Распределение прямых иностранных инвестиций по

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Читайте также  Советник по инвестициям должностная инструкция

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Географическое распределение прямых иностранных инвестиций

Рост рынка корпоративных ценных бумаг находит отражение в непрерывно увеличивающихся масштабах вывоза за рубеж прямых инвестиций, темпы роста которых существенно опережают темпы роста мирового ВВП и мирового экспорта. То есть на базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономики разных стран более тесными связями, чем это делает торговля.

По данным ежегодного доклада по прямым иностранным инвестициям Конференции Организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД (World Investment Report), общая сумма прямых иностранных инвестиций, сократившись в 2001 г. на 40%, в 2002 г. уменьшились еще на 21% и составила лишь половину общего объема 2000 г. — 651 млрд долл.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 1970 г. составил 13 млрд долл. США. В 1980 г. объем прямых инвестиций за рубежом достиг 450 млрд долл. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн долл. В 2002 суммарный объем ввезенных ПИИ составил 7,123 трлн долл.

К важнейшим тенденциям мирового инвестиционного процесса относится рост масштабов межстрановых слияний и поглощений, включая поглощение иностранными инвесторами приватизируемых государственных предприятий. Именно слияния и поглощения (а не инвестиции в создание новых предприятий) составляли 80% ПИИ.

В 2001—2002 гг. снижение экономической активности в мире и обвал на фондовых биржах сказались и на объемах слияний и поглощений. Если в 2000 г. на них приходилось 1,1 трлн долл., то в 2001 г. — 594 млрд долл., а в 2002 г. — 370 млрд долл., т.е. доля слияний и поглощений в ПИИ снизилась до 56,8%’. Средняя стоимость слияний также сократилась со 145 млн долл. в 2000 г. до 98 млн долл. в 2001 г. и 82 млн долл. в 2002 г. В то же время число сверхкрупных сделок (стоимостью более 1 млрд долл.) снизилось со 175 в 2000 г. до 113 в 2001 г. и до 81 в 2002 г. Снижение темпов реструктуризации компаний и замедление темпов приватизации еще более усилило негативное влияние на слияния и поглощения.

Рынок слияний и поглощений преимущественно охватывает развитые страны и в значительно меньшей степени — развивающиеся и постсоциалистические государства, где ведущим способом развития продолжают выступать инвестиции в создание новых предприятий.

Падение объемов ПИИ не сильно отразилось на географической структуре их потоков (табл. 15.1). Как и прежде, 87,2% капитала вывозится промышленно развитыми странами, на которые также приходится 64,5% притока ПИИ. Если США уже который год подряд демонстрируют балансирование на нулевой грани между притоком и оттоком, то страны ЕС уверенно сохраняют за собой звание «нетто-экспортеров» капитала.

Концентрация инвестиционного капитала в развитых странах объясняется не только историческими связями, наличием благоприятного инвестиционного режима, значительной емкостью и перспективами роста рынка. Большое значение для иностранных инвесторов имеет наличие в этих странах развитой инфраструктуры, лояльное отношение к иностранному капиталу, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность и пр.

Усилился интерес к развивающимся странам: приток иностранных инвестиций значительно увеличился, что способствовало росту относительной доли развивающихся стран в общеы объеме накопленных зарубежных инвестиций. Эти процессы в значительной степени связаны с тем, что многие развивающиеся страны осуществили меры по либерализации инвестиционной сферы. В то же время еще более проявилась тенденция к концентрации зарубежных инвестиций на небольшом круге наиболее развитых из этих стран. Около 70% прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны, приходится на долю 10 крупнейших стран. В то же время на 48 стран Африки южнее Сахары приходится всего около 3% зарубежных инвестиций в развивающихся странах, хотя и в этом регионе политика иностранных инвесторов становится все более дифференцированной.

Движение капитала идет не только из развитых стран в развивающиеся, но и наоборот, хотя все еще масштабы движения инвестиций из развивающихся стран в развитые незначительны. Вместе с тем в качестве последних тенденций в этой области следует отметить возникновение новых видов инвестиционных операций развивающихся стран на рынках развитых стран.

Новой сферой приложения капитала стали страны с переходной экономикой. Соотношение оттока и притока в страны Восточной Европы составляет 1:6,5. В эти страны иностранные инвесторы начали вкладывать капиталы в основном в первой половине 1990-х годов. Пока страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию, занимают весьма скромное место в международном инвестиционном процессе. К тому же большая часть иностранных инвестиций в этом регионе сосредоточена в небольшой группе государств, а именно в России, Казахстане, Польше. Низкая активность иностранного капитала в странах с переходной экономикой объясняется, в частности, недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, незавершенностью рыночных преобразований в экономике, законодательной базой, не обеспечивающей эффективную защиту интересов инвесторов.

В отличие от ряда стран, успешно конкурирующих за привлечение ресурсов международного инвестиционного рынка, России пока не удалось использовать иностранные инвестиции для трансформационных сдвигов в экономике. Данные статистики платежного баланса России о масштабах инвестиционных потоков, характеризующие инвестиционную позицию страны на международном рынке инвестиций, свидетельствуют о том, что в целом (по сумме прямых, портфельных и прочих инвестиций) Россия выступала нет-то-экспортером инвестиций. Вывоз инвестиций не компенсировал их ввоза, что оказывало негативное воздействие на экономику страны, характеризующуюся явной недостаточностью инвестиционных ресурсов.

Переломить сложившуюся тенденцию удалось к 2003 г. благодаря обеспечению устойчивого экономического роста, разработке и реализации правовых и экономических мер, повышающих инвестиционную привлекательность экономики России. Повышение Россией суверенного рейтинга до инвестиционного уровня снимает перед иностранными институциональными инвесторами ограничения по выходу на российский рынок и расширяет доступ российским эмитентам на международный инвестиционный рынок.

За последнее десятилетие наметились изменения и в отраслевой структуре прямых инвестиций за рубежом. Если в 1960-е годы преобладали инвестиции в сырьевые отрасли иностранных государств, главным образом в нефтепереработку, в 1970-е—1980-е годы — в отрасли обрабатывающей промышленности, то в 1990-е годы большую часть инвестиций (60%) стали вкладывать в сферу услуг.

На втором месте по объему прямых иностранных инвестиций находится обрабатывающая промышленность — около 27% общего объема иностранных инвестиций. Их основная часть вложена в высокотехнологичные отрасли иностранных государств, такие, как электронная и электротехническая, химическая промышленность, производство транспортного машиностроения, промышленное машиностроение и оборудование. Главная сфера приложения иностранного капитала — обрабатывающая промышленность развитых стран. Их доля R этой области приложения иностранного капитала постепенно возрастает и уже составляет 72%. Одновременно сокращается доля развивающихся стран.

Инвестиции в добывающие отрасли экономики иностранных государств в последние два десятилетия резко сократились, за исключением нефтяной промышленности.

На международном инвестиционном рынке возникают новые, так называемые «договорные» формы инвестиций: договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финансовой аренде (лизинге), соглашения о разделе продукции. Эти операции не предусматривают передачи нерезиденту права собственности, чем отличаются от традиционно рассматриваемых категорий прямых и портфельных инвестиций, однако они дают право на систематическое получение дохода (ройялти, ренталса и др.). Сеульская конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций относит «договорные» формы инвестиций к прямым инвестициям на том основании, что доход инвестора при их осуществлении напрямую зависит от производственных показателей предприятия,

Читайте также  Инвестиции в фонды взаимных инвестиций

Географическое распределение прямых иностранных инвестиций

Для современной мировой экономики характерно непрерывное увеличение масштабов вывоза за рубеж прямых инвестиций, темпы вывоза которых существенно опережают темпы роста мирового ВВП и мирового экспорта. То есть на базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономики разных стран более тесными связями, чем это делает торговля.

Однако в 2012 г. произошло прекращение подъема и глобальные прямые иностранные инвестиции сократились на 18% — до 1,35 трлн долл. [1] Это резкое падение резко контрастировало с другими ключевыми экономическими показателями, такими как ВВП, международная торговля и занятость, каждый из которых продемонстрировал положительную динамику роста на мировом уровне. В 2013 г. ПИИ остались на уровне, близком уровню 2012 г., с верхним пределом в 1,45 трлн долл. — этот уровень сопоставим со средними показателями докризисного периода 2005—2007 гг.

Приток ПИИ в развивающиеся страны оказался намного устойчивее, чем их приток в развитые страны, и в 2012 году, несмотря на его небольшое сокращение (на 4%) до 703 млрд, долл., уступил только рекордному уровню предыдущего года. Он составил рекордных 52% глобального притока ПИИ, впервые превысив приток в развитые страны на 142 млрд долл. Мировой рейтинг крупнейших получателей ПИИ также отражает изменения структуры инвестиционных потоков: из 20 крупнейших получателей девять — развивающиеся страны. В региональном разрезе приток в развивающиеся страны Азии и Латинской Америки остался на высоком для многолетнего периода уровне, однако его динамика ослабла. В Африке в 2012 г. отмечалось увеличение притока ПИИ в годовом исчислении. Крупные ТНК из стран с формирующимся рынком особенно быстро интернационализируют свои операции. Быстро растут объемы зарубежных продаж и численность работников за границей 100 крупнейших ТНК развивающихся стран. Однако в сравнении со 100 крупнейшими корпорациями мира уровень транснациональности охвата у этих ТНК все же значительно ниже, поскольку они представлены в меньшем числе стран.

Вывоз ПИИ из развивающихся стран достиг рекордного уровня 31% их суммы во всем мире, составив 426 млрд долл. Несмотря на мировой спад, ТНК развивающихся стран продолжили свою экспансию за рубежом. На долю азиатских стран, которые оставались крупнейшим источником ПИИ, пришлось три четверти всех ПИИ развивающихся стран. Вывоз ПИИ из Африки увеличился в три раза, а потоки из развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Кариб- ского бассейна остались на уровне 2011 г.

Страны БРИКС оставались главными источниками ПИИ среди стран-инвесторов с поступательно растущей экономикой. Потоки из этих пяти стран выросли с 7 млрд долл, в 2000 году до 145 млрд долл, в 2012 г. и составили 10% их глобального объема. Активность их ТНК растет, в том числе в Африке. В рейтинге основных инвесторов в 2012 г. Китай поднялся с 6-го на 3-е место после США и Японии.

Приток ПИИ в развитые страны сократился на 32% до 561 млрд долл., уровня почти десятилетней давности. Падение ввоза наблюдалось в таких группах стран, как Европа и Северная Америка, а также в Австралии и Новой Зеландии. На долю одного только Европейского союза пришлись почти две трети снижения глобальных ПИИ. Однако в Японии после двух последовательных лет чистого изъятия инвестиций был отмечен положительный приток.

Отток из развитых стран, который сыграл главную роль в подъеме ПИИ в 2010—2011 гг., сократился на 23% — до 909 млрд долл., близких к кризису 2009 г. Как в Европе, так и в Северной Америке наблюдалось значительное сокращение объемов их вывоза, однако Япония выбилась из общей тенденции, сохранив свое второе место среди крупнейших в мире стран-инвесторов.

Потоки ПИИ государственных ТНК (их число увеличилось с 650 в 2010 г. до 845 в 2012 г.) составили 145 млрд долл., достигнув почти 11% мировых ПИИ. Большинство государственных предприятий (ГП), которые приобрели иностранные активы в 2012 г., были ГП развивающихся стран; многие из этих приобретений были мотивированы стремлением получить стратегические активы (например, технологии, интеллектуальную собственность, торговые марки) и доступ к природным ресурсам.

ПИИ суверенных фондов благосостояния (СФБ) в 2012 г. составили лишь 20 млрд долл., хотя они и удвоились по сравнению с предыдущим годом. Совокупный объем ПИИ СФБ, по оценкам, достиг 127 млрд долл., большинство из которых были направлены в сектор финансов, недвижимости, строительства и коммунальных услуг. Что касается географического распределения, то более 70% ПИИ СФБ в 2012 г. было размещено в развитых странах. Общая сумма активов 73 признанных СФБ во всем мире, по оценкам, составила в 2012 г. 5,3 трлн долл. — огромный резерв, который мог бы быть задействован для финансирования развития.

Возрастает оффшорное финансирование ПИИ. Потоки в офшорные центры достигли в 2012 г. почти 80 млрд долл., что на 10 млрд меньше, чем в 2011 г., но намного больше среднего показателя 15 млрд долл, в период до 2007 г. Доля офшорных центров в глобальных потоках ПИИ растет и составляет почти 6%.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 1970 г. составил 13 млрд долл. США. В 1980 г. объем прямых инвестиций за рубежом достиг 450 млрд долл. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн долл. В 2012 г. накопленный объем ПИИ вырос на 9%, достигнув 23 трлн долл.

После спада 2008—2009 гг. прибыль на глобальные ПИИ выросла во всех группах стран до 1,5 трлн долл., при этом наибольший рост отмечался в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Норма прибыли на ПИИ составила 7% во всем мире, причем она выше в развивающихся странах (8%) и в странах с переходной экономикой (13%), чем в развитых странах (5%). Из общей прибыли на ПИИ около 500 млрд долл, осталось в принимающих странах, а 1 трлн было репатриировано в страны происхождения или другие страны (что составляет в среднем 3,4% платежей по счету текущих операций). Самая высокая доля нераспределенной прибыли на ПИИ отмечается в развивающихся странах, составляя около 40%, она служит важным источником финансирования ПИИ.

Региональные тенденции в области ПИИ отражены в том, что их приток в Африку вырос второй год подряд на 5% — до 50 млрд долл., благодаря чему Африка стала одним из немногих регионов, в котором в 2012 г. был отмечен рост в годовом исчислении. Отток ПИИ из Африки в 2012 г. увеличился почти в три раза и достиг 14 млрд долл. ТНК стран Юга ведут все более активную деятельность в Африке, продолжая наметившуюся в последние годы тенденцию опережающего роста притока ПИИ в регион из стран развивающихся рынков. По показателю накопленного объема ПИИ Малайзия, Южная Африка, Китай и Индия (в этом порядке) являются в Африке крупнейшими инвесторами из числа развивающихся стран.

Читайте также  Функции инвестиций в современной экономике

Потоки ПИИ в 2012 г. были отчасти обусловлены инвестициями в добывающую отрасль в таких странах, как Демократическая Республика Конго, Мавритания, Мозамбик и Уганда. В то же время отмечался рост ПИИ в отрасли обрабатывающей промышленности и услуг, обслуживающие потребительский рынок, что отражает демографические изменения. В период 2008—2012 гг. доля этих отраслей в общей сумме новых инвестиционных проектов выросла с 7 до 23%.

В 2012 г. приток ПИИ в развивающиеся страны Азии сократился на 7% — до 407 млрд долл. Это сокращение наблюдалось во всех субрегионах, однако было наиболее значительным в Южной Азии, где приток ПИИ сократился на 24%. Китай и Гонконг (Китай) заняли 2-е и 3-е место среди крупнейших мировых получателей ПИИ, при этом Сингапур, Индия и Индонезия также вошли в число 20

лидеров. В связи с продолжающейся межрегиональной реструктуризацией страны с более низким уровнем доходов, такие как Вьетнам, Камбоджа, Мьянма и Филиппины, стали привлекательными местами ПИИ в трудоемкие отрасли. В Западной Азии четвертый год подряд отмечается сокращение ПИИ.

Общий объем вывезенных из региона ПИИ остался на стабильном уровне в 308 млрд долл., что составляет 22% мировых потоков (эта доля близка к показателям Европейского союза). Умеренный рост в Восточной и Юго-Восточной Азии был сведен на нет сокращением на 29% вывоза из Южной Азии. Вывоз из Китая продолжил расти и в 2012 г. достиг 84 млрд долл, (рекордный уровень), при этом в Малайзии и Таиланде также наблюдался рост. В Западной Азии Турция проявила себя как новый крупный инвестор, чей вывоз инвестиций в 2012 г. вырос на 73% и достиг рекордного уровня 4 млрд долл.

ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна в 2012 г. оставались на высоком уровне, достигнутом в 2011 г., составив 244 млрд долл. Значительный рост ПИИ в Южную Америку (144 млрд долл.) нейтрализовался спадом в Центральной Америке и Карибском бассейне (99 млрд долл.). Основными факторами, позволившими Южной Америке сохранить привлекательность для ПИИ, являются ее богатые запасы нефти, газа и металлической руды, а также ее быстро растущий средний класс. В некоторых странах Южной Америки велик приток ПИИ в добывающую промышленность. В связи с новыми мерами промышленной политики в Бразилии наблюдается рост ПИИ в промышленное производство (например, автомобильное). Также растет ближний аутсорсинг в Мексике.

Отток ПИИ из стран Латинской Америки и Карибского бассейна несколько снизился в 2012 г. до 103 млрд долл. Более половины этого оттока приходится на оффшорные центры. Трансграничные приобретения ТНК Латинской Америки резко подскочили на 74% до 33 млрд долл., половина из которых была инвестирована в другие развивающие страны.

Активно развиваются взаимные инвестиции стран АТР и Латинской Америки и Карибского бассейна.

Прямые иностранные инвестиции генерируют новые возможности для бизнеса и являются взаимовыгодными. Латинская Америка — регион, богатый природными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями, в то время как АТР испытывает нехватку сырья, чтобы подпитывать рост обрабатывающей промышленности и обеспечивать продовольствием многочисленное население. Латинская Америка обладает емким, динамично развивающимся внутренним рынком, привлекательным для азиатских инвестиций. В АТР имеется избыток сбережений и, следовательно, заинтересованность в глобальных инвестициях с целью сокращения зависимости от традиционных рынков сбыта в развитых странах. Наиболее крупные азиатские инвесторы в экономику Латинской Америки — Южная Корея, Япония, Китай. Объем накопленных за 2000—2009 гг. прямых иностранных инвестиций со стороны Южной Кореи составил 5 млрд долл., со стороны Японии — 6,7 млрд долл. Суммарный объем инвестиций Китая с 2004 по 2010 гг. составил более 1 млрд долл. 2004 г. характеризовался практически нулевым показателем.

Прямые иностранные инвестиции стран Латинской Америки в страны АТР остаются на достаточно низком уровне. Так, суммарные инвестиции Латинской Америки в экономику Южной Кореи за 2004—2009 гг. составили лишь 46,8 млн долл.

Ввоз WWW в страны с переходной экономикой сократился на 9% в 2012 г.у до 87 млрд долл. В Юго-Восточной Европе он упал практически вдвое, главным образом из-за снижения инвестиций традиционных стран-инвесторов из Европейского Союза, которые столкнулись с экономическими проблемами в своих странах. В Содружестве Независимых Государств, включая Российскую Федерацию, приток ПИИ сократился на 7%, однако иностранных инвесторов по- прежнему привлекают растущие потребительские рынки и богатые запасы природных ресурсов региона. Большая часть ПИИ в Российской Федерации имеет российское происхождение.

Вывоз ПИИ из стран с переходной экономикой в 2012 г. сократился на 24% — до 55 млрд долл. В этом вывозе ПИИ из региона продолжила доминировать Российская Федерация, на долю которой пришлись 92% общего объема.

Хотя ТНК, базирующиеся в странах, богатых природными ресурсами, продолжили свою экспансию за рубежом, крупнейшие приобретения в 2012 г. отмечались в финансовой отрасли.

За последнее десятилетие наметились изменения и в отраслевой структуре прямых инвестиций за рубежом. Если в 1960-е годы преобладали инвестиции в сырьевые отрасли иностранных государств, главным образом в нефтепереработку, в 1970—1980-е годы — в отрасли обрабатывающей промышленности, то в 1990-е годы преобладающую часть инвестиций стали вкладывать в сферу услуг. В 2005 г. почти две трети против 49% в 1990 г. суммарного объема ввезенных ПИИ приходилось на услуги. В рамках этого сектора как в абсолютном, так и относительном выражении растет доля отраслей, связанных с инфраструктурой. Вторым по величине является сектор обрабатывающей промышленности, однако его доля снизилась с 41% в 1990 г. до 30% в 2005 г., а на долю первичного сектора приходится менее 10% общемирового суммарного объема ввезенных ПИИ. Доля добывающей промышленности в общем объеме ПИИ, снижавшаяся в период после Второй мировой войны, в 2000—2005 гг. несколько возросла. Этому помогли новые инвестиции в разведку и добычу полезных ископаемых, а также ряд крупных трансграничных СиП.

Потоки межрегиональных ПИИ неравномерны и слабо диверсифицированы, как по странам, так и по секторам. Одним из способов решения проблемы является использование двухсторонних инвестиционных соглашений (bilateral investment treaties). На международном инвестиционном рынке возникают новые, так называемые договорные, формы инвестиций (договоры об обслуживании и управлении; договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями; соглашения о франшизе; лицензионные договоры; договоры о финансовой аренде (лизинге); соглашения о разделе продукции). Эти операции не предусматривают передачи нерезиденту права собственности, чем отличаются от традиционно рассматриваемых категорий прямых и портфельных инвестиций, однако дают право на систематическое получение дохода (ройялти, ренталса и др.). Сеульская конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций относит «договорные» формы инвестиций к прямым инвестициям на том основании, что доход инвестора при их осуществлении напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

  • [1] UNCTAD, World Investment Report 2013.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://psyera.ru/3770/geograficheskoe-raspredelenie-pryamyh-inostrannyh-investiciy, http://studref.com/440434/ekonomika/geograficheskoe_raspredelenie_pryamyh_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто