Динамика притока прямых иностранных инвестиций

Динамика потоков прямых иностранных инвестиций в мире

За минувшее десятилетие объем трансграничных активов резко увеличился, но благодаря более разнообразному составу международных инвесторов предложение финансовых средств в целом должно стать более стабильным. После периода относительно узких колебаний в 1980-1995 годах, объем глобальных трансграничных потоков за последние десять лет вырос в три раза, достигнув к 2005 году 6,4 трлн. долл. США или приблизительно 15 процентов мирового ВВП.

Во многом данная динамика объясняется несколькими тенденциями. Инвестиции все более диверсифицируются в международных масштабах, глобальные рынки капитала благодаря либерализации и техническому прогрессу все более интегрируются, а текущие экономические условия открывают широкие возможности для роста во всем мире.

Страны с развитой рыночной экономикой остаются главным источником валовых потоков капитала, определяющую роль в которых играют внутриевропейские трансграничные потоки, за которыми следуют потоки капитала из Соединенных Штатов и Японии. Интеграция в рамках Европейского союза (ЕС) облегчила финансовую регионализацию на континенте, в результате чего доля Европы в глобальных трансграничных потоках резко выросла с 50 процентов в 1996 году до приблизительно 70 процентов в 2005 году. Действительно, в связи с тем, что взаимные инвестиции стран-членов зоны евро непропорционально больше, чем взаимные инвестиции любой другой пары стран, значительный объем эмпирических данных свидетельствует о наличии в облигационных портфелях смещения в сторону стран зоны евро. Значение развитых стран Азии как крупного поставщика валовых потоков капитала несколько снизилось при ослаблении позиций Японии в последнее десятилетие, хотя она и остается важным источником финансовых средств [8, с. 30].

Рассмотрим динамику ПИИ в некоторых странах Европы, США и Японии подробней в таблице 2.1. Данные выражены в процентах от ВВП, чтобы удалить эффект различий в размерах экономик стран, представивших отчетность.

Таблица 2.1 — Приток прямых иностранных инвестиций (% от ВВП)

Евросоюз (27 стран)

Как видно из таблицы, приток инвестиций в страны Европы в целом снижается. Это может объясняться тем, что в последнее время потоки ПИИ со стороны развитых стран передвигаются в сторону развивающихся государств, а не распределяются между собой.

В портфелях глобальных фондов продолжает расти количество акций компаний из стран, являющихся крупнейшими развивающимися экономиками в мире. В этом, быть может, и заключается причина того, почему рынки стран БРИК в 2010 году показывают более высокие результаты по сравнению с другими развивающимися рынками [10].

Понятие БРИК (BRIC) появилось десять лет назад. Это первые буквы от названий стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай. Порядок использования букв имеет лишь лингвистический смысл — так созвучнее. Ввел в оборот этот термин экономист Джим О’Нил.

На мировых биржах относительно много паевых фондов и ETF (Exchange-Traded Fund) , инвестирующих средства в развивающиеся рынки. Есть среди них и такие, что вкладывает средства инвесторов в акции компаний стран БРИК. Самым доходным ETF-ом стран БРИК с начала года, торгуемым на бирже в США, был фонд Claymore BRIC ETF канадской управляющей компании Claymore Investments. Стоимость акций этого фонда выросла на 72,5%. Интересно взглянуть на динамику этого фонда и индекса РТС c начала работы фонда.

Простая диверсификация по странам БРИК на трехлетнем промежутке с учетом обвального 2008 года дала неплохой результат +27%, при этом инвестиции исключительно в индекс РТС привел пока к печальному результату -33%.

Доля России в страновой структуре фонда Claymore BRIC ETF крайне мала. Как видно на диаграмме более половины средств инвестировано в акции бразильских компаний, чуть более трети в китайские и десять процентов в индийские.

В 2007 году объем инвестиций Евросоюза в Бразилию, Россию, Индию и Китай по сравнению с 2006 годом увеличился на 58% — с 27,3 млрд. евро до 43 млрд. евро. Согласно отчетам Евростата, инвестиции Европейского Союза в страны БРИК оказались более выгодными, чем инвестиции во все другие страны вместе взятые [11].

Анализ тенденций чистых потоков капитала позволяет выявить заметный сдвиг в структуре общемирового баланса активов и пассивов и проливает свет на глобальные платежные дисбалансы. Наиболее заметно то, что за последние пять лет страны с формирующимся рынком как группа превратились в устойчивых чистых экспортеров капитала и стали значимым классом инвесторов в страны с развитым рынком, причем отток капитала из этих стран является зеркальным отражением дефицита внешнего финансирования США.

Однако такое перемещение капитала из стран с формирующимся рынком в страны с развитым рынком происходит в основном через размещение резервов центральных банков азиатских стран и фондов суверенного богатства (ФСБ), главным образом стран-экспортеров нефти. ФСБ представляют собой накопления государственных сбережений, вложенные во внешние активы (в частности, это средства, размещаемые Инвестиционным управлением Абу-Даби, Инвестиционной корпорацией правительства Сингапура, Инвестиционным управлением Кувейта, Норвежским пенсионным фондом и т.д.). Однако частный капитал перетекает также из стран с развитым рынком в страны с формирующимся рынком, по мере того как институциональные инвесторы, банки и корпорации все в большей мере направляют свои растущие финансовые активы на международные инвестиции в целях диверсификации и повышения скорректированной с учетом риска доходности [8, с. 28].

Итак, прямые зарубежные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии — резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства.

Читайте также  Инвестиции метод дисконтирования денежных потоков

Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется не только между развитыми, но также и развивающимися странами. Также необходимо отметить, что, несмотря на тенденцию увеличения количества развивающихся стран в качестве инвесторов, огромные потоки инвестиций продолжают поступать в эти государства. Примером тому могут служить страны БРИК.

Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам.

Основные тенденции движения ПИИ. Деятельность международных организаций в области прямых иностранных инвестиций;

В результате мирового финансового кризиса и снижения экономической активности в мире значительно уменьшились объемы мировых ПИИ. Состояние мировых ПИИ отслеживает Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), которая готовит ежегодные доклады. По данным этих докладов, сокращение объемов привлекаемых инвестиций наблюдалось в 108 странах из 195 анализируемых.

Однако структура инвестиций изменилась незначительно. По-прежнему инвестирование носит перекрестный характер, т.е. одни и те же страны одновременно выступают и инвесторами, и заемщиками на финансовых рынках. Основными инвесторами остаются промышленно развитые страны (87,2%), они же получают наибольший приток инвестиций (64,5%). Следовательно, сохраняется и такая тенденция, как концентрация потоков ПИИ. При этом для США нетто-баланс практически нулевой, Страны Евросоюза являются нетто-экспортерами. Наиболее активным получателем ПИИ является Восточная Европа, где отток и приток капитала соотносятся как 1 : 6,5.

Происходит смена отраслевых приоритетов в динамике ПИИ. Снизилась инвестиционная привлекательность обрабатывающей промышленности и отдельных секторов рынка услуг (финансовый сектор, транспорт, складские услуги, коммуникации). Аналогичная тенденция возникла в автомобильном, металлургическом, машиностроительном и аэрокосмическом секторах.

Стабильный приток инвестиций сохраняется в здравоохранении и социальной сфере. Наблюдается некоторое увеличение ПИИ в таких сферах, как горнодобывающая, нефтяная промышленность, фармацевтическая отрасль, электроника.

По методике ЮНКТАД инвестиционный потенциал страны оценивается по индексу динамики ввоза ПИИ (к ВВП) и индексу потенциала (он рассчитывается как комплексный показатель на основе динамики ВВП, в том числе на душу населения, экспортной квоты страны, доли расходов на НИОКР в ВВП, ряда социальных показателей, а также уровня странового риска).

По этим индексам все страны разделены на 4 группы:

1 группа: Страны-лидеры с высокими показателями индексов (США, Китай, Франция, Венгрия, Германия).

2 группа: страны, повысившие свои инвестиционные показатели (Бразилия, Казахстан, Марокко, Вьетнам) – имеют низкий потенциал, но высокие показатели динамики ПИИ.

3 группа: Страны, не реализующие свой потенциал (Беларусь, Япония, Саудовская Аравия, РФ, Корея) – потенциал высок, а динамика ввоза ПИИ низкая.

4 группа: Страны с низкими инвестиционными показателями (Бангладеш, Эфиопия, Индия, Индонезия).

3. Инвестиционный климат: понятие и факторы, его определяющие.

Инвестиционный климат – это комплекс параметров, который характеризует степень риска и условия для эффективного среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны или региона.

Инвестиционный комплекс включает следующие основные показатели:

— показатели общего состояния национальной экономики (объем ВВП, темпы его роста, уровень инфляции и безработицы, стоимость рабочей силы и т.п.);

— государственная политика по стимулированию инвестиций (особенно характер и формы государственного вмешательства в хозяйственную практику);

— действующее хозяйственное законодательство, прежде всего, в сфере регулирования инвестиционных потоков;

— участие страны в деятельности международных организаций.

Как правило, оценку инвестиционного климата дают по двум направлениям: риски и возможности.

К рискам (потенциальным опасностям инвестора) относят: политическую нестабильность, социальную напряженность в обществе, экологические риски, макроэкономические риски (кризисы), уровень преступности.

Потенциальные возможности, которые открываются перед инвестором, называют инвестиционным потенциалом. Он характеризуется:

— ресурсно-сырьевой базой (сырье, технологии, человеческие ресурсы);

— производственным потенциалом (наличие конкурентных преимуществ, отраслевая специализация страны, степень индустриализации);

— состоянием потребительского рынка (объем, емкость, наличие платежеспособного спроса, склонность населения к сбережениям, наличие среднего класса и т.п.);

— инфраструктура (производственная, социальная, информационная, транспортная).

С точки зрения указанных факторов наиболее благоприятный инвестиционный климат существует в странах с развитой рыночной экономикой, которые руководствуются такими основополагающими нормативными актами, как «Принципы для международных инвестиций» (утверждены Международной торговой палатой в 1972 г.) и «Кодекс либерализации движения капиталов» (принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1961 г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях (ОЭСР, принят в 1976 г.), «Рекомендации по режиму иностранных для иностранных прямых инвестиций» (Всемирный банк, 1992 г.), «Международный кодекс поведения ТНК» (принят ООН в 1994 г.).

В то же время многие развивающиеся и переходные экономики сохраняют ограничения и барьеры на пути зарубежных капиталовложений, стремясь защитить отечественных производителей на внутреннем рынке. К примеру, устанавливают лимиты иностранной собственности в местных предприятиях, жестко регламентируют вывоз прибылей, регулируют валютные операции. Кроме того, серьезным препятствием для поступления финансовых ресурсов в неразвитую экономическую среду служат высокие политические риски и криминализация хозяйственной жизни. В этих условиях важную роль играют государственные и международные гарантии иностранных инвестиций, в частности, предоставляемые Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МИГА).

Состав и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ

Несмотря на некоторую положительную динамику, современное положение России в мировых инвестиционных процессах и привлечении прямых иностранных инвестиций может быть оценено как весьма скромное, что не соответствует потребностям национальной экономики и ее потенциальным способностям.

Так, в начале XXI века Россия привлекала лишь 0,3% от общемирового объема ПИИ, такова же ее доля и в общем объеме накопленных в мире ПИИ. Вместе с тем, по расчетам экспертов, такая ситуация не соответствует реальным инвестиционным возможностям России. Рассчитываемый ЮНКТАД индекс реальной динамики в области ввоза ПИИ позиционировал Россию на 119 месте (2004 г.), тогда как по индексу потенциала в области ввоза ПИИ страна находится на 35 месте в мире. В 2007 г. объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 19,6 млрд. долл. и по сравнению с 1995 г. он возрос в 8,8 раза. Доля ПИИ в общем объеме поступивших инвестиций в 2007 г. составила 22,3 %., а в накопленном их объеме за 9 мес. 2008 г. — 46,9%. Значительная доля (81,1%) общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций приходилась на такие страны-инвесторы, как Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова.

Читайте также  Финансовые инвестиции корпораций и предприятий

Вместе с тем следует отметить, что доля прямых инвестиций в общем объеме поступивших иностранных инвестиций в РФ в 2007 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 18,1 пункта, по сравнению с 2005 г. – на 2,1 пункта.

Прямые инвесторы, как правило, пользуются рейтингом привлекательности для иностранных инвестиций, рассчитываемого компанией Л.Т. Kearney. Этот рейтинг составляется на основе опросов руководителей 1000 крупнейших мировых компаний. В соответствии с последним рейтингом Л. Т. Kearney (2005 г.) Россия переместилась с 11 места на 6. При этом столь высокое место России в рейтинге обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Для сравнения, некоторые развитые страны в рейтинге занимают следующие места: Германия — 9 место, Франция — 14, Япония — 15, Италия — 19, Канада -21. Однако из приведенных данных не следует, что инвестиционный климат в России лучше, чем в этих странах, поскольку речь идет о потенциальной рентабельности иностранных инвестиций в Россию, которая выше, чем в большинстве развитых экономик. Кроме того, необходимо учитывать огромное «свободное пространство» для инвестиций в России, относительно низкое предложение инвестиционных ресурсов и интенсивную экономическую динамику. Представленные оценки инвестиционной привлекательности России отражают тенденцию повышения статуса страны различными мировыми институтами. Однако в большинстве случаев Россию продолжают рассматривать лишь как один из наиболее перспективных рынков сбыта, оценивая рост ее потребительских возможностей за счет мощных добывающих отраслей. При этом положение России по уровню политической ста­бильности, инновационного развития, коррупции во всех рейтингах остается невысоким.

Индекс реального привлечения ПИИ в России остается довольно низким, однако он улучшился в 2005г. по сравнению с 2002 г. на 23 пункта и достиг 88 пунктов. Этот индекс рассчитывается как отношение доли страны в глобальном притоке ПИИ к доле страны в глобальном Вместе с тем Россия имеет очень высокий индекс потенциального привлечения ПИИ. Этот показатель России повысился в 2003 г. на 27 пунктов – лучший результат за все время расчета рейтинга.

При сравнении индекса реального привлечения с индексом потенциального привлечения ПИИ выделяют четыре группы стран:

— страны-лидеры с высокими уровнями реального и потенцииального привлечения ПИИ;

— страны «выше потенциала», имеющие низкий потенциал, но показывающие высокие результаты привлечения ПИИ;

— страны «ниже потенциала», имеющие высокий потенциал, но показывающие низкие результаты привлечения ПИИ;

— «отстающие страны» с низким результатом и потенциалом привлечения ПИИ.

Как показывает анализ, страны Центральной Восточной Европы, вступившие в ЕС, показали высокие индексы привлечения ПИИ. Так, Эстония Словакия и Чехия вошли в число лидирующих стран. За последние 10 лет они переместились из группы стран «ниже потенциала» в группу «стран-лидеров». Россия за все время участия в данном рейтинге неизменно попадает в группу стран «ниже потенциала».

Рыночная экономика характеризуется высоким уровнем рентабельности и перемещением с помощью ПИИ специфических производств в страны с лучшими факторными условиями. Хотя ПИИ представляют собой значительный дополнительный источник финансирования Россия характеризуется пока недостаточными потоками прямых иностранных инвестиций. Большинство проводимых инвестиционных проектов нацелено на разработку полезных ископаемых или производятся в отраслях, продукция которых характеризуется низкой добавленной стоимостью. Этот вывод подтверждается анализом структура и динамики показателей прямых иностранных инвестиций приведенных в таблице 5.

Таблица 5 –Динамика и структура прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 1995-2007 гг., млн. долл. США,%

Состав прямых иностранных инвестиций включает взносы в уставный (складочный) капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций и прочие прямые инвестиции.

Как показывают данные таблицы 5, за 9 месяцев 2007 г. объем поступивших прямых иностранных инвестиций составил 19,6 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1995 г. в 9,7 раза. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступивших составила 22,3 %. и снизилась по сравнению с 1995 г. на 45,4 пункта. Анализ структуры прямых иностранных инвестиций за рассматриваемый период показывает, что она была неоднозначной. Так, с 1995 по 2000 гг. произошло резкое снижение взносов в уставный капитал за счет увеличения удельного веса кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций. За период с 2000 по 2005 гг. наблюдалась тенденция резкого увеличения удельного веса взносов в капитал при снижении доли кредитов и прочих прямых инвестиций. В последующие годы прослеживалась тенденция ухудшения структуры прямых инвестиций за счет увеличения в общей их структуре удельного веса кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций. Так в 2007 г. доля кредитов превысила долю взносов в капитал на 3,7 пункта. В последние годы наблюдалось ухудшение структуры прямых иностранных инвестиций и в составе накопленных иностранных инвестиций. Так, доля прямых инвестиций в составе накопленных в 2006 г. составила 49,3%, в 2007 г. — 44,4%. В 2008 г. их доля несколько возросла и составила 46,9%.

В связи с этим в России необходима разработка и внедрение независимой ПИИ-политики, направленной на достижение высокого уровня рентабельности и международной конкурентоспособности российских промышленных компаний.

Читайте также  Внутренние инвестиции в экономику сша

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие меры, направленные на привлечение прямых инвестиций:

— базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

— специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определенной трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. К их числу, на наш взгляд, следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизация зависимости от импорта; разработка и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счёт «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» значительно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (закон «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций»);

— внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», «О недрах»);

— принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Базовый закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные условия для притока ПИИ в национальную экономику.

Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского странового риска — неадекватная защита прав собственности, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение странового риска для инвесторов. Одним из важнейших механизмов этого может служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных инвестиций в России.

Для решения этой проблемы представлялось бы целесообразным создать за рубежом, вне юрисдикции России, Российский фонд страхования иностранных инвестиций, за счёт капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять вновь создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению целесообразно привлечь также иностранного управляющего, роль которого может выполнять один из транснациональных банков или компаний.

Улучшению инвестиционного климата и росту притока ПИИ в Россию будет способствовать формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) и вступление России в ВТО. Подписанное 19 сентября 2003 г. в г. Ялте главами Стран России, Украины, Белоруссии и Казахстана «Соглашение об экономической интеграции» предполагает поэтапное формирование единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение факторов производства и эффективную координацию макроэкономической политики. На данном этапе намечено сформировать зоны свободной торговли и отменить ввозные таможенные пошлины, которые еще применяются в торговле между некоторыми государствами-участниками ЕЭП.

Анализ международного опыта вступления стран в ВТО показывает, что в год вступления наблюдается рост иностранных инвестиций в процентах к ВВП на 1,2 %.

Таким образом, обеспечив надлежащую защиту иностранных инвесторов от рисков, а также, приняв ряд предлагаемых мер, направленных на стимулирование привлечения иностранных инвестиций в РФ, страна обеспечит себе не только общеэкономический рост, эффективную инновационную деятельность предприятий, но и укрепит позиции России на международной арене, возвратив ей частично утраченные позиции мировой державы, в первую очередь высокотехнологичных сегментов национальной экономики.

Дата добавления: 2015-07-18 ; просмотров: 779 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники: http://studwood.ru/720512/ekonomika/dinamika_potokov_pryamyh_inostrannyh_investitsiy_mire, http://studopedia.su/6_35381_osnovnie-tendentsii-dvizheniya-pii-deyatelnost-mezhdunarodnih-organizatsiy-v-oblasti-pryamih-inostrannih-investitsiy.html, http://helpiks.org/4-14884.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто