- Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. N 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- 3.2. Проблемы привлечения инвестиций в инновационный бизнес
- 6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. N 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. N 374
«О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»
С изменениями и дополнениями от:
13 октября 1999 г.
В целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать на 1999 и последующие годы ассигнования на финансовую поддержку инновационных проектов, реализующих нового вида продукцию и/или технологии, за счет кредитов, предоставляемых Российской Федерации международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств.
Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработать порядок использования предоставляемых Российской Федерации международными организациями и правительствами иностранных государств кредитов для поддержки инновационной деятельности и в 2-месячный срок представить проект в Правительство Российской Федерации.
2. Министерству науки и технологий Российской Федерации предусмотреть в 1998 году финансирование на конкурсной основе работ по созданию и развитию инновационно-технологических центров в рамках межведомственной программы Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере в пределах предусматриваемых в федеральном бюджете средств на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
3. Министерству экономики Российской Федерации при формировании федеральных инвестиционных программ предусматривать на 1999 и последующие годы лимиты государственных инвестиций по разделу «Наука» в размере не менее 5 процентов общего объема государственных инвестиций.
4. Принять предложение Министерства науки и технологий Российской Федерации, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федерального фонда производственных инноваций о разработке системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов.
Министерству науки и технологий Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральным фондом производственных инноваций по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разработать механизм участия государства в системе высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов, включая меры регулирования и контроля.
Министерству науки и технологий Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить во II квартале 1998 г. в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения по этим вопросам.
5. В целях развития практики финансовой поддержки инновационной деятельности, направленной на реализацию конкурентоспособных видов техники и технологий, внести следующие изменения в постановления Правительства Российской Федерации:
Информация об изменениях:
б) пункт 6 Положения о Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.447; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.198), дополнить после абзаца второго абзацем следующего содержания:
«участвовать в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе»;
в) пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 36, ст.3540) дополнить абзацем следующего содержания:
«участвовать в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе».
6. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством науки и технологий Российской Федерации и Российским агентством по патентам и товарным знакам внести в первом полугодии 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения:
по отнесению расходов, связанных с разработкой наукоемкой высокоэффективной техники, на себестоимость выпускаемой продукции;
по финансовому обеспечению правовой охраны в Российской Федерации и за рубежом объектов промышленной собственности, созданных с использованием средств федерального бюджета.
3.2. Проблемы привлечения инвестиций в инновационный бизнес
Малое предприятие более динамично, чем крупное, и обладает большей стратегической гибкостью. Оно не вступает в открытую конкуренцию с уже действующими на рынке компаниями, а, как правило, находит свою рыночную нишу. Поэтому малому предприятию обычно требуется меньший объем инвестиций, чем крупной компании.
Малое предприятие менее стабильно, чем крупное. Простое запаздывание с оплатой счетов покупателями может стать для него жизненно важным. Поэтому своевременное получение требуемого объема инвестиций обеспечит необходимую устойчивость и создаст предпосылки к росту.
Для инновационного бизнеса многие из возможных источников финансирования инвестиций оказываются недоступны. Длительность проектов по доведению инновационных идей до стадии коммерчески применимых продуктов сопряжена с проблемами привлечения инвестиций, с серьезными кассовыми разрывами, которые, вследствие небольших размеров предприятий и ограниченности находящихся в их распоряжении ресурсов, могут привести инновационные фирмы к неплатежеспособности и финансовой несостоятельности. Эта серьезная проблема в экономической литературе получила название «долина смерти» (Valley of Death) [Auerswald, 2003; Branscomb, 2003] и схематически показана на рис. 3.2.
Причина возникновения «долины смерти» заключается в том, что предприниматели и инвесторы ориентируются, в большинстве, на близкий результат (прибыль). Разработчики же, как правило, ориентированы на получение «научного результата, никак не привязанного к его практическому применению в сфере производства».
О реальном существовании проблемы «долины смерти» свидетельствует, например, ситуация в США в 2002 г., когда наряду с избытком средств венчурных фондов в размере примерно 70 млрд. долл. отмечался дефицит финансовых средств для инвестирования в инновационные проекты. Существование «долины смерти» подтверждается и российскими источниками.
Рис. 3.2. «Долина смерти»
Проблема преодоления «долины смерти» возникает на ранних стадиях реализации инновационного проекта, когда компания переходит от создания прототипа нового продукта или технологии к стадии коммерческого освоения. На этой стадии неопределенность и, соответственно, риск инвестирования очень высоки, причем одновременно действует большое количество факторов как коммерческого, так и технического риска.
К проблемам, обусловленным коммерческими факторами, относится риск непринятия нового продукта (технологии) рынком. Эта проблема достаточно подробно освещена в литературе. В частности,
Э. Роджерс еще в 1962 г. исследовал диффузию инноваций — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Он обнаружил, что большая часть графиков принятия инноваций членами общества напоминает стандартную колокообразную кривую (нормальное распределение), разделенную на пять частей. Э. Роджерс дал название каждому сегменту, основываясь на стандартных девиациях, и примерную оценку для каждого их них.
1. Новаторы (2,5 %) – наиболее образованная и готовая рисковать часть общества. Новаторы активны в поиске источников информации, способны понимать и применять комплексные технические знания, не боятся провалов. Как правило, к новаторам относятся сами исследователи, которые могут стать основателями инновационных старт-апов, на их энтузиазме компания развивается на первом этапе своего существования.
2. Ранние последователи (13,5 %). К ним относятся социальные лидеры, которые стремятся использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество. Они рискованны, нечувствительны к цене и обеспечивают начальный период развития старт-апов.
4. Позднее большинство (34 %). Эта группа потребителей обычно имеет достаточно низкий социальный статус, они очень чувствительны к ценовой политике и принимают инновации под давлением большинства. Для проникновения на этот рынок нужны масштабные инвестиции.
5. Отстающие (16 %). Эти потребители традиционны, очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами, имеют узконаправленные взгляды [Rogers, 1983].
На более ранних стадиях[16] развития инновационный бизнес может пользоваться поддержкой государства через специально созданные для этой цели организации инновационной инфраструктуры. Так, в России поддержку малым инновационным предприятиям, находящимся на ранних стадиях развития, оказывают:
– созданный еще в 1990-е гг. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и его региональные отделения;
– региональные инновационно-технологические центры, а так же создаваемые в последние годы технопарки и бизнес-инкубаторы;
– органы исполнительной власти регионов (через различные региональные программы содействия инновациям или поддержки малого бизнеса).
Пользуясь этими инструментами поддержки, перспективные инновационные предприятия имеют достаточно шансов, чтобы выжить и дорасти до годового объема реализации приблизительно в 0,5–1 млн. долл. Однако дальнейшему росту компаний препятствуют трудности привлечения финансирования.
Традиционно считается, что источником финансирования высокотехнологичных малых фирм на ранней стадии является венчурный капитал. Однако доля институционального венчурного капитала в общей структуре инвестиций в раннее развитие технологий невелика. Даже в США, где индустрия венчурного капитала наиболее развита, доля венчурного капитала в финансировании высокотехнологичных предприятий колеблется, по разным оценкам, от 2,3 до 8 % [Auerswald, 2003]. В Европе же этот показатель еще ниже (табл. 3.1).
Как правило, ранняя стадия технологического развития финансируется корпорациями, бизнес-ангелами, в некоторых случаях – государством. Роль государства должна, прежде всего, заключаться не в прямом финансировании предпринимательских инновационных проектов, а в создании благоприятных условий для продвижения технологии к стадии коммерчески реализуемого продукта. Государство может выступать в качестве:
– организатора поиска партнера по технологическому альянсу;
– участника организации экспертизы возможного продвижения технологической продукции на рынок;
– организатора совместного с промышленностью процесса консультирования и управления ранней стадией развития технологии;
– проводника интересов государства и общества при выборе поддерживаемой тематики, обеспечивающего ее корреляцию с национальными приоритетами;
– соинвестора процессов продвижения технологии и технологического трансфера.
Таблица 3.1. Доступность венчурного капитала для инновационных компаний в некоторых европейских странах (2003 г.)
Источник: [Finance and Innovation, 2005, с. 117].
Однако и более крупные инновационные компании, прошедшие через «долину смерти», испытывают в России специфические трудности развития. Это связано с небольшой емкостью российского внутреннего инновационного рынка (так, один из известных инновационных инвесторов оценивает отечественный рынок информационных и телекоммуникационных технологий всего в 2–5 % от мирового [Имамутдинов, 2009]), высокой конкурентностью мирового рынка и недостаточной государственной поддержкой.
6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций
6.4. Инновационное развитие строительной сферы в РФ: роль иностранных инвестиций
В настоящий период времени стоит важнейшая задача обеспечения инновационного развития строительной отрасли РФ, так она является одной из структурообразующих компонент национальной экономики и во многом определяет динамику большинства макроэкономических показателей. Капитальное строительство охватывает множество видов экономической деятельности, таких как возведение зданий, производство строительных материалов, логистику, торговлю и др., и влияет на благосостояние множества людей, в том числе и непосредственно не задействованных в строительной сфере.
Строительная отрасль экономики России остро нуждается в комплексной антикризисной политике на основе, прежде всего, инновационного развития, при котором должно быть обеспечено значительное повышение производительности труда в отрасли, снижение издержек производства, повышение качественных характеристик возводимых зданий, в особенности жилой недвижимости.
Строительство представляет собой организованный общественный процесс, направленный на достижение определенных результатов, что требует тщательного планирования и организации строительного производства. В процессе своего развития строительное производство меняется, совершенствуются технологические процессы, средства и методы производства и управления, что непосредственно связано с научно-техническим прогрессом и инновационными разработками. Для современных условий хозяйствования характерно то, что основным фактором развития производства на базе научно технического прогресса выступает инвестиционная деятельность.
Необходимость конкурентоспособного функционирования и развития строительной сферы национальной экономики обуславливает постоянные инновационные преобразования в производстве и методах управления, поиск новых форм и способов повышения результативности строительного производства. Однако, в случае недостатка капиталовложений в строительную сферу строительные предприятия вынуждены ограничивать приобретение и внедрение новых технологий. Приток иностранных инвестиций в строительство может существенно расширить финансовые и технологические возможности российских строительных предприятий, способствовать проникновению прогрессивных зарубежных строительных технологий на российский рынок, интеллектуальному обмену между участниками инвестиционно-строительной деятельности и повышению квалификации инженерно-технических и руководящих работников.
Результаты внедрения инновационных технологий в строительное производство могут нести как экономический, так и социальный эффекты. Экономические результаты инновационных преобразований в строительной сфере характеризуются увеличением объемов капитального строительства, преобразованиями в технике, технологии строительного производства, а также в управлении строительными процессами. Развитие и использование достижений научно-технического прогресса в строительном производстве ведет к социальному прогрессу, внося существенные изменения в содержание труда, как в материальном, так и нематериальном производстве.
Так, сотрудничество с иностранными инвесторами стимулирует российские строительные компании постоянно интересоваться новейшими разработками в области строительного производства, строительной техники и технологии, приобретать новейшее строительное оборудование. Желание сотрудничать с зарубежными инвесторами вынуждает российские строительные фирмы принимать участие в различных международных форумах и выставках, самим разрабатывать и представлять новшества в области строительного производства и технологий. Как правило, зарубежные инвесторы приходят на российский рынок с уникальными идеями, реализовать которые под силу лишь лучшим, не боящимся риска и ответственности строительным фирмам и корпорациям. Зачастую ожидания зарубежных инвесторов невозможно реализовать при помощи существующих на местном строительном рынке технологий.
Для реализации основанных на зарубежных инвестициях проектов российским подрядным организациям приходится прибегать к нестандартным решениям, применять новые приемы производства работ, приглашать зарубежных консультантов и приобретать новое оборудование. Таким образом, иностранные инвестиции способствуют повышению квалификации и конкурентоспособности российских строительных фирм, выводят их на один уровень с известнейшими зарубежными строительными корпорациями.
Социальные результаты инновационных преобразований в строительной сфере по своему характеру многообразны, их проявления различны для разных уровней социальной структуры общества. Развитие строительного производства предполагает не только обновление основных производственных фондов, но и повышение уровня организации, организационной культуры управления. Рыночная экономика предъявляет новые требования к организации строительного производства, уровню знаний и квалификации занятых производственной и управленческой деятельностью, научно-исследовательской и проектной деятельностью.
Инновации в строительное производство стимулируют повышение эффективности не столько путем внедрения новых технологий и оборудования, сколько улучшением качества планирования и организации строительного производства и принятия управленческих решений. Иностранные инвестиции в российское строительство – это совершенствование знаний и опыта российских работников, занятых в сфере строительства – квалифицированных рабочих, инженеров, руководящих кадров. Вплотную сотрудничая с иностранными фирмами, или работая непосредственно в иностранных фирмах, молодые российские инженеры и менеджеры видят положительные и отрицательные стороны зарубежных строительных управленческих технологий, приобретают неоценимый опыт реализации международных строительных проектов, знакомятся с новыми техническими решениями и способами их реализации.
Часто крупные инвестиционные проекты реализуются совместно российскими и зарубежными строительными корпорациями. Совместная работа помогает российским руководящим кадрам лучше оценить свои собственные достоинства и недостатки и перенять приемлемые для российского рынка методы организации работ, методы планирования и управления строительным производством. Внедрение достижений научно-технического прогресса дает возможность максимально эффективного решения комплекса финансовых, научно-технических, проектно-конструкторских, производственных и организационно-управленческих задач при реализации инвестиционно-строительных проектов.
Рассматривая социальные аспекты инновационных преобразований в строительной сфере, следует также отметить их важнейшую роль в решении задачи обеспечения доступным и качественным жильем остро нуждающейся части населения России. Экономический анализ изменения цен за последние 10 лет на рынке жилой недвижимости показывает, что их рост был вызван как возрастающим инвестиционным спросом, так и ростом издержек на предприятиях строительного комплекса, т. е. инфляцией издержек. Широкое применение инноваций в строительной сфере позволит значительно снизить издержки предприятий строительного комплекса. Инновации в строительстве – это сокращение стоимости, сроков возведения и повышение качества объектов жилой недвижимости.
Инновационные технологии активно внедряются на строительстве объектов, инвесторами и девелоперами которых выступают иностранные компании. В этой связи ярким примером успешных инновационных достижений является строительство в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и ул. Восстания торгово-офисного комплекса «Стокманн Невский Центр» со встроенным подземным паркингом, в котором 9 этажей располагаются над землей, а четыре являются подземными. Уникальность и новизна данного объекта для Северо-Западного региона заключается в том, что строительство ведется по передовой технологии top&down, позволяющей одновременно производить работы вверх и вниз от нулевого уровня, что сокращает сроки строительства приблизительно на 40 %.
Для реализации технологии top&down российские проектировщики и строители применили целый ряд новых, не применяемых до этого времени строительных технологий. Инновационные технологии и достижения научнотехнического прогресса, реализованные при строительстве объекта «Стокманн Невский Центр» несут экономические, технологические и социальные эффекты для строительной сферы и общественной жизни Санкт-Петербурга. Экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в строительство объекта «Стокманн Невский Центр» выражен в создании примерно 1000 новых рабочих мест, налоговых поступлениях в городской бюджет, совершенствовании городской инфраструктуры и освоении городского подземного пространства.
Технологический и социальный эффекты выражены в совершенствовании строительных технологий, методов производства работ и приобретении новых знаний и навыков. Российские проектировщики и строители приобрели опыт разработки подземного пространства Санкт-Петербурга в условиях плотной городской застройки, опыт строительства методом top&down. Российские строительные фирмы приобрели новейшее оборудование и освоили новые технологии производства работ. Российские сотрудники управляющей проектом компании приобрели опыт управления международными инвестиционно-строительными проектами.
Следует отметить, что инновационные технологии и методы могут нести не только положительные, но и отрицательные социальные и экономические результаты, которые уменьшают экономическую эффективность научнотехнического прогресса и всего общественного производства. Наряду с преимуществами внедрения инновационных технологий в строительное производство следует учитывать и их отрицательное влияние, сопряженное с рядом негативных факторов социального, экономического и экологического характера. Оценивая экономический эффект от внедрения инновационных преобразований в строительство, нельзя не учитывать влияние этих негативных факторов, многие из которых могут проявиться через годы. Тем не менее, общий положительный эффект от внедрения инновационных технологий в строительную сферу экономической деятельности очевиден, а постоянное совершенствование и преобразование строительных технологий, методов производства работ и управления строительным процессом жизненно необходимо для успешного развития национальной экономики России.
Источники: http://base.garant.ru/12111136/, http://knigi.news/menedj/problemyi-privlecheniya-investitsiy-45070.html, http://econ.wikireading.ru/32678
Источник: