Иностранные инвестиции в кыргызской республике

Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Анализ и оценка инвестиционной политики и законодательного обеспечения привлечения инвестиций

Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику республики является одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Кыргызской Республики и взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами.

Кыргызстан продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е. режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.

Государство гарантирует благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и иностранных инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны является Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики.

Инвестиционная деятельность в Кыргызской Республике регулируется:

  • 1. Конституцией Кыргызской Республики с изменениями от 27 июня 2010 года
  • 2. Законом Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года N 66,
  • 3. Законом Кыргызской Республики «О лицензировании» от 3 марта 1997 года N 12,
  • 4. Законом Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64,
  • 5. Законом Кыргызской Республики «О недрах» от 2 июля 1997 года N 42,
  • 6. Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» от 22 марта 2009 года N 36,
  • 7. Налоговым Кодексом Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года N 25,
  • 8. Земельным Кодексом Кыргызской Республики от 2 июня 1999 года N 45,
  • 9. Таможенным Кодексом Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87,
  • 10. Гражданским Кодексом Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года N 15 и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.

В целях интеграции в мировое сообщество, а также создания международной нормативно-правовой базы Кыргызская Республика заключила межправительственные двусторонние Соглашения с рядом иностранных государств, в том числе:

Соглашения по взаимной защите и поощрении инвестиций (с Турцией подписано 28 апреля 1992 в г. Бишкек), об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, подписала межгосударственную Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Основным нормативный документом, регулирующим инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», принятый 27 марта 2003 года (В редакции Законов КР от14 июня 2004 года N 76, 31 июля 2006 года N 144, 23 июня 2008 года N 127, 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 141, 16 июля 2009 года N 222, 22 октября 2009 года N 284).

Настоящий закон устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в Республике и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызстане. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами.

Главными отличительными чертами закона являются:

  • — Возможность получения преференций (согласно государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях Республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);
  • — Гарантия неизменность законодательства в течение 10 лет (данное право не распространяется на случай изменения Конституции);
  • — Право обращения инвестора в Международный Арбитраж,
  • — Гарантия своевременной выплаты адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации;
  • — Свободу репатриации капитала;
  • — Дивидендов и прибыли

В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

  • — применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами;
  • — вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;
  • — защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций).

В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;

  • — право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;
  • — возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;
  • — свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных

действиях (например, отмывание денег);

  • — свободный доступ к открытой информации;
  • — право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;
  • — признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;
  • — в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий;
  • — иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.

Кыргызская Республика еще 28 июня 1991 г. приняла специальный закон в области иностранных инвестиций, Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» с последующими изменениями и дополнениями от 7 мая 1993г. и 26 сентября 1995 г., 28 июля 1995г. Ведомости Верховного Совета КР. 1993. № 9. Ст.181

Закон состоял из краткой преамбулы и трех глав, где содержались 26 статей. В преамбуле подчеркивалось, что закон направлен на привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов и передовой зарубежной технологии.

В Законе помимо определения статуса инвестиций, иностранных инвесторов были предусмотрены формы иностранных инвестиций, разрешенные в Кыргызстане, хотя этот перечень не являлся исчерпывающим: доля в совместном предприятии; иностранных предприятия; приобретение акций и других ценных бумаг; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; интеллектуальные ценности и другие формы, не запрещенные законами Кыргызской Республики.

Согласно ст. 6 Закона договор являлся основным документом, регулирующим правовое положение иностранных инвесторов. Причем, как отмечено в законе, он сохраняет свою силу на весь срок его действия и в случаях, когда после его заключения ухудшились условия осуществления инвестиционной деятельности. Нужно сказать, что особенно договорное регулирование важно при инвестициях в разработку природных ресурсов, естественных богатств. Наряду с классическими концессионными договорами во второй половине ХХ века были широко распространены договоры о распределении продукции. Особенно важны они для реализации значительных по объему проектов, в которых учитываются специфические особенности каждого из них.

Самое основное, что требует особенного внимания в данном законе то, что он предусматривал определенные налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Ст. 20 Закона устанавливала, что предприятия с иностранными инвестициями и доходы от совместной деятельности с участием иностранных инвесторов, если оплата долей участия в предприятиях или целевых вкладов произведена иностранными инвесторами в размере не менее 30 % уставного фонда предприятий, общей суммы для ведения совместной деятельности или в совокупности не менее 51 % акций, освобождаются от уплаты налога на прибыль:

если предметом деятельности являются сфера промышленности, строительство — в течение 5 лет со дня государственной регистрации;

Читайте также  Лучшие страны для инвестиций в недвижимость

если предметом деятельности являются переработка природных ресурсов, сельское хозяйство, транспорт или связь — в течение 3 лет;

если предметом деятельности является торговля, туризм, банковское или стразовое дело, а также другие виды деятельности — в течение 2 лет.

По истечении сроков освобождения от уплаты налогов ставки налога на прибыль снижаются:

на 50 % на часть прибыли, реинвестируемой в Кыргызской Республике;

на 25 %, если не менее 50 % производимой продукции и услуг экспортируются;

на 25 %, если не менее 50 % продукции производится из импортируемого сырья или компонентов;

на 25 %, если не менее 20 % прибыли расходуется на профессиональное обучение.

Эта статья несет в себе не только информацию о предоставляемых льготах, но и дает нам перечень отраслей экономики Кыргызстана, которые являются приоритетными в привлечении иностранных инвестиций.

Статья 23 устанавливала таможенные льготы инвесторам в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин импорт ценностей, предназначенных для вкладов в уставной фонд иностранных предприятий или целевых вкладов в совместную деятельность с участием иностранного инвестора, а также сырья и компонентов, импортируемых для целей производства.

Следующим шагом в этой области стало принятие закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях» 6 марта 1992 г. и закона «О свободных экономических зонах», анализ которых будет сделан в следующих параграфах работы.

Наряду со специальными законами было большое количество подзаконных актов, т.е. указов Президента и постановлений Правительства КР. Это Указы Президента КР «О мерах по организации экспертиз иностранных инвестиций» от 9 сентября 1992 г., «О международном фонде содействия предпринимательству и иностранным инвестициям» от 25 марта 1992 г., «Об изменениях в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью» от 9 февраля 1993 г., «О дополнительных гарантиях для иностранных инвесторов» от 6 сентября 1994 г., «О зоне привлечения иностранных инвестиций в г. Бишкеке» от 9 декабря 1994 г. и «О дополнительных мерах по совершенствованию системы привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику» от 12 сентября 1998 г. и постановления Правительства Кыргызской Республики во исполнение Указов Президента, как, постановление об утверждении положения «О свободной экономической зоне «Бишкек» от 11 ноября 1995 г., постановление об утверждении временного положения «О порядке исчисления и взимания платы за предоставление льгот по налогам с субъектов СЭЗ КР» от 14 апреля 1997 г., «О государственном комитете КР по иностранным инвестициям и экономическому развитию» от 19 ноября 1998 г. и «Об образовании Агентства по оказанию административной поддержки, консультационных и информационных услуг иностранным инвесторам» от 22 декабря 1998 г. и другие.

Согласно законодательству Кыргызской Республики, стороны инвестиционного спора по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Кыргызской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Кыргызской Республики.

При этом, инвестиционные споры по возможности решаются с помощью консультаций между сторонами. В случае, если стороны не придут к мирному урегулированию спора в течение трех месяцев со дня первого письменного обращения за такой консультацией, любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики разрешается в судебных органах Кыргызской Республики.

Любая из сторон инвестиционного спора может инициировать рассмотрение спора путем обращения — в Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров (МЦУИС) на основании Конвенции о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или o в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по Международному Торговому Праву (ЮНСИТРАЛ).

C 2003 года в Кыргызстане образован и действует Международный третейский суд (МТС). Задачей МТС является оказание помощи юридическим и физическим лицам во внесудебном разрешении возникающих между ними споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, включая инвестиционные споры, при условии, что имеется третейское соглашение (арбитражная оговорка), предоставляющее ему соответствующую компетенцию.

Список арбитров МТС включает 163 специалистов из 23 стран, в том числе 71 международный арбитр из США, Швейцарии, Франции, Казахстана, России, Украины, Узбекистана, Великобритании, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Молдовы, Турции, Индии, Хорватии, Румынии, Австрии, Кореи, Польши, Италии, Монголии и др.

Филиалы и представительства иностранных компаний не являются юридическими лицами Кыргызской Республики. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных им положений. Законодательство Кыргызской Республики проводит различия между филиалами и представительствами. Представительства осуществляют только представительство и защиту интересов иностранного юридического лица, совершают сделки и иные юридические действия от его имени. Филиалы же осуществляют все или часть функций иностранного юридического лица, в том числе функции представительства.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 года (с последними изменениями от 19 января 2011 года года), филиалы и представительства обладают правами и несут обязанности, предоставляемые по законодательству Кыргызской Республики юридическим лицам, в том числе:

открывать банковские счета и распоряжаться платежами в любой валюте;

нанимать местный персонал;

нанимать иностранный персонал и, соответственно, получать для них разрешение на работу;

вступать в любые договорные правоотношения с местными и иностранными компаниями и осуществлять/принимать на себя обязательства по любым договорам, связанным с платежами в местной и иностранной валюте;

иметь разрешения на приобретение/аренду недвижимости.

Законодательство Кыргызской Республики также предусматривает ряд ограничений в отношении филиалов и представительств. Так, период существования филиала либо представительства ограничен периодом существования материнской компании. Также филиал или представительство не могут получить лицензию для осуществления определенных видов деятельности или для предоставления определенных видов услуг.

За тринадцать лет деятельности СЭЗ «Бишкек» сделала реальные шаги по вхождению в мировое пространство бизнеса, по привлечению иностранного капитала, новых технологий, а также по вовлечению экономики Кыргызстана в систему Международного разделения труда.

Несмотря на то, что в 2012 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2010 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным. Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития. Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.

В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные перспективы Кыргызстана характеризуются неопределенными перспективами роста из-за существующих экономических проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран. Большой проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане была до 2009 года. Если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.

Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны. Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия Югай Л. Инвестиционная политика Кыргызской Республики // Общество и экономика. — 2009 . — №7. — С. 201-209..

Читайте также  Предмет и метод дисциплины инвестиции

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ многих государств, особенно стран с переходной экономикой. Кыргызская Республика — одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызии из внутренних источников, внешнему финансированию иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Уполномоченным исполнительным органом, определяющим инвестиционную политику государства, с апреля 2007 возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики. В целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды был создан также Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).

Основной целью Инвестиционного совета являлось улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды на основе диалога между бизнес-сообществом и государством. В рамках работы Инвестиционного совета в 2008-2012гг. принят ряд решений, направленных на улучшение государственного администрирования: законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указов Президента, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, оптимизации разрешительно-регулятивной системы, улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно-строительного процесса, новый налоговый кодекс и др.

В октябре 2009 года было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), в задачи которого входили формирование стратегии структурной перестройки экономики, поддержкой коммерциала и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.

Агентство должно было также ещё осуществлять общую координацию и подготовку бюджета развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению коммерциал — среды, т.е. взяло на себя исполнение большей части функций по привлечению иностранных инвестиций, ранее принадлежащих Минэкономрегулирования Кыргызии.

В связи с событиями, произошедшими в республике в апреле 2010 года, Декретом Временного Правительства Кыргызии ЦАРИ было ликвидировано, (главой агентства являлся М.Бакиев, сын Президента Кыргызии).

Распоряжением Временного Правительства от 30 апреля 2010 года был создан Координационный Совет по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики, все функции и задачи по привлечению инвестиций с апреля 2010 года вновь возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики.

Инвестиционный климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др.

По многим из этих показателей Кыргызия пока значительно уступает более развитым странам, что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность ее экономики.

В целях обеспечение эффективного диалога между государством и бизнесом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата 5 августа 2010 года был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики. Утверждено Положение о Совете по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики( прилагается).

11 ноября 2010 года на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям, при Правительстве Кыргызской Республики признано утратившим силу распоряжение Временного Правительства от 30 апреля 2010 года «О создании координационного Совета по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики».

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республике

В современных условиях глобализации повышается актуальность изучения влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработку методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, выражаемую, прежде всего, в темпах прироста ВВП, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.

Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких среднесрочных целей, как выход из современного кризисного состояния и подъем экономики. При этом общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции.- М.: КноРус, 2011.

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в Кыргызскую Республику сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, хотя расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Ранее иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые кыргызские предприятия»: средние и мелкие, выпускающие самый широкий круг товаров для кыргызского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ. Кыргызская Республика — одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызстана из внутренних источников, внешнему финансированию — иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Существующий в Кыргызстане национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Кыргызстан изолируется от мировых финансовых потоков. Для обеспечения экономического роста (хотя бы на уровне самопроизводства) ежегодный объем иностранных инвестиций должен быть на уровне 25-30% от объема ВВП. Этого достичь нам пока не удавалось.

Проблемы, мешающие росту инвестиционной активности, лежат в различных сферах и рассматриваются в государственном масштабе. На пути от идеи до конечного продукта нет действительной взаимовыгодной связи разработчиков с предпринимателями и инвесторами.

Привлечение иностранного капитала — дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Кыргызскую Республику являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

Стабильность, в том числе политическая, правовая, экономическая и социальная, является фундаментальным фактором для привлечения инвестиций.

К сожалению, на сегодня Кыргызская Республика имеет репутацию политически и социально нестабильного государства, где часто происходит смена власти, государственной политики, законов, отсутствует преемственность и последовательность в принимаемых государственных решениях.

Усиление защиты права собственности — является одним из наиболее важных факторов для инвесторов при принятии решения об инвестировании в предпринимательскую деятельность. Ряд законов Кыргызской Республики содержит положения о защите права собственности. Однако, на практике данные положения не всегда соблюдаются, а осуществление права на защиту собственности сложно реализуемы. Такая нестабильность, безусловно, препятствует привлечению иностранных инвестиций. Любой иностранный инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-нибудь страны, в первую очередь изучает её законодательство, в котором должны быть чётко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии и способы защиты его интересов.

Нестабильность законодательства проявляется либо в неоправданно частой смене законов, их дополнении и изменении, что приводит к значительному увеличению рисков инвестиционных проектов, либо во внутренних противоречиях законодательства, что усложняет применение законов как предприятиями, так и государственными чиновниками в процессе заключения инвестиционных сделок.

Большинство предприятий в аграрном секторе имеет неустойчивое финансовое положение. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями. Например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. В свою очередь, предприятиям часто невыгодно иметь имидж финансово-состоятельных, так как это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. И, как мы знаем, в Кыргызской Республике аграрный сектор не имеет большого развития и контролирование со стороны инвесторов не приветствует. Инвестирование в предприятие предполагает установление, в той или иной степени, контроля над ним, так как в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия, даже контрольным пакетом, в наших условиях далеко не всегда означает возможность контроля над действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав совместное предприятие.

Многочисленные «эксперты» высказывают много советов по привлечению и использованию иностранных инвестиций. Соглашаясь с ними, государственные чиновники заявляют о том, что «нам надо привлекать иностранные и внутренние инвестиции», «у нас будет очередная реформа», «мы сделаем так» и «у нас будет быстрый старт». К сожалению, как показывает время, у нас, почему то, ничего не получается. Да, именно у нас, а не у них, которые по своей должности являются ответственными людьми за развитие нашей экономики. От них уже и не приходится ждать чего-либо результативного, а вот ожидать можно все.

Читайте также  Темп роста инвестиций в украину

Привлеченные инвестиции могут быть иностранными, когда в нашу экономику вкладывают свои деньги представители иностранных государств и внутренними, когда инвестируют свои сбережения граждане нашей страны.

Суть инвестиций — это получение прибыли от вложенного капитала. Понимая это рассмотрим, в какой области инвестор может получить прибыль. Прибыль можно получить путем инвестиции своих денег в производство товаров и услуг. Можно вести финансовую инвестиционную деятельность, предоставив свои деньги в кредит, вложив в ценные бумаги или другие финансовые инструменты. Есть способ зарабатывать на спекулятивных инвестициях исключительно ради изменения цены в будущем, покупая валюту и драгоценные металлы.

Прибыль в свою очередь является результатом полученной разницы между доходами и расходами. Следовательно, необходимо проанализировать эти два основных фактора для получения прибыли в реальном секторе экономики в условиях современного Кыргызстана.

Рассмотрим условия и возможности, которые сможет предоставить Кыргызстан для инвесторов в области получения дохода.

Чтобы получить доход, необходимо реализовать произведенную продукцию или услуги, т.е. они должны быть потреблены населением. В нашей стране значительная доля населения — это люди с невысоким уровнем заработной платы (около 9 000 сомов). Объемы потребления в Кыргызстане не дают возможность иностранному инвестору надеяться на большие объемы сбыта внутри страны, чтобы в относительно короткие сроки окупить свои инвестиции и получить прибыль.

Соответственно, можно сделать вывод, что мелкие инвестиционные проекты в Кыргызстане еще можно окупить и получить прибыль. Для крупного инвестора единственный путь — это экспорт произведенной продукции. Примером этого может служить деятельность иностранных инвесторов, которые вложили капитал в «Кумтор Оперейтинг Компани», «Реемстма», «Вимм-Биль-Дан» и др.

К сожалению, у нас было множество примеров, когда по разным причинам создавались «трудности» с реализацией продукции крупных компаний. Обоснованность этих «трудностей» — это отдельная тема. Но хотелось бы, чтобы Государство понимало, что инвесторы, особенно иностранные, придают важное значение предыдущему опыту и существующим условиям в области экспорта для принятия решения об инвестициях. К сожалению успешных примеров, в этой области, если скажу нет, будет правильней.

Для производства товара помимо первоначальных вложений в оборудование, необходимо понести расходы на сырье, труд, коммерческие расходы и налоги.

Рассмотрим преимущества и недостатки, которые сложились в Кыргызстане для каждого из видов расходов.

Расходы на труд в Кыргызстане исходя из соотношения «квалификация/заработная плата» относительно низкие, по сравнению со странами СНГ. Учитывая темпы роста средних заработных плат, которые позволяют покрывать инфляцию и дает возможность на незначительное увеличение реального дохода сотрудника, отсюда можно сделать вывод, что расходы на труд для инвесторов будут предсказуемы и максимально эффективными.

Что касается налоговой системы, то в этом направлении у нас выгодные условия в виде невысоких ставок налогов и их относительно малое количество. Но при этом существуют проблемы с механизмами сбора налогов, отчетностями и взаимодействием с налоговыми органами. К сожалению, не ведутся работы по упрощению процедур исполнения налоговых обязательств. Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития страны, хотя ставки налогов на прибыль, подоходный и НДС в Кыргызской Республике были существенно снижены. Существенную нагрузку создают НДС, акцизные налоги, налог с продаж. Система страховых взносов в Социальный Фонд остается непрозрачной и обременительной. Неравномерное распределение налоговой нагрузки между отраслями экономики, между добросовестными и недобросовестными налогоплательщиками, неэффективная система налогового администрирования, отсутствие налоговых стимулов для инвестиций, невозможность реальной оценки налоговой базы и ряд других причин не стимулируют инвестиции и не создают условий для легализации «теневой экономики». Данный фактор может быть и не значителен для инвестора, но стремление и желание работать прозрачно и открыто должно доставлять удовольствие и сопровождаться удобствами в деятельности инвестора.

В нашей стране зачастую сырье является главным привлекательным фактором для иностранных инвесторов. Кыргызстан богат различными видами сырьевых баз в различных направлениях, этот привлекательный фактор усиливает низкие цены на них. В этой отрасли у нас две основные проблемы, которые мы своими силами не решим. Первая — отсутствие новых технологий для переработки запасов сырья. Вторая-отсутствие понимания того, как содержать и развивать сырьевую базу. Эти две проблемы, которые не можем решить мы, могут стать для иностранного инвестора конкурентным преимуществом, а также решением социальных проблем местного населения.

Таким образом, в Кыргызстане расходная часть в деятельности инвестора является выгодным преимуществом относительно других стран СНГ и Запада. Получить выгоду от этих преимуществ можно в случаях допущения, что у нас существует политическая стабильность и низкий уровень коррупции. Хочется, чтобы эти допущения стали реальностью.

Единственное условие, которое у нас есть и пока остается привлекательным для инвесторов — это наша сырьевая база, но при этом нет налаженной технологической инфраструктуры. Для создания остальных условии нам необходимы определенные вложения средства, политическая воля и целенаправленный план действий в этих направлениях. Все это называется инвестиционным климатом. Пока климатические условия у нас не ясные.

Мировая практика показывает, что основным фактором экономического прорыва являются современные технологии в виде высоко технологических оборудований и инноваций. В Кыргызстане есть единичные примеры привлечения современных технологий в отдельную отрасль, но эти примеры не могут дать мультипликативного эффекта на другие отрасли экономики. Необходимо привлекать современные технологии во все стратегические отрасли, в особенности в те отрасли, где высока рентабельность.

Что мы можем предложить, помимо создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций?

Сегодня международное производство не ограничивается обязательными прямыми инвестициями, когда инвестор арендует землю, завозит технологию, строит завод и начинает выпускать продукцию. Особую популярность приобретает производство, не связанное с прямым участием в капитале, когда инвестор использует услугу подрядного производства и аутсорсинга. По сути это выпуск продукции на заказ.

Рассмотрев возможности, созданные для инвесторов в Кыргызстане в области получения доходов и расходов производства, считаю наиболее актуальным и выгодным вести работу на самом высоком государственном уровне для создания всех необходимых условии для привлечения инвестиций, не связанных с прямым участием в капитале. Потенциал данного вида производства значительный, что показывает его воздействия на развитие экономики.

По статистике швейная отрасль занимает передовое место в производстве, не связанном с прямым участием в капитале, которая дает 40-45% добавленной стоимости и уровень занятости 6-6,5% в развивающихся странах. Именно такой способ производства обеспечивает значительную долю ВВП, успешный пример — экономика Китая.

Данный механизм производства у нас практикуется в швейной отрасли силами местных заказчиков стихийно и не структурно. Несмотря на это, именно швейную отрасль уже успели назвать «локомотивом» нашей экономики.

Вместо создания условий для прихода инвестиций, государство сегодня «впустую» тратит деньги, кредитуя почти натуральное сельское хозяйство с плохой инфраструктурой. В эту отрасль нужны современные технологии, за 200 или 300 тысяч сомов такие технологии не закупишь. Какой будет эффект от этого, очень скоро покажет статистика.

Данная практика правительства четко показывает взаимосвязь между внутренними и внешними инвестициями. Пока мы не наладим внутренние инвестиции, когда получим возможность своими силами обновлять технологическую составляющего нашего производства, наплыв иностранных инвесторов будет маловероятен.

Большинство стран активно содействуют привлечению инвестиций и стимулируют привлечение инвестиций путем предоставления преференций. В Кыргызской Республике отсутствуют политика и программы по привлечению и стимулированию инвестиций, не предпринимаются меры по формированию положительного образа страны, не оказывается помощь инвесторам в нахождении информации для инвестирования, отсутствует орган, который мог бы стать связующим звеном между инвестором и государством. По мнению экспертной группы, учитывая объективные факторы, препятствующие привлечению инвестиций (малый размер рынка, отсутствие энергетических ресурсов, отсутствие выхода к морю и т.п.), Кыргызской Республике необходимо использовать систему фискальных преференций, стимулирующих рост инвестиций и способствующих созданию конкурентоспособной экономики, и создание квази-государственной организации, уполномоченной осуществлять политику и программы по привлечению инвестиций. Отсутствие государственных программ по стимулированию инвестиций ведет к низкой степени привлекательности Кыргызской Республики как в региональном масштабе, так и в мире.

Инвестиции

Оперативная информация

Динамические таблицы

Методология

Публикации

Методология
и классификаторы

Проекты и исследования

Борьба с коррупцией

Полезные ссылки

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

© Все права защищены, 2015

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38

+996 (312) 66 41 65

+996 (312) 32 47 03

+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

Источники: http://vuzlit.ru/1300576/analiz_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_kyrgyzskoy_respubliki, http://studbooks.net/2567172/ekonomika/problemy_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_kyrgyzskoy_respublike, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто