- Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике Казахстана и Кыргызстана
- Инвестиции
- Оперативная информация
- Динамические таблицы
- Методология
- Публикации
- Методология и классификаторы
- Проекты и исследования
- Борьба с коррупцией
- Полезные ссылки
- Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики
- Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики
- Анализ и оценка инвестиционной политики и законодательного обеспечения привлечения инвестиций
Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике Казахстана и Кыргызстана
Без иностранных инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности экономики как на внешних так и на внутренних рынках.
Процессы структурного и качественного обновления Казахстана и Кыргызстана товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования в республиках.
В настоящее время, как никогда, республики поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных экономик, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.
Поэтому привлечение иностранных инвестиций становятся одним из основных факторов всей экономической политики обеих республик. Без них невозможно преодолевать экономические кризисы и выходить на устойчивый экономический рост, обеспечивая прирост национального дохода при сбалансированных макроэкономических показателях, повышение социального уровня населения, стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.
В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования — насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам Казахстана и Кыргызстана.
Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, в нашем случае, формирует перспективную макроэкономическую структуру республик, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и международном разделении труда, определение соответствующей ниши республик в мировом экономическом прстранстве.
Будущее экономическое развитие Казахстана и Кыргызстана следует рассматривать в контексте и тенденции развития мировой экономики. Эпоха вступления обеих стран в новый век характеризуется значительными сдвигами в социально- экономической и технологической структуре с соответствующей трансформацией институциональных основ всей современной экономики. Локальные изменения экономики в отдельности каждой из этих стран постепенно теряют свой экономический потенциал саморазвития, интегрируясь в обще планетарном масштабе с универсальной системой регулирования.
Уже теперь решающую роль в региональном развитии играют транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные хозяйственные структуры. По свидетельству экспортов из Казахстана и Кыргызстана, совокупность десятков ТНК с многочисленными их филиалами охватили экономику данных стран. Это своеобразная экономически стабильная и в тоже время динамическая хозяйственная система регионального типа, которая сосредотачивает в себе треть всех производственных фондов региона, производит около 40 % обще регионального продукта, осуществляет более половины внешнеторгового оборота, свыше 50 % торговли новейшими технологиями и контролирует более 40 % вывоза капитала.
Если прибавить к этому национальные формы большого бизнеса каждой страны, то становится вполне понятным, на чем держится и что движет быстрыми темпами, определяя современную экономику Казахстана и Кыргызстана. Это — не малый и даже не средний бизнес, которые занимают свои рыночные ниши, но не являются ни весомыми инвесторами, ни образователями крупного капитала.
При этом определяющим фактором прогресса является экономическое лидерство Казахстана и в тоже время слабая экономика Кыргызстана. По данному оценочному критерию регион можно разделились на две группы: а) быстро прогрессирующие, производительность труда со средним уровнем технологического развития и производительности труда; б) страна технологически отсталая с низким научно-техническим развитием и производительностью труда;
За годы независимости в нашу экономику Казахстана было привлечено 8 млрд. долл. инвестиций. Это 80% всех иностранных вложений, приходящихся на страны обширного центрально-азиатского региона.
В настоящее время республике работает 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. В том числе в несырьевых секторах экономики свыше 7 тыс. Среди них такие мировые гиганты, как «Дженерал Электрик», «Арселор Миттал», «Метро», «Телиасонера», «Шеврон», «Самсунг» и многие другие», — отметил глава государства.
Республика Казахстан не первый год является одной из самых привлекательных. По привлеченным инвестициям на душу населения Казахстан стабильно входит в первую тройку мира в течение последних десяти лет.
Программа индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года — это жизненно важный для страны проект. Президент РК поставил перед Правительством задачи по обеспечению диверсификации казахстанской экономики, переведя ее на инновационный путь развития. В этой работе важное, значение отводится широкому привлечению в Казахстан иностранных инвестиций. Для успешного осуществления планов по новой индустриализации Казахстан определил 12 приоритетных проектов экономики. Это металлургия, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение, стройиндустрия, транспортная, телекоммуникационная инфраструктура и другие отрасли», — отметил глава государства.
В Казахстане по этим направлениям приоритет будет отдаваться проектам, обеспечивающим выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. В рамках программы индустриально-инновационного развития разработана карта индустриализации страны, в нее включено свыше 100 проектов республиканского и регионального значения на общую сумму 45 млрд. долларов.
Важным условием успешного выполнения государственной программы является укрепление в Казахстане благоприятного климата для прямых инвестиций, особенно в несырьевой сектор экономики.
Кроме того Казахстан демонстрирует зримый рост уровня конкурентоспособности страны. По многим мировым индексам идет улучшение. Так, рейтинг конкурентоспособности, Казахстана по оценке IMD — международного института развития менеджмента в Лозанне, поднялся на 3 позиции в 2008 году и еще на 3 — в 2009. И сегодня мы занимаем уже 33 позицию в мире, существенно обходя все более крупные страны СНГ».
Немного другая картина выглядит в Кыргызстане. В последние годы привлечение прямых иностранных инвестиций стало приоритетом экономической политики Кыргызстана. Объем кыргызского капитала недостаточен для развития современных производств. Поэтому Кыргызстан стремится привлечь инвесторов. Например, в 20011 году рост прямых иностранных капиталовложений в экономику нашей страны составил 19% и достиг 107 миллионов долларов. Это почти 7% ВВП. Причем серьезный рост произошел за счет инвестиций из стран СНГ, в первую очередь России и Казахстана, что является важным элементом нашей стратегии.
По итогам 2002 года поток инвестиций из РФ увеличился в четыре раза. Россия вышла на второе место после США по уровню прямых частных вложений в промышленность Кыргызста. За шесть месяцев нынешнего года по сравнению с прошлым годом рост инвестиций составил еще 70%. Российские частные компании заинтересованы в том, чтобы работать здесь.
Активному привлечению иностранных инвестиций в Кыргызстан есть несколько причин. Их можно разделить на субъективные и объективные. К последнему относятся сравнительно небольшая емкость внутреннего рынка, достаточно неблагоприятное географическое положение, невозможность выхода к морю, непростые отношения с соседями. Именно поэтому Кыргызстан должен более активно привлекать инвестиции.
Что же касается субъективных причин, это слишком большая роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. В этом смысле борьба с административными барьерами на пути бизнеса определена в качестве приоритетной задачи правительства. Задача республики в том, чтобы государство исполняло сервисные функции по отношению к бизнесу. Маленькие страны по определению должны быть более креативны, чтобы выжить. Жизнь заставляет думать и принимать решения быстрее, чем страны с огромными углеводородными ресурсами.
Для преодоления этих барьеров Кыргызстан проводит реформы системы технического регулирования, где стандарты будут добровольными, а не принудительными. Кыргызстан первыми в СНГ ввели упрощенный визовый режим для граждан определенных стран: человек может получить визу без приглашения, на основании устного обращения в консульское управление нашей страны. При этом не нужна регистрация органов внутренних дел. Тем самым республика хочет продемонстрировать всему миру приверженность развитию открытой экономики и открытого внешнего рынка.
Но сегодня Кыргызстан получает достаточно большие гранты, за счет которых также развивается экономика.
Инвестиции — надежда Кыргызстана, его будущее и судьба. Чтобы выйти на экспорт, нужна конкурентоспособная продукция, а такую продукцию может производить только тот, кто знает технологию, вопросы современного управления, человеческих ресурсов, имеет финансы и, самое главное, владеет информацией о рынках сбыта в различных государствах. Кыргызскому предпринимателю сделать это трудно. У него нет ни капитала, ни технологий, ни навыков управления, ни выхода на внешние рынки, на которых его, кстати, никто не ждет.
Конечно, сегодня Кыргызстан получает гранты. Но если вернуться в недалекое прошлое. В Советском Союзе республика ежегодно получала из бюджета около 1 миллиарда долларов в год. Следует отметить, что у Кыргызстана ВВП сейчас примерно 2 миллиарда долларов. Страны СНГ, по размеру и экономической ситуации близкие к республике, — это Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения и Таджикистан. Во всех этих странах, кроме Кыргызстана, были войны, социальные потрясения. Республике удалось всего этого избежать. Кыргызстан первым ввел национальную валюту. Но для того, чтобы ее поддержать, необходимо было взять деньги в долг. В долг была построена дорога между севером и югом страны, аэропорт, проведены реформы в сельском хозяйстве. И сейчас долг Кыргызстана превышает ВВП. Но сегодня Кыргызстан вышел на устойчивый экономический рост. Золотовалютный резерв Нацбанка растет. Впервые за 80 лет превратились в страну, ориентированную на экспорт. Кыргызстан влез в долги, но экономика выжила.
Иностранных инвесторов привлекает несколько моментов. В частности, низкие затраты — дешевые рабочая сила, электричество и аренда помещений, высокий уровень образования, предсказуемая политическая ситуация и широкая сфера распространения русского языка.
Экономико-географическое положение Кыргызстана являтся одним из факторов эфективного развития экономики. Кыргызстан единственная страна, граничащая с северным Китаем, член ВТО. Это означает свободный экспорт в Китай товаров, произведенных в Кыргызстане. Россия не член ВТО, так же, как Казахстан и Узбекистан. А товары, произведенные российскими фирмами у нас, получают неограниченный выход на китайский рынок. Другая перспективная сфера — туризм. Сегодня поток отдыхающих из России на Иссык-Куль и в горы возрастает, надо повысить только уровень сервиса.
Поэтому у Кыргызстана есть шесть приоритетных направлений, где инвесторы могут извлечь необходимую прибыль. Сюда входят гидроэнергетика, горнорудная промышленность (золото, сурьма, олово, вольфрам и др.), туризм, переработка сельскохозяйственной продукции, информационные технологии и в широком смысле слова сервис — транспортный, финансовый, банковский и любой другой. Кыргызстан привлекает инвесторов именно в эти сферы, зная, что они весьма перспективны, а инвестор будет вывозить конкурентоспособную продукцию, производимую здесь, на внешние рынки.
В 2010 году Кыргызстан привлек 116 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Казалось бы это мизер по сравнению с Казахстаном. В классической экономике принято соотносить объем инвестиций по отношению к ВВП — 7%. К примеру, в Турции — 0,5%; в Чехии, Польше, Венгрии — 4%.
В Кыргызстане по итогам 2011 года сумма прямых иностранных инвестиций достигла около 0 миллионов.
За последние 11 лет наибольший объем поступлений пришелся на 2008 год — 6,2 миллиона и 2009-й — 0,9 миллиона. Наибольшее количество вливаний сделала Канада — 48 процентов. Из Китая поступает 14 процентов инвестиций, Великобритании — 7, Германии и Казахстана — по 5, Швейцарии и России — по 4, США — 3 и из других стран — 10 процентов. 53 процента инвестиций идут в обрабатывающую промышленность. На операции с недвижимостью расходуется 15 процентов инвестиционных средств, финансовую деятельность — 10, торговлю и услуги — 12 процентов. На транспорт, связь и горнодобывающую промышленность направляются лишь 4 процента, и по 1 проценту средств — на строительство и гостинично-ресторанный.
Фактором, повлиявшим на объем прямых иностранных инвестиций в 2011 году, стали изменения в Налоговом кодексе. В новой редакции значительно снижено налоговое бремя зарубежных инвесторов, введены облегченный налоговый режим в регионе и преференции. Количество налогов уменьшилось с 16 до 8 процентов, а ставка НДС — с 20 до 12 процентов.
В Кыргызстане создан специальный орган, который всем этим занимается, — консультативный совет по инвестициям, в него входят семь человек. А возглавляет его сам президент.
Таким образом капиталы преимущественно концентрируются в экономически развитом Казахстане с высокой производительностью труда. Именно сюда поступает и значительная часть финансового капитала в то времы как Кыргызстан испытывает большие трудности в поступлении иностранных инвестиций в развитии экономики с имеющими достаточными природными и трудовыми ресурсами.
1.Касымбеков Т.Б. Роль инвестиций в развитии экономики. Алма-Ата: КазГу им. Аль-Фараби, 20г.11
2.Сейткасимов Г.С. Макроэкономические показатели современной экономики Казахстана. Астана: Каз УЭФМТ, 2010г.
3.Сыдыков К.С., Тологонова А.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов в условиях становления рыночных отношений.- Б.,2005 г.
Инвестиции
Оперативная информация
Динамические таблицы
Методология
Публикации
Методология
и классификаторы
Проекты и исследования
Борьба с коррупцией
Полезные ссылки
Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики
© Все права защищены, 2015
При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)
720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374
+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38
+996 (312) 66 41 65
+996 (312) 32 47 03
+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg
+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47
+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47
Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики
Анализ и оценка инвестиционной политики и законодательного обеспечения привлечения инвестиций
Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику республики является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Кыргызской Республики и взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.
Кыргызстан продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.
В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е. режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.
Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны является Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики.
Инвестиционная деятельность в Кыргызской Республике регулируется:
- 1. Конституцией Кыргызской Республики с изменениями от 27 июня 2010 года
- 2. Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года N 66,
- 3. Законом Кыргызской Республики «О лицензировании» от 3 марта 1997 года N 12,
- 4. Законом Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64,
- 5. Законом Кыргызской Республики «О недрах» от 2 июля 1997 года N 42,
- 6. Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» от 22 марта 2009 года N 36,
- 7. Налоговым Кодексом Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года N 25,
- 8. Земельным Кодексом Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года N 45,
- 9. Таможенным Кодексом Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87,
- 10. Гражданским Кодексом Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года N 15 и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.
В целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызская Республика заключила межправительственные двусторонние Соглашения с рядом иностранных государств, в том числе:
Соглашения по взаимной защите и поощрении инвестиций (с Турцией подписано 28 апреля 1992 в г. Бишкек), об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, подписала межгосударственную Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.
Основным нормативный документом, регулирующим инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», принятый 27 марта 2003 года (В редакции Законов КР от14 июня 2004 года N 76, 31 июля 2006 года N 144, 23 июня 2008 года N 127, 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 141, 16 июля 2009 года N 222, 22 октября 2009 года N 284).
Настоящий закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в Республике и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызстане. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.
Главными отличительными чертами закона являются:
- — Возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях Республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);
- — Гарантия неизменность законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется на случай изменения Конституции);
- — Право обращения инвестора в Международный Арбитраж,
- — Гарантия своевременной выплаты адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации;
- — Свободу репатриации капитала;
- — Дивидендов и прибыли
В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:
- — применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами;
- — вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;
- — защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций).
В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;
- — право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;
- — возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;
- — свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных
действиях (например, отмывание денег);
- — свободный доступ к открытой информации;
- — право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;
- — признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;
- — в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий;
- — иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.
Кыргызская Республика еще 28 июня 1991 г. приняла специальный закон в области иностранных инвестиций, Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» с последующими изменениями и дополнениями от 7 мая 1993г. и 26 сентября 1995 г., 28 июля 1995г. Ведомости Верховного Совета КР. 1993. № 9. Ст.181
Закон состоял из краткой преамбулы и трех глав, где содержались 26 статей. В преамбуле подчеркивалось, что закон направлен на привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов и передовой зарубежной технологии.
В Законе помимо определения статуса инвестиций, иностранных инвесторов были предусмотрены формы иностранных инвестиций, разрешенные в Кыргызстане, хотя этот перечень не являлся исчерпывающим: доля в совместном предприятии; иностранных предприятия; приобретение акций и других ценных бумаг; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; интеллектуальные ценности и другие формы, не запрещенные законами Кыргызской Республики.
Согласно ст. 6 Закона договор являлся основным документом, регулирующим правовое положение иностранных инвесторов. Причем, как отмечено в законе, он сохраняет свою силу на весь срок его действия и в случаях, когда после его заключения ухудшились условия осуществления инвестиционной деятельности. Нужно сказать, что особенно договорное регулирование важно при инвестициях в разработку природных ресурсов, естественных богатств. Наряду с классическими концессионными договорами во второй половине ХХ века были широко распространены договоры о распределении продукции. Особенно важны они для реализации значительных по объему проектов, в которых учитываются специфические особенности каждого из них.
Самое основное, что требует особенного внимания в данном законе то, что он предусматривал определенные налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Ст. 20 Закона устанавливала, что предприятия с иностранными инвестициями и доходы от совместной деятельности с участием иностранных инвесторов, если оплата долей участия в предприятиях или целевых вкладов произведена иностранными инвесторами в размере не менее 30 % уставного фонда предприятий, общей суммы для ведения совместной деятельности или в совокупности не менее 51 % акций, освобождаются от уплаты налога на прибыль:
если предметом деятельности являются сфера промышленности, строительство — в течение 5 лет со дня государственной регистрации;
если предметом деятельности являются переработка природных ресурсов, сельское хозяйство, транспорт или связь — в течение 3 лет;
если предметом деятельности является торговля, туризм, банковское или стразовое дело, а также другие виды деятельности — в течение 2 лет.
По истечении сроков освобождения от уплаты налогов ставки налога на прибыль снижаются:
на 50 % на часть прибыли, реинвестируемой в Кыргызской Республике;
на 25 %, если не менее 50 % производимой продукции и услуг экспортируются;
на 25 %, если не менее 50 % продукции производится из импортируемого сырья или компонентов;
на 25 %, если не менее 20 % прибыли расходуется на профессиональное обучение.
Эта статья несет в себе не только информацию о предоставляемых льготах, но и дает нам перечень отраслей экономики Кыргызстана, которые являются приоритетными в привлечении иностранных инвестиций.
Статья 23 устанавливала таможенные льготы инвесторам в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин импорт ценностей, предназначенных для вкладов в уставной фонд иностранных предприятий или целевых вкладов в совместную деятельность с участием иностранного инвестора, а также сырья и компонентов, импортируемых для целей производства.
Следующим шагом в этой области стало принятие закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях» 6 марта 1992 г. и закона «О свободных экономических зонах», анализ которых будет сделан в следующих параграфах работы.
Наряду со специальными законами было большое количество подзаконных актов, т.е. указов Президента и постановлений Правительства КР. Это Указы Президента КР «О мерах по организации экспертиз иностранных инвестиций» от 9 сентября 1992 г., «О международном фонде содействия предпринимательству и иностранным инвестициям» от 25 марта 1992 г., «Об изменениях в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью» от 9 февраля 1993 г., «О дополнительных гарантиях для иностранных инвесторов» от 6 сентября 1994 г., «О зоне привлечения иностранных инвестиций в г. Бишкеке» от 9 декабря 1994 г. и «О дополнительных мерах по совершенствованию системы привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику» от 12 сентября 1998 г. и постановления Правительства Кыргызской Республики во исполнение Указов Президента, как, постановление об утверждении положения «О свободной экономической зоне «Бишкек» от 11 ноября 1995 г., постановление об утверждении временного положения «О порядке исчисления и взимания платы за предоставление льгот по налогам с субъектов СЭЗ КР» от 14 апреля 1997 г., «О государственном комитете КР по иностранным инвестициям и экономическому развитию» от 19 ноября 1998 г. и «Об образовании Агентства по оказанию административной поддержки, консультационных и информационных услуг иностранным инвесторам» от 22 декабря 1998 г. и другие.
Согласно законодательству Кыргызской Республики, стороны инвестиционного спора по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Кыргызской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Кыргызской Республики.
При этом, инвестиционные споры по возможности решаются с помощью консультаций между сторонами. В случае, если стороны не придут к мирному урегулированию спора в течение трех месяцев со дня первого письменного обращения за такой консультацией, любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики разрешается в судебных органах Кыргызской Республики.
Любая из сторон инвестиционного спора может инициировать рассмотрение спора путем обращения — в Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров (МЦУИС) на основании Конвенции о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или o в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по Международному Торговому Праву (ЮНСИТРАЛ).
C 2003 года в Кыргызстане образован и действует Международный третейский суд (МТС). Задачей МТС является оказание помощи юридическим и физическим лицам во внесудебном разрешении возникающих между ними споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, включая инвестиционные споры, при условии, что имеется третейское соглашение (арбитражная оговорка), предоставляющее ему соответствующую компетенцию.
Список арбитров МТС включает 163 специалистов из 23 стран, в том числе 71 международный арбитр из США, Швейцарии, Франции, Казахстана, России, Украины, Узбекистана, Великобритании, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Молдовы, Турции, Индии, Хорватии, Румынии, Австрии, Кореи, Польши, Италии, Монголии и др.
Филиалы и представительства иностранных компаний не являются юридическими лицами Кыргызской Республики. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных им положений. Законодательство Кыргызской Республики проводит различия между филиалами и представительствами. Представительства осуществляют только представительство и защиту интересов иностранного юридического лица, совершают сделки и иные юридические действия от его имени. Филиалы же осуществляют все или часть функций иностранного юридического лица, в том числе функции представительства.
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 года (с последними изменениями от 19 января 2011 года года), филиалы и представительства обладают правами и несут обязанности, предоставляемые по законодательству Кыргызской Республики юридическим лицам, в том числе:
открывать банковские счета и распоряжаться платежами в любой валюте;
нанимать местный персонал;
нанимать иностранный персонал и, соответственно, получать для них разрешение на работу;
вступать в любые договорные правоотношения с местными и иностранными компаниями и осуществлять/принимать на себя обязательства по любым договорам, связанным с платежами в местной и иностранной валюте;
иметь разрешения на приобретение/аренду недвижимости.
Законодательство Кыргызской Республики также предусматривает ряд ограничений в отношении филиалов и представительств. Так, период существования филиала либо представительства ограничен периодом существования материнской компании. Также филиал или представительство не могут получить лицензию для осуществления определенных видов деятельности или для предоставления определенных видов услуг.
За тринадцать лет деятельности СЭЗ «Бишкек» сделала реальные шаги по вхождению в мировое пространство бизнеса, по привлечению иностранного капитала, новых технологий, а также по вовлечению экономики Кыргызстана в систему Международного разделения труда.
Несмотря на то, что в 2012 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2010 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным. Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития. Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.
В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана характеризуются неопределенными перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран. Большой проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане была до 2009 года. Если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.
Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны. Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия Югай Л. Инвестиционная политика Кыргызской Республики // Общество и экономика. — 2009 . — №7. — С. 201-209..
Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ многих государств, особенно стран с переходной экономикой. Кыргызская Республика — одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызии из внутренних источников, внешнему финансированию иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.
Уполномоченным исполнительным органом, определяющим инвестиционную политику государства, с апреля 2007 возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики. В целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды был создан также Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).
Основной целью Инвестиционного совета являлось улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды на основе диалога между бизнес-сообществом и государством. В рамках работы Инвестиционного совета в 2008-2012гг. принят ряд решений, направленных на улучшение государственного администрирования: законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указов Президента, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, оптимизации разрешительно-регулятивной системы, улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно-строительного процесса, новый налоговый кодекс и др.
В октябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), в задачи которого входили формирование стратегии структурной перестройки экономики, поддержкой коммерциала и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.
Агентство должно было также ещё осуществлять общую координацию и подготовку бюджета развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению коммерциал — среды, т.е. взяло на себя исполнение большей части функций по привлечению иностранных инвестиций, ранее принадлежащих Минэкономрегулирования Кыргызии.
В связи с событиями, произошедшими в республике в апреле 2010 года, Декретом Временного Правительства Кыргызии ЦАРИ было ликвидировано, (главой агентства являлся М.Бакиев, сын Президента Кыргызии).
Распоряжением Временного Правительства от 30 апреля 2010 года был создан Координационный Совет по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики, все функции и задачи по привлечению инвестиций с апреля 2010 года вновь возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики.
Инвестиционный климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др.
По многим из этих показателей Кыргызия пока значительно уступает более развитым странам, что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность ее экономики.
В целях обеспечение эффективного диалога между государством и бизнесом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата 5 августа 2010 года был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики. Утверждено Положение о Совете по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики( прилагается).
11 ноября 2010 года на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям, при Правительстве Кыргызской Республики признано утратившим силу распоряжение Временного Правительства от 30 апреля 2010 года «О создании координационного Совета по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики».
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2501.htm, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/, http://vuzlit.ru/1300576/analiz_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_kyrgyzskoy_respubliki
Источник: