Роль инвестиций в развивающихся странах

Роль и специфика иностранных инвестиций в развитие развивающихся стран

Стремление выйти из «порочного круга бедности», стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. Усилия многих развивающихся стран не пропали даром. По данным Мирового банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х годов заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд. долл., несмотря на резкое сокращение темпов его роста в период 1990-1993 гг. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился с 56,3 млрд. долл. в 1990 г. до 40,8 млрд. долл. в 1996 г. Наибольший объем частных капвложений приходится на 12 стран со «средним» уровнем дохода.

По оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст и Янг», в ближайшие годы наиболее привлекательными из развивающихся стран по вкладыванию капитала будут: Китай, Индия, Индонезия, а также Мексика и Бразилия. Общий объем потребности развивающихся стран в иностранном капитале в 1996-2005 гг. оценивается Всемирным банком в 1,5-2 трлн. долл.

Частный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80 процентов частных инвестиций поступает всего в 20 процентов развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран. Государственная помощь от этих стран, будучи два десятилетия достаточно стабильной, к середине 90-х годов начинает сокращаться.

По данным аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) в 1995 г. в мире на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 1994 г. По сравнению с 1990 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН — 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% — Азия, 10% — Латинская Америка.

Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. Так, долги государств Африканского контингента к югу от Сахары составляли в середине 90-х годов 211 млрд. долл., что вдвое превышает совместные доходы этих стран от экспорта.

При этом, с 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл. Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики — 165,7 млрд. долл. и у Бразилии — 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран — Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю. Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).

Существующий долг развивающихся стран накапливается преимущественно за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США — 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией — 103 млрд. долл. Ее должники — это, в основном, страны Африки и Азии. В середине 90-х годов совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн. долл. При этом выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд. долл. Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.

Читайте также  Vii сессия ярмарки зарубежных инвестиций китая

Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым оценкам уже в период до 2000 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.

Западные экономисты предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:

  • — соблюдение принципов справедливой торговли;
  • — концессиональная практика;
  • — льготы по долгам;
  • — распространение образования и профессиональных навыков.

По прогнозам западных экспертов основные социальные услуги в ближайшие десять лет могут стать общедоступными для жителей развивающихся стран. На обеспечение этого потребуется 40 млрд. долл. Еще 40 млрд. долл. помогут полностью преодолеть бедность в мире. Общая сумма составляет 80 млрд. долл. или 0,5% мирового дохода (25 трлн. долл.), что вполне по силам современному мировому сообществу при наличии политической воли. Что касается распространения образования и профессиональных навыков, то в политике стран Запада по отношению к развивающимся странам это предстает в виде так называемой технической помощи. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и ВУЗов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и др. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически даже не покидает пределов страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора. По некоторым данным из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.

Роль инвестиций в развивающихся странах

Роль инвестиций в развитии экономики государства

Роль инвестиций в экономической системе заключается в обеспечении следующих процессов: обеспечение структурной перестройки экономики; стимулирование развития предпринимательства; создание дополнительных рабочих мест; обеспечение финансовых ресурсов для развития и воспроизводства основных производственны фондов; развитие отдельных отраслей хозяйства и всей экономической системы в целом; обеспечение конкурентоспособности продукции страны; поддержка развития малого и среднего бизнеса.

Наиболее важную роль в инвестиционной деятельности играют инвестиции в основной капитал — капитальные вложения. Именно они являются основой рост экономики. Капитальными вложениями называются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Структура инвестиций в основной капитал и их динамика является важнейшей характеристикой инвестиционных процессов в стране Тулин Д.В. Трансграничное движение капиталов, инвестиционный климат и возможности увеличения инвестиций в российскую экономику // Деньги и кредит. 2011. № 6.С. 3. Эффективность функционирования экономики связана с состоянием ее основных фондов, которое характеризует производственные возможности отраслей экономики, определяет темпы и масштабы ее развития. От величины основных фондов, их качественного состояния и эффективности использования зависят объемы производства, конкурентоспособность отечественной продукции, развитие производительных сил отрасли, финансово-экономические результаты ее деятельности.

Накопленная масса изношенных и устаревших основных фондов препятствует возможному вовлечению свободных мощностей для производства конкурентоспособной отечественной продукции; задерживает инновационное развитие экономики; увеличивает частоту и масштабы чрезвычайных ситуаций, наносимого ими ущерба; снижает производительность труда; приводит к ухудшению качества продукции; нарушает сбалансированность экономики в целом.

Читайте также  Вид на жительство в канаде через инвестиции

Обновление основных фондов требует масштабных инвестиций. Отраслевые сдвиги в инвестиционных потоках определяют темпы и пропорции дальнейшего экономического развития.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходимо целенаправленно государственное регулирование инвестиционной деятельности, формирование государственной эффективной инвестиционной политики. Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты Караваев Д.С. Государственное регулирование инвестиционных процессов в условиях рыночных отношений. — М., 2009. — С. 88. Государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народно-хозяйственных доходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем Каллаганов Б.Р., Сокаева Б.Б. Инвестиции и инвестиционная деятельность в Российской Федерации. — Владикавказ, 2010. — С. 17. .

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика — не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.

Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны.

Инвестиционный климат страны является важнейшим показателем, определяющим привлекательность или, наоборот, непривлекательность конкретной страны с позиции инвесторов. По своему содержанию инвестиционный климат представляет собой «комплекс факторов политического, правового, экономического, организационного, социального и иного характера, которые влияют на принятие решений относительно целесообразности вложения средств в экономику той или иной страны» Мацнев М.И. Инвестиционный климат России: текущая ситуация и перспективы развития //Креативная экономика. — 2011. — № 7. — С. 123. . Как правило, масштабы притока иностранных инвестиций определяются как геополитическими процессами, так и состоянием инвестиционного климата в стране. Но инвестиционная среда одновременно является той основой, которая определяет и движение капитала за рубеж. На высшем уровне руководства России неоднократно заявлялось, что инвестиционный климат в стране нуждается в серьезном реформировании.

Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает: кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем; достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике; реструктуризацию естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности; создание условий для интеграции страны в мировую экономику.

Читайте также  Машина платформа форекс и инвестиции

Таким образом, инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, обеспечивая структурную перестройку экономики; стимулирование развития предпринимательства и инновационных процессов; создание дополнительных рабочих мест; развитие и воспроизводство основных производственны фондов; развитие отдельных отраслей хозяйства и всей экономической системы в целом; повышая конкурентоспособность продукции страны. Важнейшим показателем, определяющим привлекательность страны для инвестиций является инвестиционный климат страны. Государственные меры по формированию инвестиционного климата и стимулированию инвестиций формируют инвестиционную политику страны. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Рассмотрим детальнее состояние инвестиционного климата и инвестиционную активность в экономике России.

Роль инвестиций

в развитии компании, ставящей перед собой цель получения прибыли и модернизации собственного производства, очень высока.

Инвестиции, безусловно, важны для эффективного функционирования и динамического развития любой организации.

Роль инвестиций становится очевидна, как только объем инвестиций, которым обладает компания, начинает менять свое количественное значение, то есть значительно уменьшается, или значительно увеличивается. Это позволяет оценить и почувствовать их значение в производстве.

Инвестиции напрямую влияют на деятельность организации, на её экономическое состояние и её конкурентно способность.

Инвестиции и их роль в современной экономике

Роль инвестиций огромна.

Роль инвестиций в экономикецелого государства ещё более заметна, ведь инвестиции напрямую влияют на развитие, функционирование всей экономики страны.

Чтобы добиться успеха, прежде всего, любой организации необходимо иметь стабильные и надежные источники инвестиций.

Стабильные источники инвестиций обеспечивают для компании необходимые материальные или нематериальные средства для её дальнейшего развития. В свою очередь, наличие таких средств очень положительно влияет на увеличение финансовых и материальных ресурсов организации, также это способствуют росту экономического потенциала самой компании, что в свою очередь привлекает новые инвестиции.

Также на определенном этапе развития, любая организация прекращает быть объектом инвестиций и становится субъектом, то есть инвестором. Предприятие начинает самостоятельно осуществлять инвестиции для получения дополнительного дохода. Это является очень важной частью дальнейшего развития компании и успешного бизнеса в целом.

Но не стоит забывать, что в случае неудачных инвестиций, последствия могут быть весьма печальными – от потери денежных средств, до сокращения объемов производства, отставание от конкурентов и общий застой, вплоть до банкротства.

Роль инвестиций в развитии производства

В условиях современной рыночной экономики, получение прибыли — это тот локомотив, который стимулирует различные компании и организации в развитии и совершенствовании своего бизнеса, а также в его дальнейшем осуществлении.

Любое производство получает доход в результате создания и выпуска разного рода товаров, оказания услуг и т.п. Именно в этом и заключается роль инвестиций – в стимулировании производства к росту.

Более конкретно роль инвестиций можно проследить в результатах, которые они способны принести в производство

  • увеличение выработки
  • автоматизация, роботизация и общая модернизация технологического процесса
  • разработка новых технологий
  • уменьшение затрат на производство
  • снижение энергопотребления
  • создание новых рабочих мест
  • текущий ремонт.

Стратегия и роль инвестиций

Очень важно грамотно выстроить стратегию собственных инвестиций, а также составить план привлечения новых инвестиций.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все инвестиции, которые осуществляет предприятие, были, прежде всего, экономически обоснованными и целесообразными.

Каждой организации необходимо вкладывать свои средства с целью дальнейшего снижения материальных и трудовых затрат на собственном производстве и увеличения своей прибыли в будущем.

(Пока оценок нет)

Источники: http://studwood.ru/1311841/ekonomika/rol_spetsifika_inostrannyh_investitsiy_razvitie_razvivayuschihsya_stran, http://studbooks.net/1838190/ekonomika/rol_investitsiy_razvitii_ekonomiki_gosudarstva, http://investicii-v.ru/rol_investicii/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто