План привлечения инвестиций в экономику

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России (3)

Главная > Реферат >Экономика

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: «Менеджмент организации сферы сервиса»

По дисциплине «Управление инвестициями»

«ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ».

Студент группы ОПД 4-1

В связи с продолжающейся нестабильностью в экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.

Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг.

Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом (например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моей работе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках. Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста ВВП России, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;

проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;

исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;

исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;

проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

I. теоретические основы иностранных инвестиций

1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции, это долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. [21.37] Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации — инвестору.

В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.

В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций: [9.8]

1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.

2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.

3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.

4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.

Читайте также  Факторы влияющие на величину чистых инвестиций

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

Успешно распространять свои операции на зарубежные рынки компании позволяют: ее способность лидировать, умение организовать деятельность на внешних рынках, проводить маркетинговые исследования рынка, осуществлять эффективный финансовый менеджмент, обеспечивать себя необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать развитию человеческих ресурсов.

В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования: [9.39]

Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).

Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

Анализ показывает, что значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.

В 2003 г. развивающиеся страны получили иностранных инвестиций на сумму в 129 млрд. долл. и вложили за границей 51 млрд. долл. Удельный вес этой группы стран в общемировом импорте инвестиций повысился до 37% (рис. 1).

Рис. 1. Объемы ввоза и вывоза иностранных инвестиций (ИИ)

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.

План привлечения инвестиций в экономику

Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова

Основной целью инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентно способные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала города и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, сбалансированности бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

Для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования, на основе проведенного анализа рекомендуется провести комплекс мероприятий:

1. Создание инвестиционного фонда.

2. Для успешной реализации инвестиционной политики на территории города Серпухова, администрации следует проработать вопрос о создании Целевого бюджетного инвестиционного фонда муниципального образования в составе бюджета города. Он должен быть создан в целях привлечения и концентрации средств для дополнительного финансирования мероприятий по строительству объектов недвижимости жилого назначения, объектов социального и культурного назначения, инженерной инфраструктуры, а также на приобретение и капитальный ремонт жилья в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования и нормативных актов органов местного самоуправления.

Доходы и расходы Фонда при этом будут учитываться соответственно в составе доходов и расходов бюджета города Серпухова. Средства Фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Фонд формируется за счет следующих источников:

1) средств, поступающих от инвесторов-застройщиков на участие в строительстве и реконструкции объектов недвижимости жилого назначения, а также объектов социально-культурного назначения на территории муниципального образования в соответствии с инвестиционными контрактами (договорами), заключенными в установленном порядке;

2) средств от продажи объектов незавершенного строительства, осуществленного за счет средств бюджета муниципального образования;

Читайте также  Бюджетные инвестиции в объекты недвижимости

3) поступлений от реализации имущества при строительстве объектов, осуществляемом за счет средств Фонда;

4) средств от реализации жилищного фонда, ранее безвозмездно переданного муниципальному образованию;

5) добровольных взносов организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

6) иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.

Средства Фонда могут расходоваться по следующим направлениям:

1) финансирование работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципального жилищного фонда, финансирование работ по строительству и реконструкции инженерных сетей и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения на территории города;

2) финансирование проектно-изыскательских работ для строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений на территории города;

3) финансирование работ по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, инженерных (коммунальных) сетей, объектов социально-культурного назначения, внутриквартальных территорий;

4) приобретение жилья для социально незащищенных слоев населения.

Средства Фонда могут расходоваться в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Фонда. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции за счет средств Фонда в очередном финансовом году, утверждается Главой города Серпухова или Советом депутатов.

2. Разработка бизнес-плана по экономическому развитию муниципального образования.

Для привлечения инвесторов на территории должны быть созданы благоприятные условия, для реализации которых послужит План социально-экономического развития города, в котором были бы определены долгосрочные, среднесрочные и ближайшие социально-экономические цели муниципального образования, средства их достижения, включая инвестиционный потенциал и условия для размещения и работы инвестора. В нем должен быть определен план действий администрации города по привлечению капиталовложений в местную экономику, также информация об инвестиционных возможностях города и услугах для потенциальных инвесторов. План должен отразить усилия местной власти по обеспечению снижения рисков потери средств, вкладываемых инвесторами в экономику города.

План социально-экономического развития города Серпухова должен быть ориентирован на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся экономику города, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Плана должно стать создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. План должен основываться на реалистичный анализ условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. План должен содержать комплекс мер, которые будут ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры не должны требовать дополнительных бюджетных затрат.

Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в городе состоит в том, что текущее планирование — годовое бюджетное и отраслевое — должно базироваться на долго-среднесрочном плане социально-экономического развития, разработанном на основе стратегических целей. План должен иметь системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Он должен определить принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Бизнес-план должен получить статус городского нормативного акта и применяться как основа для текущего планирования.

3. Создание базы инвестиционных проектов.

Основная цель данного направления региональной инвестиционной политики — привлечь внимание российских и международных деловых кругов к городу, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятия и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить город Серпухов как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом.

Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционно- го имиджа города являются: распространение информации о преимуществах города (сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и др.), инвестиционном законодательстве города, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации и международного информационного обмена, презентаций города и отдельных инвестиционных проектов, распространения информационно-рекламных материалов.

Привлечение к работе на территории города организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов.

Развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации.

Участие в инвестиционных семинарах, подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах.

Работа с государственными организациями с целью продвижения региональных инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств. В рамках концепции инвестиционной политики города Серпухова провести организационную работу по подготовке Каталога инвестиционных проектов — провести работу по сбору и предварительной экспертизе информации предприятий — инициаторов инвестиционных проектов для дальнейшего размещения ее в указанном Каталоге и на Internet-ресурсе.

Стороны сотрудничают в области оказания помощи предприятиям города в подготовке инвестиционных проектов в избранном стандарте, и в соответствии со стандартами, принятыми для такого рода документов, а также в области доведения информации об инвестиционных проектах предприятий до инвесторов и содействия в реализации инвестиционных проектов.

Целью создания Каталога инвестиционных проектов является информационное содействие предприятиям города в привлечении финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение «прозрачности» инвестиционного рынка для российских и иностранных инвесторов.

Читайте также  Региональный венчурный фонд инвестиций в малые

Для участия проекте предприятия-инициаторы предоставляют необходимую информацию по предлагаемой форма анкеты.

В состав публикуемой информации по проектам включается: информации о предприятии, его руководителях и учредителях, основные технико-экономические показатели его деятельности, резюме проекта с основными показателями эффективности, и др.

Электронная версия Каталога размещается на сайте городской администрации.

Инвесторы имеют открытый доступ к Каталогу, возможность отбора проектов по различным критериям (отрасль, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, объем инвестиций, форма инвестиций).

При анализе инвестиционной политики муниципального образования выявлены и недостатки, которые тормозят привлечение инвестиций на территорию города Серпухова: отсутствие муниципального инвестиционного фонда; отсутствие каталога инвестиционных проектов на территории; отсутствие плана социально-экономического развития территории на долгосрочную и ближнесрочную перспективу. Также необходимо внести изменения в организационную структуру отдела экономического развития и инвестиций администрации города Серпухова.

Формы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики

Важным условием развития предприятия в соответствии с избранной экономической стратегией является его инвестиционная активность. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами.

Характеризуя экономическую сущность инвестиций, следует отметить, что в современной литературе это понятие иногда трактуется слишком узко, идентифицируя понятие «инвестиции» с понятием «капитальные вложения». Инвестиции в данном случае рассматриваются как вложение капитала в воспроизводство основных средств — как производственного, так и непроизводственного характера. Вместе с тем инвестиции могут осуществляться и в прирост оборотных активов и в отдельные виды нематериальных активов [14].

Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложением денежных средств. Однако инвестирование капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества, финансовых инструментов, нематериальных активов и т.п.

Таким образом, инвестиции представляют собой вложения капитала во всех его формах с целью обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных (чаще всего социальных) задач.

Многообразие форм и видов инвестиций, осуществляемых предприятием, порождает их классификацию по различным признакам: по объектам вложения, характеру участия, периоду инвестирования уровню риска и ряду других.

Процесс осуществления инвестиций представляет собой инвестиционную деятельность предприятия, которая является одним из важных объектов финансового управления и характеризует обоснование и реализацию наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия [40].

Следует также отметить, что инвестиционная деятельность также является главной формой реализации экономической стратегии предприятия.

Лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность, именуется инвестором. Инвесторы классифицируются по следующим признакам:

по направленности основной хозяйственной деятельности (индивидуальный и институциональный инвестор);

по целям инвестирования (стратегический и портфельный инвесторы);

по принадлежности к резидентам (российский и иностранный) и ряду других.

В аспекте рассматриваемой темы интересует, прежде всего, процесс реального инвестирования, то есть вложения капитала в воспроизводство объектов, связанных с осуществлением операционной деятельности предприятия [31].

Формы реального инвестирования могут быть сведены к трем основным:

капитальное инвестирование (строительство, реконструкция, модернизация и тому подобное);

инвестирование прироста оборотных средств.

Выбор конкретных форм реального инвестирования предприятия определяется задачами, направленными на расширение объема операционного дохода, возможностями внедрения новых технологий, а также потенциалом формирования инвестиционных ресурсов.

Специфический характер реального инвестирования и его форм предопределяют некоторые особенности его осуществления на предприятии. При высокой инвестиционной активности предприятия с целью повышения эффективности управления реальными инвестициями разрабатывается специальная политика такого управления. Политика управления реальными инвестициями представляет собой часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающая подготовку, оценку и реализацию наиболее эффективных реальных инвестиционных проектов [2].

Процесс формирования политики управления реальными инвестициями предприятия осуществляется в разрезе следующих основных этапов:

анализ состояния реального инвестирования в предшествующем периоде;

определение общего объема реального инвестирования в предстоящем периоде;

подготовка бизнес-планов реальных инвестиционных проектов;

оценка эффективности реальных инвестиционных проектов;

определение форм реального инвестирования;

формирование портфеля реальных инвестиций;

обеспечение реализации отдельных инвестиционных проектов и инвестиционных программ.

Из представленной выше этапов видно, что разработка бизнес-плана реального инвестиционного проекта, является непременным условием для последующей оценки его эффективности и определения формы реального инвестирования. Кроме того, бизнес-планирование является ключевым моментом в создании предпосылок для формирования портфеля реальных инвестиций [22].

Все формы реального инвестирования проходят три основные стадии (фазы), составляющие в совокупности цикл этого инвестирования:

прединвестиционная стадия, в процессе которой разрабатываются варианты альтернативных инвестиционных решений, проводится их оценка и принимается к реализации конкретный их вариант;

инвестиционная стадия, в процессе которой осуществляется непосредственная реализация принятого инвестиционного решения;

постинвестиционная стадия, в процессе которой обеспечивается контроль за достижением предусмотренных параметров инвестиционных решений в процессе эксплуатации объекта инвестирования.

Основу прединвестиционной стадии цикла реального инвестирования и составляет подготовка бизнес-плана.

В разрезе отдельных форм реального инвестирования предприятия разрабатываемые бизнес-планы классифицируются по ряду признаков:

по целям инвестирования (изменения объемов выпуска, ассортимента, снижение себестоимости, повышение качества и т.п.);

по уровню автономности реализации (независимые от реализации других бизнес-планов, зависимые);

по срокам реализации;

по объему необходимых инвестиционных ресурсов;

по источнику финансирования и ряду других.

Таким образом, с точки зрения реализации инвестиций, бизнес-план представляет собой документ, определяющий необходимость осуществления реального инвестирования, в которой в выбранной последовательности разделов излагаются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией [8].

Источники: http://works.doklad.ru/view/92nTSUYBIXY.html, http://studbooks.net/1358614/menedzhment/razrabotka_meropriyatiy_privlecheniyu_investitsiy_ekonomiku_munitsipalnogo_obrazovaniya_goroda_serpuhova, http://studwood.ru/1959492/marketing/formy_privlecheniya_investitsiy_realnyy_sektor_ekonomiki

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто