Как влияет коррупция на иностранные инвестиции

Коррупция и экономический рост (на примере России)

2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например — фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду — их не разоблачают. Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.

Глава 2. Влияние коррупции на развитие общества

2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели

Суть коррупции такова, что она проникает во все сферы жизни общества, в данной главе рассматривается влияние и проявление коррупции в различных сферах, влияние на различные показатели. В данном анализе мы затронем следующие элементы национальной экономики:

    • малый и средний бизнес;
    • инновационная деятельность;
    • иностранные инвестиции;
    • поступления в государственный бюджет;
    • бюджетные инвестиционные проекты;
    • государственные закупки;
    • инфраструктура и текущие расходы;
    • военные расходы;
    • расходы на здравоохранение и образование;

Влияние коррупции на малый и средний бизнес.

Для многих стран Третьего мира характерна ситуация, когда предприниматели (главным образом, представители малого и среднего бизнеса) помимо налогов в бюджет, вынуждены платить деньги представителям разного рода государственных структур. Эти платежи могут быть оформлены как оплата за некие сомнительные услуги, оказываемые непосредственно этими госструктурами, как оплата услуг связанных с ними коммерческих фирм, или, чаще всего, просто как банальная взятка (выплачиваемая, например, как компенсация за невыполнение коммерсантами странных требований этих структур, являющихся, удивительным образом, формальными правилами).

Хотя, примеры такого рода платежей и услуг из российской практики и напрашиваются, она отнюдь не является уникальным российским феноменом: например, в Индонезии такого рода поборы составляют 20% текущих издержек предприятий малого бизнеса. 20 В Уганде в 2007г. средний размер взяток, выплаченных фирмой составил 28% от инвестиций в основные фонды (всего было исследовано 176 фирм). 21

Причина возникновения этого явления – в слабости государственной власти и неэффективности существующей системы государственного управления. В этом смысле, даже жесткий автократический режим (не говоря уже о развитой демократии) будет значительно эффективнее слабой демократической системы. Большим предприятиям проще защитить себя от коррумпированных чиновников; такие компании обладают специализированными структурными подразделениями; они могут прибегать к услугам специально обученных людей, знающих, как обойти препоны государственного регулирования, и налогового законодательства; размер таких фирм защищает их от незначительных чиновников; они также могут использовать политическую власть для эффективного поиска ренты. Для больших предприятий коррупция – это зачастую способ снижения издержек, который позволяет им получать монопольную прибыль и экономию на масштабе; тогда как для малых и средних компаний коррупция означает увеличение издержек, так как они вынуждены совершать платежи, которые необходимы лишь для собственного выживания, и которые не увеличивают их прибыльности или производительности.

Коррупция и стимулы к инновационной деятельности.

Еще одна причина неблагоприятного влияния коррупции на экономическую активность индивидов, и, как следствие, на показатели экономического развития, заключается в том, что она подрывает у предпринимателей стимулы к осуществлению инноваций.

Во-первых, если уровень коррупции в государстве высок, для осуществления инновации предприниматели вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с необходимостью получения всякого рода санкций, разрешений, лицензий и т.д. у коррумпированной государственной власти.

Во-вторых, часто осуществляющий нововведение предприниматель обладает большим человеческим капиталом, но испытывает недостаток финансовых средств и не может получить необходимый доступ к кредитам. У инноватора просто не оказывается достаточно денег, для того, чтобы оплатить чиновничьи «услуги».

В-третьих, инновационные проекты, как правило, предполагают долгосрочные инвестиции, а при слабой спецификации и защите прав собственности, которая присуща коррумпированной системе, такие инвестиции теряют свою привлекательность. Иначе говоря, в условиях порождаемой неэффективным государственным управлением вообще и административной коррупцией, в частности, неопределенности, у предпринимателей сокращаются горизонты планирования. Поэтому инновационные проекты теряют для них свою привлекательность.

В-четвертых, отличительной чертой практически всех инвестиционных проектов является относительно высокий уровень риска: инноватор может либо потерпеть фиаско, либо получить очень большую отдачу от своего проекта. Так как большинство индивидов не склонны к риску, фактически, только значительная величина этой возможной отдачи заставляет их затрачивать средства и усилия на осуществление инновационного проекта. Однако, в коррумпированной системе, инноватор может стать объектом ex post вымогательства со стороны коррумпированных властных структур. Иными словами, в случае успешной реализации проекта, предприниматель будет вынужден делить свою прибыль непонятно с кем: ожидаемая отдача от проекта для предпринимателя сокращается, и высокий риск заставляет его воздержаться от инновации.

Читайте также  Удачное вложение инвестиций в проект

Коррупция и иностранные инвестиции

Коррупция, неопределенность и прямые иностранные инвестиции. Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Это понятно и на интуитивном уровне: взятки, которые иностранные инвесторы вынуждены давать коррумпированным чиновникам, похожи на дополнительные налоги, которые удерживают потенциальных инвесторов от вложения средств в экономику данной страны. Так, в частности, Танзи обнаружил, что увеличение коррумпированности государственных чиновников от уровня Сингапура (индекс восприятия коррупции 9,2) до уровня Мексики (3,7) эквивалентно увеличению уровня налогообложения на 21 –24%. 22

Однако, как показывает, в частности, исследование, проведенное Кауфманом на российском и украинском материале («две страны с очень высоким уровнем коррупции»), доля средств, которые инвесторы вынуждены отдавать коррумпированным чиновникам, в прибыли или обороте весьма незначительна. Чем же, в таком случае, можно объяснить то серьезное сдерживающее воздействие, которое коррупция оказывает на иностранных инвесторов?

Дело в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот уровень неопределенности, который присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений. В целом, как выяснил тот же Вэй, рост неопределенности с уровня Сингапура до уровня Мексики, для инвесторов эквивалентно увеличению налогов на 32%. 23

Коррупция сокращает долю прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступающих в страну финансовых ресурсов. Соответственно, для стран с высоким уровнем коррупции в структуре поступающего иностранного капитала характерна высокая доля долгов и портфельных инвестиций. На рис. 5 представлен качественный состав потоков иностранных капиталов четырех государств, различающихся по уровню коррумпированности власти.

Рис 6. Качественный состав потоков иностранных инвестиций 24

Коррупция и поступления в государственный бюджет

Рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Это простая мысль находит свое подтверждение и в целом ряде эмпирических исследований. Как показывает, в частности, исследование, проведенное Вито Танци и Хамидом Давуди, сокращение на один пункт индекса восприятия коррупции сокращает на 1,5% отношение доходной части бюджета к ВВП, на 2,7% сокращает отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП и на 1,3% увеличивает отношение неналоговых поступлений в бюджет к ВВП. Исследование Ghura (1998) выявило увеличение доли налоговых поступлений в ВВП на 1-2,9% при увеличении индекса восприятия коррупции на 1 пункт. 25

2. Влияние на бизнес и прямые иностранные инвестиции

Теоретическая модель Андвига — Муна Andvig, J.C., Moene, K.O. How corruption may corrupt // Journal of Economic Behavior & Organization. 1990. Vol. 13. No. 1. P. 63-76. объясняет рентоориентированное поведения в условиях экономики развивающихся стран, доказывая, что рост количества коррумпированных чиновников сокращает вероятность выявления финансовых махинацией. Этот фактор способствует росту коррумпированной политической элиты и повышает привлекательность инвестиций в поиск ренты. Однако, к сожалению, выявление статистических данных и индексов влияния коррупции на склонность чиновников или других экономически заинтересованных лиц к поведению, направленному на поиск ренты, достаточно затруднительно.

В качестве подтверждения данной теории возможно привести эмпирическое исследование Вито Танзи и Даводи Tanzi, Vito and Hamid R. Davoodi (1997), `Corruption, Public Investment and Growth, Ebidem. , которые по данным ЮНЕСКО по 53 государствам мира, обнаружили положительную динамику зависимости между уровнем финансовых махинаций в стране и числом студентов юридических факультетов к числу студентов инженерных факультетов в конкретной стране. В таких участвовавших в обследовании странах как Алжир, Катар, Бахрейн и ОАЭ преобладающей долей студентов являются получающие юридическое образование, обладающие знаниями о слабостях политической системы, отсутствии жесткого контроля за поведением государственных лиц, именно данный фактор свидетельствует о большей вероятности рентоориентированного поведения для жителей изученных стран ближневосточного региона. Данное нестандартное исследование подтверждает теорию взаимосвязи коррупции и поведения, направленного на поиск ренты, отражая главную причину коррупционной деятельности — отсутствие контроля за чиновниками или другими должностными лицами,, обладающими возможностью манипулировать экономическими условиями и злоупотреблять своими властными полномочиями порождает коррупцию.

Важно отметить, что для глубокого всестороннего анализа распространения экономической коррупции необходимо рассмотреть положения конкретных стран в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в рейтингах международных неправительственных организаций — Transparency International Индекс восприятия коррупции 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.transparency.ru (дата обращения 11.04.2016). и Doing Business.

Неправительственная международная организация Transparency Int. опубликовала социологическое исследование уровня восприятия коррупции, показывающее рост уровень финансовых махинаций в странах ближневосточного региона после событий «Арабской весны», несмотря на то что причинами протестов в ряде стран являлась коррумпированность органов государственной власти. По данным опроса более 65 % жителей Египта отметили в период с 2011 по 2014 год увеличение уровня коррупции, в Тунисе и Ливии такого мнения 81% и 46 % граждан, соответственно, а в Марокко и Ливане разделяют данную позицию более 80% . В то же время жители Иордании не отмечают никаких изменений в решении вопросов предупреждения отмывания денежных средств, что касается наиболее коррумпированных сфер более 70 % жителей Египта считают систему государственных служб по охране правопорядка наиболее коррумпированными органами, выделяя судебную систему, а также более 40 % жителей не доверяют системе здравоохранения. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. / Качкина Т.Б., Качкин А.В. — Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. C. 15.

Алжир занимает 100 место из 175 стран по Индексу Восприятия коррупции Индекс восприятия коррупции 2015. Там же. на 2014 год, Марокко, в тоже время, занимает 80 место. Алжир существенно опустился в различных рейтингах, например, в рейтинге Doing business он занимает одно из последних позиций на ряду со всеми странами региона Ближнего Востока и Северной Африки — 164 место, уступая лишь Йеменской республике и Джибути. Несмотря на то, что по всем пунктам «Ведения бизнеса», а именно по рейтингу легкости ведения бизнеса, регистрации предприятий, получении разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, получении кредитов, налогообложении, обеспечении исполнения контрактов, Алжир занимает последние места среди стран региона, лидирует он лишь в пункте о разрешении неплатежеспособности, занимая вторую позицию. Это означает, что должники в Алжире имеют право открыть производство по делу о реорганизации или ликвидации предприятия, а также отказаться от чрезмерно обременительных контрактов. Законодательство Алжира предусматривает специальные положения о несостоятельности, предоставляющие должнику (или выступающему от его имени управляющему по делу о несостоятельности) возможность получения кредита после возбуждения производства по делу о несостоятельности для финансирования текущих расходов должника в ходе производства. Doing Bussiness. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016 (дата обращения 11.04.2016).

В рейтинге «Ведения бизнеса» Марокко, в отличии от Алжира, занимает 74 место, однако лидирует в таких областях как регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключения к системе электроснабжения, а также обеспечения выполнения контрактов. Это означает, что Марокко встало на путь реформации и модернизации на пути преодоления коррупции, и оценка общего количество процедур, а также их стоимости и сроков проведения, которые необходимо пройти предпринимателям для регистрации общества с ограниченной ответственностью (или аналогичного по типу предприятия), от подачи документов и до начала деятельности показывает лучшие результаты в регионе Северной Африки. Там же.

Читайте также  Состав и структура внешних инвестиций

Такие две страны, как Египет и Тунис было бы интересно рассмотреть в единой группе. Хотя в Египте население в семь раз больше, чем в Тунисе, а экспорт нефти в Тунисе равен импорту, в то время как Египет является практически единственным крупным экспортером золота в регионе, получая доходы от туризма и судоходства на Суэцком канале, экономики Египта и Туниса зависимы от экспорта углеводородов намного меньше, чем страны Персидского залива.

Во-первых, они обладают сопоставимым уровнем ВВП по ППС, который в 2007 году в Египте и Тунисе составляет 5400 и 7100 долларов США соответственно World Banks Control of Corruption 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/worldwide-governance-indicators (дата обращения 11.04.2016). , что является хорошим показателем для региона, в котором соседствуют такие бедные страны как Судан, Сомали и Йемен, а также богатые углеводородами монархии Персидского залива.

Во-вторых, Тунис и Египет обладают наиболее диверсифицированными экономиками в арабском регионе с весомым удельным весом обрабатывающей промышленности, обладая наиболее высокими темпами роста в период с 2000 по 2005 гг. в ближневосточном регионе.

Именно с таких стран, как Египет и Тунис, начались события «арабской весны», несмотря на то, что данные государства являются наиболее продвинутыми в регионе в вопросе рыночных реформ, либерализации внешней торговли.

По индексу Восприятия Коррупции TI на 2014 год Египет занимает 94 место, в то время как Тунис 79 позицию. Согласно докладу “Doing Business in Egypt 2013”, в Египте обеспечены более благоприятные условия для ведения бизнеса по сравнению со всеми странами региона. Обе страны в рейтинге «Ведения бизнеса» занимают средние позиции, однако Тунис лидирует по многим показателям, например, легкости подключения к системе электроснабжения и процедуры банкротства, занимая 74 место, Египет — 131, хотя является первой в рейтинге легкости в получения кредитов из всех стран региона Ближнего Востока и Севера Африки. Там же.

Компания ADS Securinies из Абу-Даби провела исследование вовлеченности малого бизнеса в коррупцию. ADS Securinies, проводившие опросы в фокус-группах, В период с января июнь 2015 года опросили 128 предпринимателей из восьми арабских стран — Марокко, Туниса, Алжира, Египта, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна и Иордании.

Согласно данным отчёта, приводимого «Euronews», более половины предпринимателей (61%), респондентов признались, что в течение последних двух лет им приходилось давать взятку государственному лицу для ускорения бизнес процесса. Более того, половина (49%) участников опроса отметила, что коррупция сама по себе несёт выгоды и для должностных лиц, и для предпринимателей, помогая отсеять конкурентов, не обладающих достаточными ресурсами для оплаты взяток.

Таким образом, коррупция приводит к ряду социальных и экономических проблем, сокращается сектор малого и среднего бизнеса, усиливается социальное неравенство, безработица, увеличивается нелегальный сектор экономики.

Еще одна неблагоприятная причина влияния коррупции на развитие предпринимательства, это подрыв стимулов к внедрению инноваций. Murphy, Kevin M, Andrei Shleifer, and Robert W Vishny. 1989. “Industrialization and the Big Push.” Journal of Political Economy 97 (5). P. 1003-1026.

Во-первых, по причине высокого уровня коррупции предприниматели вынуждены дополнительно расходовать собственные средства для получения различных разрешений, лицензий и других документов у коррумпированной должностных лиц.

Во-вторых, коррупционная деятельность подрывает возможность для предпринимателей получения необходимого доступа к кредитам.

Для подтверждения данных гипотез необходимо обратиться к исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнесPricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес. https://www.pwc.ru/ru/innovationsurvey/assets/innovation-through-growth.pdf (дата обращения: 12.11.2015). , а также к глобальному инновационному индексу (ГИИ) Глобальный инновационный индекс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wipo.int/econ_stat/ru/economics/gii/ (дата обращения: 12.11.2015). , который представляет собой оценку деятельности в области инноваций в 141 стране на основе 79 показателей. С одной стороны, многие богатые природными ресурсами страны региона начали процесс диверсификации и стимулируют инновации в отраслях углеводородной промышленности. Это позволило Саудовской Аравии, занимающей 43 место, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), 47 место и Катару, 50 место, занять высшие строчки ГИИ в регионе. Однако аналитик Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Анна Ермолина в статье «Влияние факторов предпринимательской среды на инновационное развитие страны» доказала существование связи между наличием препятствий для введения инноваций и индикаторами экономического и социального развития через обследование по которому отрицательное влияние всего на инновации и развитие предпринимательства оказывает коррупция и преступность. Там же. Это подтверждается и проведенными социологическими исследованиями и опросами — более трети предпринимателей из арабских стран опасаются банкротства по причине коррупции. 25% респондентов исследования PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес Там же. из Ближнего Востока ответили, что инновационная деятельность не считается первоочередной задачей на рынках присутствия их компаний. Таким образом, ни инновационные компании не готовы к полномасштабному выходу на ближневосточный рынок, но и регион не готов к развитию инноваций.

В современных условиях все чаще возникает проблема нехватки финансовых ресурсов внутри страны. После кризиса 2008 года увеличение доли иностранного капитала стало значительно увеличиваться в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Привлечение иностранного капитала в банковский сектор формирует дополнительную ресурсную базу и повышает уровень капитализации банков, однако, быстрый рост доли иностранного капитала также может вызвать и ряд негативных моментов таких, как: возрастание роли иностранных банков как самостоятельных игроков на ближневосточном рынке, а так же увеличение доли их участия в уставном капитале российских банков, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных банков и потере суверенитета в денежно-кредитной политике страны. Поэтому эффективность привлечения иностранного банковского капитала в регионе, в частности, зависит от правильного и эффективного механизма допуска иностранных банков на рынок банковских услуг. Бобкова Е.Р. Деятельность банков с участием иностранного капитала на российском рынке как отражение финансовой глобализации. — СПб.: Питер, 2007. — С. 11.

Причиной вхождения иностранных банков на другие рынки является поиск менее переполненных, менее развитых и менее эффективных рынков для того, чтобы реализовать свои конкурентные преимущества, такие как: качественные услуги, меньшие процентные ставки на кредит, совершенное управление рисками, больший размер капитала и решение проблем коррупции. Исследователи отмечают, что для иностранного инвестора наиболее привлекательным на ближневосточном рынке банковских услуг является: высокий спрос на иностранные инвестиции, низкие барьеры вхождения на рынок, а также дешевая рабочая сила. Но для того, чтобы процесс «входа» иностранного банка на российский рынок оказался успешным, помимо причин входа, ему необходимо учитывать и коррумпированность государственной системы, что тормозит привлечение прямых иностранных инвестиций.

Существуют отдельные примеры инновационной деятельности в регионе, например, правительство ОАЭ инвестирует в проекты, работающие над созданием взаимосвязанных «экосистем», способствующих беспрепятственному распространению знаний и инновациям, например компания «DU». Однако других примеров развития инноваций в регионе практически нет, что доказывает снижение инновационной привлекательности богатых нефтегазовых стран из-за широкого распространения коррупционных практик.

Что касается отрицательного влияния коррупции на экономический рост, одним из доказательств данной гипотезы является эмпирическое исследование Абеда и Даводи, которое выявило связь между коррупцией и экономическим ростом, а именно сокращение уровня коррупционной деятельности на 1% увеличивает рост ВВП по ППС на 1% — 1,3%. Abed, George T. and Hamid R. Davoodi (2000), `Corruption, Structure Reform, and Economic Performance in the Transition Economies, International Monetary Fund Working Paper, WP/00/132. P. 44.

Читайте также  Объекты инвестирования формы и состав инвестиций

Таким образом, коррупция является барьером для привлечения иностранного капитала, в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций. Во многих случаях государственные лица тормозят процесс выдачи лицензий, не получая дополнительных выплат или подарков (бакшиш).

1. Коррупция как препятствие на пути иностранных инвестиций

Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

1. Коррупция как препятствие на пути иностранных инвестиций

До недавнего времени проблемы правового регулирования иностранных инвестиций находили свое решение в законодательной практике исключительно стран, принимающих иностранные инвестиции, т.е. развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Заинтересованность этих государств в привлечении иностранных инвестиций побуждала принимать на уровне закона закон о гарантии защиты прав иностранного инвестора. Наряду с гарантиями законы предусматривали также различные меры по защите национальных интересов от недобросовестной практики транснациональных корпораций. Принимаемые в XX столетии законы, именуемые иногда инвестиционными кодексами, отражали достигнутый баланс интересов государства и иностранного частного инвестора – баланс между гарантиями, предоставляемыми государством иностранному инвестору, и мерами по защите самого государства.

В 90-е гг. этому же принципу следовали также и законодательные акты в странах с переходной экономикой, т.е. в странах, которые перешли от командной системы управления экономикой к рыночной. В условиях рынка основным источником финансирования производственной и торговой деятельности является рынок капиталов. Финансовые инструменты, обращающиеся на рынке, позволяют участникам рынка вкладывать на определенный срок свободные денежные средства и получать необходимые для своей деятельности ресурсы в денежной форме. Инвестиционная деятельность на организованном рынке позволяет частным лицам обеспечивать финансирование своей деятельности без обращения к государству за помощью и поддержкой.

С переходом к рыночной экономике стран социализма, а также с развитием международно-правовых гарантий иностранных частных инвестиций связано увеличение потоков трансграничных капиталов из промышленно развитых государств в развивающиеся страны и в бывшие социалистические страны, для которых переход к рыночным отношениям стал основной чертой экономического развития. Увеличению объемов денежных потоков способствовали международные гарантии в сфере инвестиций, под которыми подразумеваются нормы международных договоров и конвенций, принимаемых в этой сфере, а также решения международных судов, содержащие толкование норм международного инвестиционного права.

В настоящее время в международном инвестиционном законодательстве большую роль играют решения международного арбитражного суда по инвестиционным спорам между государством и лицом другого государства. В инвестиционных спорах истцом, или лицом другого государства, как правило, является компания-инвестор из промышленно развитого государства – экспортера капитала, а ответчиком – государство – реципиент иностранного капитала. Толчком к развитию международного законодательства послужили двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций , а затем и многосторонние конвенции, на основе которых осуществляется разрешение инвестиционных споров с участием иностранного инвестора . Важную часть международного законодательства составляет страхование иностранных инвестиций в соответствии с Конвенцией об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанной в 1985 году в Сеуле . Страховой фонд, согласно этой Конвенции, формируется при участии как промышленно развитых, так и развивающихся государств.

См.: Двусторонние соглашения Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Бюро экономического анализа. М., 2000.

См.: Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государством и лицом другого государства 1965 года. Вступила в силу в 1966 г. // Библиотечка журнала Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к N 7. М., 2001. С. 74 – 92. Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., но не ратифицировала ее.

Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. Вступила в силу 12 апреля 1988 г. Россия ратифицировала Конвенцию 29 декабря 1992 г. // Международно-правовые основы инвестиций в России: Сборник нормативных актов и документов. М., 1995. С. 197 – 276.

Двусторонние соглашения о защите инвестиций, которых на сегодняшний день исчисляется порядка 3 тыс., и указанные многосторонние конвенции представляют собой единый международно-правовой механизм защиты иностранных инвестиций, которые в условиях глобализации мировой экономики уже утратили свой прикладной характер как средство разрешения разногласий между промышленно развитыми и развивающимися государствами. Об этом свидетельствует то, что при обращении инвесторов к механизму разрешения инвестиционных споров суд все чаще обращается к другим международным договорам и конвенциям, в том числе и к международным конвенциям по противодействию коррупции, и нередко отказывает в защите тем иностранным инвесторам, которые оказываются замешанными в коррупционных действиях.

В связи с тем что международный механизм защиты иностранных инвестиций изначально создавался как механизм защиты прав иностранного инвестора, его существование в качестве международного механизма защиты прав инвестора в споре с государством – реципиентом капитала делало ненужным принятие каких-либо специальных нормативных актов в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в государствах – экспортерах капитала, т.е. в промышленно развитых странах. Все изменилось в связи с появлением новой глобальной угрозы в виде коррупции. Именно проявления коррупции в инвестиционной сфере подтолкнули промышленно развитые страны к принятию у себя законов о противодействии коррупции, которые в первую очередь затронули действия иностранных инвесторов, как это понятие определено в международном инвестиционном законодательстве.

Международные конвенции и законодательство в сфере противодействия коррупции стали частью инвестиционного законодательства промышленно развитых государств. К принятию активных действий по регулированию деятельности своих компаний за рубежом подтолкнули объективные обстоятельства. Согласно данным Мирового банка, во всем мире только за 2006 г. было совершено платежей в виде взятки порядка 1 трлн. долл. . Как правило, коррупционные действия совершаются при проведении конкурсов и тендеров на реализацию крупных инвестиционных проектов. Чтобы устранить на национальных рынках развивающихся стран наиболее часто совершаемое правонарушение в форме коррупционного действия, потребовалось принятие специального законодательства в странах – экспортерах капитала. Причиной этому является то, что коррупция в сфере инвестиций является не только несовместимой с требованием создания условий равной конкурентной борьбы, но также и фактором, разрушающим правовую среду в стране – экспортере капитала, из которой происходит инвестор .

См.: Corruption Data. Transparency International (UK) // http://transparency.org.uk/corruption-data.

Не случайно, говоря о плохом инвестиционном климате в России, высшие органы государственной власти имеют в виду не само инвестиционное законодательство, а правовую среду, в которой основным сдерживающим фактором для частнопредпринимательской деятельности остается коррупция.

Главную роль в решении задачи противодействия коррупции в развивающихся странах начинает играть законодательство о коррупции стран – экспортеров капитала. В части правового регулирования инвестиций антикоррупционное законодательство в странах – экспортерах капитала выполняет функцию балансира в отношениях “государство – частный инвестор”, так же как и инвестиционное законодательство в развивающихся странах. По словам директора Бюро расследований в сфере коррупции (Strious Fraud Office – SFO) Великобритании г-на Р. Алдермана, “коррупция в настоящее время рассматривается как серьезное препятствие инвестиционной деятельности крупных корпораций” .

The Key lies in how we all work together. Interview with Richard Alderman, Director, UK Serious Fraud Office // Anticorruption International. 2011. N 7. P. 4.

Источники: http://stud24.ru/economics/korrupciya-i-jekonomicheskij-rost-na/174027-506755-page6.html, http://mo.bobrodobro.ru/1473, http://zakoniros.ru/?p=5835

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто