- Евразийский юридический портал
- Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций
- Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций (правовой аспект)
- Иностранные инвестиции
- Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
- Цели и задачи политики России в области привлечения иностранных инвестиций
- Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
- Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Горюнова Наталья Алексеевна
- Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Горюнова Наталья Алексеевна,
- ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
- Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями»
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций
В известной теории Кейнсианства инвестиции и, прежде всего, инвестиционные расходы являются составной частью совокупных расходов населения наряду с государственными закупками и чистым экспортом товаров и услуг. Экономисты считают его самым изменчивым и динамичным компонентом ввиду его зависимости от многих факторов.
Инвестирование — это вид экономической активности, при которой производятся вложения капитала с целью получения прибыли. Особенность этой деятельности в том, что доход можно получить только в прибыльных проектах, иначе есть риск потерять и капитал, и проценты. В качестве инвестиций могут выступать и деньги, и ценные бумаги, права на имущество или интеллектуальную собственность. То есть, любое явление или предмет, имеющий материальное выражение в денежной или другой оценке, который может впоследствии увеличивать свою оценочную стоимость.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата и создание условий для инвестиций является актуальным на сегодняшний день, т.к. в условиях геополитической напряженности экономика нашей страны претерпевает значительное давление со стороны США и стран Европы. Тяжелое положение РФ на геополитической арене привело к падению ВВП вследствие ряда факторов: падения цены на нефть, ограничения экспорта, наложения санкций на организации, занимающиеся добычей нефти и поиском новых месторождений и др. Российская Федерация заинтересована в иностранных инвестициях и всецело проводит реформы по улучшению инвестиционного климата в стране.
В научных исследованиях причинами для инвестирования в РФ признаются: богатство природными ресурсами; один из крупнейших потребительских рынков находится в РФ; уникальность географического положения; привлекательность налоговой системы; государственная поддержка иностранных инвесторов; стабильность социальной и политической системы; технологическое развитие государства.
Зарубежные капиталовложения несут в себе потенциал технологического обновления основных фондов предприятий, увеличения экспорта товаров и услуг, импорта технологий, интеграции нашей страны в мировое хозяйство, что в итоге ведет к повышению конкурентоспособности государства в целом. Позитивное влияние иностранных инвестиций на микро- и макроэкономические процессы в национальной экономике сохраняется также в условиях кризиса. Существенное увеличение объемов финансирования требует благоприятного инвестиционного климата, который в нашей стране пока находится на стадии формирования, несмотря на проведение в настоящее время государственной инвестиционной политики. В настоящее время в России роль государства и его политика в отношении иностранных инвестиций, в частности, сохраняющиеся административные барьеры, не соответствуют международным стандартам и требованиям, что подтверждается оценками Всемирного экономического форума (ВЭФ), исследованиями группы Всемирного банка.
Государственную политику в сфере привлечения иностранных инвестиций мы рассмотрим с нескольких точек зрения: с юридической — правовое регулирование инвестиционной деятельности, предоставление гарантий для инвесторов и система поощрений инвестиций, и с экономической — остальные моменты привлечения иностранных инвестиций.
Одним из наиболее важных факторов, которые влияют на инвестиционную деятельность, является система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм отношений между иностранными инвесторами, правительством, и других участников экономических отношений. Правовое регулирование иностранных инвестиций призвано осуществить стабильность условий деятельности зарубежных инвесторов в целях решения задач по соблюдению международно-правовых норм права и практики на международной арене в области инвестиционного сотрудничества.
Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций (правовой аспект)
В Российской Федерации правовое положение иностранных инвестиций закреплено в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который регулирует все аспекты гарантий, поощрений и защиты иностранных инвестиций на территории России. Статья 2 Федерального закона № 160-ФЗ дает следующее понятие иностранным инвестициям: «иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» 3 . Важно отметить, что правовой режим иностранных инвестиций, предполагает, что прямые инвестиции осуществляются посредством покупки зарубежным инвестором не менее десяти процентов доли в складочном капитале юридических лиц, вложение в фонды филиала зарубежного иностранного юридического лица, который образован на территории РФ. Кроме того, правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает осуществление в правовом пространстве нашей страны зарубежным инвестором в качестве арендодателя лизинга основных средств, имеющих таможенную стоимость не менее одного миллиона рублей. Юридические основания инвестиционной деятельности говорят о том, что основная цель осуществления инвестиции прямого назначения — это получение инвестором контроля самого эффективного характера над управлением организацией коммерческого вида с зарубежными инвестициями. Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций.
Федеральный закон № 160-ФЗ дает следующие гарантии иностранным инвесторам:
- гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;
- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями и пр. Федеральный закон дает право принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, субъектам Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их ведению.
Структура, объем и динамика иностранных инвестиций в Россию за последнее десятилетие показывает проблемы, связанные с недостатками существующей системы привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, это количественная проблема, которая заключается в недостаточном объеме поступающих в страну инвестиций, накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике на начало 2008 года составлял 220,6 млрд. долл. США, в 2007 г. поступило 120,9 млн. долл. США, доля прямых иностранных инвестиций составила 23%. Во-вторых, качественная проблема, которая связана с недостатками структуры привлекаемых средств.
Основная часть вложений концентрируется в сырьевых отраслях, доля высокотехнологичных секторов очень мала; прямые зарубежные инвестиции неравномерно распределены между регионами РФ, основная доля вложений приходится на Москву и добывающие регионы. Кроме того, число стран-инвесторов остается весьма ограниченным на протяжении десятилетия, а средства, поступающие из оффшорных зон в последние годы, нельзя в полной мере называть прямыми иностранными инвестициями, поскольку в большинстве своем они являются репатриацией ранее вывезенного российского капитала.
Иностранные инвестиции
Направление инвестиций на увеличение реального капитала общества (приобретение машин, оборудования, модернизацию и строительство зданий, инженерных сооружений), способствует увеличению производственного потенциала экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), идти на шаг вперед, иметь возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т.д.
Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует, что государственная политика в данной сфере, прежде всего, должна быть направлена на нормативное урегулирование порядка привлечения и использования иностранных инвестиций, деятельности органов публичной власти, ответственных за реализацию государственной политики в сфере иностранного инвестирования, определения государственных гарантов в этой сфере. Реализация приведенных направлений государственной политики обеспечит формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве.
Определение перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, особенно на средне- и долгосрочный период до 2017-2019 годов, представляется достаточно сложной задачей. Экспертные оценки прогнозируемых объемов привлечения иностранных инвестиций разнятся в широком диапазоне от 50 млрд. долл. в год до 100-150 млрд. долл. в год. Для ускорения темпов зарубежного инвестирования и достижения перспективных целей экономического развития, в том числе повышения конкурентоспособности России, государство стремится к формированию благоприятного инвестиционного климата в целом и применению различных механизмов привлечения капиталовложений. Предпосылкой достижения данных целей выступают диверсификация форм привлечения иностранных инвестиций в экономику и более эффективное использование уже применяемых форм, таких как венчурное финансирование, лизинг, концессионные соглашения, проектное финансирование.
В привлечении инвестиций существует три основных подхода, во-первых, что инвестиции нужны, во-вторых, что страна может обходиться без внешних капиталовложений, в-третьих, что инвестиции нужны на определенных условиях. В условиях глобализации, когда финансовые рынки стали международными, непродуманность в инвестировании может повлечь негативные последствия и вызвать кризисные явления на рынках нескольких стран. Застраховаться в данном случае можно с помощью максимальной диверсификации вложений, ограничения на приток капиталов в страну могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем рынке, превышающей краткосрочные выгоды протекционистской инвестиционной политики.
Инвестиционная политика нашей страны направлена на привлечение инвесторов, однако существует два типа капиталовложений, в которых Россия не заинтересована. Прежде всего, это прямые иностранные капиталовложения, целью которых является не развитие объекта инвестирования, то есть повышения конкурентоспособности компании, а наоборот ограничение ее деятельности, в том числе возможностью работать только на внутреннем рынке. И во-вторых, это инвестиции, которые приносят не передовые технологии, а технологии прошлого, использование которых всегда предполагает догоняющий путь развития.
Правовое регулирование иностранных инвестиций прямо указывает на то, что притягивание капитала реализовывается в конфигурации денежных средств, акций, либо имущественных прав, а также прав исключительного свойства на итоги интеллектуальной деятельности лица, кроме того, услуг и информации. Следует отметить, что правовое регулирование иностранных инвестиций воплощается в жизнь специальным законом, который в понятие «инвестиции» не включает цель осуществления рассматриваемого вида деятельности.
Активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику требует расширения числа стран-инвесторов. Задачей государственной политики является стимулирование инвестиций компаний — технологических лидеров из стран ЕС, Японии. Расширение инвестиционных возможностей развивающихся стран и увеличение экспорта ими инвестиций выдвигает в число перспективных инвесторов Южную Корею, Малайзию, Сингапур. Привлечение новых инвестиционных партнеров наиболее рационально возможно в рамках соблюдения режима наибольшего благоприятствования.
Обеспечить привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в перспективе в масштабах и структуре, соответствующих растущим потребностям, интересам страны и национальным приоритетным целям, практически невозможно без улучшения государственного механизма их регулирования, включающего законодательно-правовую базу, а также административные структуры и методы их деятельности.
Несмотря на определенные улучшения в инвестиционной сфере России, а именно улучшение условий ведения бизнеса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.
Основными направлениями совершенствования государственного регулирования должны стать мероприятия по:
1) совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов;
2) улучшению институциональной структуры управления прямыми иностранными инвестициями, включая вопросы выработки государственной политики в отношении ПИИ, расширения числа инвесторов, создания организационных условий для их эффективной деятельности;
3) развитию региональной политики привлечения прямых зарубежных инвестиций, координацию регулирования на федеральном и региональном уровнях.
4) активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций, включая заключение соглашений о поощрении и защите капиталовложений и избежании двойного налогообложения, а также присоединения к многосторонним международным соглашениям и участия в региональном сотрудничестве.
Нет оснований сомневаться в том, что инвестиционная деятельность является областью предпринимательских правоотношений, соответственно, ориентирована на извлечение прибыли. Косвенным образом об этом можно говорить по норме закона, которая не признает зарубежной инвестицией формирование представительства зарубежной компанией в пространстве нашей страны или вложение зарубежного капитала в учреждения религиозного, благотворительного и иного назначения, поскольку такого рода учреждения не имеют цели извлечения прибыли. Получение дохода в качестве результата инвестирования реализуется, главным образом, посредством вложения капитала в организации коммерческого назначения, формирование отделений зарубежных компаний в пространстве нашей страны, кроме того, использование другого эффективного имущества экономически выгодного свойства в деятельности организаций и предприятий.
Филиал зарубежного юридического лица, который создан в пространстве нашей страны, обязан выполнять все направления деятельности от имени создавшей его организации головного назначения при условии, что цели формирования и деятельности основной организации имеют коммерческое назначение. Для получения правомочий на осуществление бизнес деятельности в правовом поле нашей страны, филиал зарубежной компании должен получить разрешение в уполномоченном органе при Министерстве юстиции РФ.
Законодательство содержит изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые устанавливаются федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты Отечества и его безопасности, включая здоровье граждан и интересы государства.
Таким оразом, рассмотрев основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
- В Российской Федерации инвестиционная деятельность и правовое регулирование находятся все еще на стадии развития. В настоящий период Россия совершенствует законодательную политику, экономическую, социальную и прочие ситуации в стране, не суля никому из иностранных ивесторов особых поощрений, поэтому инвестиционный климат в стране признается пока неблагоприятным.
- Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в перспективе неоходимо сопровождать совершенствованием государственного механизма их регулирования, включающего формирование соотвествующей нормативноправовой базы, а также административные структуры и методы их деятельности.
- Основными направлениями совершенствования правового регулирования привлечения иностранных инвестиций должны стать мероприятия по совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов; создания организационных условий для их эффективной деятельности; развитию региональной политики привлечения прямых зарубежных инвестиций; активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций.
БЕКИШИЕВА Солтанат Рафаэльевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета
ДАУДОВ Магомед Магомедович
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
Цели и задачи политики России в области привлечения иностранных инвестиций
Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.
Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций — предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства — создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.
Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций — проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.
Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. — С.348.
Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Горюнова Наталья Алексеевна
Рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями.
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Горюнова Наталья Алексеевна,
ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Discusses the problems of attracting foreign investments in Russian industrial enterprises
Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями»
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИЙСКИМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, стратегия привлечения иностранных инвестиций
Последние десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение инвестиционной привлекательности конкретной отрасли и отдельного предприятия для прямых иностранных инвестиций является серьезным вопросом для национальных правительств и региональных администраций и требует от них разработки и реализации новых комплексных мер экономической политики.
Иностранные инвесторы заинтересованы в российских рынках сбыта, так как зарубежные рынки часто перенасыщены, и поиск путей дальнейшего экономического роста затруднен. Но пока политическая и экономическая нестабильность, а также бюрократические сложности удерживают многих крупных инвесторов от участия в долгосрочных российских проектах. Требуются новые эффективные стратегии привлечения иностранных инвестиций на промышленные предприятия России.
Осуществление инвестиционной деятельности невозможно без реализации стратегического подхода. Необходимость разработки инвестиционной стратегии на предприятии подчеркивают все экономисты, однако грамотное составление данного документа является едва ли не самой сложной задачей для предприятия, нацеленного на привлечение иностранного инвестора. Выбор оптимальной стратегии привлечения иностранных инвестиций осуществляется путем глубокого анализа существующей ситуации, складывающейся на предприятии.
Инвестиционная деятельность — это целенаправленно осуществляемый процесс определения источников необходимых инвестиционных ресурсов, выявления эффективных инструментов инвестирования, формирования сбалансированной по выбранным параметрам инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) и обеспечения ее реализации.
Стратегия привлечения иностранных инвестиций — это наиболее важная составная часть генерального плана инвестиционной деятельности предприятия, в которой должны быть определены долгосрочные цели привлечения иностранного инвестора, сформулированы задачи и разработаны инвестиционные решения, соответствующие общему курсу развития предприятия и ожиданиям потенциальных инвесторов, а так же приведены чет-
кие пошаговые инструкции по осуществлению реорганизации или модернизации предприятия с целью уменьшения инвестиционного риска и повышения инвестиционной привлекательности объекта для иностранного инвестора.
Создание стратегии привлечения инвестиций достаточно длительный процесс, требующий детального изучения области предполагаемого инвестирования, точной характеристики этапов вложения, а так же оценки предлагаемых методов и способов повышения эффективности использования капитала на предприятии. Для потенциального инвестора первостепенным является вопрос обеспечения достаточной нормы прибыльности и рентабельности проекта, в который предлагается инвестирование капитала, а другим, но не менее важным, описание путей и способов достижения планируемого уровня эффективности.
Стратегическое планирование на промышленном предприятии — это основа успешной деятельности. Стратегия привлечения инвестиций должна представлять собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по повышению инвестиционной привлекательности отрасли и улучшению экономического состояния конкретного предприятия.
Приоритетными направлениями инвестирования на предприятии могут быть:
— развитие интегральных связей по территориальному и/или отраслевому признаку;
— расширение маркетинговой сети предприятия;
— повышение кадрового, финансового и организационного потенциала;
— реализация энергосберегающих технологий.
А приоритетным направлением привлечения иностранных инвестиций является ввод новых мощностей, модернизация и реконструкция промышленного предприятия, его инновационное развитие.
В качестве иностранных партнеров-инвесторов могут выступать:
компании, выпускающие аналогичную продукцию и заинтересованные в организации собственного производства в России без осуществления широкомасштабных инвестиций в строительную и инфраструктурную часть;
зарубежные покупатели, заинтересованные в стабильных поставках из России;
крупные фирмы-поставщики технологического оборудования, способные привлечь к финансированию проекта свои партнерские банки.
Вполне возможны и другие формы инвестиций, и предприятию необходимо осмыслить процесс инвестирования, заняться поиском альтернативных путей решения проблемы, а не останавливаться на единственном варианте.
Экономическая постановка задачи разработки инвестиционной стратегии промышленного предприятия понимается как выбор наиболее эффективного распределения стратегических ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия. Применительно к такой постановке должны рассматриваться основные особенности инвестиционной стратегии — учитываться основные параметры внешней среды и потенциальные внутренние сильные и слабые стороны промышленного предприятия.
Разработка и реализация стратегии привлечения иностранных инвестиций предполагает:
— создание условий, способствующих привлечению иностранных инвестиций на конкретное предприятие, то есть повышение его инвестиционной привлекательности;
— экспертную оценку инвестиционных проектов;
— определение источников и механизмов привлечения инвестиций;
— реализацию механизма привлечения инвестиций, привлечение стратегических и финансовых инвесторов.
Успех руководства компании в привлечении иностранного капитала зависит от полной и объективной оценки современного состояния и перспектив развития компании. На основе полученной информации формулируются выводы о возможностях реализации рыночной стратегии компании, в том числе и на зарубежных рынках, об организационных и финансовых затруднениях предприятия, которые необходимо устранить для достижения поставленной цели.
Стратегический инвестиционный анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления инвестиционной деятельности предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений развития в перспективе.
К числу наиболее известных и широко применяемых инструментов, используемых для разработки стратегии организации, относятся SWOT-анализ и GAP-анализ.
Инвестиционный SWOT-анализ — последовательное изучение внутреннего финансового состояния организации, описание положительных и отрицательных сторон ее функционирования, а также выявление предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. Инвестиционный GAP-анализ позволяет оценить сложившиеся тенденции и потенциально возможные пути инвестиционного развития компании.
Таким образом, стратегическая инвестиционная деятельность тесно связана с такими функциональными сферами управления организацией, как маркетинг, инновации, производство, финансы, кадры, что означает максимально широкую профессиональную компетентность ответственных
за формулирование и реализацию инвестиционной стратегии промышленного предприятия должностных лиц.
В настоящее время на эффективность осуществления отечественными предприятиями деятельности по привлечению иностранных инвестиций оказывают влияние введенные промышленно развитыми государствами экономические санкции в отношении России, в результате действия которых отток капитала из нашей страны по итогам 2014 года, по оценкам экспертов, может превысить 100 млрд долларов США. [1]
По данным Банка России, чистый вывоз капитала из РФ за 9 месяцев 2014 года достиг 85,2 млрд долл. — это в 1,9 раз выше, чем за аналогичный период 2013 года (44,1 млрд долл.). В том числе в 1 квартале 2014 г. отток капитала составил 48,6 млрд долл., во 2 квартале — 23,7 млрд долл., в 3 квартале — около 13 млрд долл. [2]
По долгосрочному прогнозу Минэкономразвития отток капитала может прекратиться к 2017 году и к 2020 году ввоз капитала в Россию может превысить его отток, что увеличит ресурсную базу долгосрочных инвестиций.
Отток капитала является негативным фактором, свидетельствующим о нестабильности и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы.
В результате бегства капитала и «сомнительных» операций бюджетная система России только в 2013 г., по оценкам экспертов, недополучила порядка 500 млрд рублей. Общие потери российского бюджета из-за реализации офшорных схем в сфере внешней торговли, движении капитала и ведения бизнеса оценивались экспертами примерно в 1 трлн рублей. [1]
Отток капитала из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог бы быть инвестирован в модернизацию и инновационное развитие экономики.
Проблема привлечения инвестиций в экономику России является одной из самых важных и сложных проблем, требующих комплексного решения.
Для изменения соотношения факторов, влияющих на отток капитала и привлечение иностранных инвестиций в Россию, необходимо серьезно улучшить условия ведения бизнеса в стране.
Рациональная стратегия капиталовложений может облегчить развитие экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить и модернизировать наукоёмкие производства, а также способствовать интеграции России в международное экономическое сообщество. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны.
Наблюдаемая нехватка инвестиций в российскую промышленность обусловливает необходимость создания привлекательного для инвесторов
инвестиционного климата, способствующего привлечению дополнительных капиталов в отрасли экономики. Одним из путей решения данной проблемы является ведение адекватной инвестиционной политики, в том числе разработка российскими промышленными предприятиями грамотной стратегии привлечения иностранных инвестиций.
Вместе с иностранным капиталом на российские предприятия приходят прогрессивные технологии, современная техника и эффективные методы управления, получает развитие рынок отечественных инвестиций. Опыт многих стран показывает, что часто рост национальной экономики происходит при активном привлечении иностранного капитала. В то же время объем привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций явно недостаточен, как по отношению к её потребностям, так и по имеющемуся потенциалу.
Однако украинский кризис, изменение геополитической обстановки в мире, действующие экономические санкции против России вероятнее всего будут оказывать негативное влияние на условия ведения бизнеса в нашей стране, перспективы привлечения и динамику объема иностранных инвестиций.
1. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [Электронный ресурс]. — 2006- . -Режим доступа http://www.veb.ru, свободный. Загл.с экрана.- Яз.рус.
2. Мировые финансы. Актуальное в мире экономики, финансов, бизнеса, инвестиций, на рынке банковских услуг [Электронный ресурс]. -2012. Режим доступа http://global-finances.ru, свободный. Загл.с экрана.-Яз.рус.
Горюнова Наталья Алексеевна, канд. техн. наук, доц., gorna@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Discusses the problems of attracting foreign investments in Russian industrial enterprises
Key words: investment activity, foreign investments, the strategy of attracting foreign investment
Источники: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=7007:2018-05-17-10-53-54&catid=212:2013-03-04-06-02-00&Itemid=54, http://studwood.ru/1338145/ekonomika/privlechenie_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-inostrannyh-investitsiy-rossiyskimi-promyshlennymi-predpriyatiyami
Источник: