Инвестиции и инвестиционный проект
Тема ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Инвестиции (от англ. investment) означают «капитальные вложения», однако в настоящее время этот термин трактуют более широко. Инвестиции — это вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала.
Ресурсы, предназначенные для инвестиций, условно делятся по следующим направлениям:
• освоение и выпуск новой продукции;
Предприятиям наиболее выгодно концентрировать ресурсы на техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий. Новое строительство целесообразно только для ускорения внедрения наиболее перспективных продуктов и развития отраслей производства, определяющих научно-технический прогресс, а также для освоения принципиально новой техники и технологии. Под техническим перевооружением предприятия понимают такую форму обновления, когда происходит замена старой производственной техники и технологии на новую без расширения производственной площади. Расширение действующих предприятий — это инвестирование с целью увеличения объема производства путем строительства новых дополнительных цехов и создания других подразделений. Как правило, оно ведется на новой технической основе и способствует повышению технического уровня производства.
К реконструкции относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства и продукции, способствует более быстрому освоению мощностей. При техническом перевооружении и реконструкции предприятия обновляется главным образом активная часть основных фондов без существенных затрат на строительство зданий и сооружений. При расширении производства и новом строительстве складывается менее эффективная структура капитальных вложений по сравнению с реконструкцией и техническим перевооружением.
Классификация инвестиций представлена на рис.11.1. Различают реальные (или капитальные) и финансовые (портфельные) инвестиции. Реальные инвестиции — это вложения средств в физический капитал предприятий, например, в создание новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перевооружение. Финансовые инвестиции — это вложения в покупку акций и других ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора. Другой разновидностью финансовых инвестиций является покупка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного использования, приводящего к увеличению и сохранению в течение определенного периода времени первоначально вложенного (инвестированного) капитала. В ряде экономических теорий собственно инвестициями считаются только инвестиции в создание реального капитала, в отличие от финансовых инвестиций.
В зависимости от стадии инвестирования различают нетто-инвестиции (в основание проекта), реинвестиции (направление свободных средств на инвестирование) и брутто-инвестиции (включают нетто-инвестиции и реинвестиции), а в зависимости от характера участия в процессе инвестирования — прямые инвестиции (при непосредственном участии инвестора в выборе объектов инвестирования) и непрямые (осуществляются
Инвестиции в научно-техническое развитие фирмы
Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1] .
Капитальные вложения – это инвестиции в нефинансовые активы, осуществляемые в основной капитал. Они включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.
Для определения инвестиционных приоритетов деятельности фирмы, соотношения между объемами инвестиций, направляемых на разные цели, выбора конкретных направлений инвестиционных вложений при их планировании, выявления тенденций инвестиционной политики фирмы и оценки ее эффективности необходима классификация инвестиций.
Основными признаками классификации являются следующие:
Объект вложения, в соответствии с которым инвестиции делятся на реальные и финансовые, капиталообразующие и портфельные. Реальными считаются долгосрочные инвестиции в отрасли материального производства; финансовыми –долгосрочные и краткосрочные инвестиции в различные финансовые инструменты в целях получения дохода. Капиталообразующими инвестициями (капитальными вложениями) являются инвестиции в основной капитал (основные средства); портфельными – инвестиции в долгосрочные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.).
Взаимодействие в процессе реализации инвестируемых мероприятий.
В зависимости от возможностей взаимодействия инвестиции могут быть:
- – независимыми друг от друга (решение о приобретении патента на изобретение не исключает вложения средств в новое оборудование);
- – зависимыми в случае, если средства фирмы ограничены и выбор одного инвестиционного решения не позволяет осуществить другое;
- – взаимодополняющими (инвестиции в новую технологию требуют приобретения соответствующего оборудования, переобучения персонала);
- – альтернативными при выборе одного из нескольких инвестиционных проектов для решения одной и той же задачи;
- – безвозвратными, если инвестиции не привели к положительному результату;
Временно́й признак. Инвестиции делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Степень риска. В зависимости от степени риска инвестиции могут быть:
- – безрисковыми – с гарантированным результатом;
- – рисковыми – с различной степенью риска получения запланированного результата вследствие неопределенности внешней и внутренней среды (практически все инвестиции в инновационную деятельность отличаются высокой степенью риска в зависимости от вида инноваций – радикальных, улучшающих, псевдоинноваций);
- – спекулятивными – это чаще всего финансовые инвестиции с высокой степенью риска и возможностью получить максимальный доход.
В современных условиях инвестирование в научно-техническое развитие фирмы – одно из наиболее важных направлений инвестиционной деятельности.
Основные цели инвестирования в научно-техническое развитие фирмы:
- – повышение инновационной активности фирмы;
- – повышение технического уровня производства;
- – увеличение технологического уровня производства.
Инновационная активность фирмы характеризуется ее восприимчивостью к инновационной деятельности, способностью к осуществлению комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. Видами инновационной деятельности и, соответственно, целями инвестирования в данном направлении являются:
- – исследование рынка и разработка новых продуктов, работ и услуг;
- – осуществление проектно-конструкторских и технологических работ;
- – приобретение нового оборудования, машин для коммерциализации новшеств;
- – приобретение беспатентных лицензий, ноу-хау, технологий;
- – обучение, повышение квалификации и подготовка персонала.
Повышение технического уровня производства и технологического развития требует инвестиций по следующим направлениям:
- – приобретение нового высокопроизводительного оборудования в целях повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов;
- – освоение новых безотходных и малоотходных технологий;
- – осуществление организационно-технических мероприятий по повышению коэффициента использования материалов;
- – модернизация объектов основных производственных фондов.
Финансовый кризис ставит серьезные проблемы при выборе
источников финансирования инвестиций в научно-техническое развитие фирмы.
- [1] Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с послед. изм.).
Инвестиции в научно-технический прогресс
Инвестиции в научно-технический прогресс — главное направление экономической политики государства. Она включает цели, принципы, направления и способы воздействия юсударсгва на участников научной, технической, инновационной деятельности. О значимости данной проблемы для социально-экономического развития страны свидетельствует приняшй закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики».
Цели государственной научно-технической политики — обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; совершенствование научного, научно-технического потенциала; достижение высокого интеллектуального и культурного уровня общества, направленного на улучшение качества жизни народа
Содержанием научно-технической политики является создание органами государственной власти и управления необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, способствующих научно-техническому развитию.
Государственная политика инвестиций в научно-технический прогресс основывается на нескольких законодательно утвержденных принципах.
Прежде всего государственная политика инвестиций включает поддержку фундаментальной науки. Ее развитие только на коммерческих началах невозможно, так как предполагает высокие первоначальные затраты и низкие доходы. Одновременно фундаментальные исследования имеют исключительно большое значение для социально-экономического развития страны, укрепления ее независимости. От уровня развития фундаментальной науки зависят исследования в области прикладных наук.
Фундаментальные научные исследования сконцентрированы в основном в Национальной академии наук и вузах республики, которые финансируются из государственного бюджета. Особое значение для нашей страны приобретают инвестиции в такие научные направления, как ядерная физика, влияние радиации на человека и живые организмы, внедрение новых методов разведки полезных ископаемых и др.
Государственная политика инвестиций основана также на выборе важнейших научно-технических приоритетов и государственной их поддержке. Кроме развития фундаментальных наук, постоянно уделяется внимание развитию ресурсосберегающих и наукоемких технологий и производств, что связано с нехваткой собственных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, с необходимостью их импортирования по все возрастающим ценам. Однако увеличение импорта — один из факторов дефицита платежного баланса страны, снижения курса белорусского рубля и дестабилизации финансово-кредитной системы.
Необходимость ускоренного инвестирования в ресурсосберегающие и наукоемкие технологии и производства вызвана вес нарастающим технологическим отставанием нашей страны, главные последствия которого — падение конкурентоспособности белорусских товаров не только на рынках западных стран, но и в России и других странах СНГ. Задача состоит в снижении потерь ресурсов, повышении глубины их переработки, обеспечении на этой основе стабилизации объемов ресурсопотребления в течение ближайших 5 — 10 лет.
Особое место в структурно-инвестиционной политике должна занять производственная инфраструктура — транспорт, связь, храпение материальных ценностей Инвестиции в эту сферу должны иметь такое приоритетное значение, как и производство потребительских товаров.
Важным принципом инвестирования в развитие науки и техники является расширение участия местных органов власти в реализации государственных научно технических программ. Местные органы власти более информированы о потребностях районов в экономическом и социальном развитии. У них есть значительный интеллектуальный потенциал, финансовые и материальные ресурсы. В соответствии с действующим законодательством местные ор-
ганы власти имеют право определять использование средств из своих бюджетов, увеличивать расходы на те или иные разработки, объединять средства предприятий, бюджетные и внебюджетные средства на природоохранные мероприятия.
Местные органы власти в своей деятельности руководствуются государственной научно-технической политикой и принимают активное участие в ее формировании и выполнении В целях содействия развитию науки и техники и ускорения научно-технического прогресса в регионе, местные советы имеют право формировать и финансировать из своего бюджета региональные научно техничес кие программы и проекты, создавать фонды и организации научного обслуживания, координировать деятельность предприятий, организаций и учреждений региона по освоению новых технологий, совершенствованию организации производства.
Большое значение придается участию ученых, их общественных формирований в разработке и реализации государственной научно-технической политики, связи научной деятельности с образованием, подготовке научных кадров, государственной поддержке талантливой молодежи
Субъектами государственной научно-технической политики являются органы государственной власти и управления, юридические и физические лица, которые осуществляют научно-техническую деятельность на территории Республики Беларусь. Их права и обязанности регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь.
Основной формой реализации приоритетных направлений государственной научно-технической политики являются i осударствеи-ные, отраслевые, межгосударственные научно-технические программы. Прежде всего в составе разрабатываемых в стране систем прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу включаются важнейшие показатели развития науки и техники.
В республике разрабатывается комплексный прогноз научно-технического развития под непосредственным руководством правительства. В прогнозе определяются приоритеты научно-технического развития, осуществляется концентрация ресурсов для решения наиболее острых социально-экономических проблем.
Задания на реализацию государственных научно-технических программ выдаются в форме государственных заказов на конкурсной основе по результатам государственных экспертиз. Ее осуществлением занимаются ведущие ученые и научные учреждения, общественные организации.
С целью сохранения и развития научно-технического потенциала ежегодно из государственного бюджета выделяются ассигнования на 142
финансирование научно-технической деятельности в процентах от доходной части бюджета, а также норматив финансирования фундаментальных и поисковых исследований в области собственности.
Основные направления научно-технического развития, финансируемые из бюджетных средств:
1. Подготовка и повышение квалификации научных, науч
но-педагогических и инженерно-технических кадров.
2. Выполнение государственных научно-технических программ
и проектов.
3. Проведение фундаментальных и поисковых исследований в
природоведении, технических и общественных науках.
4. Разовая помощь научным коллективам, научно-исследова
тельским институтам, отдельным ученым и вузам с целью развития
материально-технической базы и материального стимулирования
работников.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 г.» на развитие науки из республиканского бюджета выделено 154 400 млн руб., в том числе на фундаментальные исследования, научно-технические программы и проекты — 144 118 млн руб., на подготовку кадров высшей научной квалификации и аттестацию научных кадров — 2861 млн руб.
Кроме бюджетных ассигнований, важным источником финансирования научно-технических проектов являются инновационные фонды, создаваемые при министерствах, ведомствах, облисполкомах и Минском горисполкоме за счет отчислений в размере до 0,25 % от себестоимости продукции юридических лиц, находящихся в их ведении.
Указом Президента Республики Беларусь № 167 от 18 марта 1999 г. «О мерах государственной поддержки отраслевой науки» освобождены в 1999 — 2000 годах субъекты хозяйствования Республики Беларусь:
• от налога на добавленную стоимость — в части выручки от
реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
опытно-технологических работ;
• от отчислений средств пользователями автомобильных дорог
в республиканский дорожный фонд — в части объемов выполнен
ных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опыт
но-технологических работ;
• от уплаты налога на прибыль — в части прибыли, получен
ной от реализации научно-исследовательских, опытно-конструк
торских и опытно-технологических работ
В указе отмечается, что высвобождаемые суммы налога на прибыль направляются на развитие опытно-экспериментальной базы субъектов хозяйствования, разработку и выпуск новой продукции, повышение ее технического уровня и качества.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки» одобрен перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997 — 2010 гг.
Установлено, что отнесение разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий к новым и высоким, производств и предприятий, основанных на этих технологиях, осуществляется по результатам государственной научно-технической экспертизы. Утверждено положение о порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и предприятий, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным. Приняты критерии оценки новых и высоких технологий, производств, основанных на данных технологиях.
Согласно перечню, выделяются информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, биотехнологии, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, сельское хозяйство.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источники: http://studopedia.ru/1_118257_investitsii-i-investitsionniy-proekt.html, http://studme.org/52548/ekonomika/investitsii_nauchno-tehnicheskoe_razvitie_firmy, http://studopedia.org/1-99600.html
Источник: