Декларация оэср по международным инвестициям

Ответы МФП (экз) от Радмира / 14

14. Роль Организации Экономического Сотрудничества и Развития в разработке норм международного финансового права

Декларации и резолюции ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. В частности, акты ОЭСР от 21 июня 1976 года включают такую декларацию и 3 взаимосвязанных документа: «Руководящие принципы для многонациональных предприятий», «Национальный режим», «Стимулы и препятствия для международных инвестиций».

Регулируются важнейшие моменты касательно транснациональных корпораций: три основных признака ТНК (существование нескольких предприятий в разных странах, наличие определенной связи между этими предприятиями, способность одного оказывать существенное влияние на другие).

Резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанные акты в том смысле, что регулирование ТНК требует применения их все вместе взятых; принятие одного документа влечет за собой принятие остальных.

«Руководящие принципы для многонациональных предприятий» определяют обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству.

«Национальный режим» определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства.

«Стимулы и препятствия для международных инвестиций» предусматривают устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

Декларация и резолюции ОЭСР играют ограниченную роль, поскольку действуют только в отношениях между развитыми странами, но! Декларация предусматривает, что государства-члены будут стремиться к распространению нац режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов.

Таким образом, декларация и резолюции 1976 г. содержат в себе большие возможности для развития, поскольку нац режим в отношении и национального, и многонационального предприятия, заложенный в декларации и резолюции, должен ориентироваться на нормы МП. ?

Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Читайте также  Объем инвестиций в объекты инфраструктуры

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом пообмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее время членами ОЭСР являются29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких‑либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Акты Организации экономического сотрудничества и развития о многонациональных предприятиях

Развитые страны сосредоточили вопросы международной легализации статуса многонациональных предприятий в «своей» организации – ОЭСР. В июне 1976 г. в ОЭСР была принята Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях – документ «мягкого права», содержащий рекомендательные нормы. Декларация состоит из преамбулы и семи частей, имеет несколько приложений. Одно из них называется «Руководящие принципы для многонациональных предприятий». Государствам-участникам рекомендовано соблюдать эти принципы.

Фактически в Декларации и приложениях зафиксирована согласованная правовая позиция, которую развитые европейские страны пытались провести на переговорах по кодексу поведения ТНК. Можно сказать, что Декларация – это некий европейский аналог кодекса поведения ТНК, разрабатывавшегося в рамках ООН.

В основу правового режима многонациональных предприятий в ОЭСР положен принцип предоставления национального режима. В Декларации при этом предусмотрено, что государства-члены «будут стремиться» к распространению национального режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов. Такой подход направлен на универсализацию национального режима как внутри, так и вне зоны ОЭСР. Кроме того, государства ОЭСР могут не брать на себя или смягчить «обязательства, не стыкующиеся с внутренним правом».

В приложении «Руководящие принципы . «, состоящем из введения и десяти разделов, устанавливаются права и обязанности многонациональных предприятий. Среди них следующие обязанности:

  • • соблюдать международное право;
  • • подчиняться праву страны пребывания;
  • • учитывать политику страны пребывания;
  • • сотрудничать со страной пребывания;
  • • воздерживаться от незаконного участия в местной политической деятельности;
  • • исключить практику подкупа и субсидий;
  • • не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
  • • соблюдать принцип обеспечения конкуренции;
  • • соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения, нормы по защите окружающей среды;
  • • обеспечивать представление информации о своей деятельности, ее результатах, структуре, финансовом положении;
  • • распространять достижения в науке, технике и технологии.
Читайте также  Инвестиции рф в период санкций

Предусмотрено, что государства-участники не должны использовать «Руководящие принципы. » в протекционистских или антиконкурентных целях. В Декларацию заложены механизмы периодического рассмотрения вопросов деятельности многонациональных предприятий и «процедур по разъяснению» «Руководящих принципов. «. Так, государства-участники создают национальные контактные центры (в форме государственных либо негосударственных органов (организаций)). Они должны заниматься сбором и распространением информации о практике применения «Руководящих принципов. » и представлять отчеты Комитету по международным инвестициям и многонациональным предприятиям ОЭСР. Данный Комитет работает в рамках Директората по финансовым, фискальным и промышленным отношениям. Комитет периодически представляет доклады по практике применения «Руководящих принципов. » Совету ОЭСР.

За пределами организационной структуры ОЭСР, но в тесной связи с ней, по проблематике «Руководящих принципов. » работают неправительственные организации, представляющие интересы деловых кругов и профсоюзов.

При необходимости (например, в случае спора) национальный контактный центр дает разъяснения «Руководящих принципов. «; в него могут обратиться и принимающее государство, и неправительственные организации, и многонациональное предприятие. Если нужно, национальный контактный центр связывается с национальными контактными центрами других стран или обращается в Комитет по международным инвестициям и многонациональным предприятиям ОЭСР. В Комитет вправе обратиться и правительства спорящих сторон. Комитет обсуждает полученный запрос, выносит разъяснение, применимое во всех аналогичных ситуациях. В этом смысле данное разъяснение становится прецедентом.

Одним из наиболее известных случаев разъяснений является случай с многонациональным предприятием Hertz, руководство которого в качестве меры против проведения законных забастовок переводило на свои подразделения в Дании и Бельгии работников из других европейских стран. Правительство Дании поставило вопрос о соответствии этой практики «Руководящим принципам. «. Комитет по международным инвестициям и многонациональным предприятиям указал, что такие действия не соответствуют «общему духу» положений о трудовых коллективах, как они предусмотрены в документе. В дальнейшем в «Руководящие принципы. » были внесены положения, прямо запрещающие подобные действия.

Во внутреннем праве зачастую накапливаются противоречивые требования к многонациональным предприятиям (ТНК). Этой проблемой объясняется принятие еще одного приложения к Декларации ОЭСР под названием «Общие суждения и практические подходы, касающиеся противоречивых требований, налагаемых на многонациональные предприятия». В соответствии с данным документом государства будут прилагать усилия по сведению к минимуму таких противоречивых требований с учетом своих государственных интересов, в том числе путем совместных многосторонних – официальных и неофициальных – договоренностей.

Каждая страна – участница ОЭСР вправе потребовать консультаций в рамках Комитета по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, если какому-либо многонациональному предприятию будут предъявляться противоречивые требования.

Читайте также  Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций

В Комитете также проводятся консультации в случае, если официальные действия государств создают негативные последствия для международных прямых инвестиций.

Присоединение России к декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г.: новые возможности для продвижения национальных интересов

Полный текст:

Вопрос влияния Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г. на инвестиционный климат страны слабо изучен в российской научной литературе. Целью данной статьи является выявление рисков и возможностей России от присоединения к указанной Декларации. В статье рассмотрены положения Декларации о национальном режиме, конфликтных требованиях, стимулирующих и дестимулирующих мерах. В рамках исследования применялись методы логического, системного, сравнительного правового и экономического анализа. При подготовке работы использовались правовые инструменты (решения, рекомендации, публикации) ОЭСР, справочные, отчетные публикации ОЭСР, российских и зарубежных авторов. В результате авторы выявили возможности для России и предпринимательского сообщества, которые возникают при присоединении к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г.

Ключевые слова

Об авторах

Левашенко Антонина Давидовна — старший научный сотрудник

Старший научный сотрудник

Ермохин Иван Сергеевич — младший научный сотрудник

Лебедева Софья Константиновна — младший научный сотрудник

Список литературы

1. Ньюкомб А. П., Парадел Л. Закон и практика инвестиционных соглашений: стандарты отношения. Kluwer Law International, 2009.

2. Уоллас С. Д. Многонациональное предприятие и правовой контроль: суверенитет принимающего государства в эпоху экономической глобализации. Martinus Nijhoff Publishers, 2002.

3. Годовой отчет по Руководящим принципам ОЭСР для многонациональных предприятий 2005 г. Корпоративная ответственность в развивающемся мире. OECD Publishing, 2005.

4. Серия ЮНКТАД по вопросам международных инвестиционных соглашений: Национальный режим. United Nations, 1999 г.

Для цитирования:

Левашенко А.Д., Ермохин И.С., Лебедева С.К. Присоединение России к декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г.: новые возможности для продвижения национальных интересов. Управленческое консультирование. 2018;(1):70-77. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-1-70-77

For citation:

Levashenko A.D., Ermokhin I.S., Lebedeva S.K. Russia’s Adherence to the OECD Declaration on International Investments and Multinational Enterprises: New Opportunities for Promoting National Interests. Administrative Consulting. 2018;(1):70-77. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-1-70-77

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Источники: http://studfiles.net/preview/2454028/, http://studme.org/86547/pravo/akty_organizatsii_ekonomicheskogo_sotrudnichestva_razvitiya_mnogonatsionalnyh_predpriyatiyah, http://www.acjournal.ru/jour/article/view/765

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто