бюджетных инвестиций, из бюджетов всех уровней осуществляются расходы на поддержку частных инвестиционных проектов. При этом БК установлены формы таких расходов. К ним относятся: бюджетные кредиты, субсидии, субвенции и вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц.
На федеральном уровне существует специальный механизм формирования, планирования и реализации инвестиционных проектов — Инвестиционный фонд РФ.
Инвестиционный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государстве нн о-ч астн ого партнерства.
Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ установлен постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134.
Средства Инвестиционного фонда предназначены для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оплату принятых и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации по реализации проектов, образуют годовой объем Фонда.
Бюджетные ассигнования Фонда могут предусматриваться для реализации проекта на период, продолжительность которого не превышает пять лет.
Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации концессионных проектов при условии предоставления инвестором средств в размере не менее 25% стоимости концессионного проекта.
Отбор проектов осуществляется на основе следующих критериев:
а) наличие инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);
б) соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством РФ, — для проектов, имеющих общегосударственное значение;
в) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;
г) обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Фонда;
д) стоимость проектов, установленная для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляющая не менее 5 млрд руб., —
для проектов, имеющих общегосударственное значение, и не менее
500 млн руб., — для региональных инвестиционных проектов;
е) соответствие объема финансирования проекта за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утверждаемой Минрегиона России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России, — для региональных инвестиционных проектов;
ж) соответствие задачи, на решение которой направлена реализация проекта, задачам, определенным стратегией социально-экономического развития субъекта РФ, утвержденной в установленном порядке, —для региональных инвестиционных проектов;
з) период, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Фонда для реализации проекта, не превышает пять лет.
Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.
Еще одним инструментом инвестиционной деятельности являются дорожные фонды. Дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ и муниципальные дорожные фонды.
Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее суммы установленного настоящей статьей базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период, и прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от;
— акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
— использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории РФ;
— платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
— платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
— платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— штрафов за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
— поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения и др.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.
Инвестиции в объекты государственных, муниципальных собственности и Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными организациями
Определение понятию «бюджетные инвестиции» дает ст. 6 БК РФ: «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества».
БК РФ предусматривает возможность осуществления инвестиций в двух формах:
1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности (инвестиции в основные средства ГУП и МУП, государственных (муниципальных) предприятий) — и в этой части действует общий универсальных подход, выработанный в рамках бюджетной реформы о том, что объем бюджетных ассигнований должен соответствовать расходным обязательствам публично-правового образования.
Основанием для включения бюджетных ассигнований для осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности в закон или решение о бюджете должны служить федеральные или иного уровня долгосрочные целевые программы или же иные нормативно-правовые акты (решения (нормативно-правовые акты) высших органов исполнительной власти), то есть должно иметь место принятие публичным субъектом расх обязательств в этой части.
Важной новеллой (обращение Президента к Федеральному собранию) стал переход к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджетов исключительно в те объекты, которые относятся, соответственно, к собственности федерации, субъекта федерации или муниципального образования. Это позволяет повысить эффективность расходования средств при усилении ответственности.
Если же необходима поддержка федерации в строительстве объектов регионального или местного значения, то соответствующие средства должны передаваться в нижестоящие бюджеты в форме субсидий (а не субвенций, ибо субвенции выделяются в нижестоящий бюджет только вместе с передачей полномочий (возложение полномочий и полное финансирование его реализации)). Субсидии передаются в соответствие с долгосрочными целевыми программами.
Если же необходима федеральная поддержка строительства объектов местного значения, субсидии предоставляются через бюджет субъектов федерации (субсидии для целей субсидирования местных бюджетов).
Ст. 79 БК РФ дифференцирует порядок реализации и отражения в федеральном бюджете инвестиционных проектов в зависимости от их сметной стоимости. Так, например, при стоимости более 1,5 млрд. рублей решение по их отбору принимает непосредственно Правительство РФ; если же менее, решение может принимать главный распорядитель средств бюджета.
Это было бюджетные инв в объекты кап строит в форме кап строительства, в результате чего увеличивается стоимость основных средств, то есть государственного имущества.
2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями (ст. 80 БК РФ).
Они влекут возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии ГК РФ.
По действующему ГК РФ это означает возможность приобретать акции (другого природе не известно). Речь идет, прежде всего, об участии государства и МО в АО и приобретении в сумме, эквивалентной вложениям, акций АО.
Такие бюджетные инвестиции устанавливаются в законе о бюджете путем включения в текст закона статьи, указывающей юридическое лицо, объемы и цели выделения бюджетных ассигнований на цели бюджетного инвестирования. В течение трех месяцев должен быть оформлен соответствующий гражданско-правовой договор о приобретении акций. При отсутствии такого договора, бюджетные инвестиции не предоставляются (см. ст. 11 ФЗ «О бюджете РФ на 2011 год»).
Основным документом для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций на федеральном уровне должна стать федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Порядок ведения ФАИП определяется Правительством РФ (постановление №716 от 13.09.2010); ФАИП должна содержать развернутые данные по каждому объекту на весь срок строительства или реконструкции; общую стоимость проекта с разбивкой по годам. Это должно повысить обоснованность и прозрачность планирования бюджетных инвестиций. В ФАИПе на сегодня подлежат распределению предусмотренные федеральным бюджетом ассигнования на осуществление капитальных вложений, в том числе, и бюджетные инвестиции, которые предоставляются юридическим лицам, не являющими государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями. Не включены в ФАИП только инвестиции за счет средств Инвестиционного фонда РФ или на приобретение такого оборудования для учреждения, которое не включено в смету стройки.
Постановление Правительства №590: правила проведения проверки проекта на предмет эффективности использования бюджетных средств, направленных на капитальные вложения (проверка соответствия инвестиционного проекта неким качественным (наличие четко сформулированной цели; комплексность инвестирования; отсутствие замещающей продукции; отстувие необходимости строительства в целях замещения функций государственных органов) и количественным критериям и минимальному значению общей интегральной оценке эффективности проекта).
В составе расходов федерального бюджета законом о бюджете предусмотрено создание Инвестиционного фонда РФ (ст. 179.2 БК РФ). Инвестиционный фонд — это часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства (в том числе в рамках концессионных соглашений). Порядок формирования и использования фонда определяет Правительство РФ.
Фонд — это обособление определенной части расходов федерального бюджета, а не самостоятельный фонд. Впервые фонд был создан в 2006 году. Сейчас в РФ это один из главных механизмов ГЧП, который должен за счет федерального государственного участия сделать привлекательными для частных инвесторов общегосударственные проекты, которые находятся на грани окупаемости.
Речь идет о проектах не только общегосударственного характера, но и о проектах регионального и межрегионального характера.
Ассигнования из Инвестиционного фонда РФ осуществляются в следующих формах:
· бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включая финансирование разработки проектной документации; финансирование на проведение конкурсов на заключение концессионных соглашений; финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
· субсидии на соответствующие цели субъектам РФ;
· инвестиции в уставных капиталы АО, в том числе путем участия государства в их учреждении;
· к слову, это и субсидии государственной компании «Российские Автодороги».
Изначально из этого фонда получали поддержку только проекты федерального значения; доля частных инвесторов должна быть не менее 25%; стоимость проекта не менее 5 млрд. рублей с периодом реализации не более 5 лет. На сегодняшний день средства фонда используются для поддержки региональных и межрегиональных проектов, если доля частных инвесторов составит более 50% при стоимости проекта в 500 млн. рублей (развитие коммунальной, транспортной инфраструктуры). Примеры: Орловский тоннель под Невой, западный скоростной диаметр.
Функции по предоставлению такой поддержки за счет средств фонда выполняет МинРегионРазвития. Проекты отбираются в рамках публичной процедуры, установленной актами Правительства (постановление №134 от 01.03.2008).
В расходной части бюджетов, за исключением государственных внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местных администраций. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных представительных органов и депутатов (это нарушает принцип разделения властей).
Резервные фонды органов исполнительной власти формируются для осуществления непредвиденных расходов, в том числе мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. д. Средства расходуются по решению соответствующего органа или администрации (предусмотрен еще и резервный фонд Президента).
Установление новых расходных обязательств или увелечение объемов расходных обязательств должно сопровождаться указанием на источник их финансирования и порядок их исполнения. Ассигнования могут выделяться только с начала финансового года или после внесения изменений в закон о бюджете.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники: http://pasprofit.ru/bjudzhetnye-investicii-finansirovanie-porjadok-predostavlenija-uchet.html, http://psyera.ru/byudzhetnye-investicii-v-rf_9869.htm, http://studopedia.ru/3_122230_investitsii-v-ob-ekti-gosudarstvennih-munitsipalnih-sobstvennosti-i-byudzhetnie-investitsii-yuridicheskim-litsam-ne-yavlyayushchimsya-gosudarstvennimi-organizatsiyami.html
Источник: