Объем финских инвестиций в россию
По данным Центрального банка Финляндии общий размер инвестиций в финскую экономику со стороны России составил 583 миллиона евро. Это меньше одного процента от всей суммы иностранных вложений в Финляндию.
В минувшем году в финских СМИ было размещено довольно много сообщений о российских приобретениях в Финляндии. Так, государственная компания Росатом стала совладельцем фирмы Fennovoima и одновременно инвестором строительства атомной электростанции на территории Финляндии. Геннадий Тимченко и семейство Ротенберг приобрели главный ледовый дворец финской столицы — Hartwall-areena. Российская поисковая компания Яндекс финансирует строительство своего дата-центра в Мянтсяля.
А совсем недавно Объединенная Судостроительная Корпорация (ОСК) стала владельцем судоверфи в Хельсинки. Примером крупного вложения капитала со стороны России может служить также покупка концерном Норильск Никель никелевого завода в Харьялла в 2006 году.
У определенной части российских граждан подобные факты вызывают чувство удовлетворения и даже гордости за свою страну. Вместе с тем, для некоторых жителей Финляндии это служит поводом для озабоченности и беспокойства.
Однако ни те, ни другие не имеют реальных оснований для радости или огорчения.
Во-первых, инвестирование это, как правило, взаимовыгодный процесс. Он приносит пользу обеим сторонам, но, пожалуй, больше выигрывает та страна, в которую вкладываются средства. Привлечение иностранного капитала является целью, практически, каждого правительства. Новые инвестиции увеличивают финансовые потоки, участвующие в развитии экономики государства и способствуют росту занятости населения.
Во-вторых, несмотря на обилие сообщений о российских вложениях и на броскость соответствующих газетных заголовков, объем инвестиций в Финляндию со стороны РФ довольно скромен. Особенно на фоне вложений со стороны Швеции и Германии.
По данным Центрального банка Финляндии, общий размер инвестиций в финскую экономику со стороны России достиг 583 миллиона евро. Это меньше одного процента от всей суммы иностранных вложений в Финляндию. Для сравнения, инвестиции со стороны Германии составили, в общей сложности, 4,2 миллиарда евро, не говоря уже о Швеции, которая вложила в Финляндию свыше 34 млрд евро.
Одним из объяснений столь незначительной доли РФ в общем объеме иностранных вложений является то, что Россию интересует, прежде всего, энергоносители, которых в Финляндии практически нет. Лишь в последнее время стало заметно повышение заинтересованности к соседней стране со стороны российских инвесторов. Интерес вызывают, прежде всего, финский уровень технологии и высокий профессионализм участников производства, а также возможности выхода на европейский рынок.
Примечательно, что небольшие российские фирмы быстрее замечают выгоды, которые могут дать вложения, сделанные на территории Финляндии. Так, изготовитель электрооборудования Элтехника еще три года назад открыл в Лаппеенранте металлообрабатывающий цех, производящий компоненты для завода в Санкт-Петербурге. А предприятие по производству лекарств от гриппа, относящееся к петербургскому производственному объединению Цитомед, открывает филиал в окрестностях того же города Лаппеенранта. Подобных примеров можно привести немало.
Что касается финских инвестиций в Россию, то они в несколько раз превышают объем российских вложений в Финляндию. Общий размер инвестиций финских фирм на территории РФ составляет около 3 миллиардов евро. Это примерно столько же, сколько Финляндия вкладывает в Китай.
Финских предпринимателей привлекает в России, прежде всего, возможность снижения производственных затрат.
Примерно седьмая часть всех финских фирм, так или иначе, инвестировали в Россию. Согласно опросам, 14 процентов предпринимателей планируют начать инвестировать или увеличить объем вложенных средств на территории РФ.
Более половины из всех финских инвесторов на российском рынке составляют строительные предприятия.
Инвестиции в Россию могли быть больше, но многих бизнесменов отпугивают таможенные препятствия и российская бюрократия. По свидетельству предпринимателей, имеющих опыт инвестирования на территории России, очень много сил у них отнимают частые изменения действующих правил и норм. Решение бюрократических вопросов в РФ занимают в два раза больше времени, чем в западных странах.
Представители фирм, занимающихся экспортом в Россию, жалуются также на проблемы, связанные с транспортом и логистикой, а бизнесмены, имеющие предприятия на российской территории, испытывают трудности, возникающие из-за культурных различий и неопределенности в вопросах налогообложения. Поэтому не случайно, что в минувшем году объем финских инвестиций в Россию снизился на 14 миллионов евро.
Тем не менее, больше половины опрошенных финских инвесторов намереваются наращивать свою деятельность в России. Наиболее решительно настроены представители предприятий строительства и розничной торговли.
Активизировались также фирмы по развитию экологических технологий. И это не случайно. Рынок экономических технологий в РФ стал в последнее время быстро развиваться. Причина заключается в том, что в России не так давно приняты западные экологические нормы Euro-4.
Наиболее пессимистичны в своих ожиданиях представители финских предприятий сервиса, имеющих бизнес в России. Но и в этой сфере есть позитивные исключения. Так, адвокатская фирма Borenius открывает новый филиал в Санкт-Петербурге. А финский производитель дизелей Wдrtsilд основал в Мурманске центр технического обслуживания арктических судов.
В целом, можно сказать, что возможности взаимовыгодных инвестиций между Россией и Финляндией как в ту, так и в другую стороны остаются, по большей части, неиспользованными. Перед потенциальными инвесторами здесь могут открыться многообещающие перспективы.
Инвестиционная политика Финляндии
Инвестиционная политика Финляндии определяется ее местом в международном разделении труда, членством в ГАТТ и Европейском Союзе и возрастающей инвестиционной активностью финских крупных компаний на внешних рынках, в том числе ряда стран СНГ, особенно России и Балтии. В связи со вступлением в ЕС, с начала 2000 года в Финляндии будут отменены последние ограничения, касающиеся иностранного владения, за исключением компаний, работающих в оборонной промышленности.
В настоящее время иностранным предпринимателям в Финляндии при осуществлении инвестиций предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях. Согласно Закону об осуществлении контроля над закупками предприятий иностранцами от 1992 г., иностранные юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний вплоть до 100% с определенными ограничениями, существование которых определяется государственной монополией на некоторые виды деятельности.
Также финское законодательство разрешает вывоз капитала из страны для инвестиционной деятельности за рубежом. Особое значение в Финляндии придается содействию в инвестиционной деятельности мелким и средним предприятиям, которым предоставляются определенные условия налоговых льгот, займов и субсидий.
Меры государственной поддержки предоставляются и иностранным инвесторам, которые намерены осуществлять деятельность в районах Финляндии, требующих перспективного развития (особенно восточный и северный регионы) в зависимости от выбора конкретного района и сферы предпринимательской деятельности. При этом, размер государственной субсидии может варьироваться в пределах от 20 до 45% стоимости проекта. Предпочтительными отраслями являются: производство, туризм и сфера услуг. Таким образом, государство стремится к привлечению иностранного капитала для стимулирования роста экономики страны, а стабильность законодательного регулирования и условия инвестирования иностранного капитала обеспечивают привлекательность финского инвестиционного рынка.
Общий объем инвестиций, вовлеченных в экономику Финляндии в 1997 году, увеличился на 11,5% по сравнению с предыдущим годом. Оживление инвестиционной активности имело место в лесной отрасли, строительстве, в том числе в объекты транспортных инфраструктур, в сфере торговли, услуг, туризма и гостиничного комплекса. Некоторое снижение в привлечении инвестиций по сравнению с предыдущим годом было в энергетической, целлюлозно-бумажной, деревоперерабатывающей, пищевой, металлургической, некоторых видах металлообрабатывающих отраслей промышленности и сельском хозяйстве. Особых изменений не наблюдалось в текстильной, швейно-трикотажной, кожевенно-обувной, пушно-меховой, фармацевтической, медицинской отраслях производства.
Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Финляндии, включая 1997 год, составила 48,9 млрд. фмк и увеличилась за 1997 год приблизительно на 8 млрд. фмк или 19% по сравнению с предыдущим годом.
В стране действует около 1 тыс. фирм, в которых доля иностранного владения превышает 20%, их совокупный оборот составляет около 60 млрд. фмк и численность персонала – 45 тыс. чел.
Крупнейшие финские компании имеют значительную, в некоторых случаях, основную долю иностранного владения. Так, у компании «Нокиа», «Хухтомяки», «Сканска», «НСС Поулиматка» в иностранном владении находится более 70% акций, у фирм «Тампелла» – более 60%, «Валмет», «Тамро», «Култор», «Бенефон» – более 50%, «Райсио» – более 45% акций.
В 90-е годы иностранные инвестиции в Финляндии направляются в основном в промышленность (около 60%), хотя по количеству иностранные фирмы больше действуют в сфере торговли и прочих услуг. Самым крупным инвестором в Финляндию в 1997 году являлась Швеция (23%), затем Нидерланды (9%). Бельгия (7,3%) и США (3,3%).
Общий накопленный объем прямых инвестиций Финляндии за рубежом на конец 1997 года составил более 104 млрд. фмк и увеличился приблизительно на 23 млрд. фмк или 28% по сравнению с 1996 годом. Финские инвесторы вложили в 1997 году за границу почти в три раза больше, чем иностранные инвесторы в Финляндию.
Наиболее активно за рубеж инвестирует финская промышленность (до 80% годового объема капвложений), банки и страховые компании. Особое место в географии инвестиций в 90-е годы занимают страны ЕС (в 1997 году 61%), США (13%), Юго-Восточной Азии (4,3%), а также Балтии и Россия. У многих крупных финских концернов, как например «Оутокумпу», «Кемира», «Альстрем», «Коне» и «Хухтамяки» торговый оборот зарубежных подразделений уже превышает стоимость прямого экспорта продукции из Финляндии. Вместе с тем, у таких фирм как «Нокиа», «Несте», «Энсо», «УПМ-Кюммене», «Метса Серла» стоимость традиционного экспорта все еще превышает оборот их зарубежных подразделений.
Расширяя международную деятельность, финские фирмы стремятся улучшить конкурентоспособность своей продукции путем размещения своих производств вблизи сырьевых источников и дешевой рабочей силы, а также основных рынков сбыта.
Основными институтами и фондами, действующими в Финляндии, которые осуществляют поддержку инвестиционной деятельности отечественных компаний как внутри страны, так и за рубежом, являются организации «Кера», «Финнфанд», «Норум» («Северо-западный фонд венчурного капитала» ), «Ситра», «Текес», и ряд других. Эти фонды, в отличии от ЕБРР, ЕИБ и СИБ, ориентированы на финансирование проектов для средних и малых предприятий. Практически всегда предполагается участие в проекте финского или другого европейского партнера. Фонды тесно координируют свою деятельность с министерствами торговли и промышленности, иностранных дел, окружающей среды, транспорта и связи, другими правительственными ведомствами.
Основная цель – содействие в привлечении иностранных инвестиций и поддержка венчурных финских проектов за рубежом. Фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам по управленческим и юридическим вопросам, а также по созданию новых компаний.
Инвестиционный фонд «Кера» – кредитная организация, специализирующаяся на развитии регионов и рисковом финансировании мелких и средних предприятий. 99,95% акций принадлежит Правительству. «Кера» имеет сеть своих региональных представительств в Финляндии и за рубежом, в т. ч. в Санкт-Петербурге. С объемом разрешенного кредитования до 6,7 млрд. фмк в год, участвует в венчурном финансировании компаний с участием финского капитала.
Фонд финансирования совместных инвестиций и промышленного сотрудничества «Финнфанд» содействует инвестиционной деятельности финских компаний в различных странах. Фонд инвестирует в акционерный капитал перспективных совместных фирм и предоставляет средне и долгосрочные валютные кредиты на конкурсных условиях (до 50% от участия финского партнера по проекту). На конец 1997 г. фонд имел только 2 реализуемых и 7 перспективных инвестиционных проектов в России. В целом объем финансирования восточноевропейских государств составляет в настоящее время 180 млн. фмк в год, в т. ч. России – 10 млн. фмк.
«Северо-западный фонд венчурного капитала» создан ЕБРР при участии средств Северных стран в 1995 году для инвестирования около 30 млн. долл. в акционерный капитал перспективных российских предприятий, главным образом, Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия. Финская управляющая компания — «Норум» осуществляла реализацию 3 проектов, финансирование по которым обеспечивалось в 1997 году.
Независимый фонд «Ситра», основанный в 1950 году, является инвестором в финские предприятия, производящие высокие технологии, как правило, на начальной стадии их деятельности. В 1991 году «Ситра» вышла из подчинения Банка Финляндии и стала независимым фондом, ответственным непосредственно перед парламентом. Обычно его инвестиции составляют 0,5-10 млн. фмк. Имеет свою собственную сеть внутренних и иностранных партнеров и может содействовать поиску дополнительных источников финансирования.
Фонд «Ситранс» учрежден в 1991 г., как российско-финское предприятие, осуществляющее трансфер российских передовых технологий, субподрядные и консультационные работы в российском оборонном комплексе, консультации фирм и организаций в сфере развития предпринимательства, производственной кооперации и т. д.
«Финский экспортный кредит» – специальная финансовая компания, предоставляющая средне- и долгосрочные кредиты. Компания финансирует международные операции и внутренние поставки финских фирм, принадлежит правительству Финляндии. «Финский экспортный кредит» финансирует проекты как под государственные, так и под коммерческие гарантии. В 1997 году вошел в холдинг с банком «Постипанкки».
Кредиты предоставляются в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) на строительство морских судов и в виде субсидий для развивающих государств в рамках международных соглашений. Рыночные кредиты используются финскими фирмами для финансирования экспорта и других международных операций, а также для внутренних поставок средств производства. «Финский экспортный кредит» привлекает средства для финансирования, в т. ч. из-за рубежа.
СИБ-Северный инвестиционный банк, – с центральным офисом в г. Хельсинки, осуществляет инвестиции в проекты на территории Северных и третьих стран. СИБ получает финансовые ресурсы на международном рынке капиталов и предоставляет долгосрочные кредиты под соответствующее реальное обеспечение. Тесно сотрудничает с экологическим фондом «Нефко».
В настоящее время СИБ рассматривает возможность предоставления кредитов под инвестиционные проекты в России в соответствии с подписанным с правительством РФ соглашением. Однако ратификация этого соглашения ожидалась в1998 году и конкретных шагов по финансированию не предпринято. Ранее, до 1990 года, СИБ предоставлял кредиты Внешэкономбанку.
Центр развития технологии Финляндии ТЕКЕС – предназначен для разработки конкурентоспособных товаров и внедрения высоких технологий. ТЕКЕС осуществляет финансирование фирм, исследовательских институтов и университетов для проведения научных исследований и освоения производства с использованием ноу-хау.
Муниципальный финансовый фонд – его акции полностью принадлежат пенсионным фондам местного самоуправления. Средствами фонда могут воспользоваться региональные власти, объединенные муниципальные советы и сотрудничающие с ними компании. Муниципальный финансовый фонд занимается долгосрочными кредитами как в финских марках, так и в других валютах, муниципальными ценными бумагами и лизингом.
Муниципальная организация для финансирования жилищного строительства производит долгосрочное финансирование новых муниципальных проектов и ремонта зданий.
Центр госгарантий Финляндии. Основной функцией центра является содействие расширению экспорта и поддержка мелких и средних финских предприятий, путем предоставления государственных экспортных гарантий на коммерческих условиях.
В 1997 для некоторых российских банков были увеличены сроки кредитования с 2 до 5 лет. Центром введены специальные условия для компенсации среднесрочных рисков при поставках в Россию. Для долгосрочных кредитных соглашений возможно предоставление гарантий при условии организации встречных поставок из России, в виде инструмента гарантии возврата кредита. В ноябре 1997 года при участии Минфина РФ и Центра госгарантий Финляндии подписаны Межправительственные меморандумы о взаимопонимании по предоставлению гарантий на сумму около 2 млрд. фмк.
Центр гарантий имеет соглашение с ОПИК США (Overseas Private Investment Coгрoration) с целью поддержки финско-американских проектов в России и странах Балтии. Кроме того, Центр осуществляет сотрудничество с кредитными агентствами Германии, Англии, Франции и Швеции.
Наряду с указанными выше фондами, существенными инвестиционными возможностями обладают крупные финские фирмы. Однако их активность пока не отвечает как их потенциальным возможностям, так и объемам участия в двухстороннем сотрудничестве с учетом имеющейся у них ранее многолетней совместной деятельности на российском рынке.
Финляндия активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами в осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, по программам Евросоюза ТАСИС, «Интеррег», «Фаре», по линии которой на регионы, граничащие с Финляндией, ежегодно выделяется около 400 млн. фмк (по оценке финских источников, финские фирмы участвуют приблизительно в 30% проектов ТАСИС) и в реализации проектов под кредиты ЕБРР, МБ, СИБ и других.
Общая сумма бюджета Финляндии на сотрудничество сопредельных регионов осталась в 1997 году примерно на таком же уровне, как и в 1996 году и составила 234 млн. фмк. Основными субъектами сотрудничества в рамках взаимодействия сопредельных регионов по-прежнему оставались территории Северо-запада России и страны Прибалтики.
Координирующим центром инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией являются Межправительственная Комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) и действующие в ее рамках рабочие группы по инвестиционному сотрудничеству и по сотрудничеству сопредельных регионов, которые проводят значительную работу по содействию реализации имеющихся совместных проектов, а также по уточнению пилотных проектов, представляющих интерес как на российском федеральном, так и региональном и местном уровне, по технико-экономическому их обоснованию и определению приоритетности их решения, а также поиску возможных средств финансирования.
Общий объем прямых инвестиций финских компаний в Россию за последние 10 лет, по оценкам Банка Финляндии, составил на конец 1997 года 1,5 млрд. фмк (около 300 млн. долл.), чуть более 1% всех финских инвестиций за рубежом. К примеру, объем прямых инвестиций Финляндии в российскую экономику в 1997 году, составил 319 млн. фмк (61 млн. долл.) или всего 1,4% от общего объема финских зарубежных инвестиций (22879 млн. фмк).
Дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества могут способствовать имевшие место в 1997 году договоренности, достигнутые в ходе встреч Президентов и Премьер-министров двух стран, а также проведенная третья сессия Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и реализация Сторонами пакета двусторонних документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества.
Определенное содействие возможности повышения делового имиджа России, в том числе в Финляндии, улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в российскую экономику может оказать достигнутая договоренность с Парижским и Лондонским клубами по определению конкретных действенных решений для России по ее кредитам и долгам с другими странами, а также принятие конкретных мер по ускорению реструктуризации имеющейся задолженности по Финляндии. Кроме того, позитивное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономических двусторонних отношений, могла бы оказать практическая реализация как на общегосударственном, так и региональном и местном уровнях обеих стран подписанного 27 ноября 1997 г. пакета документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества, т. е. Меморандумы о взаимопонимании, о предоставлении финансирования под гарантию или под комфортное письмо Правительства РФ. По заявлению финского Центра государственных гарантий (ЦГГ) при положительном решении Российской стороной вышеуказанных вопросов общая сумма инвестиций Финляндии в российскую экономику в ближайшие 2-3 года могла бы достичь 1 млрд. долл.
Из неевропейских промышленно-развитых стран экспорт Финляндии в США остался на уровне 1996 г., а экспорт в Японию сократился на 17%.
Товарная и отраслевая структура импорта. Устойчивый рост промышленного производства в Финляндии в 1997 г. стал основной причиной увеличения импорта сырья и полуфабрикатов, а рост частного потребления на 3,1% – значительного повышения импорта продуктов питания, потребительских товаров и услуг по зарубежному туризму.
Структуру финского импорта в 1997 г. составляли следующие группы товаров: сырье, полуфабрикаты и производственные материалы, включая сырую нефть (57,2%); топливо (3,7%); инвестиционные товары (15%); потребительские товары (21,9%); другие товары (2,1%).
Импорт сырья, полуфабрикатов и производственных материалов вырос в 1997 г. на 14% по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 91 млрд. фмк.
Импорт сырья и материалов для металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности возрос на 15%. Импорт сырья для металлургической промышленности увеличился в 1997 г. на 11%, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности – на 14%.
Импорт сырой нефти сократился в 1997 г. на 3%. 33% от всего объема импортируемой нефти Финляндия ввозила из России, 30% – из Норвегии и 15% – из Великобритании. Импорт топлива в 1997 г. увеличился на 3%. Импорт природного газа лишь немного вырос по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 1,6 млрд. фмк.
Импорт инвестиционных товаров вырос в 1997 г. на 10%. Импорт машин и оборудования увеличился на 13% и составил 20 млрд. фмк. Импорт грузовых транспортных средств сократился на 15%.
Импорт потребительских товаров вырос в 1997 г. на 13% и составил 35 млрд. фмк. В Финляндию было ввезено 112 тыс. легковых автомобилей или на 8 тыс. (на 7%) больше, чем в 1996 г. 27% импортированных Финляндией легковых автомобилей было ввезено из Германии и 17% – из Японии. Импорт других потребительских товаров длительного пользования вырос на 18%. Импорт продуктов питания вырос на 14%. В этой группе товаров значительно увеличился импорт молочных товаров и кофе. Импорт текстильных изделий и одежды вырос на 16%, лекарственных препаратов на 20%.
Географическое распределение импорта. Удельный вес стран ЕС в импорте Финляндии в 1997 г. составил 60%. На долю Германии пришлось 15% всего импорта, закупки товаров Финляндией из этой страны возросли в 1997 году на 8%. Импорт из Франции вырос на 20%, из Нидерландов – почти на 25%, из Швеции – на 13%. Из стран ЕС лишь импорт Финляндии из Великобритании сократился на 3%. Основными статьями импорта из стран-членов ЕС были машины и оборудование.
Импорт из стран ЕАСТ вырос в 1997 г. на 5%, причем импорт из Норвегии остался практически на уровне предыдущего года. Более 30% импорта из Норвегии составляли нефть и нефтепродукты.
Импорт Финляндии из России вырос в 1997 году более чем на 22% и составил 12, 5 млрд. фмк. 50% импорта из России составляли энергоносители (сырая нефть, природный газ и электроэнергия). Наиболее существенно, на 32%, возрос импорт российской нефти.
Импорт Финляндии из стран Балтии составил 2,5 млрд. фмк, что на 27% выше чем в 1996 г., из которых 2,2 млрд. фмк пришлось на Эстонию.
Импорт из США был в 1997 г. больше, чем в предыдущем году. Импорт из Японии вырос в прошлом году на 17% за счет увеличения закупок легковых автомобилей, машин и оборудования.
Торговый баланс. Положительное сальдо торгового баланса Финляндии возросло в 1997 г. почти на 8 млрд. фмк и составило 52,5 млрд. фмк. Положительное сальдо в торговле со странами ЕС возросло на 2 млрд. фмк и составило 18 млрд. фмк.
В торговле со странами ЕАСТ Финляндии удалось преодолеть дефицит торгового баланса 1996 г. и в 1997 г. экспорт и импорт в торговле с этими странами находились в относительном равновесии.
Примерно равные значения положительного сальдо торгового баланса – по 15 млрд. фмк, сложились в торговле Финляндии с остальными европейскими и с развивающимися странами, а с неевропейскими промышленно-развитыми странами составило в 1997 г. 3 млрд. фмк.
В торговле с Россией положительное сальдо торгового баланса составило в 1997 г. 2,9 млрд. фмк., что почти на 1 млрд. фмк превысило положительное сальдо в торговле между странами в предыдущем году.
Россия-Финляндия: Торговля и инвестиции
Вплоть до начала 1990-х гг. существовал термин «восточная торговля», связанный с системой особых отношений Финляндии с СССР, материальной основой которых была двусторонняя торговля с расчетами по клирингу. С отменой клиринга и переходом с января 1991 г. к торговле в свободно конвертируемой валюте это понятие в значительной мере утратило свой первоначальный смысл. Окончательно же черту под эпохой «восточной торговли» подвело вступление Финляндии в ЕС в 1995 г., подчинившее все ее торгово-политические решения единой европейской линии. Торговля Финляндии с Россией стала частью отношений ЕС с третьими странами.
Переориентация акцента во внешнеторговой политике Финляндии в 1990-е гг. на ЕС не случайна. Она укладывается в общую логику поведения малой страны, сильно зависимой от внешнего рынка и вынужденной активно адаптироваться к основным направлениям международного развития для обеспечения интересов национального бизнеса. Суть финской стратегии приспособления состоит в постепенном принятии на себя все большего объема обязательств при сохранении деликатного баланса между политическими и экономическими императивами и сведении возможных рисков до минимума.
В результате отмены клиринга произошел обвал торговли, обнаживший слабые места в финской экономике. Нынешний уровень торговли, достигнутый без былого межгосударственного регулирования, является реальным, соответствующим сегодняшним возможностям сторон. Существенно увеличилось число участников торговли. Изменения произошли и в структуре торговли, хотя в целом структурные проблемы, обнаженные клирингом, с изменением системы расчетов никуда не исчезли. Структура экспорта России в Финляндию стала носить еще больший сырьевой характер, несмотря на падение доли поставок сырой нефти. Опасной тенденцией стало увеличение доли полуфабрикатов, производство которых связано с высокой экологической нагрузкой (металлы, химические соединения, продукция лесобумажного комплекса). Структура импорта из Финляндии стала носить «потребительский» характер. Обращает на себя внимание сильное сокращение ввоза инвестиционных товаров и увеличение доли продовольственных товаров, а также различных стройматериалов, полиграфической продукции.
Официальный представитель МИД России А.Яковенко признал недавно, что основу российской экспортной продукции составляют сырьевые товары, тогда как еще пять лет назад структура нашего экспорта включала и готовую продукцию, в том числе машины, оборудование. Говоря о перспективах развития двусторонних экономических отношений, А.Яковенко подчеркнул, что по мнению ряда экспертов, «возможности количественного роста объемов двусторонней торговли в значительной мере исчерпаны». Это, по его словам, обусловлено тем, что увеличения спроса на российские поставки пока не предвидится. Сейчас, отметил дипломат, «очень перспективным» российская сторона считает осуществление инвестиционных производственных проектов, в которых заложен «мощный потенциал нашего взаимодействия».
Большая часть торговли осуществляется на условиях оплаты при полной ответственности фирм, что видно и по структуре торговли, которая носит «примитивный» характер. Осторожность финских фирм в отношении кредитования торговли частично связана с сохранением значительной задолженности России, оставшейся со времен клиринга. Однако постепенно «краны» приоткрываются, медленно, но начинают применяться аккредитивы, предоставляться государственные гарантии. Главная проблема состоит не в том, что гарантии не предоставляются, а в том, что мало привлекательных проектов для инвестиций.
Вступление Финляндии в ЕС не привнесло драматических изменений в ее торговлю с Россией. Структура торговли такова, что изменения в таможенных тарифах не вызвали заметного ущерба. Членство в ЕС улучшило возможности сотрудничества с компаниями стран-членов ЕС на рынках России и использования их финансирования. Укрепление «западного» образа Финляндии улучшает в свою очередь отношение к ней среди российских фирм. Вступив в ЕС, Финляндия получила доступ к программам помощи ЕС, особенно близлежащим регионам, имеющим западные источники финансирования. Финляндия продолжила в ЕС свою традиционную прагматичную линию в отношении восточного соседа, делая упор на экономические интересы.
В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Финляндией основывается на соглашении от 20 января 1992 года между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве. В своих отношениях стороны также руководствуются подписанным в 1994 году между ЕС и Россией соглашением о партнерстве и сотрудничестве, в котором в отношении торговли с Россией членами данного союза зафиксировано взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования.
До 1998 года Россия занимала третье место во внешней торговле Финляндии, теперь она находится на пятом — после Германии, Швеции, Великобритании и США. При этом начиная с января 2000 года наблюдается устойчивый рост не только российского экспорта, но и импорта. Так за 9 месяцев 2000 года российский экспорт вырос на 38%,а российский импорт на 15%. Положительное сальдо составило 895 млн.долл. США.
В общем объеме внешней торговли Финляндии Россия занимает 5-е место с долей 6,4%. В российском экспорте преобладающую роль продолжают играть сырьевые товары, доля которых составляет 88,4%. (Увеличение в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом — 59%). Основными товарами российского экспорта являются: нефть и нефтепродукты — 44,1% (+94%), природный газ — 13,6% (+66%), электроэнергия — 2,2% (-28%), каменный уголь и кокс — 2,4% (+ 69%), древесное сырье — 11,5% (+7%), руды и металлолом — 5,7% (+32%), химические продукты и товары — 8,5% (+77%).
При этом есть и примечательные примеры российского экспорта оборудования. Обращает на себя внимание контракт между АО «Ленинградский металлический завод» (входит в состав концерна «Силовые машины») и ТЭС «Альхольма» на поставку паровой турбины К-255. Однако пока такие контакты носят единичный характер.
В российском импорте основная доля приходится на готовые товары — 74,5% (+35%). Наиболее крупными статьями российского импорта являются: машины, оборудование и транспортные средства — 38,0% (+39%), химические продукты и товары — 13,7% (+40%), бумага и картон -8,7% (+25%), пищевые продукты -7,1 % (+10%).
Инвестиции в экономику Финляндии
Инвестиционная политика Финляндии определяется ее местом в международном разделении труда, членством в ВТО и Европейском Союзе и возрастающей инвестиционной активностью финских крупных компаний на внешних рынках, в том числе ряда стран СНГ, особенно России и Балтии. В связи со вступлением в ЕС, с начала 2000 года в Финляндии были отменены последние ограничения, касающиеся иностранной собственности, за исключением компаний, работающих в оборонной промышленности.
В настоящее время иностранным предпринимателям в Финляндии при осуществлении инвестиций предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях. Согласно Закону об осуществлении контроля над закупками предприятий иностранцами от 1992 г., иностранные юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний вплоть до 100% с определенными ограничениями, существование которых определяется государственной монополией на некоторые виды деятельности.
Также финское законодательство разрешает вывоз капитала из страны для инвестиционной деятельности за рубежом. Особое значение в Финляндии придается содействию в инвестиционной деятельности мелким и средним предприятиям, которым предоставляются определенные условия налоговых льгот, займов и субсидий.
Меры государственной поддержки предоставляются и иностранным инвесторам, которые намерены осуществлять деятельность в районах Финляндии, требующих перспективного развития (особенно восточный и северный регионы) в зависимости от выбора конкретного района и сферы предпринимательской деятельности. При этом размер государственной субсидии может варьироваться в пределах от 20 до 45% стоимости проекта. Предпочтительными отраслями являются производство, туризм и сфера услуг. Таким образом, государство стремится к привлечению иностранного капитала для стимулирования роста экономики страны, а стабильность законодательного регулирования и условия инвестирования иностранного капитала обеспечивают привлекательность финского инвестиционного рынка.
В стране действует около 1 тыс. фирм, в которых доля иностранной собственности превышает 20%, их совокупный оборот составляет около 60 млрд. финских марок и численность персонала — 45 тыс. чел. (1997 год).
Крупнейшие финские компании имеют значительную долю иностранной собственности, а в некоторых случаях и контрольный пакет акций. Так, у компании «Нокиа», «Хухтамяки», «Сканска», «НСС Поулиматка» в иностранной собственности находится более 70% акций, у фирм «Тампелла» — более 60%, «Валмет», «Тамро», «Култор», «Бенефон» — более 50%, «Райсио» — более 45% акций.
В 90-е годы иностранные инвестиции в Финляндии направляются в основном в промышленность (около 60%), хотя по количеству иностранные фирмы больше действуют в сфере торговли и прочих услуг. Самым крупным инвестором в Финляндию в 1997 году являлась Швеция (23%) — наиболее близкий партнер и по менталитету, и по многовековым связям, затем Нидерланды (9%). Бельгия (7,3%) и США (3,3%). При этом американские инвесторы имеют контрольный пакет наиболее динамичной финской фирмы — телекоммуникационного концерна «Нокиа».
Основными институтами и фондами, действующими в Финляндии, которые осуществляют поддержку инвестиционной деятельности отечественных компаний как внутри страны, так и за рубежом, являются организации «Кера», «Финнфанд», «Норум» («Северо-западный фонд венчурного капитала»), «Ситра», «Текес», и ряд других. Эти фонды ориентированы на финансирование проектов для средних и малых предприятий. Практически всегда предполагается участие в проекте финского или другого европейского партнера. Фонды тесно координируют свою деятельность с министерствами торговли и промышленности, иностранных дел, окружающей среды, транспорта и связи, другими правительственными ведомствами.
Наиболее амбициозный российский инвестиционный проект 90-х годов — производство «ЕвроСамар» на автосборочном заводе фирмы «Валмет-Аутомотив» оказался недолговечным. Соглашение между АвтоВАЗом и «Валмет» было подписано в 1995 году, первая «ЕвроСамара» была собрана 1 марта 1996 года. Одним из инициаторов этого начинания эксперты называли Бориса Березовского — «финский» вариант должен был заменить известный проект «АВВА». Однако спустя 2 года проект был закрыт как не оправдавший себя. Основной причиной российская сторона назвала сужение рынка сбыта, так как в России продукция завода не получила ожидавшихся таможенных льгот после прихода в правительство в 1997 году Анатолия Чубайса и Бориса Немцова.
Инвестиции Финляндии за рубежом
Общий накопленный объем прямых инвестиций Финляндии за рубежом на конец 1997 года составил более 104 млрд. финских марок. Наиболее активно за рубеж инвестирует финская промышленность (до 80% годового объема капвложений), банки и страховые компании. Особое место в географии инвестиций в 90-е годы занимают страны ЕС (в 1997 году 61%), США (13%), Юго-Восточной Азии (4,3%), а также страны Балтии и Россия. У многих крупных финских концернов, как например «Оутокумпу», «Кемира», «Альстрем», «Коне» и «Хухтамяки», торговый оборот зарубежных подразделений уже превышает стоимость прямого экспорта продукции из Финляндии. Расширяя международную деятельность, финские фирмы стремятся улучшить конкурентоспособность своей продукции путем размещения своих производств вблизи сырьевых источников и дешевой рабочей силы, а также основных рынков сбыта.
По объему инвестиций в экономику России Финляндия занимает 9-е место в десятке ведущих стран — инвесторов (однако это лишь около 1% от общей суммы финских зарубежных инвестиций). С 1996 г. прямые накопленные инвестиции Финляндии в экономику России составили 2,1 млрд. финских марок (или около 400 млн. долл.). Финляндия за последние годы выработала свои приоритеты в отраслях реального сектора экономики России. В первую очередь это целлюлозно-бумажная промышленность (объем накопленных инвестиций — около $79,221 млн.), пищевая промышленность ($75,243 млн.), топливная промышленность (более $10,266 млн.), цветная металлургия (около $10,340 млн). В настоящее время намечен к реализации и уже реализуется ряд крупномасштабных совместных инвестиционных проектов в области нефтедобычи и транспортировки нефти и газа, строительства железных и автомобильных дорог, модернизации энергетических объектов.
По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 октября 2000 г. накопленный объем инвестиций Финляндии в экономику Российской Федерации составил 338,349 млн. долл. США, или 1,07% от всего накопленного в РФ объема иностранных инвестиций, в том числе прямые инвестиции -260,855 млн. долл. США или 1.69% от накопленного объёма прямых инвестиций, портфельные инвестиции составили -1,452 млн. долл. США.
Приоритетным регионом для бизнесменов Финляндии является прежде всего Северо-Запад России. Именно здесь реализована значительная часть инвестиционных проектов, среди которых можно выделить строительство коллектора юго-западных очистных сооружений Санкт-Петербурга, окружной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга и разработку лесных ресурсов. В ходе встреч финская сторона выразила заинтересованность в дальнейшем развитии инвестиционной активности на Северо-Западе России, в частности, в лесоперерабатывающей и электронной промышленности. В марте нынешнего года состоялся визит в Финляндию полномочного представителя президента в Северо-Западном округе Виктора Черкесова, в ходе которого были обсуждены вопросы расширения сотрудничества между двумя странами.
Существенными инвестиционными возможностями обладают крупные финские фирмы. Однако их активность пока не отвечает как их потенциальным возможностям, так и объемам участия в двухстороннем сотрудничестве с учетом имеющейся у них ранее многолетней совместной деятельности на российском рынке. Так, в 1993 году было подписано соглашение о создании предприятия «Нокиа свитчинг системс» в Петербурге, которое должно было осуществлять сборку коммутаторов на базе завода «Красная заря». Однако лишь в июне 1998 года началось сборочное производство, которое была быстро свернуто из-за кризиса. В 2000 году операции «Нокиа свитчинг системс» были официально прекращены.
Еще один высокотехнологичный инвестиционный проект — создание фирмы «Соник дуо», учредителями которой выступили финская телекоммуникационная корпорация «Сонера» (35%) и компания «ЦТ Мобайл» (65%), создание которой инициировано холдингом «Связьинвест» и фирмой «ЛВ Финанс» Леонида Рожецкина, ранее тесно сотрудничавшего с Борисом Йорданом. «Соник дуо» в 2000 году получила без конкурса лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Москве и Московской области в стандарте GSM 900/1800. Так как все частоты в Москве в этом диапазоне уже заняты МТС и «БиЛайном», то Министерство связи попыталось (пока безуспешно) отобрать у них часть частот в пользу «Соник дуо». По некоторым данным, проект активно лоббировал министр связи Леонид Рейман (с ним тесно связан другой выходец из Петербурга, гендиректор «Связьинвеста» Валерий Яшин). Согласно условиям лицензии, сеть «Соник дуо» должна была функционировать в коммерческом режиме к 1 июня 2001 года, однако это условие до сих пор не выполнено.
Намечен к реализации и уже реализуется ряд крупномасштабных совместных инвестиционных проектов в области нефтедобычи и транспортировке нефти и газа, строительстве железных и автомобильных дорог, модернизации энергетических объектов.
В то же время многие финские предприниматели подходят весьма осторожно к сотрудничеству со своими российскими коллегами, поскольку, по их мнению, инвестиционный климат не позволяет направлять в Россию значительные инвестиции. Среди причин, препятствующих развитию российско-финского сотрудничества, эксперты называют сложные бюрократические процедуры при пересечении границы и отсутствие единого унифицированного законодательства РФ. Так в настоящее время работой по прохождению границы занимается от 7-ми до 11-ти федеральных ведомств, что значительно усложняет этот процесс. Однако основной причиной до сих пор является политическая и экономическая нестабильность, которая имела место в последние годы в России.
Кроме того, финская сторона недовольна размерами коррупции в России, резко контрастирующими с положением дел в их стране. Так, международная организация «Транспаренси интернэшнл» опубликовала в июне нынешнего года доклад, в котором оценила уровни коррупции в различных странах. Финляндия заняла первое место по уровню честности, Россия — 79-е. Во время прошлогоднего визита в Россию премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен заявил, что в России невозможны чудеса, которые устранили бы коррупцию и за одну ночь перестроили экономику страны.
Финляндия активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами в осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, по программам Евросоюза ТАСИС, «Интеррег», «Фаре», по линии которой на регионы, граничащие с Финляндией, ежегодно выделяется около 400 млн. финских марок (по оценке финских источников, финские фирмы участвуют приблизительно в 30% проектов ТАСИС) и в реализации проектов под кредиты ЕБРР, МБ, СИБ и других.
Координирующим центром инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией являются Межправительственная Комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) и действующие в ее рамках рабочие группы по инвестиционному сотрудничеству и по сотрудничеству сопредельных регионов, которые проводят значительную работу по содействию реализации имеющихся совместных проектов, а также по уточнению пилотных проектов, представляющих интерес как на российском федеральном, так и региональном и местном уровне, по технико-экономическому их обоснованию и определению приоритетности их решения, а также поиску возможных средств финансирования.
Активно работает на российском рынке энергетический концерн «Фортум» (создан в 1998 году в результате слияния газовой фирмы «Несте» и электроэнергетической компании «Иматран Войма», более 75% акций принадлежит государству), Вместе с другими иностранными компаниями он участвует совместно с российскими компаниями «Росшельф» и РАО «Газпром» в подготовительных мероприятиях по разработке «Штокманского проекта». К настоящему времени в основном завершены геологоразведочные и геофизические работы. Для добычи газа и конденсата предполагается установка двух морских платформ со специальным подводным хранилищем конденсата. Объем разведанных извлекаемых запасов конденсата составляет 27 млн. тонн и 3,2 трлн. куб. метров газа. Строительство платформ предполагается осуществить в ПО «Севмашпредприятие» в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями. Освоение данного проекта планируется осуществить на условиях соглашения о разделе продукции. Общий объем предполагаемых инвестиций оценивается около 38 млрд.долл.США,
Кроме того, концерн «Фортум» активно работает с РАО «Газпром» по осуществлению проектов поставок российского природного газа в Финляндию. В рамках реализации данных проектов подписаны 2 соглашения: о поставках природного газа в Финляндию в течение 20 лет и о передаче РАО «Газпром» части акций нового дочернего предприятия концерна «Фортум», получившего название «Газум». По своей форме «Газум» является совместным предприятием, в котором РАО «Газпром» принадлежат 25% акций и 75% акций принадлежат концерну «Фортум». Данное СП также осуществляет поставки российского газа в Финляндию.
Концерн «Фортум» ведет активную инвестиционную деятельность по формированию транспортных систем доставки нефти и газа.
Так, через свою дочернюю компанию, «Немарк», концерн является участником российско-финской судоходной компании «Арктик Шиппняг Сервис». Компания «Немарк» предоставила в распоряжение указанного совместного предприятия три танкера и вложила в их переоборудование для транспортировки нефти и газового конденсата и приспособлении их для арктического плавания более 30 млн. долл. США. Кроме того, концерн «Фортум» владеет сеть автозаправочных станций на территории РФ и является миноритарным акционером (6%) «Ленэнерго».
В 2000 году было объявлено, что «Фортум» намерен в ближайшее время приступить к разработке бизнес-плана строительства газопровода из России в страны Скандинавии по дну Балтийского моря. Разработка бизнес-плана может занять от 1 до 2 лет, объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, оценивается в 10 млрд долл. Предполагается, что газопровод вступит в строй не позднее 2010 года.
В декабре 2000 года было объявлено, что «Фортум» вложит в восстановление скважин, пилотную добычу и строительство основных площадок на Южно-Шапкинском нефтяном месторождении в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции 5 млн. долл. до мая 2001 года. Инвестиции будут осуществляться в рамках достигнутых договоренностей между «Фортумом» и ОАО «НК» «ЛУКОЙЛ» по СП «СеверТЭК» (созданном на паритетных началах российской и финской фирмами). Если пилотная добыча даст положительные результаты, объем инвестиций в разработку Южно-Шапкинского месторождения со стороны «Фортума» до 2003 года составит 300-350 млн долл. Для начала полномасштабной добычи на Южно-Шапкинском месторождении требуется построить новый трубопровод Харьяга-Усинск (существующий нефтепровод не только полностью загружен, но и устарел). К 2003 году «Фортум» предполагает добывать на Южно-Шапкинском месторождении до 2.6 млн. т нефти в год. Сейчас компания на месторождениях в Норвегии и Омане ежегодно добывает 2.5 млн. т нефти.
24 августа 2000 года в Хельсинки между российским внешнеторговым объединением «Технопромэкспорт» и финским концерном «Фортум» был подписан долгосрочный контракт на поставку электроэнергии из России в Финляндию.
Зато масштабный совместный проект, связанный со строительством Балтийской трубопроводной системы (БТС), осуществляемой компанией «Транснефть», вызвал разочарование финской стороны. «Фортум», владеющий нефтеперерабатывающим заводом в Порвоо (близ российской границы), выступил инициатором продления БТС до Порвоо и создания там нефтеналивного терминала. В ответ на предложение финского правительства продлить нефтепровод до города Порвоо председатель правительства РФ Михаил Касьянов заявил, что до окончания строительства и сдачи в эксплуатацию трубопровода и нефтеналивного терминала в Приморске речи об этом быть не может. Тем не менее такой вариант полностью не исключается, однако только при условии, что в Финляндию будет поставляться лишь то количество нефти, которое необходимо для обеспечения нужд нефтеперерабатывающего завода в Порвоо. В обозримом будущем транспортировка нефти из Приморска в Порвоо будет осуществляться танкерами, причем в зимний период — ледостойкими («Фортум» уже их заказал).
Финский проект поддерживали Европейский банк реконструкции и развития и российское Министерство торговли, утверждавшие, что он носит более рациональный характер. Однако в результате возобладали политические соображения — замкнуть БТС на российском порте, чтобы не зависеть от зарубежных партнеров (как это сейчас происходит с «латвийским» маршрутом на Вентспилс). По мнению руководства «Транснефти», затраты на сооружение ветки до Порвоо были бы существенно выше, чем при «приморском» варианте. Еще один существенный аргумент российской стороны: строительство терминала в Приморске ликвидирует зависимость от иностранного транзитного тарифа.
Более того, финны проиграли и тендер на строительство портовых сооружений в Приморске — победителями стали российские фирмы «Трансстрой» и «Коксохиммонтаж».
Осенью 1997 года Финляндия выдвинула концепцию «Северного измерения Европейского Союза», главные звенья которой — развитие сотрудничества ЕС с Россией с акцентом на ее Северо-Западные регионы, а также с государствами Балтии и Польшей. Она предполагает расширение экономических и торговых связей на севере Европы и участие как членов ЕС, так и стран, в него не входящих — России, Норвегии, Исландии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии. В 1998 году программе был придан официальный статус. В контексте российских регионов рассматривается возможность подключения к инвестиционным и финансовым программам ЕС — Санкт-Петербурга, Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областей, Республики Карелия и Республики Коми, Ненецкого автономного округа.
Документы, подготовленные ЕС и Финляндией по «северному измерению», носят пока преимущественно концептуальный характер, но при этом уже сейчас отчетливо просматривается их ориентированность на российские сырьевые ресурсы. Особое внимание сосредоточено на разработке нефтегазовых и минеральных месторождений, лесных запасов и т.д. С этим увязывается развитие транспортной инфраструктуры, природоохранная деятельность, ядерная безопасность. Производственно-инвестиционная деятельность занимает подчиненное место. Отсутствует конверсия оборонных предприятий и объектов.
Общая сумма требуемых вложений по всем 6 секторам за период с 2000 по 2020 гг. составит, по приблизительным оценкам, 82 млрд ЭКЮ, из которых 37 млрд ЭКЮ (45%) будет направлено в нефтегазовую промышленность. При этом, в первые 10 лет будет вложена лишь 13 всех требующихся средств.
Остальные 45 млрд ЭКЮ распределятся следующим образом:
производство электроэнергии — 9,1 млрд ЭКЮ; горнодобывающая отрасль — 4,8 млрд ЭКЮ; транспорт -8,7 млрд ЭКЮ; деревообработка — 7,4 млрд ЭКЮ; ядерная безопасность — 9,4 млрд ЭКЮ; охрана окружающей среды — 5,6 млрд ЭКЮ.
Финансирование инвестиционных программ базируется, прежде всего, на растущих коммерческих кредитах и международных частных вложениях. Их доля в начале составит 18%, но в конце 20-летнего периода возрастет до 39%. Субсидии и займы международных финансовых институтов должны сокращаться.
Коммерческие кредиты и иностранные инвестиции покроют около 50% необходимой суммы вложений в нефтегазовую промышленность. Остальные 50% делятся между международными финансовыми институтами и местными источниками финансирования. В других секторах коммерческие кредиты составят 20% вложений, так как основные средства будут поступать туда из местных источников и международных финансовых институтов.
В настоящее время Финляндия, Россия и Норвегия в рамках программы осуществляют 120 проектов на общую сумму 250 млн евро, среди них проекты захоронения и переработки ядерных отходов, очистки сточных вод, строительства дорог, обустройства пограничных переходов. Так, скандинавские страны серьезно озабочены восстановлением экологического равновесия территории вокруг комбината «Печенганикель». Однако наибольшую заинтересованность в этом проявляет Норвегия, которая в июне 2001 года подписала с Россией межправительственное соглашение по этому вопросу. Это неудивительно, так как трансграничные потоки серы от комбината «Печенганикель» в сторону границы с Норвегией составляют 60 тыс. т в год, тогда как в сторону границы с Финляндией — лишь 11 тыс. т в год.
В то же время в рамках российско-финляндского экологического сотрудничества на Кольском полуострове создана совместная станция для мониторинга соединений серы и озона (финская сторона поставила аппаратуру, российская обеспечивает эксплуатацию).
Энергетическая часть программы «Северное измерение» находится в сфере непосредственных интересов концерна «Фортум» (см. выше).
Учредитель — ЗАО «Политические технологии»
© Информационный сайт политических комментариев «Политком.RU» 2001-2018
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на «Политком.RU» обязательна
Источники: http://www.kauppatie.com/2014/01-2014/rus-1.shtml, http://geolike.ru/page/gl_3053.htm, http://politcom.ru/19932.html
Источник: