Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций
Главная > Реферат >География
Инвестиционная деятельность в Сибирском регионе. Проблемы привлечения иностранных инвестиций
Использование иностранных ресурсов для развития национального хозяйства становится все более важной характеристикой современной эпохи. Особенно большой размах этот процесс получает в ходе интернационализации и глобализации производства и экономического обмена между государствами. Постепенно в процесс привлечения иностранных инвестиций включается и реформирующаяся экономика России. Движущими мотивами являются как растущие объемы межгосударственных перемещений капитала, так и острая потребность страны в мобилизации валютных ресурсов из-за рубежа для улучшения платежного баланса и преодоления инвестиционного спада.
В настоящее время собственные возможности накоплений российских предприятий за счет прибыли и амортизации ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции.
Российский банковский капитал предпочитает финансировать отрасли с высокой скоростью оборота капитала. Кроме того, банковский кредит является, как правило, краткосрочным и дорогостоящим.
Источником накоплений могут быть также кредиты иностранных государств, а также международных кредитно- финансовых организаций. Но такие кредиты малодоступны предприятиям отраслей материального производства. Они также увеличивают национальный долг, обостряют дефицит государственного бюджета, требуют определенных гарантий.
В этих условиях необходимо использовать такой источник накоплений, как иностранные инвестиции, которые уже давно стали закономерностью мирового хозяйства и активно используются многими государствами для развития национальных экономик.
Инвестиции привлекать необходимо…
В странах, испытывающих кризис платежеспособности, иностранные инвестиции, в частности прямые, рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.
По причинам главным образом идеологического характера иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 году. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме СП. Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100% -ным участием. В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону[1] иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний; покупка предприятий, зданий, паев, акций, облигаций и т.п.; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Необходимость привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику России продиктована рядом долговременных объективных причин. В среднем по России доля собственных средств предприятий в инвестициях составляет порядка 60- 63 %. Остальная часть должна привлекаться из внешних источников. К ним, прежде всего, относятся- иностранные предприниматели, российские финансовые институты и само государство.
Существует несколько оценок потребности российской экономики в иностранных инвестициях: 150 млрд.долл. для первичной модернизации ключевых секторов производства- нефтяной промышленности (50 млрд.долл.), обрабатывающей (50- 60 млрд.долл.), металлургия (20 млрд.долл.), оборонных отраслей (20-30 млрд.долл.)- до конца текущего десятилетия.; 2500 млрд. долл. на предстоящее 15- летие и, наконец, более скромные цифры, названные Е.Ясиным для того же периода- 800-900 млрд. В результате Россия смогла бы на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения. Сам масштаб требуемых для этого капитальных затрат свидетельствует о необходимости притока средств извне.
Государство тоже можно рассматривать как потенциального инвестора. Но сегодня рассчитывать на материальную поддержку государства, то есть на прямое финансирование промышленности пока не приходится- у него свои трудности с бюджетом. Единственное, что может государство сделать, это провести еще одну волну приватизации.
Приток иностранного капитала.
Иностранному капиталу в России предоставляется широкое поле деятельности. Внимание западных инвесторов прежде всего сосредоточено на отраслях, которые прибыльны сейчас, которые будут прибыльны через много лет и которые не требуют значительных финансовых вливаний. Во-первых, это предприятия энергетической, добывающей, топливной промышленности. Во- вторых, предприятия, которые работают на местные нужды- это производство мяса, молока, масла и т.д. Судя по мировому опыту и первым годам взаимодействия российского и иностранного капитала наиболее привлекательными для последнего будут:
• в отраслевом разрезе, прежде всего предприятия ТЭК;
• по факторам производства — дешевая рабочая сила;
• по сопряженным затратам — производства с высокой экологической нагрузкой;
• по научно- техническим критериям — отдельные технологии конверсионных предприятий.
За исключением добывающих отраслей, приоритет будет отдаваться функционирующим предприятиям, приобретаемым на приватизационных аукционах, и закреплению на внутреннем рынке России.
В целом, несмотря на предпринимаемые усилия, сохраняется тенденция к снижению роли иностранного капитала в нашей экономике. России пока не удалось органично включиться в международный инвестиционный процесс, и она уступает в нем бывшим республикам Советского Союза и восточноевропейским странам. Инвестиции не занимают заметного места в экономике России.
Основная форма, в которой реализуются прямые иностранные инвестиции в российской экономике,- предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Предприятия с иностранными инвестициями в России активно осуществляют внешнеторговую деятельность и по ее результатам имеют положительное внешнеторговое сальдо. Совместными и иностранными предприятиями на российском рынке реализовано продукции (работ, услуг) на общую сумму 17,7 трлн. рублей, причем 48 % этого объема — находящимися в Москве. Экспортировали товаров и услуг на сумму 1,2 млрд. долларов США (5,6 от общего объема экспорта России). Почти половина объема экспорта приходилась в сумме на такие страны, как Великобритания, Германия, Словакия, Италия, Япония, Польша. В общем объеме преобладают топливно-энергетические ресурсы. Так, экспорт минерального топлива и нефти составил в истекшем квартале 45 % от общего его объема.
Широкий допуск иностранного капитала в добывающие отрасли может привести к постепенному сокращению национальной сырьевой базы, поэтому он должен рассматриваться лишь как вынужденная мера. В этой связи большое значение приобретает эффективное использование государством и его субъектами доходов, получаемых от концессионных договоров и соглашений о разделе продукции.
Когда России удастся добиться устойчивого роста ВВП и внутренних капиталовложений в течении нескольких лет подряд, в том числе и в не сырьевых регионах можно будет ожидать оживления притока в реальный сектор экономики иностранного капитала, не ориентированного на вывоз природных ресурсов. С этого момента допуск иностранных инвесторов в добывающие отрасли следует, вероятно, ограничить кругом проектов, по которым концессионные договоры и соглашения о разделе продукции были заключены ранее.
Но так или иначе для стимулирования притока иностранного капитала в не сырьевые отрасли и регионы необходимо активная политика по привлечению инвесторов. В частности, было бы целесообразно в трудоизбаточных регионах предоставлять инвесторам, как иностранным, так и отечественным, льготы за создание и сохранение рабочих мест (в зависимости от их количества) вплоть до полного освобождения от налогов.
Инвестиции в Сибирском регионе.
Инвестиционный климат региона создается не за неделю и не за год. Организаторы прошедшей не так давно конференции «Новосибирск на пороге XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности» совершенно справедливо дали понять самим названием мероприятия, что «тепличные» условия для инвесторов у нас если и появятся, то не ранее как в третьем тысячелетии. Пока что привлекательность для вложения капитала как Новосибирска в частности, так и Новосибирской области в целом оставляет желать лучшего. Об этом говорит история четырех наиболее амбициозных инвестиционных кампаний последних трех лет.
Главным показателем инвестиционного климата для любого бизнесмена в первую очередь является результат вложений других инвесторов, уже работающих в регионе. С этой точки зрения в Новосибирской области есть на что посмотреть. За последние три года в регионе было заявлено несколько крупных проектов. Что же в остатке?
Компания «Кока-Кола Молино Новосибирск», построившая здесь завод, не только выжила в суровых сибирских условиях, но и стабильно удерживает темп завоевания рынка. С противоположной стороны — имеется в виду главный конкурент «Кока-Колы» в мировом масштабе, компания «Пепси», — мы имеем пример неудачи: в Новосибирске сегодня нет не только завода напитков этой марки, но и головного регионального офиса: его перенесли из Новосибирска в Екатеринбург. А ведь когда-то двух гигантов, объявивших о своих серьезных намерениях делать бизнес в Сибири, встречали как сенсацию года. И главная его интрига: обе мировые марки объявили о крупных инвестиционных проектах практически одновременно. У «Пепси» существовал задел в виде сотрудничества с ВИНАПом, у «Кока-Колы» — имидж «запретного плода», этакого «диссидентского напитка». Обсуждая тему предстоящей конкуренции титанов рынка soft-drink в Сибири, журналисты часто вспоминали историю о том, как «Пепси-Колу» нахваливал генеральный секретарь Брежнев, и частушку «Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, «Кока-Колу».
Чуть меньше шума наделал следующий «брэндовый» проект — строительство завода по производству кормов для домашних животных «Марс». Для строительства даже была выделена площадка в Коченевском районе. Но тут зазвучали скандальные якобы разоблачения — от иностранных кормов, утверждали злые языки, у российских котов заводятся камни в почках. Правда, главной причиной замораживания строительства (минимум на два года) стали не эти сомнительные обличения, а финансовый кризис 1998 года.
Был еще грандиозный проект строительства ТЭЦ-6. С совершенно сенсационной стоимостью — миллиард долларов. С непосредственным патронажем областной власти. И — без выхлопа. По крайней мере, пока эта инвестиционная сенсация развилась лишь в учреждение ОАО, а строительства как не было, так и нет.
На общем фоне может показаться, что успех «Кока-Кола Молино Новосибирск» — скорее исключение из правила. Как бы то ни было, компания показала положительный пример, как инвестор может и должен работать в регионе, — естественно, не без выгоды для себя. Впрочем, 1996-1997 годы, когда «Кока-Кола Молино Новосибирск» вставала на ноги, были временем относительной стабильности и даже, если можно так выразиться, эйфории. После прошлогоднего 17 августа все зарубежные компании, работавшие на российском рынке, были вынуждены внести ощутимые коррективы в свои инвестиционные планы, и «Кока-Кола» — не исключение. Но сегодня «Кока-Кола
Молино Новосибирск» входит в число образцовых налогоплательщиков области. А завод, между прочим, второй в России по объемам производства. У «Кока-Кола Молино Новосибирск» пять региональных филиалов, а география поставок ее продукции — от Крайнего Севера до Средней Азии и от Дальнего Востока до Урала.
Можно сделать определенные выводы о выгоде для областного бюджета. Кроме этого, невооруженным глазом видно, что компания сумела наладить производство по западным стандартам. Такой же ухоженный завод в Западно-Сибирском регионе надо еще поискать.
Еще один очевидный факт: появление компании «Кока-Кола Молино Новосибирск» на нашем рынке резко изменило маркетинговую политику местных производителей напитков. В магазинах появились фирменные холодильники, на улицах — шатры и зонтики. Этикетки на бутылках стали наряднее. Глобальные акции с розыгрышами призов стали будничным явлением. Так всего один инвестор не только потеснил местных производителей, но и заставил их работать по-новому. Чтобы опыт сферы производства и торговли soft-drink распространился на другие сегменты рынка, властям явно не следует ожидать инвесторов сложа руки.
13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Основные условия привлечения иностранных инвестиций на территории свободных экономических зон
Основным преимуществом СЭЗ по сравнению с другими формами сотрудничества является создание благоприятных условий, такие как налоговые льготы, упрошенный порядок въезда и выезда, отсутствие административных барьеров и т.д.
Существуют некоторые подходы (критерии) оценки экономических условий притока иностранных инвестиций, которые определяют междуна
родные эксперты, и согласно которым, показатели экономики Таджикистана, не являются удручающими.
Одним из таких подходов является рейтинг стран относительно доли «теневой экономики» и степени коррумпированности экономики. Так, Таджикистан ио этому рейтингу находится наряду с такими странами как Афганистан и Пакистан и, по последним данным, занимает 6-е место в мире с 1,8 баллами. [37]
Большинство экономистов придерживаются также подхода оценки предпринимательского риска по странам мира. Оценка осуществляется по основным показателям риска, таких, как политическая стабильность, темпы экономического роста, размеры внутреннего рынка, внешний долг, конвертируемость национальной валюты и возможность вывоза прибыли, темны инфляции, развитие инфраструктуры, правовая защита и некоторые другие. Выводятся средневзвешенные значения этих показателей, и дается оценка по 100 бальной шкале, по итогам которых Таджикистан имел 86 баллов. [38]
Индекс развития человеческого потенциала является сводным показателем человеческого потенциала. С его помощью измеряется средний уровень достижения страны в трех элементах развития человеческого потенциала: средней продолжительности жизни, долей грамотного взрослого населения, совокупной долей учащихся, и ВВП на душу населения. По последним данным Республика Таджикистан по этому индексу среди стран мира занимает 113 место. [39]
Почти все существующие рейтинговые системы имеют одну особенность: с их помощью дается информация о созданных условиях для иностранных инвестиций в различных государствах. Однако, рассматривая позицию Таджикистана в системе рейтинговых оценок, можно констатиро
вать, что инвестиционный .климат является неблагоприятным, не стимулирующий деятельность иностранных инвесторов. Поэтому, экономические реформы требуют всецелой и устойчивой приверженности правительства страны идее создания необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций путем формирования СЭЗ.
Выгодное географическое положение это не единственное преимущество инвестиционной привлекательности СЭЗ. СЭЗ имеют хорошо развитую производственную и сервисную инфраструктуру. В их границах находятся свободные производственные, складские и офисные площади, оснащенные инженерно-техническими коммуникациями, тепло- и энергоресурсами.
Резиденты СЭЗ имеют возможность пользоваться телефонной (в т.ч. мобильной), модемной и факсимильной связью. Наличие многоотраслевой производственной инфраструктуры, транспортного обеспечения, земельных участков, пригодных для нового строительства в районах перспективной промышленной застройки, подготовленной и сравнительно дешевой рабочей силы — все это выгодно отличает СЭЗ и делает их привлекательными для потенциальных инвесторов.
Привлечение иностранных и отечественных инвестиций, технологий, менеджмента для создания и развития на территории СЭЗ современных производств, обеспечения благоприятных условий экономического развития это основные задачи СЭЗ.
Как уже было сказано, при создании СЭЗ устраняются административные барьеры, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в Таджикистане. Следствием этого становиться то, что объем иностранных инвестиций, остается на низком уровне по сравнению с экономическим потенциалом страны, с ее большой потребностью в капитале. Причина в том, что зарубежные инвесторы сталкиваются в Таджикистане с множеством препятствий, которые, прежде всего, связаны с характером национальной
правовой системы и реализацией права в административной практике. К сожалению, сложившаяся в Таджикистане административная практика, не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии, то есть не побуждает и нс мотивирует иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в экономику Таджикистана. Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенные в Таджикистане. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является сокращение перечня документов, необходимых для регистрации компании.
Можно привести также факты относительно нарушений прямого вмешательства в деятельность предприятий с иностранными инвестициями. Так, СП «ВТ Инвест» в 2002 году не могло функционировать, поскольку Хукуматы Бешкентского и Кабодиснского районов препятствовали вывозу хлопка. Недостатки в управлении государственной собственностью на данном предприятии, обусловили рост убытков совместного предприятия «Зарафшон», где при снижении мировых цен на золото и сокращении производства сохранились высокие накладные расходы. В 2002 году это предприятие снизило производство на 5,7 млн. сомони по сравнению с предыдущим годом. [40] Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать создание СЭЗ, с созданием которых автоматически устраняются административные барьеры.
На иностранных инвесторов СЭЗ распространяется система государственных гарантий инвестиций.
Иностранные инвесторы особенно чувствительны к тому, какие условия существуют на территории СЭЗ для свободного маневра капиталом и обычно выделяют такие вопросы, как государственное регулирование, эффективность государственных институтов, состояние инфраструктуры и налоговые льготы. Ключевое значение придается факторам, влияющие на
правовой системы и реализацией права в административной практике. К сожалению, сложившаяся в Таджикистане административная практика, не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии, то есть не побуждает и нс мотивирует иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в экономику Таджикистана. Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенные в Таджикистане. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является сокращение перечня документов, необходимых для регистрации компании.
Можно привести также факты относительно нарушений прямого вмешательства в деятельность предприятий с иностранными инвестициями. Так, СП «ВТ Инвест» в 2002 году не могло функционировать, поскольку Хукуматы Бешкентского и Кабодиснского районов препятствовали вывозу хлопка. Недостатки в управлении государственной собственностью на данном предприятии, обусловили рост убытков совместного предприятия «Зарафшон», где при снижении мировых цен на золото и сокращении производства сохранились высокие накладные расходы. В 2002 году это предприятие снизило производство на 5,7 млн. сомони по сравнению с предыдущим годом. [41] Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать создание СЭЗ, с созданием которых автоматически устраняются административные барьеры.
На иностранных инвесторов СЭЗ распространяется система государственных гарантий инвестиций.
Иностранные инвесторы особенно чувствительны к тому, какие условия существуют на территории СЭЗ для свободного маневра капиталом и обычно выделяют такие вопросы, как государственное регулирование, эффективность государственных институтов, состояние инфраструктуры и налоговые льготы. Ключевое значение придается факторам, влияющие на
размер издержек производства, и среди них — стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительностью труда.
Совокупность всех этих факторов определяет состояние инвестиционного климата СЭЗ. Однако в значительной степени она формируется под влиянием управленческой деятельности государственных органов СЭЗ. С этих позиций можно говорить о том, что каждая страна, создавшая СЭЗ, открыта для приема иностранного капитала, располагает системой условий, подразумевая под этим проірамму СЭЗ, совокупность правовых актов и государственных институтов, выполняющие государственную политику в отношении иностранных инвестиций.
Для улучшения инвестиционного климата и создания условий для иностранных инвестиций в СЭЗ большое значение приобретает государственное регулирование. Роль государства в создании и развитии СЭЗ не должно сводиться к нулю, а наоборот, должно усилиться, потому, что их создание требует больших инвестиций и является хлопотным делом. Поэтому полное устранение государственного регулирования нерационально и ключевые отрасли остаются под непосредственным контролем государства (оборонная промышленность, энергетика, связь, транспорт и т.п.).
Благоприятные условия для иностранных инвестиций в СЭЗ можно создать с помощью комплекса юридических норм, содержащихся в:
— Законе «О свободных экономических зонах»;
— программе о СЭЗ;
— страховых полисах при страховании инвестиций.
Первым шагом при создании СЭЗ является принятие соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе, и программы развития СЭЗ.
В Республике Таджикистан Закон «О свободных экономических зонах» [42] был принят только 17 мая 2004 года за №24. Согласно данному за
кону, СЭЗ создаются в целях эффективного вовлечения экономики республики и её отдельных регионов в мировое экономическое сообщество, обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий и управленческого опыта, развития экономического потенциала территории на базе интеграции иностранных инвестиций с материальными и денежными средствами отечественных предприятий и организаций, основанные на многообразии форм собственности, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного назначения, повышения занятости и уровня жизни населения.
При анализе данного Закона, нами выявлено, что в нем не четко сформулирован порядок создания СЭЗ. Только ст. 5 указанного Закона указывает лишь то, что СЭЗ создаются решением правительства в соответствии с государственной программой создания и развития зон и настоящим Законом, и имеют самостоятельный бюджет.
Финансирование создания и развития СЭЗ в Таджикистане должно производиться за счет средств бюджета зоны, в том числе производственной, транспортной и иной инфраструктуры.
Государственная регистрация субъектов СЭЗ в Республике Таджикистан осуществляется в соответствии с законодательством. Учетная регистрация их филиалов и представительств осуществляется администрацией СЭЗ в порядке, установленное Положением о СЭЗ. Здесь хотелось бы отметить, что необходимо уточнить порядок государственной регистрации субъектов СЭЗ, поскольку, в соответствии с настоящим законодательством, этот процесс имеет очень много бюрократических проволочек. Данная ситуация, может тормозить приток иностранных инвесторов на территорию СЭЗ. Поэтому, необходимо при корректировке Закона «О свободных экономических зонах» или при разработке Программы СЭЗ, упростить
порядок регистрации субъектов СЭЗ, что уменьшит преграды на пути притока иностранного капитала.
Согласно Закону «О свободных экономических зонах» в республике устанавливаются особые таможенный, финансово-валютный и налоговый режимы, упрошенный порядок въезда, пребывания и выезда резидентов и нерезидентов, определяемые Положением о СЭЗ, иные режимы, направленные на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развитие СЭЗ.
Для обеспечения указанного режима уполномоченными государственными органами республики в установленном порядке создаются подразделения таможенных и налоговых служб в этих зонах. Кроме этого, действует особый таможенный режим, который предусматривает полную и частичную отмену таможенной пошлины при ввозе товаров в СЭЗ, упрошенный порядок перемещения товаров и транспортных средств через границы СЭЗ, отмену мер нетарифной политики. Однако конкретные льготы на территории СЭЗ устанавливаются Правительством Республики Таджикистан.
Статья 14 данного Закона гласит, что юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории СЭЗ, в соответствии с налоговым законодательством Республики Таджикистан, частично или полностью освобождаются от налогов на период их деятельности в зоне. На прибыль и доходы субъектов СЭЗ, полученные в процессе деятельности в зоне, и, направленные в производственную сферу других регионов, сохраняются льготы по налогообложению, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан. Однако нет никакой корректировки налогового кодекса относительно льгот для субъектов СЭЗ.
Главное при создании СЭЗ, не столько добиться льгот и преференций, хотя это тоже важно и нужно, сколько создать механизм реальных продвижений иностранных инвестиций на эту территорию, создание мяг
кого инвестиционного климата, для чего, на наш взгляд, необходимо: во- первых, передача на места из центра различных бюрократических услуг в той или иной области деятельности; во-вторых, создание различных институтов и систем взаимодействия между ними, что привлекало бы иностранные инвестиции на территорию и помогало бы их осваивать; в- третьнх, льготные условия для предоставления финансирования развития региональной инфраструктуры.
В Законе Республики Таджикистан не упоминается о формах осуществления деятельности в СЭЗ в отличие от других стран, которые оговаривают это в своих законах.
Таким образом, анализируя правовую основу СЭЗ в Таджикистане, становится ясно, что она до конца не разработана и требует дополнительной доработки. В законе нет точных формулировок, например, по льготам в отличие от других стран, которые конкретно оговаривают это в своих законах о СЭЗ. Как стало известно по опыту различных стран, льготы и определенные режимы устанавливаются для СЭЗ в соответствии со спецификой каждого региона. Поэтому Таджикистану необходимо при создании СЭЗ учитывать приоритетность созданной СЭЗ для экономики региона и, исходя из этого, определять для таких территорий льготы.
Принятие Закона «О свободных экономических зонах» и корректировка в соответствии с ним законодательно-нормативных актов в области таможенного, валютного, налогового регулирования облегчит функционирование СЭЗ в Таджикистане, даст возможность решить давно назревшие вопросы организационно-экономического характера и позволит надеяться на то, что СЭЗ займут достойное место в экономике республики.
Проведенный анализ недостатков и упущений законодательноправового обеспечения создания СЭЗ в Республике Таджикистан позволяет разработать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при формировании законодательства по реіулмрованию процессов СЭЗ.
Во-первых, определения основных понятий, которые используются в законодательных и нормативно-правовых документах, должны быть четкими и непротиворечивыми.
Во-вторых, в Законе «О свободных экономических зонах» общего порядка целесообразно отражать:
— общие условия и порядок создания, функционирования и ликвидации СЭЗ;
— полномочия, права, обязанности и ответственность государственных органов управления, осуществляющих функции государственного управления процессами СЭЗ;
— возможные организационно-правовые формы органов управления самими СЭЗ;
— источники формирования финансовых средств;
— перечень, условия, порядок и диапазон предоставления возможных
В-третьих, в целях совершенствования Закона Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах» рекомендуется:
— конкретизируется его общие положения с учетом условий и особенностей создания СЭЗ;
— отражать общие вопросы непосредственно касающиеся органов управления СЭЗ;
— устанавливать конкретные виды льгот, их размеры и условия предоставления.
Таким образом, сделан вывод о том, что СЭЗ имеют более благоприятное условие и способствуют активизации инвестиционного процесса.
Одним из наиболее значимых препятствий в практике инвестирования является налоговое и таможенное законодательство, в частности, неудовлетворенный механизм его правового регулирования и применения. Так, неважная ситуация складывается с импортом. Вроде здесь либерали
зованы такие процедуры, как налоговые и таможенные, но согласно дополнительным инструкциям, одновременно с 5% таможенным налогом на стадии таможенного оформления взимается и 20% НДС. Это создает иногда сложные проблемы для компаний импортеров. Например, душанбинская табачная фабрика импортировала из КНР технологическое оборудование для выпуска сигарет высшего класса. Однако из-за отсутствия денежных средств компаниябыла не в состоянии оплатить НДС, и более 14 месяцев данное оборудование пролежало на складах таможни.
Сложившаяся система налогообложения, заставляет предприятия с участием иностранных инвестиций, во-первых, уйти в теневую экономику (в Таджикистане, согласно официальной статистике, 25% ВВП производится в теневой экономике); [43] во-вторых, увеличить недоплаты, бухгалтерские ухищрения по скрытию доходов. Создание точечных зон на отдельных территориях республики сможет снижать налоговое бремя.
Хотелось бы отметить, что в СЭЗ резиденты имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности, уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.
Па территории СЭЗ администрация имеет право устанавливать местные налоги, сборы и пошлины. Регистрация резидентов (субъектов предпринимательской деятельности) в СЭЗ осуществляется в большинстве случаев на конкурсной основе. Необходимым условием для такой регистрации является договор с администрацией об условиях предпринимательской деятельности на данной территории.
К основным льготным особенностям осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности резидентов СЭЗ относятся финансовое и валютное регулирование, осуществление банковской и страховой деятельности, отсутствие ограничений на привлечение иностранного ин
женерно-технического и управленческого персонала, упрощенная система въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ могут рассматриваться, как находящиеся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. При ввозе и вывозе иностранных и отечественных товаров на ее территорию налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление не взимаются и меры экономической политики не применяются. Ставки налогов должны быть более низкими по сравнению с теми налогами, которые взимаются на других частях данного государства. Помимо этого, на территории СЭЗ:
— гарантируется свобода личности;
— не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;
— не допускаются принудительная национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории свободной экономической зоны, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
Одновременно в СЭЗ открываются большие возможности для значительного расширения форм иностранных инвестиций. Это происходит в русле общего процесса совершенствования организационных форм хозяйственной деятельности в стране. Кроме этого, в СЭЗ существует возможность создания совместных предприятий в виде акционерных обществ, создания предприятий, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, приобретать права пользования землей и другими природными ресурсами.
Эффективное использование иностранных инвестиций возможно в случае, если предприятия с участием иностранного капитала на террито
рии СЭЗ будут поставлены в равные условия со всеми хозяйствующими субъектами зоны. Это позволит оперативно устанавливать экономические связи, создавать конкурентную среду и развивать предпринимательство в СЭЗ.
Помимо внутреннего законодательства существуют также международные договора и соглашения, способствующие формированию и развитию СЭЗ. В мировой практике применяют двусторонние типовые соглашения о ликвидации двойного налогообложения, о взаимной защите и поддержке иностранных инвестиций, способствующие созданию и развитию СЭЗ.
В двусторонних соглашениях стараются расширить «набор гарантий» и усилить их значимость, придав им нс декларативный, а вполне определенный характер, обязательный для обеих стран к исполнению.
Заключение соглашений по защите инвестиций расширяет возможности иностранных инвесторов по страхованию инвестиций. В соглашениях содержится положение о признании договаривающимися сторонами передачи прав (суброгации) инвесторов уполномоченным страховым органам или государству, в случае выплаты инвесторам страхового возмещения по некоммерческим рискам (при экспроприации имущества, ущербе военных действий и др.).
Страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия в СЭЗ такого сдерживающего фактора, как экономическая и политическая нестабильность.
Количество соглашений, заключаемые Республикой Таджикистан с различными странами об устранении различных барьеров на пути привлечения иностранного капитала постоянно растет, и это свидетельствует о наличии тенденции Таджикистана к либерализации условий иностранного инвестирования, что способствует процессу формирования СЭЗ в экономике.
С учетом вышеизложенного, представляется, на современном этапе работа по привлечению иностранных инвестиций на базе создания СЭЗ в Республике Таджикистан, при которой необходимо учитывать следующие тенденции:
1. Рассматривая позицию Таджикистана в системе рейтинговых оценок, можно констатировать, что инвестиционный климат является неблагоприятным, не стимулирующий деятельность иностранных инвесторов. Поэтому, экономические реформы требуют всецелой и устойчивой приверженности правительства страны идее создания необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций путем формирования СЭЗ.
2. Главное при формировании СЭЗ — создание механизма реальных продвижений иностранных инвестиций, создание мягкого инвестиционного климата. Для этого необходимо: во-первых, передача на места из центра различных бюрократических услуг в той или иной области деятельности; во-вторых, создание различных институтов и систем взаимодействия между ними, что привлекало бы иностранные инвестиции на территорию и помогало бы их осваивать; в-третьих, льготные условия для предоставления финансирования развития региональной инфраструктуры.
3. Анализируя правовую основу СЭЗ в Таджикистане, становится ясно, что она до конца не разработана и требует дополнительной доработки. В законе нет точных формулировок относительно льгот в отличие от других стран, которые конкретно оговаривают это в своих законах о СЭЗ. Как стало известно по опыту различных стран, льготы и определенные режимы устанавливаются для СЭЗ в соответствии со спецификой каждого региона. Поэтому, Таджикистану необходимо при создании СЭЗ учитывать приоритетность созданной СЭЗ для экономики региона и, исходя из этого, определять для таких территорий льготы.
4. Принятие Закона «О свободных экономических зонах» и корректировка в соответствии с ним законодательно-нормативных актов в об
ласти таможенного, валютного, налогового регулирования облегчит функционирование СЭЗ в Таджикистане, даст возможность решить давно назревшие вопросы организационно-экономического характера и позволит надеяться на то, что СЭЗ займут достойное место в экономике республики.
5. В СЭЗ резиденты имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности, уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.
На наш взгляд, в основу создаваемой системы условий в СЭЗ для иностранных инвестиций должны лежать следующие положения:
— распространение на иностранные инвестиции основных принципов национального режима капиталовложений;
— усиление рыночных методов регулирования иностранных инвестиций;
— надежное правовое обеспечение иностранных инвестиций, и, эффективно действующая система соответствующих государственных органов.
Источники: http://works.doklad.ru/view/6YNugTdCWDc.html, http://econ.wikireading.ru/9654, http://economics.studio/makroekonomika/osnovnyie-usloviya-privlecheniya-inostrannyih-95436.html
Источник: