Инвестиции в промышленность удмуртской республики
В республике создана полноценная законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности и развитию государственно-частного партнерства, соответствующая требованиям разработанного Агентством стратегических инициатив Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, действуют государственные программы поддержки приоритетных отраслей промышленности.
В 2014 году впервые была принята Инвестиционная стратегия на период до 2025 года, определяющая направления инвестиционного развития республики. Для обеспечения к 2018 году доли инвестиций в валовом региональном продукте на уровне 27% каждому профильному министерству поставлены задачи по обеспечению необходимого прироста инвестиций.
Меры поддержки инвесторов
Основные формы государственной поддержки предприятий региона и потенциальных инвесторов определены Законом Удмуртской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» и Инвестиционным меморандумом Удмуртской Республики:
* Снижение ставки налога на прибыль организаций до 17-13,5% (в части отчислений в бюджет УР)
* Освобождение от налога на имущество организаций
* Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и части затрат по лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов
* Бюджетные ассигнования инвестиционного фонда Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства
* Отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики
* Включение инвестиционных проектов в единую базу инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики Консультационная, информационная организационная поддержка
Динамика показателей инвестиционной деятельности в Удмуртии
Инвестиции в основной капитал
Наибольшая доля инвестиций в основной капитал приходится на промышленность, транспорт и связь.
Основной объем инвестиций поступает из Германии, Люксембурга, Швейцарии, Кипра, Чехии и США.
В 2004 г. иностранные инвестиции направлялись на развитие связи (66,7% общего объема поступивших иностранных инвестиций), топливной промышленности (20%), торговли и общественного питания (7,8%), народного образования и науки (2,6%), в строительство (2,5%).
удмуртская республика экономический инновационный
Инвестиции в основной капитал в 1997-2004 годах по отраслям экономики, млн. руб. (до 1998 года — млрд. руб.)
Всего в отрасли экономики
в том числе (в % к итогу)
Сельское и лесное хозяйство
Транспорт и связь
Торговля и общественное питание
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
Образование и наука
Динамика иностранных инвестиций в 1993-2004 годах
Объем иностранных инвестиций, млн. долл. США
в том числе объем прямых инвестиций, млн. долл. США
Наиболее крупные предприятия (в том числе с иностранным участием)
На территории Удмуртской Республики зарегистрировано 85 организаций с иностранным участием. Наиболее крупными из них являются: ЗАО «Ижтел», производство коммутационных систем связи (Германия); ОАО «Уральская нефть», добыча нефти (Чехия); ЗАО «Сотовая связь Удмуртии», услуги сотовой связи (Австрия); ООО «Харви-Яр», производство сухих строганных пиломатериалов (США); ООО «Финансово-коммерческая группа «Сайгас», финансово-коммерческая деятельность (Кипр); ЗАО «Первая национальная буровая компания», добыча нефти (США).
Большой вклад в экономику Удмуртии вносят созданные в 1996 г. при участии ОАО «Удмуртнефть» четыре предприятия с иностранным участием, занимающиеся производством нефтепромыслового оборудования: ЗАО «Итом», ЗАО «Исот», ЗАО «Иждрил», ЗАО «Удол». Успешно работает завод «Рестер» по производству инфузионных растворов, построенный в 2000 г. с участием шведской компании «LUKI».
Наиболее крупные предприятия Удмуртской Республики
(входит в холдинг «ТНК-ВР») Нефтедобывающая
Министерство иностранных дел Российской Федерации
1. Общая информация.
Удмуртская Республика относится к Приволжскому федеральному округу. Территория Удмуртии занимает площадь свыше 42 тысяч квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации, превосходит такие западноевропейские страны как Бельгия, Швейцария и примерно равна площади Дании.
Протяженность территории с севера на юг составляет 297,5 км, с запада на восток — 200 км. Общая протяженность границ — 1800 км.
На западе и севере Удмуртская Республика граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юго-востоке — с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе — с Республикой Татарстан. Такое соседство открывает широкие перспективы для взаимовыгодной экономической интеграции и обуславливает относительно высокий уровень конкуренции в борьбе за инвестиции, рынки сбыта, трудовые ресурсы.
Расстояние по прямой между столицей республики — г.Ижевском и Москвой – 970 км, Санкт-Петербургом – 1370 км, Екатеринбургом – 450 км, Казанью – 279 км.
Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть Удмуртии включает в себя 779 км железных дорог, 16263 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием – 6039 км, в том числе регионального и муниципального значения – 5897 км, 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Важнейшие речные порты – Камбарка, Сарапул. Судоходство по реке Кама в пределах республики. Продолжительность навигации – 6,5 месяцев.
Аэропорт ОАО «Ижавиа» соответствует классу «В» и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую первой категории международной ассоциации ИКАО.
Территорию Удмуртской Республики пересекают 10 магистральных газопроводов, обеспечивающих газом Центральную и Западную часть Европейской части Российской Федерации и значительную долю экспортных поставок в страны Восточной и Западной Европы.
По территории Удмуртской Республики проходит 4 магистральных нефтепровода (729 км): транзитные «Сургут — Полоцк» (205 км), «Холмогоры — Клин» (205 км), а также региональные – «Киенгоп — Набережные Челны» (252 км), «Ножовка – Мишкино — Киенгоп» (67 км), обеспечивающие транспортировку добываемой в Удмуртии нефти.
Удмуртия — многонациональная республика, где проживают представители более ста семидесяти национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленные из них русские, удмурты и татары.
Население республики на 1 января 2017 года составило 1516,8 тыс. человек, из которых 65,7% приходится на жителей городов. Плотность населения республики составляет 36 человек на кв. км, что более чем в 4 раза превышает среднее значение по России.
В структуре земельного фонда Удмуртии по состоянию на 1 января 2016 года преобладают земли лесного фонда, на долю которых приходится 48,7%, а также земли сельскохозяйственного назначения — 44,3%. Доля прочих земель составляет 7,0 %.
Недра Удмуртии богаты полезными ископаемыми. Наибольшее значение имеют нефть, торф и строительные материалы. Впервые промышленная нефть была получена в республике в январе 1955 года, а в 1969 году появились первые нефтепромыслы. Обнаружены месторождения каменного и бурого угля.
Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий.
В Удмуртии расположены минеральные источники, целебные свойства которых используются санаторно-курортными учреждениями республики, известными далеко за ее пределами. В республике огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию и называют родниковым краем. На территории Удмуртской Республики находятся шесть водохранилищ. Все реки Удмуртии относятся к бассейну Камы, наиболее крупные из них – Иж, Чепца, Вала и Кильмезь.
Основой экономики Удмуртской Республики является промышленность, которая обеспечивает 44,5% валового регионального продукта.
В республике насчитывается более 250 крупных и средних промышленных предприятий с современным техническим оснащением и опытным персоналом. Высокая культура производства на многих предприятиях была заложена в процессе выполнения военных заказов и подтверждена сертификатами соответствия международным стандартам качества серий ISO 9001 и ISO 14001. Конструкторская база, интеллектуальный потенциал оборонных предприятий являются конкурентными преимуществами республики.
Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления, на территории республики производится порядка 95% производства стрелкового оружия России.
В Удмуртии производятся: прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, автомобили, спортивно-целевые и спортивно-охотничьи ружья, металлорежущие станки, медицинская техника, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, оборудование геологоразведки и бурения, средства вычислительной техники, а также товары потребительского спроса — стиральные машины, электромясорубки, швейные и трикотажные изделия и многое другое.
На долю Удмуртии приходится 1,4% от общероссийского и 6% от уровня Приволжского федерального округа объема валовой продукции сельского хозяйства.
Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности.
Основная часть пахотных земель – дерново-подзолистые почвы. На 1 января 2016 года общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет более 1,84 млн. га, в т.ч. около 1,4 млн. га пашни.
Преобладающими являются коллективные формы хозяйствования, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. В республике функционируют 313 сельскохозяйственных организаций. Они являются основными производителями зерна (86%) и льноволокна (90%).
Республика полностью обеспечивает свои потребности в основных видах продовольствия. На ее долю приходится 7,7% молока, 6% мяса, 8,8% яиц, производимых в Приволжском федеральном округе.
2. Инвестиционная политика
Стратегической целью государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики является формирование востребованных и наиболее надежных, безопасных и комфортных для развития бизнеса условий ведения инвестиционной деятельности, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие.
С 2014 года Удмуртская Республика полностью соответствует Стандарту по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Мы в числе первых 36 регионов России внедрили все 15 положений Стандарта и получили этому официальное подтверждение Минрегиона России и Агентства стратегических инициатив.
В 2016 году состоялось 8 заседаний Экспертной группы по мониторингу Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата в Удмуртской Республике.
За последние 5 лет в экономику Удмуртской Республики инвестировано около 406 миллиардов рублей, в 2017 году планируется привлечь инвестиций в основной капитал порядка 90 миллиардов рублей. По темпу роста объема инвестиций в 2016 году Удмуртия на 2 месте в ПФО.
Основными направлениями инвестиционного развития Удмуртской Республики являются:
1) повышение конкурентоспособности предприятий производственной сферы экономики;
2) повышение уровня и качества жизни населения республики;
3) сохранение и развитие кадрового потенциала;
4) развитие малого и среднего предпринимательства;
5) сбалансированное территориальное развитие Удмуртской Республики, основанное на грамотном размещении производительных сил и реализации экономического потенциала территорий Удмуртской Республики;
6) формирование положительного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики. Повышение открытости бизнеса и прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
7) создание импортозамещающих технологий и продуктов;
8) создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов (промышленных парков, технологических парков);
9) формирование благоприятной среды для реализации инвестиционных проектов в Удмуртской Республике.
Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике:
1) предоставление инвесторам налоговых льгот по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Удмуртской Республики, и (или) освобождение от налога на имущество;
2) предоставление инвесторам за счет средств бюджета Удмуртской Республики субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам банков и части затрат по лизинговым платежам на инвестиционные цели;
3) предоставление инвесторам государственных гарантий Удмуртской Республики;
4) предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
5) предоставление инвесторам в аренду без проведения торгов земельных участков для размещения объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
6) установление налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики;
7) расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, изменение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (в соответствии с федеральным законодательством);
8) предоставление инвесторам льготных условий пользования недвижимым имуществом (за исключением земельных участков), находящимся в собственности Удмуртской Республики;
9) предоставление инвесторам льготных условий пользования земельными участками, находящимися в собственности Удмуртской Республики, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
10) предоставление государственной поддержки (мер стимулирования деятельности в сфере промышленности) в рамках специального инвестиционного контракта;
11) создание и развитие зон (территорий) экономического благоприятствования для инвестиционной деятельности, в том числе индустриальных (промышленных) парков, кластеров;
12) предоставление информационной и организационной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Наиболее востребованными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности являются предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество и предоставление инвесторам субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам банков и части затрат по лизинговым платежам.
В 2016 году проведен конкурс инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. В конкурсе приняли участие 11 инвестиционных проектов 9 организаций, 7 инвестиционных проектов были признаны победителями конкурса. Реализация данных проектов позволит привлечь более 1 млрд. руб. дополнительных инвестиций, создать более 300 новых рабочих мест. Прирост налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики в результате реализации инвестиционных проектов, составит 146,2 млн. руб. Предполагаемая общая сумма налоговых льгот, предоставленных организациям-победителям конкурса, на весь период срока окупаемости составит 146,9 млн. рублей (сумма предоставленных льгот по налогу на прибыль составит – 126,7 млн.рублей, а по налогу на имущество – организаций – 20,2 млн.рублей).
Кроме того, в течение 2016 года были проведены 3 конкурса по отбору инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики на право возмещения за счет средств бюджета Удмуртской Республики части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам. В конкурсах приняли участие 33 инвестиционных проекта 24 организаций, победителями признаны 32 инвестиционных проекта. Объем инвестиций по проектам-победителям конкурса составит более 4,26 млрд.рублей, сумма предоставляемой победителям субсидии составила 44,2 млн.рублей.
Также в 2016 году велась активная работа по предоставлению из средств инвестиционного фонда Удмуртской Республики, формируемого за счет средств бюджета Удмуртской Республики, финансовой поддержки на создание объектов социальной, транспортной или инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором производственных объектов или объектов социальной инфраструктуры в рамках инвестиционных проектов «Организация современного производства древесно-стружечных плит» (ООО «Увадрев-Холдинг»), «Строительство спортивного комплекса в д. Пирогово» (ООО «Спортивный комплекс «Заря»), «Строительство многофункционального спортивного центра в городе Сарапуле» (ООО «АРЕНА Университет»). Всего в 2016 году из средств инвестиционного фонда Удмуртской Республики на реализацию этих проектов было перечислено 51,6 млн.рублей.
Для повышения статуса инвестора и популяризации инвестиционной деятельности ежегодно проводится конкурс «Лучший инвестор Удмуртской Республики», победителями которого по итогам 2015 года определены 13 организаций по 6 номинациям.
Инвестиционная инфраструктура.
В республике реализуется комплекс мер и механизмов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, создание конкурентных условий для развития бизнеса, активно работают институты развития и поддержки предпринимательства, определены исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, вырабатывающие и реализующие государственную инвестиционную политику и осуществляющие управление инвестиционной деятельностью и государственно-частным партнерством:
Агентство инвестиционного развития Удмуртской Республики:
- осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства на территории Удмуртской Республики;
- осуществляет полномочия по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;
- обеспечивает функционирование системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Министерство экономики Удмуртской Республики осуществляет полномочия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности, развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей, презентации возможностей и потенциала Удмуртской Республики.
Автономная некоммерческая организация «Центр инвестиционного развития Удмуртской Республики» оказывает организационную и методическую поддержку в разработке и реализации инвестиционных проектов.
В структуру автономной некоммерческой организации «Центр инвестиционного развития Удмуртской Республики» входит Центр кластерного развития Удмуртской Республики, который осуществляет формирование и реализацию проектов создания территориальных кластеров в Удмуртии.
Микрофинансовая организация Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства путем выдачи займов и микрозаймов.
Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики реализует Программу предоставления кредитных гарантий, позволяющую субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получать банковские кредиты. В структуру Гарантийного фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики входят: Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики, который предоставляет юридические, финансовые, налоговые и другие консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности, выбору формы ведения бизнеса за рубежом; Региональный интегрированный центр, который специализируется на вовлечении субъектов малого и среднего предпринимательства в процесс интернационализации с участием иностранных партнеров в целях повышения общей конкурентоспособности бизнеса на внутреннем и внешних рынках в условиях глобализации (импорт, экспорт, технологическая и научная кооперация, трансфер технологий); Региональный центр инжиниринга Удмуртской Республики (РЦИ).
Автономное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор» осуществляет предоставление на конкурсной основе помещений и офисной техники начинающим предпринимателям, оказывает консультационные и информационные услуги.
Центры трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики обеспечивают эффективное применение научно-технических разработок в производственных целях (Бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», Инжиниринговый центр «Специальные технологии формирования поверхности заданными свойствами» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», Центр маркетинга и трансфера технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет», Центр трансфера технологий федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центр стратегических инициатив и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», Инжиниринговый центр инновационных исследований и экспертиз федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет»).
Дополнительно инфраструктуру поддержки инновационной и инвестиционной деятельности Удмуртской Республики составляют: Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Удмуртской Республике, муниципальное бюджетное учреждение «Глазовский бизнес-инкубатор», автономная некоммерческая организация «Центр развития предпринимательства Удмуртской Республики», Индустриальный парк «Развитие», Республиканский центр детского и молодежного инновационного творчества «Технотроника».
- Удмуртское республиканское региональное отделение «Деловой России».
- Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии.
- Ассоциация развития города «АРГО».
- Ассоциация легкой промышленности Удмуртской Республики.
- Ассоциация предприятий лесопромышленного комплекса Удмуртии.
- Промышленно-экономическая Ассоциация Удмуртии «Развитие».
- Ассоциация «Гильдия мебельщиков Удмуртии».
Инвестиционные проекты и площадки.
Единая база инвестиционных проектов и площадок Удмуртской Республики формируется и ведется с целью оказания информационной поддержки инвесторам и содействия организациям в Удмуртской Республике в поиске инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики формируется и ведется Агентством инвестиционного развития Удмуртской Республики.
Актуальные версии базы проектов и площадок и Реестра размещаются на инвестиционном портале Удмуртской Республики www.udminvest.ru.
3. Рейтинги
В марте 2017 года в рамках IV инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» в Москве были представлены результаты ежегодного рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, подготовленного Центром развития ГЧП совместно Минэкономразвития России.
По итогам 2016 года из 84 субъектов Российской Федерации Удмуртская Республика укрепила свои позиции в Рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП, сохранив 13 место. Среди регионов Приволжского федерального округа Удмуртия на 6 позиции.
При оценке развития государственно-частного партнерства в регионах России принимались во внимание развитость институциональной среды субъекта, нормативно-правовое обеспечение, опыт реализации проектов. Удмуртия стала четвертой по уровню развития институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства, увеличив интегральный показатель на 22,5% по сравнению с 2015 годом.
В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме были представлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата — это совместный проект деловых объединений: Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, «Деловой России», «Опоры России» и Агентства стратегических инициатив.
Удмуртская Республика существенно улучшила свои позиции в рейтинге: заняла в 2016 году 29 место среди 85 субъектов Российской Федерации и поднялась за год на 14 позиций (в 2015 году – 43 место среди 76 субъектов РФ).
4. Контакты
Агентство инвестиционного развития Удмуртской Республики
Почтовый адрес: 426007, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 214,
тел./факс: (3412) 49-72-38
Министерство экономики Удмуртской Республики
Почтовый адрес: 426007, г. Ижевск, Пушкинская 214,
тел. (3412) 49-74-41, факс: (3412) 49-74-56
АНО «Центр инвестиционного развития Удмуртской Республики»
Почтовый адрес: 426051 г. Ижевск, ул. М. Горького, 73/1,
Источники: http://www.udmexport.ru/ru/content/investicionnye-vozmozhnosti-udmurtii/, http://vuzlit.ru/1061246/investitsii_osnovnoy_kapital, http://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/2750368
Источник: