Структура инвестиций в республике татарстан

Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11

Статья просмотрена: 3672 раза

Библиографическое описание:

Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 433-435. — URL https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 16.01.2019).

В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.

В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.

Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.

Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.

Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].

К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.

Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.

Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].

Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].

Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:

— Инвестиционный совет Республики Татарстан;

— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;

— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;

— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;

В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.

Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.

Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов

Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.

Читайте также  Справка об отсутствии иностранных инвестиций

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.

Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].

Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:

— дефицит квалификационных кадров;

— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;

— диспропорция развития территорий внутри региона;

— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;

— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;

— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;

— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;

— экологическая нагрузка на территории ряда производств.

В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.

В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:

1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.

3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.

4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.

5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.

6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.

Современное состояние и перспективы развития инвестиционной политики в Республике Татарстан

Характеристика инвестиционного обеспечения Республики Татарстан

Инвестиции выступают первостепенным источником благосостояния и необходимым условием регионального воспроизводства и, как следствие, основой укрепления финансовой устойчивости и повышения капитализации региона, что особенно актуально для экономики РТ.

В 2006 году в основной капитал РТ было инвестировано 158,9 млрд. рублей, что составило 99,2% к уровню 2005года. Однако незначительному сокращению регионального объемного показателя в 2006 г. предшествовал его последовательный рост в течение 2002-2005 гг. (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 — Инвестиции в основной капитал РТ

В результате, за период 2001-2006 гг. объем инвестиций в основной капитал республики в сопоставимых ценах вырос в 1,37 раза, увеличиваясь ежегодно в среднем на 6,5%. За первое полугодие 2007 г. в экономику РТ было вложено 73,7 млрд. рублей капиталообразующих инвестиций, что на 7,8% больше, чем за соответствующий период 2006 г.

По абсолютным объемам инвестиций в основной капитал Татарстан стабильно лидирует среди всех регионов ПФО. В 2001-2006 гг. на долю региона приходилось 19,3-23,7% от общего объема инвестиций округа и, соответственно, 3,2-3,9% от общего объема инвестиций в основной капитал в РФ. В 2005 — 2006 гг. республика сохраняет за собой очень высокое (шестое) место в России по абсолютному объему капиталообразующих инвестиций, привлеченных за счет всех источников, уступая лишь городам Москве и Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, а также Московской области.

Важным показателем, входящим в перечень основных индикаторов оценки социально-экономического положения Республики, является доля инвестиций в основной капитал в ВРП (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 — Доля инвестиций в ВРП РТ в 2001-2006 гг.

В 2001 — 2006 гг. данный показатель находился в диапазоне от 21,7% (в 2002 г.) до 26,6% (в 2005 г.). По отчетным данным за 2006 год, доля инвестиций в основной капитал в ВРП несколько снизилась по сравнению с предыдущим годом, однако величина регионального показателя (25,6%) по-прежнему существенно (в 1,5 раза) превышает соответствующий показатель по РФ в целом. В частности, по темпам роста инвестиций в основной капитал за 2001 — 2006 гг. (136,9%) республика занимает лишь 11-е место в Приволжском федеральном округе, уступая при этом не только тем регионам округа, в которых масштабы инвестиционной деятельности совсем невелики (в связи с чем темпы роста инвестиций в них зачастую очень значительны), но также и достаточно мощным в инвестиционном отношении Нижегородской и Самарской областям, ежегодные объемы инвестиций в которых выросли за рассматриваемый период, соответственно, в 1,9 и 1,5 раза. В целом по Российской Федерации объем инвестиций в основной капитал в 2006 г. по отношению к 2001 г. также увеличился более существенно, чем в Татарстане — а именно в 1,63 раза, возрастая ежегодно в среднем на 10,2%. В результате темпы прироста капиталообразующих инвестиций в РТ (6,5% в среднегодовом исчислении в 2001- 2006 гг.) выглядят недостаточно убедительно как на фоне других регионов Приволжского федерального округа, так и на среднероссийском фоне.

Читайте также  Азиатского банка инфраструктурных инвестиций aiib

В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям экономики наибольший удельный вес в РТ традиционно имеет промышленность, на долю которой в 2006 г. пришлось свыше 1/3 всех инвестиций. В то же время в динамике по годам наблюдается заметное снижение данного показателя по сравнению с уровнем 2000 г., когда на долю промышленности приходилась почти половина от общего объема инвестиций в основной капитал региона.

В составе промышленности в 2006 г. привлечение инвестиций в основной капитал осуществлялось в основном в добывающую промышленность (около 33%), а также в химическую и нефтехимическую отрасли (34%).

Современная структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, сложившаяся в РТ в 2001 — 2006 гг., отличается следующими важными особенностями. Несмотря на происходившее в указанный период снижение суммарной доли амортизационных отчислений и прибыли в общем объеме инвестиций в основной капитал региона (с 59,7% в 2000 г. до 45,2% в 2006г.), и в настоящее время наиболее масштабным источником инвестиционных ресурсов в республике остаются собственные средства организаций. Указанная региональная тенденция вполне соответствует общероссийской, т.к. для большинства предприятий РФ главным источником инвестиций в основной капитал также продолжают оставаться собственные средства, несмотря на сокращение в период 2001 — 2006 гг. их доли в составе всех источников инвестиций в России с 49,4% до 44,3%.

В составе собственных средств организаций в РТ за период с 2001 по 2006 год произошло существенное сокращение доли прибыли (с 40,6% до 19,4%) (рисунок 3.3).

В то же время двукратное снижение объема прибыли, используемой на инвестиционные цели, в абсолютном выражении произошло в 2002 году по сравнению с 2001 годом, а в последующие годы абсолютные показатели постепенно возрастали, однако к 2006 г. объемный показатель 2001 г. все же не был достигнут.

В настоящее время доля прибыли в финансировании инвестиций в республике практически соответствует среднероссийскому уровню, т.к. в Российской Федерации в целом удельный вес прибыли в источниках инвестиций в основной капитал составил в 2006 г. 19,4%.

Что касается амортизационных отчислений, то их абсолютные объемы, используемые на инвестиционные нужды, возросли за рассматриваемый период более чем в 2 раза. В то же время, если судить по показателю удельного веса этого источника, то пик его наиболее интенсивного использования в инвестиционном процессе пришелся в РТ на 2002-2003 гг., когда доля амортизационных отчислений возросла почти вдвое (до 33-34% от всех инвестиций в основной капитал) по сравнению с 2001 г. (17,8%). Затем, главным образом из-за опережающего роста других источников финансирования (в частности, привлеченных средств), удельный вес амортизационных отчислений начал снижаться, и в 2006 г. за их счет в РТ было профинансировано уже только 27,7% инвестиций в основной капитал, что лишь ненамного превосходит среднероссийский параметр.

Рисунок 3.3 — Структура инвестиций в основной капитал РТ

Таким образом, в 2001 — 2006 гг. в РТ произошло довольно заметное сокращение доли собственных средств (с 59,7% до 47,1%) и, соответственно, возрастание доли привлеченных средств (с 40,3% до 52,9%) в составе источников инвестиций.

Среди привлеченных средств наиболее крупным источником инвестиций в экономику республики являются бюджетные средства всех уровней. В то же время на сегодняшний день РТ не превышает средние по РФ показатели инвестирования за счет бюджетных средств, хотя такое превышение было характерно для республики в 2001 — 2005 гг. (в особенности — в 2005 г., когда за счет бюджетных источников в Татарстане было профинансировано 29% инвестиций в основной капитал, а в РФ — только 20,7%).

Читайте также  Инвестиции в социальную сферу проблемы

В 2006 г. доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в РТ и в РФ одинакова и составляет 19,8%. В составе бюджетных средств в РТ, как правило, преобладают средства бюджета субъекта федерации (15,7% в 2006 г.), а на долю федерального бюджета только в 2003-2005 гг. приходилось 9-13% от всех инвестиций в основной капитал региона, а в остальные годы в 2001-2006 гг. за счет этого источника финансировалось 3,4-5,5% от общего объема инвестиций республики.

В среднем по России за счет территориальных бюджетов также традиционно финансируется более заметная доля инвестиций в основной капитал (12-13%), чем за счет федерального бюджета (5-7%).

Помимо бюджетных источников, в составе привлеченных средств в РТ заметную роль играют кредиты банков, доля которых в источниках финансирования инвестиций возросла в 2001-2005 гг. с 7% до 12%. В целом по РФ за счет кредитов банков в 2005 г. было профинансировано лишь 8,3% инвестиций в основной капитал. В то же время на долю заемных средств других организаций в 2005 г. в РТ пришлось меньше, чем в РФ (5,1% против 7,4% по РФ) ( Программа «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г и на период до 2030 г»).

Важным источником инвестиционных ресурсов РТ являются иностранные инвестиции. В 1 квартале 2007г. в экономику РТ поступило 111,4 млн. долл. инвестиций из-за рубежа (с учётом рублёвого поступления, пересчитанного в доллары), что в 2,5 раза больше уровня 1 квартала 2006г. На 1 апреля 2007 года в экономике РТ накопленный иностранный капитал составил 1790,1 млн. долл. [28,с.4]. Привлечение иностранных инвестиций в экономику РТ характеризуется динамикой [29], указанной в таблице 3.1:

Таблица 3.1 — Динамика привлечения иностранных инвестиций (млн. долл.)

  • Особая экономическая зона «Алабуга»
  • Технополис «Химград»
  • Индустриальный парк «КИП Мастер»
  • Индустриальный парк «Камские поляны»

  1. наличие развитых рынков сбыта, равноудаленность от нескольких городов-миллионников, большой потенциал роста потребления (более 80% инвесторов);
  2. поддержка крупных проектов со стороны правительства, относительно низкие административные барьеры (около 60% инвесторов);
  3. низкая заработная плата по региону (около 80% инвесторов);
  4. наличие удобных и технологически оснащенных площадок для ведения бизнеса: ОЭЗ «Алабуга», бизнес-инкубаторы (более 40% инвесторов);
  5. открытость властей в вопросах привлечения инвестиций, реальная, а не только заявленная, готовность оперативно решать проблемы, выполнять обещания, реагировать на обратную связь. В качестве примера было приведено достаточно быстрое оформление разрешения на строительство (около 40% инвесторов).

Причины выбора инвесторами Республики Татарстан

Основные преимущества ведения бизнеса в Татарстане

  1. сравнительно низкий уровень бюрократических барьеров (особенно по сравнению с другими регионами), отсутствие существенных проблем с регистрацией бизнеса, получением лицензий, разрешений и согласований, которые находятся в региональном ведении;
  2. относительно развитая инфраструктура по сравнению с другими регионами РФ;
  3. имидж, история региона и высокий уровень развития промышленности в таких отраслях, как нефтехимия, машиностроение и строительство;
  4. растущий рынок сбыта, например, автомобильный и строительный;
  5. преференции — налоговые (режим особой экономической зоны), таможенные (режим свободной таможенной зоны) и коммерческие (стоимость земли, обустройство офисных площадей) -для резидентов ОЭЗ «Алабуга»;
  6. простота диалога с правительством наличие таких механизмов, как «Электронное Правительство»;
  7. налоговые льготы, которые предоставляются компаниям, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности».

Существующие сложности ведения бизнеса в Татарстане:

  1. профиль образования — не хватает квалифицированных специалистов ряда специальностей, невысокая производительность труда (более 60% инвесторов);
  2. высокая стоимость теплоэнергии и водоснабжения, непредсказуемость динамики тарифов на электроэнергию, ограниченный доступ к газу (около 60% инвесторов);
  3. отсутствие полноценной рекламы региона в Европе и его недостаточная узнаваемость за рубежом (около 30% инвесторов);
  4. относительно более высокое развитие Казани по сравнению с другими регионами Татарстана, особенно в отношении социальной инфраструктуры и транспорта в целом по республике (около 30% инвесторов).

Инновационное развитие и поддержка инноваций со стороны руководства Республики:

  1. создание технопарков и бизнес-инкубаторов;
  2. венчурные ярмарки,
  3. конкурсы идей,
  4. создание научно-исследовательских центров федерального уровня
  5. инфраструктура для развития инноваций, (ряд производств в регионе уже является инновационным для своей отрасли: полимеры, фармацевтика, АСУ).

Среди приоритетов Правительства Татарстана на ближайшие годы:

  1. дальнейшее снижение административных барьеров, реальный переход на систему «одного окна»;
  2. повышение эффективности государственных инвестиций, в том числе дальнейшая приватизация, изменение формы государственного участия в поддержке бизнеса, более эффективная работа с инвестиционными проектами;
  3. модернизация образования и повышение производительности труда;
  4. модернизация транспортной системы;
  5. дальнейшее развитие социальной инфраструктуры.

Ожидаемые инвесторами приоритеты развития Республики Татарстан

Источники: http://moluch.ru/archive/66/10961/, http://studbooks.net/1595833/finansy/sovremennoe_sostoyanie_perspektivy_razvitiya_investitsionnoy_politiki_respublike_tatarstan, http://www.cluster-rt.ru/INVESTMENTS/privlekatelnost_tatarstana/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто