Осуществлять бюджетные инвестиции в объекты

Осуществлять бюджетные инвестиции в объекты

Бюджетный учет, N 8, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается статьей 79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетной инвестиции представлено в статье 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее — Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 году бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в пункте 1 статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в статье 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определение понятий «здания» и «сооружения» представлено в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее — ОКОФ). Согласно данному документу:

— к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;

— к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;

— к подразделу «Жилища» относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с пунктом 21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные инвестиции).

Согласно пункту 93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту 2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

2) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (пункт 2.1.3 Приказа N 7н).

Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000 рублей.

Дебет 6 205 81 560

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

Читайте также  Ук коллективные инвестиции лищенко ирина

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Бюджетные инвестиции в объекты спорта

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 5

В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внимание спорту в целом и, в частности, строительству новых и реконструкции старых спортивных сооружений. Данное направление деятельности требует значительных капитальных вложений — бюджетных инвестиций. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Какие нормативные документы регулируют этот процесс? Каков порядок отражения в бухгалтерском учете производимых операций? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

В Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (утверждены Минфином) указано, что объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП в области физической культуры и спорта, в 2013 г. составит 1,3 млрд руб., а в 2014 г. — 0,1 млрд руб.

В соответствии с п. 2 ст. 79 БК РФ решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и сметной стоимостью менее 1,5 млрд руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций

Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 (далее — Постановление N 1456, Правила).

Минфин и Федеральное казначейство подготовили совместное Письмо с разъяснением порядка реализации в 2013 г. указанного Постановления (Письмо Минфина России N 02-14-05/5145, Федерального казначейства N 42-74-05/51-114 от 22.02.2013).

Постановление N 1456 и утвержденные им Правила устанавливают право государственных органов, имеющих функции и полномочия учредителя, осуществлять финансовое обеспечение капитальных вложений в 2013 г. двумя способами.

  1. Передача организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов (далее — передача полномочий).
  2. Предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее — предоставление субсидий).

Передача полномочий. Передача органами власти своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органов власти государственных контрактов учреждениям осуществляется по решению Правительства РФ на основании соглашений о передаче полномочий.

Соглашения о передаче полномочий заключаются в отношении каждого объекта и должны содержать:

а) предмет соглашения (договора) о передаче полномочий, который включает в себя:

  • наименование объекта, его мощность, площадь, объем, протяженность, емкость, вместительность или иные параметры;
  • сроки строительства (приобретения);
  • сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), рассчитанные в ценах соответствующих лет и отвечающие принятым в установленном порядке решениям Правительства РФ или главного распорядителя;
  • общий объем капитальных вложений, в том числе объем бюджетных ассигнований, предусмотренный органу власти как главному распорядителю бюджетных средств, рассчитанный в ценах соответствующих лет согласно предусмотренному в федеральной адресной инвестиционной программе объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций;

б) положения, устанавливающие права и обязанности организаций по заключению и исполнению от имени РФ в лице органов власти государственных контрактов;

в) положения об ответственности организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;

г) положения, устанавливающие права органов власти и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, предусмотренных заключенными соглашениями (договорами) о передаче полномочий.

Операции с бюджетными инвестициями, осуществляемыми бюджетными и автономными учреждениями в рамках переданных соответствующим органом власти полномочий по заключению и исполнению в лице указанных органов государственных контрактов, учитываются на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств с кодом 14, открытом в органе Федерального казначейства.

Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения соглашения (договора) о передаче полномочий представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия лицевого счета по переданным полномочиям, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Основанием для открытия лицевого счета по переданным полномочиям является копия соглашения (договора) о передаче полномочий.

У учреждения на основании государственных контрактов возникают бюджетные обязательства в пределах лимитов по переданным полномочиям, отраженных на лицевом счете.

Учреждение обеспечивает учет принятого бюджетного обязательства, связанного с капитальными вложениями, в соответствии с Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» учреждение вносит сведения о государственном контракте в реестр контрактов.

Предоставление субсидий. При предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений согласно п. 16 Правил между органом власти как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию на капитальные вложения, и организацией заключается соглашение о предоставлении субсидии.

Субсидии на капитальные вложения предоставляются органами власти организациям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке органам власти как получателям средств федерального бюджета на указанные цели.

Соглашения (договоры) о предоставлении субсидий заключаются в отношении каждого объекта и должны содержать:

а) предмет соглашения (договора) о предоставлении субсидии, включающий:

  • наименование объекта, его мощность, площадь, объем, протяженность, емкость, вместительность или иные параметры;
  • сроки строительства (приобретения);
  • сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), рассчитанные в ценах соответствующих лет и отвечающие принятым в установленном порядке решениям Правительства РФ или главного распорядителя;
  • общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе размер субсидии на капитальные вложения, рассчитанный в ценах соответствующих лет согласно решениям Правительства РФ или главного распорядителя, при этом размер субсидии на капитальные вложения должен соответствовать объему бюджетных ассигнований, предусмотренному в федеральной адресной инвестиционной программе на указанные цели;
  • права и обязанности сторон соглашения (договора) о предоставлении субсидий и порядок их взаимодействия при реализации соглашения (договора) о предоставлении субсидий;

б) условия о соблюдении организациями при использовании субсидий на капитальные вложения положений, установленных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в отношении бюджетных учреждений;

в) положения, устанавливающие обязанность организаций по открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета операций по получению и использованию субсидий на капитальные вложения;

г) сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий на капитальные вложения;

д) положения, устанавливающие право получателей средств федерального бюджета, предоставляющих субсидии на капитальные вложения, и органов государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, установленных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

Читайте также  Fb2 джереми сигел долгосрочные инвестиции в акции

е) порядок возврата организациями средств не использованных на начало очередного финансового года ранее перечисленных им субсидий на капитальные вложения;

ж) порядок возврата организациями использованных сумм в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

з) порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидий на капитальные вложения организациями.

Эти субсидии поступают на лицевой счет, который предназначен для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций с кодами 21, 31 (отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, отдельный лицевой счет автономного учреждения), открытый в органе Федерального казначейства в установленном порядке.

Кассовые расходы организаций при осуществлении капитальных вложений, связанные с оплатой обязательств по договорам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта, осуществляются после проверки органом Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг.

Отражение в бухгалтерском учете капитальных вложений

После завершения отдельных этапов строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства учреждение учитывает увеличение стоимости вложений в основные средства.

После государственной регистрации права оперативного управления объектом капитального строительства учреждение отражает в бухгалтерском учете увеличение стоимости основных средств.

Далее приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по осуществлению капитальных вложений (бюджетных инвестиций) двумя способами финансового обеспечения в соответствии с Приложением 1 к Письму Минфина России от 22.02.2013 N 02-14-05/5145.

1. При передаче учреждению полномочий государственного заказчика. Операции, связанные со строительством объекта государственной собственности и приобретением объекта в государственную собственность, в рамках переданных организациям полномочий подлежат отражению в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией N 162н . Учреждение составляет и представляет в орган власти бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Инструкцией N 191н .

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Бюджетное инвестирование

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 1349 раз

Библиографическое описание:

Деркач Д. Д., Студенова М. П., Доценко О. С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/ (дата обращения: 16.01.2019).

Государство всегда было и будет инвестором. В бюджете страны размер инвестиций, направления инвестирования законодательно закрепляются на определенный период. Бюджетные инвестиции это средства, направляемые в создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования в различных областях его деятельности. Бюджетные инвестиции подразделяются на: экономические инвестиции; социальные инвестиции; экологические инвестиции; инвестиции в оборону и безопасность страны. Документ, регулирующий бюджетное финансирование инвестиций, называется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В его разделе «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» выделены подразделы:

  1. Бюджетные инвестиции;
  2. Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
  3. Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.

В 2005 году в России создали Инвестиционный фонд, как часть бюджета, призванного выполнять планы государственного инвестирования по указанным выше направлениям в рамках, новой формы сотрудничества государства с частным капиталом, государственно-частного партнерства.

Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой — обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях меняющейся экономической среды. Решение этих задач требует осуществления инвестиций, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и государства. В современных условиях именно инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, активизируя спрос в краткосрочном плане и расширяя производственные возможности — в долгосрочном. В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором.

13 апреля 2007 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса. Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января2008 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций. Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета. Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий. Созданный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ призван стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов на основе государственно- частного партнерства. На со временном этапе необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства [1, с. 12].

Как показывает международная практика, реализация крупномасштабных проектов невозможна силами только государства, или только бизнеса. Инвестиционные проекты подлежат отбору по количественным параметрам, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Минимальная сметная стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., частный инвестор обязан вложить в проект не менее 25 % средств, при этом рентабельность должна составлять не менее 4 % и не более 11 %. Средства ИФ РФ предназначены для наименее окупаемой части комплексных инвестиционных проектов — строительства инфраструктуры. Это значит, что каждый инвестированный государством рубль привлекает четыре рубля частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 150 тыс. новых рабочих мест, а суммарный объем поступлений в федеральный бюджет в течение ближайших 10 лет превысит 470 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем объем государственной поддержки, предоставляемой инвестиционным проектам; кроме того, около 400 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов РФ в качестве налоговых отчислений.

Выделение средств из ИФ — трехформатное:

  1. прямое со финансирование проектов;
  2. участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
  3. система государственных гарантий.

В результате к реализации с использованием средств ИФ РФ в 2006–2007 гг. было одобрено 24 инвестиционных проекта. Из них 45 % направлено на развитие транспортной инфраструктуры, 30 % — на развитие промышленных отраслей, 10 % — на реализацию проектов в области ЖКХ, 5 % — на создание инновационной инфраструктуры, 10 % — на модернизацию других отраслей [3, с. 36].

Первыми подобными инициативами стали проекты комплексного развития Приангарья, сооружения комплекса нефтеперерабатывающей и нефтехимических заводов в Нижнекамске, строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге и участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [4]. Следует отметить, что данные проекты являются приоритетными и имеют сложную динамику финансирования. Кроме того, в март е 2008 г. Правительством РФ было принято решение о возможности получения бюджетных средств для реализации региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. руб. Однако в 2008 г. не получил одобрения ни один проект, хотя на начало года было подано 75 заявок. В связи с вышесказанным предлагается два варианта решения проблемы.

Читайте также  Умк по экономической оценке инвестиций

Первый вариант — перевести алгоритм бюджетного инвестирования в режим инвестирования корпоративного. Второй вариант — выставить средства по всем закрепленным за ИФ проектам на конкурсы частных инжиниринговых и финансовых консорциумов. Как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций, целевые программы — действенный инструмент реализации государственной инвестиционной политики. Однако в Российской Федерации механизм их использования пока недостаточно эффективен. Механизм целевых программ не полностью соответствует требованиям программно-целевого планирования.

В РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, которая определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, использующихся в реализации федеральных целевых программ (программная часть), а также в решении от дельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом РФ или Правительством РФ (не программная часть.

Чтобы раскрыть подробнее содержание бюджетных инвестиций, целесообразно вкратце рассмотреть их классификацию и учет согласно бюджетному законодательству.

Прежде всего, как упомянуто выше, бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, то есть, согласно ст. 6 БК РФ, «выплачиваемые из бюджета денежные средства». Инвестиции в объекты недвижимости и инвестиции, имеющие долгосрочный характер, относятся к капитальным расходам. Согласно БК РФ (ст. 21, 79), подгруппы «Бюджетные инвестиции» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» единой классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, существуют инвестиции за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ст. 69, 69.1, 79, 80, БКРФ).

Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности, согласно перечню кодов и видов расходов бюджетной классификации выступают как капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной(муниципальной) собственности (код группы расходов 400) следующих видов:

Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н.

– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества федеральной собственности в государственном оборонном заказе (вид расходов 411);

– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 412);

– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в государственном оборонном заказе (вид расходов 413);

– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 414);

– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (вид расходов 415).

Таким образом, в зависимости от объекта, можно выделить бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленные на увеличение уже существующих объектов государственной (муниципальной) собственности, и бюджетные инвестиции, направленные на создание (приобретение) новых объектов. И в том, и в другом случае особым образом учитываются бюджетные инвестиции в сфере государственного оборонного заказа. См. также ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Вновь приобретенные (созданные) за счет бюджетных инвестиций объекты могут быть переданы на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным (муниципальным) учреждениям, унитарными предприятиям либо включены в общий нераспределенный массив казны.

Из бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета, выделяются бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд. рублей, бюджетные инвестиции федеральным загранучреждениям и унитарным предприятиям, независимо от стоимости, решение о которых принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Решение о прочих бюджетных инвестициях принимается в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств (ст. 79 БК РФ).

В бюджетном учете бюджетные инвестиции обособляются следующим образом: бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ). Бюджетные инвестиции капитального характера, выделяемые из федерального бюджета (иных бюджетных инвестиций законодательством не предусмотрено), включаются в федеральную адресную инвестиционную программу (ст. 179.1 БК РФ), которая также является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете.

Для всех бюджетных инвестиций, в том числе таких, которые адресуются юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или унитарными предприятиями, существует ясный характеризующий признак. Он заключается в том, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц — адресатов бюджетных инвестиций. Указанный признак бюджетных инвестиций ставит под сомнение правомерность отнесения их к расходам бюджета. Очевидно, что выплаты из бюджета, в форме инвестиций, должны сопровождаться поступлением (увеличением) нефинансовых активов. Таким образом, с точки зрения статистики государственных финансов (далее — СГФ) бюджетные инвестиции не являются чистыми расходами.

Итог исполнения бюджета, с точки зрения СГФ, будет выражаться в чистых активах (далее — ЧА), которые составляют сумму изменения нефинансовых (далее — НФА) и финансовых (далее — ФА) активов за вычетом изменения обязательств (далее — О).

Эти данные должны входить в баланс исполнения бюджета, который составляет часть бюджетной отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Код 300 согласно классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1БК РФ). То есть ЧА = изм. НФА + изм. ФА — изм. О.

Однако, баланс исполнения бюджета не является основным документом бюджетной отчетности. Итоговый отчет об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом власти, включает данные по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 264.1 БК РФ). Согласно действующим правилам бюджетного учета и отчетности, нефинансовые активы, в том числе полученные за счет бюджетных инвестиций, остаются за балансом бюджета, не влияют на итоговый отчет о его исполнении, который является итогом кассового движения денежных средств. Данное положение вещей оставляет без ответа неизбежно возникающий вопрос: насколько адекватно увеличение публичного имущества произведенным бюджетным инвестициям (расходам)?

Задача измерения результата инвестиций не является простой. Если вспомнить, что главным экономическим критерием инвестиций является будущий доход или экономия, то мы встаем перед необходимостью введения данного показателя в отчетность. Таким образом, результатом бюджетных инвестиций должно являться не увеличение массы публичного имущества (не денежной части казны), а будущая выгода. Действующее законодательство не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага от бюджетных инвестиций.

  1. Бюджетное послание Президента // Российская газета. URL: http: //www. rg. ru.
  2. Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 20 09. № 9 (345).
  3. Митрофанова И. В., Сизов Ю. И. Институциональные ловушки Инвестиционного Фонда Р Ф / / Финансы и кредит. 2009. № 3 (3 39).
  4. Инвестиции. Учебник для бакалавров / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2014.

Источники: http://docs.cntd.ru/document/902311319, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/88070-byudzhetnye-investicii-obekty-sporta, http://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто