Гос регулирование инвестиций формы и методы

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (3)

Главная > Реферат >Банковское дело

Министерство образования и науки Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт Экономики отраслей, бизнеса

Кафедра экономики отраслей и рынков

по предмету: Инвестиции.

на тему: «Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности».

студент: 23 ФС-303 группы

Глава 1. Экономическая сущность инвестиций

1.1. Понятие инвестиция

1.2. Виды инвестиций

1.3. Участники инвестиционного процесса

Глава 2. Государственное регулирование инвестиционных процессов

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Государственное регулирование инвестиционного процесса — это сис­тема мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осу­ществляемых правомочными государственными учреждениями для сти­мули­рования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяй­ствую­щего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного про­цесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствова­ния и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать соз­данию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятель­но­сти хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принци­пами инвестиционной деятельности являются также невмешательство госу­дарст­венных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и орга­нов му­ниципальных образований в законно осуществляемую инвестицион­ную дея­тельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществ­лении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного про­цесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяй­ства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Цель работы: раскрытие форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В соответствии цели сформулированы задачи данной работы:

1. Охарактеризовать экономическую сущность инвестиций;

2. Рассказать о государственном регулировании инвестиционных процессов.

Литература по данному вопросу достаточно обширна: учебники, пособия, правовые акты, а также материалы из Интернета.

Глава 1. Экономическая сущность инвестиций

1.1. Понятие инвестиция

В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение –investure (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка – to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания.

Инвестиции – это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата.

Роль инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколько отличается.

На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в следующих направлениях:

осуществление расширенного воспроизводства;

ускорение научно-технического прогресса;

повышение качества продукции;

обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства;

осуществление решения социальных проблем;

обеспечение охраны природной среды;

обеспечение национальной безопасности государства.

На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения таких задач:

осуществление расширенного воспроизводства;

повышение технического уровня производства;

повышение качества продукции;

обеспечение конкурентоспособности предприятия;

получение дополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций;

проведение природоохранных мероприятий.

При этом каждое из перечисленных направлений можно детализировать. Так, осуществление расширенного воспроизводства возможно за счет внедрения новой технологии, расширения сферы деятельности, повышения эффективности использования ресурсов предприятия и др.

1.2. Виды инвестиций

В целях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях необходимо классифицировать инвестиции по ряду признаков. В специальной литературе можно встретить несколько классификаций, которые различаются по признакам, элементам классификации.

Основными классификационными признаками, применяющимися на практике, являются следующие:

по объектам вложений;

по периоду инвестирования;

по характеру участия в инвестициях;

по формам собственности инвестируемого капитала;

по уровню доходности;

по уровню инвестиционного риска;

по воспроизводственной направленности;

по региональным источникам привлечения капитала.

По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – вложение средств в материальные и нематериальные активы. Важнейшая их часть – вложения, осуществляемые в форме капитальных вложений, в основной капитал.

Финансовые инвестиции – вложение средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, паи, доли участия, банковские депозиты).

Читайте также  Инвестиции куда вложить деньги 100000 рублей

По периоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям, свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, а инвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете на предприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

По характеру участия в инвестициях принято выделять прямые и непрямые (косвенные) инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств.

Непрямые (косвенные) инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.

По формам собственности инвестируемого капитала деление происходит по правоотношениям собственности на инвестиции. В соответствии с российским законодательством можно выделить:

частные инвестиции – средства, вложение которых осуществляется гражданами и частными предприятиями;

государственные – средства, вложение которых осуществляется государственными органами власти и управления, государственными унитарными предприятиями за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, иных источников инвестиционных средств;

муниципальные – средства, вложение которых осуществляется муниципальными органами власти и управления, муниципальными унитарными предприятиями. Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.

По уровню доходности различают:

высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке;

среднедоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;

низкодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым значительно ниже средней нормы прибыли на инвестиционном рынке;

бездоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты, по которым инвестор не ожидает получение дохода; это относится прежде всего к проектам социального, экологического назначения.

По уровню инвестиционного риска деление существенно, поскольку инвестиционная деятельность ведется в условиях неопределенности. По этому признаку можно выделить низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые инвестиции. В качестве критерия отнесения инвестиций к той или иной группе применяется среднерыночный уровень риска.

С воспроизводственной точки зрения также важно выделение валовых инвестиций, реновационных инвестиций и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции представляют собой всю совокупность инвестиций, направленных на воспроизводство основных средств и нематериальных активов за определенный период.

Реновационные инвестиции характеризуют объем инвестиций в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов за определенный период.

Чистые инвестиции характеризуют капитал, инвестируемый в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Чистые инвестиции образуются за счет уменьшения объема валовых инвестиций на величину реновационных инвестиций.

По региональным источникам привлечения капитала выделяют внутренние (национальные) инвестиции и иностранные инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются резидентами (юридическими и физическими лицами), иностранные инвестиции – за счет нерезидентов (юридических и физических лиц), а также иностранными государствами, международными организациями).

Гос регулирование инвестиций формы и методы

Регулирование финансовых инвестиций

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации

Экспертиза инвестиционных проектов

Проведение эффективной амортизационной политики

Рис. 1 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

— контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

— экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

— установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

— размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

— выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Читайте также  Коэффициент покрытия инвестиций строки баланса

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных

явлений. В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления экономики — ослабевает. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе Ш данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:

• регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

• прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

•установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

•расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

•расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.

Конкретными формами такого участия являются:

• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

• формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

• размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

• закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

• проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

•защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

• выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ:ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая в соответствие с законодательством на и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить следующие виды инвестиционных проектов:1)По отношению друг другу:а)независимые –допускающие одновременное и реальное осуществление, причем характеристика их реализации не влияют друг на друга; б)альтернативные – не допускающие одновременной реализации; в)взаимодополняющие— реализация которых может происходить лишь совместно.2)По срокам реализации:краткосрочные (до 3 лет),среднесрочные(3-5)долгосрочные(свыше 5 лет).3)По масштабам: а)малые проекты -действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. б)средние проекты— проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов. в)крупные проекты — проекты крупных п/п, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках; г)мегапроекты—это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов..4) По основной направленности:коммерческие проекты- главной целью которых является получениеприбыли; социальные проекты- ориентированные, на решениепроблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уровняи т.д.; экологические проекты-основу которых составляет улучшениесреды обитания;5) В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:глобальные проекты —реализация которых существенно влияетна экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;народнохозяйственные проекты- реализация которых существенновлияет на экономическую, социальную или экологическую ситуациюв стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом толькоэтого влияния;крупномасштабные проекты- реализация которых существенновлияет на экономическую, социальную или экологическую ситуациюв отдельно взятой стране;локальные проекты, реализация которых не оказывает существенноговлияния на экономическую, социальную или экологическуюситуацию в определенных регионах, на уровеньи структуру цен на товарных рынках. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным циклом проекта. Разработка любогоинвестиционного проекта — от первоначальной идеи до эксплуатации— может быть представлена в виде цикла, состоящего из трехфаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Суммарная продолжительность трех фазсоставляет жизненный цикл (срок жизни) инвестиционного проекта.Фаза 1 — предынвестиционная,предшествующая основномуобъему инвестиций, не может быть определена достаточно точно.В этой фазе проект разрабатывается, изучаются его возможности,проводятся предварительные технико-экономические исследования,ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и другимиучастниками проекта, выбираются поставщики сырья и оборудования.Фаза 2 — инвестиционная,когда происходит инвестированиеили осуществление проекта. В данной фазе предпринимаются конкретныедействия, требующие гораздо больших затрат и носящиенеобратимый характер, а именно: разрабатывается проектно-сметная документация; заказывается оборудование; готовятся производственныеплощадки; поставляется оборудование и т.д На этой фазе формируются постоянные активы предприятия.Фаза 3 — эксплуатационная. Она начинается с момента ввода в действие основного оборудованияили приобретения недвижимостилибо других видов активов. В этой фазе осуществляется пускв действие предприятия, начинается производство продукции илиоказание услуг, возвращается банковский кредит в случае его использования. Эта фаза характеризуется соответствующими поступлениямии текущими издержками. Продолжительность эксплуатационной фазы оказывает существенноевлияние на общую характеристику проекта. Чем дальше во времениотнесена ее верхняя граница, тем больше совокупная величинадохода.

Читайте также  Инвестиции в нематериальные активы мсфо

7.Бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес–план инвестиционного проекта – это форма представления инвестиционного проекта, составляется на стадии предварительного технико–экономического обоснования проекта. В отличии от последнего содержит в себе еще и раздел маркетинга.

Бизнес-план выражает концепцию инвестиционного проекта, его структура жестко не регламентирована. Носит унифицированный характер, содержит следующие разделы:

1. Общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности информации.

2. Краткая характеристика проекта – резюме.

3. Характеристика предприятия и отрасли.

4. Сущность инвестиционного проекта.

5. Оценка рынков сбыта и конкуренции.

6. План маркетинга.

7. Инвестиционный план.

8. Производственный план.

9. Организационный план.

10. Финансовый план и показатели эффективности проекта.

11. Анализ рисков и приложений.

8. Критерии и основные аспекты оценки эффективности инвестиционных проектовПринятие инвестиционного решения для фирмы является достаточно сложной задачей. Одним из наиболее общих критериев, который должен учитываться при этом, является критерий повышения ценности фирмы,факторами которой могут стать рост доходов фирм, снижение производственного или финансового риска, повышение уровня эффективности ее работы в результате верных решений. Определение реальности достижения именно таких результатов инвестиционных операций — ключевая задача оценки эффективности любого инвестиционного проекта. Ценность результатов в равной степени зависит как от полноты и достоверности исходных данных, так и от корректности методов, используемых при их анализе. Значительную роль в обеспечении адекватной интерпретации результатов расчетов играют также опыт и квалификация экспертови консультантов. В России на базе документов, разработанных ЮНИДО, Минэкономики России, Минфином России и Госкомстроем России приняты Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21 июня 1999 г. № ВК477, которые в настоящее время служат основой для всесторонней оценки инвестиционных проектов. Оценка эффективности инвестиционных проектов включает два основных аспекта — финансовый и экономический. Международная практика разделяет задачи и методы финансовой и экономической оценок. Оба указанных подхода дополняют друг друга. В первом случае анализируется ликвидность проекта в ходе его реализации. Иначе говоря, задача финансовой оценки — установление достаточности финансовых ресурсов конкретного предприятия (фирмы) для реализации проекта в установленный срок, выполнения всех финансовых обязательств. Финансовая оценка (или оценка финансовой состоятельности) предполагаемого объекта инвестиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса. Инвестор не будет иметь дело с юридическим или физическимлицом, финансовое состояние которого ему не известно. В странах с развитой рыночной инфраструктурой публикация финансовых отчетов считается общепринятым условием нормальных деловых связей; существуют различные регулярно издаваемые справочники,по которым можно получить представление о финансовом положении фирмы. В отечественной же практике качество работы по финансовой оценке определяется квалификацией эксперта и достоверностью информации. Однако в настоящий момент наметилась устойчивая тенденция к раскрытию финансовой информации компаниями, поскольку это напрямую влияет на основную цель развития любой фирмы —увеличение капитализации. Подтверждением этому может служить постепенный переход отечественной системы бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). При оценке экономической эффективности акцент делается на потенциальную способность инвестиционного проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста. Данный анализ строится на определении различных показателей эффективности инвестиционных проектов, которые являются интегральными показателями.

Источники: http://works.doklad.ru/view/vAlbKjQhlCQ.html, http://studfiles.net/preview/3795566/page:2/, http://studopedia.ru/8_168392_formi-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-investitsionnoy-deyatelnosti.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто