НАМ НУЖНЫ ИНВЕСТИЦИИ
В ближайшие 20 лет Россия нуждается в инвестициях в размере 7 триллионов долларов США. Каждый год России необходимо прямых инвестиций не менее чем на 100 миллиардов долларов США практически для всех сфер ее экономики. Только на модернизацию топливно-энергетического комплекса по данным Министерства энергетики РФ на период до 2035 года потребуется свыше 3,2-3,3 триллионов долларов США.
В 2014 году по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Россия оказалась на 16 месте в мире (UNCTAD, 2014, стр. 5).
Страна
Объем инвестиций
Багамы
Кипр
Германия
Франция
Джерси
Источник: Центральный банк РФ
География распределения прямых инвестиций по территории России в разрезе регионов неравномерна. На 10-ть субъектов Российской Федерации приходится 80% иностранных инвестиций. Наибольший объём инвестиций приходится на Москву и Санкт-Петербург с прилегающими областями. Также в числе лидеров Тюменская область, Калужская область, Республика Татарстан, Сахалинская область, Архангельская область, Приморский край. На все остальные 75 субъектов Российской Федерации приходится примерно 20% от общего объёма иностранных инвестиций в российскую экономику. Это означает колоссальный потенциал для роста их экономики и относительно легкий выход на рынки этих регионов для инвесторов.
Благоприятные факторы для инвестирования в России:
- основные производственные фонды изношены в значительной степени;
- рынок отличается низким уровнем конкуренции;
- защита прав инвесторов обеспечивается на государственном уровне;
- налоговая нагрузка ниже, чем во многих странах;
- созданы льготные экономические условия для инвестирования;
- благоприятный инвестиционный климат;
- национальное законодательство не ограничивает объем прямых иностранных инвестиций и перевод прибыли за границу иностранными инвесторами.
Макроэкономические показатели
Рост ВВП России в 2014 году составил 0,6%. По данным FocusEconomics, к 2019 году прогнозируется рост ВВП России до 2,2%.
Инфляция в России в 2014 году составила 11,4%, к 2019 году прогнозируется снижение инфляции до 5,1%.
Золотовалютные резервы России с 2000 до 2015 года выросли более чем в 17 раз: с 21 миллиона долларов США до 361,6 миллиарда долларов США.
Основные страны-инвесторы России
По данным аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton International, которая выступает проводником между инвесторами, получателями инвестиций и федеральными и региональными властями в процессе привлечения инвестиций в регионы, на сегодняшний день основными странами-инвесторами для России являются Кипр, Нидерланды, Люксембург и некоторые другие, относящиеся к оффшорным зонам. В накопленных инвестициях доля средств, поступивших с Кипра, составляет 31,835 млрд. долл., из Нидерландов — 30,69 млрд., Люксембурга — 26,78 млрд., Великобритании — 11,6 млрд., Германии — 10 млрд., США — 6,8 млрд., Ирландии — 3,7 млрд. С Британских Виргинских островов поступило 3,6 млрд., из Швейцарии — 3,1 млрд.[10]
Статистика долей инвестиций приведена в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Доли инвестиций по крупнейшим иностранным инвесторам
Пути решения проблем иностранного инвестирования
Доля России в общем объеме мировых инвестиций весьма низка и не соответствует ее потенциальным возможностям. Это объясняется неразвитостью конкурентных преимуществ страны. По производительности труда, эффективности использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4-6 раз от развитых государств и в 3-4 раза — от новых индустриальных стран. За последнее десятилетие произошло снижение этого показателя — падение производительности труда и сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте.[11]
Можно выделить 10 проблем инвестирования в России и способы их решения:
Коррупция является одной из важных проблем в России. Одним из следствий этой проблемы является нежелание многих инвесторов вкладывать деньги в предприятия России.
Так выглядит график нарушений (воровства и нецелевого использования бюджета) за предыдущие года (диаграмма 2):
Диаграмма 2. Как выявлялись нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, млрд. рублей
По официальной версии в прошлом году уровень коррупции составил 718,5 млрд. рублей. Кто же захочет вкладывать в российские предприятия, если во многих госучреждениях мало что можно сделать без связей или взятки?
Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на: [12]
- а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;
- б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
- в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;
- г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;
- д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;
- е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
- ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);
- з) систематической оценке результатов работы и корректировки мер.
- 2) Внутренняя нестабильность
Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов.
3) Криминализация общества и экономики
Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
4) Таможенный режим
В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. [13, c. 26]
Риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.
Для создания более привлекательного инвестиционного климата необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.
Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:
- § усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
- § создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
- § осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
- § либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.
Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Таким образом, Россия обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. [14]
ТОП-10 стран – мировых лидеров по инвестициям 2017 года
В 2017 году международные инвестиции выросли на 8,5%, чему способствовал повышенный спрос со стороны европейского, североамериканского и азиатского капитала, диверсифицирующего свои активы за счет выхода на зарубежные рынки.
Такие данные содержатся в отчете Global C Atlant 2018, составленном аналитической группой Cushman & Wakefield.
Китай остается крупнейшим донором и получателем инвестиций. Соединенные Штаты Америки сохраняют второе место в обеих сферах. Среди 25 крупнейших инвесторов самое значительное представительство имеет Европа.
В 2017 году Китай инвестировал на международном рынке €639,54 млрд, обойдя США, объем зарубежных инвестиций которых составляет €431,32 млрд.
С отрывом тройку лидеров замыкает Великобритания, инвестировавшая €80,38. В ТОП-10 также вошли Германия (€77,35 млрд.), Гонконг (€44,56 млрд.), Япония (€39,43 млрд.), Франция (€39,37 млрд.), Канада (€28,50 млрд.), Испания (€23,83 млрд.) и Нидерланды (€21,94 млрд.).
Китай также является наиболее привлекательным для зарубежных инвесторов рынком с годовым объемом инвестиций €561,23 млрд. Семь самых привлекательных для инвесторов рынков совпадают с семеркой ведущих рынков-доноров. Кроме Китая, это США, которые привлекли €381,89 млрд, Великобритания (€70,69 млрд.), Германия (€68,55 млрд.), Гонконг (€39,93 млрд.), Япония (€35,44 млрд.) и Франция (€34,18 млрд.). Единственное отличие в рейтингах – присутствие среди крупнейших стран-получателей инвестиций Австралии, которая с показателем €28,88 млрд. заняла восьмое место в топе, вытеснив из него такого донора как Нидерланды. А замыкают десятку лидеров Канада (€25,24 млрд.) и Испания (€20,93 млрд.).
Среди национальных рынков наибольший ежегодный рост привлеченных инвестиций в 2017 году продемонстрировала Болгария – 153% по сравнению с 2016 годом. Общий объем внешних инвестиций в болгарский рынок довольно скромен – €856 млн. Но и он является рекордным. Примечательно, что достигнуть его помог всплеск рынка коммерческой недвижимости, точнее, приход всего трех крупных южноафриканских фондов и буквально пять их крупных сделок.
В 2017 году в Болгарии была совершена рекордная покупка недвижимости на сумму €252,9 млн. – фонд NEPI Rockastle купил Paradise Center Mall в Софии. В минувшем году этот фонд также купил софийский торговый центр «Сердика» за €200 млн., а фонд Hyprop Investments приобрел The Mall за €176 млн. Третий фонд из ЮАР – MAS Real Estate – купил торговые центры Galleria в городах Стара Загора и Бургас.
В десятке лидеров роста также оказались Вьетнам (+94%), Индонезия (+87%), Аргентина (+86%), Малайзия (+79%), Бразилия (+76%), Турция (+75%), Румыния (+65%), Гонконг (+53%) и Финляндия (+52%).
Эта же десятка стран составила ТОП-10 стран-доноров с наибольшим годовым ростом инвестиций, правда, в ином порядке разместившись в рейтинге. Не изменились лишь первые два места – Болгарии увеличила свою инвестиционную активность за рубежом на 166%, а Вьетнам на 99%. Третьем место заняла Аргентина с ростом на 94%. Далее в десятке разместились Индонезия (+89%), Бразилия (+87%), Малайзия (+87%), Турция (+73%), Румыния (+70%), Финляндия (+58%) и Гонконг (+55%).
Среди городов Лондон остается самым популярным для инвестиций. Тревоги, вызванные Brexit, смягчает снижение курса фунта стерлингов, и увеличение доступности лондонских активов остается соблазном для многих международных инвесторов. Напомним, что на минувшей неделе Лондон был также назван самым привлекательным городом для инвестиций в недвижимость в исследовании CBRE Group, Inc.
Переживший падение Мадрид в отчете Global C Atlant вернулся на второе место, головокружительно поднявшись на 45 мест в рейтинге и обойдя Нью-Йорк, который опустился сразу на шестое место. А тройку городов-лидеров в нынешнем году замыкает Амстердам. Однако в целом гегемония таких «супермегаполисов» слабеет. Доля 25 инвестиционных центров мира впервые опустилась на уровень менее 50% мирового рынка инвестиций. И напротив, число городов, на которые нацелен международный капитал, увеличилось на 4,5%.
Источники: http://investment-in-russia.com/site/page?view=NAM-NUZHNY-INVESTICII, http://vuzlit.ru/1169293/osnovnye_strany_investory_rossii, http://internationalinvestment.biz/investments/336-top-10-stran-mirovyh-liderov-po-investiciyam-2017-goda.html
Источник: