Влияние иностранных инвестиций на инфляцию

1.2 Влияние иностранных инвестиций на функционирование экономики

В настоящее время иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на экономики многих стран мира. Роль международное производство в мировой экономике усиливается, так как объемы иностранных инвестиций стремительно возрастают.

Можно сказать, что влияние иностранных инвестиций на экономику страны, в которую они приходят, противоречиво, так как оно может быть и положительным и отрицательным.

Положительное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны включает несколько аспектов. Во-первых, иностранные инвестиции являются постоянным источником финансирования, что обеспечивает, непрерывное поступление капитала в экономику данной страны, который увеличивает ее производительные способности и способствует накоплению капитала.

Во-вторых, инвестирование капитала в данную страну влечет за собой приток новых технологий, навыков и обмен опытом. Это ведет к увеличению уровня технологий, а следовательно стимулирует рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышает уровень благосостояния населения страны, так как инвесторы из-за границы платят более высокую заработную плату, чем местные фирмы.

Инвестиции так же повышают конкурентоспособность принимающей страны, повышают качество выпускаемой продукции, а это выводит ее на международный уровень, то есть расширяет связь с внешними рынками.

Эти положительные последствия иностранных капиталовложений, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны.

Однако у иностранных инвестиций есть и некоторые минусы. Так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату, прибыль местных фирм заметно сокращается из-за конкуренции. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран.

Следующий аспект отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику страны связан с эффектом вытеснения внутренних капиталовложений иностранными, вытеснения местных фирм иностранными конкурентами, следовательно есть местные фирмы не имеют возможности нормально развиваться и выходить на мировой рынок. Можно сказать, что эффект не однозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет увеличения производительности труда, новых технологий. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. / Ф. Дж. Фабоции — М.: Инфра-М, 2010, 932 с.

Следует сказать так же о том, что иностранные инвестиции воздействуют на экспорт и импорт данной страны. Из-за иностранных предприятий импорт и экспорт может снизиться, так как продукция иностранных фирм опережает по качеству продукцию местных фирм. Так же в связи с выпуском продукции иностранных инвесторов отпадает необходимость в импорте продукции данного вида принимающей страной.

Так же можно отметить не экономические последствия зарубежных инвестиций, например, культурные изменения.

При отсутствии четкой программы и грамотной политики взаимодействия с зарубежными компаниями, приток иностранных инвестиций может негативно повлиять на международную конкурентоспособность принимающей страны и на перспективы ее экономического роста.

Влияние иностранных инвестиции на экономику принимающей страны может варьироваться в зависимости от национальной политики, конкурентоспособности национальных компаний, форм зарубежных инвестиций в разных странах.

Чрезмерное инвестирование приводит к инфляции, недостаточное же — к дефляции.

Регулировать эти крайности экономической политики помогает эффективная стратегия в области налогов, государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятий, осуществляемых правительством.

Инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов в системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, а значит, и в обеспечении определенных темпов экономического роста.

В представлении общественного воспроизводства как системы производства, потребления и обмена инвестиции касаются первого этапа производства и составляют материальную основу в его развитие.

Стратегические финансовые инвестиции должны способствовать осуществлению стратегических целей развития предприятий, таких как отраслевая или региональная диверсификация операционной деятельности, расширение сферы влияния, увеличение доли рынка благодаря «захвату» предприятий-конкурентов, приобретение предприятий.

Из этого следует, что основным фактором, который влияет на ценность проекта, для такого инвестора является получение дополнительных выгод для его основного вида деятельности. Портфельные финансовые инвестиции осуществляются для того, что бы получить прибыль либо нейтрализовать инфляцию в результате эффективного размещения временно свободных денежных средств.

Инструментами инвестирования в данном случае являются доходные виды денежных инструментов или доходные виды фондовых инструментов.

Лишь часть финансовых инвестиций направляются на увеличение реального капитала, а остальная их часть — непроизводительное вложение капитала.

Инвестирование в ценные бумаги может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное инвестирование — это приобретение корпоративных и государственных ценных бумаг при первичном размещении или на вторичном рынке. В свою очередь коллективное инвестирование характеризуется покупкой акций инвестиционных фондов либо компаний.

Инвестиции в иностранные валюты — один из наиболее простых видов инвестирования. Он популярен среди инвесторов, особенно в условиях стабильной экономики и невысоких темпов инфляции. Достоинствами инвестиций в банковские депозиты являются простота и доступность, особенно для индивидуальных инвесторов. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. /А.Н. Буренин — М.: Научно-техническое общество имени академика С.И. Вавилова, 2008, 352 с.

Стратегия долгосрочного инвестирования довольно сложный процесс, так как множество внутренних и внешних факторов по-разному воздействуют на финансово-экономическое состояние предприятия.

Все большую популярность в последнее время приобретает построение моделей, способствующих оценке перспектив инвестиционного развития предприятий.

Основными задачами моделирования в сфере финансово-инвестиционной деятельности являются отбор вариантов управленческих решений, прогнозирование приоритетных направлений развития и выявление резервов повышения эффективности предприятия в целом.

Широкую популярность в долгосрочном инвестировании получило использование различного рода матриц, построение и анализ моделей исходных факторов систем.

Можно подытожить, что инвестиции капитала из-за границы является важной частью международных экономических отношений в настоящий момент и имеет свои преимущества и недостатки для экономики принимающих стран. Для страны важно заранее предсказать последствия этих инвестиций и необходимость их привлечения.

Привлечение иностранных инвестиций конкретно в Российскую экономику, необходимо для устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Важным шагом в этой сфере является присоединение России в Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, которое страхует деятельность от политических и других некоммерческих рисков.

Законы и правила, должны давать гарантию их применения к деятельности инвесторов.

В год государству требуется около 12 млрд долларов иностранных инвестиций. Но для такого количества инвестиций, государство должно провести много преобразований в этой сфере.

В 2011 году законодательная база функционирования иностранных инвестиций улучшилась за счет принятия редакций Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях. Федеральный закон от 09. 07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29. 04.2008)»Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25. 06.1999) в ред. от 06. 12.2011 г.).

Значительным так же оказалось законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить иностранным инвесторам доступ к информации о положение на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране требуется принятие нескольких существенных мер, которые направлены на формирование общих условий развития рыночных отношений и непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций, такие как:

1. достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

Читайте также  Неопределенность и риск в инвестициях

2. работа Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3. пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

4. внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

5. ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

6. мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7. запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

8. предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

9. формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Более тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными институтами создает возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса.

Банковская система России имеет всего лишь небольшой опыт сотрудничества с предприятиями. Это связано с тем, что:

1. отсутствует механизм преобразования внешних и собственных накоплений предприятий в производственные инвестиции;

2. существуют некоторые ограничение в сфере валютного контроля, которые препятствуют привлечению международных инвесторов;

3. присутствует невнимание к особенностям рынка и финансово-хозяйственной деятельности при разработке внешнеэкономической стратегии развития предприятий и банков;

4. главенствующая роль банка при сотрудничестве с предприятием, низкий уровень банковского обслуживания, отсутствие внутрибанковской координации.

Выгода предприятия при сотрудничестве с банком по привлечению ресурсов внешних инвесторов и размещению собственных ресурсов выглядит следующим образом: предприятие помогает банку пройти процедуры по получению лицензии Центрального банка на те операции, которые связаны с движением капитала. Банк, располагая генеральной лицензией, может предоставить предприятию полученные ресурсы, пропустив их через свой баланс.

Важным для инвестора является и то, что банк при должном оформлении сделки проводит контроль за целевым использованием инвестируемых ресурсов предприятия.

У банка появляется гораздо больше возможностей для маневрирования. Очень часто вынуждает банки отказываться от эффективных трастовых операции по управлению активами предприятий несовершенство нормативной базы.

Иногда организации, которые имеют сеть иностранных контрагентов, не могут точно организовать расчеты, что вполне под силу коммерческому банку.

Использование банка как финансового института, который может осуществить форвардные, фьючерсные и опционные сделки с различными валютными ценностями, дает немало реальных преимуществ. Для обычного предприятия такие операции связаны с дополнительными временными издержками и налоговыми выплатами. Отсюда и происходит подорожание привлеченных ресурсов.

Участие банка повышает рентабельность инвестиций, проводимых по таким схемам, и прежде всего — для инвестируемого предприятия.

Также сотрудничество иностранного инвестора с банковскими структурами помогает ему избежать статуса постоянного представительства и требования налогового учета, что упрощает процедуру репатриации иностранных инвестиций.

Привлечение в больших размерах иностранных инвестиций в экономику России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально ориентированного, цивилизованного общества, которое характеризуется высоким качеством уровня жизни населения, в основе которого находится смешанная экономика, которая предполагает не только эффективное совместное функционирование разных форм собственности, но и интернационализацию рабочей силы, рынка товаров, капитала.

В Россию иностранный капитал может принести достижения научно-технического прогресса и опыт передового управления. Следовательно, привлечение иностранного капитала и включение России в мировое хозяйство — необходимое условие для построения в стране современного гражданского общества.

Вовлечение иностранного капитала в материальное производство более выгодно, чем взятие кредитов для покупки нужных товаров.

Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают государственные долги.

Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества, приостановления спада производства. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. /У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли — М.: Инфра-М, 2001, 1028 с.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения дохода за счет обширного российского внутреннего рынка, ее природных ресурсов, дешевой и квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед Россией стоит сложная и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный капитал, направляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стимулов. При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации национальных инвесторов.

Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.

Исходя из опыта, эта мера практически не оказывает влияния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием иностранцев, претендующих на налоговые льготы.

Необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерческих рисков.

Инвестиции в российской экономике выполняют три основные функции:

1. обеспечивают рост и качество основного капитала;

2. осуществляют структурные экономические сдвиги;

3. ускоряют реализацию новейших достижений научно-технического прогресса.

Влияние иностранных инвестиций на экономику страны

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.05.2016 2016-05-06

Статья просмотрена: 2425 раз

Библиографическое описание:

Бекмухамедова Б. У., Матрасулов Б. Э. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 622-624. — URL https://moluch.ru/archive/114/28956/ (дата обращения: 16.01.2019).

Иностранные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Иностранные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. [1.]

Инвестирование иностранного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками. Данные положительные последствия инвестирования иностранного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения иностранных инвестиций, существуют и определённые минусы.

Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран. [2.]

Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.

Читайте также  Прямые инвестиции в социальное предпринимательство

В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в т. ч. прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. $. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. [3.]

В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).

Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %) Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55 %).

В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.

Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1 трлн. сум., из которых 6,7 трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:

− 1,3 трлн. сум. — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета. Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;

− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;

− $20 млрд. предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;

− около $1,2 млрд. будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест.

Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметить:

− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кВ «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;

− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак-Янгиер» протяженностью 187 км;

− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м 3 ;

− строительство вузов на 9.4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.

Следует отметить, что объём инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции [3.].

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств. [3.]

В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.

Созданный в стране инвестиционный климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок. Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока иностранных инвестиций.

  1. Э. Р. Махиудов. Мировая экономика: современные экономические системы. Ташкент. 2004.
  2. Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Москва. 2000.
  3. Доклад Президента РУз. И. А. Каримова на заседании КАБМИН, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

Влияние иностранных инвестиции на развитие национальной экономики

Веской причиной для привлечения иностранною капитала является увеличение объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это дает возможность уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи.

Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.

Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.

При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.

Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологии или иных инновационных внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности.

Преимущественной формой инвестиций являются прямые инвестиции, так как служат источником капиталовложений, не ложатся бременем на внешний долг государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат фактором усиления рыночных отношений. Развитие совместного предпринимательства обусловливает появление новых отраслей и видов производства, снижение производственных затрат и расширение рынков сбыта.

Деятельность иностранных предприятий оказывает влияние на внутренний рынок, так как заставляет поставщиков и местных конкурентов поставлять качественные товары предприятиям, работающим на международных рынках. Для стран с переходной экономикой и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны предприятий международного уровня может снизить предрасположенность квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

Иностранные инвесторы тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности инвесторы в Беларуси предпочитают машиностроение деревообработку, целлюлозно-бумажную, легкую и пищевую промышленность. С учетом реальных возможностей воздействия иностранного сектора и совместного предпринимательства на результативность проводимых реформ необходимо выделить те отрасли экономики, развитие которых с помощью иностранного капитала отвечало бы национальным интересам. Такими приоритетными отраслями могли бы быть те, которые осуществляют производство продукции на основе использования местных ресурсов, включая трудовые определенной профессиональной подготовки, научно-технического потенциала и др.

Читайте также  Пбу инвестиции и нематериальные активы

В сферу международного совместного предпринимательства должны быть вовлечены те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический потенциал, создающий предпосылки для равноправного участия Беларуси в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, радиоэлектроника, биотехнологии и т. д.

Оценки влияния иностранного капитала на экономику неоднозначны. Несмотря на то, что преобладают положительные оценки, имеются дискуссионные и отрицательные. Это, прежде всего, касается технического прогресса. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому процессу.

Остается дискуссионной проблема репатриации прибыли и дохода. Легко контролируется репатриация прибыли в форме дивидендов, но эта проблема особого значения не имеет, так как сумма дивидендов по отношению к вложенному иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддается контролю процесс вывода прибыли. Этот процесс происходит в различных формах, например путем завышения объемов импорта или занижения объемов экспорта по сравнению с обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т. д.

Зарубежный опыт указывает на то, что после приватизации иностранные собственники стремятся в первую очередь к присвоению финансового контроля и лишь при этом условии на должность ведущих менеджеров назначают местный персонал.

Иностранные инвестиции рассматриваются как эффективное средство для зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и вытеснении с него отечественных поставщиков. Создавая на территории принимающей страны собственное предприятие, инвесторы продвигают свою продукцию в обход таможенных товаров. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определенной продукции, скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах запада, то существует опасность переноса в нее (в результате импорта капиталов) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан.

Важной стороной проблемы экономических последствий импорта капитала является его воздействие на инфляционные процессы. Импорт иностранного капитала в условиях белорусского законодательства, запрещающего использование иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа, увеличивает спрос на белорусские рубли, на которые должна быть обменена иностранная валюта. Очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос па белорусские рубли, импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного дефицита и негативному воздействию на хозяйственное развитие. Ослаблению такого воздействия могут способствовать меры, ориентированные на ликвидацию или уменьшение потерь денежных средств, которые Беларусь несет от перевода за границу части прибыли от прямых и портфельных инвестиций. Возможны и такие способы, как установление экспортной пошлины в процентах к размеру прибыли, создание большей заинтересованности иностранных инвесторов в использовании их прибыли внутри страны.

Выходу из кризиса, по мнению ряда экономистов, мешает узость рынка сбыта продукции, не соответствующая производственным возможностям и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупок дополнительных средств производства, набора рабочей силы, технического перевооружения. В этих условиях иностранный капитал и является тем стартовым капиталом, необходимым для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг рабочей силы и способствовать возрождению экономики. Причиной того, что иностранный капитал не стал важным фактором экономического роста страны, является их недостаточный объем и очень скромное место среди средств, использованных для возрождения производства.

Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но вне зависимости от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для инвесторов. Возникают три типа иностранных инвесторов по их мотивации и целевым установкам. Инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков, которые путем покупки или создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами подобных инвестиций становятся техкоммуникации, машиностроение, торговля, финансовый сектор, производство потребительских товаров.

Инвесторы размешают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране перемещают производство в более «дешевые страны».

Портфельные инвесторы — инвестиционные, венчурные, пенсионные фонды. Покупая акции открытых акционерных обществ, они заинтересованы в повышении курса национальной валюты, а также в доходах в форме дивидендов. Портфельные инвесторы, как правило, прямо не вмешиваются в деятельность предприятий, в их управление, сосредоточивая внимание на рыночных прогнозах, динамике прибыли, размерах дивидендов.

Существуют различные факторы, объясняющие неравномерную или различную роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике принимающей страны. К ним относятся:

  • · состояние переходного процесса, которое показывает, в какой степени переходная экономика действует в качестве рыночной и соответственно отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этой экономике. К этому также относится приватизационная политика, отражающая готовность страны открыть свой процесс приватизации для иностранных инвесторов;
  • · наличие природных ресурсов, что привлекает компании по добыче нефти, газа, полезных ископаемых;
  • · инфляция и стабилизация национальной денежной единицы. При высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким сроком обращения капитала — торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше проценты за кредит и тем меньше целесообразность вложений в досрочные активы. Поэтому появление инфляции и стабилизация национальной денежной единицы — одна из главных задач макроэкономического регулирования, решение которой способствует вложению средств в производство.
  • · инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые оценки, прежде всего таких авторитетных рейтинговых агентств, какStandart& Poor’s, FitchJBCA, Moody’sInvestorServices, ThomsonBankWatch, позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капиталов и снизить издержки его привлечения;
  • · создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере является создание системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его функционирования. Причем один из принципов государственной политики на этом рынке состоит в минимальном государственном вмешательстве и максимальном саморегулировании со стороны профессиональных участников рынка. При этом необходимо учитывать, что рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков. Особое внимание следует уделить программе мер направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций профессиональных участников этого рынка и направлениям защиты интересов государства и субъектов рынка и ценных бумаг;
  • · существование тортовых, культурных и исторических связей между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, так как торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны [5].

Источники: http://econ.bobrodobro.ru/103813, http://moluch.ru/archive/114/28956/, http://studwood.ru/1552335/ekonomika/vliyanie_inostrannyh_investitsii_razvitie_natsionalnoy_ekonomiki

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто