Международные договоры об иностранных инвестициях

Размещено на реф.рф
РФ заключила ещё более 30 соглашений.

Заключение таких международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в РФ капиталовложения считают недостаточными те гарантии, которые предоставило им российское законодательство и настаивают на закреплении основных условий осуществления капиталовложений и связанной с этим деятельности в международных договорах.

Основными условиями таких международных соглашений являются˸

— предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций;

— обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности;

— обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций;

— передачу споров в Международный коммерческий арбитраж.

Существует две многосторонние конвенции СНГ и одна общая˸

ü Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г.

ü Конвенция о защите прав инвестора 1997 г.

ü Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, регулирующая защиту иностранных инвестиций от рисков.

Данный перечень нормативных актов является исчерпывающим, что говорит о том, что основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет законодательство РФ, которое наиболее полно регулирует формы, порядок привлечения иностранных инвесторов, а также деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995 г.

Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. (в России есть)

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

Читайте также

По лекциям. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Сеул, 1985, Россия – 1995. Цель – предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Виды покрываемых рисков (ст. 11): 1. перевод валюты 2. [читать подробнее].

Международные договоры об иностранных инвестициях;

1. Регулирование иностранных инвестиций осуществляется и на межгосударственном уровне. Республика Беларусь заключила договоры о содействии и взаимной защите (охране) инвестиций с рядом государств: Великобританией (1994 г.), Китаем (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Финляндией (1994 г.), Болгарией (1996 г.), Италией (1996 г.), Нидерландами (1996 г.), Украиной (1996 г.), Турцией (1996 г.), Румынией (1996 г.), Швецией (1996 г.), Францией (1996 г.) и другими государствами. В договорах стороны берут обязательства по содействию инвестициям, определяют предоставляемый режим, который может быть национальным либо не менее благоприятным, чем для инвесторов третьих государств, т.е. режимом наибольшего благоприятствования. В обязательном порядке оговариваются условия национализации и экспроприации, которые допускаются в исключительных случаях при своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Во всех договорах содержатся нормы о порядке урегулирования споров между инвестором и принимающей стороной. В большинстве договоров в случае возникновения споров между инвестором и принимающей стороной предусмотрено обращение в следующие органы:

— Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

— арбитражной суд ad hoc, создаваемый в соответствии с арбитражным Регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

— Международные коммерческие арбитражные суды;

— компетентный суд страны спора.

Споры между сторонами договоров должны разрешаться по дипломатическим каналам либо специально созданным арбитражным судом из трех членов.

Сроки действия договоров о содействии и взаимной защите инвестиций – от пяти до двадцати лет с возможностью их продления в отношении вложенных инвестиций еще на десять лет.

2. В рамках Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. в Ашгабате было заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, которое подписали все государства-участники.

Сфера действия Соглашения распространяется не только на хозяйствующих субъектов государств-участников, но и субъектов государств, не являющихся участниками Соглашения и международных организаций с целью обеспечения защиты интересов сторон в этой области. В роли инвесторов Стороны в других государствах могут выступать: юридические и физические лица, а также государства-участники Соглашения и их государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Сторон. В качестве инвестиций определены все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности. Отношения, связанные с инвестициями, регулируются национальным законодательством государства по месту инвестирования, названным Соглашением и другими соглашениями между участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют Стороны. Соглашение установило «стабилизационную оговорку» на случай ухудшения условий деятельности ранее созданных предприятий на территории государства-участника в результате изменения законодательства. В таком случае в течение 5 лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации предприятия.

В развитии Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности в рамках СНГ 28 марта 1997 г. была принята Конвенция о защите прав инвестора, участниками которой являются Беларусь, Казахстан, Армения, Таджикистан, Кыргызстан.

В целом конвенция повторяет основные положения Соглашения 1993 года, но имеются и некоторые существенные отличия. Так в число инвесторов Конвенция не включила государства и их административно-территориальные образования. Существенно изменился в Конвенции подход в отношении гарантий от изменений законодательства: стабилизационная оговорка, установленная в Соглашении 1993 г. в отношении всех инвестиций, изменению законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий, установленный в статье 6.

Вопрос о нарушении законодательства, касающегося инвестиций, заинтересованной стороной может быть внесен на рассмотрение Экономического суда Содружества Независимых Государств или иных международных судов или международных арбитражных судов.

Государства могут установить перечень изъятий, с указанием отрасли, отдельных предприятий и организаций, которые не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности. В то же время может быть предусмотрен перечень приоритетов путем установления отраслей, предприятий, организаций, видов деятельности и регионов, для которых вводятся льготные условия привлечения инвестиций.

Конвенция предоставляет инвестициям безусловную правовую защиту от национализации и реквизиции, кроме исключительных случаев, к которым отнесены стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства чрезвычайного характера.

Национализация и реквизиция инвестиций должна производиться согласно национальному законодательству, в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-резидента, и с выплатой инвестору адекватной компенсации.

Приобретение инвестором акций, ценных бумаг, вещных прав на землю и иные природные ресурсы осуществляется в соответствии с законодательством страны-резидента.

Многосторонним договором по вопросам инвестиций является Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества от 12 декабря 2008 года.

В соответствии с Соглашением каждая Сторона обязуется создать благоприятные условия для осуществления инвестиций инвесторами других Договаривающихся государств. Режим инвестиций должен быть не менее благоприятный, чем для национальных инвесторов или инвесторов любого другого государства, в том числе не являющихся участниками Соглашения. Он должен предоставляться по выбору инвестора в зависимости от того, какой из указанных режимов, по его мнению, является наиболее благоприятным. Однако каждая Сторона в соответствии с законодательством своего государства оставляет за собой право ограничивать деятельность иностранных инвесторов, а также применять и вводить иные изъятия из национального режима.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Сторона Соглашения вправе не предоставлять инвестициям других государств режим более благоприятный, чем тот, который она предоставляет в соответствии с обязательствами, принятыми по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., а также в соответствии с любой многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием Сторон и которая будет касаться режима инвестиций. В настоящее время из государств-участников Соглашения в состав ВТО входят Россия и Кыргызстан.

Разрешение споров между Стороной Соглашения и инвестором производится по возможности путем переговоров (п. 1 ст. 9). Если спор в течение шести месяцев не может быть разрешен путем переговоров, то он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:

а) компетентного суда государства-реципиента;

б) международного компетентного арбитража при торговой палате любого государства, избранного сторонами спора;

в) специально созданного в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ арбитражного суда «ad hoc»;

г) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) (п. 2 ст. 9).

Споры между государствами-участниками также разрешаются, по возможности, путем переговоров и консультаций. Если подобным образом не удается урегулировать спор в течение шести месяцев, любая из Сторон может обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества (п. 2 ст. 10).

3. Для урегулирования споров по вопросам инвестиций особое значение имеет Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18 марта 1965 г.

В преамбуле Конвенции указано:

существует потребность в международном сотрудничестве для экономического развития и важное значение в этом принадлежит прямым иностранным инвестициям;

возможно возникновение споров в связи с прямыми иностранными инвестициями между Договаривающимися государствами и лицами других Договаривающихся государств, выступающими в качестве инвесторов, как правило, будут подчинены национальной процедуре разрешения, но в определенных случаях могли бы быть применимы международно-правовые средства;

Читайте также  Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект

среди доступных международных средств особое значение придается примирению и арбитражу под эгидой Международного банка реконструкции и развития, к которым стороны при желании могли бы прибегнуть;

взаимное согласие сторон подчинить такие споры процедуре примирения или арбитража достигается соглашением, обязывающими стороны в дальнейшем принять рекомендации, данные посредниками, или решения, вынесенные арбитрами;

ни одно Договаривающееся государство, ставшее участником Конвенции, без его согласия не будет обязано подчинить какой-либо конкретный спор с иностранным инвестором примирительной процедуре или арбитражу.

Для разрешения споров учреждается Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при Международном банке реконструкции и развития. В состав Центра входят Административный Совет и Секретариат, который ведет список посредников и список арбитров. Административный совет состоит из представителей государств-участников Конвенции. Функции Председателя Административного совета исполняет Президент Банка без права голоса. Секретариат состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких его заместителей и сотрудников секретариата.

В список посредников и список арбитров включаются обладающие необходимой квалификацией и выразившие желание исполнять возлагаемые на них обязанности. Каждое из государств-участников Конвенции вправе назначить по четыре лица в каждый из списков.

Рассмотрение споров в соответствии с Вашингтонской конвенцией возможно по двум процедурам: примирения и арбитража, которые избирает сторона, в заявлении на имя Генерального секретаря.

В случае избрания стороной спора примирительного процедуры в кратчайший срок учреждается примирительная комиссия в составе одного или нечетного количества посредников, назначаемых по соглашению сторон. Итогом работы комиссии является доклад с записью о результате работы.

При избрании арбитражной процедуры создается арбитраж в составе одного или нечетного количества арбитров, по соглашению сторон. Арбитраж сам решает вопрос о своей компетенции. Спор рассматривается согласно нормам права, в соответствии с соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон, арбитраж применяет право Договаривающегося государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые могут быть применимы. Арбитраж принимает решение большинством голосов арбитров.

В случае возникновения спора между Договаривающимися государствами по поводу толкования или применения Конвенции, спор по заявлению одной из сторон передается на рассмотрение Международного Суда ООН, если государства не договорятся об ином способе разрешения спора.

Республика Беларусь присоединилась к Вашингтонской конвенции в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24.04.1992 г. № 1649-XII. В ряде двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенных Республикой Беларусь, предусмотрено обращение в Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров в случае их возникновения.

4. Задачу снижения риска некоммерческого характера при вложении инвестиций в других государствах выполняет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), учрежденное в 1988 г. на основе Сеульской конвенции 1985 г. Главная цель Агентства – стимулировать поток инвестиций между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития. Как уже указывалось, МАГИ вместе с вышеперечисленными международными финансовыми организациями составляют группу Всемирного банка. По характеру деятельности МАГИ – международная страховая организация акционерного типа. Ее уставной капитал составляет 1 млрд. СПЗ. Каждое государство подписывается на акции, но оплачивает только 20% от их наминала: 10% – наличными и 10% векселями, не подлежащими передаче, остаток может быть востребован Агентством в случае необходимости исполнения его обязательств.

К покрываемым рискам Сеульская конвенция относит:

1) любые ограничения на перевод валюты за пределы принимающей страны;

2) экспроприация или аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своими инвестициями, контроля над ними, или существенного дохода от них;

3) нарушения договора, что предполагает отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушения договора при отсутствии возможности инвестора защитить свои права в судебном порядке;

4) война и гражданские беспорядки, которые представляют любые военные действия или любые гражданские беспорядки на любой территории принимающего государства.

Кроме этого Совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата некоммерческих рисков, исключая риск девальвации или обесценивания валюты.

Не подлежат покрытию убытки, возникшие в результате:

1) любого действия или бездействия принимающего правительства, на которые согласился инвестор или за которые он несет ответственность;

2) любые действия или бездействия принимающего правительства, имевшие место до заключения гарантии.

К инвестициям, подпадающим под гарантии в Конвенции, отнесены:

1) инвестиции в акционерной форме, включая среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также формы прямых инвестиций, которые могут быть определены Советом директоров;

2) займы, если они были произведены для финансирования или иным образом относятся к особым инвестициям или проекту;

3) любые другие среднесрочные или долгосрочные инвестиции, которым квалифицированным большинством Совета директоров предоставлены гарантии (ст. 12).

К подпадающим под условия гарантии Агентства инвесторам относится любое физическое или юридическое лицо отвечающее следующим требованиям:

1) физическое лицо является гражданином страны-члена, не являющейся принимающей инвестиции страны;

2) юридическое лицо сформировано и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену, не являющемуся принимающей страной;

3) юридическое лицо, независимо от того, находится ли оно в частном владении или нет, действует на коммерческой основе.

Гарантии Агентства распространяются только на развивающиеся страны-члены Конвенции. Принимающее правительство должно утвердить гарантии, предоставляемые Агентством по установленным для покрытия рискам, после чего Агентство заключает договор с инвестором. Договоры о гарантии утверждаются Президентом с согласия Совета директоров.

Президент с согласия Совета директоров принимает решение о платеже по требованию владельца гарантии в соответствии с договором. В договорах о гарантии обязательно включается требование к владельцам гарантии, до получения выплаты от Агентства, обращаться к административным средствам защиты своих прав, если такие средства легко доступны по законам принимающей страны.

После выплаты или согласия на выплату компенсации владельцу гарантии, он уступает Агентству имеющиеся у него права или требования к принимающей стране или иным должникам. Условия такой ценой обязательно предусматриваются в договоре о гарантии и признаются всеми государствами-членами Конвенции.

Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, предельный – 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

МАГИ занимается не только гарантированием инвестиций, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран относительно политики и программ инвестирования, проводит исследования, осуществляет деятельность по содействию капиталовложениям путем распространения информации о возможностях инвестирования в развивающиеся страны.

Беларусь входит в МАГИ с 1992 г., но за весь период членства была застрахована только одна сделка в 2005 г.

В настоящее время Республика Беларусь предпринимает усилия по налаживания активного сотрудничества с МАГИ.

15 июля 2011 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 299-З «О ратификации поправок к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Поправки вступили в силу 14 ноября 2010 г., они предусматривают расширение возможностей МАГИ по страхованию инвестиционных рисков и упрощение некоторых процедур.

Подготовлены проекты Соглашений между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты. Указанные соглашения должны пройти процедуры ратификации в Республике Беларусь.

Налаживание активного сотрудничества с МАГИ позволит Республике Беларусь обеспечить выполнение своих обязательств в соответствии с Сеульской конвенцией, а также будет способствовать привлечению иностранных инвестиций без предоставления инвесторам гарантий Правительства Беларуси. В целом эти шаги, безусловно, положительно повлияют на инвестиционный климат в стране и будут способствовать формированию позитивного имиджа Республики Беларусь на международной арене.

Международные договоры Российской Федерации в области иностранных инвестиций (Веселкова Е.Е.)

Дата размещения статьи: 05.01.2016

В настоящее время в международно-правовых документах никак не отражаются общие принципы иностранной инвестиционной деятельности. Те или иные принципиальные аспекты иностранного инвестирования можно встретить в различных международных соглашениях, регулирующих вопросы международного экономического сотрудничества. К числу основных можно отнести принцип, указанный в Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.: «Каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям».

6 августа 2009 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал распоряжение, согласно которому одобрена инициатива Министерства энергетики РФ, скоординированная с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, касательно намерения Российской Федерации не присоединяться к Договору об Энергетической хартии и Протоколу к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и экологии. Данные документы были подписаны от имени Российской Федерации в Лиссабоне 17 декабря 1994 г.

В научной литературе высказываются следующие мнения по поводу полезности Хартии. По мнению Г.М. Вельяминова, есть все основания полагать, что такой шаг Правительства России был вызван недовольством хартийным процессом во время так называемой «российско-украинской газовой войны». Опыт масштабных российско-украинских газовых кризисов показывает, что механизм Хартии, в частности в отношении транзита, оказался недейственным. Украина ратифицировала документы Хартии, предусматривающие свободу транзита. Но это не помешало ей нарушать свободу транзита газа, незаконно отбирать транзитный газ. Все это не встретило должной реакции со стороны других европейских стран — получателей газа и участниц Хартии, которая не обеспечивает и режим свободного доступа для российских инвестиций в энергетическую структуру стран ЕС. В Евросоюзе предпринимаются усилия, направленные на ограничение, в частности, допуска российских поставщиков углеводородов к внутренним европейским инфраструктурам (сети и подземные хранилища), на разделение энергетических, включая российских, поставщиков на предприятия по добыче, транспортировке и сбыту нефти и газа. Не наблюдается, с другой стороны, и иностранного инвестиционного участия в украинских и российских газотранспортных системах, хотя можно вспомнить несостоявшийся российско-немецко-украинский проект консорциума по транзиту газа. Украина свято блюдет свою транзитную монополию. Практика чуть ли не 20-летнего существования, но не плодотворной работы Энергетической хартии 1991 г. красноречиво свидетельствует о ее неэффективности, и трудно, кажется, не согласиться с выдвинутой российской стороной 17 января 2009 г. в разгар второго российско-украинско-европейского газового кризиса инициативой о выработке действительно работающего правового инструментария в сфере международного энергетического сотрудничества .

Читайте также  Прямые инвестиции и мезонинное финансирование

Вельяминов Г.М. Политика, право и международные инвестиции // Правовые аспекты инвестиционных договоров. М., 2012. С. 12, 14.

Говоря о международных договорах России, следует выделить международные договоры, заключенные с целью учреждения международных организаций, поддерживающих межгосударственное сотрудничество в области иностранных инвестиций, в частности, международные организации, объединяющиеся в системе Всемирного банка.

Систему Всемирного банка составляют следующие организации:

— МБРР (Международный банк реконструкции и развития);

— МФК (Международная финансовая корпорация);

— МАР (международная ассоциация развития);

— МАГИ (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций);

— МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров).

Россия принимает участие в деятельности МАГИ. Вашингтонская конвенция 1965 г. о создании МЦУИС была подписана, но не ратифицирована Россией. Однако наибольшее распространение получили двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Почти все развитые государства выступают в качестве участника таких соглашений. Российская Федерация не является исключением. Данные соглашения, направленные на поощрение и защиту капиталовложений, активно используются в международно-договорной практике России начиная с конца 1980-х гг. На сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы свыше 60 таких соглашений. Соглашения, подписанные СССР, обязательны для России как правопреемника Советского Союза.

Примерами таких соглашений являются следующие документы:

— Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 8 февраля 1989 г.;

— Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительствами Королевства Бельгии и Великого Герцогства Люксембург о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 февраля 1989 г.;

— Договор Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 13 июня 1989 г.;

— Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 июля 1989 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 октября 1995 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 19 апреля 1995 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Албания о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11 апреля 1995 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 6 марта 1995 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 5 апреля 1994 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15 сентября 2001 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 марта 1998 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопия о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 10 февраля 2000 г.;

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 апреля 2000 г.

Повсеместное распространение двусторонних инвестиционных соглашений послужило причиной того, что Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ) в 1992 г. выпустили сборник, содержащий стандартные общие положения этих соглашений.

Многие двусторонние соглашения по защите инвестиций включают в себя следующие типовые условия:

1) даются определения основных терминов. Как правило, термин «капиталовложение» означает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством, в частности:

— движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права, включая ипотеку, заклад и другие подобные права;

— акции и другие ценные бумаги, вклады или любые другие формы участия в компании или предприятии;

— права требования по денежным средствам или исполнению любого договорного обязательства, имеющего экономическую ценность;

— право на интеллектуальную собственность, включая авторские права, права на товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, фирменные наименования, а также технологические процессы, ноу-хау, торговые секреты и деловую репутацию;

— право на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемое на основе закона или договора, включая права на разведку, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов.

Любое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются, не будет влиять на их квалификацию в качестве капиталовложения.

Термин «инвестор» означает в отношении каждой из договаривающихся сторон:

— любое физическое лицо, являющееся гражданином этой договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством;

— любые компанию, предприятие, организацию или ассоциацию, созданные в соответствии с законодательством этой договаривающейся стороны.

Термин «доходы» означает суммы, получаемые в результате капиталовложения, и включает, в частности, прибыль, проценты, суммы от прироста стоимости капитала, дивиденды, лицензионные или иные вознаграждения.

Термин «территория» означает территорию договаривающихся сторон, а в отношении Российской Федерации — также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, над которыми Российская Федерация осуществляет в соответствии с международным правом суверенные права и юрисдикцию в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов;

2) определяется правовой режим иностранных инвестиций. При этом отмечается, что каждая из договаривающихся сторон будет предоставлять на своей территории капиталовложениям и доходам инвесторов другой договаривающейся стороны режим не менее благоприятный, чем предоставляемый капиталовложениям и доходам собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства;

3) закрепляются основные гарантии прав иностранных инвесторов. Капиталовложения инвесторов одной из договаривающихся сторон не будут национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, равным по последствиям национализации или экспроприации (далее — экспроприация), на территории другой договаривающейся стороны, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах.

Экспроприация должна осуществляться в установленном законодательством порядке на недискриминационной основе и сопровождаться выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Такая компенсация будет соответствовать рыночной стоимости экспроприированного капиталовложения непосредственно до момента экспроприации или до момента, когда о предстоящей экспроприации стало официально известно; с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации на сумму компенсации будут начисляться проценты. Каждая из договаривающихся сторон гарантирует инвесторам другой договаривающейся стороны перевод платежей в связи с капиталовложениями, в частности:

— сумм первоначального капиталовложения и дополнительных сумм, необходимых для поддержания или увеличения капиталовложения;

— сумм, выплачиваемых в погашение займов, связанных с капиталовложением;

— сумм от частичной или полной продажи либо ликвидации капиталовложения;

— компенсации, предусмотренной в настоящем соглашении;

— заработной платы персонала, нанятого за границей в связи с капиталовложением, в размере, предусмотренном законодательством договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

4) признается правило суброгации. Если договаривающаяся сторона или уполномоченный ею орган произведет выплату компенсации любому из своих инвесторов на основе гарантии от некоммерческих рисков, данной в отношении капиталовложения, осуществленного на территории другой договаривающейся стороны, последняя признает передачу первой договаривающейся стороне или уполномоченному ею органу всех прав такого инвестора;

5) устанавливается порядок рассмотрения инвестиционных споров. Любой спор, который может возникнуть между инвестором одной из договаривающихся сторон и другой договаривающейся стороной в связи с капиталовложением, осуществленным на ее территории, будет разрешаться по возможности путем переговоров.

Если спор между инвестором одной из договаривающихся сторон и другой договаривающейся стороной не будет разрешен таким образом в течение шести месяцев с момента его возникновения, инвестор может передать спор на рассмотрение в:

— компетентный суд или арбитраж договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

— Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты;

— третейский суд ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

В Российской Федерации основой для заключения таких соглашений является Типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иного государства о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений».

Данное Типовое соглашение включает в себя следующие стандартные положения:

1) основные понятия:

— «инвестор» (в отношении каждой из договаривающихся сторон): любое физическое лицо, являющееся гражданином государства этой договаривающейся стороны; любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с законодательством этой договаривающейся стороны;

Читайте также  Функции и роль рынка инвестиций в экономике

— «капиталовложения» — все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством последней, в частности: движимое и недвижимое имущество; акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций; право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями; исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки или знаки обслуживания, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау); право на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемое на основе закона или договора, включая, в частности, право, связанное с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.

Никакое изменение формы капиталовложений не влияет на их квалификацию в качестве капиталовложений, если такое изменение не противоречит действующему законодательству договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены;

— «доходы» — средства, получаемые от капиталовложений, в частности прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные и другие вознаграждения;

2) каждая договаривающаяся сторона стремится создавать благоприятные условия инвесторам другой договаривающейся стороны для осуществления капиталовложений на ее территории и допускает такие капиталовложения в соответствии со своим законодательством;

3) каждая договаривающаяся сторона обеспечивает в соответствии со своим законодательством полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой договаривающейся стороны;

4) каждая договаривающаяся сторона обеспечивает на своей территории справедливый режим капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны в отношении управления и распоряжения ими;

5) режим должен быть не менее благоприятным, чем предоставляемый капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным;

6) каждая договаривающаяся сторона сохраняет за собой право применять и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений, в том числе реинвестированных капиталовложений;

7) капиталовложения инвесторов одной договаривающейся стороны, осуществленные на территории другой договаривающейся стороны, не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством этой другой договаривающейся стороны, не носят дискриминационный характер и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации;

8) каждая договаривающаяся сторона гарантирует инвесторам другой договаривающейся стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями, в частности доходов, средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими договаривающимися сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов, средств, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений, компенсации, предусмотренной в статьях 4 и 5 настоящего Соглашения, заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами другой договаривающейся стороны, которым разрешено работать в связи с капиталовложением на территории первой договаривающейся стороны;

9) споры между одной договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны, возникающие в связи с капиталовложением данного инвестора на территории первой договаривающейся стороны, включая споры, касающиеся размера, условий или порядка выплаты компенсации либо порядка перевода платежей, разрешаются по возможности путем переговоров. Если спор не может быть разрешен путем переговоров в течение шести месяцев с даты просьбы любой из сторон спора о его разрешении путем переговоров, то он по выбору инвестора может быть передан на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж договаривающейся стороны, на территории которой осуществлены капиталовложения, либо в арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), либо в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, созданный в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, подписанной в г. Вашингтоне 18 марта 1965 г., для разрешения спора в соответствии с положениями этой Конвенции (при условии, что она вступила в силу для обеих договаривающихся сторон) или в соответствии с Дополнительными правилами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (в случае если Конвенция не вступила в силу для обеих или одной из договаривающихся сторон).

Также следует выделить соглашения об устранении двойного налогообложения. Такие соглашения заключаются обычно в связи с инвестиционным сотрудничеством договаривающихся сторон и играют важную роль в формировании инвестиционного климата страны. В настоящее время Российская Федерация заключила большое количество соглашений об избежании двойного налогообложения.

Говоря о двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения для Российской Федерации, необходимо отметить, что страна применяет типовую модель соглашений, разработанную ОЭСР. В России она утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» и содержит следующие основные понятия:

— термины «договаривающееся государство» и «другое договаривающееся государство»;

— соглашение применяется на территории Российской Федерации, которая для целей настоящего соглашения означает также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определяемые в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 г.);

— термин «лицо» означает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;

— термины «предприятие одного договаривающегося государства» и «предприятие другого договаривающегося государства» означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного договаривающегося государства, и предприятие, управляемое резидентом другого договаривающегося государства;

— термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения;

— термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным транспортом, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, эксплуатируемым предприятием, фактическое место управления которого находится в договаривающемся государстве, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом договаривающемся государстве;

— термин «национальное лицо» означает:

любое физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации или гражданством либо подданством договаривающегося государства;

юридическое лицо или любое другое объединение лиц, учрежденные согласно законодательству этого договаривающегося государства;

— термин «компетентный орган» означает, как правило, Министерство финансов договаривающегося государства или уполномоченного им представителя;

— термин «политические подразделения» означает применительно к Российской Федерации — субъекты Российской Федерации, которые определяются в качестве таковых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— термин «предприятие» применяется к осуществлению любой предпринимательской деятельности;

— термин «постоянное представительство» для целей настоящего соглашения означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие договаривающегося государства полностью или частично регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, в частности, включает строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект, но только в том случае, если такие площадка или объект существуют не менее 12 месяцев;

— термин «постоянное представительство», в частности, включает: место управления; отделение; контору; фабрику; мастерскую; шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

Типовое соглашение также содержит условия налогообложения различных категорий граждан и юридических лиц, закрепляет правила сотрудничества в области взыскания налогов.

Основную роль среди международных налоговых соглашений России играют общие налоговые соглашения, имеются несколько соглашений по вопросам налогообложения международных морских перевозок и с некоторыми странами заключены соглашения о прямом сотрудничестве между налоговыми органами.

Появился новый вид двусторонних соглашений, касающихся страхования иностранных инвестиций. Эти соглашения заключаются в дополнение к международным соглашениям о поощрении и защите инвестиций. Примером является Соглашение «О содействии капиталовложениям» между Россией и США 1992 г.

Россия пока достигла немного успехов в вопросах заключения соглашений по социальному страхованию, хотя международный обмен рабочей силой с иностранными государствами увеличивается. Отсутствуют и широко распространенные на Западе соглашения об устранении двойного налогообложения даров и наследств. Дело в том, что крупных международных наследств и даров в российской практике пока относительно мало. И немногочисленные наследства и дары (недвижимость, ценные бумаги и вклады в банках), которые подпадают под контроль налоговых органов по причине обязательного оформления права собственности на них, облагаются налогами «у источника» в каждой стране их местонахождения. В этих ситуациях уклонение от налогов в отношении этих видов имущества маловероятно, поэтому у властей нет стимулов заключать специальные соглашения по этим вопросам.

Касательно полезности двусторонних налоговых соглашений в доктрине существуют различные точки зрения. В частности, В.А. Кашиным высказывается мнение, с которым нельзя не согласиться, что страны — участницы налогового соглашения, скорее всего, заинтересованы в поддержке своего экспорта капитала. Общие налоговые соглашения в той форме, в какой они рекомендованы ОЭСР, приспособлены для защиты интересов стран — экспортеров капитала. Страны — импортеры капитала, включая Россию, имеют весьма незначительный интерес в заключении таких соглашений, если имеют вообще, и могут вполне эффективно защищать свои интересы без всяких налоговых соглашений, исключительно в результате соответствующего развития и приспособления своего внутреннего налогового законодательства .

Кашин В.А. Налоговые соглашения России. М., 1998. С. 152.

Библиография

Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 2005.
Вельяминов Г.М. Политика, право и международные инвестиции // Правовые аспекты инвестиционных договоров. М., 2012.
Кашин В.А. Налоговые соглашения России. М., 1998.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источники: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/194344_mezhdunarodnye_soglasheniya_v_oblasti_inostrannyh_investiciy, http://studopedia.su/14_71173_mezhdunarodnie-dogovori-ob-inostrannih-investitsiyah.html, http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6485

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто