- Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы
- Виды и формы иностранных инвестиций
- О роли иностранных инвестиций в экономике России
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию
- Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?
- Иностранные инвестиции в России — статистика 2017
- Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику в современных условиях
- Библиографическое описание:
- Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе;
Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы
Иностранные инвестиции — капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.
Виды и формы иностранных инвестиций
Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, краудфандинг) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).
Формы ПИИ – прямых иностранных инвестиций:
- горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких транспортных расходов и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
- вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
- слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.
Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.
О роли иностранных инвестиций в экономике России
Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:
- привлечь капитал и технологии;
- ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
- повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
- ускорить процесс диверсификации экспорта;
- повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
- снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. Проведение аттестации рабочих мест).
В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».
Морской терминал Новопортовского месторождения «Ворота Арктики»
Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования — более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых месторождений, в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.
Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию
Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение цен на нефть, рост инфляции, ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.
Инвесторы, которые работали на рынке РФ, терпят традиционную бюрократическую волокиту и неустойчивое регулирование. В условиях экономического спада стали испытывать беспокойство в связи с неблагоприятными экономическими изменениями, слишком сложной бизнес-средой и неуверенностью в завтрашнем дне. Из-за ухудшения инвестиционного климата в 2014 году ПИИ в российскую экономику резко упали.
Во втором полугодии 2014 года об оттоке прямых иностранных инвестиций сообщил Банк России. Это произошло впервые после серьезного экономического спада в 2009 году. В 2014 году зарубежные инвестиции сократился до 22 млрд. долларов США, что явилось рекордно низким уровнем с 2006 года. ПИИ в Россию в 2015 году упали до 6,853 млрд. долларов США. Динамика иностранных инвестиций отражает увеличение рисков, с которыми сталкиваются инвесторы, ведущие бизнес на территории РФ.
Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.
Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?
Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов — одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. Особая экономическая зона «Моглино»), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.
Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.
Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.
Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.
Иностранные инвестиции в России — статистика 2017
Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.
Уоррен Баффетт – крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.
В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.
Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.
В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.
Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.
Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.
Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику в современных условиях
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 12.04.2015 2015-04-12
Статья просмотрена: 1366 раз
Библиографическое описание:
Петрова В. О. Динамика иностранных инвестиций в российскую экономику в современных условиях // Молодой ученый. 2015. №8. С. 603-606. URL https://moluch.ru/archive/88/17304/ (дата обращения: 16.01.2019).
На сегодняшний день происходят стремительные перемены во всех сферах жизни, в том числе и в экономике — не только в России, но и во всем мире. Компании обеспокоены тем, как правильно вложить средства и не потерять то, что заработано.
Неотъемлемой частью нормального функционирования и развития экономики являются инвестиции. Инвестиционная деятельность влияет на объем общественного производства и занятость, способствует улучшению экономической ситуации в стране и росту ВВП, стимулируя повышение уровня жизни населения. Для обеспечения бесперебойной и эффективной реализации инвестиционного процесса необходимы соответствующие условия. Подобная задача особо актуальна для обеспечения экономического роста в России: создание новых производственных мощностей, обновление основных фондов — залог реализации модернизации и инновационного прорыва.
Одна из основных целей правительства — привлечение прямых иностранных инвестиций, поскольку они являются ключевым фактором экономического процветания. Для этого необходимо отодвигать препятствия для инвестирования в российскую экономику и вместе с тем, стимулировать интерес иностранных компаний для привлечения их вложений. Так, после 18 лет переговоров, Россия в 2012 году присоединилась к Всемирной торговой организации, что послужило ознаменованием более открытого интереса страны во внешней торговле. За последние десятилетия был достигнут значительный прогресс в создании более конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной бизнес-среды в России, что привело к увеличению объема прямых иностранных инвестиций в 2008 году до 103,8 млрд. долл. (рис.1). Тем не менее, необходимо отметить, что эскалация геополитической напряженности, в результате наложения санкций в отношении России, может крайне негативно повлиять на бизнес-среду в России в будущем.
Таким образом, появляются ограничения для иностранного инвестирования в стратегически и национально важные сектора российской экономики. В 2014 году ситуация осложнилась введенными санкциями государств ЕС и США в отношении России в ответ на русско-украинские трения, а также появлением ограничений в финансовом, оборонном и энергетическом секторах экономики. Всё это приводит к значительному сдерживанию прямых иностранных инвестиций — многие иностранные компании прекращают или начинают откладывать на неопределенный срок операции и сделки, связанные с российскими предприятиями.
В период 2008–2013 годов приток прямых иностранных инвестиций увеличился с 103,8 млрд долларов до 170,2 млрд долларов [1], что является хорошей динамикой. Такой приток связан, во-первых, с развитием новых возможностей и развития более открытого подхода России к прямым иностранным инвестициями, во-вторых, с привлечением иностранных инвесторов в виду Олимпиады в Сочи-2014.
Рис. 1. Интенсивность ПИИ в России в 2008–2013 гг [2]
Действительно, показатель интенсивности прямого иностранного инвестирования в 2013 году в России составлял 3,8 % от общего объема ВВП и был значительно выше среднего показателя по Восточной Европе, который определялся на уровне 2,6 % в том же году. Тем не менее, в будущем, введенные против России санкции достаточно негативно повлияют на приток прямых иностранных инвестиций — в частности, со стороны ЕС, который является крупнейшим торговым партнером России (с учетом 53 % от общего объема экспорта и 41,8 % от общего объема импорта в 2013 году). Поскольку ЕС является основным внешнеторговым партнером России, то в настоящее время инвестиционное сотрудничество России и стран ЕС имеет место в различных отраслях экономики, но наиболее активно оно осуществляется в ТЭК. К сожалению, до сих пор отраслевая структура внешней торговли РФ и ЕС с точки зрения модернизации российской экономики далека от совершенства. Большую часть экспорта РФ в ЕС представляют энергоносители и полезные ископаемые (82,9 % в 2013 г.), что составляет треть всех поставок такого рода в ЕС. Преобладание энергоносителей в экспортной структуре внешней торговли делает крайне актуальным и в то же время затруднительным вопрос сотрудничества РФ и ЕС в энергетической сфере. Хотя в последнее время Россия стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, а ЕС — расширить список поставщиков ресурсов, на сегодняшний день наблюдается устойчивая взаимозависимость России и ЕС в этом сегменте.
Экспорт энергоносителей составляет большую часть общего объема экспорта России в страны ЕС, что отражается и на инвестиционном сотрудничестве сторон. Так российские и европейские ТНК играют ключевую роль в создании трансевропейских газопроводов — «Южный» и «Северный» потоки. Вместе с тем данный процесс достаточно противоречив: российские ТНК стремятся войти на внутренний рынок энергоносителей стран ЕС, но страны ЕС препятствуют этому для сохранения, по их мнению, относительной энергетической независимости от России.
Вся современная экономическая политика в России нацелена преимущественно на крупный, а не средний и малый бизнес. Не случайно, МИД России уже подписал соглашения о сотрудничестве не только с рядом коллективных предпринимательских организаций, но и отдельно с «Внешэкономбанком», ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России», затем с ведущей частной ТНК — «Лукойлом». Данные соглашения предполагают расширение дипломатической поддержки деятельности крупнейших российских компаний в иностранных государствах, активное участие российских посольств в реализации совместных зарубежных проектов.
По-видимому, стремление увязать ПИИ с внешней политикой России перенято у США, что трудно признать удачным решением, так как во многих регионах, где развивается инвестиционная экспансия основной части российских ТНК, нет столь четкой сцепки частных экономических интересов и государственных действий. Такой подход вряд ли встретит понимание в ЕС, где стимулирование собственных ПИИ увязывается не с каким-то политическим прорывом, а с диверсификацией в целом востребованных на мировых рынках экспортных поставок.
Другой немаловажной проблемой развития инвестирования в российский бизнес является отток капитала. Заработанную прибыль российские предприниматели предпочитают инвестировать в компании и недвижимость за рубежом. В основном, это теневой сектор экономики, который провоцирует нелегальный вывоз капитала из России. Из-за теневого оттока из страны уходят миллиарды долларов, которые могли бы быть инвестированы в социальные сферы экономики, инновационный сектор, инфраструктуру.
Данные по чистому ввозу и вывозу капитала частным сектором в Россию представлены в Таблице 1.
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2008–2013 годах, млрд. долларов США [3]
Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ на современном этапе;
Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. В последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций.
Будучи страной с переходной экономикой, перед которой стоят серьезные задачи структурных преобразований и модернизации национальной экономики, Россия, заинтересованная в привлечении иностранных капиталов, должна активно участвовать в разработке и заключении двухсторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международных потоков капитала.
Важным источником в регулировании инвестиционных отношений являются международные договоры, заключенные Российской Федерацией, которые восполняют пробелы, существующие в национальном законодательстве.
Наиболее важными международными договорами, регулирующие отношения в области инвестиций, являются:
· двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
· двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения;
· Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций;
· Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами-реципиентами капитала и частными иностранными инвесторами.
Задачей двухсторонних соглашений является предоставление иностранным инвесторам необходимых правовых гарантий, закрепление основных условий осуществления инвестиций. В России такие соглашения заключаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений».
Двухсторонние соглашения содержат нормы по основным вопросам, касающимся иностранного инвестора:
· правового режима инвестиций;
· гарантий в случаях национализации и экспроприации;
· порядка перевода за рубеж прибылей и других платежей;
· порядка рассмотрения и разрешения инвестиционных споров.
В настоящее время Россией заключено более 60 двухсторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций (с учетом соглашений, заключенных СССР).
Помимо заключения двухсторонних соглашений, Россия участвует в многосторонних соглашениях. Задачей Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года, в которой России участвует с 22 декабря 1992 года, является предоставление гарантий прямым инвесторам. В 1992 году Россия присоединилась к МВФ и Всемирному банку (МБРР и МФК), а также к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), устанавливающей международный механизм страхования иностранных инвестиций. Это очень важно, поскольку страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия такого сдерживающего иностранные инвестиции фактора, как политическая и социально-экономическая нестабильность в принимающей стране. Сегодня влияние этих факторов в России остается существенным. В июле 1992 года Россия присоединилась к многосторонней Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других стран, в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС.
Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала:
· Налоговые стимулы – налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
· «Налоговые каникулы» – полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
· Финансовые стимулы – различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
· Нефинансовые стимулы – создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.
Многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
· право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
· право на репатриацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны её получения;
· право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
· недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
· включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок (grandfather’s clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий.
Выделяются три этапа в развитии законодательства РФ об иностранных инвестициях.
Первый этап, охватывающий период с 1989 года по 1996 год, начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом приватизации государственной собственности. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Задачей данного закона было регулирование правовых экономических основ осуществления на территории России различных видов иностранных инвестиций в целях привлечения и эффективного использования в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий и управленческого опыта. Закон и принятые в его развитие меры послужили стимулом для активизации притока в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. За 1991 год количество предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в России в два с половиной раза и приблизилось к полутора тысячам, а за 1992 год достигло 2533. В период 1991-1993 года в центре внимания президента и правительства РФ находились вопросы порядка создания предприятий с иностранными инвестициями и создания специальных финансовых институтов, обеспечивающих приток иностранного капитала. В 1993 году был принят Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», в соответствии с которым были заключены существующие в настоящее время соглашения.
Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 года по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Приняты Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июля 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др. И главное – 9 июля 1999 года был подписан Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является в настоящее время основным законом, регулирующим иностранные инвестиции в России. Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.
Третий (современный) этап, продолжающийся и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведением его в соответствие с международными нормами. Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования.
К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести: Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Таким образом, положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствие с международными нормами. Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательства об инвестициях.
В целом для периода 90-х гг. XX в. (до 1999 г.) был характерен, по существу, обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.) и особенно в инвестиционной сфере. К 1998 г. инвестиции в основной капитал составили всего 21 % от уровня 1990 г. Начиная с 1999 г. проявились признаки повышения активности в инвестиционной сфере, в 2002 г. инвестиции в основной капитал составили 29 %, а в 2003 г.– примерно 1/3 от уровня 1990 г. При этом ВВП России в 2002 г. составил 74 % от уровня 1990 г., в 2003-2007 г. – 78-79 % . Таким образом мы видим, что инвестиции в основной капитал восстанавливались после экономического спада 90-х гг. значительно медленнее, чем ВВП.
С начала 90-х гг. XX в. до начала 2000-х гг. можно выделить следующие основные этапы привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций). Первый этап – начиная с 1991 г. и до финансового кризиса августа 1998 г., когда рубль «упал» по отношению к доллару в течение одного месяца в 4 раза.
В этот период прямые иностранные инвестиции в РФ возрастали. Если за три года (1991-1993) их общий объем составил 2,9 млрд долл. (т.е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. – 1,05 млрд долл., то в 1997 г. – уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100 %-м участием иностранного капитала.
Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд долл. (по сравнению с 5,3 млрд долл. в 1997 г.). Для третьего этапа (1999-2000) был характерен постепенный рост прямых иностранных инвестиций, которые составили в 1999 г. 4,26 млрд долл., а в 2000 г. – 4,43 млрд.
Начиная с 2000 года в России наметилась тенденция устойчивого роста притока иностранного капитала на 5-10 млрд. долл. в год. В 2007 году в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. При этом прямые иностранные инвестиции в 2007 году составили 27,797 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем в 2006 году, портфельные инвестиции составили 4,194 млрд. долл., а прочие инвестиции в 2007 году составили 88,950 млрд. долл., что в 2,3 раза больше, чем в 2006 году. В таблице 5.1. приведены данные по объему и структуре иностранных инвестиций за 1997-2007 гг.
Таблица 5.1.
Объем и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2007 гг.[5]
Источники: http://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/, http://moluch.ru/archive/88/17304/, http://studopedia.su/7_36195_dinamika-i-struktura-inostrannih-investitsiy-v-rf-na-sovremennom-etape.html
Источник: