Для привлечения инвестиций в страну необходимо

Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран

Для успешного развития экономики требуется привлечение инвестиций. У стран СНГ опыт в этом намного меньший, чем у зарубежных стран. Поэтому ценен опыт стран с развивающейся экономикой, которые смогли выработать эффективную политику привлечения в страну иностранного капитала.

Опыт малых стран

В целом в мире насчитывается 67 малых стран с развивающейся или переходной экономикой. К малым странам относятся страны, население которых менее 3 миллионов человек. Лидерами по объемам привлеченных иностранных инвестиций среди них являются Эстония и Ямайка.

При этом Эстония придерживает рыночной стратегии развития, а Ямайка — государственного планирования. Тем не менее, обе страны, обеспечив привлечение инвестиций в экономику своих стран, получили целый ряд экономических выгод. Тем самым они продемонстрировали, что экономики с разными способами хозяйствования могут быть одинаково эффективными. Проанализировав успешный опыт этих стран, выделим факторы, повлиявшие на приток прямых иностранных инвестиций в страну:

1. Выход на внешние рынки

Малые страны имеют небольшой внутренний рынок и, соответственно, ограниченную покупательную способность. Эти страны не представляют особого интереса для инвестиций в бизнес, удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынке, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.

Ямайка признала это официально, заявив, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Первым шагом на пути к этому послужили заключение торговых региональных соглашений со странами соседями и членство в ВТО.

Эти страны выстроили приоритеты на заключении торговых соглашений и привлечении прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. Результатом этого стало то, что за период с 1995 по 2008 год, рынок стран Евросоюза (не учитывая северные страны и страны Балтии), потребили 20% эстонского экспорта. А за тот же период две трети ямайского экспорта пришлось на рынки США и Евросоюза.

Кроме этого, Эстонией была выработана политика на то, что страны, с которыми заключены торговые соглашения, являются источниками прямых инвестиций. В результате, направляя половину своего экспорта в северные страны, оттуда она импортирует три четверти прямых иностранных инвестиций. А присоединение Эстонии к Евросоюзу дало толчок росту объема прямых иностранных инвестиций из других стран блока и росту экспорта в эти же страны.

2. Ориентированность на привлечение инвестиций в определенную область

Налоговые и финансовые стимулы позволяют привлекать инвестиции в какие-то определенные отрасли экономики. Так, например, Ямайка, используя свободные экономические зоны, льготное финансирование и налоговые льготы, привлекала иностранный капитал в самые важные секторы своей экономики — горнодобывающую промышленность и туризм.

А вот Эстония отказалась от привлечения прямых инвестиций в отдельные отрасли экономики, и наоборот, проводит политику, благоприятную для инвестиций в разные отрасли экономики. Для создания инвестиционного климата, стимулирования экономического роста и динамичного развития страны, правительство Эстонии предоставляет всем инвесторам гарантию того, что национальный режим не будет дискриминационным.

Положительный эффект сыграло привлечение инвестиций в программы приватизации. Это помогло сформировать здоровый инвестиционный климат в стране и увеличить инвестиции еще больше.

3.Решение проблем с недостатком квалифицированных кадров и соответствующей инфраструктуры

Как правило, приток иностранного капитала и реализация крупных инвестиционных проектов, могут оказать значительное давление на имеющиеся в стране ресурсы. При этом моментально вырастает спрос на квалифицированные кадры и на инфраструктуру страны, которая включает морские порты и аэропорты, энергетические и водные системы, которые не всегда могут соответствовать возникшим потребностям.

Ямайка и Эстония значительно улучшили и расширили инфраструктуру своих стран. Но испытали огромные трудности с предоставлением необходимого числа квалифицированной рабочей силы. Главной проблемой для Эстонии, по оценкам иностранных инвесторов, стал недостаток квалифицированных рабочих. При этом в стране были ограничены возможности по профессиональной подготовке кадров и непрерывного обучения, и она не могла в полной мере удовлетворить возникший спрос.

Для преодоления сложившейся ситуации, эксперты из ЮНКТАД рекомендовали Эстонии смягчить иммиграционную политику для квалифицированных рабочих и тем самым, способствовать притоку необходимых высококвалифицированных кадров из других стран. При этом наиболее доступным решением могло стать привлечение бывших эмигрантов из Эстонии.

4.Наряду с поощрением притока иностранных инвестиций, защищать интересы внутреннего капитала страны

Ямайка и Эстония получили выгоды от притока иностранных инвестиций. Так, на Ямайке были созданы рабочие места в туристической отрасли. Это стимулировало бурный рост сектора услуг, который в настоящий момент превышает экспорт товаров.

Но страны должны знать о потенциальных негативных последствиях, которые могут возникнуть вследствие притока инвестиций из-за границы и предпринимать меры, чтобы их избежать. Так, например, очень часто возникают проблемы с концентрацией внутреннего рынка, и происходит вытеснение местных компаний и предприятий. Для того, чтобы избежать определенных перекосов, приоритетной задачей для страны должно стать создание конкурентной среды.

Экономики стран, зависящих от иностранных инвестиций, уязвимы от внешних потрясений. Следовательно, странам нужно применять эффективное макроэкономическое управление — проводить компенсационную политику и тщательный мониторинг рынка.

5. Получение и развитие косвенных выгод

Для страны, в которую поступают инвестиции, необходимо сделать все возможное, чтобы национальная экономика и местные организации удовлетворяли все возникающие потребности инвесторов. Правительство может помочь малому и среднему бизнесу стать поставщиками товаров и услуг для иностранных компаний. Для повышения квалификации рабочих могут использоваться местные вузы и научно-исследовательские институты.

Анализируя опыт малых стран, можно сказать о том, что привлечение инвестиций из-за границы способствует улучшению экономического состояния страны, повышению деловой активности в разных сферах бизнеса и делает позитивным имидж страны на международном рынке.

Однако, внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и изменчивость законов, тормозят приток международных инвестиций и следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инвесторов, не способны компенсировать эти факторы.

Опыт России в привлечении иностранных инвестиций

Россия представляет большой интерес для иностранных инвесторов с точки зрения вложения денежных средств. По мнению иностранных инвесторов, российский рынок может составить достойную конкуренцию на мировом рынке прямых иностранных инвестиций.

Абсолютное первенство по объему привлеченных иностранных инвестиций традиционно занимает добывающая отрасль. За ней следует сектор обрабатывающих производств, главным образом пищевая промышленность, металлургия и химия. Значительный приток прямых иностранных инвестиций отмечается также в финансовом секторе (в основном — приобретение долей в российских банках) и недвижимости.

Природные ресурсы — одно из основных конкурентных преимуществ России. Российская экономика активно развивается, есть все предпосылки для экономического роста. Три авторитетных международных рейтинговых агентства Standard&Poor’s, Fitch и Moody’s присвоили России инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга.

В России активно работают новые инструменты инвестиционной политики, основанные на механизмах частно-государственного партнерства: концессии, инвестиционный фонд и особые экономические зоны.

Важнейшим конкурентным преимуществом России является потенциал в области высоких технологий и инноваций. Это позволяет рассчитывать на приток инвестиций в сферу высоких технологий. При этом высокое качество человеческого капитала является базой технологического и научного потенциала России. Правительство предпринимает активные меры по стимулированию таких инвестиций. Одним из самых эффективных механизмов являются создаваемые в России технико-внедренческие зоны, основным назначением которых является стимулирование развития высоких технологий.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • · привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • · регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • · привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • · создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
Читайте также  Как привлечь инвестиции в экономику страны

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

В настоящее время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности [4,5].

Наиболее интересным в вопросах регулирования инвестиционной деятельности является опыт США.

США — страна с достаточно развитой экономикой и мощной законодательной системой. Инвестиционный климат США является достаточно ярким и привлекательным. Сегодня эта страна находится на первом месте по объемам привлечения иностранного капитала в экономику своей страны.

Американское правительство хорошо осознает, что функционирование иностранного капитала в экономике США способно оказывать благоприятное влияние не только на промышленность, торговлю и инфляционные процессы, но и на национальную безопасность государства в целом.

На сегодняшний день можно выделить ряд характерных черт, присущих для экономики США в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности страны:

  • -обеспечение высокого уровня притока инвестиций в экономику страны посредством региональной государственной политики;
  • -стимулирование экспорта и импорта капитала в равной степени;
  • -высокая степень контроля за иностранными инвестициями с целью недопущения возможных злоупотреблений;
  • -открытость рынка для других участников;
  • -развитая система налогового и инвестиционного законодательства;
  • -двухуровневая система правового регулирования инвестиционной деятельности.

Основные акценты в рекламно-пропагандистской работе правительства США по привлечению внимания потенциальных инвесторов делаются на следующих факторах:

  • -благоприятный инвестиционный климат, устоявшаяся и стабильная система налогообложения;
  • -мощный и современный технологический потенциал страны;
  • -огромный потребительский рынок (42% процента мирового потребления, около 32 тыс. долл. США ежегодных потребительских расходов на душу населения);
  • -глобальная роль в сфере НИОКР (45% всех ежегодных ассигнований на НИОКР в странах ОЭСР);
  • -строгий режим защиты интеллектуальной собственности (из 173 тыс. ежегодно регистрируемых патентов более половины из зарубежных стран);
  • -высокий уровень системы высшего образования (более 4 тыс. высших учебных заведений; более 56 миллионов американцев с дипломами о высшем образовании; из 10 ведущих университетов мира — 6 американских, среди лучших 100 ВУЗов мира — 37 американских);
  • -высокий уровень производительности труда (первое место среди стран “большой семерки”);
  • -высокоразвитая транспортная инфраструктура (самая обширная в мире сеть автодорог, железнодорожных путей сообщения, аэропортов; крупнейшие портовые центры перевалки грузов)
  • -благоприятная среда для иммигрантов (равенство возможностей, разнообразие культур) [6].

Законодательство США обеспечивает режим максимального благоприятствования для иностранных инвесторов на американском рынке. В большинстве случаев зарубежный капитал пользуется тем же статусом, что и национальный. Ограничений для объемов зарубежного финансирования, изъятия инвестиционных средств, перевода активов, дивидендов и роялти за пределы США не существует. Отдельные исключения по допуску иностранных инвесторов и специальные механизмы контроля за их деятельностью касаются лишь отдельных сфер, критических для национальной безопасности США: внутренние авиалинии, телекоммуникации, речные грузоперевозки, электроэнергетика, банковский сектор, страховые услуги, а также рынок земельных угодий.

Президент США обладает полномочиями заблокировать любую сделку по приобретению зарубежными инвесторами активов в США, если федеральная межведомственная комиссия по иностранным инвестициям (включающая представителей Министерства финансов, Министерства торговли, Госдепартамента, Министерства обороны, офиса торгового представителя США и совета экономических консультантов при президенте) посчитает, что иностранный инвестор может предпринять действия, угрожающие национальной безопасности США, или если существующая законодательная база не может гарантировать обеспечение национальной безопасности.

Таким образом, американская хозяйственная практика в области регулирования инвестиционной деятельности в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, который традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. А в целом, стремление американского правительства вовлечь в международную экономическую деятельность как можно более широкий круг участников, максимально расширить экспортный потенциал страны и входящих в нее территорий, стало отражением основного содержания деятельности внешнеэкономических институтов, как на федеральном, так и местном уровнях США. Согласованность и общая направленность действий этих институтов стало главной составляющей успеха этой страны на мировом рынке сегодня [7].

Опыт Китая

Китайская Народная Республика (КНР) на протяжении 15 лет лидирует среди развивающихся стран по объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиции.Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся открытость его внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Сейчас Китай является одним из важнейших и активнейших участников интеграционных процессов в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Анализ опыта КНР по привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, свидетельствует, что основными факторами, способствующими созданию в Китае благоприятного инвестиционного климата являются: низкие издержки производства, высокая емкость внутреннего рынка, государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий с иностранными инвестициями, льготный режим налогообложения для иностранных инвесторов, функционирование свободных экономических зон.

Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала. Правительство страны все более признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста. Одной из причин, почему в Китае (в отличие от государств бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы) экономические реформы достигли своей цели, является четко сформулированный и весьма прагматичный подход к иностранному капиталу.

В настоящее время привлечение иностранного капитала стало признанной предпосылкой эффективного хозяйствования. Формы привлекаемого капитала самые разные — это прямые и портфельные инвестиции, кредиты и займы частных коммерческих банков, правительственные займы и займы международных организаций, размещение государственных облигаций и казначейских векселей за рубежом.

Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.

Важной особенностью процесса привлечения иностранных инвестиций в КНР является то, что основными зарубежными инвесторами в Китае являются этнические китайцы, проживающие в Гонконге, Южной Корее, Японии, США, а также на Тайване и в Макао.

Одним из главных стимулов привлечения иностранных инвесторов является экономия на трудовых издержках при производстве трудоемкой продукции.Однако сейчас в Китае понимают, что при прочих равных условиях наличие одной лишь дешевой рабочей силы без высокой производительности труда является меньшим стимулом для иностранных инвесторов, чем сочетание высокой производительности труда и относительно дешевой рабочей силы.

Опыт Японии

До самого последнего времени Япония оставалась страной, закрытой для иностранных инвестиций. Главной целью оставалась защита собственных предпринимателей от возможной конкуренции со стороны зарубежных соперников. Для инвесторов было множество ограничений для привлечения инвестиций. Только некоторые компании, которые приносили в страну новые технологии и разработки, допускались до рынка.

Это происходило до тех пор, пока государству не понадобилось больших привлечений иностранного капитала. С этого момента Япония идет на сотрудничество с транснациональными корпорациями, ослабевая некоторые ограничения. Японское расширение иностранных инвестиций было нацелено на приобретение торговых марок зарубежных производителей, а также на их технологии.

Несмотря на ослабление ограничений для иностранных инвесторов, Япония остается главным поставщиком капитала на мировой финансовый рынок. Имея высокую норму сбережения у населения, огромные резервы у промышленных корпораций, пенсионных и страховых институтов, последние двадцать лет Япония активно вкладывала в зарубежные активы. Так, на конец 2010 года объем японских портфельных инвестиций в иностранные активы достигал 3,2 трлн. долларов.

Экономика ориентирована во вне: она работает на экспорт товара и капитала, причем в последние годы доходы от экспорта капитала стали превалировать над доходами от экспорта товара.

Читайте также  Украинские банки с иностранными инвестициями

Наиболее сильны барьеры для входа на рынок иностранного капитала в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, также они присутствуют на рынке транспортных услуг, здравоохранения и образования. Это кажется особенно неуместным, учитывая, что производительность труда уже довольна низка в этих секторах и снижается на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на некоторое изменение политики в отношении иностранных инвестиций в последние несколько лет Япония все равно остается одной из стран с самыми строгими требованиями к зарубежным прямым инвестициям.

Основным типом инвестиций для Японии является М&А инвестиции, т. е. слияние и поглощение. В последнее время японские компании проводят активную и даже несколько агрессивную политику слияния и поглощения, которой способствует высокий курс цены и глобальная тенденция к снижению цен на акции. Основными сферами их приложения являются фармацевтика, страхование, химическая и пищевая промышленность. Целями такой политики являются:

  • -расширение присутствия на иностранных рынках;
  • -заимствование новых технологий;
  • -освоение новых направлений.

В политике слияния и поглощения огромную роль играют крупнейшие японские корпорации — согосеси. Согосеся — уникальное японское экономическое явление. Это универсальные торговые компании, охватывающие все отрасли экономики. Они занимаются оптовой торговлей и продвижением товаров, как в Японии, так и за рубежом. Помимо этого, согосеся занимаются разработкой продукции совместно с производителями и инвестициями в производство. Крупнейшими согосеся являются: Mitsubishi Corporation, Itochu, SumitomoCorporation,Marubeni, ToyotaTshusho, Sojitz.

По объему прямых инвестиций за рубежом Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии).

Что же касается о взаимоотношении с Беларусью, то выделяется очень яркий и весомый проект — модернизация производства полиэфирных нитей на РУП «Светлогорское ПО «Химволокно». Общая сумма японских инвестиций в проект — 31,5 млн.долл. США. Также в Республике Беларусь функционируют два совместных предприятия с японским капиталом — это ООО «Лотис ТИИ» и ООО «Солар ТИИ». Основной сферой их деятельности является производство и экспорт лазерного оборудования, устройств на жидких кристаллах и приборов для физического и химического анализа.

Влияние международного движения капитала на мировую экономику велико и постоянно увеличивается вслед за увеличением масштабов миграции капитала. Международная миграция капитала стимулирует развитие мировой экономики, позволяет перераспределить ограниченные экономические ресурсы более эффективно.

Япония все же остается страной, где сложно работать и продвигать свой бизнес иностранному инвестору. Она же делает ставки на экспорт капитала, и при этом выигрывает. После кризиса 1990-х годов Япония очень ослабла. Новые потрясения все больше и больше подрывают экономику страны. Но она стоит стойко, выходит на лидирующие позиции по товарообороту в стране, по росту ВВП. Этому можно поучиться многим странам, в том числе и Беларуси.

Разработка стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику региона;

Области за 2011 год

Резиденты СЭЗ осуществляют экспортно-импортные операции с 62 странами мира. Внешнеторговый оборот более 650 млн. долл. 2011 года. Получено положительное сальдо торговли в объёме 28,7 млн.долл.

Наибольший объём инвестиций поступил в такие отрасли, как металлургическое производство – 68,4 %, химическое производство – 12,5 % и производство резиновых и пластмассовых изделий – 11,3 % [31].

На данный момент на территории СЭЗ «Гомель-Ратон» и в целом по Гомельской области реализуется и планируется реализовать 40 инвестиционных проектов с иностранными инвесторами (Приложение К) [32].

Подводя итог анализа привлечения иностранных инвестиций в Гомельскую область можно отметить следующее:

1. Гомельская область обладает одним из крупнейших инвестиционных потенциалов республики и действенным механизмом привлечения иностранных инвестиций;

2. Регион преуспевает в привлечении иностранных инвестиций, однако, в последние годы наметилась отрицательная динамика в их общем объёме. Положительным моментом можно отметить увеличение доли прямых иностранных инвестиций;

3. Большое значение в привлечении иностранных инвестиций в Гомельскую область играет СЭЗ «Гомель-Ратон»;

4. Негативным моментом является то, что основная доля иностранных инвестиций идёт в 6 городов области и преимущественно в отрасли перерабатывающей промышленности.

В современных условиях развития экономики страны, для решения задач подъёма региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблемам реализации инвестиционной политики, привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

Анализ статистического материала свидетельствует об отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций. Итоги 2011 г. показывают, что Гомельская область так и не стала зоной массированного притока иностранных инвестиций.

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля со стороны государства. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровня бюрократии.

Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в равной степени как региональные, так и страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Республика Беларусь же, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учётом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие своё дело в республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьёзным экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.

Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого благоприятного инвестиционного климата свободных экономических зон. Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями.

Оценка тенденций динамики международных прямых иностранных инвестиций в условиях мирового экономического кризиса показывает, что в ближайшие годы прогнозируется привлечение их в страны с благоприятными институциональными факторами, наиболее привлекательными ресурсами, ёмким рынком и активной политикой продвижения инвестиций. Об этом свидетельствуют исследования ЮНКТАД Лозаннского Института развития менеджмента среди стран с транзитивной экономикой особо привлекательными для ТНК будут крупные рынки с дешёвой рабочей силой (Россия. Польша. Украина и др.) [33, c.6].

Читайте также  Величина инвестиций при данном спросе на них

Следовательно, Республика Беларусь (в том числе и Гомельская область) столкнётся в ближайшие годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы и в связи с этим будет подвержена риску значительного притока более конкурентоспособного импорта товаров и услуг из России, Украины и Польши, т.е. стран наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. По фактору благоприят­ности деловой среды у Республики Беларусь появились новые конкуренты за приток свободных международных инвестиционных ресурсов, а именно, Азербайджан, Грузия и Армения [34].

В условиях сохраняющегося дефицита инвестиционных ресурсов государство должно перенести «центр тяжести» в привлечении иностранных инвестиций на региональный уровень, каждый из которых имеет свою природно-климатическую, экономическую, социальную специфику. Для этого государство должно делегировать значительную часть своих функций в этой сфере регионам.

Считаем необходимым разработать для Гомельской области Стратегию привлечения иностранных инвестиций. При разработке и реализации региональной инвестиционной стратегии следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления инвестиционным процессом в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого региона.

Первоочередной задачей инвестиционной стратегии является создание благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций и эффективного механизма их использования в целях усиления производственного потенциала региона как основы дальнейшего развития приоритетных сфер экономики и жизни общества.

Инвестиционная стратегия должна выступать как система разносрочных целей, приоритетов, ориентиров и пределов (императивов) инвестиционной деятельности, задающая траекторию развития хозяйственной системы. На практике инвестиционная стратегия развития региона должна представлять собой комплекс взаимосвязанных по задачам отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих синергический эффект при решении системных проблем экономического роста.

В ходе исследования нами был разработан Проект Стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Гомельской области на 2013–2017 годы (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Проект Стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Гомельской области на 2013–2017 годы

Поиск инвестиций и инвесторов

Инвестирование стало достаточно распространенной современной формой заработка в нашей стране и за рубежом. Практически каждый человек задумывался над тем, чтобы вложить свои сбережения в какой-то проект. Но проблема привлечения инвестиций все равно является ключевой в России.

Определение «привлечение инвестиций» в современной экономике имеет такое значение: это вложение сбережений от частного лица или компании в какой-то проект с целью получения дохода. Лица, осуществляющие вложения, называются инвесторами.

Виды инвестиций

Существует множество классификаций вложений, которые основаны на разных критериях. Здесь приведены самые важные из них.

Их можно разделять, например, по объекту, на который направлена инвестиционная деятельность:

  • реальные инвестиции – вложения в строительство, капитальный ремонт;
  • финансовые – вложения в ценные бумаги, в том числе и через инвестиционные фонды, выданные кредитные средства, а также лизинг;
  • спекулятивные – торговля цветными металлами и ценными бумагами.

В зависимости от формы собственности формируются определенные группы вкладчиков. Учет этого крайне важен при привлечении инвесторов в свой бизнес.

Также важным критерием для разделения вкладов на группы является форма собственности инвестиционных ресурсов. На этой классификации основаны особенности поиска и привлечения инвестиций в свой проект. Тут различают:

  • государственные – выдается для обеспечения стратегически важных проектов и может даже полностью покрывать расходы по проекту;
  • частные – вложения от частных инвесторов;
  • иностранные – вложения от лиц, которые не являются резидентами Российской Федерации. Также сюда относятся вклады от иностранных компаний.

Более подробно вы можете прочитать в материале «Виды инвестиций».

Способы привлечения инвестиций

Есть несколько способов привлечения финансирования. К основным и часто встречающимся относятся:

  • вложение средств в уставной капитал предприятия;
  • долговое финансирование;
  • банковское кредитование с залоговым обеспечением;
  • облигационные займы.

Вкладывая деньги в уставной капитал предприятия, инвестор покупает долю в бизнесе. То есть у него на руках находится пакет акций, который подтверждает его права, как совладельца (акционера).

В случае долгового финансирования инвесторы являются кредиторами. Все выделенные компании средства оформляются в качестве задолженности.

Банковское кредитование с залоговым обеспечением предусматривает получение заемных средств на определенный срок. В качестве залога могут выступать акции и активы предприятия.

Облигационные займы по своей сути являются ссудами, которые выдаются заемщику, выпустившему облигации. Такие ценные бумаги подтверждают право владельцев на получение от компании-заемщика номинальной стоимости в установленные сроки.

Как заинтересовать и привлечь инвестора?

Как заинтересовать инвестора и мотивировать его сделать вклад? Для того чтобы человеку или представителю компании захотелось осуществить вложение в какой-либо проект, он должен убедиться, что для него этот проект выгоден. Это называется инвестиционной привлекательностью.

Считается, что для гарантированного привлечения вкладчиков в свой бизнес-проект необходимо пройти 4 последовательных шага. Если все будет сделано правильно, то вопрос, как привлечь инвесторов, больше не будет головной болью.

Шаг первый – выбор партнера, в надежности которого можно быть уверенным

В первую очередь, чтобы найти вкладчика, необходимо представлять, как он будет реагировать на какие-то обстоятельства. Например, поведение инвесторов часто зависит от того, в какой стадии своего развития находится предлагаемый им бизнес-проект. В начальной стадии своего развития он не представляет для них особого интереса, поэтому поиск инвестора и инвестиций становится в это время самой большой проблемой.

Далее по мере своего развития привлекательность проекта растет, а значит, растет и количество вкладчиков.

В завершенный проект вкладывают деньги чаще всего, потому что в этом случае уже видны риски и доходы, которые сопровождают его.

Шаг номер два – грамотно донести информацию до целевой аудитории

Проще всего осуществлять поиск вкладчиков в той же сфере деятельности, к которой относится проект, так как обычно в данном случае они будут чувствовать себя более уверено и осведомлено, это облегчает привлечение инвестиций. Но бывает и такое, что один инвестор вкладывает денежные средства в абсолютно разных сферах.

Чтобы правильно подать свой проект, нужно хорошо его проработать, оформить в привлекательном для вкладчика виде с обоснованием всех его достоинств. Эту задачу можно оставить консалтинговой службе. Также в проекте необходимо указать общий объем инвестиций, который для него необходим.

Главная цель этого этапа – доказать инвестору, что проект ему выгоден, вполне реален и рентабелен.

Успешность привлечения инвестора на этом этапе зависит от того, насколько хорошо вы подали свой проект.

Третий шаг – уверенное проведение переговоров

Если в посланном резюме хорошо описан бизнес-проект, то возможный инвестор может предложить встречу. В первую очередь внимательно ознакомьтесь с его предложением, сопоставьте, совпадает ли оно с вашими потребностями.

Если предложение инвестора не особо заинтересовало, то можно немного потянуть время и подождать ответов других потенциальных вкладчиков.

К встрече подготовьтесь самым тщательным образом, чтобы не возникало никаких заминок при вашем ответе на вопросы инвесторов. Подготовьте и отрепетируйте устное представление своего предложения, себя и своей команды. Вы должны максимально ярко и энергично себя презентовать.

Шаг четвертый – подпись договора

Привлечение инвестора и все договоренности, которые между вами были достигнуты, нужно документально закрепить. Это дает основание в случае несоблюдения договора притянуть к ответственности нарушившую ее сторону. Документальное подтверждение является завершающим этапом.

Чтобы зафиксировать все условия предоставления вклада, составляется документ, называемый «Условия сделки». Требования к его составлению:

  • обозначение всех условий, которые касаются взаимоотношений между собственником проекта и инвестором;
  • однозначность, четкость и недвусмысленность их написания, чтобы это не затрудняло в случае спорных ситуаций их трактовку;
  • четкое и полное указание форм и объемов инвестиций, а также обозначение наказания за невыполнение условий договора.

Источники: http://studwood.ru/728943/ekonomika/opyt_privlecheniya_investitsiy_zarubezhnyh_stran, http://studopedia.su/20_56335_razrabotka-strategii-privlecheniya-inostrannih-investitsiy-v-ekonomiku-regiona.html, http://kudainvestiruem.ru/rynok/privlechenie-investicij.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто