Частная собственность с иностранными инвестициями

Правовое положение иностранных инвестиций;

Изучение вопросов института собственности в международном частном праве предполагает рассмотрение правового режима иностранных инвестиций как одного из видов собственности.

Для современной системы ведения хозяйства характерно то , что в её основе лежит защита частной собственности, кому бы она не принадлежала-отечественному или иностранному лицу.

Государственная экономическая политика России направлена на привлечение инвестиций иностранных лиц для развития иностранной экономики.

Инвестиции — это капитальные вложения осуществляемые в виде имущества, интеллектуальных ценностей , вкладываемых иностранными инвесторами в объект предпринимательской деятельности.

Основными двигателями потока капиталов являются получаемая прибыль и незначительная величина риска деятельности. Поэтому наиболее благоприятным является климат страны, где риск меньше. Инвестиционный климат – есть определяющий фактор при принятии решения о вложении капитала в экономику той или иной страны.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, экономических , правовых и других условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране.

Ярчайшим событием улучшения инвестиционного климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999г. «Об иностранных инвестициях в РФ»

Но несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные коллизии и пробелы.

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ, в соответствии с Федеральными законами.Указанные вложения могут осуществляться в любой форме, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и в валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Он не распространяет своё действие и на отношения, связанные с инвестициями в некоммерческие организации для достижения определённой общественно полезной цели.

Согласно данному закону иностранным инвестором признаётся:

2. иностранное юридическое лицо — гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством государства осуществлять инвестиции в РФ;

3. иностранная организация не являющаяся юридическим лицом по иностранному правуеё гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

4. иностранный гражданин- гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России;

5. лицо без гражданства — которое постоянно проживает на территории иностранного государства, гражданская право и дееспособность определяется законодательством его постоянного местожительства и которое вправе осуществлять инвестиции на территории России;

6. международные организации — которые вправе в соответствии с международным договором с РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

7. иностранные государства в соответствии с порядком определяемым федеральными законами.

В соответствии с мировой практикой государство реципиент капитала (принимающее государство) устанавливает для иностранного инвестора правовой режим.

Так Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» в ст.3 предусматривает, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России, кроме российских законов и правовых актов осуществляется также международными договорами Российской Федерации (определяют режим).

Двусторонние соглашения Российской Федерации с Великобританией, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией устанавливают режим наибольшего благоприятствования.

В ряде соглашений, в частности с Францией, Испанией, Канадой предусмотрено дополнительно к режиму наибольшего благоприятствования закреплено обязательство – предоставлять иностранным инвесторам «по мере возможности в соответствии с действующим законодательством» также национальный режим.

В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляют инвестору возможность выбора одного из двух указанных выше режима, оставляя в то же время «за собой право устанавливать или сохранять в соответствии с действующим законодательством ограничения, изъятия из национального режима».

Возможность предоставления национального режима не исключает введение ограничений для иностранного инвестора, заниматься определенными видами деятельности. Для некоторых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным основаниям.

1.От источника финансирования

а) государственные- займы, кредиты, которые одно государство, группа государств предоставляет другому государству. Эти отношения носят публичный характер, поэтому регулируется нормами международного публичного прав

б)частные- инвестиции, предоставляемые физическими и юридическими лицами одной страны соответствующим субъектам другой страны;

2.В зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования :

а) прямые иностранные инвестиции – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли вклада в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества в соответствии с гражданским законодательством РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвесторам как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее одного миллиарда рублей.

В рамках прямых инвестиций выделяются :

трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континент). Издержки при этом играют незначительную роль, поскольку главное – это нахождение на рынке;

транснациональные вложения-прямые вложения, часто в соседней стране.

Разновидностью прямых инвестиций являются приоритетный инвестиционный проект инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в котором составляет не менее одного миллиарда рублей.

Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительней для стран – импортеров иностранного капитала.

При данных инвестициях инвестор имеет право управления объектами инвестирования.

б) портфельные иностранные инвестицииинвестиции которые не предусматривают непосредственное участие в управлении, а предполагают получение прибыли. Это приобретение акций, других ценных бумаг коммерческих организаций, приобретение имущественных прав.

а) имущественные – что имеет материальное выражение (деньги);

б) неимущественные — права на литературные и художественные произведения, изобретения, промышленные образцы, ноу-хау (секреты производства).

4. В зависимости от степени оборотности средств, составляющих иностранные инвестиции:

а) непосредственные инвестиции – инвестиции 1 степени (первоначальные вложения капитала);

б) реинвестиции -вложения в производство прибыли, полученной от инвестиций 1 степени.

Главным практическим средством обеспечения надежности инвестиций стали инвестиционные гарантии.

П од гарантиями защиты иностранных инвестиций понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных договорах обязательства государства реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Гарантирование (по сути — разновидность страхования).

От обычного страхования механизмы инвестиционных гарантий отличаются тем, что создаются и поддерживаются государствами-экспортерами инвестиций либо индивидуально, либо совместно со странами-импортерами, в интересах поощрения национальной инвестиционной политики.

Предусмотрено 2 уровня гарантий: международно-правовой и национально-правовой уровень.

Международные многосторонние механизмы гарантирования инвестиций могут быть региональными или универсальными. Примером регионального механизма является Межарабская компания по гарантированию инвестиций, образованная для поддержки взаимной инвестиционной деятельности 22 арабских стран Азии и Африки.

Универсальным механизмом является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций в котором состоит большинство государств мира (более 110 государств), включая Россию. Россия ратифицировала Конвенцию 29.12.1992 года.

Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, в соответствии с которыми будут выплачиваться денежные компенсации при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.

Агентство осуществляет следующие виды страхования:

1. Перевод валюты – защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью конвертировать денежные средства в местной валюте для вывоза их из страны.

Положения большинства двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений регулируют основные процедуры в этой сфере:

-общий характер прав инвестора на осуществление денежных переводов;

— вид платежей, на которые распространяется право на осуществление переводов;

— валюта, в которой можно осуществить выплату;

— применяющийся обменный курс;

— период времени в течение которого принимающая сторона должна разрешать инвестору осуществлять переводы;

2. экспроприация (аналогичные меры) – защищает от любых действий или бездействий принимающего государства в результате которых владелец инвестиции лишается либо права собственности на свои инвестиции либо права контроля над ними. Страхование как от полной, так и от частичной экспроприации.

3.нарушение условий договора – вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь связанных с нарушениями условий или разрывом контракта со стороны принимающего государства.

Основополагающую роль в правовом регулировании иностранных инвестиций играют предоставляемые инвесторам государственные национально-правовые гарантии, среди которых различают следующие основные виды:

гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;

гарантии стабильности условий инвестирования;

гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;

Читайте также  Фонд прямых инвестиций unicorn capital partners

гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Раскроем каждый вид гарантий:

гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства.

— гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, т.е. при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Национализация – процесс огосударствления имущества.

Основные черты: акт государства (проводится на основании Федерального закона); социально-экономическая мера общего характера, а не наказание отдельных лиц; осуществляется в отношении собственности вне зависимости от ее принадлежности; каждое государство само определяет должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок.

В РФ должна быть выплачена компенсация- быстро, адекватно, эффективно. Имеет экстерерриториальное действие.

Реквизиция- изъятие имущества в интересах общества по решению государственных органов у собственника в порядке и на условиях установленных законом при обстоятельствах носящих чрезвычайный характер ( в случае стихийных бедствий и аварий).

При этом закон не уточняет, что необходимо понимать под стоимостью имущества, на какой момент и каким образом ее следует определять .

гарантии стабильности условий инвестирования

— гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, т.е. предусмотрено, что по отношению к коммерческим организациям имеющим долю иностранных инвестиций более 25% либо осуществляющих приоритетный инвестиционный проект в случаях неблагоприятного изменения таможенного, налогового законодательства, новые положения не применяются в течение 7 лет.

Данная гарантия получила название дедушкина оговорка. Дедушкина оговорка является центральной нормой закона, так как она предоставляет собой основную гарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяжении определенного периода времени на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве, и по отношению к нему продолжают применяться нормы законодательства, при которых началось инвестирование. Оговорку потому называют «дедушкиной», что она сохраняет в силе прежнее, старое законодательство. Практика показывает, что отсутствие оговорки в национальном законодательстве является основной причиной снижения интереса иностранного инвестора.

гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности

— гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, т.е иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли;

— гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

Всем иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется национальный режим.

— гарантия права иностранного инвестора на приобретение цен
ных бумаг, т.е. иностранный инвестор вправе приобрести акции, иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

— гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, т.е иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственно-го и муниципального имущества.

гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. Имеют особое значение, так как они представляют собой одно из средств реализации всех других видов гарантий

— гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранным инвестором. Такой спор подлежит разрешению в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

Кроме того, иностранным инвесторам могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Право собственности в международном частном праве

Коллизионные вопросы права собственности

Право собственности является центральным институтом национального гражданского права. В международных гражданских отношениях вопросы собственности не играют такой роли. В праве собственности практически невозможна международная унификация гражданских материально-правовых норм. Основную роль в регулировании права собственности и других вещных прав с иностранным элементом играет коллизионное право.

В законодательстве большинства государств установлено деление вещей на движимые и недвижимые. По отношению к недвижимости господствует принцип, что право собственности на такое имущество подчиняется закону места нахождения вещи. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму, и порядок, и условия перехода вещных прав. Закон места нахождения вещи регулирует и форму сделок о вещных правах на недвижимость. Более сложным является решение вопроса коллизионного регулирования движимого имущества (права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. п.). Исходным коллизионным принципом определения вещных прав на любое имущество признается закон места нахождения вещи. Это общепризнанное коллизионное начало установления вещно-правового статута право-от но ше ния.

Вещно-правовой статут решает вопросы классификации вещей, их деления на движимые и недвижимые, способность выступать в качестве объекта права собственности и других вещных прав, содержание права собственности и других вещных прав, порядок и способы возникновения, перехода и прекращения вещных прав, момент перехода права собственности. В принципе практически везде признан замкнутый круг вещных прав, т. е. невозможность определения вещного статута по автономии воли сторон. Если право собственности, возникло по закону места нахождения вещи, то оно сохраняется и признается при перемещении вещи через границу, т. е. сохраняется за приобретателем и не зависит от перевозки вещи в другое государство. Во всех правовых системах признается экстерриториальный характер вещных прав.

Закон места нахождения вещи обычно определяет и объем права собственности. Из этого следует, что при перемещении вещей из одного государства в другое изменяется и содержание прав собственника, и не имеет значения, какое право применялось при возникновении вещных прав и каков личный закон самого собственника. Таким образом, право собственности на вещь, приобретенную за границей, признается, но его содержание определяется не законом места приобретения вещи и не личным законом приобретателя, а законом места нахождения вещи, т. е. местным правом.

Особой сложностью отличаются вопросы, касающиеся момента перехода риска случайной гибели или порчи вещи с отчуждателя на приобретателя, когда переход права собственности осуществляется по договору. Переход права собственности и переход риска – это различные гражданско-правовые категории. В первом случае налицо проблемы вещно-правового статута, во втором – обязательственного. Вопрос о моменте перехода риска имеет самостоятельное коллизионное регулирование. Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности в случаях международной продажи движимых материальных вещей, 1958 г. устанавливает принципиально различное и самостоятельное коллизионное регулирование для момента перехода права собственности и момента перехода риска. В международной торговле при применении ИНКОТЕРМС момент перехода права собственности и момент перехода риска рассматриваются как самостоятельные категории и определяются без использования коллизионных принципов посредством унифицированного материально-правового регулирования. В ИНКОТЕРМС момент перехода права собственности не учитывается вообще; значение имеет только установление момента перехода риска.

Особой сложностью отличаются случаи, когда предметом сделки является «груз в пути» – движимые материальные вещи, находящиеся в процессе международной перевозки. При совершении сделок по поводу таких вещей практически невозможно определить, на территории какой страны находится вещь в данный момент. По общему правилу, применяются специальные коллизионные привязки – право места нахождения товарораспорядительных документов, право места отправления или назначения груза, личный закон собственника, закон продавца. Наилучший способ регулирования – применение ав то но мии воли сторон.

В современном праве довольно много ограничений применения закона места нахождения вещи, замены его другими формулами прикрепления. В принципе наблюдается тенденция к сужению вещно-правового статута правоотношения за счет расширения обязательственного или личного. Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности в международной торговле товарами, содержит положение, что право, применимое к контракту (т. е. обязательственный статут), в отношениях между сторонами определяет момент, до наступления которого:

  1. продавец имеет право на доходы или плоды от проданной вещи;
  2. продавец несет риск, связанный с проданной вещью;
  3. продавец имеет право на возмещение убытков, связанных с проданной вещью;
  4. действует оговорка о сохранении права собственности в пользу продавца, а также момент, по наступлению которого к новому собственнику переходит право распоряжения вещью.

Однако, несмотря на все перечисленные ограничения применения закона места нахождения вещи, это коллизионное начало остается основной коллизионной привязкой при определении содержания вещных прав. Общепризнанное применение закона места нахождения вещи обусловлено сложившейся международно-правовой практикой. Данный коллизионный принцип учитывается даже в тех случаях, если он не закреплен в национальном законодательстве.

Читайте также  Объекты для инвестиций фондов прямых инвестиций

Коллизионное регулирование вещных прав в российском законодательстве установлено в ст. 1205–1207, 1213 Гражданского кодекса. Генеральной коллизионной привязкой всех вещных прав признается закон места нахождения вещи. Это коллизионное правило применятся для определения принадлежности имущества к движимому или недвижимому, для определения содержания, возникновения, прекращения права собственности и иных вещных прав (ст. 1205 Гражданского кодекса). Коллизионная привязка этой статьи имеет императивный характер. Применение к вещным правам закона места нахождения вещи дополняется императивным положением о том, что форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны места нахождения этого имущества. Форма сделки в отношении недвижимостей, внесенных в государственный реестр РФ, должна подчиняться только российскому праву (п. 3 ст. 1209 Гражданского кодекса).

К возникновению и прекращению вещных прав (за исключением вещных прав на «груз в пути») также применяется закон того государства, на территории которого вещь находилась в момент, когда имело место действие или обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения вещных прав (ст. 1206 Гражданского кодекса). Возникновение и прекращение вещных прав по сделкам с «грузом в пути» регулируется на основе привязок обязательственного статута, применяется право страны места отправления груза (п. 2 ст. 1206 Гражданского кодекса).

К возникновению права собственности и иных вещных прав на имущество, приобретенное в силу приобретательной давности, применяется право того государства, на чьей территории находилось такое имущество в момент окончания срока приобретательной давности (п. 3 ст. 1206 Гражданского кодекса). Таким образом, ст. 1206 Гражданского кодекса устанавливает «цепочку» коллизионных норм, регулирующих различные случаи возникновения и прекращения вещных прав. Российский законодатель закрепляет особый правовой режим вещей, подлежащих государственной регистрации (водных и воздушных судов, космических объектов). К регулированию права собственности и иных вещных прав на такие вещи применяется право того государства, в чей государственный реестр они занесены (ст. 1207 Гражданского кодекса).

Российское законодательство учитывает современные тенденции в развитии коллизионного регулирования (расширение применения автономии воли). Возможен выбор права сторонами при заключении соглашений в отношении недвижимого имущества (ст. 1213 Гражданского кодекса). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой ко всем договорным отношениям, в том числе и по сделкам с недвижимостью. Статья 1213 Гражданского кодекса содержит и субсидиарную коллизионную привязку (при отсутствии соглашения сторон о применимом праве) – применяется право того государства, с которым договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которым данный договор реально связан, считается право места нахождения недвижимости.

Особый правовой статус имеет российская недвижимость. К договорам в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, возможно применение только российского права (п. 2 ст. 1213 Гражданского кодекса). Законодатель в императивном порядке установил недопустимость автономии воли в подобных соглашениях.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции – это создание совместных предприятий и предприятий, на 100 % принадлежащих иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа – национальное законодательство принимающего государства). Международно-пра во вое уни вер саль ное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией при МБРР был учрежден МЦУИС. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций – это страхование. Сеульская конвенция предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА – заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков – это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. стран СНГ определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства; защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений – обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков. В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Российская Федерация заключила более 30 подобных соглашений – с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблага-емых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.)

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях. К ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов. Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию. В одних странах действует разрешительная, или лицензионная, система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала.

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения. В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Однако в современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специ^ьные ФЗ от 30.12.1995 № 225-Фз «О соглашениях о разделе продукции», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др., отдельные отраслевые законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, – деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация. Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных ин ве с то ров.

Читайте также  Как повысить доходы от инвестиций

В российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры рассматриваться в российских правоприменительных органах. Естественны резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику.

Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

В настоящее время в ООН зафиксировано более 30 различных наименований СЭЗ, которые представляют собой обособленную территорию государства, где созданы особые условия хозяйствования путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами. Понятие «СЭЗ» является условным и собирательным – это свободные таможенные зоны (Болгария, Словения), свободные беспошлинные зоны (Герцеговина, Македония), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (Сингапур, Гонконг), экспортно-производственные зоны (Малайзия, Мексика), зоны свободного предпринимательства и технополисы (США), свободные порты (ФРГ, Нидерланды).

Все СЭЗ можно условно разделить на три вида:

  1. свободные промышленные зоны, которые создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, где действует льготный правовой режим в сфере торгового, валютного, таможенного и налогового регулирования;
  2. внешнеторговые зоны – предназначены для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создаваемых логистических складов, организации выставок, перевалки транзитных грузов, невзимания торговых пошлин и налога на добавленную стоимость товара. Такие зоны имеются практически во всех странах. Наибольшее распространение они получили в странах Западной Европы (например, шесть городов – открытых портов в ФРГ – Бремен, Бремерхафен, Киль, Гамбург, Кукехафен, Эмден);
  3. технологические парки и технополисы – способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальных наук и разработки новых наукоемких технологий; расширению экспорта готовой продукции.

СЭЗ можно также разделить на два типа: замкнутый, или анклавный (полностью ориентированный на экспорт Китай); интеграционный, связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой (США). Наиболее важная задача СЭЗ – привлечь в экономику страны иностранный капитал, передовые технологии, управленческий опыт. Именно в СЭЗ для иностранных инвесторов создаются наиболее выгодные условия: льготы в сфере внешнеэкономической деятельности дополняются бюджетными кредитами на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры. Во многих государствах приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ (США, Мексика, Румыния, Южная Корея, Венгрия, Великобритания, Колумбия, Болгария).

Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным законодательством, но и международным правом (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1973 г., постановление Совета Европы 1988 г. «О свободных таможенных зонах и складах»).

На территории России с начала 1990-х гг. было создано несколько СЭЗ – «Находка», «Янтарь» и др. Их правовой статус определен постановлениями Правительства РФ. В соответствии с положениями Таможенного кодекса на территории Москвы действуют три свободные таможенные зоны – «Шереметьево», «Московский Франко-Порт», «Франко-Порт Терминал». В законах об иностранных инвестициях отсутствуют положения, касающиеся СЭЗ. Можно сделать вывод, что для иностранных инвесторов в СЭЗ действует такой же правовой режим, что и для всех иностранных инвесторов на территории РФ. Неоднократно выска-зывалась идея принятия отдельного закона о свободных экономических зонах, было выработано несколько проектов такого закона, но пока подобный закон так и не принят.

ИНВ_АНАЛИЗ / Сущность и виды иностранных инвестиций

Сущность и виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Так, по иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят:

приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;

внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала.К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

Правовую основу для привлечения иностранных инвестиций в РФ создает Федеральный закон от 09.07.1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно ст.2 данного законодательного акта, «иностранная инвестиция вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральным законодательством, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В российском законодательстве под прямой иностранной инвестицией понимают:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале предприятия, созданного или вновь образуемого на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества;

вложение капитала в основные фонды иностранного юридического лица, созданного на территории РФ;

осуществление иностранным инвестором на территории России как арендодателем финансовой среды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1,0 млн. руб.

Прочие инвестиции – международные займы и банковские депозиты. В основу этих инвестиций положен личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов.

Все законодательство, регулирующее зарубежные инвестиции, можно систематизировать так:

специальное; 2. общегражданское; 3. нормы международных договоров.

Специальное законодательство – Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» и многочисленные сопутствующие нормативные акты, изменяющие и дополняющие данный закон, а также постановления Правительства РФ по регулированию зарубежных инвестиций.

Гражданское законодательство – опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов. В этом случае имеются в виду различного рода сделки, договоры. Вещные права, отношения представительства и исковой давности – эти проблемы регулируют Гражданским кодексом РФ. Общегражданское законодательство применяют в том случае, когда регулирование деятельности иностранного инвестора с помощью специального законодательства невозможно вследствие его узкой направленности.

Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобретает в регулировании международных экономических отношений, а именно с принятием и использованием зарубежных инвестиций:

международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Это дополнительные гарантии к нормам, содержащимся в национальном законодательстве.;

международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения обычно определяют доход (прибыль) и имущество, которое облагают налогом без каких-либо ограничений в стране (источник доходов) или полностью освобождаться от налогообложения;

многосторонние конвенции имеют важное значение для регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, в частности для разрешения споров странами-донорами и реципиентами.

Появление многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхования экспорта капитала в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что многие из заключаемых сейчас соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано с относительно неблагоприятным климатом в России. Подобный режим предполагает, что в каждом случае зарубежный инвестор вправе выбрать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благоприятствования) ему подходит.

Источники: http://studopedia.su/17_118382_pravovoe-polozhenie-inostrannih-investitsiy.html, http://be5.biz/pravo/m007/5.html, http://studfiles.net/preview/2801922/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто