География иностранных инвестиций в экономике

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Читайте также  Инвестиции в акции рынок ценных бумаг

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Особенности структуры и географии притока прямых иностранных инвестиций в экономику России

Следует отметить, что объемы поступивших в страну прямых инвестиций были примерно равны объемам прямых инвестиций российских организаций (в т.ч. банков) за рубеж. За 19 лет реформ, с 1992 г. по 2010 г. сальдо составило + 26 млрд.долл. (в среднем 1,4 млрд.долл. за год).

Меняется структура ПИИ. До 1997 года устойчиво рос объем ПИИ в качестве взносов в капитал, в 1997 г. он составил 2127 млн. долл. С 1998 г. наблюдается устойчивое падение этого показателя до уровня 1060 млн. долл. в 2000 г. В 2005 г. этот показатель составил 10360 млн. долл., в 2010 г. – 7700 млн. долл. Также неустойчиво рос объем инвестиций, поступающих в качестве кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий, если в 1995 г. он составил 341 млн. долл., то в 2007 г. он увеличился до 11664 млн. долл., однако к 2010 г. он сократился до 4610 млн. долл.

Анализируя структуру иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что их большую часть (43 % от всего объема накопленных ПИИ) по расчетам Центра развития ВШЭ, составляют реинвестированные доходы, т.е. не израсходованная прибыль предприятий в России с иностранным участием. Иначе говоря, это не столько приток инвестиций, сколько результат работы иностранного капитала в России. Примерно столько же (42 % от общего объема инвестиций) – это «прочие инвестиции», т.е. займы и кредиты (включая торговые кредиты и займы), полученные российскими «дочками» у зарубежных совладельцев. Это возвратные ресурсы и далеко не долгосрочные. Только 15 % (14,3 млрд.долл.) от всей сумм вложенного капитала идет по статье «взносы в капитал». Именно эти средства могут считаться реальными прямыми иностранными инвестициями. Иностранные эксперты это понимают. Всемирный банк в докладе Doing Business отвел России 120-е место по предпринимательскому климату из 183. Центр развития ВШЭ прямо отметил, что не имеет смысла ждать от подобного рода инвестиций технологического прорыва, экономический смысл подобной операции – замена капитала долгами, банальное «откэшивание» средств.

Указанный выше общий объем накопленных инвестиций в экономике России по сравнению с другими странами относительно невелик. По этому показателю Россия уступает Китаю, Бразилии, Мексике и ряду других стран, но опережает все бывшие социалистические страны Европы.

Однако достижения в сфере привлечения ПИИ выглядят скромнее, если принять во внимание сравнительный размер российской экономики не только на фоне развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы, но и большинства стран бывшего СССР. Так, объем поступивших в российскую экономику в 1992-2000 гг. ПИИ на душу населения составлял лишь 120,6 долл. по сравнению с 1343,2 долл. в Эстонии, 847,3 долл. в Латвии, 474,6 долл. в Азербайджане и 419,5 долл. в Казахстане.

В процентном отношении к ВВП приток ПИИ в России колебался в 1998-2001 гг. на уровне 0,9-1 %, в то время как в Эстонии и Латвии он превосходил 5 % и 6 % соответственно, а в Казахстане и Азербайджане — 10 % и 11 %. По притоку ПИИ в процентном отношении к ВВП в 1998-2001 гг. Россия уступала даже Украине, которая при близком уровне развития политических и экономических институтов, лишена запасов природных ресурсов, во многом создающих инвестиционную привлекательность российской экономики.

Основной особенностью отраслевой структуры ПИИ является доминирование в ней отраслей, производящих продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также отраслей сырьевой, преимущественно добывающей промышленности. В 2010 г. удельный вес ПИИ в торговле и общепите составил 11,8 % всей суммы их притока, в транспорте — 1,6 %, в пищевой промышленности — 2,4 %, добыче топлива и производстве кокса и нефтепродуктов – 22%, лесной и дерево­обрабатывающей — 0,7 %, на финансовую деятельность пришлось 33,1%. Итого удельный вес указанных отраслей составил более 80 %, что способствует закреплению сырьевой ориентации российской экономики, и ее участию в международном разделении труда в качестве поставщика топлива и сырья.

Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс страны, и, прежде всего машиностроения (4 %), химии, черной и цветной металлургии остается крайне низким, эти отрасли остаются относительно непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка.

Основной особенностью географии притока ПИИ в экономику России является весьма узкий круг стран-инвесторов. Из накопленных на конец сентября 2011 г. иностранных инвестиций в размере 323,2 млрд. долл., на четыре страны — Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германию приходилось 55,7 % общего их объема. В целом же на долю 10 стран — крупнейших инвесторов пришлось на конец сентября 2011 г. 85 % накопленного объема иностранных инвестиций.

Доля развивающихся стран, стран с переходной экономикой и стран СНГ в притоке ПИИ остается весьма незначительной. Такая ситуация вполне объяснима с учетом того, что в этих странах в 90-х–2010-х гг. отмечалась не самая лучшая экономическая ситуация, и они сами являлись нетто-реципиентами иностранного капитала. Вместе с тем, эти страны имеют потенциальную заинтересованность в расширении участия на российском рынке, и потому следует считать нынешнюю пассивность явлением временным. Нельзя не отметить, что значительная часть иностранных инвестиций поступила в Россию из офшоров (Виргинские острова, Сент- Китс и Невис, Бермуды, Багамы, Канары и др.), т.е. наши деньги, выведенные в офшоры, затем вкладывались в страну уже как иностранные, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Лидером по объему накопленных инвестиций в российской экономике на конец сентября 2011 г. является Кипр, на него приходится 21,4 % всей суммы или 69 млрд. долл. При этом по данным платежного баланса Кипра совокупный отток ПИИ с острова во все страны составляет существенно меньшую сумму. Это дает основание предположить, что средства с Кипра — это, прежде всего репатриированный российский капитал. Накопленный капитал из Кипра сосредоточен в российской экономике, в основном, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в добыче полезных ископаемых; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в финансовой деятельности; в производстве кокса и нефтепродуктов; в строительстве; в транспорте и связи; производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; (87,9 % от общего объема накопления из данной страны). Следует отметить несовершенство российской статистики, которая в ряде случаев позволяет учитывать инвестиции, имеющие портфельный характер, как прямые инвестиции.

Второе место по объему накопленных инвестиций на конец сентября 2011 г. занимали Нидерланды — 46,3 млрд. долл. или 14,3 % совокупной суммы. Голландские фирмы являются крупнейшим инвестором в пищевую промышленность России. Кроме того, прямые инвестиции из Нидерландов направлялись в добычу полезных ископаемых; в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; в производство кокса и нефтепродуктов; в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (92,9% всего объема).

Третье место по объему накопленных иностранных инвестиций занимает Люксембург – 35 млрд.долл. на конец сентября 2011 г. Средства вложены в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий добыче полезных ископаемых; транспорте и связи; финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (97,2 %).

Читайте также  Как сделать инвестиции в экономику сша

Четвертое место по объему накопленных инвестиций в экономике России принадлежит Германии. Общая сумма накопленных германских инвестиций в экономике России на конец сентября 2011 г. составила более 29,8 млрд. долл., из них лишь около 1/4 пришлось на прямые инвестиции. Основная доля приходится на т. н. «прочие» инвестиции — прежде всего, торговые кредиты и кредиты германского правительства под гарантии правительства Российской Федерации. Германские ПИИ были вложены в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в производстве кокса и нефтепродуктов; в добыче полезных ископаемых; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании; в производстве транспортных средств и оборудования (82,8 %).

Крупным иностранным инвестором в экономике России является Великобритания. На нее в конце 2011 г. пришлось 3,6 млрд. долл. прямых накопленных инвестиций (2,6 % общей суммы). Инвестиции вложены в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий; в производстве кокса и нефтепродуктов; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в транспорте и связи; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; в производстве транспортных средств и оборудования; в финансовой деятельности; в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака; в добыче полезных ископаемых (91,7 %).

США на конец 2011 г. не вошли даже в первую десятку иностранных инвесторов в Россию (6,7 млрд.долл. прямых инвестиций или 9,6 % общей суммы). Американские компании проявляют интерес к добыче полезных ископаемых на территории России, и прежде всего, нефти. В топливно – энергетический комплекс вложена примерно половина американских прямых инвестиций. В числе основных проектов – «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских заводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марок Форд и Шевролет. На непроизводственную сферу приходится около 25 % прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг. Кроме того, американские компании инвестировали капиталы в российский транспорт, машиностроение и металлообработку, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность .

1,4 млрд.долл. накопленных прямых инвестиций на конец 2011 г. приходились на Китай. Китайский капитал был вложен в производство кокса и нефтепродуктов, в транспорте и связи (95,3 %).

Японский капитал (накоплено на конец 2011 г. 1,1 млрд.долл.) вложен в добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (91,1 % японских инвестиций).

Ирландский капитал (568 млн.долл. на конец 2011 г.) вложен в российском транспорте и связи; в организациях, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; добыче полезных ископаемых (92,7 % всех ирландских инвестиций).

Государства – участники СНГ в экономике России накопили на начало 2011г. прямых инвестиций на сумму 620 млн.долл. В одном 2010 г. прямые инвестиции стран СНГ в экономику России составили 44 млн.долл. , что на 49,0 % больше по сравнению с 2009 годом. В общем объеме инвестиций из государств-участников СНГ наибольшая доля приходилась на добычу полезных ископаемых; производство кокса и нефтепродуктов, Наибольшая доля поступления иностранных инвестиций из государств-участников СНГ в 2010г. приходилась на Беларусь — 41,1 %, Казахстан — 31,7 %, Украину — 12,3 %. При этом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. поступление инвестиций из этих стран возросло соответственно на 25,7 %, на 94,6 %, на 92,2 %.

Узость числа стран-инвесторов в экономику России свидетельствует о далеко не полном использовании потенциала привлечения ПИИ. На повестке дня стоит вопрос мобилизации дополнительных сумм ПИИ за счет страновой диверсификации их притока, как из развитых стран, так и из развивающихся и стран с переходной экономикой.

Характерной чертой территориального размещения ПИИ в России является их концентрация в весьма небольшом количестве регионов. Главным реципиентом ПИИ в 2011 г. являлся Центральный федеральный округ. Его доля в сумме иностранных инвестиций составила 71,5 %, в том числе доля Москвы в инвестициях в основной капитал предприятий и организаций с участием иностранного капитала в Российской Федерации составила 64,5 %, а с Московской областью — 67,4 %. Вторым крупным регионом является Северо-Западный федеральный округ (5,4 %) и прежде всего г. Санкт-Петербург (3,2 %). В качестве важнейшего фактора такой концентрации ПИИ иностранные компании отмечают наличие емкого рынка.

В основе выбора иностранными инвесторами регионов вне Москвы и Санкт-Петербурга лежат, прежде всего, производственные факторы. К их числу относятся богатые месторождения нефти, золота и других полезных ископаемых, наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, научно-исследовательских центров и т. д. В этой связи значительные инвестиции направляются в Тюменскую область (ее доля 6,6 %), включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалинскую область (3,6 %), Челябинскую область (2 %), Республику Саха (Якутия) – (0,7 %), Краснодарский и Красноярский края, Свердловскую область, Самарскую область, Пермский край, Вологодскую область, Липецкую область.

Следует также иметь в виду, что в связи с небольшой стоимостью основных фондов и акционерного капитала золотодобывающих артелей и предприятий ряда других отраслей Сибири и Дальнего Востока объем вложенных ПИИ и их удельный вес в основном капитале, зачастую, неправильно отражают их реальный вес в экономике регионов и отраслях промышленности, как правило, он значительно выше.

Следует отметить, что ПИИ в ряде областей Российской Федерации весьма незначительны или отсутствуют вовсе. К таким областям относятся Брянская, Рязанская, Смоленская, Псковская, Пензенская, Курганская, Читинская, Камчатский край, республики Северного Кавказа, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Бурятия, Хакасия и Алтайский край, Таймырский автономный округ, Еврейская автономная область.

Некоторые регионы известны разовыми крупными инвестициями ПИИ, например, Калужская область, Нижегородская область, Астраханская, Мурманская, Новгородская. Как правило, это означает начало осуществления какого-либо крупного проекта либо участие иностранцев в приватизации объектов государственной собственности. При нормальном развитии событий такие разовые инвестиции со временем должны сопровождаться последующими вложениями капитала. В России, как показывает опыт ее приватизации, это, к сожалению, не аксиома.

Оценивая роль ПИИ для экономического развития России, следует отметить, что пока они концентрируются на добыче и экспорте природно-сырьевых ресурсов и в меньшей степени содействуют ускорению модернизации обрабатывающей промышленности , в том числе развитию углубленной переработки российского сырья, ориентированной на выпуск конкурентоспособных товаров конечного пользования для внутреннего и внешнего рынков.

Реализация продуманной стратегии привлечения ПИИ должна способствовать оптимизации не только отраслевой структуры действующего в России иностранного капитала, но и его регионального распределения. В то же время следует подчеркнуть, что такая политика должна быть в первую очередь ориентирована на использование конкурентных преимуществ российской экономики и отдельных ее регионов.

В предстоящие годы нашей стране необходимо осуществить прорыв в подъеме и модернизации своей экономики, в том числе за счет более эффективного использования ПИИ. Иначе она все больше будет сходить на обочину мирового экономического прогресса. Только опираясь на сильную и диверсифицированную экономику, Россия может проводить политику, отвечающую ее интересам и занять достойное место в мире.

Читайте также  Как найти инвестиции и не потерять бизнес

[1]Российские статистические ежегодники 2002-2011 гг. Статистические сборники М. 2002-2012.

Динамика, отраслевая и географическая структура иностранных инвестиций в РФ.

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно.

Крайне неравномерным является распределение прямых иностранных инвестиций по регионам нашей страны. Можно выделить три основные уровня регионального привлечения иностранных инвестиций в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Большая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ – 62,22%. Значительная часть приходится на Северо-западный Федеральный округ – 10,61%, Уральский федеральный округ – 8,05%, Сибирский Федеральный округ – 7,69%. Меньше всего инвестиций поступило в северокавказский Федеральный округ – 0,03%. На Южный Федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, на Приволжский Федеральный округ – 3,05%, на Дальневосточный Федеральный округ – 4,04%.

Главной причиной такого неравномерного распределения иностранных инвестиций в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется большой ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развиты инфраструктура.

Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот, предоставляют отсрочки по налоговым арендным и иным платежам и т.п. Решающими факторами при осуществлении инвестиций являются географическое и социально-экономическое положение региона. Стоит отметить, что на данный момент руководство страны уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока, и благодаря этому сегодня, по мнению иностранных инвесторов, Приморский край становится понятной территорий для инвестиций. Привлекательность Приморского края для бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала до 72 процентов против 58 процентов, расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве.

Ввиду того, что с каждым годом возрастает долговая зависимость российских банков и компаний от зарубежного капитала, возникают серьезные опасения от сформировавшейся обстановки с иностранными кредитами и займами в экономике. Вдобавок ко всему, неспособность российской банковской системы и финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств и сбережений в производственные капиталовложения, инвестируемые в отечественные несырьевые отрасли промышленности. Такая ситуация сложилось вследствие следующих причин:

· слабой конкурентоспособности национальной банковской системы;

· отсутствия доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке;

· острой необходимости фундаментальной индустриализации и модернизации экономики;

· замещение трудоемких производств на капиталоемкие производства;

· инвестирование воспроизводственного процесса реального капитала;

· введение ресурсосберегающих технологий.

Стоит отметить тот факт, что действительные масштабы иностранных кредитов и займов превышает данные статистического учета Росстата, так как статья «прямые инвестиции» содержит в своей структуре подстатью «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», соответственно статья «прочие инвестиции» не учитывает операции международного внутрефирменного кредитования компаниями-нерезидентами своих дочерних компаний, находящихся на территории России. Тем самым, объективно судить о масштабах зарубежных кредитов и займов, поступающих в нашу страну трудно, поскольку согласно официальным критериям Росстата статья «прямые инвестиции» содержит больше половины иностранных инвестиций, на практике являются кредитами и займами.

За последние несколько лет, согласно данным Росстата, можно сказать определенно, что определенные виды экономической деятельности стали лидерами по привлечению иностранных инвестиций: обрабатывающее производство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность. За период 2012–2015 гг. произошли значительные изменения:

· возросли вложения в обрабатывающие производства с 41 086 млн. долларов США в 2012 г. до 89 789 млн. долларов США в 2014 г., а также в здравоохранение и предоставление социальных услуг с 42 млн. долларов США в 2012 г. до 194 млн. долларов США в 2014 г., в оптовую и розничную торговлю;

· ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 24 456 млн. долларов США в 2012 г. до 31 030 млн. долларов США в 2014 г.;

· довольно резкое снижение притока инвестиций наблюдается в финансовой деятельности с 86 855 млн. долларов США в 2012 г. до 20 121 млн. долларов США в 2014 г. и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении с 25 млн. долларов США в 2012 г. до 0 долларов США в 2014 г., подобная тенденция наблюдается в добыче полезных ископаемых с 18 634 млн. долларов США в 2012 г. до 11 421 млн. долларов США в 2014 г., транспорте и связи с 5 943 млн. долларов США в 2012 г. до 4 759 млн. долларов США в 2014 г., строительстве с 1 958 млн. долларов США в 2012 г. до 723 млн. долларов США в 2014 г., предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 188 млн. долларов США в 2012 г. до 87 млн. долларов США в 2014 г., гостиницы рестораны с 99 млн. долларов США в 2012 г. до 59 млн. долларов США в 2014 г.

· остальные виды деятельности несущественно изменились, так операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в 2012 г. привлекло 9 237 млн. долларов США, а в 2014 г. 9 717 млн. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2012 г. привлекло 1 425 млн. долларов США, а в 2014 г. 1 636 млн. долларов США;

· сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 2012 г. привлекло 638 млн. долларов США, а в 2014 г. 610 млн. долларов США;

· рыболовство, в 2012 г. привлекло 25 млн. долларов США, а в 2014 г. 30 млн. долларов США;

· образование в 2012 г. привлекло 2 млн. долларов США, а в 2014 г. 1 млн. долларов США.

В итоге необходимо отметить, что около 50–60 % всех инвестиций, поступающих из-за рубежа, по происхождению являются российскими, хотя официально считаются иностранными. А вот почти 90 % всех иностранных инвестиций, при более тщательном рассмотрении, оказались зарубежными кредитами и займами и не направляются на модернизацию отечественной экономики и основные фонды России. Помимо этого, меньшая часть зарубежных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть распределяется на следующее: реализацию финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала, увеличение материально-технических запасов.

Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.

ТОП-10 самых привлекательных стран для привлечения прямых иностранных инвестиций:

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3263.htm, http://lektsii.org/15-76081.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто