- научная статья по теме РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США Комплексное изучение отдельных стран и регионов
- Текст научной статьи на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США»
- Прямые иностранные инвестиции в США
- Законодательные ограничения в регулировании прямых иностранных инвестиций в США
научная статья по теме РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США Комплексное изучение отдельных стран и регионов
Цена:
Авторы работы:
МЕНЬШИКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США»
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В США
© 2012 г. Е.П. Меньшикова*
Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, Москва
В статье анализируются федеральные и местные законы, гарантирующие права иностранных инвесторов и направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, а также двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционное регулирование, экономика США, международные соглашения, право.
Основным законом, гарантирующим права иностранных инвесторов, является Конституция США, принципиальные положения которой в отношении экономической свободы в полной мере распространяются на юридических и физических лиц других государств, имеющих намерение либо уже участвующих в создании на территории США предприятий с привлечением собственного или заемного капиталов [5, р. LIX-LXXIII].
Следует отметить, что в США отсутствует единый закон, которым бы руководствовались федеральное правительство и органы управления штатов на местах при организации своей работы по привлечению иностранных инвестиций в страну. Каждый американский штат самостоятельно разрабатывает и принимает законы, а также иные регламентирующие акты по работе с иностранными инвесторами. Но принятие законодательных актов, предоставляющих преференциальные условия национальным компаниям на уровне штата, ограничено специальным положением Конституции США (Interstate Commerce Clause).
К основным законодательным актам, регулирующим деятельность иностранных предпринимателей в США, относятся законы: «Об оборонном производстве» (1950), «Об изучении иностранных инвестиций» (1974), «Об обзорах международных инвестиций и торговли услугами» (1976) (этот закон вошёл статьёй в Гражданский кодекс США), «О раскрытии информации о зарубежных капиталовложениях в сельское хозяйство» (1978), «О торговле и конкурентоспособности» (1988), «О прямых иностранных инвестициях и усовершенствовании международной финансовой информации» (1990), «О реформе ино-
* МЕНЬШИКОВА Екатерина Петровна — аспирантка Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России.
странных инвестиций в целях обеспечения национальной безопасности и укрепления прозрачности» (2007).
Указанные законодательные акты, регулирующие инвестиционный режим, относятся как к национальным, так и иностранным инвесторам. Прямые ограничения для последних действуют, как правило, лишь по соображениям национальной безопасности. Например, по политическим соображениям вводился запрет на связи с такими государствами, как Куба, Ливия, КНДР. Президент США может также запретить или приостановить слияние, приобретение или переход под иностранный контроль национальной компании, если будет определено, что иностранное лицо может совершить действие, создающее угрозу для национальной безопасности США.
Особое место в регулировании прямых инвестиций занимает Комитет по иностранным инвестициям (КИИ), созданный в 1975 г. Состав КИИ практически совпадает с составом Совета национальной безопасности, и это свидетельствует о том значении, которое придаётся проблеме иностранных инвестиций. В соответствии с поправкой Эксона — Флорио (Exon-Florio Amendment) к закону 1950 г. «Об оборонном производстве», в КИИ входят министры финансов, обороны, торговли, юстиции, госсекретарь, руководители Административно-бюджетного управления и Экономического совета при президенте, а также торговый представитель США. КИИ действует под председательством министра финансов на базе возглавляемого им ведомства и имеет право проводить расследование по факту продажи любой собственности на территории страны. В случае необходимости к работе подключаются руководители других федеральных органов, например Министерства энергетики [4].
Процесс рассмотрения покупки иностранным инвестором части или контрольного пакета акций какой-либо американской компании начинается с уведомления КИИ одним из участников сделки, хотя американские и иностранные партнёры не всегда ставят в известность КИИ о заключённых между ними соглашениях, поскольку далеко не все они затрагивают сферу национальной безопасности. В то же время неуведомление о какой-либо сделке не освобождает её участников от расследования. Комитет может в любой момент обратиться к ним с требованием предоставить необходимую информацию. При этом они будут обязаны сообщить достаточно подробные сведения о себе, о характере отношений с правительствами своих стран, наличии государственных заказов, а также планах и намерениях в связи с подписанным между ними соглашением.
После того как КИИ получит все нужные данные, начинается процесс рассмотрения сделки. Его первый этап — так называемое «предварительное изучение» — длится 30 дней. В течение этого времени комитет должен разослать первоначальную информацию всем заинтересованным федеральным ведомствам и получить от них соответствующие отзывы. Проанализировав их, КИИ может прийти к выводу, что рассматриваемая сделка не наносит ущерба интересам национальной безопасности, и прекратить расследование. Если же на первом этапе исчерпывающие данные собрать не удалось или у КИИ возникли сомнения по поводу характера сделки, он может продлить расследование
ещё на 45 дней, провести дополнительные встречи со сторонами и запросить у них недостающие сведения. После этого комитет должен предоставить свои выводы президенту, который в течение 15 дней обязан решить, не нарушает ли сделка интересы национальной безопасности США. Президент может не только одобрить или полностью заблокировать сделку, но и отложить её вступление в силу, рекомендовав сторонам пересмотреть условия соглашения. Но в любом случае весь процесс расследования не должен превышать 90 дней.
В поправке Эксона — Флорио перечисляются вопросы, которые должен рассмотреть КИИ:
• Относится ли проект к производству продукции, необходимой для предполагаемых нужд национальной обороны?
• Каковы мощности, необходимые для производства оборонной продукции, включая человеческие ресурсы, технологии, материалы, другие поставки и услуги?
• Как контроль со стороны иностранцев над внутренним производством и коммерческими операциями может повлиять на национальную безопасность Соединённых Штатов?
• Каковы потенциальные последствия сделки для страны, которая поддерживает терроризм или способствует распространению ракетных технологий, химического и биологического оружия?
• Каково потенциальное влияние сделки на технологическое лидерство США в областях, критичных для национальной безопасности [4]?
Таким образом, согласно поправке Эксона — Флорио, президент может отменить сделку, если сочтёт, что иностранный инвестор может предпринять действия, подрывающие национальную безопасность, или что существующие законы не обеспечивают адекватной защиты национальной безопасности.
За 2000-2010 гг. КИИ рассмотрел свыше 1500 сделок. Большинство из них касались предприятий, работающих в сфере высоких технологий, а также электронной, металлургической, горнодобывающей и энергетической отраслей. Состав иностранных участников сделок, рассмотренных КИИ, полностью соответствует «географии» зарубежных инвестиций США. Наибольший интерес к приобретению американских компаний, имеющих какое-либо значение с точки зрения национальной безопасности, проявляют японские фирмы. За ними следуют английские, французские, немецкие и канадские.
Комитет никогда не рассматривал свою запретительскую функцию в качестве основной и в случае «конфликта интересов» всегда пытался отыскать возможности для компромисса. Предпринимавшиеся им расследования неоднократно приводили к тому, что условия контрактов по приобретению части акций, в первую очередь оборонных предприятий, менялись таким образом, чтобы соблюсти интересы национальной безопасности. При этом участники сделки приступали к прямым консультациям с Пентагоном, который готовил им рекомендации о том, каким образом можно было бы пересмотреть условия соглашения, чтобы оно в конечном счёте получило одобрение от КИИ. В ряде случаев зарубежные инвесторы сами отказывались от первоначальных планов, а «выставлявшаяся на продажу» американская собственность попадала в
руки соотечественников. Иногда компромисс достигался в результате того, что гражданская часть производства переходила к иностранному владельцу, а военные цеха полностью оставались под американским контролем или передавались новому покупателю, если таковой находился среди американцев.
И лишь один раз покупка иностранной компанией американской фирмы была в приказном порядке запрещена президентом. В начале 1990-х годов Дж. Буш-старший уже постфактум аннулировал приобретение Китайской аэрокосмической корпорацией компании из Сиэтла «МАМКО мэньюфэкчуринг», выпускающей детали военных самолётов [10, р. 57].
Важную роль в регулировании иностранных инвестиций в США также играет Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли. На него возложена подготовка регулярных исследований по проблеме иностранных капиталовложений в экономику США. В этих целях БЭА осуществляет сбор сведений о всех существенных сделках по продаже иностранцам американской собственности на территории страны [9].
Бюро в обязательном порядке должно быть поставлено в известность о покупке зарубежной фирмой или частным лицом более 10% акций или доли собственности американской компании с капитализацией более 1 млн. долл., а также о приобретении в коммерческих целях участка земли площадью более 200 акров (примерно 80 га). Информировать об этом БЭА должны американские участники сделки — посредник или продавец, которым предстоит заполнить многостраничную анкету и ответить на вопросы о характере соглашения и целях сторон. Отослать её в БЭА они обязаны в течение 45 дней после осуществления финансовой операции. Помимо этого, любая компания, сумма капитализации которой составляет более 1 млн. долл. и хотя бы на 10% контролируется иностранным капиталом, обязана в конце финансового года (завершается в США 30 сентября) предоставлять в БЭА подробный отчёт о своей дея
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Прямые иностранные инвестиции в США
Являясь крупнейшим экспортерам капитала, Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции в мире и как импортер прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Приток ПИИ в США сократился в период с 2003 по 2005 гг. наполовину — с 60,3 млрд. долл. до 29,8 млрд. долл., в результате чего США оказались позади Люксембурга, Китая и Франции11. Однако в 2006 году приток ПИИ в американскую экономику, по данным Министерства торговли США, составил 175,4 млрд. долл. (самый большой объем с 2001 г.), что позволило этой стране снова стать лидером по данному показателю среди 30 государств — членов ОЭСР. При этом большая часть ПИИ была направлена в уже существующие компании, во вновь созданные предприятия было вложено лишь 14 млрд. долл., так как основной формой деятельности иностранных ТНК в этой стране стали международные слияния и поглощения американских компаний. В 2007 году США, по данным ЮНКТАД, еще больше упрочили свои позиции ведущего реципиента капитал, получив 192,9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ). 9 Р.И. Зименков США и Канада, 2008 №7
10 Н.В. Супян США и Канада, 2008 №1
США сохраняют лидирующие позиции в мире и по объему накопленных ПИИ: в 2006 г. он достиг 1789 млрд. долл., или 16,2% всех вывезенных инвестиций в мире. Роль США как ведущего реципиента ПИИ объясняется не только большим дефицитом платежного баланса страны по текущим операциям и ослаблением курса доллара (до мирового финансового кризиса), но и их высоким уровнем экономического развития, большей емкостью и совершенством внутреннего рынка, а также его открытостью для иностранных инвесторов. Про прогнозу британского исследовательского агентства «Экономист интеллидженс юнит» (Economist Intelligence Unit), сделанному в октябре 2007 года, несмотря на ухудшение финансовой обстановки, США еще долгие годы будут оставаться главным направлением для прямых зарубежных инвестиций в мире. 11 Р.И. Хасбулатова «Мировая экономика и Международные экон. отн.» // 2007 — 609с.
На американском рынке действует совокупный капитал из более чем 90 иностранных государств, однако ведущие позиции принадлежат инвестициям из небольшой группы развитых стран.
Крупнейшими иностранными инвесторами в США по состоянию на конец 2006 г.(в процентах)12
Что касается ЕС в целом (25 стран), то на их долю приходилось более 62% всех ПИИ в США.
Надо отметить, что страны ЕС потеснили бывшего лидера Канаду, объем инвестиций которых приблизился к объему американских ПИИ на их территории. Более того, в настоящее время прямые инвестиции Японии, Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурга и Дании значительно превышают американские ПИИ в этих странах. Наиболее активно ведут на рынке США японские ТНК, инвестиционная деятельность которых в американской экономике за последние 25 лет возросла более чем в 50 раз. Еще более впечатляющи результаты деятельности Люксембурга, ПИИ которых в США за это же время возросли в 73 раза и в 2006 году достигли 131 млрд. долларов.
Также отмечается быстрый рост инвестиций из развивающихся стран, что отражает повышение их экономической активности на мировой арене. Наибольший объем инвестиций в экономику США приходится на страны Латинской Америки (79,8 млрд. долл.), Азии (23,1 млрд. долл.) и Ближнего Востока (17,1 млрд. долл.). На долю развивающихся стран приходится около 10% ВВП, создаваемого в США предприятиями, принадлежащими иностранному капиталу. Таким образом, наряду с увеличением объема ПИИ в экономику США отмечается рост численности стран — экспортеров капитала в США, а также изменение соотношения их сил на американском рынке.
Основной объем иностранных инвестиций в США сосредоточен в сфере услуг (64%) и обрабатывающей промышленности (33%). Среди наиболее доходных сфер экономики с точки зрения иностранных компаний вот уже более двух десятилетий остается финансовый и банковский бизнес. При этом основная форма проникновения в американскую экономику — слияния и поглощения финансовых организаций США. Результатом такой политики явился беспрецедентный приток иностранного капитала в финансовую и банковскую сферы американской экономики: с 6,2 млрд. долл. в 1980 г. до 406,6 млрд. долл. в 2006 г., т.е. произошло увеличение примерно в 65 раз13. Также иностранный компании активно вкладывают капиталы в сферу торговли. Создание современных предприятий оптовой торговли приводит к расширению сбытовой сети в США, а также способствует повышению уровня технической оснащенности этих предприятий, что приводит к повышению их эффективности. Наиболее активно в этой сфере действуют японские компании, которые уже несколько десятилетий является одним из крупнейших торговых партнеров США (34,5% всех иностранных капиталовложений в эту отрасль в 2006 г.), за ней следуют Великобритания (24,3%) и Нидерланды (6,1%).
Крупные инвестиции иностранного капитала в США были сделаны также в информационные (125,9 млрд. долл.) и научно-технические услуги (62,3 млрд. долл.). Ведущей отраслью, привлекающей ПИИ в производственную сферу, является обрабатывающая промышленность (538 млрд. долл.), главным образом химическая, на которую приходится около одной трети (183 млрд. долл.) накопленных ПИИ, лидирующие позиции которые занимают Швейцария, Нидерланды, Германия, Франция и Великобритания, а также производство транспортного и электротехнического оборудования, на которых приходится около 69,2 млрд. долл. 13 Р.И. Зименков США и Канада, 2008 №7
Инвестиции иностранных компаний органически вливаются в экономику США, став неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Так, при участии иностранного капитала создается более 10% ВВП
США. Активы обрабатывающей промышленности США сегодня на 12% принадлежат иностранцам, при этом в отдельных отраслях этой индустрии иностранные компании производят 20-25% всего объема выпускаемой продукции. На долю филиалов иностранных фирм приходится 20% предоставляемых Соединенными Штатами банковских и финансовых услуг, 24% товарного экспорта и 35% импорта США, 12% американских расходов на НИОКР. Увеличение притока иностранного капитала в США, которое приводит у расширению его влияния на американскую экономику, свидетельствует о растущей экономической и финансовой глобализации, происходящие в мире.
Законодательные ограничения в регулировании прямых иностранных инвестиций в США
Тарасова Юлия Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и историигосударства и права Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань
Коробова Александра Петровна,кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара
Калашникова Елена Борисовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара
в регулированиипрямых иностранных инвестиций в США
Аннотация. Статья посвящена вопросу регулирования прямых иностранных инвестиций в США. Для России эта тема актуальна, поскольку наша страна значительно отстает от других государств Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций, не говоря уже о странах Западной Европы или США. Автор анализирует существующее в Америке законодательство в сфере прямых иностранных инвестиций и процедуры оценки этих инвестиций с точки зрения государственной безопасности.Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, США, поправка ЭксонаФлорио, Комитет по иностранным инвестициям в экономику США.
Прямые иностранные инвестиции, кроме непосредственного притока финансовых средств в страну,имеют ряд экономических выгод. В частности, имеющиеся статистические данные показывают, что прямые иностранные инвестиции сопряжены с большими объемами международной торговли и могут обусловливать получение значимых выгод,как на макроэкономическом уровне, так и на уровне фирм, что приводит к ускорению экономического роста. Увеличение притока инвестиций позволяет странам специализироваться в тех областях экономики, в которых у них есть преимущества,повысить эффективность своего производства товаров и услуг, интенсифицировать конкуренцию, а также дать фирмам возможность получить большую экономию за счет масштаба деятельности, снизить свои операционные издержки и повысить уровень соответствующих знаний.Прямые иностранные инвестиции могут также обеспечивать положительные сопутствующие эффекты, такие как передача местным предприятиям технологий, освоение которых осуществляется за счет инвестиций иностранных фирм. Важно отметить, что указанные выгоды обеспечиваются без общих чистых изменений в уровне занятости, хотя исследования влияния международной торговли на занятость показывают, что торговля в наибольшей степени улучшает положение высококвалифицированных работников и может оказывать негативное влияние на работников с более низки уровнем квалификации.В настоящее время Соединенные Штаты Америки являются самым крупным реципиентом прямых иностранных инвестиций в мире.В США поступило около 22433.09 млн.долларов США с1994 по2015 год. Распределение притока инвестиций по полугодиям(20132015) показывает рисунок 1.
Source: Trading Economics http://www.tradingeconomics.com/unitedstates/foreigndirectinvestment[1]
Распределение притока иностранных инвестиций в Россию в 20092013 годах показано в Таблице 1. Если в 2013 году США привлекли 41447 млн. долларов прямых иностранных инвестиций, то Россия –только 26118.Таблица 1Поступление иностранных инвестиций по типам(в млн. долларов США)
20092010201120122013Иностранные инвестиции всего81927114746190643154570170180
Источник: Сайт Федеральной службы государственнойстатистики[2].Проводимая в Америке политика обеспечивает равные, за некоторыми исключениями, условия для хозяйственной деятельности национальных и иностранных инвесторов. Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном (на уровне штатов). На федеральном уровне устанавливаются общие требования, а на уровне штатов –конкретные предписания в отношении участия в проектах на территории штата иностранных инвесторов.Нужно подчеркнуть, что как на федеральном уровне,так и на уровне штатов проводится максимально благоприятная политика для привлечения иностранных инвестиций, которая включает предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготное банковское кредитование, инвестиционные гранты и т.д. При этом соблюдаются и меры предосторожности, препятствующие притоку иностранных инвестиций в те отрасли экономики, которые важны с точки зрения национальной безопасности. Четкие законодательные ограничения, прозрачность процедуры анализа заявок на инвестирование в данные отрасли создает дополнительные гарантии,как для инвесторов, так и для государства и в свою очередь, способствуют росту инвестиционной аттрактивности Соединенных Штатов.Часть законов, регулирующих приток иностранных инвестиций в страну был принят уже после Первой мировой войны. Они отражали опасенияна предмет прав собственностииностранных лиц на активы, расположенные в США. Кульминационной точкой таких опасений стало принятие в 1917 году Закона о торговле с враждебными государствами(“TWEA”). Этот закон наделял Президента США довольно широкими полномочиями на «проведение расследований, регулирование, дачу инструкций и обязательных для исполнения указаний, признание недействительности, аннулирование, воспрепятствование или установление запрета в отношении любого приобретения, владения, выхода, использования, передачи, вывода, транспортировки, импорта или экспорта любого имущества, на которое у какоголибо иностранного государства или любого гражданина такого государства есть имущественные права, а также в отношении осуществления сделок с любым таким имуществом или осуществления прав, полномочий или привилегий в отношении любого такого имущества».До принятий в 1988 году Поправки ЭксонаФлорио TWEAоставался основным механизмом, посредством которого Правительство Соединенных Штатов Америки могло регулировать прямые инвестиции, осуществлявшиеся в стране иностранными компаниями, по соображениям национальной безопасности.В 2030 годы XX
века были приняты законы, ограничивающие иностранные инвестиции в отдельных отраслях –в сфере радиовещания и телекоммуникаций (Закон о радиовещании 1927 года, Закон «О связи» 1934), в сфере операций с оформлением бумагна экспорт и импорт(Закон о тарифах, 1930), в сфере торгового мореплаванья (Закон о торговом флоте –«Закон Джонсона» 1920), в сфере воздушных перевозок (Закон об авиационной коммерческой деятельности 1926).Закон о радиовещании практически обеспечил сохранение монопольного положения американских радиовещательных корпораций, защитуих от иностранной конкуренции.То же самое можно сказать о Законе о торговом флоте («Законе Джонсона»), которым устанавливалось, что только суда, построенные и зарегистрированные в США и находящиеся в собственности граждан США, могут осуществлять перевозкимежду портами США. В соответствии с этим законом, фирмы считались «гражданами США», если гражданам США принадлежало 75% их обыкновенных акций.Принципы Закона о торговом флоте распространялисьи на Закон об авиационной коммерческой деятельности, однако, последний отличался более либеральным подходом к определению того, кто являлся гражданином США: «гражданство США признавалось за любой компанией, большинство акцийкоторой принадлежало гражданам США».Интересен опыт регулирования иностранныхинвестиций в сфере добычи полезных ископаемых. Правительство страны использовало законодательные ограничения нетольков качестве «кнута», призванного не допустить иностранные инвестиции во внутреннюю отрасль. Соединенные Штаты разработали ограничения в сфере добычи природных ископаемых в качестве своего рода «пряника», с тем, чтобы содействовать доступу своих предпринимателей к аналогичным ресурсам за рубежом. В частности Закон об аренде месторождений полезных ископаемых 1920 года не допускал иностранцев к участию в аренде государственных земель США для целей добычи и транспортировки нефти (например, для целей строительства и эксплуатации трубопроводов) иначе, чем в соответствии с положением о взаимности. Положение о взаимности предусматривало, что в случае если правительство страны иностранного инвестора допускало доступ к ресурсам нефти, находившимся под юрисдикцией или контролем такой страны, то тогда соответствующий инвестор мог принимать участие в аренде государственных земель США.Как уже было указано, область, в которой Соединенные Штаты с очевидностью и раньше, чем в других сферах начали ограничивать иностранные инвестиции, является оборонная отрасль.Уже упоминавшийся TWEAбыл дополнен в 1950 году Законом «О производстве продукции для оборонных нужд» (Defense Production Act of 1950).В соответствии с этим законом все сделки с компаниями, находящимися в юрисдикции иностранных государств, подлежалианализу на предмет угрозы национальной безопасности США, что практически полностью ограничивалоинвестиции в оборонную отрасль страны.В соответствии с Операционным руководством по национальной промышленной безопасности (“NISPOM”), выпущенным в качестве приложения кПрезидентскомууказу1995 года (с изменениями и дополнениями от 1997 и 2001 гг.), все подрядчики государственных органовСША должны иметь разрешение на работу в засекреченных областях с тем, чтобы иметь право на получение доступа к служебным материалам или на получение контракта с доступом к секретной информации.NISPOMустанавливает подробные критерии для определения того, когда получившие такое разрешение или проходящие процедуру получения такого разрешения американские компании находятся «в иностранной собственности, под иностранным контролем или влиянием» (“FOCI”). Принадлежащие иностранному лицу 5 или более процентов голосующих ценных бумаг компании являются одним из факторов, которые принимаются во внимание при определении того, относится ли та или иная компания к категории FOCI.В случае если будет установлено, что компания, имеющая разрешение на секретную работу, находится под иностранным контролем, действие соответствующего разрешения должно быть приостановлено, в результате чего компания утрачивает право на секретную работу. Однако, в NISPOMтакже указывается ряд возможных «способов нейтрализации риска в случаях, связанных с иностранной собственностью». Эти способы позволяют компании, находящейся под иностранным контролемили влиянием, получить разрешение на секретную работу. Обычно указанные способы связаны с рядом договорных обязательств, которые касаются методов обеспечения безопасности и практики корпоративного управления –или, в самых крайних случаях, изменения структуры собственности на акции –с тем, чтобы ограничить иностранное влияние и контроль над предприятием, получающим разрешение и доступ к информации о контрактах предприятия на выполнение секретной работы.Критерии NISPOMотличаются достаточно широким и неточным характером при определении иностранного контроля над предприятием. Поэтому в практике американского правительства часто используется так называемая «Поправка ЭксонаФлорио» принятая Конгрессом в 1988 году к разделу 721 Закона оборонной промышленности 1950 года. Поправка ЭксонаФлорио разрешает Президенту проводить расследования заключаемых иностранными компаниями сделок по приобретению, поглощениюамериканских компаний, слиянию с ними или по осуществлению инвестиций в американские компании с точки зрения национальной безопасности и блокировать сделку, если «имеются достоверные доказательства, позволяющие Президенту полагать, что осуществление контроля со стороны иностранной компании может повлечь за собой действия, угрожающие подрывом национальной безопасности», и другие законы «по мнению Президента не предоставляют Президенту адекватных и необходимых полномочий для обеспечения национальной безопасности в связи с вопросом, находящимся на рассмотрении Президента»[3, p. 120].Президент делегировал свои полномочия по первоначальномуанализу и принятию решений, а также свои обязанности по проведению расследований Комитету по иностранным инвестициям в экономику США (CFIUS). CFIUSдействует под руководством Министерства финансов, и в его состав входят одиннадцать членов, представляющих другие ведомства администрации, в том числе Государственный департамент, министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство торговли, Министерство национальной безопасности, Торговый представитель США.В силу закона и специальных положений CFIUSимеет право расследовать сделки либо по добровольному заявлению, поданному любой из сторон сделки, либо на основании официального уведомления, представленного одним из членов Комитета. Законом предусмотрен строгий временной график процедуры анализа, осуществляемого Комитетом. Первоначальный анализ проходит 30 дней с момента получения уведомления. Если требуется дополнительное расследование –Комитет проводит анализ в течение дополнительных 45 дней, по окончании которого представляет официальный отчет Президенту. Президент принимает решение в течение 15 дней с момента получения отчета.Несмотря на то, что единственная цель Комитета состоит в том, чтобы определить, угрожает ли конкретная сделка национальной безопасности Соединенных Штатов, в законе не определен сам термин «национальная безопасность». Вместо этого в нем просто определен ряд критериев, которые Президент должен учитывать при оценке угрозы национальной безопасности. Среди них: внутреннее производство, необходимое для удовлетворения потребностей национальной обороны;контроль над отечественными отраслями производства со стороны иностранных граждан с точки зрения его воздействия на возможности и потенциал США по удовлетворению потребностей национальной безопасности; потенциальное влияние сделки на продажу товаров, оборудования или технологий военного назначения в страну, которая оказывает поддержку терроризму или занимается распространением оружия массового поражения; потенциальные последствия сделки для технологического превосходства США в областях, оказывающих воздействие на национальную безопасность США.Как и в отношении термина «национальная безопасность» термин «иностранный контроль» трактуется законом довольно широко[3, p.121]. Поэтому, в целом CFIUSобладает исключительной гибкостью при принятии решения о том, имеет ли конкретная сделка такие последствия для национальной безопасности, что она требует проведения расследования. Среди не перечисленных в законе факторов, учитывающихся при принятии такого решения, можно назвать следующие: значение соответствующих активов для инфраструктуры США, страна происхождения приобретателя и отношения этой страны с Соединенными Штатами, репутация приобретателя и история его отношений с государственными агентствами США.В интересах иностранных компаний, инвестирующих в США самим подать заявку в Комитет, чтобы предварительно пройти процедуру анализа. Если инвесторы не идут на такой шаг, они рискуют получить приостановку или блокировку сделки в результате проверки, которую инициирует третья сторона. Агентства Министерства финансов, агентства самого Комитета проводят тщательный обзор средствмассовой информации и других источников на предмет обнаружения сделок, которые они хотели бы проанализировать.На практике почти все сделки, требующие анализа в соответствии с этой поправкой, проходят неофициальную проверку, которая проводится членами CFIUSдо подачи формального уведомления. В результате процедура анализа со стороны CFIUSредко переходит в стадию расследования, и еще более редки случаи, когда от Президента требуется принятие окончательного решения. Даже в случае расследования редко случается, чтобы стороны не могли прийти к соглашению. На практике Поправка ЭксонаФлорио оказывает влияние только на узкий круг инвестиций в конкретных секторах и инвестиций со стороны конкретных стран. С момента принятия Поправки Президент заблокировал инвестиции только один раз, хотя в нескольких случаях иностранные инвесторы сами отказывались от идеи инвестирования, когда им становилось ясно, что инвестиции не будут одобрены[4].В последние годы законодательство США в сфере ограничения прямых иностранных инвестиций несколько ужесточилось. Принятый в 2007 году Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности (ForeignInvestmentandNationalSecurityActof2007). Вместе с поправкой ЭксонаФлорио данный акт лег в основу окончательного свода норм и правил, регулирующих эти отношения. Расширился состав CFIUS, усилилась его ответственность перед Конгрессом. Расширились трактовки понятий «национальная безопасность» и «иностранный контроль». Анализ отчетов CFIUSза 20112015 годы показывает, что увеличилось количество сделок, направляемых на второй этап рассмотрения, однако, процент заблокированных сделок не увеличился[5, С. 87].Мы остановили свое внимание на законодательных ограничениях, связанных с притоком иностранного капитала в экономику США. Между тем, в стране создана и система законодательно закрепленных льгот, стимулирующих инвестирование. Однако, на наш взгляд, стратегические инвесторы учитывают в первую очередь макроэкономические показатели и уровень политической стабильности. То есть сначала принимается принципиальное решение, затем анализируются возможные риски. В этом отношении большее значение, чем стимулирование, приобретают законодательные ограничения прямых иностранных инвестиций.Рассмотрев историю и современное состояние законодательной базы, ограничивающей прямые иностранные инвестиции в США, можно сделать вывод о достаточно гибкой системе регулирования, нацеленной скорее на контроль, чем на запрет присутствия.При этом строго оговоренные сроки, прозрачность процедуры анализа иностранных инвестиций, возможность спрогнозировать с большой точностью возможный результат расследования со стороны Комитета по иностранным инвестициямсоздаютдополнительный эффект надежности, способствующий улучшению инвестиционного климата в стране.
Источники: http://naukarus.com/regulirovanie-inostrannyh-investitsiy-v-ssha, http://vuzlit.ru/1139201/pryamye_inostrannye_investitsii, http://e-koncept.ru/2016/96314.htm
Источник: