Прямые иностранные инвестиции и внешний долг Республики Казахстан
По данным Национального банка РК накопленные на конец сентября 2010 г. ИПИ в Казахстане составили порядка 80,3 млрд. долл. США, или 4 955 долл. США на душу населения, 58,2% от ВВП, 128,1% от экспорта товаров и нефакторных услуг. Валовой приток прямых иностранных инвестиций [1] за 9 мес. 2010 г. составил 13,1 млрд. долл. США. Нетто-приток иностранных прямых инвестиций в Казахстан за период составил 7,9 млрд. долл., сократившись на 19,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года за счет роста выплат прямым иностранным инвесторам по акционерному и по долговому капиталу. [1]
Отраслями с наибольшим валовым притоком прямых иностранных инвестиций являются горнодобывающая промышленность и операции с недвижимостью, аренда и услуги предприятиям. (Диаграмма 1) Здесь необходимо отметить, что по статье операции с недвижимостью, аренда и услуги предприятиям от 71% до 100% притока ИПИ направлялось на деятельность по проведению геологической разведки и изысканий.
В то же время в течение декады данные Платежного баланса Республики Казахстан отражают тенденцию ухудшения показателей валового внешнего долга за счет роста долга небанковского сектора. (Диаграмма 2)
До 2005 г. долг небанковского сектора существенно превышал долг банков второго уровня (БВУ) внешнему миру. К 2007 г. доли банковского и небанковского сектора во внешнем долге практически уровнялись. Однако в дальнейшем долг банковского сектора быстро сокращается в связи со свертыванием внешнего заимствования БВУ, реструктуризацией и списанием долгов после финансового кризиса. Однако долг других секторов продолжает увеличиваться, достигнув в сентябре 2010 г. рекордных 89,6 млрд. долл. США (64,9% ВВП). (Диаграмма 3)
Диаграмма 1. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций в Казахстан по отраслям вложения (отрасли с наибольшим притоком прямых иностранных инвестиций), млн. долл. США
Источник: подготовлено автором по данным [2]
Диаграмма 2. Динамика отдельных показателей Платежного баланса Республики Казахстан, млн. долл. США
Источник: подготовлено автором по данным [2]
Диаграмма 3. Динамика внешнего долга Республики Казахстан по секторам, 2002-2010 (9 мес.), млн. долл. США
Источник: подготовлено автором по данным [2]
Значительное влияние на динамику внешнего долга небанковского сектора и валового внешнего долга в целом оказывает увеличение межфирменной задолженности, включающей долг прямым инвесторам и материнским компаниям предприятий с ИПИ. (Диаграмма 4)
Диаграмма 4. Динамика удельного веса межфирменной задолженности в Валовом внешнем долге РК и Долге других секторов, %
Источник: подготовлено автором по данным [2]
На конец сентября 2010 г. межфирменная задолженность составила 57,5 млрд. долл. США (41,7 % ВВП), в том числе (Диаграмма 5): задолженность аффилиированных предприятий с ИПИ материнским компаниям — 8,2 млрд. долл. (5,7 % ВВП), а также обязательства перед прямыми инвесторами — 49,3 млрд. долл. США (35,7% ВВП).
При этом анализ относительных показателей притока ИПИ в страну и накопленной межфирменной задолженности в процентах к ВВП показывает, что в 2000-2010 (9 мес.) гг. накопленная задолженность колебалась в диапазоне 28,7-43,9% ВВП, в то время как ежегодно ИПИ составляли 3,5-12,8% ВВП. (Диаграмма 6)
Диаграмма 5. Межфирменная задолженность, 2002-2010 (9 мес.), млн. долл. США
Источник: подготовлено автором по данным [2]
Диаграмма 6. Отношение к ВВП ИПИ и накопленной межфирменной задолженности, % ВВП
Источник: подготовлено автором по данным [2]
Таким образом, анализ статистики составляющих внешнего долга Республики Казахстан показывает наличие устойчивой тенденции роста внешнего долга в период 2000-2010 гг. С 2007 г. рост внешнего долга происходит в значительной мере за счет увеличения долга небанковского сектора (Других секторов). При этом в 2002-2010 гг. межфирменная задолженность, включающая долг прямым инвесторам и материнским компаниям предприятий с ИПИ, составляла 60-77% долга Других секторов и 31-58,7% Валового внешнего долга Республики Казахстан.
Список источников: Платежный баланс и внешний долг РК, 9 месяцев 2010 г., Национальный банк РК Статистика Национального банка РК. Официальный вебсайт НБРК: www.nationalbank.kz
[1] По определению Национального банка РК валовое поступление (приток) прямых инвестиций (ИПИ) в Казахстан включает: приобретение нерезидентами у резидентов части казахстанского акционерного капитала (не менее 10% акций или доли участия в уставном капитале) за вычетом продажи нерезидентами резидентам части казахстанского акционерного капитала; реинвестированный доход (доля иностранных прямых инвесторов в нераспределенной прибыли или убытке казахстанских предприятий с ИПИ); поступление средств по кредитам и ссудам, предоставленным иностранными прямыми инвесторами, как в денежной, так и в иных формах (в виде товаров, работ, услуг, нематериальных активов и т.д.) без учета погашения.[1]
Понятие внешнего долга
Внешний долг страны
Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.
Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.
Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.
Парижский клуб — неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
- начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
- обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
- равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Реструктуризация долга — это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.
Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Внешний долг Российской Федерации
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.
Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:
- займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
- реструктурированный долг СССР;
- кредиты и займы российских банков (9%);
- кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
- валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
- еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
- субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).
17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.
1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.
Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.
В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.
На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.
Внешний долг страны
Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).
Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.
Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.
Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.
О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.
Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.
Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.
Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.
Внешний долг стране
Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.
В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).
Иностранные инвестиции в РФ. Внешний долг РФ;
Под гидрогеологическими районами понимают территории, характеризующиеся общностью гидрогеологических условий. Выделение таких районов и составляет сущность гидрогеологического районирования, которое проводится в разном масштабе, с учетом разных факторов и целей.
Гидрогеологическое районирование территории позволяет познавать региональные гидрогеологические закономерности. В основу районирования положены в основном геолого-структурные признаки (литолого-фациальные, геоморфологические, тектонические, физико-географические), которые и определяют условия накопления, распространения, залегания, состав и минерализацию подземных вод в том или ином регионе. Выделяют области распространения различных типов бассейнов подземных вод по условиям скоплений: пластовых вод (артезианских и субартезианских), трещинных вод, трещинных и карстовых вод, трещинных и пластовых вод в отрицательных морфоструктурах, трещинных и пластовых вод в положительных морфоструктурах, трещинных и пластовых вод в вулканогенных супербассейнах.
Первые четыре типа бассейнов могут быть субаквальными (находящимися или образовавшимися под водой) или субаэральными (находящимися или образовавшимися в воздушной среде).
Гидрогеологическое районирование может предусматривать как раздельное районирование артезианских и грунтовых вод (аналитическое), так и комплексное. Комплексное районирование, применяемое обычно при обзорном и мелкомасштабном описании районов, основано на геолого-структурном принципе. При таком подходе рассматривают все воды района. Это соответствует принципу единства природных вод, поэтому в данном разделе принято комплексное структурно-гидрогеологическое районирование, которое учитывает таксономическую схему водоносных горизонтов, комплексов и этажей в геологическом пространстве, их вертикальные и горизонтальные подразделения.
На территории бывшего СССР выделены 19 крупных гидрогеологических областей, связанных с платформенными и горно-складчатыми сооружениями (рис.). В пределах платформенных областей выделяют районы первого и второго порядков (бассейны), приуроченные к щитам древних платформ и складчатым системам, составляющим фундамент молодых платформ, к краевым структурам платформ, к внутриплатформенным структурам (синеклизам, прогибам, антеклизам, валам). В гидрогеологических горно-складчатых сооружениях различают: области распространения бассейнов трещинных вод орогенной зоны с интенсивно восходящими движениями, области распространения бассейнов трещинных и трещинно-пластовых вод орогенной зоны, характеризующейся слабыми восходящими движениями, области распространения бассейнов трещинно-пластовых вод альпийского и тихоокеанского поясов с различной направленностью и интенсивностью движений. В гидрогеологических горно-складчатых областях также выделяют районы первого и второго порядков (бассейны), связанные с горными массивами, межгорными впадинами и склонами.
Рис. Схема гидрогеологического районирования: 1—границы и индексы гидрогеологических областей, 2—граница между современными океаническими и континентальными бассейнами подземных вод, 3—границы распространения многолетнемерзлых пород, 4—предполагаемые границы преимущественно сплошного распространения многолетнемерзлых пород. Гидрогеологические области платформ: I—Восточно-Европейсхая (Русская), III—Тураяская, VIII—Западно-Сибирская, X Восточно-Сибирская. Океанические платформы: XVII—Нансена; XVIII—Восточная (Гиперборейская). Гидрогеологические складчатые области: II—Карпатская и Крымско-Кавказская; IV—Копетдагско-Болыпе-балданская, V—Тяньшаньско-Джургаро-Памирская, ТУ — Центральноказахстансхая, VII— Тимано-Уральская, IX—Саяно-Алтайско-Енисейская, XI—Восточно-Сибирская, XII—Зейско-Буреинская, XIII—Сихоте-Алннская, XIV—Верохоянско-Чукотская, XV—Корякско-Камчатско-Курильская, XVI—Сахалинская. XIX—Таймырская
3. Территория Пермского края входит в Восточно-Европейскую гидрогеологическую область (Восточно-Русский артезианский бассейн) и Тимано-Уральскую гидрогеологическую складчатую область (Уральская область трещинных, трещинно-карстовых и трещинно-жильных вод).
Восточно-Русский артезианский бассейн расположен в Волго-Уральской антеклизе, Предуральском и Пачелмском прогибах и на восточном склоне Воронежской антеклизы. Фундамент в бассейне залегает в основном на глубине 1—5 км и только в Предуралье — на глубине 10км. В Восточно-Русском артезианском бассейне выделяются бассейны второго порядка: Волго-Камский, Сурско-Хоперский и Предуральский. В них широко развиты водоносные комплексы пермских, каменноугольных, девонских, вендских и верхнепротерозойских отложений. Пермские образования включают галогенные толщи. Все отложения содержат соленые воды и рассолы (до 300 г/л). Менее распространены верхнепермские, мезозойские и кайнозойские отложения, но в них содержатся пресные водоносные горизонты, широко используемые для водоснабжения. Бассейн богат промышленными рассолами (йод, бром и др.), минеральными лечебными водами типа «Ижевск».
Уральская область трещинных, трещинно-карстовых и трещинно-жильных вод характеризуется распространением грунтовых вод в трещинноватой зоне выветривания скальных пород. Воды грунтовые пресные и ультрапресные, дающие источники в понижениях рельефа. В этой области выделяются структуры второго порядка: бассейны трещинно-карстовых и трещинных вод Западно-Уральской зоны складчатости (в породах верхнего и среднего палеозоя); бассейны трещинно-жильных и трещинных вод Тагильско-Магнитогорского прогиба, Восточно-Уральского поднятия и Восточно-Уральского прогиба (в породах среднего и нижнего палеозоя); бассейны трещинных вод Централъноуралъского поднятия (в породах нижнего палеозоя и протерозоя).
В Западно-Уральской зоне складчатости преобладают карбонатные закарстованные породы, карст проявляется до глубины 300—400 м, а в Кизеловском районе до 1000 м. Трещинно-карстовые воды, питаемые атмосферными осадками и водами рек, разгружаются в долинах рек и шахтах в виде источников с дебитом до 25 л/с. Среднегодовые притоки воды в шахты Кизеловского угольного бассейна достигают 150—550 м 3 /ч. В зонах тектонических разломов резко возрастают водопритоки в шахты (1000—2000 м 3 /ч). В зонах антиклиналей, выходящих на поверхность, карстовые процессы менее интенсивно развиты и доходят до глубины 200—300 м, дебиты источников не превышают 30 л/с. Метаморфические и осадочно-вулканогенные породы нижнего палеозоя, кембрия и протерозоя, выходящие в ядрах антиклинальных поднятий, содержат трещинные воды в зоне выветривания, мощность которой достигает 30—60 м. Воды во всех породах пресные, гидрокарбонатные кальциевые и только в зонах тектонических разломов в девонских отложениях выходят солоноватые и соленые воды с сероводородом.
Необходимость привлечения ИИ и их значение для развития экономики России.
Иностранные инвестиции – перемещение капитала с целью установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.
1. Прямые ИИ (частные)
2. Портфельные ИИ
3. Кредиты (прочие)
Использование ИИ – объективная необходимость, обусловленная участием страны в МРТ и переливом капитала в отрасли, свободные от предпринимательства.
Необходимость привлечения ИИ в экономику РФ:
1. Официальная точка зрения: следует активно привлекать ИИ, создавая благоприятный инвестиционный климат, снимая все барьеры и ограничения
2. Мнение о нежелательности широкого доступа в экономику РФ («угроза распродажи России м/д монополиям»), утрата национальной экономической и политической независимости
3. Угроза серьезной конкуренции для российской промышленности
«Золотая середина»: МДК – общемировой процесс, капитал перетекает из страны в страну, приходит и уходит. Появляется необходимость государственного контроля и регулирования за привлечением ИИ.
В советские годы привлечение ИИ считалось неэффективным. С конца 50-х – втор. пол. 60-ч гг. происходит активизация внешнеэкономического сотрудничества. Иностранный капитал в виде целевых кредитов на покупку оборудования, технологий, лицензий, кредитов в рамках компенсационных соглашений. В конце 80-х гг. были предприняты первые попытки формирования СЭЗ. С начала 90-х гг. в период самостоятельного развития экономики России происходят кардинальные сдвиги в отношении ИИ и рост инвестиционной активности России. В 1999 г. инвестиции в основной капитал выросли на 4,5%, в 2001 г. на 17,7%, в 2001-2008 гг. также происходил рост инвестиций.
Факторы, способствующие приходу в РФ иностранного капитала (традиционно):
1. огромные запасы природных ресурсов
2. н/т и производственный потенциал
3. кадровый потенциал
4. потенциал роста внутреннего рынка
5. отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса
6. перспективы экономического роста
Факторы, сдерживающие приток ИИ в РФ:
1. недостаточное развитие инфраструктуры транспорта и связи
2. тяжелый производственный аппарат во многих отраслях
3. «утяжеленность» структуры экономики (высокий удельный вес добывающей промышленности при относительной неразвитости обрабатывающей)
4. низкий уровень развития с/х производства
5. высокий уровень коррупции и криминализации экономики
Этапы привлечения ПИИ в РФ:
1 этап – рост ПИИ (с 1991 г. до финансового кризиса 1998 г. – до девальвации отечественной валюты)
2 этап (после августа 1998 г.) – спад ПИИ 3,5 млрд долл.
3 этап (с 1999 г.) – рост ПИИ вплоть до 2007 г., в 2008 г. вследствие кризиса спад на 14,2%, в 2009 г. ещё более глубокий спад, далее снова наблюдается рост.
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2011/00574.htm, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/vneshniy-dolg.html, http://studopedia.su/10_152954_inostrannie-investitsii-v-rf-vneshniy-dolg-rf.html
Источник: