Концессия как форма инвестиционной деятельности
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.
Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).
Представляет специфическую разновидность долговременной (на срок до 99 лет) крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.
По своему экономическому содержанию концессия отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению госсобственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности.
В законодательстве нашей страны основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления концессий, являются Закон от 12 июля 2013 г. № 63-З О концессиях и Закон от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства Закон Республики Беларусь».
Под концессией, понимается основанные на концессионном договоре* право владения и пользования объектом концессии (пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь) или право на осуществление на территории страны отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства.
Концессионный договор — письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности;
— объекты концессии, находящиеся в республиканской и/или коммунальной собственности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь;
— объекты концессии административно-территориальных единиц — объекты концессии, находящиеся в коммунальной собственности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь;
— объекты концессии Республики Беларусь — объекты концессии, находящиеся в республиканской собственности, а также иные объекты концессии, находящиеся в собственности государства и не относящиеся к объектам концессии административно-территориальных единиц, виды деятельности, за исключением объектов концессии, сведения о которых составляют государственные секреты, и объектов концессии, имеющих стратегически важное значение для Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность в отношении объектов концессии (недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства), могут осуществляться на основе концессионного договора.
Под полным концессионным договором понимается соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию.
Под концессионным договором о разделе продукции понимается соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концедентом в размерах и порядке, определяемых концессионным договором.
Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту. Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Если данный договор «с риском» — вознаграждение выплачивается лишь при условии достижения концессионером заявленного результата, если «без риска» — вознаграждение гарантировано.концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессии, переданного ему для переработки, а также произведенной, переработанной по концессионному договору продукции до ее передачи концеденту.
Порядок заключения концессионного договора.
На основании решения Президента о необходимости концессии в отношении отдельного вида деятельности или имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Правительство и (или) уполномоченный им республиканский орган госуправления (госорганизация, подчиненная Правительству РБ) подготавливают концессионные предложения и организуют заключение концессионных договоров (ст. 58 ИК).
Концессионер определяется посредством проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, когда поступила единственная заявка, а также по решению Президента, когда в целях госбезопасности или интересов обороны страны требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенным инвестором.
Конкурс или аукцион проводится концессионным органом, создающим конкурсную или аукционную комиссию, в состав которой входят представители госорганов и независимые эксперты. Возможно участие иностранных специалистов.
Решение о победителе конкурса или аукциона принимается концессионным органом в соответствии с заключением комиссии.
Условия концессионного договора должны соответствовать требованиям статьи 28 закона о концессии. Для конкретных форм концессионных договоров могут также предусматриваться и иные специальные условия, подлежащие обязательному включению.
Принимая во внимание схожесть правового регулирования, нормы, содержащиеся в законодательстве об аренде, могут применяться к концессионному договору постольку, поскольку иное не предусмотрено актами законодательства, регулирующими отношения по пользованию имуществом на основе концессий.
Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора добросовестный концессионер пользуется преимущественным правом на его перезаключение. При этом Президентом или по его поручению Правительством может быть принято при наличии заявки концессионера решение о продлении действия договора на тот же срок без проведения конкурса или аукциона.
Концессионер имеет право пользоваться за счет собственных средств всей необходимой ему (для осуществления предусмотренной договором деятельности) информацией экономического, производственного, научно-технического и иного характера об объекте, являющемся собственностью Республики Беларусь.
Таким образом, интересы государства заключаются в том, что, во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности; во-вторых, пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов; в-третьих, решает социально-экономические проблемы.
Частному бизнесу интересно получить в долговременное управление государственные активы на льготных условиях платы за концессию, являющейся в некотором смысле аналогом арендной платы. Инвестируя, концессионер имеет достаточные гарантии возврата средств, поскольку государство как партнер несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности. Обладая хозяйственной свободой, концессионер может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не сокращается.
В Беларуси, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике значительные выгоды.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Организация инвестиций в концессионных проектах
Концессии являются одним из самых эффективных инструментов государственно-частного партнерства. С помощью концессионных соглашений уже реализовано множество проектов как в России, так и за рубежом. Финансирование концессий — важная вопрос, который зависит от многих факторов.
Существует несколько способов финансирования концессионных проектов. (схема 1)
Проектное общество (SPV, special project vehicle — компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования.
При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства. Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов.
Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг — концессионных облигаций. Концессионные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска.
Схема 1. Способы финансирования концессионных проектов
Любое инвестирование подразумевает возврат вложенных средств. В рамках концессионного проекта это может осуществляться несколькими путями. Первый вариант — возврат средств инвесторов на основе платы концедента. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса и т.д.) за счет привлеченных средств, а концедент в течении срока концессионного соглашения уплачивает концессионеру плату, исходя из финансовой модели концессионного соглашения.
Схема 2. Возврат средств инвесторов на основе платы концедента
Второй вариант — возврат средств инвесторов на основе тарифов. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. Уполномоченный орган утверждает долгосрочные параметры тарифного регулирования и тариф по виду деятельности концессионера. Возврат инвестиций осуществляется путем предоставления услуг/реализации продукции потребителям в рамках утвержденного тарифа.
Схема 3. Возврат средств инвесторов на основе тарифов
Третий вариант — возврат средств инвесторов на основе оплаты услуг, не регулируемых тарифами, конечными потребителями. При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течении срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям).
Схема 4. Возврат средств инвесторов на основе оплаты потребителями услуг, не регулируемых тарифами
Четвертый вариант — возврат средств инвесторов на основе смешанных источников. Возможно сочетание типов обеспечения возвратности средств инвесторов в рамках концессионного проекта, так как получение платы концедента не запрещает концессионеру взимать плату с потребителей за продукцию, полученную от использования объекта концессии.
Схема 5. Возврат средств инвесторов на основе смешанных источников
Преимущества и недостатки привлечения иностранных инвестиций в форме концессий
Концессия как форма привлечения крупного иностранного капитала имеет преимущество перед другими формами мобилизации капитала, которое обусловлено внешнеполитическим положением России и заключается в предоставлении иностранному промышленнику более определенных гарантий прибыли в форме прописанных в договоре условий эксплуатации конкретного промышленного предприятия. Россия, таким образом, может получить из-за границы денежный и промышленный капитал, а также предпринимательский опыт иностранных специалистов. По концессионному договору одна сторона (концедент) предоставляет другой стороне (концессионеру) на срочной и возмездной основе за счет и на риск концессионера при условии осуществления концессионером предусмотренных концессионным договором инвестиций:
- -право пользования либо исключительное право пользования государственным или муниципальным имуществом, право на создание (строительство) концессионного объекта либо право на создание (строительство) такого объекта с правом пользования этим объектом. При этом под концессионным объектом понимается имущество, подлежащее передаче в соответствии с концессионным договором в состав государственной или муниципальной собственности после завершения создания (строительства) этого имущества или после истечения указанного в концессионном договоре периода, в течение которого концессионеру принадлежит право пользования этим имуществом;
- -право осуществления в пределах определенной концессионным договором территории отдельных видов деятельности, исключительное право на осуществление которых принадлежит государству.[7]
Концессионный договор применяется в следующих случаях:
- — при пользовании природными ресурсами на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- — при строительстве и/или эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры (в частности, железных и автомобильных дорог и дорожного хозяйства, трубопроводов, гидротехнических систем, морских, речных и аэропортов, линий связи, объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, объектов туризма, гостиничного хозяйства, культуры, науки, здравоохранения, образования);
- — при строительстве и/или эксплуатации объектов муниципального и коммунального хозяйства (водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, городских инженерных сетей, общественного транспорта, коммунальных общественных центров, зданий и сооружений, благоустройства территорий, утилизации мусора, ритуальных услуг, содержания, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений муниципального жилого фонда);
- — при управлении государственными и муниципальными предприятиями;
- -при осуществлении отдельных видов деятельности, право на которые
принадлежит исключительно государству.
Благодаря государственно-частному партнерству органы власти могут
освободиться от забот по управлению процессом производства, (а в случае концессии и от забот по вложению инвестиций в соответствующие виды имущества) и сосредоточиться на регулировании отрасли (в том числе тарифном) и контроле за качеством предоставляемых услуг, в то время как частный оператор, для которого данная деятельность является профессиональной, будет искать пути ее оптимизации для обеспечения требуемого качества обслуживания потребителей. Это может дать ощутимую выгоду местному сообществу в виде повышения качества предоставляемых услуг, а также принести политические дивиденды местным властям.
При использовании концессионной формы сотрудничества сокращается время сооружения объектов и освоения месторождений полезных ископаемых. При концессионной форме сотрудничества основная часть валютных поступлений за пользование концессиями может быть получена в более короткие сроки, чем при использовании других форм международного сотрудничества. Однако с созданием государственно-частных партнерств могут быть сопряжены не только выгоды, но и определенные риски и угрозы.
Одним из недостатков концессии является то, что ограничиваются права правительства принимающей страны по участию управлении и не допускается его вмешательство в деятельность фирмы. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в качестве партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Слабый контроль регулирующих органов в свою очередь может приводить, а зачастую уже и приводит к изъятию монопольной ренты ориентированными прежде всего на получение прибыли частными компаниями-операторами. Для более эффективного контроля необходимо обеспечить должную прозрачность финансовой деятельности частных компаний и построить систему мониторинга за исполнением ими условий заключенных договоров, включая контроль реализации согласованной производственной и (в случае концессии) утвержденной инвестиционной программ.
Источники: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2929, http://investinfra.ru/gchp-kontsessii-i-investitsii/organizaciya-investiciy-v-koncessionnyh-proektah.html, http://vuzlit.ru/1201186/preimuschestva_nedostatki_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_forme_kontsessiy
Источник: