- 1.2 Роль инвестиций в развитии экономики страны и значение бюджетных средств в увеличении общего объема инвестиций в государстве
- Государственные инвестиции
- Роль государственных инвестиций в экономике
- Роль бюджетных инвестиций в развитии экономики
- Роль инвестиций в развитии экономики страны и значение бюджетных средств в увеличении общего объема инвестиций в государстве
1.2 Роль инвестиций в развитии экономики страны и значение бюджетных средств в увеличении общего объема инвестиций в государстве
Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. Инвестиционная сфера оказывает непосредственное воздействие на динамику экономического развития. Инвестиции затрагивают глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Задачи инвестирования заключаются в следующем:
— повышение технического уровня производственного аппарата;
— ускорение темпов экономического роста;
— обеспечение качественно новой структуры экономики, преодоление диспропорций, структурно-технической несбалансированности народного хозяйства.
— создание конкурентоспособных экспортных производств в обрабатываемых отраслях промышленности, сельском хозяйстве, обеспечивающих эффективные внешнеэкономические связи Российской Федерации.
— создание высокотехнологичного инвестиционного комплекса способного удовлетворять потребности экономики в инвестиционных товарах и услугах высокого качества.
В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством выхода России из состояния экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности.
Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.
Государственное, включая бюджетное инвестирование, осуществляемое даже в незначительных объемах, является весьма важным ориентиром для независимых инвесторов. Не составляют исключения и банковская сфера. По расчетам специалистов, структура распределения долгосрочных кредитов по субъектам Российской Федерации практически идентична территориальной структуре централизованных капитальных вложений.
Реальное долговременное оздоровление инвестиционного климата — следствие расширения банковского участия в кредитовании затрат инвестиционного характера. Именно поэтому любые меры, направленные на увеличении общего объема инвестиций в государстве, должны реализовываться в тесной взаимосвязи с достижением более масштабного вовлечения банковских капиталов на долговременной возвратной основе вместе с коренным улучшением положения дел в капитальном строительстве, а также в отраслях промышленности, обеспечивающих его материальными ресурсами.
Для реализации государственных инвестиционных программ, регулирования отраслевой и территориальной структуры инвестиций предусматривается бюджетное финансирование инвестиционной деятельности.
По мере развития экономики бюджетное финансирование заменяется системой их субсидирования — предоставление бюджетных средств в форме займов. Это дает возможность отбора на конкурсной основе наиболее эффективных вариантов инвестирования на принципах платности и возвратности.
1.3 Государственная инвестиционная политика как составная часть общей экономической политики
Ключевым условием устойчивого роста экономики является активизация государственной инвестиционной политики. Инвестиционная политика — это составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005 Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом. Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.
В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций, осуществляемая посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах.
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Задачи и методы реализации инвестиционной политики меняются в разных фазах экономического цикла.
Фаза кризиса и депрессии: целью государственной инвестиционной политики является поддержка и укрепление наиболее жизнеспособной и перспективной части основного капитал, способной производить конкурентоспособную продукцию.
Фаза оживления и подъёма: имеет место стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума. Задача инвестиционной политике в этой фазе — своевременное комплексное осуществление инвестиций и инноваций, способствующих освоению новых и расширению прежних позиций на рынке.
Фаза стабильного развития предполагает минимальную государственную поддержку.
Государственная инвестиционная политика строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.
Государственные инвестиции
Роль государственных инвестиций в экономике
инвестиционный диверсификация капитал реконструкция
В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает:
в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности — инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника);
в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса.
Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции.
Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.
Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом Плане понятие «государственные инвестиции» является более широким, чем понятие «бюджетные инвестиции», под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств.
Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. Государственные инвестиции осуществляются при бюджетном финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, Вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты.
Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развития, специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.
В соответствии с кейнсианской концепцией государственные расходы рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономики, что определяет значимость государственных инвестиций. Практические рекомендации кейнсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания государственных инвестиций.
Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции бюджетного дефицита, а следовательно, уменьшение государственных инвестиций. Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению объемов государственных инвестиций.
Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.
В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от Вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в Долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.
Государственные инвестиции считаются менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто бывают направлены на Достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлением государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач — обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест.
Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государства в производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.
Имеются существенные связи между государственными инвестициями в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложениями, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство: дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацией; и иных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых! для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.
Таким образом, роль государственных инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных; начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государственного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям.
С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры инвестиций по формам собственности. Ведущим направлением изменения структуры инвестиций в период рыночных преобразований становится снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий частных инвестиций и заемных ресурсов.
В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ. Для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.
Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, другие федеральные и региональные целевые программы или чтобы государственные (федеральные, региональные), органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.
Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2010 г. составил всего 72,4 млрд. руб. (3,3% общего объема инвестиций в основной капитал). Столь незначительные объемы государственных инвестиций не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни Населения.
Роль бюджетных инвестиций в развитии экономики
Роль инвестиций в развитии экономики страны и значение бюджетных средств в увеличении общего объема инвестиций в государстве
Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. Инвестиционная сфера оказывает непосредственное воздействие на динамику экономического развития. Инвестиции затрагивают глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Задачи инвестирования заключаются в следующем:
— повышение технического уровня производственного аппарата;
— ускорение темпов экономического роста;
— обеспечение качественно новой структуры экономики, преодоление диспропорций, структурно-технической несбалансированности народного хозяйства.
— создание конкурентоспособных экспортных производств в обрабатываемых отраслях промышленности, сельском хозяйстве, обеспечивающих эффективные внешнеэкономические связи Российской Федерации.
— создание высокотехнологичного инвестиционного комплекса способного удовлетворять потребности экономики в инвестиционных товарах и услугах высокого качества.
В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством выхода России из состояния экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности.
Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.
Государственное, включая бюджетное инвестирование, осуществляемое даже в незначительных объемах, является весьма важным ориентиром для независимых инвесторов. Не составляют исключения и банковская сфера. По расчетам специалистов, структура распределения долгосрочных кредитов по субъектам Российской Федерации практически идентична территориальной структуре централизованных капитальных вложений.
Реальное долговременное оздоровление инвестиционного климата — следствие расширения банковского участия в кредитовании затрат инвестиционного характера. Именно поэтому любые меры, направленные на увеличении общего объема инвестиций в государстве, должны реализовываться в тесной взаимосвязи с достижением более масштабного вовлечения банковских капиталов на долговременной возвратной основе вместе с коренным улучшением положения дел в капитальном строительстве, а также в отраслях промышленности, обеспечивающих его материальными ресурсами.
Для реализации государственных инвестиционных программ, регулирования отраслевой и территориальной структуры инвестиций предусматривается бюджетное финансирование инвестиционной деятельности.
По мере развития экономики бюджетное финансирование заменяется системой их субсидирования — предоставление бюджетных средств в форме займов. Это дает возможность отбора на конкурсной основе наиболее эффективных вариантов инвестирования на принципах платности и возвратности.
Источники: http://econ.bobrodobro.ru/30440, http://studwood.ru/1971043/ekonomika/gosudarstvennye_investitsii, http://studbooks.net/1719999/ekonomika/rol_investitsiy_razvitii_ekonomiki_strany_znachenie_byudzhetnyh_sredstv_uvelichenii_obschego_obema_investitsiy
Источник: