Инвестиции малые из федерального бюджета

Роль инвестиций в федеральном бюджете

Особенности планирования, формирования и распределения бюджетных инвестиций в системе расходов федерального бюджета

Бюджетные инвестиции планируются и осуществляются в соответствии со следующими принципами:

  • стабильности и взаимодополнения всех программных и плановых документов в системе планирования социально — экономического развития Российской Федерации;
  • — последовательности и соответствия решений государственных органов и должностных лиц принятой государственной инвестиционной политике.

Планирование бюджетных инвестиционных проектов (программ) осуществляется в три этапа:

  • 1) разработка мероприятий, носящих инвестиционный характер, на стадии разработки государственных, отраслевых (секторальных), региональных программ;
  • 2) формирование и утверждение перечня бюджетных инвестиционных проектов (программ) в составе перечня бюджетных программ (подпрограмм) после утверждения государственных, отраслевых (секторальных), региональных программ;
  • 3) формирование и утверждение перечня приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ). [11]

Разработка мероприятий, носящих инвестиционный характер, осуществляется на стадии разработки и согласования государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ. Мероприятия, носящие инвестиционный характер, подлежат отраслевой экспертизе.

Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию инвестиционные предложения.

В содержании инвестиционных предложений включены:

  • — общая информация по бюджетному инвестиционному проекту;
  • — информация о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программными документами;
  • — альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвестиционного проекта;
  • — возможные варианты развития в отрасли (сферы) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта и отсутствия такой реализации;
  • — информация о распределении выгод от реализации бюджетного инвестиционного проекта;
  • — оценка предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвестиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики. [29]

Порядок разработки мероприятий, носящих инвестиционный характер, устанавливается Правительством Российской Федерации в составе порядка разработки государственных, отраслевых (секторальных) региональных программ.

Основанием для включения в перечень бюджетных инвестиционных проектов (программ) является:

  • — утвержденные государственные, отраслевые (секторальные), региональные программы;
  • — наличие технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов (программ);
  • — положительное заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (программы);
  • — решения бюджетной комиссии.

В качестве основного документа для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций из федерального бюджета в Бюджетный кодекс введено понятие «федеральная адресная инвестиционная программа». Согласно статье 182 действующего Бюджетного кодекса адресная инвестиционная программа составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений:

  • — по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее — объекты капитального строительства);
  • — по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее — объекты недвижимого имущества);
  • — по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества (далее — мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты).

Основными принципами при определении направлений расходования бюджетных ассигнований в планируемом периоде в первоочередном порядке являются:

  • — обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
  • — открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
  • — обеспечение безусловного выполнения принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений;
  • — концентрация инвестиционных ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед государством (строительство, реконструкция и модернизация объектов, имеющих федеральное значение);
  • — обеспечение преемственности федеральных инвестиционных обязательств (включение в первую очередь переходящих объектов, которые реализовывались с использованием средств федерального бюджета в предшествующие годы, и обеспечение их финансирования в объемах, необходимых для завершения строительства в установленные сроки, поскольку сокращение принятых обязательств приводит к образованию объектов незавершенного строительства, и, как следствие, — удорожанию инвестиционных проектов, увеличению сроков их реализации и неэффективному использованию средств федерального бюджета);
  • — степень готовности к вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
  • — степень готовности нормативной правовой базы. [25]

Можно выделить два случая предоставления бюджетных инвестиций:

  • 1) бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • 2) бюджетные инвестиции юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий). [28]
Читайте также  Инвестиции и по каким критериям их оценивают

Бюджетные инвестиции в РФ

Согласно БК бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

БК предусмотрено, что основанием для включения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в закон (решение) о бюджете должны служить утвержденные долгосрочные целевые программы или иные нормативные акты (т.е. принятие соответствующих расходных обязательств).

Одновременно БК предлагается перейти к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые относятся соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. В случае необходимости поддержки строительства объектов регионального или муниципального значения из федерального бюджета (объектов муниципального значения из регионального бюджета) соответствующие средства должны передаваться в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты в виде субсидий, предусматриваемых соответствующими долгосрочными целевыми программами.

Согласно БК бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства из федерального бюджета должны осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, формирование и ведение которой должно осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ (см. Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 №716).

Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений:
— по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
— по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов РФ;
— по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества.

Распределение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, а также бюджетных ассигнований на приобретение федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными автономными учреждениями и федеральными казенными учреждениями оборудования, не входящего в сметы строек, в состав адресной программы не включается.

Проект адресной программы формируется Минэкономразвития России в соответствии с разрабатываемыми им методическими указаниями.

Несмотря на то что БК не содержит формальных требований к данной программе, исходя из общей логики принятия и исполнения расходных обязательств она должна содержать данные, характеризующие каждый инвестиционный проект на весь срок его реализации, в том числе — общую сметную стоимость и разбивку бюджетных ассигнований по годам строительства. Такой подход позволит повысить обоснованность и прозрачность планирования и осуществления бюджетных инвестиций.

Помимо собственно бюджетных инвестиций, из бюджетов всех уровней осуществляются расходы на поддержку частных инвестиционных проектов. При этом БК установлены формы таких расходов. К ним относятся: бюджетные кредиты, субсидии, субвенции и вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц.

На федеральном уровне существует специальный механизм формирования, планирования и реализации инвестиционных проектов — Инвестиционный фонд РФ.

Инвестиционный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государстве нн о-ч астн ого партнерства.

Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ установлен постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134.

Средства Инвестиционного фонда предназначены для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оплату принятых и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации по реализации проектов, образуют годовой объем Фонда.

Бюджетные ассигнования Фонда могут предусматриваться для реализации проекта на период, продолжительность которого не превышает пять лет.

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации концессионных проектов при условии предоставления инвестором средств в размере не менее 25% стоимости концессионного проекта.

Отбор проектов осуществляется на основе следующих критериев:
а) наличие инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);
б) соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством РФ, — для проектов, имеющих общегосударственное значение;
в) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;
г) обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Фонда;
д) стоимость проектов, установленная для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляющая не менее 5 млрд руб., —
для проектов, имеющих общегосударственное значение, и не менее
500 млн руб., — для региональных инвестиционных проектов;
е) соответствие объема финансирования проекта за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета минимальному уровню софинансирования, определяемому в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утверждаемой Минрегиона России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России, — для региональных инвестиционных проектов;
ж) соответствие задачи, на решение которой направлена реализация проекта, задачам, определенным стратегией социально-экономического развития субъекта РФ, утвержденной в установленном порядке, —для региональных инвестиционных проектов;
з) период, на который предусматриваются бюджетные ассигнования Фонда для реализации проекта, не превышает пять лет.

Читайте также  Инвестиции в патенты и торговые марки

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.

Еще одним инструментом инвестиционной деятельности являются дорожные фонды. Дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ и муниципальные дорожные фонды.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее суммы установленного настоящей статьей базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период, и прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от;
— акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
— использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории РФ;
— платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
— платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
— платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— штрафов за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
— поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения и др.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Деятельность

Меры государственной поддержки инвестиционных проектов

Возможные федеральные меры поддержки:

1. Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Российской Федерации на основе проектного финансирования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 (Скачать постановление).

Программа предусматривает поддержку инвестиционных проектов стоимостью от 1 до 20 млрд рублей, в том числе, в сфере обрабатывающего производства, к которому относится обработка алмазов (32.12 ОКВЭД), отобранных в установленном порядке, в части предоставления льготного банковского кредитования от коммерческих банков (отобранных в установленном порядке). Размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в настоящей программе, не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой ЦБ РФ, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам, плюс 2,5 процента годовых.

2. Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.01.2014 № 3 (Скачать постановление).

Читайте также  Инвестиции в проект к текущему моменту

Субсидии являются источником финансового обеспечения (компенсации) части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, предоставляемым на срок не менее 5 лет по каждому кредитному договору и полученным организациями в российских кредитных организациях и (или) Внешэкономбанке в 2014 — 2016 годах.

3. Финансирование проектов по импортозамещению, а также техническому перевооружению производственных компаний, их переводу на более современные и экологичные технологии и оборудование через Фонд развития промышленности в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. №1388 (Скачать постановление).

Фонд предоставляет целевой займ на период от 5 до 7 лет в зависимости от соответствующей программы. Общая процентная ставка по программам составляет 5 % годовых, а по решению Наблюдательного совета Фонда ставка может быть изменена. В рамках программ необходимо предоставление обеспечения в объеме общей суммы займа в соответствии с видами обеспечения, предусмотренными действующим законодательством. Фонд вправе уменьшить сумму дополнительного обеспечения на сумму стоимости чистых активов заемщика.

Критериями отбора проектов являются:

рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта;

научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий, а также наличие научно-технического задела и подтверждение на него прав/расходов заявителя;

производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации;

финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта, в том числе инвестиционная привлекательность проекта;

финансовая состоятельность заемщика и достаточное обеспечение займа: стоимость чистых активов больше суммы займа или дополнительное обеспечение (гарантии, поручительство, залог);

юридическая состоятельность заемщика, основных участников и схемы реализации проекта.

4. Прямые гарантии для инвесторов, предоставляемые акционерным обществом «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (Скачать документ).

5. Предоставление кредитных средств ВЭБ на реализацию инвестиционного проекта.

Критерии отбора инвестиционных проектов:

· соответствие принципам и основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка;

· срок окупаемости проекта — более 5 лет;

· общая стоимость проекта — более 2 млрд. рублей;

· минимальный размер участия Внешэкономбанка — 1 млрд. рублей.

6. Финансирование инвестиционных проектов от инвестиционной компании «ВЭБ Финанс» (более подробно – http://veb-finance.ru/proektnoe_finansirovanie).

6.1. Проектное финансирование

— Источником возврата вложенных средств и кредита являются денежные потоки, генерируемые проектом.

— В качестве стратегических инвесторов выступает одна или несколько компаний.

— Получателем кредита является вновь создаваемая компания.

— Операционная деятельность проектной компании независима от операционной деятельности стратегических спонсоров. Кредит расходуется на создание инфраструктуры самого объекта (закупка оборудования, строительные работы и т.п.).

Кредитные продукты, предоставляемые банками при финансировании бизнеса в рамках проектного финансирования:

· Инвестиционный кредит в виде кредитной линии, предоставляемый для финансирования инвестиционных затрат проекта.

· Коммерческий кредит в виде кредитной линии, предоставляемый в целях пополнения оборотных средств для формирования первоначального оборотного капитала.

· Межбанковское связанное финансирование импортных поставок оборудования или услуг с участием экспортных кредитных (страховых) агентств (ЭКА) стран-поставщиков.

· Различные комбинации стандартных кредитных продуктов.

6.2. Инвестиционное финансирование

— Для реализации инвестиционного проекта не создается отдельное юридическое лицо. Оператором по проекту выступает действующая компания.

— Кредит привлекается компанией инициирующей проект. Эта же компания-заемщик представляет залог и гасит проценты по кредиту на инвестиционной фазе.

— Источником возврата вложенных средств и кредита являются денежные потоки, генерируемые проектом и действующим бизнесом клиента.

7. Федеральный проект «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие» (www.infra-konkurs.ru) (Скачать документ)

Конкурс «Регионы – устойчивое развитие» проводится с августа 2011 года в соответствии с поручением Правительства РФ и призван объединить усилия государственных органов власти, коммерческих и общественных организаций для решения проблем в различных отраслях экономики, стимулировать предприятия и инициативных граждан к созданию высокоэффективных производств.

Организаторами Конкурса являются ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ», а также ряд других коммерческих и некоммерческих организаций.

В рамках Конкурса проводится отбор лучших инвестиционных проектов и технологических решений. Проект дает реальный шанс на создание более благоприятной среды обитания, внедрение инноваций и прогрессивных технологий, модернизацию промышленных объектов в каждом регионе за счет привлечения средств частных инвесторов.

Основными критериями при отборе проектов является наличие собственных средств в размере не менее 10 % от общей заявленной стоимости проекта, наличие земельного участка (долгосрочная аренда/собственность), проект должен находиться на стадии разработки исходной разрешающей документации и/или быть start-up. Срок реализации проекта и возврата средств не должен превышать 17 лет с момента начала финансирования. Общий объем финансирования на один проект не должен быть меньше 50 млн. руб.

Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности,

предусмотренные нормативно-правовыми актами Тульской области

Источники: http://studwood.ru/951309/finansy/rol_investitsiy_federalnom_byudzhete, http://psyera.ru/byudzhetnye-investicii-v-rf_9869.htm, http://chern.tularegion.ru/activities/investitsionnaya-deyatelnost-i-predprinimatelstvo/mery-gosudarstvennoy-podderzhki-investitsionnykh-proektov/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто