Иностранные инвестиции в экономику узбекистана

Содержание
  1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Внешняя торговля»
  2. Аннотация научной статьи по внешней торговле, автор научной работы — Сайфуллаева Нигора Закиралиевна
  3. Похожие темы научных работ по внешней торговле , автор научной работы — Сайфуллаева Нигора Закиралиевна,
  4. Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана и пути их преодоления»
  5. Развитие инвестиционной политики в Узбекистане
  6. Инвестиционная политика Узбекистана, как неотъемлемая часть экономической политики государства
  7. Инвестиции США в Узбекистан резко возросли в 2018 году
  8. Ведущие американские компании выходят на узбекский рынок
  9. Boeing поставляет в Узбекистан самолеты Dreamliner
  10. Рожденные в Узбекистане граждане США видят открывающиеся возможности

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Внешняя торговля»

Аннотация научной статьи по внешней торговле, автор научной работы — Сайфуллаева Нигора Закиралиевна

В статье проводится комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику, и рассматриваются направления усовершенствования инвестиционной политики в Узбекистане

Похожие темы научных работ по внешней торговле , автор научной работы — Сайфуллаева Нигора Закиралиевна,

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана и пути их преодоления»

ренние резервы и возможности, осуществлять глубокие структурные преобразования в экономике, модернизировать и диверсифицировать промышленность. Самое важное направление использования всех имеющихся внутренних возможностей и запасов должны включать поэтапное увеличение глубокой переработки богатого минерального сырья и ресурсов растительного мира, а также расширение объёма и видов производства товаров, обладающих высокой добавленной стоимостью.

Эти мероприятия, проводимые в Узбекистане в сфере развития промышленности, будут способствовать реализации стратегии повышения объёма валового внутреннего продукта к 2030 году как минимум в 2 раза.

1. Каримов И.А. «Наша главная цель — невзирая на имеющиеся трудности последовательно продолжать проводимые реформы и структурные преобразования в экономике, шаг вперёд за счёт дальнейшего открытия широких возможностей частной собственности, малому бизнесу и предпринимательству», газета «Народное слово», 2016 год, 16 января.

2. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ 4707 «О программных мерах по обеспечению модернизации и диверсификации производства и структурных изменениях», 4 марта 2015 года.

3. Ортиков А. и другие «Экономика промышленности», учебник, Ташкент, «Иктисодиёт», 2014 г., стр. 78.

4. Данные государственного комитета статистики Республики Узбекистан

Sayfullaeva Nigora Shakiraliyeva, assistant Bukhara engineering-technological Institute, the city of Bukhara, Republic of Uzbekistan PRIORITIES AND TRENDS OF DEVELOPMENT ‘ OF INDUSTRY IN UZBEKISTAN

The article provides an overview of the major directions of development of the industrial sector in Uzbekistan, and discusses the ways of implementing the State Program of reforming and diversifying the economy

Key words: gross domestic product, industry, GDP, modernization, diversification, production capacity, technical and technological renewal of production.

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Республика Узбекистан

В статье проводится комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику, и рассматриваются направления усовершенствования инвестиционной политики в Узбекистане

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инфраструктура, либерализация, валютная политика, валютный курс, конвертация национальной валюты

Наряду с несомненными успехами, достигнутыми в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны, имеется ряд преград и недостатков. В их числе: слабое развитие инфраструктуры, отсутствие рекламы инвестиционной привлекательности в странах мирового сообщества, высокий уровень дифференцированности в распределении инвестиций между областями, отсутствие свободной и полной конвертации валюты и т.д. С этой точки зрения для того чтобы оживить деятельность предприятий, основанных на иностранных инвестициях, а также увеличить непосредственно сам приток иностранных инвестиций целесообразно осуществить следующие мероприятия:

1. В целях улучшения инвестиционного климата страны и решения сопутствующих ему проблем следует организовать открытое общение и всесторонне обсуждать имеющиеся проблемы при участии специалистов предприятий, основанных на иностранном капитале, специалистов — представителей органов местной власти, руководителей крупных компаний и предприятий, обладающих возможностями инвестирования. Сконцентрировав, таким образом, все мысли и мнения широкой общественности, можно выработать экономически и научно обоснованную специалистами, учёными и практиками единую инвестиционную политику, а также разработать реально работающий механизм реализации принятых законов и решений и обеспечить его жизнеспособность.

2. Один из факторов, влияющих на поток иностранных инвестиций, — ведение маркетинговых исследований, которые в данное время проводятся довольно слабо, в результате мы наблюдаем большое количество остатков произведённой продукции, хранящейся на складах. Решение этой проблемы не связано только с инвестициями, здесь важно повышать потребительскую способность населения и предприятий, а также увеличивать величину здорового спроса на производимые товары и услуги.

3. На сегодняшний день всё ещё недостаточно хорошо проработана система беспристрастного и надёжного информационного обеспечения, отражающая финансовые показатели предприятий и экономические индикаторы. Для решения этой проблемы следует создать альтернативу — самостоятельно функционирующие негосударственные информационные агентства.

4. В данное время всё ещё сохраняется неравномерность привлечения иностранных инвестиций в разрезе региональной структуры страны. Высокий удельный вес при распределении инвестиций имеют регионы, обладающие выгодным географическим расположением, индустриальные центры с развитой инфраструктурой — город Ташкент, Ташкентская область, Навоийская область, а также Кашкадарьинская область, в которых финансируются проекты стратегического значения, в то время, как области, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственной продукции — такие, как Сырдарьинская, Хорезмская и Джизакская области, — имеют малый удельный вес в освоении иностранных инвестиций.

Как показывает анализ, в привлечении иностранных инвестиций в республику существует ряд проблем:

— недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры. Решением этой проблемы может послужить стимулирование деятельности банков, инвестиционных фондов и лизинговых компаний и оптимизация их участия при реализации инвестиционных проектов;

— недостаточный уровень правовых знаний и бизнес-навыков у предпринимателей, в том числе опыта работы с инвестиционными проектами. Преодолеть этот изъян можно посредством создания в регионах центров, оказывающих маркетинговые, юридические услуги, и дальнейшего развития их деятельности;

— несоответствие инвестиционных предложений и технико-экономических обоснований проектов установленным требованиям — устранить это возможно за счёт организации органами местной власти практической помощи предпринимателям при разработке ими инвестиционных проектов, вовлекая в процесс коммерческие банки, региональные отделы Торгово-промышленной Палаты;

— бедственное финансово-экономическое положение инициаторов проекта — следует проводить глубокий тщательный анализ органами местной власти и коммерческими банками финансово-экономического положения инициаторов проектов, вносящих предложения в инвестиционные программы и программы социально-экономического развития регионов;

— неактивное участие органов местной власти в обеспечении иностранных инвесторов полной информацией об инвестиционной среде региона -в целях обеспечения иностранных инвесторов полномасштабной информацией (база инвестиционных проектов и бизнес-предложений, региональные печатные издания, сведения об экономическом анализе сырья и трудовом потенциале) целесообразно организовать в каждом регионе веб-портал «Инвестиционный потенциал области», а также проводить конференции, семинары и презентации по инвестиционной деятельности на территории республики и за рубежом.

5. Ещё одна актуальная проблема в деятельности совместных предприятий связана с устойчивостью национальной валюты — сума. В целях положительного решения этой проблемы правительством республики были разработаны и реализуются мероприятия по осуществлению в стране программы либерализации валютной политики. В частности, проводятся мероприятия по углублению процесса унификации валютных курсов, направленные на увеличение масштаба внебиржевых операций по обмену валюты. Основная цель данных мер — создание необходимых условий для скорейшего перехода к полной конвертации по текущим операциям. Для достижения этой цели необходимо:

Читайте также  Компания со 100 иностранными инвестициями

1) наладить непосредственное сотрудничество с международными финансовыми структурами для того, чтобы найти необходимые валютные ре-

сурсы, что позволит обеспечить и гарантировать положительное протекание процесса перехода к полной конвертации национальной валюты;

2) либерализовать условия и требования продажи валюты, то есть поэтапно сокращать ограничения продажи валюты, учитывая рост объёма операций по обмену валюты.

Достижение свободной конвертации национальной валюты является трудной задачей и требует структурной перестройки экономики, расширения внешнеэкономической деятельности и совершенствования денежно-кредитной и валютной политики. Далеко не все государства мира обладают свободно конвертируемой валютой. Для повышения ценности национальной валюты каждому государству следует создать все условия для обеспечения свободного обмена национальной валюты на валюту других стран и применять методы регулирования валюты на своей территории. Опыт ряда стран показывает, что свободной конвертации можно достичь только на определённом витке развития экономики.

На сегодняшний день функционирует разработанный механизм приоритетной конвертации внутренней валюты для предприятий, обеспечивающих производственные технологии, направленные на импортозамещение и экспорт, а также производящих для республики товары народного потребления первой необходимости. Кроме того, в соответствии с указом правительства Республики для импортозамещающих и экспортоориентирован-ных предприятий при участии иностранных инвестиций гарантируется своевременная конвертация сума на свободно конвертируемую валюту, в том числе гарантируется свободная конвертация доли прибыли и дивидендов, принадлежащих иностранным учредителям.

Следующим шагом в развитии валютных операций и валютного рынка стала отмена обязательной продажи 30 процентов валютной выручки Центральному банку, а вместо этого появился внебиржевой валютный рынок, либерализовавший валютные операции. Это создало возможность, исходя из спроса и предложения, самостоятельно устанавливать обменные курсы уполномоченными на это банками. Источником проведения операций на внебиржевом валютном рынке уполномоченными на это банками, помимо продажи 30 процентов выручки предприятиями, являются также собственные средства предприятий, а также депозиты клиентов в иностранной валюте и другие привлечённые средства. Позиционирование национальной валюты может стать непосредственной основой широкомасштабного использования национальной валюты — сума в международных торговых связях.

6. Количество инжиниринговых компаний, профессионально разрабатывающих инвестиционные проекты с участием иностранных инвестиций очень ограниченно, их деятельность развита недостаточно хорошо, обеспечение их квалифицированными кадрами также далеко от желаемого уровня. Главным затруднением является то, что услуги, оказываемые данными компаниями, не соответствуют установленным требованиям. Они не

отвечают требованиям иностранных финансовых институтов; в экспертизах, проводимых ими, отчётливо проявляются недостатки — неосновательность подготовки документов проекта, наличие неопределённостей в расчётах.

7. Серьёзной проблемой остаётся также сохраняющаяся внешняя угроза политической жизни республики. Явления, угрожающие мирной жизни страны — региональные конфликты, религиозный экстремизм и фундаментализм, коррупция и преступность — могут привести к нежеланию инвесторов, ведущих деятельность в нашей стране, инвестировать свои средства.

8. Недостаточный уровень экономических знаний у населения, отсутствие адекватного отношения общества к иностранным инвесторам являются причиной несерьёзного отношения населения, местных предпринимателей к иностранным инвесторам. У многих деловых людей, желающих осуществить какой-либо проект и наладить производство при участии иностранного капитала, всё ещё сохраняется прежнее устаревшее отношение к иностранным инвесторам. Это одно из отрицательных пережитков бывшего Союза. У людей всё ещё сильно представление о том, что лица, прибывшие из-за рубежа, в том числе инвесторы, всесторонне развиты, высокообразованны и весьма устойчивы в экономическом аспекте.

В деловой среде имеется сильное стремление привлечь как можно больше средств иностранных инвесторов, не уделяя при этом большого значения возврату инвестиций.

Средства иностранных инвесторов — это отнюдь не безвозмездная гуманитарная помощь, оказываемая субъектам малого бизнеса. Поэтому каждый предприниматель при составлении финансового плана проекта должен мысленно поставить себя на его место и только потом правильно рассчитывать прогноз движения средств. Иными словами, иностранный инвестор, так же как и местный партнёр, размещает свои средства в определённую отрасль с тем, чтобы через какое-то время получить прибыль. Если рентабельность инвестиций окажется низкой, и иностранный инвестор не сможет получить желаемую прибыль, его интерес к проекту ослабеет. А это, в свою очередь, может негативно повлиять на мнение других инвесторов о малом бизнесе в нашей республике.

С другой стороны, бывают случаи невыполнения своих обязательств самими иностранными инвесторами, осуществляющих свою деятельность в нашей стране. К сожалению, на практике имеют место случаи невыполнения иностранными инвесторами взятых ими обязательств, в том числе невнесение взносов в уставный капитал совместного предприятия в установленные сроки, отсутствие своевременного предоставления гарантий по внесению взносов и доставке оборудования, допущение недочётов и ошибок при доставке и монтаже оборудования.

9. Серьёзной преградой для деятельности инвесторов является также несоответствие отраслей телекоммуникации мировым стандартам и несовершенство рекламно-информационного обеспечения.

10. Ещё одной важной проблемой является недостаток данных по оценке экологической обстановки, которая может возникнуть в результате проведения авторитетными конкурентами ценовой и производственной политики на товарном рынке, формирования новых возможностей сырья и материалов и организации нового производства.

11. Деятельность по освещению и пропаганде действующей в стране законодательно-правовой базы по формированию благоприятного инвестиционного климата, а также льгот и привилегий, созданных для иностранных инвестиций — проводится недостаточно активно. Кроме того, встречаются случаи слабого надзора за правильным выполнением правовой базы регулирования и защиты инвестиционной деятельности учреждениями, уполномоченными защищать права инвесторов непосредственно на местах.

12. Существует множество преград при регистрации деятельности совместных предприятий и других видов предпринимательства при участии иностранного капитала, и сама процедура регистрации занимает много времени. Нам следует создать для иностранных инвесторов такие экономические условия, чтобы в итоге наша страна находилась в более привлекательном положении по сравнению с другими странами, а инвесторы и мы получили максимальный социально-экономический эффект. Для этого, в первую очередь, необходимо усовершенствовать экономическую инфраструктуру для совместных предприятий.

Эффективность привлекаемых из-за рубежа инвестиций недостаточно высока, что предусматривает ответные меры по повышению эффективности. В связи с этим очень важно определить направления совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций и их рационального использования. Внедрение инвестиций в экономику той или иной страны служит своеобразным катализатором социально-экономического развития. Более важной задачей является использование инвестиций как фактор, ускоряющий добавление в хозяйственный процесс потенциала не используемых ранее в полной мере природных, производственных и трудовых ресурсов.

Сочетание иностранных инвестиций и национальных ресурсов способствует ускорению применения передовых технологий, повышению квалификации работников и использованию местных производственных ресурсов, что приводит к высокому интегральному эффекту.

Конкурентная среда, стремительно развивающаяся на современном этапе, требует ускоренного принятия обоснованных решений с обеих сторон. Было бы целесообразно один из дней недели объявить «Днём инвесторов» и обязательно обеспечить участие представителей органов власти.

Это позволит не только обеспечить решение имеющихся затруднений на местах, но и повысить оперативность.

Меры, о которых было сказано выше, позволят не только улучшить социально-экономические возможности отдельно взятых регионов увеличить валовой региональный продукт и, в конечном счёте, — повысить благополучие и уровень жизни населения.

Применение предложенных рекомендаций на практике даст возможность активнее привлекать иностранные инвестиции в национальную экономику и обеспечить стабильность инвестиционной среды.

Читайте также  Стратегический подход к управлению инвестициями

1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», № 609-1 от 30.04.1998 г.

2. Закон Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению гарантий и защите прав иностранных инвесторов», № 611-1 от 30.05.1998 г.

3. Расулов Н.Н. «Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана», учебник. Ташкент, «Фан», 2013 г., с. 165.

4. Ивасенко А.Г. «Иностранные инвестиции», учебное пособие, Москва, «КНО-РУС», 2010 г., с. 272.

5. www.mfer.uz — сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Сафонова Алина Александровна, аспирант (e-mail: kozinko@list.ru) Старооскольский технологический институт им А.А. Угарова (филиал) Национальный исследовательский технологический университет

В данной статье раскрываются подходы к определению понятия «пространственная экономика» в системе современных экономических знаний. Рассмотрены географический, макроэкономический и микроэкономический подходы к изучению пространственной экономики. Изучены тенденции развития экономического пространства в России. Сделан вывод об их закономерности.

Ключевые слова: кластер, кластерных подход, пространственная экономика, территория, регион.

С развитием человечества возрастает роль науки и научного знания, являющимися основными источником прогресса. Этот процесс сопровождается количественными и качественными изменениями в самой науке, которые проявляются, прежде всего, в интеграции научных дисциплин. Интеграционные тенденции начали проявляться в естественных науках. Эти процессы не обошли стороной и экономическую науку. Растущая слож-

Развитие инвестиционной политики в Узбекистане

Инвестиционная политика Узбекистана, как неотъемлемая часть экономической политики государства

инвестиционный политика узбекистан

Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

-обеспечении структурной перестройки экономики;

-стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

-создании дополнительных рабочих мест;

-привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

-стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

-создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

-развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

-поддержке малого и среднего предпринимательства;

-совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

-создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Привлечение иностранного капитала в развивающиеся страны можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе, пока страна не завоевала международное признание, привлечение капитала главным образом возможно через международные финансовые организации и правительства иностранных государств в виде финансовой помощи, гарантов и льготных кредитов, которые носят как правило краткосрочный характер.

В последующем по мере завершения этими организациями экономической оценки страны, они начинают предоставлять кредиты на финансирование конкретных проектов на долгосрочной коммерческой основе. Активное сотрудничество с международными организациями является важной вехой для дальнейшего наращивания привлеченного капитала, поскольку принятие решений международными организациями о предоставлении стране кредитов служит сигналом как для правительственных органов стран-кредиторов, так и для частных инвесторов о возможности инвестирования в данной стране.

На втором этапе , становятся доступные инвестиции, поддерживаемые государственными экспортно-страховыми агентствами, которые предоставляют страхование коммерческих кредитов для частных инвесторов под государственные гарантии страны-реципиента. Оценка возможности предоставления такого страхования осуществляется уполномоченными органами соответствующих государств (министерства финансов, экономики, внешней торговли) на основе изучения материалов исследований международных финансовых организаций и собственных исследований экономики страны-реципиента. Каждой стране реципиенту на основе указанных исследований присваивается соответствующий рейтинг, который определяет сроки, условия страхуемых кредитов и предельный размер страхового покрытия для страны в целом. Первоначально такие кредиты предоставляются на краткосрочной основе, а в последствии по мере улучшения экономических показателей и формирования кредитной истории страны, становятся доступны долгосрочные кредиты.

На третьем этапе становятся доступны коммерческие кредиты частных инвесторов без государственных гарантий на условиях и принципах проектного финансирования.

На сегодняшний день Узбекистан вступил в третий этап привлечения инвестиций. Всемирным банком и Международным валютным фондом завершены исследования и утверждены стратегии их помощи Узбекистана, все ведущие экспортно-страховые организации осуществляют страхование по долгосрочным кредитам предоставляемые Узбекистану реализуются и находятся в стадии проработки ряд проектов, которые будут финансироваться на коммерческой основе на принципах проектного финансирования.

На сегодняшний день инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении значительных преференций для инвесторов и другие.

А ведь в самом начале, в условиях острой нехватки ресурсов для инвестирования было весьма важным разработать гибкую и долгосрочную инвестиционную политику. И такой шаг был сделан: руководство Узбекистана в корне сменило направление инвестиционной политики — не от инвестиций к приоритетам, а от приоритетов к инвестициям. Изначально было четко определено, какие отрасли необходимо развивать, прежде всего, для того чтобы целенаправленно стимулировать приток инвестиций именно в них.

В этих целях был проведен ряд взаимозависимых экономико-организационных мер, которые, как показывает опыт, никак не противоречат концепции построения рыночной экономики, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств на развитие приоритетных направлений. Также была определена мера государственного участия в экономическом регулировании инвестиционной деятельности. В основу ее была положена двуединая функция государства в реализации инвестиционной политики. С одной стороны, государство создает благоприятную экономическую среду посредством принятия соответствующих законодательных актов, а с другой — функционирует в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и само осуществляет инвестиции в их развитие.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется с помощью налоговой системы, политикой амортизации, системой дотаций, субсидий для отдельных предприятий, кредитной, ценовой политикой и многими другими.

При этом финансовый и кредитный механизм должен преследовать ликвидацию монополизма в различных отраслях и сферах. Так как сегодня на рынке капиталов спрос превышает предложение, заимствующая сторона должна учитывать не только собственную налоговую политику, но и привлекательные условия других стран.

Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана

Иностранные инвестиции играют важную роль в оказании помощи странам с переходным типом экономики в их эволюции к рыночной экономике. Именно это обстоятельство представляет собой для нас особый интерес. Остановимся на том, какие наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой нашей республики, можно разрешить при помощи иностранных инвестиций.

1. Привлечение дополнительного инвестиционного капитала.

2. Доступ к передовой технике.

3. Доступ к передовым методам управления.

4. Улучшение доступа к мировому рынку.

Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

Читайте также  Влияние монетарной политики на инвестиции

— сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;

— созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;

— выгодное географическое положение;

— богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;

— квалифицированные трудовые ресурсы;

— достаточно емкий рынок сбыта.

Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие. Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:

· Закон «Об иностранных инвестициях»;

· Закон «Об инвестиционной деятельности»;

· Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;

· Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).

Иностранным инвесторам предоставлен целый ряд гарантий их деятельности на территории республики: стабильность законодательства в течение 10 лет, иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации, свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее, без каких — либо ограничений, доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом, по усмотрению иностранного инвестора, возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности, страховая защита и гарантии от политических и иных рисков Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях».

Важную роль играет присоединение Узбекистана к международной системе правового обеспечения. Республика присоединилась к таким международным документам, как Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 г.), Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985г.). Узбекистаном заключено множество межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении вложений капитала, подписаны соглашения об избежание двойного налогообложения, о партнерстве и сотрудничестве.По оценкам экспертов, принятые в Республике законы и подзаконные акты создают целостную систему налоговых льгот, стимулов и гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные рамочные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.

В целях более тесной поддержки и содействия иностранным инвесторам в Узбекистане создана также сеть специализированных организаций и учреждений — Агентство по иностранным инвестициям, Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест». Активно функционирует совместная компания по страхованию политических рисков «Узбекинвест Интернешнл» со штаб-квартирой в Лондоне. Образована лизинговая компания, учредителями которой являются Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, «Малайан Бэнк Берхард» (Малайзия) и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента созданы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые Государственные инвестиционные программы.

Инвестиции США в Узбекистан резко возросли в 2018 году

Boeing 787 Dreamliner, приобретенный компанией Uzbekistan Airways, прибыл в Ташкент 18 мая. [Uzbekistan Airways]

ТАШКЕНТ — Более четверти иностранных инвестиций в Узбекистане в течение первых четырех месяцев 2018 года поступили из США, говорится в докладе Центрального банка Узбекистана от 27 июня.

Исследование показало, что с момента обретения независимости от России в 1991 году Узбекистан получил 4,3 млрд долл. США (33 трлн сумов) в виде иностранных инвестиций, 300 млн долл. США (2,3 трлн сумов) из которых поступили в первые четыре месяца этого года.

В течение первых четырех месяцев 2018 года иностранные инвестиции США в Узбекистан составили 28% от общего объема, говорится в докладе.

Посол США Памела Спратлен (справа) присутствует на ежемесячной встрече Американо-Узбекской торговой палаты с участием как американских инвесторов, работающих в Узбекистане, так и узбекских предпринимателей, имеющих деловые интересы в Соединенных Штатах. Ташкент, 20 мая 2018 г. [Американо-Узбекская торговая палата]

По данным исследования, инвестиции из Китая и России значительно уступали по объему, составив 10% и 6% соответственно.

Ведущие американские компании выходят на узбекский рынок

Крупные американские компании проявляют интерес к узбекскому рынку уже с 2017 года — с того момента, когда в Узбекистане был принят ряд широкомасштабных экономических реформ.

Среди них General Electric, консалтинговые компании White & Case и McKinsey & Company, а также компания Yum! Brands, которая планирует открыть сеть популярных ресторанов KFC в Ташкенте в этом году.

По данным Министерства иностранных дел Узбекистана, в стране уже работают такие американские компании, как General Motors, Boeing, ExxonMobil, Coca-Cola и John Deere.

«Важно отметить, что инвесторы из США заняли лидирующие позиции еще до исторической встречи [президента Узбекистана Шавката] Мирзиёева и [президента США Дональда] Трампа, прошедшей в середине мая», – сказал «Каравансараю» экономический аналитик из Ташкента Рустам Файзиев.

«В ходе нее между бизнесменами [из Узбекистана и США] были подписаны контракты [стоимостью] 4,8 миллиардов долларов», – добавил он.

В ходе встречи было заключено более 20 крупных контрактов, в том числе контракт между компаниями Honeywell и Jizzakh Petroleum по строительству нефтеперерабатывающего завода в Джизакской области.

Согласно ожиданиям Центрального банка, «за следующий период американские инвестиции должны показать еще больший рост», отметил Файзиев.

Boeing поставляет в Узбекистан самолеты Dreamliner

Одним из крупномасштабных американо-узбекских партнерств является партнерство между компанией Boeing и национальным авиаперевозчиком Uzbekistan Airways.

18 мая в Ташкент прибыл третий по счету самолет Boeing 787 Dreamliner, приобретенный этой компанией.

«“Боинги” являются ключевыми, самыми важными самолетами для Uzbekistan Airways, и компания будет продолжать пополнять свой флот моделями [Boeing]», – сказал «Каравансараю» представитель Uzbekistan Airways Шухрат Халиков.

«Мы высоко ценим их за качество, надежность и комфорт, – добавил он. – До 2020 года будут приобретены еще три “Дримлайнера”, и их общее количество составит шесть».

«Uzbekistan Airways стала первым заказчиком этих самолетов в Узбекистане», – отметил Халиков.

Покупка самолетов Dreamliner позволила авиакомпании запустить прямые рейсы между Ташкентом и Нью-Йорком в 2017 году.

Рожденные в Узбекистане граждане США видят открывающиеся возможности

По данным американского Бюро переписи населения за 2016 год, более 62 тыс. жителей США родились в Узбекистане. Некоторые из них думают вернуться домой, чтобы открыть там собственный бизнес.

Среди них Бобур Мухаммад, водитель Uber в Нью-Йорке.

«В 90-х годах я выиграл грин-карту и переехал в США, получил американское гражданство», – сказал он по телефону «Каравансараю».

«На волне либерализации в Узбекистане я заинтересовался тем, чтобы открыть здесь бизнес. Я думаю о том, чтобы организовать компанию в сфере пассажирских перевозок, аналог Uber», – рассказал он.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-privlecheniya-inostrannyh-investitsiy-v-ekonomiku-uzbekistana-i-puti-ih-preodoleniya, http://studbooks.net/793154/finansy/razvitie_investitsionnoy_politiki_uzbekistane, http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2018/07/06/feature-01

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто