Проблема привлечения инвестиции в регион
Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса.
Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.
В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.
Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты.
В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне.
Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.
Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления.
К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных пред приятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.
Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов.
Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.
В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.
Пути и меры по привлечению инвестиций
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- · достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- · ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
- · радикализация борьбы с преступностью;
- · торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- · пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- · мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- · внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- · запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- · предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- · формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
- · В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
- · срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
- · принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- · создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
- · создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- · разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Региональная структура иностранных инвестиций в экономике РФ
В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой.
В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведение исследований, имеющих отраслевой и региональный аспекты.
Характерной чертой для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных районов, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.
То есть можно говорить о территориальном дисбалансе в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных инвестиций поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).
Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получают иностранных инвестиций.
Решение о капиталовложениях в тот или иной регион иностранный инвестор принимает на основе рейтингов инвестиционной привлекательности регионов страны.
«Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражаются в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков.
Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
Инвестиционный потенциал включает:
- 1. природно-ресурсный — средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
- 2. производственный — совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
- 3. потребительский — совокупная покупательная способность населения;
- 4. инфраструктурный — экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность;
- 5. трудовой — трудовые ресурсы и их образовательный уровень;
- 6. институциональный — ступень развитии ведущих институтов рыночной экономики;
- 7. финансовые — объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;
- 8. инновационный — уровень внедрения достижений научно-технического прогресса;
- 9. туристический — объем притока туристов.
Наиболее известным российским рейтинговым агентством является «Эксперт-Регион», которое оценивает рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования.
Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как видно из таблицы, являются крупные городские агломерации — Москва, Санкт-Петербург.
Согласно данным рейтинга Волгоградская область занимает 22 место (2007 г. — 20 место), по инвестиционному потенциалу среди регионов Российской Федерации. Это не удивительно, так как Волгоградская область сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа Российской Федерации, привлекательным для иностранных инвесторов. Даже не смотря на отрицательную динамику иностранных инвестиции, предприятия и организации Волгограда развивали деловые контакты с иностранными партнерами в сфере услуг во внешнеэкономической деятельности.
Для сравнения Астраханская область занимает 58 место в рейтинге, Республика Калмыкия 83. Краснодарский край занимает 6 место.
Высокая доля инвестирования приходится на обрабатывающие производства, особенно в производстве пищевых продуктов и нефтепродуктов — 26 процентов от общего объема инвестиций.
Увеличивается инвестирование сельского хозяйства. По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны.
Администрацией Волгоградской области особое значение придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала.
Активизации инвестиционной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры.
Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма.
«На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Особенно следует отметить наличие больших запасов углеводородов — свыше 500 млн. тонн нефти, 1,2 трлн. куб. метров газа и свыше 450 млн. тонн газового конденсата. Уникальны огромные (более 250 млрд. тонн) разведанные залежи бишофита (хлормагниевой соли). Волгоградская область располагает крупнейшим в мире месторождением этого ценного природного минерала, который в своем составе содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон.»[27]
За период 1993-2008 гг. в экономику области было вложено 860,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых инвестиций — 333,3 млн. долларов США. Вложение средств в основном производилось в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. За первое полугодие 2008 года в регион поступило 50 млн. долл. США иностранных инвестиций. Практически вся эта сумма направлена на развитие предприятий цветной и черной металлургии и пищеперерабатывающей промышленности. Кроме того, иностранным инвесторам предлагается возможность инвестировать другие значимые для государства проекты, такие как реконструкция Волгоградского международного аэропорта, Волго-Донского судоходного канала, строительство мостового перехода через реку Волга, Центра по трансплантации почки и диализа и ряд других.
К вышесказанному хотелось бы добавить, что к основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата можно отнести инновационную деятельность, в первую очередь — организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.
Инвестиционная деятельность в Волгоградской области
Волгоградская область образована 10 января 1934 г. с областным центром — г.Волгоград.
В области действует прогрессивное местное инвестиционное законодательство, предполагающее целый набор преференций для потенциальных инвесторов. Волгоградская область выбрала либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который закреплен в соответствующих нормах регионального законодательства. Законом Волгоградской области от 14.02.2002 г. № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» определены возможности государственной поддержки:
- · на погашение части процентной ставки по банковскому кредиту;
- · содействия развитию инфраструктуры;
- · для установления инвесторам и пользователям объектов инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 28.04.2007 г. № 1455-ОД « О государственных гарантиях Волгоградской области» субъектам инвестиционной деятельности могут предоставляться государственные гарантии Волгоградской области. Администрацией Волгоградской области, потенциальным инвесторам предлагается механизм «одного окна», в рамках которого оказывается организационная помощь и поддержка на любом этапе проекта — от разработки концепции, выбора и согласования земельного участка до ввода объектов в эксплуатацию.
Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.
Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.
Сегодня, на территории Волгоградской области действует более 80 кредитных организаций. Наиболее крупными кредитными организациями, осуществляющими кредитование и проектное финансирование инвестиционных проектов: «Сбербанк РФ», «ВТБ», «МДМ-Банк», «Газпромбанк», «Уралсиб», и Банк «Возрождение». Кроме этого, в настоящее время на территории г. Волгограда функционируют представительства практически всех крупнейших страховых организаций «России»: «Росгосстрах-ЮГ», «Военно-страховая компания», «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», «Ренессанс-Страхование», «Югория», «Росно», «Россия» и др., способных оказывать услуги по страхованию рисков.
В сотрудничестве с кредитными организациями в области осуществляют деятельность порядка трех десятков лизинговых компаний, наиболее крупными из которых являются: «Волгоградская областная лизинговая компания», «Каркаде-Лизинг», «Европлан», «Ликон», «РМБ-Лизинг» и др. При этом, в рамках местного законодательства лизинговые компании региона имеют преференции в виде предоставления бюджетных кредитов, гарантий, льгот по налогам и сборам.
На протяжении последних нескольких лет экономика Волгоградской области демонстрировала устойчивые темпы пророста инвестиций. Ежегодные темпы прироста инвестиций в основной капитал за последние годы составляет 35-55 %. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, объем инвестиций в 2008 году вырос и составил 82,6 млрд. рублей. По данному показателю Волгоградская область занимает третье место в Южном федеральном округе, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области.
Основные объемы инвестиций направляются на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. Рост инвестиционной привлекательности Волгоградской области, позитивные тенденции экономической и финансовой стабильности подтверждаются российскими и международными рейтинговыми агентствами.
Основные ориентиры экономического развития области на ближайшие годы изложены в Программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года (далее-Программа), утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2003 года № 885-ОД и включенной в Реестр программ субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России. Приоритетные направления Программы включают комплекс мер по стабилизации и дальнейшему развитию предприятий различных отраслей экономики, таких как добывающая промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, черная металлургия, промышленность строительных материалов. Особое внимание уделяется поддержке предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Реализуются наиболее эффективные научно-инновационные, инвестиционные проекты, реализация которых обеспечит социально-экономическое развитие, экологическую безопасность региона.
В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Увеличение производства товаров и услуг, реформирование агропромышленного комплекса, строительство жилья, увеличение реальных доходов населения, меры по активизации инвестиционной деятельности являются важнейшими характеристиками социально-экономической ситуации.
К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Волгоградской области, относятся: развитая транспортная инфраструктура; значительный промышленный потенциал; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность.
Инвестиционная деятельность нерезидентов охватывает более 150 предприятий области. Приоритеты деятельности иностранных инвесторов включают: разведку и добычу нефти — российско-германское предприятие «Волгодеминойл»; строительство и отделку зданий — российско-итальянское предприятие «Колумбус»; производство и продажу прохладительных напитков — британское предприятие «Кока-Кола»; производство кислорода — российско-британское предприятие «Волгоградский кислородный завод» и ряд других.
В Михайловском районе работает целая группа российско-греческих предприятий. В их состав входят 4 предприятия по выращиванию свиней -«Крити», «Родос», «Патра», «Вергина», а также комбикормовый завод и строительная фирма «Гросс». Основным управляющим этой фирмой является совместное предприятие «Афины-Волга».
В городе Волжском АО «Оргсинтез» имеет долголетний опыт сотрудничества с французской компанией «Рон Пуленк», инвестиции которой позволили произвести реконструкцию производства сероуглерода и метионина.[28]
За последние годы доля иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгоградской области, в общем объеме иностранных инвестиций по России неуклонно росла. Наиболее активно и постоянно осуществляли реализацию проектов на территории области инвесторы из Канады, Италии, Германии и Великобритании.
Исходя из данных, представленных в приложении 8 видно: наиболее крупными иностранными инвесторами в области являются представители Германии, Кипр и США. Среднее положение по объему вкладываемых инвестиций занимают представители Великобритания, Канады и Италия. Незначительными по объемам являются инвестиции Греция, Словении и Франция.
Попытаемся проанализировать поступление иностранных инвестиций за последние 2 года (2011-2012 гг.)
«На конец 2012 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда составил 343,3 млн. долл. США, в том числе, прямых — 62,3 млн. долл. США, и прочих — 37,7 млн. долл. США.»[27]
Среди восьми районов Волгограда в 2012 году иностранные инвестиции были направлены только в четыре. Практически весь объем инвестиций был направлен в обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес занимали инвестиции в экономику предприятий Краснооктябрьского района — 51 процент.
Первое место по объему вложенных инвестиций в экономику Волгограда за 2012 г. заняла Австрия (50 процентов от всего объема поступивших иностранных инвестиций в форме кредитов), второе место заняла Великобритания (24 процента в форме кредитов), третье место — Германия (16 процентов в форме прямых инвестиций), четвертое место — Кипр (4,9 процента в форме прочих инвестиций) и пятое место — Нидерланды (4,6 процента в форме прямых инвестиций).
На конец декабря 2012 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, составил 144,5 млн. долл. США (90,0 процентов от общего объема накопленных иностранных инвестиций Волгоградской области).[27]
Переговоры и взаимные договоренности были направлены на развитие в Волгограде въездного туризма, соответствующей инфраструктуры, в том числе строительство и реконструкцию гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров, открытие прямых авиамаршрутов из Волгограда в страны Центральной Европы и Азии. Велись переговоры с такими компаниями и фирмами, как Nissan, Mazda, Hivec (Япония), Martec Recycling Corp., Aluma System, Tridel, Toronto Transit Comission, Koss Canada inc (Канада), Siemens, Sanm, AG Fonex Machinery, Hausmaxx HSW (Германия), IVECO, Gaia, BPV (Италия), Хиреш ЕП, Линдоб (Венгрия) и другими.
«В качестве примеров результата международного и межрегионального сотрудничества можно привести следующие мероприятия:
- · · разработка программ сотрудничества (с итальянским концерном “Гайя” в области утилизации опасных медицинских отходов, с германской компанией “Келер-технологосистемы Гмб Х G Co. КГ” в области охраны окружающей среды, с Арканзасским Университетом Медицинских Наук (США) в области семейной медицины и борьбы с туберкулезом, с канадской компанией “Косс Канада ИНК” в области строительства быстровозводимого и дешевого жилья коттеджного типа);
- · ·договоренность о создании в Волгограде совместного предприятия “Мотовело-Юг” с предприятием “Мотовело” (Беларусь), предназначенного для продажи и сервисного обслуживания белорусской мото-велотехники в девяти регионах России;
- · · проработка вопросов реализации программ (“Ретрофитинг” с компанией “Сименс” по модернизации имеющегося на предприятиях Волгограда станочного парка, производства и капитального ремонта трамваев совместно с чешскими предприятиями);
- · · переговоры с “Федеральным союзом предприятий среднего бизнеса Германии” (г. Гамбург) о производстве в Волгограде транспортных двигателей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3-х тонн. Общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, на конец июня 2012 года составил 343,3 млн. долл. США (что на 38,2 процента меньше аналогичного показателя 2011 года) »[24]
Наибольший удельный вес иностранных инвестиций за 2012 г. на примере Дзержинского района поступило в обрабатывающее производство. Основную масса иностранных инвестиций направляется в пищевую промышленность и черную металлургию.
Среди полученных иностранных инвестиций только инвестиции в обрабатывающие производства были в форме прямых, остальные в форме прочих.
Делая вывод, хотелось бы отметить, что Волгоградская область является одним из лидеров Южного федерального округа по темпам экономического развития. По многим показателям индустрия области занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе. Традиционно регион считается сельскохозяйственным, однако в последние годы основную часть поступлений в бюджет региона дает промышленность. Эти же тенденции прослеживаются и в привлечении иностранных инвестиций в регион.
Привлечение инвестиций в страну и регионы
Принятие инвестором решения по вложению инвестиций относится к наиболее сложному при процедуре выбора. Оно основано на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих в регионе. Каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционной привлекательности имеет возможность выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования.
Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом.
Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный, регион или территорию. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, которые обуславливаются внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций, которая зависит как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Оценка инвестиционного потенциала страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения, уровень инфляции и др.
Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей) [1]: ресурсно-сырьевого; трудового; производственного; инновационного; институционального; инфраструктурного; финансового; потребительского.
Впоследствии (в «Рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ 2005-2006 годов») ресурсно-сырьевой фактор был преобразован в природно-ресурсный и в качестве самостоятельного фактора был выделен туристический.[2]
Вероятность потери инвестиций и дохода от них характеризует инвестиционный риск. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска [1]: экономический; финансовый; политический; социальный; экологический; криминальный; законодательный.
В рейтинге 2005-2006 годов был добавлен управленческий риск, а в 2006-2007 годах был исключен политический риск. Количество представленных в рейтинге регионов изменилось с 89 в 1997/1998гг. до 85 в 2006/2007гг. [2;3]
Для составления объективной картины инвестиционного привлекательности Ростовской области и определения её динамики необходимо учесть результаты кредитного рейтинга региона и изменения места Ростовской области в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА – АК&М» Ростовской области присвоен кредитный рейтинг – «A+» с позитивными перспективами, который означает, что она относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.[4]
Что касается рейтинга инвестиционной привлекательности, то на основании данных рейтингового агентства «Эксперт РА» автором составлены таблицы, отражающие сводные результаты рейтингов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Ростовской области за 10 лет, которые представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1- Инвестиционный риск Ростовской области в 1998-2008гг.
Источники: http://vuzlit.ru/1093312/problema_privlecheniya_investitsii_region, http://studwood.ru/1403434/finansy/puti_mery_privlecheniyu_investitsiy, http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2348.htm
Источник: