Фз об иностранных инвестициях регулирует отношения

Содержание
  1. Российское законодательство об иностранных инвестициях
  2. test по закону ИИ
  3. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2019 году
  4. Что такое иностранные инвестиции
  5. Кто такой иностранный инвестор
  6. Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности
  7. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
  8. Компании с зарубежными вкладчиками
  9. Представительства и филиалы
  10. Инвестиции в форме договоров
  11. Принципы регулирования инвестиций в РФ
  12. Применение национального законодательства
  13. Равноправие иностранных и российских инвесторов
  14. Международная нормативная база об инвестициях
  15. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров
  16. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
  17. Международные договоры в рамках СНГ
  18. Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций
  19. Государственные гарантии иностранным инвесторам
  20. Правительственные органы, контролирующие инвестиции
  21. Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики
  22. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы
  23. Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Российское законодательство об иностранных инвестициях

Правовую основу регулирования инвестиционных отношений определяют нормы Конституции РФ. Статья 19 Конституции РФ содержит положение о том, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, Конституция РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим в круг источников входят прежде всего ГК РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», налоговое, валютное, таможенное и иное законодательство.

В системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, центральное место занимают федеральные законы: от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ΦЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений), от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о соглашениях о разделе продукции), от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон об иностранных инвестициях – единственный федеральный закон, полностью и исключительно посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом.

Все другие федеральные законы имеют иную сферу регулирования, в чем-то совпадающую со сферой регулирования инвестиционных отношений, в чем-то – нет, отличаясь как по предмету, так и по субъектам регулирования. Так, Закон о соглашениях о разделе продукции, хотя и посвящен регулированию отношений, которые на практике чаще всего складываются именно с участием иностранного капитала (разработка месторождений минерального сырья на условиях раздела добытой продукции между государством и инвестором), тем не менее распространяет свое действие и на российских инвесторов, т.е. устанавливает равные условия для заключения подобных соглашений как с российскими, так и с иностранными инвесторами.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» в указанный закон об инвестиционной деятельности были включены нормы, распространяющие действие одной из государственных гарантий, предусматриваемых для иностранных инвесторов, на национальных инвесторов. Согласно внесенному изменению, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные акты, то они не применяются в течение сроков, указанных в ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов или для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Закон обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и в то же время создает условия для формирования в государстве предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Как общее правило установлено, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2).

Закон требует предварительного согласования сделок, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых указанные субъекты приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ч. 3 ст. 2).

Положения этого Закона применяются также к сделкам и соглашениям, совершенным за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и соглашения влекут за собой последствия, указанные выше. Закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация (ч. 5, 6 ст. 2).

Под «контролем иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение», подразумевается возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган или 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества (п. 3 ч. 1 ст. 3).

Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и имеющего определенный срок действия (ч. 1 ст. 4).

Закон определяет виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К ним относятся 42 вида деятельности, в частности различные виды деятельности в области ядерной энергетики, разработка, производство и торговля вооружением и военной техникой, разработка, производство, распространение и обслуживание шифровальной техники, космическая деятельность, некоторые виды деятельности в области связи, теле- и радиовещания, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добыча водных биологических ресурсов и др. (ст. 6).

Сделки, совершенные с нарушением требований данного Закона, ничтожны (ч. 1 ст. 15). Действие Закона не распространяется на сделки, совершенные до дня вступления его в силу (ч. 2 ст. 16).

Остальные федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях в силу наличия в них определенного числа правовых норм, устанавливающих специфическое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К ним, в частности, относятся федеральные законы: от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», а также Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо указывает, что регулирование вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации является прерогативой законодательства о банковской и страховой деятельности. В соответствии с законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлена квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничены права организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры.

Среди источников, которые специально посвящены регулированию иностранных инвестиций, значительное место занимают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. В качестве примера назовем лишь некоторые из них: Указ Президента РФ от 26.02.1993 № 282 «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», постановление Правительства РФ от 20.11.1999 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа “С”», постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России», постановление Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28.05.2012 № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза», приказ ЦБ РФ от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» и др.

test по закону ИИ

Тесты по ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ»

от 25 июня 1999 г., в ред. от 03.06.2006 № 75-ФЗ

1. Привлечение каких ресурсов обеспечивает ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ»?

а) человеческих ресурсов

б) материальных ресурсов

в) нематериальных ресурсов

г) финансовых ресурсов

2. Действие положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» распространяется на отношения, связанные с вложениями в

а) государственные учреждения

б) коммерческие организации

в) некоммерческие организации

г) общественные организации

3. Реинвестирование предполагает вложение доходов и прибыли иностранных инвесторов в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ, независимо от источников получения этих доходов и прибыли. Верно ли это утверждение?

4. Совокупная налоговая нагрузка — это

а) расчетный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, на момент начала финансирования инвестиционного проекта

б) расчетный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, на момент окончания финансирования инвестиционного проекта

в) начисленный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, на момент начала финансирования инвестиционного проекта

Читайте также  Инвестиции эффект от инвестиционной деятельности

г) фактический объем денежных средств, подлежащих уплате иностранными инвесторами и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, на момент начала финансирования инвестиционного проекта

5. Взносы в государственные внебюджетные фонды, входящие в совокупную налоговую нагрузку иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, рассчитываются

а) с учетом взносов в Фонд социального страхования

б) за исключением взносов в Фонд социального страхования

в) с учетом взносов в Пенсионный фонд РФ

г) за исключением взносов в пенсионный фонд РФ

6. Изъятия ограничительного характера из условий и режимов деятельности иностранных инвесторов могут устанавливаться в РФ

а) федеральными законами

б) законами субъектов федерации

в) подзаконными актами

г) нормативными актами министерств и ведомств

7 Гарантиями и льготами в полном объеме пользуется коммерческая организация, доля иностранных инвесторов в которой

а) не менее 49% уставного капитала

б) не менее 25% уставного капитала

в) не менее 10% уставного капитала

г) независимо от размера доли

8 В РФ организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями с момента

а) со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора

б) предоставления иностранными инвесторами определенного имущества

в) оплаты иностранными инвесторами своей доли в уставном капитале

г) с момента внесения в государственный реестр

9 В РФ иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов местного самоуправления Верно ли это утверждение»

10 В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе передавать свои права и обязанности другим лицам

а) в силу договора

б) на основании закона

в) на основании решения суда

г) в добровольном порядке

11 Может ли имущества иностранного инвестора подлежать реквизиции или национализации

в) да, только в случаях предусмотренных законодательством РФ

12 Верно ли утверждение, что в РФ не предоставляются гарантии иностранным инвесторам от неблагоприятного изменения законодательства

б) да, участвующим в реализации приоритетного инвестиционного проекта

13. Если законодательными актами РФ введены изменения увеличивающие налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора, участвующего в реализации приоритетного инвестиционного проекта, то они не применяются в течении

а) первых 3 лет с момента введения

б) срока окупаемости проекта

в) срока окупаемости проекта, но не более 10 лет

г) срока окупаемости, но не более 7 лет

14 Органом, осуществляющим контроль за выполнением обязательств, взятых иностранными инвесторами по реализации приоритетных инвестиционных проектов в установленные сроки, является

а) Министерство финансов

б) Министерство экономического развития

в) Министерство иностранных дел

г) Правительство РФ

15 Какие денежные суммы иностранный инвестор может беспрепятственно переводить за пределы РФ

а) полученные в связи с отчуждением имущества, имущественных прав и прав на результаты интеллектуальной деятельности

б) полученные в связи с отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и прав на результаты интеллектуальной деятельности

в) полученные в связи с отчуждением имущественных прав и прав на результаты интеллектуальной деятельности

16 В РФ иностранным инвесторам гарантируется право на вывоз имущества и информации, ввезенных на территорию страны в качестве инвестиций Ответ беспрепятственный, бесприпятственный

17 Существуют ли ограничения на приобретение иностранными инвесторами государственных ценных бумаг 7

18 Может ли в РФ иностранный инвестор приобретать доли в уставном (складочном) капитале приватизируемых предприятий

19 Льготы по уплате таможенных пошлин предоставляются иностранным инвесторам при осуществлении приоритетного инвест.проекта

20 Могут ли органы местного самоуправления в РФ предоставлять льготы и гарантии иностранным инвесторам

б) могут, только в пределах своей компетенции

21 Установите, было ли нарушено Антимонопольное законодательство РФ в случае создания коммерческой организация с иностранными инвестициями для производства товаров, пользующихся спросом, а потом ее самоликвидации с целью продвижения на рынок аналогичных товаров иностранного происхождения

22 В какой форме проводится имущественное страхование рисков филиала иностранного юридического лица

23 Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном в

а) Гражданском кодексе РФ

б) Налоговом кодексе РФ

в) Законе «О рынке ценных бумаг»

г) Законе «О банках и банковской деятельности в РФ»

д) Законе «Об иностранных инвестициях в РФ»

24. Государственный контроль за созданием коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется посредством ее

г) уведомления о начале деятельности

25. Государственный контроль за созданием филиала иностранного лица осуществляется посредством его

г) уведомления о начале деятельности

26. Разработка и реализация государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества возложена на:

а) Правительство РФ

в) Министерство финансов РФ

г) Министерство экономического развития РФ

27. Орган, контролирующий подготовку и заключение международных договоров РФ по стимулированию и взаимной защите инвестиций’

а) Министерство экономического развития РФ

б) Министерство финансов РФ

г) Правительство РФ

Тесты по ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ»

от 25 июня 1999 г, в ред от 03 06 2006 № 75-ФЗ

1 ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ» предоставляет гарантии на территории РФ

а) правам иностранных инвесторов

б) рентабельности предпринимательской деятельности

в) стабильности условий предпринимательской деятельности

г) результатам предпринимательской деятельности

2 ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с

а) банковскими гарантиями иностранных инвестиций

б) страхованием имущественных интересов иностранных инвесторов

в) государственными гарантиями прав иностранных инвесторов

г) гарантиями частных корпораций, предоставляемых иностранным инвесторам

3 Является ли правомерным в соответствии с законодательством РФ переход прав на инвестиции, осуществленные иностранным инвестором-резидентом особой экономической зоны государственным органам зарубежных стран 9

4 В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях» коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществить реинвестирование доходов и прибыли в виде капитальных вложений

а) полученных от совокупного капитала

б) полученных от привлеченного капитала

в) полученных от иностранных инвестиций

г) полученных от отечественных инвестиций

5 Федеральные налоги, входящие в совокупную налоговую нагрузку иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, рассчитываются

а) за исключением налога на имущество инвестора, находящегося на территории РФ

б) за исключением налог на прибыль, полученную на территории РФ

в) за исключением транспортного налога, уплачиваемого инвестором на территории РФ

г) за исключением налога на рекламу, уплачиваемого на территории РФ

д) за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ

6 Как должны соотноситься правовые режимы деятельности иностранных и российских инвесторов на территории РФ

а) режим деятельности иностранных инвесторов может быть менее благоприятным

б) режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным

в) режим деятельности российских инвесторов должен быть более благоприятным

г) режим деятельности российских инвесторов может быть более благоприятным в отдельных сферах

7. Имущественную ответственность за деятельность филиала иностранного лица на территории РФ несет

а) руководитель филиала

б) бухгалтер филиала

в) головная организация

г) учредители головной организации

8. С какого момента коммерческая организация утрачивает статус организации с иностранным капиталом

а) со дня выхода одного из иностранных инвесторов из состава ее участников

б) со дня выхода всех иностранных участников из состава ее участников

в) с момента сокращения доли иностранных участников до 25% уставного капитала

г) с момента сокращения доли иностранных участников до 10% уставного капитала

9. Выберете правильную характеристику правовой защите, предоставляемой иностранным инвесторам на территории РФ

а) полная и условная

6) полная и безусловная

в) частичная и условная

г) частичная и безусловная

10. Оценка вложений в уставный капитал коммерческой организаций с иностранными инвестициями производится в соответствии

а) с законодательством страны учреждения инвестора

б) с законодательством РФ

в) с международными соглашениями

г) с научными подходами к оценке различных объектов

11. Может ли иностранный инвестор передать права или уступить требования иностранному государственному органу

в) да, когда последним осуществлен платеж по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций

12. В каких случаях иностранный инвестор может требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества

а) при конфискации

б) при национализации

в) при реквизиции

13. Если законодательными актами РФ введены изменения, увеличивающие налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора, то в отношении последнего они не применяются в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта

14. В каких случаях на изменения в законодательстве РФ, приводящим к увеличению налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов, не устанавливается мораторий, если

а) изменения приняты в целях защиты основ конституционного строя и законных интересов других лиц

б) иностранный инвестор участвует в финансировании инновационного проекта

в) доля иностранного инвестора в уставном капитале коммерческой организации менее 25%

г) доля иностранного инвестора в уставном капитале коммерческой организации более 25%

15 Репатриация каких доходов иностранных инвесторов осуществляет™ оссирепятственно за пределы РФ ««икпся

а) выручки от продажи произведенной продукции

б) выручки от продажи импортируемых товаров и услуг

в) прибыли, дивидендов и процентов, полученных от инвестиций

г) компенсаций, выплаченных при реквизиции или национализации имущества

д) прочих компенсаций

16. Имеет ли право иностранный инвестор на свободное использование на территории РФ денежных сумм, полученных при отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности

б) да, если это не затрагивает интересы других лиц

17. Гарантия прав иностранным инвесторам на беспрепятственный вывоз какой информации предоставляется в РФ

а) информации в документальной форме

б) информации в форме записи на электронных носителях

в) информации, ввезенной в качестве инвестиций

г) информации, сформированной в период деятельности на территории РФ

18. Может ли в РФ иностранный инвестор приобретать право собственности на государственное имущество

б) да, в случае его приватизации

19. Может ли в РФ коммерческая организация с иностранными инвестициями приобрести право аренды земельного участка

20. Могут ли субъекты РФ предоставлять льготы и гарантии иностранным инвесторам

б) могут, только в пределах своей компетенции

21. Могут ли органы местного самоуправления в РФ осуществлять финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых иностранными инвесторами

б) могут за счет местных бюджетов

в) могут за счет своих внебюджетных средств

22. В какой форме проводится имущественное страхование рисков коммерческой организации с иностранными инвестициями

23. Создание и ликвидация страховой организации с иностранными инвестици «»»» осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном в и

а) Гражданском кодексе РФ

б) Налоговом кодексе РФ

в) Законе «Об организации страхового дела в РФ»

г) Законе «О рынке ценных бумаг»

д) Законе «Об иностранных инвестициях в РФ»

24. При создании в РФ коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации

25. Государственный контроль за созданием страховой организации с участием иностранного капитала осуществляется посредством ее

г) уведомления о начале деятельности

26. Государственный контроль за ликвидацией филиала иностранного лица осуществляется посредством его

а) отзыва лицензии

б) исключения из государственного реестра

г) снятия с налогового учета

27. Орган, осуществляющий привлечение иностранных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения:

а) Правительство РФ

в) Министерство финансов РФ

г) Министерство экономического развития РФ

Тесты по ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ»

от 25 июня 1999 г., в ред. от 03.06.2006 № 75-ФЗ

1 Ф i л Об иностранных инвестициях в РФ» не предоставляет гарантии прав инвесторов

А) на инвестиции

б) на доходы от инвестиций

в) на прибыль от инвестируемой деятельности

г) на товары как результат инвестируемой деятельнос-i и

2 Действие положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» распросграняется на отношения, связанные с вложениями в

а) производственные и торговые организации

б) банковские организации

в) кредитные организации

г) страховые организации

3 В какой валюте производится оценка вложения иностранного капитала на территории РФ

а) валюте страны учреждения инвестора

б) валюте Российской Федерации

в) валюте стран Европейского содружества

г) валюте Соединенных Штатов Америки

д) золотых франках

4 Совокупная налоговая нагрузка на иностранного инвестора ипи коммерческую организацию с иностранными инвестициями — это

Читайте также  Крупный банк с иностранными инвестициями

а) расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в гос> дарственные внебюджетные фонды

б) расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих >шште в виде ввозных таможенных пошлин, местных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды

в) расчетный суммарный объем денежных средств, под нежащих ппате в виде вывозных таможенных пошлин, федеральных налоюв и взносов во внебюджетные фонды

г) расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих uiare в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налоюв и вшоюв в юе арч венные внебюджетные фонды

5 Федеральные налоги, входящие в совокупи)ю налоювмо iuip% чреждення mimx юра

6 Каков характер изъятий из условий и режимов деятельности иностранных инвесторов

а) стимулирующие и контролирующие

б) ограничительные и стимулирующие

в) ограничительные и поощрительные

г) ограничительные и активизирующие

7 Пользуются ли гарантиями и льготами на территории РФ дочерние и зависимые общества, созданные коммерческой организацией с иностранными инвестициями

8 С какого момента иностранный инвестор утрачивает гарантии и льготы, предоставляемые в соответствии с законодательством РФ

а) со дня его выхода из состава участников коммерческой организации

б) со дня перевода средств, вложенных в уставный капитал организации за рубеж

в) с момента сокращения доли иностранного участника до 25% уставного капитала

г) с момента сокращения доли иностранного участника до 10% уставного капитала

9 Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате законных действий государственных органов РФ Верно ли это утверждение 9

10В виде каких объектов гражданских прав осуществляются иностранные инвестиции на территории РФ 9

д) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

е) все ответа верны

11 Иностранный инвестор может передать свои права иностранному государственному органу, если

а) имеется задолженность перед бюджетом иностранного государства

б) налоговые активы превышают налоговые обязательства

в) налоговые обязательства превышают налоговые активы

г) иностранный государственный орган осуществил платеж по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций

12 Необходимым условием возврата реквизированного имущества является

а) судебное решение относительно сохранившегося имущества

б) разрешение налоговых органов

в) возврат сумм, полученных в порядке компенсации

г) возврат сумм, полученных в порядке компенсации с > четом снижения стоимости имущества

13 Если законодательными актами РФ введены изменения, увеличивающие налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора, то в ошошешш посчеднего они не применяются в течении срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта

14. Каким органом устанавливается критерий оценки неблагоприятных изменений в законодательстве для деятельности иностранного инвестора

а) Федеральной налоговой службой

б) Министерством финансов

в) Министерством иностранных дел

г) Правительством РФ

15. Беспрепятственный перевод каких сумм за пределы РФ гарантируется иностранному инвестору

а) сумм денежных средств, необходимых для выполнения обязательств по договорам коммерческой организации с иностранными инвестициями

б) сумм денежных средств, полученных во исполнение обязательств контрагентов по договорам с филиалом иностранного юридического лица

в) денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации-контрагента

16. Имеет ли право иностранный инвестор на вывоз с территории РФ денежных сумм, полученных при отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности

б) да, если это не затрагивает интересы других лиц

17. Существуют ли ограничения на приобретение иностранными инвесторами ценных бумаг, эмитируемых российскими организациями?

18. Может ли в РФ иностранный инвестор приобретать право собственности на муниципальное имущество

б) да, в случае его приватизации

19. Право аренды на земельные участки может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями

а) в органах местного самоуправления

б) в финансовом супермаркете

20. Могут ли субъекты РФ осуществлять финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых иностранными инвесторами

б) могут за счет своих бюджетных средств

в) могут за счет средств своих внебюджетных фондов

21. Установите, было ли нарушено Антимонопольное законодательство РФ в случае создания филиала иностранного юридического лица для производства товаров, пользующихся спросом, и его участия в распределении рынков сбыта аналогичных товаров

22. Имущественное страхование рисков филиала иностранного юридического лица осуществляется по решению

а) Международной ассоциации органов страхового надзора

б) Федеральной службы страхового надзора РФ

в) головной организации

г) топ менеджера филиала

23. Укажите цель создания филиала иностранного юридического лица в РФ

а) инвестирование проектов, реализуемых головной организацией на территории РФ

б) диверсификация производственной деятельности головной организации

в) осуществление деятельности головной организации на территории РФ

г) сокращение налоговых платежей головной организации в том государстве, где она учреждена

24. Государственный контроль за созданием кредитной организации с участием иностранного капитала осуществляется посредством ее

г) уведомления о начале деятельности

25. Государственный контроль за деятельностью филиала иностранного лица осуществляется посредством его

26. Орган, осуществляющий привлечение иностранных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития РФ:

а) Правительство РФ

в) Министерство финансов РФ

г) Министерство экономического развития РФ

27. Орган, определяющий меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ:

а) Федеральная налоговая служба

б) Министерство финансов РФ

г) Правительство РФ

Тесты по ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ»

от 25 июня 1999 г., в ред. от 03.06.2006 № 75-ФЗ

1. ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ» призван обеспечивать

а) стабильность условий деятельности иностранных инвесторов

б) соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам российского права

в) соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права

г) российской практике инвестирования

2. Может ли иностранный инвестор, являющийся резидентом особой экономической зоны, передавать свои права и обязанности другим лицам?

3. Реинвестирование средств — это

а) приобретение финансовых активов, выпущенных эмитентами РФ, за счет доходов или прибыли иностранных инвесторов

б) капитальные вложения в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ, за счет доходов или прибыли иностранных инвесторов

в) приобретение финансовых активов, выпущенных эмитентами РФ. за счет доходов или прибыли коммерческих организация с иностранными инвестициями, полученными от иностранных инвестиций

г) капитальные вложения в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ, за счет доходов или прибыли коммерческих организация с иностранными инвестициями, полученными от иностранных инвестиций

4. Подлежащие уплате иностранным инвестором или коммерческой организацией с иностранными инвестициями ввозные таможенные пошлины рассчитываются

а) с учетом таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами

б) за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами

в) с учетом таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов предпринимательских структур РФ

г) за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов предпринимательских структур РФ

5. Совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями рассчитывается

а) на каждую отчетную дату в течении срока окупаемости проекта

б) на начало каждого нового финансового года в течении срока ок паемости проекта

в) на момент начала финансирования инвестиционного проекта

г) на момент окончания финансирования инвестиционного проекта

6. Филиал иностранного юридического лица может выполнять

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2019 году

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2019 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом;
  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

Читайте также  Вложу инвестиции в малый бизнес

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Источники: http://studme.org/68142/pravo/rossiyskoe_zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah, http://studfiles.net/preview/5050152/, http://100migrantov.ru/inostrancam/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannykh-investitcii.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто