- Проблемы управления предприятием с иностанными инвестициями
- Главная > Реферат >Менеджмент
- Особенности предприятий с иностранными инвестициями
- Управление предприятиями с иностранными инвестициями
- Организационные формы иностранных инвестиций
- Заключение
- Список литературы
- ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- Пути решения проблемы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
- Проблемы защиты от чрезмерных иностранных инвестиций.
- курсовая работа Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала
- Характеристика понятия иностранных инвестиций — вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ. Методы оценки целесообразности и анализ инвестиционных проектов. Проблемы предприятий с иностранными инвестициями.
- Подобные документы
Проблемы управления предприятием с иностанными инвестициями
Главная > Реферат >Менеджмент
Государственное Образовательное Учреждение высшего профессионального образования
МАТИ — РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
По стратегическому менеджменту
«Проблема управления предприятием с иностранными инвестициями»
студент Моторина О.А.
1.Особенности предприятий с иностранными инвестициями 4
1.Управление предприятиями с иностранными инвестициями 7
2.Организационные формы иностранных инвестиций 8
Список литературы 14
Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала и интеллектуальной собственности зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики с целью получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.
Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.
На сегодняшний день одной из самых распространённых форм деятельности иностранных инвесторов в России можно назвать создание совместных предприятий. К таковым организациям относятся предприятия, объединения и организации, в создании которого наряду с российскими принимают участие и зарубежные компании.
Особенности предприятий с иностранными инвестициями
Иностранные инвестиции — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.
Предприятием с иностранными инвестициями является коммерческая организация (ООО, ЗАО, ОАО), в которой иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью.
Важной особенностью предприятий с иностранным инвестированием является совместное участие партнёров в управлении им. Вопрос о назначении руководителей создаваемого предприятия решается его участниками на учредительном собрании. Так же как правило, заранее решается, будут ли привлекаться к работе иностранные служащие.
На предприятиях с иностранным инвестированием трудовые отношения определяется коллективным договором.
Как известно наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают добывающие отрасли народного хозяйства. В связи с этим важным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции», на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ.
Важной особенностью является максимальное упрощение взаимоотношений инвестора и государства. Прежде всего, это относится к взиманию налогов и других платежей, взимание которых полностью заменено разделом продукции. Из налогооблагаемой прибыли исключается сумма фактических затрат предприятий, осуществлённых за счёт прибыли на строительство объектов производственного назначения, а также на погашение ссуд банка. Существенной является также льгота, в соответствии с которой не облагается налогом прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, а также суммы, перечисленные на благотворительность.
Увеличение уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями может быть произведено всеми доступными способами, если такие действия не противоречат законодательству или законом не предусмотрены конкретные требования для отдельных видов предприятий. Деятельность предприятия с иностранными инвестициями регулируется федеральным законом РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Предприятие с иностранными инвестициями создается в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ для коммерческих организаций (глава 4 ГК РФ).
Создание предприятий с иностранными инвестициями с партнерами зарубежных стран предполагает для России достижение таких целей:
выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;
привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;
получение доступа к зарубежным методам управления;
увеличения объёмов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;
создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;
привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;
повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления.
В свою очередь иностранный партнер имеет, как правило, такие цели:
выход на внутренний рынок России с товарами, на которые имеется большой спрос;
доступ к ресурсному потенциалу России;
использование дешёвой рабочей силы;
использование разработанных в России изобретений и «ноу-хау» для производства товаров, реализуемых на мировом рынке.
Иностранный совладелец предприятия, оказавшийся на российском рынке, как правило, стремиться уйти от конкуренции товаров предприятия с иностранными инвестициями с его собственной продукцией. Но, учитывая неконвертируемость рубля для покрытия своих издержек на создание и работу предприятий с иностранными инвестициями, иностранный участник заинтересован в экспорте изготавливаемой на предприятии продукции. При этом доля экспортной продукции иногда даже может достигать 90-100 %. В этом случае довольно быстро можно добиться валютной самоокупаемости, позволяющей возместить затраты иностранному партнёру.
Достижение конкурентоспособности на внешнем рынке является важным критерием оценки качества продукции предприятия, созданного усилиями предпринимателей разных стран, и, в конечном итоге, свидетельствует о достижении целей, поставленных партнёрами при его создании.
Управление предприятиями с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями в России, представляет собой хозяйственное объединение российского и иностранного партнеров на основе совместно внесённой собственности, совместного управления его и разделения рисков и прибыли.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров, которые правомочно решать следующие вопросы:
изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
утверждение годовых отчётов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров;
избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий;
решение о реорганизации или ликвидации общества.
В обществе с числом акционеров более 50 создаётся совет директоров, которому в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция.
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и единоличным (генеральный директор, директор). Он выполняет текущее руководство деятельностью общества и подотчётен совету директоров и общему собранию акционеров.
Акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Акционерные общества должны для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчётности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Предприятие с иностранными инвестициями ведёт оперативный, бухгалтерский и статистический учет в порядке, принятом в России. Расчётно-кредитные отношения предприятия контролируют банки и банковские учреждения.
Оценка результатов производственной деятельности предприятия даёт возможность выявить соответствие продукции стандартам и требованиям рынка, изучить соотношение между собственными изделиями и продукцией конкурентов по качественным параметрам и ценам.
На внутреннем рынке предприятия с иностранными инвестициями реализует свои товары через предприятия оптовой торговли или через внешнеторговые организации по оптовым или договорным ценам, а также через фирменные магазины по розничным ценам.
Продажу своей продукции на внешних рынках предприятие с иностранными инвестициями производит либо самостоятельно, либо через внешнеторговые организации, либо через сбытовую сеть партёра.
Организационные формы иностранных инвестиций
Россия в основном привлекает капитал в виде прямых и портфельных инвестиций, ссудных капиталовложений и путём размещения облигационных займов на международном рынке.
Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). Прямые инвестиции, поступающие из-за рубежа, состоят главным образом из двух компонентов: взносов в уставный капитал как в виде материальных и нематериальных активов, так и денежных средств и кредитов от зарубежных совладельцев предприятий. Третий компонент увеличения прямых инвестиций – реинвестирование прибыли, полученной компанией с иностранными инвестициями в России, осуществляемое в рублевой форме.
Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику – это создание предприятий с иностранными инвестициями.
На первом этапе вложений иностранного капитала в Россию основную роль играли совместные предприятия (СП). В условиях господства в советской России государственной формы собственности вложение иностранного капитала было возможно лишь на основе договора между государственным предприятием, выделившим определенную часть имевшейся в его распоряжении собственности (здания, оборудование, право пользования землей, научно-технические знания) в качестве вклада в уставный фонд СП, и иностранным инвестором, доля которого в этом фонде определялась стоимостью поставляемых им машин и оборудования, современной технологии и свободно конвертируемой валюты.
Для российского предприятия или акционерного общества создание совместного с иностранными партнерами предприятия имеет два основных преимущества:
во-первых, привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в форме импортного оборудования, лицензий и ноу-хау), которые входят в состав основных фондов предприятия и непосредственно не требуют оплаты;
во-вторых, объединяются интересы российского и иностранного партнеров, что предполагает взаимную заинтересованность в совершенствовании производства и завоевании рынков.
Однако выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для России, что выражалось в занижении реальной доли отечественных участников при формировании уставных фондов СП. Это было связано с недооценкой отечественного вклада в виде зданий, технологий, прав пользования землей и завышением цен на оборудование и технологии, поставляемые в качестве вклада иностранного партнера в уставный фонд.
Но серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. В условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, формы привлечения иностранного капитала меняются.
Основной формой создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями становятся не новые совместные предприятия, а продажи иностранным инвесторам пакетов акций российских акционерных обществ.
Международная практика знает такую форму использования иностранного капитала, как создание контрактных совместных предприятий. Предприятие или фирма может заключить договор (контракт) с иностранной фирмой на выполнение определенных работ по модернизации и расширению производства. Иностранная фирма ввозит для этого оборудование, использует свои технологии и ноу-хау, управленческий опыт и в соответствии с условиями договора получает часть прибыли от реализации продукции, произведенной на основе модернизации производства. При этом не возникает новой фирмы, предприятие остается в собственности компании. Иностранный партнер действует на этом предприятии в определенных рамках, оговоренных в договоре. В России есть некоторый опыт применения такой формы сотрудничества с иностранными фирмами в нефтедобычи. С иностранными фирмами расчет ведется главным образом путем поставок нефти на внешний рынок.
Большое значение в современных условиях имеет привлечение иностранных инвестиций для освоения месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств на основе соглашений (договоров) о разделе продукции. Чаще всего иностранным компаниям передается разработка природных ресурсов: минерально-сырьевые, водные, лесные. Заключение таких соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но не разработанные запасы из-за нехватки финансовых и технических средств. При этом инвестор получает исключительное право на разведку и добычу ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Ему же принадлежит оборудование, аппаратура, установки, установленные при добыче природного ресурса.
Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительстве, коммерческой инфраструктуре, науке и научном обслуживании, транспорте, связи и в финансовой сфере.
Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. В отличие от прямых инвестиций для владельца портфельных инвестиций имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует. Портфельными инвестициями являются покупка ими ценных бумаг (акций облигаций), не обеспечивающих возможности участия в управлении коммерческой организацией, а также государственных ценных бумаг.
В результате приватизации наиболее крупные предприятия превратились в открытые акционерные общества, что позволит им осуществлять вторичные выпуски акций и увеличивать свой уставный капитал, привлекая сторонних, в том числе иностранных, инвесторов. Иностранные инвестиции в форме покупки акций приватизируемых российских предприятий осуществляются с конца 1993 г. Самые доходные иностранные фонды, работающие с российскими ценными бумагами: Hermitage Fund, FireBird Fund LP, Russian Prosperity Fund и др.
Несмотря на растущий приток портфельных инвестиций в Россию, зарубежные инвесторы учитывают специфические и большие по размеру риски. Главное – политический риск, связанный с политической ситуацией в России.
Второй риск – риск резкого колебания на российском рынке ценных бумаг (производный от политического). Третий – закрытость российского фондового рынка, в особенности информационная (система раскрытия информации в привычном для западных инвесторов виде существует только на рынке банковских акций и облигаций). Четвертый – технологический. Система депозитариев и регистраторов в России пока отрегулирована слабо. Права инвесторов систематически нарушаются регистраторами. Пятый риск – правовой. Законодательная неразвитость рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов все еще остается препятствием для его всестороннего развития.
Большая часть валютных инвестиций в начале 21 в. Приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний.
В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы.
Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами.
Заключение
Восстановление экономического роста в России требует большого объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающие страны активно привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет.
В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последних увеличивается.
Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями.
Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.
Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем.
Список литературы
Зелтынь А.С. ”Иностранные инвестиции в Россию”, ”Эко” № 8. 2001.
Инвестиционные возможности России – http://ivr.ru
“Иностранные инвестиции” / МЭ и МО, 1999. №1.
“Иностранные инвестиции в Россию”/“Финансовый директор”, №4 2002. (http://fd.ru/article/1326.html)
Карманова Н.Ю. “Инвестиционный климат России” / Иностранный капитал в России. 1999. №4
Миклашевская Н.А., Холпов А.В. “Международная экономика” Учебник 2003.
Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко, 1999.№7.
Федеральный закон “Об иностранных инвестициях” № 160 от 09.07.99.
По моему мнению, привлечение иностранных инвестиций безусловно положительно влияет на развитие экономики нашей страны. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. В связи с чем, я считаю, что пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Пути решения проблемы привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.
Доля России в общем объеме мировых инвести-ций весьма низка и не соответствует ее потенциаль-ным возможностям. Это объясняется неразвитостью конкурентных преимуществ страны. По производи-тельности труда, эффективности использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4—6 раз от развитых государств и в 3—4 раза — от новых индустриальных стран. За последнее десяти-летие произошло снижение этого показателя — па-дение производительности труда и сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте (ис-ключение составляют оборонные отрасли и косми-ческая промышленность, однако в экспорте страны в целом их удельный вес невелик).
Лидирующее положение по некоторым природ-ным ресурсам, высокообразованная рабочая сила, сильная академическая наука, ряд пионерных науч-но-исследовательских разработок до настоящего времени не нашли отражения в повышении конку-рентоспособности страны и пока что являются ско-рее потенциальными, чем реальными преимуще-ствами. Отсутствуют интегрированные «кластеры» родственных и поддерживающих отраслей, что сни-жает конкурентоспособность (даже в космической отрасли компонентная база электроники — ино-странного производства), в ряде ключевых отраслей по-прежнему сохраняется монополия одного-двух производителей, защищаемых протекционистскими мерами. Конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке и в ограни-ченном объеме на зарубежном базируется на низ-кой цене продукции, а не на высоком ее качестве. Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
Прежде всего можно выделить в общем виде две существенные проблемы, связанные с недостат-ками действующей системы привлечения иностранного капитала в экономику России:
1) «количественная» проблема, заключающаяся в недостаточном объеме поступающих в страну инвестиций;
2) «качественная» проблема, обусловленная весомыми недостатками самой структуры привлека-емых инвестиций:
— резким преобладанием в общем объеме ввозимого капитала его ссудной составляющей при значительно меньшей доле портфельных инвестиций;
— концентрацией привлеченных инвестиций в сырьевых и импортозамещающих отраслях;
— крайне неравномерным распределением зарубежных капиталов между регионами страны;
— ориентацией на очень ограниченный круг стран-инвесторов.
Задача привлечения иностранного капитала для повышения эффективности экономики России была поставлена в самом начале процесса перестройки — с 1987 г. стали создаваться совместные предприя-тия, с 1991 г. разрешено создание компаний со 100-процентным иностранным участием. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:
— достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
— ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
— радикализация борьбы с преступностью;
— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
— внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
— предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
— формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Результаты принятых решений скромные — более 2/3 привлекаемого иностранного капитала приходит-ся на ссудные средства, по абсолютным объемам ПИИ Россия многократно уступает другим развива-ющимся рынкам, по показателям ПИИ на душу насе-ления — уступает даже другим республикам бывшего СССР (в 10 раз — Эстонии, в 3,5 раза — Казахстану). За последние 5 лет произошло полуторократное со-кращение иностранных капиталовложений в уставной капитал, т. е. притока новых инвестиций. С учетом российской специфики контроля над объектами ин-вестиций (эффективный контроль при пакете не ме-нее 51%) и репатриации российского капитала (до половины инвестиций направляются из офшорных зон) реальный объем ПИИ в экономику России мож-но оценить в размере не более 1 млрд долл. ежегод-но, что составляет 0,1 —0,3 % мировых прямых инвес-тиций в объеме 300—900 млрд долл. ежегодно.
Серьезной проблемой является несоответствую-щая мировой практике структура привлечения ино-странных инвестиций: 40% приходится на торговлю, общественное питание и пищевую промышленность, 30% — на транспорт и связь, еще 15% — на добываю-щие отрасли, в то время как на машиностроение — только 5%. Сложилась также чрезмерная концент-рация иностранных инвестиций в регионах «двух сто-лиц» — Москвы и Санкт-Петербурга.
В отраслях, привлекших ПИИ, наблюдается ак-тивизация детерминант конкурентоспособности: производимая новая продукция и предоставляемые услуги международного уровня способствуют раз-витию и диверсификации потребительского спроса. Постепенно идет процесс создания «кластеров». Присутствие крупных международных производителей привлекает в страну их поставщиков. Имеет место процесс продления «стоимостных цепочек» производства за счет перехода к выпуску продук-ции с более высокой добавленной стоимостью, раз-витие конкуренции способствует повышению каче-ства и снижению цены выпускаемых этими отрасля-ми товаров.
Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического потенциала Рос-сии и эффективной структурной перестройке хозяйственного комплекса страны, нельзя не отметить тот позитовный вклад, который был ими внесен в решение этой проблемы. Данные таблицы 4 доста-точно четко показывают, что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвести-циями заметно выше, чем в целом по экономике — такой вывод напрашивается при сопоставлении относительных показателей, которые, с одной стороны, характеризуют численность этих предприя-тий, задействованный на них инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей экономикой.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Удельный вес предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе предприятий и организаций, %
Удельный вес инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
Удельный вес занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в общем числе занятых, %
Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием иностранного капитала в общем объеме производства, %
Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом.
Оценивая инвестиционный ресурс повышения эффективности российской экономики за счет привле-чения зарубежных капиталовложений, необходимо оценивать и перспективы его развития. Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритет-ные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-пре-жнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориенти-ровки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инве-стиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция кото-рой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более при-влекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлур-гия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвес-тиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обра-ботки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять кон-куренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Либерализация внешнеэкономических связей, в том числе в отношении ввоза и вывоза инвестиций, оказавшаяся в итоге непоследовательной и до конца не просчитанной по своим последствиям, стимули-ровала масштабный отток ресурсов из страны не только в товарной форме, но и в форме финансового капитала, в том числе по нелегальным каналам. Даже по официальным данным, вывоз капитала из страны во всех его формах в 1992—2001 гг. многократно превышал не только объем накопленных прямых ино-странных инвестиций, поступивших в Россию за этот период, но и общую сумму накопленных капиталов-ложений, пришедших в страну из-за рубежа. Россия вывозит капитал намного интенсивнее, чем страны с развивающейся и переходной экономикой. Подобная ситуация является ненормальной для страны, испы-тывающей острую нехватку в инвестиционных ресурсах.
Как и в случае внешней торговли товарами, участие России в международном обмене капиталом по сути дела способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, ре-шая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Элементы повышения международной конкурен-тоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показа-телях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стра-не в целом, т. е. практически находится на мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения рос-сийского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные товары и сельскохозяйствен-ное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привле-ченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5 раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продук-ция предприятий, созданных на базе ПИИ (напри-мер, табачные изделия); пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со време-нем, видимо, будет поставляться и на более требо-вательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегод-няшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов; слож-ная стратегия повышения международной конкурен-тоспособности ими пока не осуществляется. Более того, основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет производствен-ной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу эко-номики России и неудовлетворительных по структу-ре ПИИ является отсутствие в стране стратегии при-влечения таких инвестиций и государственной по-литики ее реализации. До настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно проти-воречивой — от поощрения иностранных инвести-ций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности, предоставление потенциальным ино-странным инвесторам государственных гарантий не-изменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ от излишнего и мно-гоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов производства. Глав-ным приоритетом должны стать новые производ-ственные и управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей эко-номики, в которых имеются предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданско-го авиастроения, автомобилестроения, энергетичес-кого машиностроения, а также передовых областей научно-технических исследований (например, био- и компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого сектора в целом и энерго-ресурсов в частности для экономики страны привле-чение инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающих-ся рынков сейчас составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «эко-номической безопасности»: государственная защи-та (протекционизм) только в отношении отраслей, определяющих политическую независимость стра-ны, а также демонстрирующих международную кон-курентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и предполагает наличие международных конкурент-ных преимуществ страны, т. к. «чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономичес-ком отношении страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но не открывших свои филиалы. Главной целью дол-жно стать соединение принадлежащих им техноло-гий, менеджмента и контроля над глобальными рын-ками с российскими сырьевыми и интеллектуальны-ми ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на миро-вом рынке производств. При этом, учитывая реали-зуемую ТНК конкурентную стратегию, в случае про-рыва в этой области одной из компаний следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказы-вает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных технологических областях, которые мо-гут привнести в экономику России развитые факто-ры конкурентоспособности, предварительно прохо-дит коммерческую проверку на относительно не-больших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий эконо-мической деятельности, как для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых по-рах — льготные условия для инвесторов, вкладыва-ющих средства в приоритетные отрасли экономи-ки.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед иностранными инвестора-ми (при более высокой, чем в России, степени «не-прозрачности» национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весо-мые инвестиции, во многом именно благодаря вы-полнению условий инвестиционных соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ ее элементы реализуют-ся в ряде случаев на региональном уровне. В част-ности, удачным примером может служить действую-щее законодательство и правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание технически передо-вых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние источники развития экономики России. В то же время многолетний меж-дународный опыт показывает, что встраивание на-циональной экономики в систему «международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами, дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
Проблемы защиты от чрезмерных иностранных инвестиций.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций является не актуальной.
Следует отметить, что на сегод-няшний день Россия интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, ре-шая эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Пока в стране не будут созданы благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритет-ные перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный капитал по-пре-жнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и структурной отраслевой переориенти-ровки. По-прежнему наиболее привлекательными для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инве-стиций — торговля, сфера услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение (пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция кото-рой экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем все более при-влекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку на окружающую среду (металлур-гия, химическая промышленность), поскольку требования охраны этой среды в странах — донорах инвес-тиционных ресурсов гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию высокой степени обра-ботки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в секторы промышленности, продукция которых будет составлять кон-куренцию их «собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Таким образом для России проблемой является урегулирование и перераспределение иностранных инвестиций направленных в непроизведственные отрасли, а так же в добывающие отрасли.
курсовая работа Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала
Характеристика понятия иностранных инвестиций — вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ. Методы оценки целесообразности и анализ инвестиционных проектов. Проблемы предприятий с иностранными инвестициями.
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Подобные документы
Иностранные инвестиции как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Понятие и признаки транснациональной корпорации. Факторы, благоприятно влияющие на инвестиционный климат в стране.
презентация [4,3 M], добавлен 10.12.2013
Классификация иностранных инвестиций в РФ, их виды и функции. Возможные варианты вложения иностранного капитала в капитал российских предприятий, долговые обязательства РФ. Контроль государства за иностранными инвестициями, политика России в отношении их.
тест [496,0 K], добавлен 03.05.2009
Иностранные инвестиции. Способы и формы создания предприятий с иностранными инвестициями. Государственные гарантии защиты. Совместная инвестиционная деятельность. Учредительные документы предприятий. Реализация иностранных инвестиций. Договор концессии.
реферат [18,6 K], добавлен 16.01.2009
Инвестиционная стратегия в КНР. Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности. Отраслевое размещение притока иностранного капитала (инвестиций) на территории Китая. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии.
дипломная работа [111,6 K], добавлен 16.03.2011
Исследование понятия прямых иностранных инвестиций и их роли в мировой экономике. Изучение современных тенденций прямых иностранных инвестиций в мире. Трансконтинентальные капитальные вложения. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику России.
реферат [652,2 K], добавлен 03.01.2015
Правовое обеспечение деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, сущность их инвестиционной деятельности. Иностранные инвестиции в экономике России, динамика их объема. Лица, которые могут быть иностранными инвесторами.
контрольная работа [50,8 K], добавлен 11.11.2009
Особенности исламской финансовой системы и ее место в ОАЭ. Государственное регулирование иностранных инвестиций, его влияние на инвестиционный климат в стране. Анализ опыта ОАЭ по созданию свободных экономических зон для привлечения иностранного капитала.
дипломная работа [4,1 M], добавлен 23.10.2016
Сущность и особенности регулирования иностранных инвестиций. Основные тенденции развития экономики России как условие для привлечения иностранных инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности России. Проблемы социально-экономического развития.
дипломная работа [284,0 K], добавлен 21.06.2012
Иностранные инвестиции — стабильный источник финансирования экономики страны. Изучение негативного воздействия иностранных инвестиций на импорт и экспорт принимающей страны и ее международную конкурентоспособность. Вытеснение внутренних капиталовложений.
эссе [13,7 K], добавлен 26.11.2010
Основные этапы развития прямых инвестиций. Сущность и задачи прямых иностранных инвестиций. Причины экспорта капитала. Привлечение инвестиций в экономику России. Основные страны-инвесторы в 2007-2008 гг. Анализ исследования вложений в 2009–2011 г.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 25.11.2012
Источники: http://works.doklad.ru/view/X4WP_qG43oQ.html, http://studbooks.net/2198217/ekonomika/problemy_svyazannye_inostrannymi_investitsiyami_puti_resheniya, http://knowledge.allbest.ru/international/d-3c0a65635a3bd68b4d43a89421306d27.html
Источник: