Особенности иностранных инвестиций в китае

Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая

Главная > Курсовая работа >Международное публичное право

Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая

Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков. В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.

С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения[32].

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Актуальность темы курсовой работы определяется возможностью использования международного опыта, в частности, экономики Китая, для российской экономики.

Научная новизна работы заключается в том, что несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.

Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии и России. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:

— провести анализ инвестиционного климата в КНР;

— проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;

— выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;

— исследовать ПИИ из Японии в КНР;

— провести анализ товарооборота с Россией.

Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии и России в экономику Китая.

Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР.

При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод.

Хронологические рамки исследования охватывают период XX — начала XXI века.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей инвестиционного сотрудничества КНР, факторов, влияющих на его изменение.

Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.

Основные направления экономической политики Китая

1.1 Общая характеристика внешнеэкономического положения Китая

Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля.

За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 510 млрд. долл. в 2001г. В 1979 — 2003 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла в 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире [5, стр.84].

В 2006 рост экспорта составил 45 % (от 2005) и достиг объема в 442,1 миллиарда долларов США. Из-за дешевой рабочей силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места во всем мире в таких областях как электрические бытовые приборы и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению с ценами европейского и американского производства, цены на китайские изделия в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.

Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 2000г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2000гг. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978г. она составляла лишь 0,75%.

Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. Существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.

За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в деревне, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется довольно высокая импортная зависимость по товарам группы сырья и материалов производственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары.

Импорт КНР показал рост 34 % в 2007 с 380,55 миллиардами долларов США. Главные пункты для китайского импорта — сырье и источники энергии, как: сырая нефть, первичные пластмассы, металлы, интегральные схемы и электронные компоненты, а также высокотехнологичные производственные линии и комплексы [10, стр.118].

Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль — один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.

Читайте также  Классификация инвестиций степень риска инвестиций

Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%. [13, стр.8]

Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг.

Сейчас КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2003 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2003 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).[20, стр.47]

1.2 Инвестиционная стратегия Китая

Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Законом КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Законом КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. А также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала. Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.

Со временем вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствии с требованиями ВТО. К таким положительным моментам можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли как телекоммуникации, городское газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции, в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции; расширены возможности для иностранных предпринимателей в розничной и оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.

При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие урегулированной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность.

Таким образом, исследуя нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций в КНР, можно сказать, что Китай достиг огромных успехов в сфере регулирования инвестиционной сферы, проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства.

Роль иностранных инвестиций в экономике Китая

В статье дается обзор проводимой в отношении иностранных инвестиций политики Китая. // Ольга Пожидаева. Специально для Банкир.Ру.

Не секрет, что на мировой финансовой арене все более и более ярко вырисовывается пусть не лидер, но несомненно политически и экономически сильный противник — Китай. Это еще не полностью сформировавшийся, но уже «дракон» — «дракон», который крепнет и набирается опыта в ведении борьбы за первенство.

Первый шаг уже сделан: Китай вступил в ВТО. Скоро будет сделан и второй—сняты финансовые ограничения для зарубежных компаний, работающих в Китае. Время задуматься: а каковы реальные причины стремительного экономического роста? Каковы реальные возможности Китая в финансовой сфере? Каковы предпосылки будущих изменений в стране?

По мнению автора, немаловажную роль в сложившейся ситуации сыграли экономические преобразования последних лет, в частности, работа, направленная на привлечение иностранных инвестиций. Чтобы ответить на поставленные вопросы, в статье дается обзор проводимой в отношении иностранных инвестиций политики государства, рассматриваются сложности, с которыми столкнулось китайское правительство в ходе осуществления либерализации экономики. В заключительной части статьи детально рассматривается проходящее в настоящий момент IPO ICBC, которое, по нашему мнению, является знаковым событием уходящего года не только в китайской, но и в мировой экономике.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), наряду с портфельными инвестициями и кредитами, являются основным способом привлечения иностранного капитала для финансирования экономического развития. Основным каналом поступления ПИИ для развивающихся стран являются международные кредиты, необходимым условием получения которых считается наличие хорошо развитой инфраструктуры. Вот уже несколько лет Китай осуществляет экономические преобразования и придерживается политики открытости во взаимоотношениях с зарубежными странами, формируя тем самым уникальную систему финансирования экономического развития посредством привлечения иностранных капиталовложений, основной формой которых стали ПИИ.

На долю ПИИ приходится 69% всех иностранных инвестиций Китая. Именно успех в привлечении иностранных инвестиций считается одним из основных факторов, обеспечивших быстрые темпы роста китайской экономики в последние два десятилетия.

Лишь с 1997 года иностранные инвестиции в акции китайских предприятий стали важным источником внешнего финансирования.

Исторически этой важной для финансовой ситуации в стране перемене предшествовали несколько этапов. Так, рост ПИИ в 80-е годы XX века был крайне мал. Причинами этого были и отсутствие опыта при работе с зарубежными компаниями, и неразвитость инфраструктуры. Только с началом экономических преобразований в стране ситуация начала меняться. Этому способствовало и расширение числа свободных экономических зон, давших мощный толчок развитию китайской экономики. В результате на конец 1991 года размер накопленных ПИИ достиг 23.3 млрд. долл. На первом этапе иностранные инвестиции поступали в основном в экспортно-ориентированные отрасли китайской экономики.

Второй этап растянулся с 1992 года по 1997 год. И уже в 1997 году объем привлеченных ПИИ достиг 45 млрд. долл. Такому стремительному росту ПИИ несомненно способствовали либерализация доступа в ранее закрытые сектора китайской экономики и снижение курса китайской национальной валюты, осуществляемое в период с 1992 по 1994 год.

Третий этап, продолжающийся в настоящее время, начался в 1998 году. Его характеризует относительно стабильный приток ПИИ в китайскую экономику. В 2005 году объем ПИИ достиг рекордного для Китая показателя в 72.4 млрд. долл., уступавшего по размерам лишь размерам ПИИ в экономику Великобритании и США.

Впрочем, в текущем году ситуация несколько ухудшилась. Согласно данным доклада представителя Министерства коммерции Китая господина Чун Цюаня от 16 октября сего года, общий объем инвестиций снизился до 42.59 млрд. долл. Тем не менее Китай продолжает оставаться страной, привлекательной для зарубежных инвесторов. Более того, в условиях наличия больших ресурсов дешевой рабочей силы Китай в ближайшее время может стать мировой производственной базой. Пока единственным препятствием на этом пути является недостаток квалифицированных специалистов.

Что же привело к неожиданному понижению объема ПИИ в текущем году при общей благоприятной экономической обстановке и в условиях лояльности, проявляемой к Китаю иностранными инвесторами? С самого начала правительство КНР использовало предоставление налоговых льгот в качестве основного метода привлечения иностранных инвесторов. Так, предприятия с участием иностранного капитала (ПУИК) освобождены от выплаты налога на прибыль в первые годы деятельности, в дальнейшем же они пользуются пониженной ставкой налога. Кроме того, им предоставляется полное освобождение от налога на прибыль средств, реинвестируемых в предприятие. ПУИК пользуются льготами на импорт оборудования и технологий — пошлины и НДС при их ввозе не выплачиваются.

Так было до недавнего времени. Похоже, что ситуация начала меняться. В июле этого года Министерство коммерции КНР выпустило ряд указов, ограничивающих доступ иностранных инвестиций в сектор недвижимости, а сейчас в процессе разработки находятся указы о сокращении числа льгот при налогообложении для корпораций, использующих иностранные инвестиции. Более того, правительство намерено усилить контроль за процессом слияния ключевых китайских предприятий с зарубежными предприятиями в важных отраслях промышленности. По этой причине многие зарубежные компании жалуются на ухудшение инвестиционного климата в стране. Но, кажется, у Китая есть объяснение подобным действиям.

Читайте также  Инвестиции в голубые фишки дивиденды

В связи с вступлением Китая в ВТО на местном финансовом рынке начала сильно обостряться конкурентная борьба. Правительство сильно озабочено тем, как будут функционировать в сложившихся условиях национальные компании. Проводя политику либерализации, Китай очень рассчитывает получить от зарубежных партнеров новые каналы сбыта для своей продукции, передовые технологии, навыки по управлению персоналом и, конечно же, по управлению рисками. Но, кажется, иностранные компании не торопятся раскрывать секреты ведения бизнеса, ссылаясь на закон о защите интеллектуальной собственности. Как следствие, в последние годы Китай редко получал от своих зарубежных партнеров содействие в развитии технологий, операционных систем, менеджмента. Таким образом вклад иностранных инвесторов в китайскую экономику оказывается не на столько велик, как предполагалось.

Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство намерено повысить налогообложение иностранных компаний. По мнению представителя Министерства коммерции КНР господина Мэй Синьюя, Китай не собирается перекрывать доступ иностранным инвестициям, а лишь предполагает «держать подальше» тех, чей вклад в китайскую экономику крайне мал. Как бы то ни было, зарубежные компании с настороженностью восприняли ожидаемые перемены, результатом чего и стало понижение объема ПИИ в китайскую экономику.

Но если в нефинансовом секторе наметилась тенденция на уменьшение ПИИ, то в финансовом секторе благодаря инвестициям в китайскую банковскую отрасль объем ПИИ вырос до 12 трлн. долл. Объективной причиной этого является тот факт, что в декабре текущего года в соответствии со взятыми на себя обязательствами членства ВТО рынок финансовых услуг Китая будет открыт для иностранных инвесторов.

Как уже было сказано ранее, Китай — это страна, привлекательная для зарубежных корпораций ввиду широких возможностей, открываемых ею не только как обладательницей обширнейшего источника людских ресурсов, но и как огромным рынком сбыта производимых товаров и услуг — рынком, пока еще практически недоступным для иностранных производителей. Несомненно, что в следующем году многие зарубежные фирмы попытаются проникнуть на китайский рынок.

Стоит ли говорить, что в условиях рыночной экономики наиболее быстро реагируют на малейшие изменения в экономической ситуации различные финансовые структуры, в частности -банковский сектор. Необходимо заметить, что при необычайных темпах роста китайской экономики банковская структура Китая еще относительно слаба и, что особенно пугает китайское правительство, не совсем готова к конкуренции с зарубежными банками.

Ускоренными темпами правительство КНР принимает меры по усилению банковской системы страны. В частности, для увеличения активов ведущим банкам Китая были выделены гигантские суммы. Вливания только в три банка из числа «большой четверки» составили 60 млрд. долл. Параллельно с этим осуществляется коммерциализация крупных китайских банков. Принцип ее осуществления един: рекапитализация, избавление от «плохих» долгов, преобразование в акционерное общество со стопроцентной госсобственностью, продажа пакета акций (не более 20% от общей суммы) и первичная эмиссия.

Но даже при такой поддержке со стороны государства банки сталкиваются с определенными трудностями, такими как: узкий спектр предлагаемых услуг, нехватка знаний и опыта, отсутствие ряда технологических наработок. Имея такие проблемы, политическое руководство нацелено на использование иностранного опыта и капитала, но без передачи контроля над банками. Другими словами, это означает создание конкурентоспособных компаний при использовании иностранных навыков и ноу-хау при неусыпном контроле со стороны правительства.

С точки зрения политического руководства страны такая система идеальна. Но придерживаются ли такого же мнения зарубежные компании? И возможно ли функционирование на международном уровне зарубежных финансовых корпораций при ограниченном влиянии в банке? По мнению А.Ивантера, безвозвратно ушло в прошлое время финансирования малоприбыльных, но необходимых государству индустриальных проектов. В условиях рыночной экономики при выборе кредитуемого объекта необходимо руководствоваться исключительно бизнес-планом и рентабельностью проекта.

Ввиду ожидаемых перемен не может не обратить на себя внимание беспрецедентное по размерам и вызванному в финансовых кругах резонансу первичное публичное размещение акций (IPO) Промышленно-коммерческого банка Китая (ICBC). По мнению автора, это отнюдь не заурядное событие в экономической жизни Китая, а потому в рамках рассматриваемой темы оно требует особо пристального внимания, прежде всего из-за ожидаемых объемов привлекаемых средств.

28 октября 2005 года ICBC был официально трансформирован из государственного коммерческого банка в акционерный коммерческий банк и переименован в Industrial and Commercial Bank of China Limited . По состоянию на конец 2005 года размер активов ICBC составлял 6.5 трлн юаней, что эквивалентно 800 млрд. долл. А 27 января 2006 года было объявлено о подписании соглашения о сотрудничестве с консорциумом, состоящим из трех всемирных финансовых корпораций: Goldman Sachs, Allianz и American Express. Сразу же после подписания стало известно о приобретении консорциумом 9% акций банка на сумму 3.78 млрд. долл.

В июне 2005 года в Пекине, на Международной конференции по денежно-кредитной политике председателем ICBC было впервые оглашено намерение о проведении IPO в октябре 2006 года. Вскоре со стороны регулирующих органов Китая было получено соглашение на проведение первичной эмиссии. Планировалось одновременное размещение акций на сумму около 19 млрд. долл. Эмиссия должна пройти на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах. В связи с резким падением цен на акции на Гонконгской бирже в мае текущего года были нарушены планы по изначальному размещению акций на сумму 12-14 млрд. долл. Эмиссия была перенесена на более поздний срок.

Надо сказать, что последнее время государство стремится поддерживать внутренний рынок за счет листинга крупных компаний, большинство из которых предпочитает Гонконгскую биржу как возможность получения деловой репутации и денежных средств. Так, 22 сентября текущего года успешно прошло IPO China Merchants Bank на сумму 2.4 млрд. долл.

В общей сложности ICBC планирует разместить 18% своего уставного капитала, из них 12% на Гонконгской бирже. Будет ли эта операция успешна? Большинство экспертов предполагает, что успех очевиден. Накануне снятия ограничений для зарубежных компаний в финансовых кругах наблюдается сильный биржевой ажиотаж. Надежды многих портфельных инвесторов связаны с тем, что стремительное развитие китайской экономики неизбежно скажется на состоянии банковской системы, а значит, и на стоимости акций банков. Финансовые круги, близкие к Пекину, высказываются более осторожно, ведь в случае, если на акции ICBC не будет ожидаемого спроса, пошатнется уверенность в правильности осуществляемой руководством банковской реформы.

В начале года на организацию размещения акций претендовало шесть компаний: Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P.Morgan, Merrill Lynch. Более того, определенные надежды были и у консультирующей ICBC фирмы – China International Capital Corp . ( CICC ), и у небольшой венчурной компании ICEA, акциями которой владеет ICBC. Борьба за право организации IPO ICBC отнюдь не беспочвенна. Ожидаемое размещение акций на сумму 21 млрд. долл. будет крупнейшим за всю историю, оставив позади IPO NTT Mobile Communications Network Inc. 1998 года на сумму 18,4 млрд. долл. и IPO итальянской Enel SpA на сумму в 17 млрд. долл. В случае успеха капитализация банка составит 116 млрд. долл., а сам банк займет шестое место в мире после американской кредитной организации J. P . Morgan Chase . Доходы от размещения акций могут составить порядка 300 млн. долл. комиссионных.

Право на размещение акций получили Credit Suisse, Deutsche Bank, Merrill Lynch, ICEA. В качестве андеррайтеров названы CICC, Citic Securities, Guotai Junan Securities and Shenyin & Wanguo Securities.

В понедельник, 16 октября сего года, одновременно на Шанхайской и Гонгонгской фондовых биржах были выставлены акции типа «А» и «Н» ICBC . Торги продлились до четверга. На них было выставлено 35.39 трлн. акций. Следующие торги назначены на 23 и продлятся до 27 октября.

Читайте также  Выберите наиболее точное определение инвестиции

Уже на следующий день после начала торгов акции многих компаний упали в цене, впрочем это был вполне ожидаемый процесс. Многие аналитики еще до начала торгов предсказывали падение курса ряда акций в связи со стремлением высвободить капитал для покупки акций ICBC. Так, отслеживая основные показатели китайского фондового рынка, можно было заметить, что уже на следующий день после начала торгов SHSZ 300 упал на 12.36 пункта с 1430.88 до 1418.52, Shanghai Composite – на 13.36 с 1784.66 до 1771.30, шанхайские акции типа «А» — на 14.29 с 1874.97 до 1860.68, Shenzhen Composite – 1.74 с 446.85 до 445.11, шэньчжэньские акции типа «А» — на 1.93 с 463.92 до 461.99. А еще через день упал в цене и ряд других акций.

Очевидно, что при любом исходе торгов IPO ICBC станет ярким и запоминающимся финансовым событием уходящего года.

Подведем итоги. Эксперты по-разному оценивают финансовые преобразования в Китае: одни называют их революционными, другие же считают, что у государства нет достаточных средств для реализации всех проектов. Кредитный бум последних трех лет грозит новой волной неблагонадежных кредитов, которая начнется при замедлении экономического роста. И каким спросом будут пользоваться акции китайских банков на фондовом рынке – неизвестно. Однако… попытка – не пытка.

Под вопросом остается конкурентоспособность китайских банков на мировом рынке. Конкуренты постоянно предоставляют новые виды услуг. В этом плане государственные коммерческие банки Китая значительно отстают.

Правительство надеется, что иностранные инвестиции подготовят почву для выхода банков » на публику » на фондовых биржах в Гонконге и в других местах, тогда как иностранные банки делают капиталовложения с прицелом на проникновение на огромный китайский рынок.

1. Прямые иностранные инвестиции в Китае

Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций, то Китай занимал особую позицию среди других развивающихся стран Азии. Несмотря на проведение политики открытости с начала 1980-х гг., в стране были введены достаточно значительные отраслевые и региональные ограничения на привлечение прямых иностранных инвестиций. Поэтому иностранный капитал постепенно подключался к экономической деятельности на территории Китая, объемы прямых иностранных инвестиций в период 1980-х гг. не были большими и при этом были представлены исключительно гонконгским капиталом. Предприятия иностранного капитала концентрировались преимущественно в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, экономическая эффективность их хозяйствования была невысокой.

С середины 1980-х гг. усилилась роль государства в регулировании прямых иностранных инвестиций, были предприняты шаги по их выборочному ограничению и поощрению с точки зрения отраслевой, технологической и территориальной структуры. Национальное законодательство постепенно адаптировалось к общепринятой мировой практике. В результате наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений. Более 2/3 совместных предприятий, созданных во второй половине 1980-х гг., пришлись на сферу производства: автомобилестроение, нефтепереработка, угледобыча, производство бытовой техники.

Быстрый рост иностранных инвестиций в экономику страны начинается с 1992 г., в результате чего Китай становится лидером по привлечению иностранного капитала в азиатском регионе. Только в 1992 г. было создано столько совместных предприятий, сколько за все предыдущие годы. С этого времени прямые инвестиции становятся основной формой привлечения иностранного капитала. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимой техники и технологии, сырья и материалов прямые иностранные инвестиции рассматриваются как эффективный способ разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями.

Вступление Китая в ВТО стимулировало рост объема иностранных инвестиций в Китай. Если за 1994-1999 гг. объем прямых иностранных инвестиций вырос на 7 млрд, то за 2000-2006 гг. – почти на 30 млрд дол. В 2007-2009 гг. объем реально использованных прямых иностранных инвестиций составил соответственно 74,7; 92,4 и 90,5 млрд дол. Несмотря на финансовый кризис, прирост иностранных инвестиций в 2008 г. был особенно значительным – 17,7 млрд дол (23,6%). В 2009 г. в условиях продолжающегося кризиса прирост мировых трансграничных инвестиций сократился на 40%, в Китае сокращение составило только 2,6%. В 2010 г., по прогнозам, объем прямых иностранных инвестиций в Китай должен превысить 100 млрд дол.

В последние годы рост иностранных инвестиций в экономику Китая происходит как на фоне общего снижения объема прямых иностранных инвестиций в мировой экономике, так и замедления темпов экономического роста большинства стран. Если в 2000 г. удельный вес Китая в общем объеме мировых трансграничных инвестиций составлял 2,9%, то в 2002 г. – уже 8,1%. При этом Китай уже давно занимает ведущие позиции среди развивающихся стран-реципиентов иностранного капитала. На него приходится более 22% притока иностранных инвестиций во все развивающиеся страны и более 40% — в развивающиеся страны Азии. Так как Китай по-прежнему остается лидером по темпам экономического роста, поэтому очевидно, что приток иностранного капитала является не столько фактором, сколько индикатором успешного экономического развития и показателем инвестиционной привлекательности.

За период 1979-2009 гг. сумма реально использованных прямых иностранных инвестиций в Китае составила 1 трлн дол, количество созданных предприятий с иностранным капиталом достигло 690 тыс.

На начальном этапе действовал разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Вопрос об утверждении инвестиционных проектов в зависимости от объема инвестиций решался на уровне Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (сейчас Министерство торговли), отраслевых министерств, а также провинциальных и городских правительств. К настоящему времени в результате либерализации абсолютно большая часть инвестиционных проектов (кроме очень крупных) утверждается на местном уровне

Китайская статистика использует расширенное толкование прямых иностранных инвестиций, включая в них совместные (хэцзы) предприятия с участием иностранного капитала; кооперационные (хэцзо) предприятия с участием иностранного капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале (вайшан дуцзы); совместную разработку морских нефтяных ресурсов; компенсационную торговлю; международный лизинг.

Кооперационные предприятия иногда называются контрактными и отличаются от совместных предприятий способом формирования капитала и распределения прибыли. Они создаются без образования юридического лица и на непродолжительные сроки. Иностранный партнер ежегодно в течение оговоренного срока получает фиксированный доход независимо от результатов деятельности предприятия. По истечении срока контракта предприятия переходят в собственность китайского участника; среди них преобладают объекты трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, сферы услуг, туризма, объекты коммунального и гостиничного хозяйства.

Совместные предприятия создаются с образованием юридического лица на срок не менее 30 лет с разделением участия сторон в уставном капитале и распределении прибыли, при этом, китайская сторона получает доступ к использованию технологий иностранного партнера. Инвестиции обеими сторонами вносятся в основном в виде материальных активов: доля иностранного партнера — в форме технологий и оборудования, доля китайской стороны, как правило, представлена основными фондами и рабочей силой. При этом иностранный партнер отвечает за контроль над качеством, а китайский партнер – за управление персоналом.

На начальном этапе привлечения иностранных инвестиций основная масса создаваемых предприятий относилась к категории кооперационных, однако введение налоговых и таможенных льгот, облегчение процесса создания предприятий с иностранным капиталом, учреждение территорий льготного инвестирования в приморском регионе дали толчок развитию совместных предприятий и усилению их экспортной направленности. Уже с середины 80-х гг. основная масса создаваемых предприятий относилась к категории совместных. В числе причин массированного притока прямых иностранных инвестиций следует назвать стабильность социально-политической ситуации, благоприятный инвестиционный климат, наличие огромного внутреннего рынка, чрезвычайную дешевизну рабочей силы, тесные связи с китайской диаспорой за рубежом, сохранение на протяжении длительного времени темпов экономического роста на стабильно высоком уровне.

Источники: http://works.doklad.ru/view/Wei0JtCHuJc.html, http://bankir.ru/publikacii/20061026/—————rol-inostrannih-investicii-v-ekonomike-kitaya-1382747/, http://studfiles.net/preview/3542308/page:148/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто