Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД»
Уральский Государственный Университет Путей Сообщения.
Ажаурова А.А.
Харисова Е.Х.
Шаймарданова Ю.А.
Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД»
Актуальность данной темызаключается в том,чтоодна из составляющих успешного развития компании – это умение привлекать инвестиции. На современном этапе развития теории и практики привлечения инвестиций претерпевают значительные изменения КАКИЕ? В компании ОАО «РЖД», при имеющемся огромном потенциале разработка политики привлечения инвестиционных ресурсов находится на начальном этапе.
Темпы развития российской экономики требуют соответствующего преобразования и развития железнодорожной инфраструктуры, которая является основой транспортной системы страны. Главными задачами, лежащими в основе Инвестиционной программы ОАО «РЖД», являются:
- Ликвидация «узких мест» на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок (строительство дополнительных главных путей, развитие железнодорожных станций, модернизация средств автоматики и связи и другие работы). Для того, чтобы ликвидировать барьерные места на дороге разработана комплексная программа снятия инфраструктурных ограничений, её основные проекты одобрены и утверждены Инвестиционным комитетом ОАО «РЖД». Чтобы выполнить программу в полном объеме на долгосрочную перспективу потребуется более 266 млрд рублей, в том числе по Свердловской области — 128 млрд рублей.
2. Обновление парка подвижного состава. На обновление подвижного состава в 2013 году планируется направить — 112,3 млрд руб. Большая часть данных средств направлена на обновление тягового подвижного состава — 84,7 млрд руб., что позволит приобрести 770 ед. тягового подвижного состава. Кроме тягового подвижного состава в 2013 г. направлено 8,9 млрд руб. на обновление моторвагонного подвижного состава. Закупка ОАО «РЖД» пригородного подвижного состава в рамках инвестиционной программы необходима с целью поддержания технического состояния парка на уровне, необходимом для качественного предоставления услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении.
3. Обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса (снижение износа основных фондов, увеличение надежности работы устройств, оборудования, машин и механизмов, обеспечение их соответствия современным требованиям) В целях обеспечение безопасности в 2013 году планируется финансирование следующих ключевых мероприятий:
v пожарная безопасность (посты ЭЦ, станции);
v реконструкция и строительство объектов технологического и коммунального назначения;
v обновление объектов терминально-складского комплекса;
v обеспечение безопасности жизнедеятельности;
v обеспечение технологической устойчивости производственного процесса.
- Обеспечение инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами (возможности пропуска тяжеловесных грузовых поездов, пассажирских поездов с более высокими скоростями или новыми габаритами). В настоящее время на магистрали имеются 4 направления с ограниченными пропускными способностями: Войновка — Сургут — Коротчаево (1310 км), Тюмень — Екатеринбург (325 км), Екатеринбургский железнодорожный узел, Пермский железнодорожный узел. При этом рост погрузки к 2015 году ожидается на уровне 46% (погрузка достигнет 160 млн тонн), к 2020 году — на 57% (180 млн тонн). Для повышения пропускных способностей Екатеринбургского железнодорожного узла:
1.) проводится комплексная реконструкция четной сортировочной системы станции Екатеринбург — Сортировочный; развитие станции Седельниково; проектирование третьего главного пути на участке Косулино — Баженово и Северного обхода Екатеринбургского железнодорожного узла.
2.) реализуется сетевая технология организации тяжеловесного и длинносоставного движения.
3.) ведутся работы по усилению пропускных способностей направления Войновка — Сургут — Коротчаево. В реализацию данного проекта до 2016 года будет инвестировано более 41 млрд рублей.
Инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2013 г. можно охарактеризовать как имеющую:
· высокую капиталоемкость инвестиционных проектов;
· стратегическую важность для государства и экономики страны;
· высокий приоритет необходимости исполнения большинства проектов (зачастую, вне зависимости от расчетных показателей коммерческой эффективности этих проектов);
· предусматривающую безусловное участие государства в качестве одного из источников финансирования капиталоемких проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
В целом, объем средств, предусмотренный инвестиционным бюджетом ОАО «РЖД», в 2013 году составляет 411,4 млрд руб.
В целях повышения прозрачности расходования инвестиционных средств в 2013 году инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» представлен в виде самостоятельных блоков, показывающие распределение средств, исходя из приоритетности их реализации в разрезе ключевых задач:
· проекты, связанные с выполнением поручений Правительства Российской Федерации — 40,0 млрд руб.;
· обеспечение безопасности — 51,5 млрд руб.;
· снятие инфраструктурных ограничений — 143,0 млрд руб.;
· повышение транспортной доступности для населения страны — 46,0 млрд руб.;
· обновление подвижного состава — 112,3 млрд руб.
· прочие проекты — 18,6 млрд руб.
На реализацию прочих проектов в 2013 году предусмотрено 18,6 млрд руб., которые будут направлены на:
· внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий,
· внесение денежных средств в уставный капитал акционерных обществ;
· приобретение акций сторонних организаций;
Инвестиционная деятельность
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2018 год утверждена в объеме 549,6 млрд рублей.
Приоритетной задачей текущего года является реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, исполнение которых осуществляется с участием государственной поддержки.
В 2018 году будут продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск — Тайшет, развитию Московского транспортного узла, обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна.
Начата реализация проектов по усилению железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного железнодорожного широтного хода, организации диаметрального внутригородского железнодорожного движения в Московском транспортном узле.
Проекты, связанные с выполнением поручений Президента РФ и Правительства РФ, характеризуются высокой бюджетной эффективностью, стратегической значимостью для развития экономики и поддержания безопасности страны в целом.
Указанные мероприятия положительно влияют на экономику страны в целом, включая загрузку строительных мощностей, создание новых рабочих мест.
При формировании инвестиционной программы на 2018-2020 годы предусмотрен новый раздел, в рамках которого с 2018 года начата реализации новых масштабных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, способных стимулировать рост экономики страны, обеспечить оптимизацию перевозочного процесса. Реализация данных проектов предусматривает опережающее финансирование в целях обеспечения прогнозируемых объемов грузовых и пассажирских перевозок.
С 2018 года предусмотрена подготовка к реализации таких проектов, как:
- создание специализированных железнодорожных линий (пассажирская и грузовая) в направлении Центр – Юг, предусматривающее электрификацию участков Ртищево – Кочетовка (преимущественно грузовое движение) и Ожерелье – Узловая – Елец (преимущественно пассажирское движение);
- создание транспортного перехода на остров Сахалин;
- реализация второго этапа развития Восточного полигона, включая мероприятия по развитию выходов из Кузбасса.
Помимо развития железнодорожной инфраструктуры, компания концентрирует инвестиционные ресурсы на проектах обновления основных фондов. Реализация данных проектов направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности (обеспечение транспортной и пожарной безопасности, обновление объектов гражданской обороны), а также на обеспечение технологической устойчивости производственного процесса, повышение безопасности движения и поддержание существующей пропускной способности.
Также продолжаются работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры о.Сахалин, осуществляется реконструкция железнодорожного пути, строительство и реконструкция искусственных сооружений.
В 2018 году ОАО «РЖД» продолжает реализацию программы обновления парка тягового и моторвагонного подвижного состава.
Кроме того, осуществляется реализация проектов, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты социального развития.
В целях определения приоритетных направлений осуществления инвестиционной деятельности компании стратегическое планирование осуществляется с участием Комитета по приоритетным инвестиционным проектам совета директоров ОАО «РЖД».
Особое внимание уделяется повышению транспарентности инвестиционной деятельности. С 2013 года внедрены процедуры независимого публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, которые применяются на постоянной основе.
Первоначальный объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2012 год, утвержденный советом директоров ОАО «РЖД» 29.11.2011 г., составлял 428,4 млрд рублей и являлся самым масштабным за всю историю компании. Тем не менее, благодаря комплексу мер по снижению издержек и увеличению эффективности деятельности компании в течение 2012 года, его параметры удалось увеличить на 53,2 млрд рублей (или на 12,4 %). Кроме того в декабре 2012 года инвестиционный бюджет Компании был оптимизирован на сумму 10,7 млрд рублей.
Таким образом, общая сумма инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2012 году составила 481,6 млрд рублей.
Выполнение на конец года составило 480,1 млрд. рублей, или 99,7%.
Основными приоритетами инвестиционного бюджета на 2012 год определены следующие направления:
- реализация государственных программ в части подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению Зимних Олимпийских игр в 2014 году, Всемирной летней Универсиады 2013 года, Саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, а также ряда других проектов – около 96,8 млрд рублей;
- обеспечение транспортной безопасности – около 66,9 млрд рублей;
- реализация проектов, связанных со снятием инфраструктурных ограничений – порядка 169,3 млрд рублей.
В целях подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению Олимпийских игр, Универсиады и Саммита АТЭС осуществлялась реализация следующих проектов:
- совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»;
- организация интермодальных пассажирских перевозок на участке от железнодорожной станции Казань до международного аэропорта Казань;
- организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи.
В целях обеспечения транспортной безопасности выполнялись следующие мероприятия:
- повышение безопасности движения;
- обновление предприятий путевого комплекса;
- обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение пожарной безопасности (посты ЭЦ, станции);
- внедрение программы корпоративной информатизации (автоматизация перевозочного процесса).
Проекты, связанные со снятием инфраструктурных ограничений включают в себя увеличение пропускных способностей в направлениях основных портов России и повышение транспортной доступности для населения. Так, в 2012 году продолжится реализация таких крупных инвестиционных проектов, как:
- комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива;
- реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля;
- комплексная реконструкция участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла;
- развитие Московского транспортного узла;
- строительство дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково.
На обновление подвижного состава в 2012 году было направлено 75,5 млрд рублей. В частности, закуплено 532 локомотива и 475 единиц мотор-вагонного подвижного состава.
Объемы оздоровления пути всеми видами ремонта сохранятся на уровне 2011 года – 10,4 тыс. км. Кроме этого, реконструировано порядка 370 км контактной сети, обновлено около 762 стрелок ЭЦ.
Структура капитальных вложений ОАО «РЖД» по направлениям инвестирования (млн рублей без НДС):
Инвестиции ржд в стратегию развития
Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании
Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» как уже отмечалось выше, базируется на положениях инновационной стратегии («Белая книга ОАО «РЖД») и стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. И именно на обеспечение достижения целей, поставленных в указанных стратегических документах, направлена реализация инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».
Цели инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», таким образом, были уже отмечены ранее. Задачи на краткосрочную перспективу определены инвестиционной программой ОАО «РЖД» и включают:
— количественное и качественное обновление подвижного состава ОАО «РЖД», инвестиционный стратегия источник инвестор
— повышение качества обеспечивающей инфраструктуры железных дорог за счет внедрение в ее систему ее эксплуатации возможностей для пропуска высокоскоростных пассажирских и тяжеловесных грузовых поездов, а также поездов с новыми габаритами,
— ликвидация «узких мест» по основным перевозочным направлениям за счет строительства параллельных линий, развития системы станций, модернизации обеспечивающей перевозки инфраструктуры,
— обеспечение надежности и безопасности процесса перевозок в ходе эксплуатации железнодорожной инфраструктуры за счет снижения износа основных средств, повышения надежности работы оборудования различных типов, используемого в перевозочном процессе и приведение их в соответствие современным требованиям.
Структура капитальных вложений по основным направлениям представлена в таблице 2.4.
Структура капитальных вложений ОАО «РЖД» по направлениям инвестирования (млн. рублей без НДС)
Всего, в том числе:
Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ
Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.
Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи — Адлер — Веселое
Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр
«Собственные» проекты ОАО «РЖД»:
Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте
Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России
Повышение транспортной доступности для населения страны, в т.ч.:
Развитие Московского транспортного узла
Модернизация инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса
Внедрение автоматизированной системы контроля и учёта пассажиров
Реконструкция вокзального комплекса дальнего сообщения
Обновление подвижного состава, в т.ч.:
Тяговый подвижной состав
Грузовой подвижной состав
Пассажирский и грузовой подвижной состав (выкуп лизингового имущества)
Моторвагонный подвижной состав
Таким образом, инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» составляет в 2013 году 411,4 млрд. руб., что в целом соответствует тенденции по повышению инвестиционных вложений, однако в 2012 г. по данным оперативного выполнения этот показатель значительно превышает показатели существовавшей ранее тенденции. Этого удалось достичь за счет дополнения утвержденного бюджета советом директоров общества на этот год (428,4 млрд. руб.) на 12,4% (53,2 млрд. руб.).
Рассмотрим мероприятия по основным блокам инвестирования:
— исполнение поручений Правительства РФ: развитие инфраструктуры для обеспечения обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г., усиление инфраструктуры линии Туапсе-Адлер, развитие инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр, совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер — «Альпика-Сервис»,
— обеспечение безопасности: обновление объектов терминально-складского комплекса, обеспечение безопасности жизнедеятельности и технологической устойчивости производства, реконструкция технологических и коммунальных объектов, обеспечение пожарной безопасности,
— снятие инфраструктурных ограничений: реконструкция участков Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива, М.Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла, Тобольск-Сургут, Карымская-Забайкальск и т.д., организация скоростного пассажирского движения Санкт-Петербург-Бусловская,
— повышение транспортной доступности: обновление фондов основных средств, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла,
— прочие проекты: акции сторонних организаций, формирование уставных капиталов дочерних обществ, социальное развитие, ресурсосберегающие технологии, энергосбережение.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2013 г., таким образом, характеризуется направленностью на решение задач развития экономики страны и подготовки к олимпийским играм 2014 г. в Сочи, приоритетностью проектов, определенную с этих позиций, а не с позиций прибыльности, высокой капиталоемкостью проектов, участием государства в финансировании инвестиций.
Важно отметить, что несмотря на заявленную подчиненность инвестиционной стратегии задачам, поставленным правительством, в этом направлении существуют достаточно серьезная критика [32].
Система управления инвестиционной деятельностью ОАО «РЖД» базируется на внутренних нормативно-методических документах, к числу которых относятся, например, «Положение об управлении инвестиционной деятельностью», «Регламент управления инвестиционной деятельностью», шаблоны заявок и форм. Система предусматривает автоматизированное управление инвестиционной деятельностью с использованием прикладной программы «АСУ-Инвест», в которой выделены три основных функциональных модуля:
— модуль создания программы,
— модуль контроля выполнения проектов,
— модуль постинвестиционного мониторинга. [26]
Источники: http://poisk-ru.ru/s44594t2.html, http://ir.rzd.ru/static/public/?STRUCTURE_ID=35, http://studbooks.net/2162394/ekonomika/investitsionnaya_strategiya_kontekste_osnovnyh_tseley_razvitiya_kompanii
Источник: