Иностранные инвестиции в центральном округе
Уральская государственная юридическая академия, Россия
ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изучение официальных статистических публикаций позволяет выделить ряд особенностей поступления иностранных инвестиций в федеральные округа Российской Федерации.
В 2010 г. объем текущих иностранных инвестиций в экономике России оценивается в 114746003 тыс. долл., в том числе в Центральном федеральном округе (ЦФО) 76700167 тыс., Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) — 9324379 тыс., Южном федеральном округе (ЮФО) — 2314125 тыс., Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) — 73561 тыс., Приволжском федеральном округе (ПФО) — 7928680 тыс., Уральском федеральном округе (УФО) — 7530536 тыс., Сибирском федеральном округе (СФО) — 3565034 тыс., Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — 7309521 тыс. долл. [подсчитано по: 1].
По итогам 2011 г. приток текущих иностранных инвестиций достиг общей суммы 190643353 тыс. долл., включая поступления в ЦФО объемом 136252877 тыс., СЗФО — 10331906 тыс., ЮФО — 3609286 тыс., СКФО — 647751 тыс., ПФО — 6966218 тыс., УФО — 18038485 тыс., СФО — 4891152 тыс., ДФО — 9905678 тыс. долл. [подсчитано по: 2].
Приведенные подсчеты позволяют распределить федеральные округа по трем эшелонам.
Верхний эшелон представлен ЦФО. На этот округ приходится основной поток иностранных инвестиций, поступивших в национальную экономику. При этом происходит явное усиление преимущественного продвижения инвестиций в данный округ. Если в 2010 г. доля иностранных инвестиций в ЦФО составила 66,8% объема поступивших в российскую экономику инвестиций из иностранных государств, то в 2011 г. — 71,5%.
В промежуточном эшелоне разместились СЗФО, ЮФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО. Между ними разгорается конкурентная борьба по притяжению хотя и весомых, но существенно уступающих ЦФО объемов иностранных инвестиций. Если принять текущие иностранные инвестиции в экономике Российской Федерации в 2010 г. за 100%, то доля СЗФО составляет 8,1%, ЮФО — 2%, ПФО — 6,9%, УФО — 6,6%, СФО — 3,1%, ДФО – 6,4%. В 2011 г. удельный вес СЗФО равен 5,4%, ЮФО — 1,9%, ПФО — 3,6%, УФО — 9,5%, СФО — 2,6%, ДФО — 5,2%.
К низшему эшелону относится СКФО. Вместе с тем отмечается положительная динамика продвижения в него иностранных инвестиций. В 2010 г. доля округа в общем объеме текущих иностранных инвестиций в Российской Федерации оценивается в 0,1%, 2011 г. — 0,3%.
В федеральных округах наблюдаются заметные различия в объеме иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации. Для изучения этого вопроса проведем ранжирование регионов по следующим группам в зависимости от общей суммы иностранных инвестиций, поступивших в каждый субъект Российской Федерации за год: I — не менее 1 млрд. долл.; II — меньше 1 млрд., но не менее 100 млн. долл.; III — менее 100 млн. долл.; IV — иностранные инвестиции отсутствуют.
Количество регионов I группы субъектов Российской Федерации в 2010 г. составило следующие величины: ЦФО — 3, СЗФО — 2, ЮФО — 1, ПФО — 2, УФО — 3, ДФО — 2. Соответственно в 2011 г.: ЦФО — 3, СЗФО — 2, ЮФО — 1, ПФО — 2, УФО — 5, СФО — 2, ДФО — 2.
Установлено следующее количество субъектов Российской Федерации II группы регионов в 2010 г.: ЦФО — 7, СЗФО — 6, ЮФО — 3. ПФО — 6, УФО — 1, СФО — 7, ДФО — 3. Количество регионов рассматриваемой группы равно в 2011 г.: ЦФО — 9, СФО — 7, ЮФО — 3, СКФО — 1, ПФО — 7, СФО — 6, ДФО — 5.
Количество регионов III группы субъектов Российской Федерации оценивается следующими показателями в 2010 г.: ЦФО — 8, СЗФО — 3, ЮФО — 1, СКФО — 2, ПФО — 6, УФО — 2, СФО — 5, ДФО — 4. В свою очередь количество регионов указанной группы равно таким величинам в 2011 г.: ЦФО — 6, СЗФО — 2, ЮФО — 1, СКФО — 1, ПФО — 5, УФО — 1, СФО — 4, ДФО — 2.
Стабильно количество субъектов Российской Федерации IV группы регионов. В 2010, 2011 гг. отсутствует приток инвестиций из-за границы в 1 регион ЮФО и 5 регионов СКФО.
В каждом федеральном округе выделяется несколько или один регион, где размещается преобладающая часть иностранных инвестиций, поступивших в округ.
Из анализа статистического материала следует, что в ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, УФО, ДФО (2010, 2011 гг.) и СФО (2011 г.) основная доля инвестиционных поступлений приходится на субъекты Российской Федерации I группы регионов. Для подтверждения этого вывода приведем следующие обобщения.
В 2010 г. 3 региона I группы субъектов Российской Федерации в ЦФО (области: Калужская, Московская; г.Москва) приняли 95,9% объема текущих иностранных инвестиций, поступивших в данный округ. Соответственно 2 региона в СЗФО (Вологодская область, г.Санкт-Петербург) — 67,7%, 1 регион в ЮФО (Ростовская область) — 63,1%, 2 региона в ПФО (Республика Татарстан, Самарская область) — 67,2%, 3 региона в УФО (области: Свердловская, Челябинская; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — 90,1%, 2 региона в ДФО (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область) — 86,5%.
По результатам 2011 г. на 3 региона I группы субъектов Российской Федерации в ЦФО (области: Белгородская, Московская; г.Москва) приходится 96,8% иностранных инвестиций, направленных иностранными инвесторами в этот округ. В свою очередь 2 региона СЗФО (Вологодская область, г.Санкт-Петербург) — 70%, 1 регион ЮФО (Ростовская область) — 63,6%, 2 региона ПФО (Пермский край, Самарская область) — 51,4%, 5 регионов УФО (области: Свердловская, Тюменская, Челябинская; автономные округа: Ханты-Мансийский — Югра, Ямало-Ненецкий) — 99,6%, 2 региона СФО (Красноярский край, Кемеровская область) — 52,8%, 2 региона ДФО (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область) — 85,7%.
В 2010 г. 7 регионов СФО II группы субъектов Российской Федерации (Республика Хакасия, Красноярский край, области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская) притянули 94,7% иностранных инвестиций, поступивших в указанный округ.
На площадке СКФО в 2010 г. все иностранные инвестиции распределены в 2 субъектах Российской Федерации III группы регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край). По итогам 2011 г. в СКФО доля 1 региона (Ставропольский край) II группы субъектов Российской Федерации составила 85,5% иностранных инвестиций, поступивших в данный округ.
Исследуемые статистические материалы наглядно свидетельствуют о наличии в федеральных округах регионов, пока не привлекающих значительные порции иностранных инвестиций. Такая ситуация объясняется действием отрицательных факторов, сдерживающих поступление из-за границы весомых инвестиционных вливаний. В большинстве субъектов Российской Федерации сохраняются неблагоприятные условия для размещения и функционирования крупных инвестиций зарубежных инвесторов.
Вместе с тем объявленный курс на модернизацию российской экономики настоятельно требует формирования системы мегаинвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов на всем хозяйственном пространстве страны. Это убыстрит становление новой технико-технологической основы производства, интенсифицирует процесс подготовки армии современных высококвалифицированных работников.
Коренное улучшение инвестиционного климата на территории федеральных округов значительно облегчит осуществление объемных иностранных инвестиций. Но для организации широкоформатного доступа к мощным потокам трансграничных инвестиций необходим переход к новой государственной инвестиционной политике. Российской Федерации надлежит укрепить и развить механизмы стимулирования притока крупных национальных и иностранных инвестиций в федеральные округа.
1.Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. –С.44; Социально-экономическое положение Южного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. – С.44; Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в I квартале 2011 года. – М., 2011. –С.44.
2.Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Южного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. – С.44; Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в I квартале 2012 года. – М., 2012. –С.44.
Иностранные инвестиции в центральном округе
Региональное размещение иностранных инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия (Таблица 3).
Поступление иностранных инвестиций по субъектам РФ (млн.долл.США)
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Особенностью размещения иностранных капиталов между федеральными округами является то, что выравнивание объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе: в Центральном — Москва и Московская область, В Северо-Западном — Санкт-Петербург, республика Коми, в Южном — Краснодарский край, в Уральском — Челябинская область, в Сибирском — Омская, Иркутская области. Тогда как остальные регионы данных федеральных округов могут вообще не получать иностранных инвестиций. Подобного рода неравномерность объясняется либо реализацией на территории региона отдельных крупных проектов, либо наличием у него условий, удовлетворяющих отраслевым предпочтениям инвесторов. В 2011г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 71,4 % (64,6% из которых принадлежит г. Москве) их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 9,5 %. На третьем месте находится Северо-Западный округ — 5,4 %. Далее в порядке убывания следуют Дальневосточный федеральный округ — 5,2 %, Приволжский — 3,7%, Сибирский — 2,6 %; Южный — 1,9 %, Северо-Кавказский- 0,3% (Рисунок 4).
Рис. 4. Структура инвестиций по федеральным округам РФ
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва на протяжении последних 3 лет получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В 2011 году объем иностранных инвестиций в экономику Москвы составил 123,1 млрд. долл.
В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
Иностранные инвестиции в центральном округе
В эпоху высоких темпов глобализации для России, чтобы интегрироваться в мировую экономику и занять достойную нишу необходимы иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции – это долгосрочное вложение капитала для развития экономики другой страны и организации сотрудничества. Как показывает статистика, с 2013 года количество иностранных инвестиций в РФ резко сократилось ввиду введенных санкций со стороны США и ЕС. Данный фактор поспособствовал ухудшению инвестиционного климата России, падению ВВП, снижению покупательной способности населения. В связи с этим возросли инвестиционные риски и неопределенность социально-экономического развития РФ, что неблагоприятно сказывается на желании инвесторов вкладывать капитал в российскую экономику. Также к причинам низкой инвестиционной активности можно отнести высокую стоимость заемных средств, трудности на законодательном уровне, неразвитость фондового рынка, высокий уровень коррупции. В данной экономической и политической обстановке актуальным остается вопрос развития регионов РФ. Прямые иностранные инвестиции позволят не только развить промышленность, но получить новые технологии, перенять современную менеджерскую систему, повысить качество услуг и продукции, повысить квалификацию российских специалистов. Исходя из этого осуществлен анализ инвестиционного климата Сибирского Федерального округа.
Ресурсный потенциал СФО остается привлекательным как для внутренних, так для внешних инвестиций. Ресурсы, находящиеся на территории СФО, определяют промышленную специализацию региона. Основные отрасли это – металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, сельскохозяйственная и лесообрабатывающая промышленность. Также в Кузнецком и Горловском бассейнах разрабатываются энергетические и коксующиеся угли. Их себестоимость самая низкая в стране. СФО занимает около 30% территории России. Регион расположен между Европейской частью и Дальним Востоком, что делает его логистически важным для транспортировки сырья, материалов, готовой продукции, а также миграции внутри страны. Многие отрасли СФО представляют интерес для иностранных инвесторов. В первую очередь – это отрасли, которые после вложенного капитала принесут прибыль. К ним относятся: цветная и черная металлургия, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, металлообработка и производство строительных материалов, добыча угля, розничная и оптовая торговля, операции с финансами.
По данным Росстата за 2016 год Сибирский федеральный округ занимает 4 место по поступлениям иностранных инвестиций после ЦФО, ДФО, УФО. Показатели иностранных инвестиций СФО за последние три года выросли. По остальным регионам ситуация неоднозначная, стабильный положительный рост сохраняют только СЗФО и ДФО [1]. По пяти округам увеличился приток иностранных инвестиций (табл. 1).
На основе сальдо инвестиций наиболее интересными для инвесторов в 2016 году являются Красноярский и Забайкальский край, Кемеровская область. Наименее привлекательным субъектам за три года остается Республика Алтай, так как за 2015 и 2016 года иностранных инвестиций не поступало (табл. 2) [1].
Сальдо иностранные инвестиции по федеральным округам (млн долл.)
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/1864.htm, http://studbooks.net/2114355/ekonomika/regionalnoe_razmeschenie_inostrannyh_investitsiy_rossii, http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18988
Источник: