Роль иностранных инвестиций в экономике Китая
В статье дается обзор проводимой в отношении иностранных инвестиций политики Китая. // Ольга Пожидаева. Специально для Банкир.Ру.
Не секрет, что на мировой финансовой арене все более и более ярко вырисовывается пусть не лидер, но несомненно политически и экономически сильный противник — Китай. Это еще не полностью сформировавшийся, но уже «дракон» — «дракон», который крепнет и набирается опыта в ведении борьбы за первенство.
Первый шаг уже сделан: Китай вступил в ВТО. Скоро будет сделан и второй—сняты финансовые ограничения для зарубежных компаний, работающих в Китае. Время задуматься: а каковы реальные причины стремительного экономического роста? Каковы реальные возможности Китая в финансовой сфере? Каковы предпосылки будущих изменений в стране?
По мнению автора, немаловажную роль в сложившейся ситуации сыграли экономические преобразования последних лет, в частности, работа, направленная на привлечение иностранных инвестиций. Чтобы ответить на поставленные вопросы, в статье дается обзор проводимой в отношении иностранных инвестиций политики государства, рассматриваются сложности, с которыми столкнулось китайское правительство в ходе осуществления либерализации экономики. В заключительной части статьи детально рассматривается проходящее в настоящий момент IPO ICBC, которое, по нашему мнению, является знаковым событием уходящего года не только в китайской, но и в мировой экономике.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), наряду с портфельными инвестициями и кредитами, являются основным способом привлечения иностранного капитала для финансирования экономического развития. Основным каналом поступления ПИИ для развивающихся стран являются международные кредиты, необходимым условием получения которых считается наличие хорошо развитой инфраструктуры. Вот уже несколько лет Китай осуществляет экономические преобразования и придерживается политики открытости во взаимоотношениях с зарубежными странами, формируя тем самым уникальную систему финансирования экономического развития посредством привлечения иностранных капиталовложений, основной формой которых стали ПИИ.
На долю ПИИ приходится 69% всех иностранных инвестиций Китая. Именно успех в привлечении иностранных инвестиций считается одним из основных факторов, обеспечивших быстрые темпы роста китайской экономики в последние два десятилетия.
Лишь с 1997 года иностранные инвестиции в акции китайских предприятий стали важным источником внешнего финансирования.
Исторически этой важной для финансовой ситуации в стране перемене предшествовали несколько этапов. Так, рост ПИИ в 80-е годы XX века был крайне мал. Причинами этого были и отсутствие опыта при работе с зарубежными компаниями, и неразвитость инфраструктуры. Только с началом экономических преобразований в стране ситуация начала меняться. Этому способствовало и расширение числа свободных экономических зон, давших мощный толчок развитию китайской экономики. В результате на конец 1991 года размер накопленных ПИИ достиг 23.3 млрд. долл. На первом этапе иностранные инвестиции поступали в основном в экспортно-ориентированные отрасли китайской экономики.
Второй этап растянулся с 1992 года по 1997 год. И уже в 1997 году объем привлеченных ПИИ достиг 45 млрд. долл. Такому стремительному росту ПИИ несомненно способствовали либерализация доступа в ранее закрытые сектора китайской экономики и снижение курса китайской национальной валюты, осуществляемое в период с 1992 по 1994 год.
Третий этап, продолжающийся в настоящее время, начался в 1998 году. Его характеризует относительно стабильный приток ПИИ в китайскую экономику. В 2005 году объем ПИИ достиг рекордного для Китая показателя в 72.4 млрд. долл., уступавшего по размерам лишь размерам ПИИ в экономику Великобритании и США.
Впрочем, в текущем году ситуация несколько ухудшилась. Согласно данным доклада представителя Министерства коммерции Китая господина Чун Цюаня от 16 октября сего года, общий объем инвестиций снизился до 42.59 млрд. долл. Тем не менее Китай продолжает оставаться страной, привлекательной для зарубежных инвесторов. Более того, в условиях наличия больших ресурсов дешевой рабочей силы Китай в ближайшее время может стать мировой производственной базой. Пока единственным препятствием на этом пути является недостаток квалифицированных специалистов.
Что же привело к неожиданному понижению объема ПИИ в текущем году при общей благоприятной экономической обстановке и в условиях лояльности, проявляемой к Китаю иностранными инвесторами? С самого начала правительство КНР использовало предоставление налоговых льгот в качестве основного метода привлечения иностранных инвесторов. Так, предприятия с участием иностранного капитала (ПУИК) освобождены от выплаты налога на прибыль в первые годы деятельности, в дальнейшем же они пользуются пониженной ставкой налога. Кроме того, им предоставляется полное освобождение от налога на прибыль средств, реинвестируемых в предприятие. ПУИК пользуются льготами на импорт оборудования и технологий — пошлины и НДС при их ввозе не выплачиваются.
Так было до недавнего времени. Похоже, что ситуация начала меняться. В июле этого года Министерство коммерции КНР выпустило ряд указов, ограничивающих доступ иностранных инвестиций в сектор недвижимости, а сейчас в процессе разработки находятся указы о сокращении числа льгот при налогообложении для корпораций, использующих иностранные инвестиции. Более того, правительство намерено усилить контроль за процессом слияния ключевых китайских предприятий с зарубежными предприятиями в важных отраслях промышленности. По этой причине многие зарубежные компании жалуются на ухудшение инвестиционного климата в стране. Но, кажется, у Китая есть объяснение подобным действиям.
В связи с вступлением Китая в ВТО на местном финансовом рынке начала сильно обостряться конкурентная борьба. Правительство сильно озабочено тем, как будут функционировать в сложившихся условиях национальные компании. Проводя политику либерализации, Китай очень рассчитывает получить от зарубежных партнеров новые каналы сбыта для своей продукции, передовые технологии, навыки по управлению персоналом и, конечно же, по управлению рисками. Но, кажется, иностранные компании не торопятся раскрывать секреты ведения бизнеса, ссылаясь на закон о защите интеллектуальной собственности. Как следствие, в последние годы Китай редко получал от своих зарубежных партнеров содействие в развитии технологий, операционных систем, менеджмента. Таким образом вклад иностранных инвесторов в китайскую экономику оказывается не на столько велик, как предполагалось.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство намерено повысить налогообложение иностранных компаний. По мнению представителя Министерства коммерции КНР господина Мэй Синьюя, Китай не собирается перекрывать доступ иностранным инвестициям, а лишь предполагает «держать подальше» тех, чей вклад в китайскую экономику крайне мал. Как бы то ни было, зарубежные компании с настороженностью восприняли ожидаемые перемены, результатом чего и стало понижение объема ПИИ в китайскую экономику.
Но если в нефинансовом секторе наметилась тенденция на уменьшение ПИИ, то в финансовом секторе благодаря инвестициям в китайскую банковскую отрасль объем ПИИ вырос до 12 трлн. долл. Объективной причиной этого является тот факт, что в декабре текущего года в соответствии со взятыми на себя обязательствами членства ВТО рынок финансовых услуг Китая будет открыт для иностранных инвесторов.
Как уже было сказано ранее, Китай — это страна, привлекательная для зарубежных корпораций ввиду широких возможностей, открываемых ею не только как обладательницей обширнейшего источника людских ресурсов, но и как огромным рынком сбыта производимых товаров и услуг — рынком, пока еще практически недоступным для иностранных производителей. Несомненно, что в следующем году многие зарубежные фирмы попытаются проникнуть на китайский рынок.
Стоит ли говорить, что в условиях рыночной экономики наиболее быстро реагируют на малейшие изменения в экономической ситуации различные финансовые структуры, в частности -банковский сектор. Необходимо заметить, что при необычайных темпах роста китайской экономики банковская структура Китая еще относительно слаба и, что особенно пугает китайское правительство, не совсем готова к конкуренции с зарубежными банками.
Ускоренными темпами правительство КНР принимает меры по усилению банковской системы страны. В частности, для увеличения активов ведущим банкам Китая были выделены гигантские суммы. Вливания только в три банка из числа «большой четверки» составили 60 млрд. долл. Параллельно с этим осуществляется коммерциализация крупных китайских банков. Принцип ее осуществления един: рекапитализация, избавление от «плохих» долгов, преобразование в акционерное общество со стопроцентной госсобственностью, продажа пакета акций (не более 20% от общей суммы) и первичная эмиссия.
Но даже при такой поддержке со стороны государства банки сталкиваются с определенными трудностями, такими как: узкий спектр предлагаемых услуг, нехватка знаний и опыта, отсутствие ряда технологических наработок. Имея такие проблемы, политическое руководство нацелено на использование иностранного опыта и капитала, но без передачи контроля над банками. Другими словами, это означает создание конкурентоспособных компаний при использовании иностранных навыков и ноу-хау при неусыпном контроле со стороны правительства.
С точки зрения политического руководства страны такая система идеальна. Но придерживаются ли такого же мнения зарубежные компании? И возможно ли функционирование на международном уровне зарубежных финансовых корпораций при ограниченном влиянии в банке? По мнению А.Ивантера, безвозвратно ушло в прошлое время финансирования малоприбыльных, но необходимых государству индустриальных проектов. В условиях рыночной экономики при выборе кредитуемого объекта необходимо руководствоваться исключительно бизнес-планом и рентабельностью проекта.
Ввиду ожидаемых перемен не может не обратить на себя внимание беспрецедентное по размерам и вызванному в финансовых кругах резонансу первичное публичное размещение акций (IPO) Промышленно-коммерческого банка Китая (ICBC). По мнению автора, это отнюдь не заурядное событие в экономической жизни Китая, а потому в рамках рассматриваемой темы оно требует особо пристального внимания, прежде всего из-за ожидаемых объемов привлекаемых средств.
28 октября 2005 года ICBC был официально трансформирован из государственного коммерческого банка в акционерный коммерческий банк и переименован в Industrial and Commercial Bank of China Limited . По состоянию на конец 2005 года размер активов ICBC составлял 6.5 трлн юаней, что эквивалентно 800 млрд. долл. А 27 января 2006 года было объявлено о подписании соглашения о сотрудничестве с консорциумом, состоящим из трех всемирных финансовых корпораций: Goldman Sachs, Allianz и American Express. Сразу же после подписания стало известно о приобретении консорциумом 9% акций банка на сумму 3.78 млрд. долл.
В июне 2005 года в Пекине, на Международной конференции по денежно-кредитной политике председателем ICBC было впервые оглашено намерение о проведении IPO в октябре 2006 года. Вскоре со стороны регулирующих органов Китая было получено соглашение на проведение первичной эмиссии. Планировалось одновременное размещение акций на сумму около 19 млрд. долл. Эмиссия должна пройти на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах. В связи с резким падением цен на акции на Гонконгской бирже в мае текущего года были нарушены планы по изначальному размещению акций на сумму 12-14 млрд. долл. Эмиссия была перенесена на более поздний срок.
Надо сказать, что последнее время государство стремится поддерживать внутренний рынок за счет листинга крупных компаний, большинство из которых предпочитает Гонконгскую биржу как возможность получения деловой репутации и денежных средств. Так, 22 сентября текущего года успешно прошло IPO China Merchants Bank на сумму 2.4 млрд. долл.
В общей сложности ICBC планирует разместить 18% своего уставного капитала, из них 12% на Гонконгской бирже. Будет ли эта операция успешна? Большинство экспертов предполагает, что успех очевиден. Накануне снятия ограничений для зарубежных компаний в финансовых кругах наблюдается сильный биржевой ажиотаж. Надежды многих портфельных инвесторов связаны с тем, что стремительное развитие китайской экономики неизбежно скажется на состоянии банковской системы, а значит, и на стоимости акций банков. Финансовые круги, близкие к Пекину, высказываются более осторожно, ведь в случае, если на акции ICBC не будет ожидаемого спроса, пошатнется уверенность в правильности осуществляемой руководством банковской реформы.
В начале года на организацию размещения акций претендовало шесть компаний: Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P.Morgan, Merrill Lynch. Более того, определенные надежды были и у консультирующей ICBC фирмы – China International Capital Corp . ( CICC ), и у небольшой венчурной компании ICEA, акциями которой владеет ICBC. Борьба за право организации IPO ICBC отнюдь не беспочвенна. Ожидаемое размещение акций на сумму 21 млрд. долл. будет крупнейшим за всю историю, оставив позади IPO NTT Mobile Communications Network Inc. 1998 года на сумму 18,4 млрд. долл. и IPO итальянской Enel SpA на сумму в 17 млрд. долл. В случае успеха капитализация банка составит 116 млрд. долл., а сам банк займет шестое место в мире после американской кредитной организации J. P . Morgan Chase . Доходы от размещения акций могут составить порядка 300 млн. долл. комиссионных.
Право на размещение акций получили Credit Suisse, Deutsche Bank, Merrill Lynch, ICEA. В качестве андеррайтеров названы CICC, Citic Securities, Guotai Junan Securities and Shenyin & Wanguo Securities.
В понедельник, 16 октября сего года, одновременно на Шанхайской и Гонгонгской фондовых биржах были выставлены акции типа «А» и «Н» ICBC . Торги продлились до четверга. На них было выставлено 35.39 трлн. акций. Следующие торги назначены на 23 и продлятся до 27 октября.
Уже на следующий день после начала торгов акции многих компаний упали в цене, впрочем это был вполне ожидаемый процесс. Многие аналитики еще до начала торгов предсказывали падение курса ряда акций в связи со стремлением высвободить капитал для покупки акций ICBC. Так, отслеживая основные показатели китайского фондового рынка, можно было заметить, что уже на следующий день после начала торгов SHSZ 300 упал на 12.36 пункта с 1430.88 до 1418.52, Shanghai Composite – на 13.36 с 1784.66 до 1771.30, шанхайские акции типа «А» — на 14.29 с 1874.97 до 1860.68, Shenzhen Composite – 1.74 с 446.85 до 445.11, шэньчжэньские акции типа «А» — на 1.93 с 463.92 до 461.99. А еще через день упал в цене и ряд других акций.
Очевидно, что при любом исходе торгов IPO ICBC станет ярким и запоминающимся финансовым событием уходящего года.
Подведем итоги. Эксперты по-разному оценивают финансовые преобразования в Китае: одни называют их революционными, другие же считают, что у государства нет достаточных средств для реализации всех проектов. Кредитный бум последних трех лет грозит новой волной неблагонадежных кредитов, которая начнется при замедлении экономического роста. И каким спросом будут пользоваться акции китайских банков на фондовом рынке – неизвестно. Однако… попытка – не пытка.
Под вопросом остается конкурентоспособность китайских банков на мировом рынке. Конкуренты постоянно предоставляют новые виды услуг. В этом плане государственные коммерческие банки Китая значительно отстают.
Правительство надеется, что иностранные инвестиции подготовят почву для выхода банков » на публику » на фондовых биржах в Гонконге и в других местах, тогда как иностранные банки делают капиталовложения с прицелом на проникновение на огромный китайский рынок.
Прямые иностранные инвестиции Китая (стр. 6 из 17)
— в-третьих, после вступления Китая в ВТО китайские экспортные товары смогут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, льготами по снижению таможенных пошлин и отмене нетаможенных барьеров, получить больше возможности для развития торговли, для подъема национальной обрабатывающей промышленности[52] .
Необходимо обратить внимание на то, что динамика иностранных инвестиций в Китай отличается от тенденций, связанных с движением международных инвестиций в мире. В 1992-1994 годах объем прямых иностранных инвестиций в мире рос медленно, а в Китае значительно увеличивался. В 1995 году прирост общего объема прямых иностранных инвестиций в мире ускорился, а в Китае замедлился. В 1997 г. в мировом масштабе — снизился, а в Китае повысился. В 1998-1999 годах ПИИ в глобальном масштабе развивались быстрыми темпами, а в Китае наблюдалась обратная ситуация; в 2001 году в мире, может быть, впервые проявился спад объемов ПИИ, а в Китае ПИИ возросли на 14,9%[53] .
Подобная закономерность обусловлена, следующим:
— во-первых, несмотря на спад мировой экономики в последние годы, китайская экономика стабильно растет, поэтому Китай стал выгодным местом вложения иностранных инвестиций. В 2001г. прирост ВВП Китая составлял около 7,3%, т.е. был в три раза выше, чем в экономически развитых странах. Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США;
— во-вторых, по данным китайских и западных специалистов, новое изменение промышленной структуры в мировом масштабе эффективно влияет на привлечение иностранных инвестиций в Китай. Стабильный рост экономики зависит в настоящее время не столько от научно-технического прогресса, сколько от снижения издержек и расширения рынка.[54] Это вызвало изменения направленности инвестиций в глобальном масштабе. В развитых странах рынок относительно насыщен, и требуется выход на новые рынки. Все это предоставило Китаю хороший шанс привлечь иностранные инвестиции;
— в-третьих, когда улучшалась ситуация инвестирования в мире, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китае невызывали притока зарубежного капитала, но когда ситуация инвестирования в мире ухудшалась, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китай проявлялись весьма заметно;
Политика Китая на привлечение иностранных инвестиций остается необратимой, страна продолжит расширять сферу открытости внешнему миру и совершенствовать инвестиционный климат в целях непрерывного расширения масштабов и повышения уровня использования зарубежных инвестиций, а также содействия быстрому и здоровому развитию национальной экономики.
Отсюда, однако, не следует, что в Китае все проблемы, связанные с формированием инвестиционного климата и привлечением иностранных инвестиций, решены.
Инвесторы продолжают сталкиваться с отсутствием прозрачности, непоследовательно насильственных законов и постановлений, слабая защита интеллектуальной собственности, коррупция политики защиты местных фирм, а также ненадежности правовой системы неспособны гарантировать неприкосновенность контрактов. В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая имеет огромную власть. Однако в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников.
Противоречив механизм урегулирования споров, ни один из которых не независим от правительства. Правительство часто вмешивается в споры высокого профиля. Коррупция может также повлиять на судебныхе решения, местные чиновники могут повлиять на решения национальных судов. Правовая система КНР редко обеспечивает выполнение решений иностранного суда. Иностранные адвокаты не могут выступать в качестве адвокатов в китайских судах, но могут наблюдать разбирательства. Местные органы власти также работают с большой автономией от центрального правительства. Китайские визы, юридические оформление проживания и разрешения на работу, строго регламентированы, и могут сдерживать инвесторов. Иностранные инвесторы, работающие через создание юридических фирм, как правило, в состоянии удовлетворить эти требования. Тем не менее, в марте 2007 года Всекитайское собрание народных представителей приняло новый закон о подоходном налоге, в котором устранены многие налоговые преимущества, которые имеют иностранные инвесторы.
Широкая открытость внешнему миру влечет усиление зависимости национальной экономики от мировой. Это становится особенно опасным в моменты резких колебаний мировой конъюнктуры. Многие иностранцы, пострадавшие от кризиса, закрывают свои предприятия.
С самого начала политики реформ Пекин делал ставку на использование своего основного сравнительного преимущества — гигантских ресурсов дешевой рабочей силы для производства дешевых товаров на экспорт. Такие товары поставляют прежде всего предприятия с иностранным капиталом. Для его привлечения Пекин многие годы создавал путем предоставления различных льгот и привилегий чрезвычайно благоприятный инвестиционный климат, намного более выгодный для иностранцев, чем для отечественных предпринимателей[55] . Статистика показывает, что на приток иностранных капиталовложений оказывают влияние не только дешевизна рабочей силы, но и масштаб местного рынка. Крупные страны имеют в этом смысле некоторое преимущество.Международные инвесторы признают высокую инвестиционную привлекательность Китая. КНР оценивается ведущим мировым производителем и наиболее быстро растущим рынком товаров народного потребления, опережает, к примеру, Индию по размерам рынка, инфраструктуре и макроэкономическому климату[56] .
Китай предлагает инвесторам комплексную систему стимулов на национальном, региональном и местном уровнях. В особых экономических зонах (ОЭЗ) в Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь и Хайнань, 14 прибрежных городах, зонах развития для инвесторов сокращаются национальные и местные подоходные налоги, сборы землепользования и импортные, экспортные пошлины, а также в приоритетном порядке в получении базовых инфраструктурных услуг. Многие предлагают высокий уровень поддержки и услуг для предприятий. Китайские власти также создали целый ряд свободных портов. Наконец, Китай обладает многочисленными национальными парками науки. В наукопарках обеспечена инфраструктура, управление и финансирование поддержки для начинающих иностранных фирм.
В декабре 2003 года Всемирный Банк (ВБ) опубликовал рапорт на тему «Улучшение инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности городов Китая: рейтинг 23 китайских городов», который вызвал большой резонанс в Китае. Среди 23 городов в списке, к первой категории А+ были отнесены Ханчжоу, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь; во вторую категорию А попали Чунцин, Цзянмэнь, Чанчунь и Вэньчжоу; категорию А– представили Тяньцзинь, Далянь, Пекин и Чжэнчжоу; Ухань, Наньчан, Сиань и Чанша были отнесены к категории В+; Чэнду, Гуйян, Куньмин и Наннин – к категории В, Харбин, Ланчжоу и Бэньси – к категории В–[57] .
Рейтинг 200 наиболее привлекательных для инвестиции городов рассчитывался согласно «жесткому» и «мягкому» индексам. Вице-президент ВБ Кейт Серра отметила, что «жесткие индексы» подразумевают объекты инфраструктуры, предназначенные для обеспечения электроэнергетики, коммуникаций, транспортной и экологической сфер безопасными и постоянными услугами. В этом отношении Китай справляется «на отлично». «Мягкие индексы» показывают инвестиционный климат, диверсификационную технологическую характеристику, уровень инноваций и научных исследований[58] .
В рапорте 2003 года Всемирный Банк выделил требования инвесторов к инвестиционному климату: стабильная макроэкономика и политическая обстановка, стабильная внешнеторговая инвестиционная политика, эффективная система государственного контроля и надзора, гибкость отношений между работодателями и рабочими, эффективность и прозрачность финансирования и системы налогообложения, а также эффективность исполнения соответствующих законов и нормативных актов в сферах экологии, безопасности, здравоохранения и других областях, количество и качество инфраструктуры в электроэнергетике, в сфере транспорта, коммуникаций и банковского обеспечения. Для оценки инвестиционного климата были использованы индексы развития инфраструктуры, ограничения возможности выезда за границу, уровень технической квалификации на рынке рабочей силы, степень интеграции в мировой рынок, доля частных инвестиций, налоговой нагрузке, правовой эффективности и финансировании. Позиции всех городов были определены с учетом вышеперечисленных факторов.[59]
Публикуемые Всемирном банком «Обзоры инвестиционного климата» свидетельствует, что Китай создал в основных промышленных центрах такой инвестиционный климат, которому многие развивающиеся страны могут лишь завидовать, и это относится не только к уровню зарплат и ставкам валютного курса. Как показывают названные исследования, в ведущих индустриальных центрах издержки, вызванные недостатком инфраструктуры, преступностью, взяточничеством, правовым регулированием и трудностями обеспечения исполнения контрактов, охватывают в среднем менее 14%. Это намного меньше аналогичного показателя в таких странах, как Бразилия и Пакистан. Китаю предстоит пройти еще длинный путь, особенно в плане распространения аналогичных улучшений на остальные районы страны, однако в свете сказанного его успехи не вызывают сомнений.[60]
Общий объем иностранных инвестиций в китае
Прямые иностранные инвестиции в Китай
Важной составной частью политики внешней открытости Китая является привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, которые рассматриваются в качестве достаточно эффективного способа получения зарубежных финансовых средств, технологий, новых форм и методов управления. Если на начальных этапах провозглашенного тридцать лет назад курса на модернизацию и реформы, иностранные капиталовложения имели для КНР вспомогательное значение и использовались в экспериментальном порядке, то к настоящему времени их роль существенно возросла. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала способствует поддержанию высокой экономической динамики КНР, техническому обновлению промышленности, созданию рабочих мест, развитию экспортной базы страны и повышению размера налоговых поступлений в государственный бюджет.
Наиболее заметную роль иностранный капитал сыграл в развитии внешней торговли Китая. Причем эта роль имела два аспекта: количественный и качественный. По мере роста масштабов привлечения прямых иностранных инвестиций происходило не только увеличение объемов торговли, но и совершенствование отраслевой структуры экспорта Китая. Общий объем внешней торговли Китая увеличился с 20,6 млрд. $. в 1978 году до 2,3 трлн. $. в 2008 году, т.е. более чем в сто раз. Среднегодовые темпы роста составили 17,4%. При этом на долю предприятий с иностранным капиталом в последние годы приходится свыше 50% общего размера товарооборота КНР. Несмотря на существенное сокращение в условиях мирового финансового кризиса размеров китайской внешней торговли, за одиннадцать месяцев 2009 года экспорт и импорт предприятий с участием иностранного капитала составил внушительную цифру в 1,09 трлн долл.
Отраслевая структура китайского экспорта за годы реформ характеризуется резким сокращением доли сырьевых товаров и увеличением современной промышленной продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. Причем на долю предприятий с иностранным участием приходится свыше 85% экспорта такого рода изделий.
Предприятия с иностранным капиталом занимают значительные позиции в китайской промышленности. В 2008 году на них было произведено продукции более чем 12,5 трлн. юаней, или около 30% общего объема добавленной стоимости промышленности. Такая ситуация объясняется тем, что иностранный капитал изначально направлялся преимущественно в обрабатывающую промышленность. Хотя после вступления страны в ВТО отраслевая структура вложений иностранных компаний в Китае существенно расширилась, приоритеты китайского правительства во многом сохраняются. Поэтому доля обрабатывающей промышленности в общих объемах реально используемых иностранных инвестиций составляет в отдельные годы 65-70%. Например, в 2007 году из 74,8 млрд. $ реально вложенных в экономику Китая прямых иностранных инвестиций, 40,9 млрд. $ пришлось на долю промышленности.
Если в первые годы проведения «открытой» внешнеэкономической политики иностранные капиталовложения направлялись, в основном, в предприятия, производившие трудоемкие экспортные товары (как текстиль, обувь, одежда и др.), то к настоящему времени значительно возрос удельный вес высокотехнологичной продукции. К концу 2000-х годов 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствует техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствует становлению национальной инновационной системы Китая. Курс на строительство инновационной экономики провозглашен на последнем XVII съезде КПК (октябрь 2007 года), где подчеркнуто, что на основе современных достижений науки и техники необходимо идти «китайским самобытным путем самостоятельных инноваций», под которым понимается разработка собственных технических, технологических и управленческих нововведений, способных придать новое качество развитию Китая. Руководством КНР заявлено, что к 2020 году Китай должен стать инновационной страной. Совершенно очевидно, что выполнить поставленные цели возможно лишь при сбалансированном подходе к использованию внутренних и внешних факторов развития, в том числе и за счет использования иностранных инвестиций.
Особо следует отметить то значение, которое прямые иностранные инвестиции в последнее десятилетие стали иметь для решения проблемы занятости в такой многонаселенной стране как Китай. Правительство КНР традиционно уделяет повышенное внимание вопросам трудоустройства населения, что связано как с необходимостью поиска работы для вступающей в трудоспособный возраст молодежи, так и для огромной массы крестьянского населения, покидающего деревню. Большое значение в этом отношении придается предприятиям с иностранным участием, и вопросы о найме местного персонала особо оговариваются в каждом отдельном случае. В 1985 году на предприятиях с иностранным участием было занято около 60 тыс. человек. В началу 2008 года общая численность китайцев, работающих на этих предприятиях, составила 42,1 млн человек, т.е. выросла более чем в 700 раз. С точки зрения интересов иностранных компаний, наличие в крупных размерах дешевой и трудолюбивой рабочей силы является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности Китая. В настоящее время проблема занятости осложняется глобальным финансовым кризисом, причем наибольший ущерб рабочим местам наносит падение спроса на китайскую экспортную продукцию на рынках ведущих развитых стран. Это имеет следствием сокращение рабочих мест на большом количестве предприятий, работающих на внешний рынок. В сложившихся условиях многие предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, начинают переориентироваться на внутренний китайский рынок, чему способствуют меры китайского правительства, направленные на стимулирование платежеспособного спроса предприятий и населения.
Согласно принятой в Китае классификации под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капитала в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов, поручительская переработка сырья и сборка готовой продукции, компенсационные сделки, различные формы.
Согласно официальным данным, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций с 1979 года по конец 2009 года составила около 900 млрд. долларов. Однако, по мнению известного российского китаеведа Я.М. Бергера, доверять этим данным не следует. Опираясь на зарубежные аналитические исследования, он приходит к выводу, что эти данные завышены почти в три раза. Причем, по его мнению, даже цифры в 360 млрд. $ также могут быть неточны, т.к. существует проблема «ложных иностранных инвесторов», т.е. китайских предпринимателей, использующих регистрацию в оффшорах для получения привилегий, полагающихся иностранцам на территории КНР. Такую практику используют и государственные организации Китая в своих целях. Все это приводит к серьезному искажению реальных показателей. Вместе с тем Китай действительно является одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, занимая в отдельные годы по этому показателю второе место после США. В период 2000-х годов на долю Китая приходилось, в среднем, 6-7% мирового притока прямых иностранных инвестиций, что превышало показатели большинства европейских стран.
Важно отметить, что на начальном этапе развития мирового экономического кризиса в 2008 году динамика притока прямых иностранных инвестиций в экономку Китая оставалась высокой, даже превысив показатели предыдущего 2007 года. Что в цифрах равнялось 83521 млн. $ в 2007 г. и 108311,9 млн. $ в 2008 г. (см. Рис. 2.2.1)
Однако в следующем году ситуация изменилась и за одиннадцать месяцев 2009 году объем иностранных вложений сократился более чем на 11%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целях стимулирования притока иностранного капитала власти КНР предпринимают меры, направленные на снижение налоговых нагрузок на совместные предприятия, в том числе такие, как возобновление налоговых скидок на экспорт по довольно широкой номенклатуре товаров.
Рис. 2.2.1 Приток и отток ПИИ в Китай (1990-2009 гг.)
Среди наиболее развитых стран основными инвесторами в китайскую экономику являются США и Япония. Китайские руководители постоянно подчеркивают заинтересованность в развитии с ними инвестиционного сотрудничества, поскольку именно эти страны являются носителями наиболее современных технологий, управленческого опыта и крупнейшими финансовыми центрами мира. В отличие от стран ЕС, США и Япония входят в состав Азиатско-тихоокеанского региона, что географически представляет собой существенное преимущество в плане развития экономических отношений с Китаем. К настоящему времени на территории Китая разместили свои производства такие крупные корпорации США, как General Motors, Westinghouse electric, IBM, Sykorsky, Hewlett-Packard и др. Одновременно целый ряд известных японских и европейских промышленных компаний наладил производство продукции на территории КНР. Относительно низкие объемы инвестиций со стороны развитых стран, сопоставимые с инвестициями Тайваня и Сингапура объясняются как экономическими, так и политическими причинами.
К политическим причинам следует отнести нежелание правительств ведущих стран стимулировать масштабный вывоз капитала в КНР, помогая тем самым укрепляться мощной державе, претендующей на ведущие роли в мировой политике. Вместе с тем процессы глобализации мировой экономики, конкретные коммерческие интересы ведущих американских, японских и европейских ТНК объективно ведут к расширению экономической кооперации с Китаем. Кроме этого, крупномасштабные инвестиционные проекты в Китае требуют выработки продуманной инвестиционной стратегии. Инвесторы из Гонконга и Тайваня несут меньшие риски, поскольку вкладывают относительно небольшие средства (средний проект -1,5 млн. $) в экспортоориентированные производства с быстрым периодом окупаемости вложенных средств. Западные ТНК стремятся равномерно распределить свои филиалы по всему миру, в том числе в Восточной Азии, чтобы избежать зависимости от одной страны. При этом создание крупных инвестиционных проектов в КНР всегда осуществляется при обязательном условии участия в проекте китайской правительственной организации. [14]
Источники: http://bankir.ru/publikacii/20061026/—————rol-inostrannih-investicii-v-ekonomike-kitaya-1382747/, http://mirznanii.com/a/158099-6/pryamye-inostrannye-investitsii-kitaya-6, http://studbooks.net/792910/finansy/pryamye_inostrannye_investitsii_kitay
Источник: