Контроль в сфере иностранных инвестиций

Правительство России

Заседание Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций

Д.Медведев: «Комиссия начала работу 10 лет назад. За это время было рассмотрено 229 обращений инвесторов. Только за последние три года по сделкам, которые были одобрены комиссией, в нашу экономику было привлечено более 16 млрд долларов».

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Заседание Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как обычно, мы сегодня рассмотрим заявки иностранных инвесторов, направленные на осуществление иностранных инвестиций на территории нашей страны, по сделкам с акциями, с капиталом российских компаний, которые действуют в стратегических сферах.

Комиссия начала работу 10 лет назад, когда был принят соответствующий федеральный закон. За это время было рассмотрено 229 обращений инвесторов, в подавляющем большинстве случаев с положительным результатом. Отказов было совсем мало, порядка 5%.

Участники заседания

Список участников заседания Правительственной комиссии по контролю
за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, 28 апреля 2018 года

Только за последние три года по сделкам, которые были одобрены комиссией, в нашу экономику было привлечено более 16 млрд долларов. В том числе это результат работы по совершенствованию законодательства в сфере контроля за иностранными инвестициями, которую мы проводили, ориентируясь и на практику его применения в нашей стране, и на лучшие мировые практики, и просто на окружающую обстановку. В частности, для некоторых сделок был установлен уведомительный порядок, уточнили перечень видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, упростили контрольные процедуры.

Открывая для иностранных партнёров определённые секторы нашей экономики, мы действовали и будем действовать предельно аккуратно и взвешенно, как, собственно, действуют и наши коллеги в других странах. Речь идёт о проектах в весьма чувствительных сферах, которые касаются государственных интересов, так или иначе влияют на здоровье и безопасность людей и поэтому требуют постоянного и эффективного контроля.

Несмотря на сложности в мировой экономике, на политическую ситуацию, скажем прямо, на давление на нашу страну, – интерес к российским стратегическим компаниям со стороны зарубежных инвесторов не уменьшается. Такой интерес проявляют компании из Европы, Арабского Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, и, конечно, значительно чаще такие бизнесмены оказываются более внимательными и дальновидными, чем политики из ряда других государств.

Сегодня мы также рассмотрим обращения о сделках со стратегическими активами в самых разных отраслях. Речь идёт о транспортном машиностроении, электроэнергетике и некоторых других сферах деятельности. Хочу отдельно подчеркнуть: несмотря на текущую ситуацию, мы по-прежнему открыты для сотрудничества с теми, кто готов продвигать свои проекты в нашей стране. Это наша долгосрочная стратегия.

Логика здесь простая – для уверенного экономического роста нужны масштабные инвестиции, новые конкурентоспособные производства, прорывные технологи, в том числе созданные и в порядке импортозамещения. Но для этого требуются высококлассные специалисты, профессиональный менеджмент и иностранные технологии в ряде случаев. Поэтому мы предпринимаем усилия, чтобы обеспечить инвесторам стабильные макроэкономические условия, что в целом нам удаётся в последние годы. Я имею в виду и восстановление экономического роста, и низкую инфляцию, и стабильные налоговые ставки, и устойчивую банковскую систему. И есть целый ряд относительно новых преимуществ, которые даёт развитие евразийского интеграционного проекта, которые тоже можно использовать.

Во-вторых, мы продолжим работу по улучшению делового климата, по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Будем стараться упрощать и административные процедуры за счёт внедрения интернет-сервисов и некоторых других упрощений, которые помогут бизнесу.

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания

В частности, комиссия отнеслась положительно и одобрила сделку компании «Фортум» по покупке компании «Юнипро», которая владеет электроэнергетическими объектами на территории России (это большое количество сетевых активов, других объектов электроэнергетики). Компании «Фортум» разрешено приобрести 47 и более процентов акций компании «Юнипро». Поскольку компанию «Фортум» контролирует Правительство Финляндии, им нельзя больше 50% приобретать согласно действующему законодательству, поэтому они получили практически максимум того, что они запрашивали, и сделка эта будет одобрена.

Следующая сделка касается компании «Сименс». Компания «Сименс» приобретает акции в таких важных заводах-стратегах, как Тверской вагоностроительный завод, Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, где производится огромное количество наших локомотивов, тепловозов (это машиностроение, связанное именно с транспортом). Компания «Сименс» приобретает акции компании «Альстом» фактически и замещает их в качестве миноритарных акционеров, которые имеют блокирующий пакет. То есть в конечном итоге вместо компании «Альстом» будет работать с этими указанными заводами компания «Сименс» – немецкая компания, всем хорошо известная. Это ходатайство тоже было поддержано правительственной комиссией.

Следующее ходатайство, которое было поддержано правительственной комиссией, касается гражданина Казахстана Кулибаева Тимура Аскаровича, который решил приобрести у ряда российских акционеров порт Высоцк. Это порт, который находится в 50 км от российско-финляндской границы и 90 км от города Санкт-Петербурга. Он получит контроль над этим портом. Это как бы продолжение работы в Таможенном союзе, и казахский представитель приобретает такие серьёзные активы на Балтике, что, в общем, радует всех нас.

Следующая сделка, которая была одобрена, имеет немного витиеватую предысторию. Есть общество с ограниченной ответственностью «Братская рыба» – это общество, которое имеет квоты на вылов биологических ресурсов, в частности наших рыбных богатств в Иркутской области. Соответственно, эта сделка была совершена несколько преждевременно господином Вольфом Бернаром, который является гражданином Швейцарии. Они заключили сделку вначале без разрешения правительственной комиссии, однако эту юридическую ошибку они устранили сами. Они обратились в правительственную комиссию с просьбой всё-таки одобрить эту сделку, сославшись на ошибку юриста. Правительственная комиссия сочла возможным сделку одобрить. Таким образом, у нас появляется достаточно крупная компания, единственным владельцем которой является швейцарский гражданин, который будет вылавливать рыбу в Восточной Сибири.

Наконец сделка, которая уже около трёх лет находится в производстве правительственной комиссии, – это сделка компании «Шлюмберже» в отношении российской компании «Евразия». Компания «Шлюмберже» попросила правительственную комиссию определить в нынешних условиях хозяйствования, насколько вообще это возможно и на какой пакет можно претендовать. Правительственная комиссия приняла предварительное решение о том, что контроль (то есть 50 плюс 1%) в компании «Евразия» российское Правительство и комиссия не хотели бы отдавать. Однако определили границы, что это может быть блокирующий пакет (то есть 25 плюс 1, либо даже 49% акций). Комиссия предложила и поручила Федеральной антимонопольной службе провести соответствующие переговоры с компанией «Шлюмберже». Как мы ранее говорили, эта сделка должна была (и по плану, который у нас был с компанией «Шлюмберже») быть разбита на два этапа. Вначале Правительство должно было определиться, сколько чего можно. Комиссия говорит, что, скорее всего, блокирующий пакет можно, только это будет сопровождаться рядом условий. У нас их 11. Это было для контроля, 11 условий, которые нивелировали бы негативные последствия различного рода санкций и всего прочего в отношении этой сделки, если бы компания получила контроль. В отношении 25 плюс 1 – или 49% (допустимый диапазон сегодняшнего дня) мы будем смотреть, какие из этих условий надо применять, какие нет. Но мы незамедлительно вступаем в переговоры с компанией «Шлюмберже» и надеемся, что выходим на финишную прямую.

Читайте также  Инвестиция как функция от процентной ставки

Таковы были итоги сегодняшнего дня. Здесь рассматривались ходатайства финляндских, немецких, казахских компаний. Швейцарских, французско-американских – добавлю сюда ещё. Сделки, которые уже окончательно будут на следующем этапе, видимо, одобрены, – это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и целый ряд других сделок, связанных с компаниями из арабских стран.

Кроме того, продолжается работа по китайскому, индийскому направлению очень активно. Более десятка стран, имеющих крупные капиталы, продолжают инвестировать в Россию, несмотря ни на что.

Вопрос: Скажите, а какие-то сделки совместно с РФПИ рассматриваются?

И.Артемьев: Да. Они все рассматривались. Просто на некоторые сделки было несколько компаний-претендентов. Думаю, что, может быть, в некоторых случаях можно было и конкурс провести. Ко всем сделкам с РФПИ в принципе отнеслись внимательно и одобрительно, но в каждом случае нужно кое-что ещё доработать.

Вопрос: То есть это пока ещё не окончательно?

И.Артемьев: Окончательных решений по ним нет. Необходимо доработать вместе с РФПИ. Такие поручения Председатель Правительства дал, они будут в протоколе. Это рабочая процедура, я не сомневаюсь, что мы выйдем на положительные решения уже на следующем заседании.

Вопрос: Среди них есть «Феско» (FESCO) и «Евразия»?

И.Артемьев: «Феско» (FESCO) не рассматривалась сегодня вообще. «Евразия» – есть сделка, которая является альтернативной «Шлюмберже», что, собственно, и было сказано.

Поскольку есть два заявителя на компанию «Евразия» (с одной стороны, это РФПИ и соответствующие фонды из Объединённых Арабских Эмиратов, а с другой стороны – компания «Шлюмберже»), ФАС совместно с нашими уважаемыми партнёрами (прежде всего это касается, конечно, Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития) предложено определить оптимальную конфигурацию.

То есть если сейчас мы говорим о том, что вполне возможно было бы 25% плюс 1 отдать «Шлюмберже» (как вариант, если мы договоримся с компанией, там же важна ещё и цена, и другие дополнительные условия), то вполне возможно как раз, что РФПИ и Объединённые Арабские Эмираты приобретают вместе 16%.

25+16 – вполне хорошая конфигурация, не получающая контроля, но приносящая существенные сотни миллионов и даже миллиард долларов для компании «Евразия», при этом приобретают они интересных иностранных акционеров, обладающих большим опытом, современными технологиями. Такая конфигурация точно будет одной из рассматриваемых на переговорах.

Поэтому правительственная комиссия не то чтобы не одобрила сделку с РФПИ, а просто попросила её включить в комплект «Шлюмберже» как единое решение, которое приводит уже к конечному решению, у кого сколько: у российских акционеров, у Объединённых Арабских Эмиратов и у компании «Шлюмберже».

Вопрос: То есть им ещё между собой надо будет договориться?

И.Артемьев: Они могут и между собой, наверное, поговорить. Но мы с каждым из них переговорим в отдельности, нам в конце концов важно договориться с каждым из них. Я надеюсь, что в результате иностранные акционеры могут появиться, они будут из разных стран, и это очень хорошо, потому что каждый приносит свой опыт, и это только положительно можно рассматривать.

Но опять же – впереди переговоры, поэтому я не могу сказать о том, как они закончатся.

Вопрос: А можете общую сумму сказать по сделкам?

И.Артемьев: На правительственной комиссии Дмитрий Анатольевич сегодня сказал, что только за этот последний период привлечено в российскую экономику 16 млрд долларов – это те уже сделки, которые прошли через комиссию, одобрены, деньги вложены.

Сегодня мы рассматривали сделки порядка на 3 млрд долларов. Это тоже хороший результат.

Государственное регулирование иностранных инвестиций;

Разработка и реализация государственной инвестиционной политики в области иностранных инвестиций

В целях наращивания объемов привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимы разработка и последовательное проведение в жизнь единой и согласованной государственной политики в области иностранных инвестиций, способствующей улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сфер.

Реализация инвестиционной политики направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Органом, уполномоченным на разработку и реализацию государственной политики в сфере иностранных инвестиций, является Правительство Российской Федерации.

Государственное регулирование иностранных инвестиций — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер государства в лице его органов в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для предпринимательской деятельности национальных хозяйствующих субъектов. При этом на иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории страны-реципиента капитала, должны быть распространены условия национального хозяйственного режима. Эти условия формируют среду, делающую экономически нецелесообразным массовый отток национального капитала за границу, а также гарантируют защищенность и гарантии национальным и иностранным инвесторам.

Читайте также  Фонд прямых инвестиций и венчурные фонды

При привлечении иностранных инвестиций, особенно в реализацию крупных инвестиционных проектов, встает задача их соответствия приоритетным целям экономической политики страны. Речь идет о том, как они влияют на макроэкономику, стабилизацию, конкурентоспособность экспортного сектора экономики разрешение внутренних проблем социально-экономического развития.

Поэтому в отношении иностранных инвестиций государство должно иметь как долгосрочную, так и текущую политику государственного регулирования их привлечения. Политика государственного регулирования основывается на стратегических идеях развития страны, принимающей иностранные инвестиции, и содержит инструменты как стимулирующие, так ограничивающие приток иностранных инвестиций.

Исходной точкой государственного регулирования иностранных инвестиций является определение целей регулирования иностранных инвестиций. Общими целями государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций являются:

1) осуществление мер по формированию благоприятного инвестиционного климата;

2) активизация притока иностранных инвестиций;

3) воздействие на выбор желательных для государства направлений привлечения иностранных инвестиций.

11 Государственный контроль над допуском иностранного капитала. Инструменты и меры, ограничивающие приток иностранных инвестиций в страну

Привлечение иностранного капитала в национальную экономику не может рассматриваться как однозначно позитивный процесс. Он содержит в себе и негативные стороны:

1) страны, принимающие иностранные инвестиции, могут в некоторой степени утратить контроль над отдельными секторами национальной экономики;

2) усиление роли иностранного капитала может ограничиваться эффективность мер макроэкономического регулирования экономики;

3) возможность монополизации национального рынка отдельных товаров;

4) применяемые иностранными инвесторами технологии могут быть опасными для здоровья и жизни людей, окружающей среды.

Негативные проявления процессов глобализации подталкивают страны, прежде всего с развивающимися рынками, к принятию защитных мер, способствующих повышению стабильности в валютно-финансовой сфере. Мировой опыт показывает, что ряд развивающихся стран целенаправленно старается ограничивать присутствие зарубежных компаний и банков на национальном валютно-финансовом рынке, приток краткосрочного иностранного капитала в финансово-банковский сектор и свободу совершения трансграничных операций с капиталом.

Иностранные инвестиции: контроль со стороны ФАС

(Стефанишин С., Широкинский А.) («Конкуренция и право», 2012, N 3) Текст документа

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ФАС

С. СТЕФАНИШИН, А. ШИРОКИНСКИЙ

Сергей Стефанишин, партнер юридического департамента компании «Эрнст энд Янг».

Андрей Широкинский, юрист компании «Эрнст энд Янг».

В России, как и в ряде других стран (США, Испания, Франция и т. д.), существуют нормативные акты, направленные на защиту общегосударственных интересов путем ограничения возможности контроля иностранных лиц за определенными производствами, имеющими особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Одним из таких нормативных актов является Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон об иностранных инвестициях), который недавно претерпел существенные изменения в части упрощения контроля со стороны ФАС России.

Сложность при разработке и принятии Закона об иностранных инвестициях представляла необходимость соблюдения баланса государственных интересов и интересов бизнес-сообщества в условиях свободных рыночных отношений. Изменение этого баланса в любую сторону может повлечь за собой негативные последствия, которые могут привести либо к утрате контроля со стороны государства за компаниями, представляющими особую важность с точки зрения обеспечения обороноспособности и безопасности государства, либо к чрезмерной «зарегулированности» гражданских правоотношений, в результате которой обыкновенные, не представляющие интереса в государственном масштабе сделки потребуют преодоления дополнительных административных барьеров и получения согласований на самом высоком уровне. Данный Закон не содержит полного запрета на осуществление иностранными лицами или группами лиц, в состав которых входит иностранное лицо (далее — иностранный инвестор), инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. Однако для совершения сделок, предполагающих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, документ предусматривает необходимость получения предварительного разрешения на их совершение, а для некоторых случаев — последующего согласования установления контроля. Например, если иностранный инвестор получил контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на принадлежащие иностранному инвестору акции такого хозяйственного общества. Закон об иностранных инвестициях определяет 42 вида деятельности, осуществление которых автоматически делает хозяйственное общество «обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Некоторые виды деятельности совершенно определенно имеют значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (такие, как разработка и производство вооружения и военной техники, разработка и производство боеприпасов и др.). Однако при этом некоторые из них, например, шифрование информации, эксплуатация радиационных источников, как показала правоприменительная практика, часто используются для целей обеспечения повседневной коммерческой деятельности обычных хозяйствующих субъектов. В соответствии с действующими положениями Закона об иностранных инвестициях, если в отношении общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, какой-либо иностранный инвестор намеревается установить или устанавливает контроль, то подобные действия требуют согласования с уполномоченным государственным органом — Федеральной антимонопольной службой. ФАС, в свою очередь, согласует или не согласует указанные действия на основании решения специальной Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, возглавляемой Председателем Правительства РФ. В процессе согласования принимают участие также и иные государственные органы. При этом основным критерием установления контроля законодателем считается возможность иностранного инвестора определять решения органов управления хозяйственного общества. Процедура согласования требует подготовки заявителем (иностранным инвестором) целого ряда документов, раскрытия информации о себе и своих аффилированных лицах, и, главное, закон допускает, что с момента подачи ходатайства до момента согласования может пройти до шести месяцев. Как и любые государственные согласования, указанные факторы могут серьезно повлиять как на привлекательность инвестиционного проекта, так и на его осуществимость, особенно учитывая продолжительность сроков рассмотрения подобных ходатайств и неопределенность критериев для одобрения или неодобрения поданных на согласование заявлений хозяйствующих субъектов.

Недавно Закон об иностранных инвестициях был существенно изменен и дополнен вступившим в силу 18 декабря 2011 г. Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон N 322-ФЗ). Поправки касаются в том числе и механизма согласования установления контроля. В частности, следует отметить изменения, затрагивающие иностранные инвестиции, в которых в качестве инвестора выступают иностранные государства и международные организации. Закон об иностранных инвестициях, так же как и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», закрепляет обязанность согласовывать сделки, связанные с подобными инвестициями, если в результате иностранное государство или международная организация получат право распоряжаться более чем 25% (в случае обществ, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, — 5%) общего количества голосов в обществе или иную возможность блокировать решения органов управления общества. При этом установление контроля со стороны иностранного государства или международной организации над обществом, имеющим стратегическое значение, запрещается полностью. Закон N 322-ФЗ исключил из перечня сделок, требующих согласования на вышеприведенной основе, сделки с участием международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация или с которыми у Российской Федерации имеется международный договор. ——————————— Стоит отметить, что понятие «с участием» в Законе никак не детализировано.

Читайте также  Экономическое содержание инвестиций в экономике

Также заслуживающим особого интереса для бизнес-сообщества следует считать изменение Закона об иностранных инвестициях, связанное с выведением из-под его действия определенного круга сделок, в которых инвестором выступают лица, подконтрольные российским резидентам. Так, Закон N 322-ФЗ устанавливает, что с момента его вступления в силу согласованию не будут подлежать сделки между организациями, находящимися под контролем Российской Федерации или под контролем граждан Российской Федерации, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство). Вводя указанное положение, законодатель, вероятно, преследовал цель исключить ситуации, когда согласованию подлежали бы сделки, в которых инвестором выступало бы юридическое лицо, подконтрольное российским резидентам, но входящее в одну группу с какой-либо иностранной компанией, а также сделки иностранных юридических лиц, контролируемых Российской Федерацией или российскими резидентами. Однако формулировка, закрепленная в Законе, оставляет некоторые вопросы. Самые главные из них: почему под исключение попали сделки, совершаемые только между указанными организациями, и почему данное исключение не распространено на сделки, в которых со стороны продавца выступают иностранные организации? Другими словами, в случае, когда иностранный участник общества, имеющего стратегическое значение, будет намерен продать свою долю российской организации, входящей в одну группу с какой-либо иностранной компанией (или же другой иностранной компании, фактически контролируемой российскими лицами), такие сделки все равно будут подлежать согласованию. Естественно, если сделка будет подпадать под иные критерии, определенные Законом об иностранных инвестициях. Изменение Закона об иностранных инвестициях, связанное с выведением из-под его действия определенного круга сделок, в которых инвестором выступают лица, подконтрольные российским резидентам, заслуживает особого интереса. Еще одним спорным моментом, связанным с введением рассматриваемого исключения, является довольно узкий круг контролирующих субъектов, подпадающих под него: Российская Федерация или граждане Российской Федерации. Таким образом, за рамками указанного исключения остаются сделки между организациями, контролируемыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, организациями, не подконтрольными какому-либо одному лицу или группе лиц (например, в случае отсутствия мажоритарных акционеров). Хотя вполне очевидно, что сделки между подобными субъектами не могут привести к каким-либо негативным последствиям с точки зрения Закона об иностранных инвестициях. С другой стороны, с момента вступления в силу Закона N 322-ФЗ под рассматриваемое исключение стали подпадать сделки, совершаемые между юридическими лицами, которые подконтрольны и иностранным инвесторам, и российским лицам, но по разным основаниям. Кроме того, существенным является изменение, привнесенное в Закон об иностранных инвестициях, которое касается повышения порогового значения для сделок в отношении обществ, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участками недр федерального значения. Теперь подобные сделки будут подлежать согласованию, только если иностранный инвестор приобретает 25 и более процентов общего количества голосов, а не 10%, как это было ранее. Также из-под действия Закона исключены сделки по приобретению иностранным инвестором долей или акций в обществах, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участками недр федерального значения, если в результате их совершения доля участия иностранного инвестора не изменилась.

Существенным нововведением следует считать изменение перечня видов деятельности, осуществление которых делает общество стратегически важным. Теперь из-под действия рассматриваемого закона исключены сделки в отношении банков, которые в силу специфики банковского бизнеса и требований законодательства были вынуждены получать лицензии на осуществление деятельности, связанной с шифрованием данных. Однако это правило распространяется только на банки, в которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации. Из-под действия Закона об иностранных инвестициях также исключена деятельность по использованию радиационных источников в гражданском секторе экономики, если указанная деятельность не является для общества основной. Под данное исключение подпадают, например, организации, владеющие различными рентгеновскими установками. Очевидно, что перечень видов стратегически важной деятельности, закрепленный в Законе об иностранных инвестициях, избавился от некоторых наиболее часто встречающихся примеров, когда указанная деятельность на практике не имеет какого-либо стратегического значения для обеспечения обороны и безопасности. Однако необходимо отметить, что привнесенные исключения нельзя считать достаточными, так как в данном перечне до сих пор остаются довольно широкие формулировки, такие как «деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», хотя подобные организмы применяются в том числе в пищевой промышленности . ——————————— В частности, под согласование с Правительственной комиссией по иностранным инвестициям попала известная крупная сделка между компаниями «Юнимилк» и «Danone», поскольку у компании «Юнимилк» была лицензия на работу с условно патогенными бактериями, в том числе с кисломолочными.

Изменения по срокам

Закон N 322-ФЗ предусматривает, что проверкой сделок, подпадающих под действие Закона об иностранных инвестициях, будет заниматься помимо ФСБ также и Министерство обороны. Кроме того, до 30 дней увеличен срок предоставления указанными органами соответствующих заключений. С момента вступления в силу Закона N 322-ФЗ изменяется порядок заключения соглашения с иностранным инвестором, предусмотренного ст. 12 Закона об иностранных инвестициях. Теперь подобное соглашение будет заключаться ФАС России с иностранным инвестором не до принятия решения Правительственной комиссией, а после, что призвано сократить сроки согласования установления контроля. Хотя общий допустимый срок в шесть месяцев остается прежним.

В ожидании очередной правки

Таким образом, можно констатировать, что изменения, внесенные в Закон об иностранных инвестициях, сделали его несколько более либеральным и в какой-то степени сократили административную нагрузку на иностранные инвестиции. В то же время, как указано ранее, следует ожидать, что в ближайшем будущем этот Закон будет вновь подвергнут корректировке, которую можно было бы осуществить уже сейчас.

Источники: http://m.government.ru/all/32507/, http://studopedia.su/7_56519_gosudarstvennoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://center-bereg.ru/g228.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто