Тор на дальнем востоке инвестиции

Резиденты ТОР принесли Хабаровскому краю почти семь млрд рублей инвестиций

Предприятия, которые работают на территориях опережающего социально-экономического развития принесли Хабаровскому краю в 2018 году 6,9 млрд рублей инвестиций. За год статус резидентов получили 17 новых компаний, 15 из которых ввели в эксплуатацию свои производства и приступили к выпуску продукции.

По итогам 2018 года Индустриальный парк «Авангард» занял 12 строчку в Национальном рейтинге индустриальных парков России. Как сообщает пресс-служба краевого правительства, еще одним достижением по итогам года стал запуск нескольких крупных проектов: на площадке «Аэропорт» ТОСЭР «Хабаровск» начали строить новый терминал внутренних авиалиний, на площадке «Полянка» ТОСЭР «Николаевск» на 80% возвели золотодобывающее предприятие. Также продолжается модернизация горнолыжного комплекса «Холдоми» в ТОСЭР «Комсомольск», а на площадке «Авангард» ТОСЭР «Хабаровск» началось строительство производственно-логистического комплекса и склада продуктов питания класса «А».

Всего с момента создания ТОСЭР в Хабаровском крае статус резидента получила 61 компания. Общим объемом заявленных инвестиций составляет 72 млрд рублей. Предприятия планируют создать свыше 7,6 тыс. рабочих мест.

Двух жителей Хабаровского края отправят в колонию за хищение 32 млн рублей у государства

Сельского чиновника в Хабаровском крае заподозрили в фальсификации и мошенничестве

Правительство России расширило и переименовало ТОР «Беринговский» на Чукотке

Как на Сахалине создают новый формат массового спорта

EastRussia подводит итоги кадровых перестановок на Дальнем Востоке в 2018 году

Как решение ФАС по китайскому инвестору отразится на привлекательности Дальнего Востока

Тор на дальнем востоке инвестиции

Вопросы и ответы о территориях опережающего развития.


Вопрос: Что такое ТОР?

ТОР — это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР – это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.

Вопрос: Чем ТОР отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ)?

Идея же ТОР кардинально отличается от ОЭЗ — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. Создается большое число механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу – Управляющей компании.

Вопрос: Когда и как в России появились ТОРы?

ТОРы начали создаваться по поручению Президента РФ, которое было дано в конце 2013 года. Уже через год — 29 декабря 2014 года — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта 2015 года. Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по 3 направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная. Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге якорными инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей потенциальных инвесторов ТОР.

Вопрос: Какие ТОР есть на Дальнем Востоке?

Первые три ТОР были отобраны Правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 года на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию: ТОР «Надеждинская» — расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 Га. Имеет 3 якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест.

ТОР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск на земельных участках площадью 210 Га. Имеет 4 якорных резидента (производство деталей для авиастроения и деревообработка) с объемом частных инвестиций 7,9 млрд рублей, требуемых бюджетных 1.2 млрд и планируемым созданием 770 рабочих мест.

Читайте также  Pp период окупаемости первоначальных инвестиций

ТОР «Хабаровск» — расположен в черте Хабаровска земельных участках площадью 587 Га. Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс + аэропорт) с объемом частных инвестиций 15,4 млрд рублей, требуемых бюджетных 2,4 млрд и планируемым созданием 2574 рабочих мест.

Следующие 6 ТОРов были утверждены Правительственной подкомиссией 29 апреля 2015 года: ТОР «Беринговский» (ЧАО), ТОР «Кангалассы» (Якутия), ТОР «Михайловский» (Приморье), ТОР «Камчатка», ТОР «Белогорск» и «Приамурский» (Амурсказ область)

Вопрос: Какие преимущества дает режим ТОР?

Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ:
— 0% налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет
— 0% ввозные и вывозные таможенные пошлины
— 0% НДС на импорт для переработки
— 7,6% страховых взносов вместо 30% для инвестора первые 10 лет
— бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры
— ускоренный порядок возврата НДС экспортера
— нет проверок без согласия Минвостокразвития
— «одно окно» для инвестора
— свободная таможенная зона
— упрощенный государственный контроль
— ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.
Таким образом, резидент меньше тратит времени на административные процедуры, все согласования проходит проще, меньше платит налогов. Как следствие, бизнес становится эффективнее.

Вопрос: Какое участие в проекте ТОР предусмотрено для малого и среднего бизнеса?

Если субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) по каким-либо причинам не могут стать резидентами, то надо понимать, что они могут быть вовлечены в проект ТОР опосредованно. Ведь ТОР формируют спрос на сервисные и производственные услуги для МСП, при этом расширяются возможности участия МСП в госзакупках. Тут в помощь приходит постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое устанавливает для госкорпораций годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП. Прогнозируемый спрос на услуги МСП в ТОР к 2020 году — более 160 млрд руб. в год. При этом федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России — чуть более 20 млрд рублей в год. Таким образ, ТОР дают только на Дальнем Востоке ресурс развития малого и среднего бизнеса в 7 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране.

Вопрос: Каково участие иностранного бизнеса в создании ТОРов?

Якорными инвесторами ТОРов преимущественно выступают российские компании. Однако крупные игроки, в основном из стран АТР, уже заявили о своем участии в проекте. Так, компания BAOLIBITUMINA Singapore — мировой лидер по производству и продаже битума — стала одним из первых резидентов ТОР «Хабаровск», где намерена построить завод и всю необходимую для функционирования площадки инфраструктуру. Китайский бизнес также готов вложить свыше 114 млрд рублей в НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и по 300 млн рублей в металлургический и кирпичный заводы в ТОР «Кангалассы» (Якутия). Японская компания JGC уже приступила к строительству тепличного комплекса в ТОР «Хабаровск» (инвестиции порядка 2,5 млрд рублей). Другая японская компания Sojitz ведет переговоры по модернизации хабаровского аэропорта (инвестиции свыше 10 млрд рублей).

Вопрос: Как стать резидентом ТОР?

Самый простой и короткий путь — предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять 500.000 рублей. При этом компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.

Вопрос: Как будет осуществляться управление ТОР?

Для управления ТОР на территории Дальнего Востока будут созданы Управляющие компании (УК) с широкими полномочиями. УК будет заниматься решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением и т.д. УК будет работать по принципу «одного окна».
Передача полномочий УК будет осуществлена в рамках специальных соглашений с органами власти.

ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции

ХАБАРОВСК/ВЛАДИВОСТОК, 30 мар — РИА Новости. Закон о территориях опережающего развития (ТОР) вступает в силу 30 марта. Как ожидается, организация этих площадок позволит бизнесу реализовывать проекты на выгодных условиях за счет особого налогового режима и преференций, а дальневосточникам — улучшить условия жизни за счет развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест.

Читайте также  Объем притока прямых иностранных инвестиций

Два ТОРа и 20 проектов в Хабаровске

Начиная уже с 2015 года, в рамках создания двух территорий опережающего развития в Хабаровском крае планируются к реализации 20 крупных инвестпроектов. Среди них производство комплектующих для авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Строительство гостиницы, пассажирского и грузового терминалов в Хабаровском аэропорту, металлургического и битумного заводов, развитие яхтенного туризма и создание круизного кластера на острове Большой Уссурийский.

«Приток прямых инвестиций в экономику края от первых резидентов составит 50 миллиардов рублей, налоговые поступления от них за первые 10 лет работы достигнут 5 миллиардов рублей в Комсомольске-на-Амуре и 16 миллиардов рублей в Хабаровске. Будет создано более 6,5 тысяч рабочих мест», — сказал первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Николай Брусникин.

По его словам, для начала успешной работы инвесторов в ТОРах нужно подготовить инфраструктуру — инженерную, без которой резиденты не смогут начать работать, и социальную, без которой невозможно комфортное проживание людей на этой территории. По предварительным подсчетам, на развитие инженерной инфраструктуры ТОР в агломерации Хабаровска нужно около 2,1 миллиарда рублей, в Комсомольске — 1,7 миллиарда.

Первым делом самолеты

В Комсомольске-на-Амуре расположены крупные машиностроительные предприятия — авиационный завод КнААЗ, где выпускают гражданские лайнеры «Суперджет» и военные самолеты, и Амурский судостроительный завод, где строят суда различного назначения, а когда-то выпускали даже атомные подлодки.

ТОР в Комсомольске-на-Амуре планируется организовать на базе авиационного завода, который нуждается в расширении производства комплектующих для самолетов. Здесь наладят выпуск деталей, инструментов, производство композитных материалов. Планируется, что в городе появится комплекс предприятий, равный по объемам уже существующему.

В районе села Ракитное под Хабаровском готовы начать работу несколько инвесторов на трех площадках. Непосредственно в районе села предполагается реализовать восемь инвестпроектов — пищевые, строительные и металлургическое производства. Индустриальный парк «Авангард» с тремя инвестпроектами — здесь совместно с японскими инвесторами будут построены теплицы. Третий проект — модернизация аэропорта в Хабаровске.

В ТОРы готов вложиться российский бизнес

Среди компаний, готовых работать в ТОРах, российские инвесторы. Так в агломерации Хабаровска хотят работать ООО Трест «Запсибгидрострой» с организацией шпунтового производства, ООО «Сергеевское» — проект по созданию пищевых производств, ООО «Невада» — проект производственно-логистического комплекса, ООО «Торэкс» организация металлургического производства. Якорным инвестором также является Хабаровский аэропорт с планами по развитию инфраструктуры воздушной гавани.

В Комсомольск-на-Амуре готовы прийти группа компаний «Энергия», ГК «Дальэнергомаш», ЗАО «МТЕ Финанс», ООО «РФП Групп».

Зампред правительства края отметил, что сейчас в рамках создания ТОР идет уточнение бизнес-планов, разработка проектно-сметной документации по объектам. К строительной фазе проекты будут готовы к концу этого года.

Бизнес и кризис

По словам Брусникина, сейчас на территории Хабаровского края реализуются крупные инвестиционные проекты, такие как модернизация производства и строительство нефтепровода-отвода от ВСТО на Хабаровском и Комсомольском нефтеперерабатывающих заводах. Инвестиции в них составляют 41,7 миллиарда и 5 миллиардов рублей соответственно.

«В связи с неблагоприятной экономической ситуацией существует риск замедления темпов реализации проектов, поэтому край ищет возможности для их поддержки — это использование внутренних финансовых резервов, привлечение федеральных инвестиций, совершенствование административной среды» — говорит Брусникин. — «Сейчас ко мне приходят инвесторы и говорят о росте ставок по кредитам, но, с другой стороны, правительство РФ создает фонды и программы поддержки инвесторов. Одним из таких механизмов может стать проектное финансирование, которое позволяет реальному сектору экономики получить господдержку. На фоне финансового дефицита эта программа послужит оживлению экономики и улучшению инвестклимата», — добавил чиновник.

По словам Брусникина, в этом году для привлечения федеральных денег на реализацию инвестпроектов на Дальнем Востоке в Минвостокразвития России для участия в конкурсном отборе от Хабаровского края направлены шесть заявок.

После проведения конкурса в феврале 2015 были отобраны два проекта: «Строительство угольного терминала в морском порту Ванино, в бухте Мучке, Хабаровский край» (инвестор — ООО «Сахатранс») и «Увеличение добычи угля и строительство обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении», «Развитие разреза «Правобережный» (инвестор — ОАО «Ургалуголь»).

Еще один проект вошёл в реестр отобранных проектов и после доработки документации будет участвовать в конкурсе на получение финансирования, это «Создание горно-обогатительного комбината по освоению Правоурмийского месторождения олова» (инвестор — ОАО «Русолово»).

От острова Русского до «Соллерса»

Что касается проектов в Приморье, то в Минвостокразвития было подано пять заявок на формирование ТОР. Это промышленный парк «Надеждинский», агротехнопарк «Михайловский», научно-технологический парк на острове Русский, «Большой порт Зарубино» и завод ВНХК. Сейчас формируется шестая площадка — это судоверфь «Звезда» в Большом Камне. Также принято решение о создании особой экономической зоне на заводе «Соллерс». В бюджете края на эти цели заложены 300 миллионов рублей, в федеральном бюджете — более одного миллиарда рублей.

Читайте также  Основные средства нематериальные активы инвестиции

На острове Русский планируется создание технико-внедренческого парка, на его территории будут сконцентрированы инновации и разработки в науке, исследованиях, культуре. О возможности размещения своего представительства на острове Русский уже заявил фонд «Сколково».

«Впереди — огромная работа. Мы сразу все ТОР не потянем, потому что туда требуется вложить достаточно большие деньги в инфраструктуру. Но постепенно, шаг за шагом, мы будем эту программу реализовывать», — заявил глава Приморья Владимир Миклушевский.

Большие надежды на «Надеждинский»

На уровне правительства был одобрен только один ТОР — «Надеждинский». Планируется, что в Надеждинском районе разместится многопрофильная производственно-торговая площадка с мультимодальным транспортно-логистическим комплексом. Общая площадь ТОРа составит 806 гектаров. К площадке будет подведена линия электропередач мощностью 30 мегаватт, вода и водоотведение, 7 километров автомобильной дороги.

Предполагаемый объем привлеченных инвестиций — 6,73 миллиарда рублей при бюджетном финансировании в 3,2 миллиарда рублей. Первая очередь инженерной инфраструктуры в «Надеждинском» должна быть построена до конца 2017 года. Тогда же здесь заработают предприятия первых резидентов.

В качестве резидентов парка рассматриваются инвесторы с проектами машиностроения, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, производства строительных материалов, производственной логистики. Все проекты ориентированы на экспорт и импортозамещение. Сегодня уже заключены соглашения с тремя участниками этого ТОР, но пул резидентов продолжает формироваться.

Как рассказал РИА Новости представитель краевой администрации, в настоящее время якорный инвестор ТОР — ООО «Инком ДВ» — с проектом строительства мультимодального транспортно-логистического комплекса уже завершил проектные работы «сухого порта». Строительство планируется начать в 2015 году. Объем частных инвестиций уже составил 100 миллионов рублей.

По данным Минвостокразвития, реализация проектов первых трех резидентов приморского ТОР предполагает создание 1600 новых рабочих мест. Учитывая, что территория площадки позволяет разместить порядка 30 резидентов, количество новых рабочих мест в перспективе может составить не менее 7 тысяч. При этом приоритет трудоустройства будет отдаваться местным жителям.

Несмотря на то, что пока резидентами приморского ТОР планируют стать российские компании, зарубежный бизнес уже начал проявлять интерес к этой площадке. Так, например, вице-президент Корейской международной торговой ассоциации (KITA) Ким Джон Кван на встрече с властями края обозначил заинтересованность в работе площадок. «Мы заинтересованы в развитии ТОРов и ОЭЗ (особых экономических зон), поэтому готовы оказывать всевозможную поддержку, в том числе стимулировать наших предпринимателей активно участвовать в этих проектах», — сказал он.

Для региона или для бизнеса?

Несмотря на серьезные ожидания от развития ТОРов на Дальнем Востоке, эксперты разделились во мнении об их эффективности для региона. Так, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Юрий Авдеев считает, что создание ТОРа в Приморье преследует целью удовлетворение интересов частного бизнеса, а не региона.

По его словам, «сначала надо делать концепцию, и под нее уже продумывать льготы для инвесторов. Иначе ТОР не станет импульсом развития региона, так как конкретные бизнесмены будут реализовывать свою стратегию и свои задачи, которые не будут иметь никакого отношения к развитию экономики Приморского края».

При этом замдиректора института экономических исследований ДВО РАН Олег Рензин считает, что создание ТОРов поможет поддерживать темпы развития Дальнего Востока.

«Темпы развития Дальнего Востока будут поддерживаться благодаря реализации ТОР и крупных инвестпроектов. Дальний Восток не очень большая структура в плане того, что вложения сюда могут быть достаточно быстро сформированы и реализованы, потому что здесь нет таких проблем, которые есть в хорошо освоенных регионах», — сказал Олег Рензин.

Он отметил, что укрепление связей со странами АТР требует не только наращивания объемов торговли, инвестиций и промышленного сотрудничества, но и поднятия экономического уровня Востока России до уровня стран-соседей. Сейчас ДФО имеет неплохие шансы для развития и расширения связей с АТР.

«Ситуация, когда Азия настроена к нам благожелательно при обострении ситуации в европейской части, требует чтобы Дальний Восток, через который осуществляется выход в АТР, развивался и соответствовал словам, которые сейчас звучат», — сказал эксперт.

Источники: http://www.eastrussia.ru/news/rezidenty-tor-prinesli-khabarovskomu-krayu-pochti-sem-mlrd-rubley-investitsiy/, http://www.mega-pro.ru/publication/2407180/, http://ria.ru/20150330/1055327012.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто