Сферы для привлечения инвестиций в

Сферы для привлечения инвестиций в

Взаимодействие с инвесторами

Социальная сфера сегодня

Изношенность и низкие темпы обновления основных фондов

Низкое качество услуг вследствие монополии государства и отсутствия стимулов к повышению

Преобладание административных методов хозяйствования над рыночными

Нехватка бюджетных средств на модернизацию объектов социальной инфраструктуры в регионах

Дефицит площадок для эффективной коммуникации, административные барьеры

Зависимость от импорта

Ожидаемые изменения к 2018 году

Модернизация за счет внебюджетных источников финансирования

Повышение качества услуг в социальной сфере за счет развития конкуренции

Эффективный менеджмент, применение лучших практик ГЧП

Приток частных инвестиций и нахождение дополнительных источников финансирования госпрограмм

Создание эффективной площадки, объединяющей всех участников социальных проектов

АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» будет принимать участие в работе Общественного совета при Министерстве транспорта РФ

В Западном административном округе г. Москвы в рамках проекта «Футбольная Россия» возведен очередной футбольный манеж

Ростех обновит парк медицинских автомобилей в регионах РФ

Агентство инвестиций в социальную сферу привлечет частные средства в обновление социальной инфраструктуры Республики Крым

Республика Адыгея приобрела нового партнера в части модернизации социальной инфраструктуры

Оренбургская область начала сотрудничество с АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» в части привлечения инвестиций в обновление социальной инфраструктуры

Фонд развития моногородов и Агентство инвестиций в социальную сферу совместно обновят социальную инфраструктуру ряда моногородов

Агентство инвестиций в социальную сферу и Правительство Псковской области договорились о начале взаимовыгодного сотрудничества в части привлечения внебюджетных средств в регион

Сферы для привлечения инвестиций в

Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций

В стратегической перспективе до 2020 года автономный округ стоит перед объективной необходимостью выработки политики, обеспечивающей структурное изменение и модернизацию экономики.

Принимая во внимание, что в Югре созданы все условия для развития инноваций, постепенного усложнения структуры экономики, развития “не нефтяных” сфер деятельности, а также огромную значимость вклада северных территорий в целом, и Югры в частности, в ускорение экономического роста и диверсификацию экономики страны, в настоящее время особое внимание уделяется развитию территориально-производственных комплексов (кластеров), как точек роста экономики округа и страны в целом.

В настоящее время на территории региона развиваются 4 основных кластера:

Реализация инвестиционных проектов в рамках данных кластеров позволит обеспечить устойчивость экономики округа в первую очередь за счет радикального повышения эффективности работы сферы услуг, реального и инфраструктурного сектора экономики.

Приоритетные инвестиционные проекты

В 2007 году Правительством Югры утвержден Реестр приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Документ определяет основные инвестиционные проекты в различных направлениях развития экономики — от нефтегазохимии и энергетики до здравоохранения, образования и сферы услуг.

Кроме того, утвержден Реестр инвестиционных паспортов площадок (земельных участков), выделяемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

По заказу Правительства автономного округа разработана Информационно-справочная система “Инвестиционные площадки Ханты-Мансийского автономного округа — Югры”, представленная на сайте www.investhmao.ru. Система предназначена для накопления, отображения и поиска данных об инвестиционных проектах (площадках) автономного округа на основе web- и мультимедиа- решений.

Потенциальные инвесторы могут получить в Системе расширенную информацию об инвестиционных площадках, указав интересующие параметры.

Развитие государственно-частного партнерства

В условиях необходимости оптимизации и перераспределения нагрузки на бюджет автономного округа при реализации инфраструктурных проектов большое значение приобретают механизмы реализации инвестиционных проектов с использованием принципов государственно-частного партнерства. В этой связи в настоящее время ведется работа по формированию региональной законодательной базы по данному направлению.

В 2009 году Правительством автономного округа было подписано соглашение с Государственной корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. В рамках подписанного соглашения ведется активная работа по созданию Регионального центра государственно-частного партнёрства, адаптированного под действующую в автономном округе систему реализации проектов.

Сейчас рассматривается возможность заключения подобного соглашения с Министерством регионального развития РФ. Данное соглашение положит основу для плодотворного сотрудничества в области развития региональной инвестиционной политики. Указанный документ позволит начать взаимодействие с Министерством по вопросам методологического содействия при формирования нормативной правовой базы, вопросам оценки и рассмотрения перспективных инвестиционных проектов, которые могут претендовать на участие в финансировании государственных институтов развития инвестиционной деятельности.

Возможные механизмы привлечения инвестиций в некоторые сферы экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Макареня Т.А., Бердник Н.А.,

Текст научной работы на тему «Возможные механизмы привлечения инвестиций в некоторые сферы экономики России»

2) возможность использования нескольких источников заемного капитала, что нередко является необходимым условием для реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов. При этом может быть получен доступ к более выгодным источникам кредита, таким, как средства международных финансовых рынков, государственные программы кредитования экспорта, долгосрочные кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

Читайте также  Как найти коэффициент покрытия инвестиций

3) передача заемных средств происходит непосредственно самостоятельной экономической единице — специально созданной компании;

4) так как учредители не несут полной ответственности за погашение кредита, то базой выплаты процентов и основного долга являются доходы самого проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.

Основным преимуществом использования проектного финансирования для реализации инновационно-инвестиционных проектов является то, что эта технология финансирования позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря расширенному числу участников реализации проекта. Особое внимание в технологиях проектного финансирования уделяется оценке проектов. Используется ряд финансовых показателей, таких как внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности, чистый приведенный (дисконтированный) доход и т. д., позволяющих оценить эффективность вложений [4]. Активное применение существующих форм проектного финансирования должно сопровождаться созданием соответствующих инфраструктурных организаций. Функции технической разработки и обоснования эффективности реализации инновационно-инвестиционных проектов должны осуществляться специализированными консалтинговыми фирмами, экономическими подразделениями технико-внедренческих центров, центров трансфера технологий, региональными центрами проектного финансирования, и другими инфраструктурными институциональными образованиями, действующими в рамках единого информационного, экономического и правового пространства, с использованием унифицированных апробированных методик по отбору и оценке перспективных проектов.

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. — М.: Омега-Л, 2006.

2. Романова М.Р. Планирование, бюджетирование и контроль исполнения инновационных проектов / Экономический анализ теория и практика № 19 (52). — ООО «Издательский Дом «Финансы и кредит»», 2005. С. 29-36.

3. Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко Н.Н. Экономическая оценка инвестиций. — СПб.: Питер, 2006. — С. 262.

Т.А. Макареня, Н.А. Бердник

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕКОТОРЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В настоящий момент российская экономика начинает выходить из кризиса, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной

сфере, что требует изучения адекватных форм и методов привлечения для решения социальных проблем других, помимо бюджета, финансовых источников. Одним из способов преодоления последствий экономического кризиса большинство экономистов видят социальные инвестиции.

Инвестиции представляют собой совокупность материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства [5]. Инвестиции — относительно новый термин для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции — более широкое понятие. Оно, как известно, означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Традиционно различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). Реальные инвестиции — вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала. Финансовые — вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги, где происходит не прирост реального капитала, а покупка, передача титула собственности, т. е. трансфертные (передаточные) операции.

Главными задачами инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что в настоящее время исследованию проблемы инвестирования посвящено значительное число монографий, трудов. Тем не менее, вопросы социального инвестирования, оценки социальных инвестиций с позиций детерминанты регионального развития остаются недостаточно исследованы. В частности, не утихают споры об источниках инвестирования в социальную сферу. Некоторые экономисты считают, что обеспечение социального развития экономики, в том числе и социальные инвестиции — исключительная прерогатива государства. Государственная инвестиционная политика, действительно, сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на рынке, и потому в перспективе можно говорить о стимулировании социальных инвестиций в российскую экономику.

Рассмотрим сущность процесса инвестирования. Теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности предполагает их рассмотрение на микро- и макроуровнях.

Читайте также  Роль инвестиций в производстве основных фондов

На макроуровне, в системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в процессе возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена — производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т. е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в про-66

изводстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием. Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство.

Определения, предлагаемые в современной экономической литературе позволяют определить инвестиции как то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций — это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций — это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Таким образом, все экономисты сходятся в представлении сущности инвестиций как экономических ресурсов, направляемых на увеличение реального капитала общества, то есть на его расширение или модернизацию. Структуру инвестиций можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Структура инвестиций

К примеру, в федеральном бюджете средства на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ предусматриваются в Адресной инвестиционной программе и ряде федеральных целевых программ, прежде всего, в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на период 2004-2010 годы» в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». Однако объем государственных инвестиций, принятых к финансированию, крайне недостаточен не только для реализации каких-либо крупных проектов ЖКХ, но и в качестве гаранта аккумулирования средств из других источников. Так, общий объем финансирования указанной подпрограммы составил в 2002 г. 49,9 млрд руб., из них средств федерального бюджета 0,2 млрд руб.; в 2003 г. — 58,9 млрд руб. и 0,55 млрд руб., на 2004 г. предусмотрено 57,56 млрд руб. и 0,9 млрд руб. соответственно.

В итоге продолжается деградация инфраструктуры ЖКХ. Возникает своего рода «инвестиционная ловушка», когда недостаточное финансирование не позволяет осуществлять широкомасштабную модернизацию отраслевой инфраструктуры, а это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов и еще более усиливает «ресурсное голодание» сферы ЖКХ.

В системе отношений расширенного воспроизводства инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию, в определяющие, развивающиеся отрасли народного хозяйства. Следует отметить, что частные инвестиции, в основном сосредоточенные на задаче максимизации прибыли, будут направлять средства только при условии наличия стимулов, механизмов, обеспечивающих повышение их прибыльности, конкурентоспособности на рынке. Прибыльность — это важнейший структурообразующий критерий, определяющий приоритетность, в том числе, и социальных инвестиций. Во избежание направления инвестиций в сферы с быстрой оборачиваемостью капитала и «пренебрежение» направлений с медленной окупаемостью вложенных средств, должна существовать эффективная стратегия в области налогов, государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятий, осуществляемых правительством.

По характеру формирования инвестиций в современной макроэкономике в связи с построением моделей народного хозяйства, в частности, моделей мультипликатора, принято различать автономные и индуцированные инвестиции [2].

Под автономными инвестициями понимается образование нового капитала независимо от нормы процента или уровня национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы — инновации (нововведения), преимущественно связанные с техническим прогрессом, расширение внешних рынков, прирост населения, перевороты, войны. Наиболее типичным примером автономных инвестиций являются инвестиции государственных или общественных организаций, связанные с развитием социальной инфраструктуры. Под индуцированными инвестициями понимают образование нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов. Т. е. автономные инвестиции следует рассматривать как первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные являются результатом возросшего дохода, приводят к его дальнейшему росту.

Так, о неразвитости рыночных механизмов привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что, несмотря на приватизацию части предприятий ЖКК, они не используют в качестве механизма привлечения инвестиций эмиссию акций.

Между тем, коммунальные предприятия в России характеризуются высоким инвестиционным риском и низкой доходностью вложенного капитала.

В отсутствии стимулов и возможностей привлекать средства с рынков капитала, предприятия привлекают дополнительные финансовые ресурсы, включая целевые инвестиционные расходы в плату за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

На первый взгляд, основания для включения инвестиционной составляющей в тарифы представляются обоснованными. Их цепочку можно представить следующим образом. Предприятиям необходимо заменять изношенное оборудование и приобретать новое в случае повышения спроса на их услуги. Получаемой прибыли (если таковая имеет место быть) и амортизационных отчислений на это не хватает. Поэтому, чтобы увеличить доступные предприятию инвестиционные средства, оно закладывает их в тарифы.

Читайте также  Где взять деньги для инвестиций

В этой логике сокрыт один недостаток. Включение инвестиционной составляющей в тариф в долгосрочной перспективе ведет к консервации существующего 68

положения и дальнейшему снижению эффективности, что проявляется в распылении средств по многочисленным объектам, использовании услуг дорогих посредников, создании предпосылок коррупции. Ситуация осложняется тем, что зачастую инвестиции попросту направляются на удовлетворение текущих нужд, что нарушает принцип целевого использования. Кроме того, привлечь таким образом необходимые средства куда дешевле и быстрее (достаточно задействовать административные рычаги), нежели долго и кропотливо выстраивать инвестиционную инфраструктуру, которая бы позволяла привлекать средства с рынков капитала. Напротив, инвестиции, привлекаемые посредством рыночных механизмов, стимулирует эффективное управление, характеризуется целевым использованием и создает условия для снижения издержек производства (правда, это возможно лишь при условии изменения всей системы взаимоотношений между коммунальными предприятиями и местными органами власти).

Учитывая важность преодоления спада производства и ограниченности финансовых возможностей, государству целесообразно предусмотреть осуществление инвестиционной политики на основе следующих принципов:

• последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

• государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

• размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

• усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

• совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

• значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов [5].

Активность инвестиционной деятельности в регионе должна зависеть как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата необходимо принятие следующих мер:

• достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

• радикализация борьбы с преступностью;

• запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

• предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции;

• формирование общего рынка государств СНГ со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций следует отметить:

• срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

• принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

• создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний;

• создание в ближайшее время национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

• разработку и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Для создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, необходимо привлечь национальные и иностранные инвестиции в экономику страны, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов.

1. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4.

2. Резников Л. Дискуссионные вопросы нынешнего этапа экономического реформирования // РЭЖ. 2002. № 7.

3. Заверюха А.Х, Ульянов Е.В., Меньшикова О.А. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. 2000. № 1.

4. Панова М., Матвеев А. Социальные инвестиции российского бизнеса // Экономика и жизнь. 2005. № 1.

5. Ачёх Р. Механизм привлечения инвестиций // Экономические и институциональные исследования. Альманах научных трудов. Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 2002.

А.В. Бабикова, Т.В. Седова, И.К. Шевченко

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КОРПОРАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Корпорация является доминирующей формой организации бизнеса в современном мире, что обусловлено процессами глобализации и интеграции экономических систем. Поскольку современная мировая экономика строится по моделям развитых стран, то корпорация стала важнейшим институтом современной экономики. Глобализация и регионализация как трендовые процессы развития генерируют появление многоуровневых, межтерриториальных и межотраслевых предприятий со сложной структурой функциональных, информационных и управленческих взаимодействий, что требует несомненной проработки вопросов теоретико-прикладного содержания менеджмента организации, включая стратегические и тактические аспекты.

Эволюция корпоративных форм организации бизнеса транслирует формирование и развитие структур, основанных на межотраслевом и межтерриториальном взаимодействии, система менеджмента которых существенно отличается от традиционных хозяйствующих субъектов микроуровня. Структура международных ме-такорпораций чаще всего представляет собой так называемую «сеть из компаний»,

Источники: http://aiss.org.ru/, http://studbooks.net/1648670/finansy/sfery_ekonomiki_perspektivnye_privlecheniya_investitsiy, http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-mehanizmy-privlecheniya-investitsiy-v-nekotorye-sfery-ekonomiki-rossii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто