Инвестиций на развитие малого бизнеса в регионах

Государственная поддержка малого бизнеса

Надеяться оздоровить экономику с помощью малого предпринимательства вряд ли разумно, поскольку государственная поддержка предпринимательства особого развития не получает. Однако именно такой вид предпринимательства требует поддержки, поскольку он является достаточно неустойчивой структурой.

В странах, экономика которых характеризуется как рыночная, имеются специальные фонды, поддерживающие малый бизнес на государственном уровне. Например, в Японии государство выделяет на поддержку около 3 000 000 000 долларов. В нашей же стране поддержка малого бизнеса представляет собой налоговые льготы на доход.

В России одна из самых актуальных проблем – это кредитование, которое осуществляется только либо под поручительство, либо под залог. Малые предприятия далеко не всегда способны это предоставить. Их союзы кредитными поручителями не выступают. Также у нас нет специальных банков, специализирующихся на помощи малому бизнесу. Особенно тяжело частным малым предприятиям, которые из-за отказов банков выдать кредит не способны вступить на арену конкуренции.

При этом практически во всех странах государство оказывает малому бизнесу большую поддержку финансового и кредитного характера. Например, во Франции подобный фонд носит название «Кредит для фирм среднего и мелкого типа», в США – «Администрация малого бизнеса», в Японии – «Корпорация страхового кредитования мелкого бизнеса».

Государственная поддержка малого бизнеса есть и у нас – Федерация поддержки и развития мелкого предпринимательства, ассоциации частных предприятий, Всемирная ассамблея предприятий мелкого и среднего типа, финансовые фонды поддержки частного предпринимательства. К сожалению, все эти организации стремятся решить свои проблемы, а не проблемы предпринимателей, которым требуется информационная обеспеченность, подготовка кадров, а также льготы по кредитам.

Стоит обратить внимание на государственную поддержку малого бизнеса с помощью займов – гарантированных или прямых. Первые предоставляют кредиторам гос. гарантии, которые могут достигать до 90% заемного капитала. Вторые выдаются некрупным фирмам на тот или иной срок под процентные ставки, которые более низкие, чем ставки кредита на рынке частного типа ссудного капитала. Так государство стремится заинтересовать такие организации, как страховые компании, частные банки, пенсионные фонды и промышленные корпорации в том, чтобы предоставить мелким фирмам необходимый капитал.

Есть и другие формы господдержки – например, специальные льготы для предприятий, которые создаются в областях, имеющих малоразвитую промышленность. Также имеется возможность дать малым предприятиям при необходимости государственный заказ.

В современное время развитие малого предпринимательства осуществляется в отраслях, которые не требуют больших вложений – например, сельское хозяйство, торговля, строительство, ремонт бытовой техники или машин, посреднические услуги. А такие серьезные сферы, как рынок информации, новшеств техники и науки не осваивается. Причин этому две: монополия НИИ государства, которые сосредотачивают объем финансирования данной сферы целиком, и отсутствие необходимых правовых актов, которые бы обеспечивали развитие бизнеса в научно-технической сфере.

Субсидия на развитие малого бизнеса

В России действует «Федеральная программа субсидий на развитие малого бизнеса». Благодаря ей вам могут перечислить 12 месячных пособий по безработице. То есть – 58 800 рублей.

Необходимо различать понятия «субсидии» и «кредит». Займы и кредиты отдаются не безвозмездно – за их пользование вам необходимо уплачивать проценты, которые иногда довольно высоки. Субсидии выдаются даром – за получение вам платить не придется.

Для получения субсидий на развитие своего бизнеса вам нужно встать на учет в центре занятости. После этого необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и подтверждающие ваш статус документы предоставить в данный центр. В том случае, когда вы уже являетесь ИП, срок вашей регистрации должен быть меньше 12 месяцев. После этого необходимо составить бизнес-план.

Бизнес-план для получения субсидии

Бизнес-план для получения субсидии отражает планируемые расходы, предполагаемые доходы, окупаемость, целесообразность предпринимательской деятельности. Важно помнить, что субсидии могут быть выданы только тем предпринимателям, которые не смогли обеспечить себя подходящей деятельностью с помощью центра занятости, и только один раз.

Итак, мы выяснили, что субсидия от центра занятости – это годовое пособие по безработице. Возникает вопрос: что делать в том случае, если необходимая сумма намного превышает размер выдаваемых субсидий? В настоящее время органы местного самоуправления способны предоставить вам субсидию, размер которой не превышает 300 000 рублей. Для этого вы должны представить документы, которые вы отправляли в центр занятости, в органы власти, отвечающие за эту программу.

При этом необходимо понимать, что количество людей, которые стремятся получить подобную субсидию, быстро увеличивается, а возможность ее выдать снижается. Поэтому органы власти придумали конкурс, которые вам необходимо пройти, соревнуясь с остальными претендентами. Если субсидию вам выдадут, то вы будете должны каждый месяц отправлять отчеты, отражающие использование предоставленных вам денежных средств.

Множество индивидуальных предпринимателей стремятся получить субсидию не для того, чтобы развивать бизнес, а на покрытие своих личных нужд. Вам необходимо помнить, что если ваши махинации станут известны, то вам придется выплатить выданную субсидию в полном объеме. По истечении 12 месяцев с вас потребуют отчет о том, куда были потрачены все деньги. В том случае, если у вас останутся некоторые финансы, то вам будет необходимо их вернуть.

Помните, что субсидию вам могут и не выдать. Таким предприятиям, которые действуют в сфере производства табака, алкоголя, недвижимости и прокатного оборудования, на получение субсидий могут не рассчитывать.

Читайте также  Факторы повышения эффективности нтп и инвестиций

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, как государство поддерживает малое предпринимательство, что необходимо сделать для получения субсидий и как увеличить размер выдаваемой финансовой помощи.

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Юн М.А.

ORCID: 0000-0002-9773-1306, Магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯНА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Ключевые слова: инвестиции, малый бизнес, поддержка малого бизнеса.

Yun M.A.

ORCID: 0000-0002-9773-1306, Undergraduate, Surgut State Pedagogical University

INVESTMENTS AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Keywords: investments, small business, support of small business.

Изменение хозяйственного механизма предполагает трансформацию институциональной среды экономики. Результатом этого является появление не просто новых субъектов экономики, но и создание и включение в конкурентную среду новых институциональных субъектов, в число которых входят малые предприятия (МП).

В процессе развития предприятий малого и среднего бизнеса создаются их экономические основы, позволяющие им воспроизводиться как относительно специфической, так и относительно целостной экономической системы отношений. Эти целостность и обособленность формируют вокруг малого предпринимательства социальный слой общества, связанный с ним, отвечающий его интересам и защищающий их, принимающий принципы и правила успешного функционирования малого бизнеса, основывающий на нем своё будущее и будущее своих семей, видящих в малом предпринимательстве, в его организационных структурах, в его принципах возможность реализовать свой производственный, ресурсный и социальный (национальный, исторический, территориальный и т.п.) потенциал [5].

Несмотря на доминирование предприятий нефтегазовой отрасли, в ХМАО-Югре одним из приоритетных стратегических направлений является создание максимально благоприятных и комфортных условий для создания и ведения малого бизнеса, с целью обеспечения населения необходимыми товарами и услугами.

Анализируя статистические данные можно уверенно говорить о том, что отмечаются положительные изменения в развитии малого и среднего предпринимательства. На территории ХМАО – Югры количество малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей), единиц в 2014 году составило 26464 единиц [4]. По сравнению с 2009 годом их число увеличилось на 33,5%.

Рис. 1 – Распределение предприятий малого бизнеса по сферам деятельности в ХМАО – Югре

За 6 лет вместе с ростом числа малых и средних предприятий росла как численность занятых в них (достигла 16.8%), так и доля занятых в общей численности экономически активного населения.

За анализируемый период существенно увеличился объем налоговых поступлений в бюджет от малых предприятий. Несмотря на тенденцию к росту, данный показатель ещё низок. Но, следует отметить, что малая доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена структурой экономики региона, поскольку представленный бизнес, преимущественно, добывающей сферы. Так, например, занятость более 60% трудовых ресурсов в г. Сургуте и районе обеспечивается крупными градообразующими предприятиями.

При этом нельзя не отметить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса. Муниципалитеты стали уделять большое внимание сельскохозяйственным предприятиям, количество которых, за последние два года, значительно увеличилось (в ХМАО-146 крестьянско-фермерских хозяйств). На 25% выросли личные подсобные хозяйства граждан, что отразилось на росте выпуска продукции, в основном, животноводства [3].

Как показывает опыт, для обеспечения устойчивого развития малого бизнеса необходимо создание разнообразной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, как на уровне государства, так и на уровне региона. Анализ форм поддержки предпринимателей показал, что применяемые региональной властью виды (рис.1) многообразны, о чем свидетельствуют цифры на диаграмме [1].

Рис. 2 – Виды предоставленной поддержки за 2013 – 2015 гг.

Так, только в 2014 году Сургутским филиалом Фонда поддержки предпринимательства Югры было проведено 3780 индивидуальных консультаций. Конечно, предприниматели отдают предпочтение финансовой помощи, предпочитая самостоятельно решать имущественные, образовательные и прочие проблемы, поскольку определение необходимого места дислокации, потребность в той или иной форме обучения являются индивидуальными для каждого предприятия.

Рис. 3 – Источники финансирования МП за 2014 г.

Власти округа, понимая, что на местах больше владеют информацией о состоянии малого бизнеса, инвестиционные программы корректируют, исходя из реального положения дел на территории, с учетом потребности в развитии того или иного направления.

Только в Сургуте в 2014 году было профинансировано 37 проектов на сумму 482 028,75 тыс. рублей, из них 11 в сфере торговли, 5 – оказание транспортных услуг, 8 – строительные работы, 2 – организация досуга, 1 – здравоохранение, 1 – сфера общественного питания [2]; по трехстороннему соглашению проводится работа по содействию в написании бизнес-планов и открытию собственного дела. Итогом работы стало создание 104 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 62 – молодежное предпринимательство; функционирует программа компенсации части затрат по уплате процентов: получили финансирование 31 проект на общую сумму 12 083,504 тыс. рублей; по программе компенсации части затрат по уплате лизинговых платежей – 17 проектов на общую сумму 12 745,417 тыс. рублей. Всего предпринимателями в банках было привлечено 63 560 960 рублей [2].

Фондом поддержки предпринимательства Югры с целью дальнейшего развития поддержки малого бизнеса был проведен мониторинг их деятельности. Одним из инструментов данного исследования было анонимное анкетирование. Высказали свое мнение по инвестиционной политике округа 1000 предпринимателей.

Большинство предпринимателей (более 80%) отметили спад спроса на их товар или услугу, сложности в получении кредита отметили 34,9% в ответах, необходимость привлечения дополнительных заемных средств и инвестиций высказали ¾ опрошенных предпринимателей. При этом, максимально возможной процентной ставкой большинство предпринимателей отметили ставку не выше 10-15% (722 ответа), не более 15-20% – еще 125 респондентов.

Почти все респонденты (913 ответов) на вопрос «Планируете ли Вы сокращение персонала в ближайшее время» ответили отрицательно, но в тоже время отметили негативные тенденции по снижению роста числа новых работников, объясняя это снижением заработной платы, как минимум на 10%, и в лучшем случае невозможностью индексировать оплату труда, с учетом инфляции.

Читайте также  Управление инвестициями на предприятии лекции

В целом, предприниматели высказались положительно в необходимости государственной поддержки малого бизнеса: потребность в льготном кредитовании высказали 91% респондентов, в уменьшении налоговых платежей – 55%, в льготной аренде помещений – 51%, в компенсации банковской ставки – 37,3%, в повышении квалификации – 34,2%, в устранении административных барьеров – 34,1%, в предоставлении поручительств – 25,6% ответов.

Как показал опрос, в сложившейся кризисной ситуации, предприниматели нуждаются не только привлечении дополнительных финансовых средств, обеспечивающих сохранение существующих позиций предпринимателя на рынке товаров и услуг, но и укрепление существующей базы поддержки для наиболее успешного развития малого предпринимательства в регионе. Свидетельством является опрос, проведенный повторно среди предпринимателей в Сургуте на вопрос о дальнейших планах расширения бизнеса в 2016 году» 54,3% опрошенных ответили положительно и менее половины, 43,7 % ответили, что расширение не предполагается, а на вопрос о барьерах ведения бизнеса (в 2013 году ответ на данный вопрос был однозначным – 74% опрашиваемых предпринимателей отвечали: «Административные барьеры при открытии бизнеса»), сегодня 72,5% респондентов ответили, что это отсутствие средств для модернизации предприятия и внедрения инноваций.

Очевидно понимание предпринимательства по выбору стратегии экономического развития, ориентированного на внедрение прогрессивных структурных сдвигов, способных использовать при производстве работ прорывные технологии. Это направление на повышение производительности труда, в целом увеличение доли готовой продукции малого бизнеса в структуре экономики, давно доказано западными странами, о чем свидетельствует зарубежный опыт развития предпринимательства. Так, для того, чтобы оценить как развивается малое предпринимательство, используются различные показатели (макроэкономические, финансовые) такие, как: увеличение числа предприятий малого бизнеса; вклад малого предпринимательства в ВВП РФ (ВРП субъекта Федерации); и другие, последний из которых составляет от 15 до 20% в объёме ВВП по России и не более 12% ВРП по ХМАО-Югре.

Но, именно в такие кризисные периоды, становится ясно, куда были израсходованы огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Конкуренция становится еще более жесткой, а преимущества, связанные со своим положением в бизнес-пространстве найти очень сложно.

Для разработки правильной стратегии развития, нами в результате проведенного исследования предпринимательской среды составлен SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для бизнеса.

Результат представлен в виде таблицы (таб.1) и резюмирование на этой базе известной «формулы», которая может помочь в выработке стратегии развития, борьбе с отрицательными факторами, влияющими на функционирование предпринимательства. Нами, на основании анкетирования, проведенного среди сургутских предпринимателей, определены существующие сегодня возможности и угрозы ведения малого бизнеса.

Таблица 1 – SWOT-анализ благоприятности ведения бизнеса в г. Сургуте

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

В 2018 году Правительство РФ продолжает осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Но что это за программы? Какие направления в бизнесе являются приоритетными?

Какими законами это все регулируется?

Законодательное регулирование

В 2018 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № “О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации” от 24 июля 2007 года.

При этом не стоит забывать о самом Постановлении Правительства РФ и постановлении Министерства экономического развития. Правительство РФ в своем постановлении гарантирует оказание финансовой поддержки малому бизнесу, в свою очередь как постановление Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи.

Основной целью программы поддержки является развитие малого бизнеса во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Организация системы поддержки государством малого и среднего бизнеса

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса.

Таким образом, организационная система поддержки может быть:

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. К примеру: предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.

Приоритетные направления бизнеса для государства

По мнению Правительства, наиболее приоритетными направлениями в малом и среднем бизнесе, которым в первую очередь необходимо оказывать поддержку является сельскохозяйственная продукция, точнее, ее переработка и само производство.

Помимо этого, приоритетными являются:

  • производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;
  • области здравоохранения;
  • оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;
  • область строительства;
  • сфера инновационных технологий.

Но при этом для каждого конкретного региона принимаются во внимание изначально приоритетные направления. Если говорить простыми словами, то приоритетным направлением является наиболее уязвимая область каждого конкретного региона.

Если говорить о конкретных направлениях предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать себе получение помощи от государства, то речь идет:

  • область жилищно-коммунальных услуг (к примеру: цех по переработке отходов);
  • осуществление деятельности в сфере науки и техники;
  • сфера торговли и сопутствующего сервиса;
  • предоставление транспортных услуг;
  • деятельность в сфере переработки древесины;
  • осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания);
  • предоставление маркетинговых и рекламных услуг.
Читайте также  Чем инвестиции отличаются от спекуляции

Если предприниматель, работающий в малом либо среднем бизнесе, осуществляет трудовую деятельность в одном из этих направлений, он может гарантированно получить помощь от государства.

Центры и фонды по поддержке малого бизнеса

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории РФ в 2018 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие.

Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления.

Если говорить о приоритетных категориях граждан, то к ним можно отнести:

  • граждане, у которых имеется любая группа инвалидности;
  • многодетные семьи;
  • граждане в возрасте до 32 лет;
  • безработные.

По составленному заявлению предпринимателя соответствующая комиссия рассматривает вопрос о том, нужна ли конкретному предпринимателю поддержка или он сможет обойтись без нее.

Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие:

  • гарантийные фонды;
  • венчурные фонды;
  • МФЦ;
  • центры занятости населения.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Гарантийные фонды

Эти фоны в первую очередь созданы для того, чтобы с их помощью любой предприниматель мог получить финансовую помощь. Если говорить простыми словами, фонд является гарантом того, что выделенные государством деньги будут потрачены целенаправленно.

Данный фонд, в любом региона Российской Федерации формируется из местного и государственного бюджета.

Венчурные фонды

Данные фонды предназначены для оказания помощи в наиболее актуальной сфере современности. Средства из этих организаций направляются исключительно в сферу инновационных технологий.

Сразу необходимо брать во внимание, что средства в нем получить не так уж и просто. Необходимо пытаться всеми силами доказать факт целесообразности новшества и предоставить отличный бизнес-план, который подтверждает слова предпринимателя.

В случае каких-либо погрешностей либо же сомнений просьба о финансовой поддержке будет сразу отклонена.

Многофункциональные центры являются универсальными учреждениями, которые оказывают помощь не только предпринимателям, но и всем гражданам нашей страны.

Любой предприниматель, который работает в сфере малого либо среднего бизнеса вправе обратиться в один из таких центров и проконсультироваться по вопросу возможного государственного финансирования его бизнеса.

Для этого необходимо предоставить финансовую отчетность бизнеса и предоставить план дальнейшего его развития.

Центры занятости населения

Этот центр в первую очередь способен оказывать финансовую помощь в реализации своих идей безработным гражданам, у которых имеется на руках бизнес-план.

Безработным достаточно обратиться со своим бизнес-планом в соответствующий отдел центра занятости и изъявить желание о начале предпринимательской деятельности.

После этого создается специальная комиссия, и после положительного ответа безработный получает финансовую помощь для реализации своих бизнес идей.

Перечень федеральных программ

В 2018 году существует немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Рассмотрим эти программы по отдельности.

Программа поддержки “Умник”

Эта федеральная программа направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет.

По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей.

Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

Программа “Старт”

Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа.

Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей.

На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей. Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% – инвестор.

“Развитие” – программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей.

При этом необходимо убедить государство в том, что будет не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

“Интернационализация”

По этой программе ключевую роль играет не сколько финансовая часть помощь, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции.

Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Федеральная программа “Коммерциализация”

Сумма финансовой помощи может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства.

По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

“Кооперация”

По этой федеральной программе малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей.

Согласно условиям программы средства должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Региональные особенности

Данное взаимодействие может выражаться в создании так называемых бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и другого вида стимуляции организаций, трудовая деятельность которых, в первую очередь, ориентируется на экспорт.

Помимо этого не стоит забывать о том, что в регионах осуществляются различные комплексные программы, которые направлены на стимулировании деятельности предприятий.

Подобные программы в каждом регионе индивидуальны и направлены, в первую очередь, на выделение финансовой помощи на:

  • развитие и приобретение разнообразного оборудования;
  • поддержку компаниям, занимающимся инновационными технологиями;
  • разработку и формирование технопарков;
  • разработку и формирование стартапов;
  • повышение энергоэффективности различных промышленных предприятий;
  • реализацию программ по повышению уровня квалификации обслуживающего персонала.

Пример государственной поддержки бизнеса в Ярославской области представлен в следующем видеосюжете:

Источники: http://investorov.net/permanent/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa, http://research-journal.org/economical/investicii-kak-faktor-vliyaniya-na-razvitie-malogo-i-srednego-biznesa/, http://posobie-help.ru/subsidii/business/programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто