Бюджетное финансирование инвестиций
Средства бюджета считаются прогрессивным механизмом централизованного влияния государства на пути и темпы развития национальных экономик. Инструментами государства являются: налоговый, бюджетный механизмы, денежно-кредитная политика.
Налоговые льготы освобождают для предприятий инвестиции, которые необходимы для ускорения развития – пополнения основных и оборотных средств. Централизованные закупки и финансирование ускоряют реализацию крупных инвестиционных проектов, улучшают социально-экономическую инфраструктуру и ускоряют НТП путем финансирования научных и учебных институтов. Денежнокредитная политика регулирует денежное предложение в экономике, существенно влияя на темпы ее развития, величину процентных ставок, курса национальной валюты.
Финансированию из бюджета присущи принципы:
– максимальный экономический и социальный эффект с минимумом затрат. Бюджетные средства должны предоставляться, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность;
– целевой характер использования бюджетных ресурсов;
– предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Бюджетное финансирование бывает возвратным и безвозвратным. Безвозвратное финансирование осуществляется с целью развития новых направлений производственной деятельности. Бюджетные средства направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.
Возвратное финансирование ориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого ин вестиционного проекта. Любая поддержка от государства необходима на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование представлено системой льгот (налоговых, кредитных), носящих временный характер. Благоприятные показатели развития общества и хозяйственных отношений зависят от роста эффективных инвестиционных вложений, создающих конкуренцию. Поэтому необходима база методов, которая ориентирована на увеличение эффективности инвестиций в реальный сектор экономики.
Эффективность инвестиционных вложений обеспечивается ускорением их оборачиваемости, снижением их издержек и повышением полезной отдачи. Но не все эти факторы повышения эффективности инвестиций благоприятны при одинаковых условиях. Например, возможность быстрого оборота вложенных средств появляется в непроизводственной сфере (коммерция и др.). Хотя создание конкуренции, рост производства и объемов, улучшение уровня жизни граждан и определяют суть эффективности инвестиций.
Роль доходов населения как источника финансирования инвестиций
Традиционный и испытанный источник кредитов – сбережения населения. Финансовые активы населения как часть богатства семьи формируются за счет сбережений – неиспользованной части доходов физических лиц или семей. Являясь отложенным потреблением, накопленная сумма денежных активов образует инвестиционный потенциал государства, а его активное привлечение в качестве инвестиций в экономику является одной из главных предпосылок обеспечения экономического роста.
Получаемые доходы население использует на конечное потребление (приобретение необходимых товаров и услуг, оплату обязательных платежей и т. д.) и сбережение. Сбережение населения в России традиционно осуществляется в формах накопления наличных денег («на руках») и банковских вложений, причем обе эти формы осуществляются как в национальной, так и в иностранной валюте. Кроме того, физические лица имеют возможность разместить свободные денежные средства в ценные бумаги государства и частных компаний либо осуществлять страховые взносы. Каждый вид сбережений имеет свои преимущества и недостатки, сопряжен с рисками различной степени и связан с получением того или иного дохода. Задачей организации, размещающей у себя свободные средства граждан, является получение максимальной прибыли от оказания услуги по размещению средств и возможному их использованию. Кроме того, государство должно создать такие условия, при которых стало бы возможным максимальное использование сберегаемых средств граждан в качестве финансовых ресурсов кредитования экономики.
Доходы населения и их влияние на инвестиционный процесс можно рассматривать в двух аспектах:
– как источник финансирования инвестиций, как инвестиционный потенциал развития, который, создавая определенный резерв роста экономики, оказывает влияние на уровень и качество жизни населения;
– как потенциальную возможность для роста потребительских расходов населения.
Когда речь идет об инвестиционном процессе, то на инвестиции, их источники обращается внимание, но не учитывается их связь с потреблением, его динамикой, социальным развитием общества.
Рост денежных доходов населения способствует расширению роста спроса домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию развития отечественного производства. Поэтому важен такой аспект, как роль финансовых активов населения в текущем обороте их доходов. Доходы большинства населения так малы, что они могут себе позволить лишь один набор прожиточного минимума. Поэтому семьи в сложившейся ситуации чаще использовали отложенные ранее сбережения, нежели пополняли их.
Бюджетное финансирование инвестиций
Сущность и классификация источников финансирования инвестиций
Источники финансирования инвестиций
Вопросы для самопроверки
· На какой методологической основе формируется классификация инвестиций?
· Перечислите виды инвестиций.
· Какие существуют виды инвестиций по уровню риска?
· Какое значение имеют инвестиции для предприятия?
· Что Вы понимаете под структурой инвестиций?
· Что характеризует технологическая структура инвестиций в основной капитал?
· Дайте определение структуры инвестиций по источникам финансирования.
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.
В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.
Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.
По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
· заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
· привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
· финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
· средств внебюджетных фондов;
· средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
· средств иностранных инвесторов.
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.
К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.
К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.
В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.
Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.
Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.
Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.
Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.
Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.
Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.
Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.
Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:
· совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;
· авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;
· широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;
· объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);
· ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.
Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.
Источники финансирования инвестиций
Сущность и классификация источников финансирования инвестиций
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.
В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.
Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.
По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
- — собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
- — заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- — привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- — финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- — средств внебюджетных фондов;
- — средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- — средств иностранных инвесторов.
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.
К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.
К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.
В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.
Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.
Бюджетное финансирование инвестиций
Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.
Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.
Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.
Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.
Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.
Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.
Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.
Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:
- — совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;
- — авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;
- — широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;
- — объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);
- — ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.
Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.
Внебюджетные источники финансирования инвестиций
Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.
Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия.
В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. И сразу возникает вопрос: как наиболее рационально распределить эту прибыль? Ее можно направить на: производственное развитие; строительство жилья, дома отдыха, детского садика и других объектов непроизводственного назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные цели и др. Для рационального использования прибыли необходимо хорошо знать техническое состояние предприятия на данный момент и на перспективу, а также социальное положение коллектива предприятия. Если на предприятии работники в социальном плане, в том числе и по уровню заработной платы, в большей мере обеспечены по сравнению с другими предприятиями, то в этом случае прибыль необходимо направлять в первую очередь на производственное развитие.
Однозначно можно ответить, что прибыль надо направлять на развитие предприятия в том случае, если уровень технического развития предприятия низкий, что является тормозом для выпуска конкурентоспособной продукции и возможной причиной банкротства предприятия. Таким образом, распределение прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и социальном плане.
Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Амортизация — процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другие сроком службы более одного года и стоимостью более 10 тыс. рублей.
Основные средства в процессе производства постепенно морально и физически изнашиваются, т.е. они меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Амортизация не начисляется по объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации; жилищному фонду; объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным; объектам лесного и дорожного хозяйств; специализированным сооружениям и подобным объектам; продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также по приобретенным изданиям (книгам, брошюрам и др.).
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70—80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций также повысилась. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий.
Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия.
В настоящее время во многих странах мира используется политика ускоренной амортизации, впервые примененная в середине 40-х гг. в Великобритании. Суть ее состоит в возможности списания стоимости основных фондов в более короткие сроки и по более высоким ставкам. В последнее время практика ускоренной амортизации находит все более широкое применение и в Российской Федерации.
Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит от следующих факторов:
- — среднегодовой стоимости основных производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятия;
- — переоценки основных средств;
- — способа начисления амортизационных отчислений;
- — ускорения НТП.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
- — при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;
- — при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;
- — при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.
Выбор одного или нескольких способов начисления амортизационных отчислений является важным элементом в учетной и амортизационной политике предприятия. Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, т.е. у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Это первый положительный момент ускоренной амортизации. Второй выигрыш у предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации актива увеличивается на величину дополнительной амортизации, а прибыль снизится на эту же величину, а следовательно, предприятие меньше заплатит налога на прибыль.
Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться исходя из их экономической сущности на простое и расширенное воспроизводство, т.е. на финансирование реальных инвестиций. А если говорить более конкретно, то они должны использоваться на следующие цели:
- — приобретение нового оборудования вместо выбывшего;
- — механизацию и автоматизацию производственных процессов;
- — проведение НИР и ОКР;
- — модернизацию и обновление выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;
- — реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;
- — новое строительство.
Источники: http://studfiles.net/preview/2803213/page:17/, http://studopedia.ru/1_113097_byudzhetnoe-finansirovanie-investitsiy.html, http://studwood.ru/1442953/finansy/istochniki_finansirovaniya_investitsiy
Источник: