Введение. С 12 Иностранные инвестиции: курс лекций / Э
Савенок, Э. А.
С 12 Иностранные инвестиции: курс лекций / Э. А. Савенок – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – с.
Рассматриваются важнейшие теоретические аспекты международного движения капитала, влияние иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов и доноров капитала, международное регулирование иностранных инвестиций, инвестиционная политика государства и другие вопросы, связанные с международным движением капитала.
Курс лекций предназначен для студентов, слушателей, аспирантов экономических специальностей, преподавателей.
ББК 65.263.23 я 73
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 7
1.1. Экономическая сущность и виды международных инвестиций. 7
1.2. Прямые, портфельные и прочие иностранные инвестиции и их отличительные особенности. 13
1.3. Значение иностранных инвестиций для принимающей страны.. 23
ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЯМОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ. 31
2.1. Тенденции движения прямых иностранных инвестиций. 31
2.2. Объем и структура международных потоков прямых иностранных инвестиций. 36
ТЕМА 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ СТРАНЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОТОКИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. 51
3.1. Сущность инвестиционного климата и подходы к его определению.. 51
3.2. Методики оценки инвестиционной привлекательности. 56
ТЕМА 4. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 65
4.1. Двусторонние соглашения, регулирующие международные инвестиции. 65
4.2. Регулирование международной инвестиционной деятельности региональными соглашениями. 71
4.3. Международный уровень регулирования инвестиционных процессов. 74
ТЕМА 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 89
5.1. Внешнеинвестиционная политика государства и инвестиционные режимы.. 89
5.2. Система ограничений деятельности иностранных инвесторов на территории принимающих государств 98
5.3. Политика стимулирования в области привлечения иностранных инвестиций. 108
5.4. ЮНКТАД и подходы к организации системы привлечения иностранных инвестиций (ИИ) 114
5.5. Инвестиционная политика стран Центральной и Восточной Европы.. 120
ТЕМА 6. ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ 138
6.1. Лизинг: сущность, виды, преимущества и недостатки. 138
6.2. Проектное финансирование. 149
ТЕМА 7. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 156
7.1. Регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь. 156
7.2. Объем и структура иностранных инвестиций в национальной экономике. 163
7.3. Инвестиционная политика Республики Беларусь. 173
Введение
Важнейшая роль в формировании системы мирохозяйственных связей и глобальной экономики принадлежит растущим международным потокам капиталов. В последние годы процесс международного движения капиталов, в первую очередь долгосрочных, постоянно ускоряется, вовлекая в свою орбиту практически все страны мира, которые выступают в качестве экспортеров или импортеров капитала, либо тех и других одновременно. Мировой опыт свидетельствует, что без осуществления и развития инвестиционной деятельности государство не в состоянии обеспечить экономическую стабильность и поступательное движение.
Привлечение иностранного капитала имеет большое значение для стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь. Дело в том, что эти страны нуждаются в значительных средствах для финансирования структурной перестройки и модернизации своей экономики. Импортируя капитал, принимающие страны получают не только дополнительные финансовые средства, но и доступ к передовой технологии, новым методам организации и управления производством.
Все более активное участие республики в процессах международного
движения капиталов, в первую очередь, в качестве импортера капитала,
является не только одним из основных каналов включения страны в
систему мирохозяйственных связей, но и важным фактором и катализатором ускорения рыночных реформ, а также средством подъема и
структурных преобразований белорусской экономики.
Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества Республики Беларусь – это выгодное географическое положение, наличие квалифицированной рабочей силы, относительно развитая производственная инфраструктура, мощный научный потенциал, стабильность в обществе.
Однако наряду с вышесказанным, достаточно ощутимы слабые стороны Беларуси. Интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, часто не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении и обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка страны, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники.
Именно поэтому Республика Беларусь нуждается в продуманной стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая включала бы среди прочих мер и меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций невозможно решить проблемы устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции национального хозяйства и экономического роста.
Принятые в последнее время законодательные и программные документы позволяют более четко определить общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, предусмотреть меры по стимулированию и формам государственной поддержки, а также обеспечению государственной защиты прав инвесторов, включая иностранных, на территории республики.
Проблема привлечения иностранных инвестиций достаточно сложна. Она представляет интерес не только для национальной экономики, но и для всех стран и практически не зависит от уровня их экономического развития, так как напрямую связана с постоянной конкуренцией на международном рынке товаров и услуг.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
Лекции по курсу иностранные инвестиции
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
Источники: http://lektsii.com/2-117898.html, http://www.telenir.net/delovaja_literatura/investicii_konspekt_lekcii/p3.php, http://econ.wikireading.ru/16214
Источник: