Глава III. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций
Глава III. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций
Статья 13. Обеспечение стабильности условий деятельности инвесторов
1. На территории Краснодарского края гарантируется стабильность прав инвесторов в соответствии с федеральным законодательством.
2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены иные меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных ему отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, в порядке, определяемом федеральным законодательством.
3. На инвесторов, осуществлявших инвестиционную деятельность до принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, ухудшающих условия ведения хозяйственной деятельности, вновь принятые акты не распространяются в течение трех лет с момента введения их в действие.
4. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления, а также их должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 14. Права инвесторов
1. Государственные гарантии прав инвесторов и защита инвестиций осуществляются в Краснодарском крае в соответствии с федеральным законодательством.
2. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать целевое использование инвестиций и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом), федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
3. Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои полномочия и обязательства по инвестициям и их результатам гражданам, организациям, органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
Статья 15. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
1. Деятельность иностранных инвесторов на территории Краснодарского края обеспечивается полной и безусловной правовой защитой в соответствии с международными договорами, действующими на территории Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также настоящим Законом.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, установленный для деятельности российских инвесторов.
2. Иностранные инвесторы вправе вкладывать инвестиции во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов деятельности и территорий Краснодарского края, на инвестирование в которые вводятся ограничения федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Гарантии прав иностранных инвесторов.
Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в государстве создается особый благоприятствующий правовой режим обращения инвестиционных средств. Ведущим институтом данного правового режима являются государственные гарантии прав иностранных инвесторов.
В РФ действует ряд нормативных актов, обеспечивающих защиту зарубежных инвестиций на ее территории. Основы правового положения иностранных инвесторов в России определены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 года (далее — Закон об иностранных инвестициях).
Помимо национального законодательства государственные гарантии иностранным инвесторам устанавливаются и многосторонними международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Дополнительную защиту иностранных инвестиций предоставляют двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами. После распада СССР Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Впоследствии сама Российская Федерация заключила свыше 30 подобных соглашений уже как независимое государство.
Гарантии (160-ФЗ «Об иностранных инвестициях»):
Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6)
Гарантии перехода прав и обязанностей ИИ другому лицу (ст. 7)
Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8)
Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (стабилизационная оговорка) (ст. 9)
Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10)
Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11)
Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12)
Гарантия права ИИ на приобретение ценных бумаг (ст. 13)
Гарантия участия ИИ в приватизации (ст. 14)
Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15)
Общая характеристика органов, разрешающих споры с участием иностранных лиц.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников ВЭД может являться основанием возникновения спора. Разрешение таких споров имеет свои особенности, связанные с характером ВЭД, а также выработанной на этот счет международной практикой. Эти особенности характеризуются тем, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением договоров.
Российское законодательство, регулирующее порядок разрешения споров между участниками ВЭД, учитывает эти особенности. Основными законодательными актами являются Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, законы “Об арбитражном суде”, “Арбитражный процессуальный кодекс” и “О международном коммерческом арбитраже”.
Как следует из положений названных актов, споры между участниками ВЭД разрешаются в основном арбитражными органами. Однако не все споры могут решаться в арбитражном порядке. Так, в соответствии со ст. 25 ГПК дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном сообщении, рассматриваются только судебными органами.
Арбитражные органы, создаваемые в соответствии с российским законодательством, состоят из:
1) Государственных арбитражных судов;
2.) специальных арбитражных органов, действующих при Торгово-промышленной палате РФ;
3) арбитражей, создаваемых сторонами для разрешения только конкретного спора.
Государственные арбитражные суды, деятельность которых основана на законе “Об арбитражном суде” и Арбитражном процессуальном кодексе, могут, как это указывается в ст. 20 АПК, рассматривать споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.
Названные в законе споры включают, несомненно, и споры, которые возникают между участниками ВЭД. Специальными арбитражными органами в России являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.
Создание специальных арбитражных органов обусловлено особенностями ВЭД, имеющей международный характер, а также принадлежностью субъектов этой деятельности к правовым системам различных государств.
При решении возникающих между ними споров нередко применяется право иностранных государств, что требует в свою очередь особой квалификации арбитров.
Российское законодательство, как и законодательство многих государств, признает, что субъекты ВЭД могут по договоренности между собой определять, каким арбитражным органом в каком государстве будет рассматриваться возможный спор. Достигнутая договоренность должна быть зафиксирована либо путем включения отдельного положения в договор (контракт), либо путем заключения специального соглашения о рассмотрении спора в конкретном арбитражном органе. Положение, включенное в договор (контракт), носит наименование арбитражной оговорки.
В том случае, если стороны не предусмотрели в договоре порядок разрешения спора либо не заключили на этот счет отдельного арбитражного соглашения, и между сторонами возник спор, они могут заключить для разрешения возникшего спора соглашение об арбитражном разбирательстве. Такое соглашение носит наименование третейской записи или компромисса.
В соответствии со ст. 7 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде” арбитражная оговорка (арбитражное соглашение) должна заключаться только в письменной форме.
В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан и российский государственный арбитражный суд. Однако необходимо иметь в виду, что при передаче дел в эти суды стороны спора не обладают правом выбора арбитров. Между тем деятельность. Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии, как и подобных арбитражных органов в других государствах, характеризуется тем, что спорящие стороны вправе выбирать арбитров и определять число арбитров.
Как показывает практика, обычно споры решаются тремя арбитрами. Спорящие стороны, как следует из ст. 11 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде”, назначают по одному арбитру, которые в свою очередь назначают третьего арбитра. В том случае, если одна из сторон в течение 30 дней не назначит арбитра или два назначенных спорящими сторонами арбитра не договорятся в течение 30 дней о третьем арбитре, то по просьбе любой из сторон назначение таких арбитров производится президентом Торгово-промышленной палаты России (ст. ст. 6 и 11).
По соглашению между сторонами спор может быть рассмотрен и одним арбитром. Если же стороны возникшего спора не договорятся об арбитре, то по просьбе любой из сторон назначение арбитра также производится президентом Торгово-промышленной палаты (ст. ст. 6 и 11).
В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан арбитражный орган любого государства. Наиболее часто в качестве этих органов называются арбитраж при Торговой палате г. Стокгольма, Арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Париж), Лондонский международный третейский суд.
В связи с этим возникает вопрос об исполнении решений, вынесенных арбитражными органами. В соответствии со ст. 35 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде” арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Если сторона не выполняет арбитражного решения, то для приведения решения в исполнение необходимо представить в компетентный суд письменное ходатайство. Данное положение относится и к решениям, выносимым Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией.
Решения российских арбитражных органов подлежат исполнению на территории иностранных государств в силу двусторонних договоров, заключенных Россией с такими государствами и на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. на территории ее участников (Россия является участницей этой конвенции).
Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций;
Инвесторы имеют права и несут обязанности, связанные с вложением инвестиций. Действующее законодательство РБ исходит из национального режима деятельности иностранных инвесторов, т.е. правовой режим иностранных инвестиций на территории РБ, условия деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущественных прав и имущества для инвестиционной деятельности ЮЛ и ФЛ РБ. В рамках управления инвестиционными процессами осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Виды гарантий инвесторов, в том числе иностранных:
1) право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом и защита этих прав (ст. 9 ИК)
В соответствии со ст.13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Согласно ст. 2 ГК право собственности, приобретенное законным способом охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости.
2) равенство прав, предоставляемых инвесторам, независимо от их формы собственности, равная защита прав и законных интересов инвесторов (ст. 9 ч. 2 ИК)
Ст.22 Конституции гласит, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Ст.2 ГК гласит, что субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законом.
3) стабильность прав инвестора, установленных ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности (ч.3 ст.9 ИК)
Стабильность прав инвесторов, установленных ИК по осуществлению инвестиционной деятельности была установлена в качестве одной из гарантий инвестору с момента вступления в силу ИК в 2001 г. В соответствии с декретом №1 от 28.01.08 г. «О стимулировании производства и реализации товаров» п.3: если акты законодательства, принятые после создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями ухудшают положения и условия деятельности, то к таким коммерческим организациям в течении 5 лет с даты приобретения статуса коммерческой организации с иностранной инвестициями, применяется законодательство, действующее на дату регистрации данной организации. Стабилизационная оговорка распространяет свое действие на те коммерческие организации, которые созданы с 1 апреля 2008 г. С местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории РБ, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50.000 человек.
4) право самостоятельно распоряжаться прибылью, полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности в том числе осуществлять реинвестирование. Беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли, полученной на территории РБ в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализаций инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей. В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» перевод и получение дивидендов или иных доходов от инвестиционной действия отнесены к текущим валютным операциям. Резиденты осуществляют валютные операции на основании соответствующих разрешений НБ РБ. Не требуется получение разрешения НБ РБ на проведение следующих валютных операций:
А)продажа нерезиденту доли в уставном фонде доли резидента
Б)осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами
В)формирование уставного фонда юр.лица резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте или белорусских рублях
Г)привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета
Д)привлечение средств под гарантией правительства и возврат этих средств
Е)привлечение средств в рамках межправительственных соглашений и возврат этих средств
Ж)осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением тендерных документов и участие в торгах и т.д.
6)действие государственных органов и д.л., нарушающие права и интересы инвесторов могут быть обжалованы в суд. Кроме того, в соответствии с законом от 18.07.2011г. «Об обращениях граждан» граждане РБ имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений. Юридические лица и и.п. имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, устных и электронных обращений. Находящиеся на территории РБ иностранные граждане, лица без гражданства обладают равными правами с гражданами РБ на обращение.
В соответствии с директивой №4 от 31.12.2010г. предусматривается:
1)исключить принятие НПА, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества
2)запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности являющихся его добросовестными приобретателями
3)запретить действия, направленные на лишение имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов при отсутствии вступившего в законную силу решения суда
4)гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом требований законодательства
2.Порядок защиты прав инвесторов установлен конвенцией о защите прав инвестора вступила в силу для РБ 21.01.1999 г., конвенцией об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций для РБ с 3.12.1992г. Споры по осуществлению инвестиций рассматриваются судами или арбитражными судами стран участников споров, экономическим судом СНГ или международными арбитражными судами.
Второй конвенцией было учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Данное агентство является юр.лицом и имеет право:
2)приобретать, продавать движимое или недвижимое имущество
3)возбуждать уголовные дела
Задача агентства – стимулировать поток инвестиций в производственных целях между странами. Для достижения этой цели агентство:
1)предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций
2)проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны
3)пользуется другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения поставленных целей
Источники: http://base.garant.ru/23944959/1a021ee51cf500830e99510141278135/, http://studfiles.net/preview/846351/page:33/, http://studopedia.su/15_107785_garantii-prav-investorov-i-zashchita-investitsiy.html
Источник: