Анализ инвестиционной политики Республики Узбекистан
иностранный инвестиция регулирование узбекистан
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный
инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
В соответствии с действующим законодательством понятие прямых иностранных инвестиций включает в себя:
- * вложение иностранными инвесторами материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность;
- * любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности.
- 1. Основы правового регулирования привлечения иностранных инвестиций
Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:
- · Закон «Об иностранных инвестициях»;
- · Закон «Об инвестиционной деятельности»;
- · Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;
- · Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг»,
а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.
Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:
- * долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
- * создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- * приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
- * вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
- * приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
- * приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме.
На сегодняшний день потенциальным иностранным инвесторам предлагаются самые разные формы вложения инвестиций:
- * создание совместного предприятия;
- * создание предприятия со 100 процентным иностранным капиталом;
- * приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий.
Предприятиями с иностранными инвестициями признаются вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:
- * размер уставного фонда предприятия не менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;
- * одним из участников предприятия является иностранное юридическое лицо;
- * доля иностранных инвестиций составляет не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.
Кроме того, если предприятия с иностранными инвестициями получают свыше 60% доходов от продажи произведенной продукции или услуг, оно считается производственным предприятием с иностранными инвестициями. Таким предприятиям предоставляются дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы и стимулы.
Роль иностранных инвестиций в модернизации экономики Узбекистана
Модернизация экономики должна основываться на мировом опыте повышения эффективности производственных процессов. Не используя опыта ведущих стран, не возможно повысит эффективность производство. Как показывает мировой опыт, в мире было реализовано много успешных модернизационных проектов, которые позволяли за относительно короткий срок добиться существенных экономических успехов. Хотя все успешные модернизационные проекты явились результатом целенаправленной политики приступивших к реформам государств и концентрации внутренних усилий и ресурсов, ни одна модернизация не была осуществлена без использования внешних факторов. Среди этих факторов, прежде всего, выделяются иностранные инвестиции, импорт технологий, привлечение иностранных специалистов, экспорт как источник получения доходов для модернизации и преимуществ обновленной экономики, международные кредиты.
Иностранные инвестиции играют большую роль в модернизации экономики Узбекистана. В соответствии с нашим законодательством, иностранными инвестициями, на территории Республики Узбекистан, признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли.
Привлечение иностранных инвестиций позволяет национальным производителям воспользоваться передовыми технологиями и повысит свою конкурентоспособность. Если предприниматели используют устаревшие оборудование и технологии, то их производительность будет низкой, и они будут неконкурентоспособными. Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, так как, привлекая инвестиционные инвестиции, мы получаем доступ к новым технологиям. Современные технологии позволяют резко увеличить производительность труда наших предприятий, что приведет к дальнейшему стимулированию развития инвестиционных процессов.
Модернизация экономики также связанна с повышением уровня капитализации, в свою очередь этого можно добиться за счёт внешних факторов, то есть привлечение иностранных инвестиций является дополнительным источником повышения уровня предложения капитала в национальной экономике.
В Узбекистане основную часть привлекаемых иностранных инвестиций составляют прямые иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции являются широко используемой формой международной передачи технологий.
Поэтому привлечения прямых иностранных инвестиций стимулирует процесс модернизации экономики Узбекистана за счёт расширения доступа местных предпринимателей к современной технике и методам управления.
Улучшение инвестиционного климата Узбекистана позволяет привлекать большие объемы иностранных инвестиций ежегодно. Эксперты ряда авторитетных международных организаций, как, например, МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и другие финансовые структуры, наблюдающие за развитием нашей страны, отмечают, что действующие у нас законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность, создают необходимые условия для ее дальнейшей активизации. Сегодня они солидарны в своем мнении, что созданные условия обеспечивают надежную защиту законных прав иностранных инвесторов, а гарантии, льготы и преференции для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями еще более усиливают интерес.
Позитивным фактором в плане привлечения иностранных инвестиций в Узбекистан служит интерес и доверие иностранных инвесторов к устойчивости экономики республики и перспективам ее развития. Сегодня в нашей стране действует 4667 предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях экономики. А ежегодное освоение более $3 млрд. иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 25 процента общего объема инвестирования, усиливает стремление иностранных партнеров работать со своими узбекскими коллегами.
Узбекистан активно включился в многостороннее международное экономическое сотрудничество. В настоящее время наиболее динамично отношения республики развиваются с ведущими странами мира — ФРГ, США, Великобританией, Японией, Францией, Италией, Республикой Корея, Турцией, Китаем. С 50 государствами мира заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.
Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее $5 млн., при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации. Такие позитивные изменения стали причиной того, что 2012 году в нашей стране количество вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями составило 486 предприятий. Все это привело к росту доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Если в 2005 году 21,7% освоенных инвестиций приходилось на долю иностранного капитала, то в 2009 году этот показатель достиг 32,4%.
Однако мировой финансово-экономический кризис привел к резкому сокращению международной миграции капитала, что стало причиной усложнения процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. В результате доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в 2014 году сократился до 20,2%, при этом высокие темпы прироста иностранных инвестиций сохраняются. В 2014 году объемы иностранных инвестиций и привлекаемых кредитов выросли на 21,8% и составили свыше 6,8 трлн. сум.
В структуре привлеченных иностранных инвестиций наблюдается снижение доли прямых иностранных инвестиций. Если в 2012 году доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составлял 79,4%, то в 2014 году этот показатель составил 78,3%. Так же снижает доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Если в 2012 году доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций составлял 17,2%, то в 2013 году этот показатель составил 15,9%, а в 2014 году 15,8 %.
В результате реализации активной инвестиционной политики введены в строй десятки современных предприятий. В их числе новые высокотехнологические мощности по производству автомобильных двигателей на СП «Дженерал Моторс Павертрэйн Узбекистан», автомобильных генераторов и компрессоров, реализовано три проекта по производству энергосберегающих ламп, освоено производство стиральных машин под брендом «Самсунг» на СП «Зенит электронике», бытовых газовых плит, кондиционеров, электробытовых пылесосов и ряд других производств. Завершено строительство дилерского центра нового комплекса по производству грузовых автомобилей «MAN» в Самаркандской области.
Таблица 2. Тенденция развития иностранных инвестиций Составлено по данным Госкомстата Республики Узбекистана.
Развитие инвестиционной политики в Узбекистане
Инвестиционная политика Узбекистана, как неотъемлемая часть экономической политики государства
инвестиционный политика узбекистан
Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
-обеспечении структурной перестройки экономики;
-стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
-создании дополнительных рабочих мест;
-привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
-стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
-создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
-развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
-поддержке малого и среднего предпринимательства;
-совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
-создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Привлечение иностранного капитала в развивающиеся страны можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе, пока страна не завоевала международное признание, привлечение капитала главным образом возможно через международные финансовые организации и правительства иностранных государств в виде финансовой помощи, гарантов и льготных кредитов, которые носят как правило краткосрочный характер.
В последующем по мере завершения этими организациями экономической оценки страны, они начинают предоставлять кредиты на финансирование конкретных проектов на долгосрочной коммерческой основе. Активное сотрудничество с международными организациями является важной вехой для дальнейшего наращивания привлеченного капитала, поскольку принятие решений международными организациями о предоставлении стране кредитов служит сигналом как для правительственных органов стран-кредиторов, так и для частных инвесторов о возможности инвестирования в данной стране.
На втором этапе , становятся доступные инвестиции, поддерживаемые государственными экспортно-страховыми агентствами, которые предоставляют страхование коммерческих кредитов для частных инвесторов под государственные гарантии страны-реципиента. Оценка возможности предоставления такого страхования осуществляется уполномоченными органами соответствующих государств (министерства финансов, экономики, внешней торговли) на основе изучения материалов исследований международных финансовых организаций и собственных исследований экономики страны-реципиента. Каждой стране реципиенту на основе указанных исследований присваивается соответствующий рейтинг, который определяет сроки, условия страхуемых кредитов и предельный размер страхового покрытия для страны в целом. Первоначально такие кредиты предоставляются на краткосрочной основе, а в последствии по мере улучшения экономических показателей и формирования кредитной истории страны, становятся доступны долгосрочные кредиты.
На третьем этапе становятся доступны коммерческие кредиты частных инвесторов без государственных гарантий на условиях и принципах проектного финансирования.
На сегодняшний день Узбекистан вступил в третий этап привлечения инвестиций. Всемирным банком и Международным валютным фондом завершены исследования и утверждены стратегии их помощи Узбекистана, все ведущие экспортно-страховые организации осуществляют страхование по долгосрочным кредитам предоставляемые Узбекистану реализуются и находятся в стадии проработки ряд проектов, которые будут финансироваться на коммерческой основе на принципах проектного финансирования.
На сегодняшний день инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении значительных преференций для инвесторов и другие.
А ведь в самом начале, в условиях острой нехватки ресурсов для инвестирования было весьма важным разработать гибкую и долгосрочную инвестиционную политику. И такой шаг был сделан: руководство Узбекистана в корне сменило направление инвестиционной политики — не от инвестиций к приоритетам, а от приоритетов к инвестициям. Изначально было четко определено, какие отрасли необходимо развивать, прежде всего, для того чтобы целенаправленно стимулировать приток инвестиций именно в них.
В этих целях был проведен ряд взаимозависимых экономико-организационных мер, которые, как показывает опыт, никак не противоречат концепции построения рыночной экономики, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств на развитие приоритетных направлений. Также была определена мера государственного участия в экономическом регулировании инвестиционной деятельности. В основу ее была положена двуединая функция государства в реализации инвестиционной политики. С одной стороны, государство создает благоприятную экономическую среду посредством принятия соответствующих законодательных актов, а с другой — функционирует в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и само осуществляет инвестиции в их развитие.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется с помощью налоговой системы, политикой амортизации, системой дотаций, субсидий для отдельных предприятий, кредитной, ценовой политикой и многими другими.
При этом финансовый и кредитный механизм должен преследовать ликвидацию монополизма в различных отраслях и сферах. Так как сегодня на рынке капиталов спрос превышает предложение, заимствующая сторона должна учитывать не только собственную налоговую политику, но и привлекательные условия других стран.
Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана
Иностранные инвестиции играют важную роль в оказании помощи странам с переходным типом экономики в их эволюции к рыночной экономике. Именно это обстоятельство представляет собой для нас особый интерес. Остановимся на том, какие наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой нашей республики, можно разрешить при помощи иностранных инвестиций.
1. Привлечение дополнительного инвестиционного капитала.
2. Доступ к передовой технике.
3. Доступ к передовым методам управления.
4. Улучшение доступа к мировому рынку.
Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:
— сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;
— созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;
— выгодное географическое положение;
— богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;
— квалифицированные трудовые ресурсы;
— достаточно емкий рынок сбыта.
Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие. Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:
· Закон «Об иностранных инвестициях»;
· Закон «Об инвестиционной деятельности»;
· Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;
· Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.
Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).
Иностранным инвесторам предоставлен целый ряд гарантий их деятельности на территории республики: стабильность законодательства в течение 10 лет, иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации, свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее, без каких — либо ограничений, доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом, по усмотрению иностранного инвестора, возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности, страховая защита и гарантии от политических и иных рисков Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях».
Важную роль играет присоединение Узбекистана к международной системе правового обеспечения. Республика присоединилась к таким международным документам, как Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 г.), Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985г.). Узбекистаном заключено множество межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении вложений капитала, подписаны соглашения об избежание двойного налогообложения, о партнерстве и сотрудничестве.По оценкам экспертов, принятые в Республике законы и подзаконные акты создают целостную систему налоговых льгот, стимулов и гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные рамочные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В целях более тесной поддержки и содействия иностранным инвесторам в Узбекистане создана также сеть специализированных организаций и учреждений — Агентство по иностранным инвестициям, Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест». Активно функционирует совместная компания по страхованию политических рисков «Узбекинвест Интернешнл» со штаб-квартирой в Лондоне. Образована лизинговая компания, учредителями которой являются Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, «Малайан Бэнк Берхард» (Малайзия) и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.
В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента созданы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые Государственные инвестиционные программы.
Источники: http://vuzlit.ru/1195946/analiz_investitsionnoy_politiki_respubliki_uzbekistan, http://studwood.ru/1558626/ekonomika/rol_inostrannyh_investitsiy_modernizatsii_ekonomiki_uzbekistana, http://studbooks.net/793154/finansy/razvitie_investitsionnoy_politiki_uzbekistane
Источник: