- Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама Фи Чонг Хиен
- Валютный кризис 1997-1998 гг. и изменение инвестиционной ситуации в юго-восточной Азии
- Основные формы иностранных инвестиций
- Основные предпосылки для анализа привлёчения иностранных инвестиций во Вьетнам
- Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Фи Чонг Хиен
- Диссертация: введение по экономике, на тему «Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама»
- Диссертация: заключение по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Фи Чонг Хиен
- Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Фи Чонг Хиен, Москва
- Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг.
- Библиографическое описание:
Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама Фи Чонг Хиен
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Фи Чонг Хиен. Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 : Москва, 2001 112 c. РГБ ОД, 61:01-8/2723-X
Содержание к диссертации
1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ В ПЕРИОД 1989-1999 ГГ 9
1.1. Валютный кризис 1997-1998 гг. и изменение инвестиционной ситуации в юго-восточной Азии 9
1.2. Инвестиционный климат и роль иностранных инвестиций в переориентации экономики Вьетнама 33
1.3. Анализ притока иностранных капиталов в экономику Вьетнама за период 1989-1999 гг 47
2. ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ 64
2.1. Основные формы иностранных инвестиций 64
2.2. Совместное предприятие — главная форма привлечения иностранных инвестиций во Вьетнаме 73
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ 84
3.1. Основные предпосылки для анализа привлёчения иностранных инвестиций во Вьетнам 84
3.2. Перспективы развития иностранных инвестиций и воздействие государства на их
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение к работе
Свободное трансграничное движение капитала является одной из закономерностей сегодняшнего этапа развития мирового хозяйства. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства, возрастают международные потоки товаров, услуг и капитала. В условиях современной рыночной экономики невозможно обеспечить нормальный инвестиционный процесс в какой-либо стране без участия иностранного капитала.
Особую значимость зарубежные инвестиции приобретают в странах, осуществляющих переход к рыночным отношениям. Это связано как с дефицитом внутренних накоплений, характерным для всех постсоциалистических стран, так и с технологической отсталостью их экономик. Привлечение инвестиций из развитых стран означает не только приток финансовых средств, но и передачу современных технологий, менеджмента, деловой культуры труда, что жизненно необходимо для государств, формирующих полноценные рыночные отношения.
Актуальность темы исследования. Преодоление экономической отсталости Вьетнама, его устойчивое развитие требуют реализации широкой инвестиционной программы, т.к. практически для всех отраслей народнохозяйственного комплекса привлечение инвестиций является определяющим условием их эффективного функционирования. В связи с этим, превращение экономического комплекса страны в приоритетную инвестиционную площадку для мирового капитала стало одним из вопросов, наиболее остро стоящих пред правительством Вьетнама. Использование зарубежного капитала должно осуществляться в соответствии с четко сформированной, целенаправленной государственной политикой в области иностранных инвестиций.
Зарубежные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство конкурентоспособных вьетнамских товаров и услуг, обусловливают разработку технологий, передовых методов управления; прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства, а напротив, способствуют, в конечном итоге, получению средств для его погашения. Подобные инвестиции обеспечивают последовательную интеграцию вьетнамской экономики в мировую.
В настоящее время Вьетнам радикально изменяет направление своего развития, переориентирует экономику с сельскохозяйственного на промышленное производство, внедряет рыночные принципы хозяйствования. Для этого в условиях нехватки внутренних инвестиционных ресурсов стране требуется увеличить приток иностранных инвестиций, которые бы способствовали ускорению процесса рыночных преобразований в экономике.
Данная диссертация является одним из первых научных исследований механизма воздействия иностранных инвестиций, прежде всего прямых, на трансформацию вьетнамской экономики.
Объектом диссертационного исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама.
Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является анализ воздействия прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики Вьетнама в переходный период. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:
— изучить воздействие валютного кризиса 1997 -1998 гг. на изменение инвестиционной ситуации в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
— проанализировать роль иностранных инвестиций в развитии экономики Вьетнама за период 1989-1999 гг.; выявить тенденции в динамике их объема и территориального размещения;
— провести сравнительный анализ основных форм деятельности иностранных инвесторов во Вьетнаме;
— выработать рекомендации по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях и эффективности деятельности нерезидентов, в том числе в совместных предприятиях (СП).
Методология и источники исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды вьетнамских, российских и других ученых экономистов, посвященные проблеме накопления капитала и роли иностранных инвестиций в экономическом росте в развивающихся странах. Диссертант руководствовался решениями Правительства Вьетнама по вопросам экономического развития, привлечения и использования иностранных инвестиций. Для выявления возможных перспектив социально-экономической политики в области стратегии развития экономики страны в целом и в области иностранных инвестиций, в частности, было проведено тщательное исследование практического опыта обновления экономики Вьетнама за период 1989-1999 гг., а также опыта России, Китая, стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР), новых индустриальных стран Азии и стран АСЕАН.
При исследовании выбранной темы автор опирался на труды российских ученых по проблемам экономического развития, привлечения и использования иностранных инвестиций: Адрианова В.Д., Комарова В.В., Панкова В.В., Потапова М.А., Сычевой В.А., Тихомировой И., Тригубенко М.Е. и других российских экономистов, а также использовал также труды вьетнамских и западных авторов: Нгуен ан Ха, Хоанг винь Лонг, By вьет Ань, Данг конг Чанг, Нго гнок Бан, Ле тхань Лыонг, Нгуен хоанг Занг, Гнуен туан Ан, Donald A. Ball, Wendell Н., Мс. Cullocch Jr.
В качестве источников фактических материалов для исследования были использованы данные Министерства Планирования и Инвестиций СРВ, Центрального статистического управления СРВ, Госкомцен СРВ, статистические сборники ООН, АСЕАН и материалы на вьетнамском языке (Vietnam Economic Review, Kinhte Saigon, Nghien cuu kinh te, Economic Times, Ngay moi, Nhat bao, Nhan hoa и т.д.).
Научная новизна исследования обусловлена результатами впервые проведенного анализа влияния прямых иностранных инвестиций на преобразования экономики Вьетнама за последнее десятилетие.
В процессе исследования были получены следующие наиболее значимые результаты, содержащие признаки научной новизны:
1. Выявлены основные факторы, потенциально способные активизировать приток иностранных инвестиций во вьетнамскую экономику:
— наличие богатых природных ресурсов;
— низкие затраты на рабочую силу;
— развитая транспортная инфраструктура;
— политические гарантии иностранным инвесторам.
2. Выявлены причины асимметричного размещения иностранных инвестиций по регионам Вьетнама. В частности, показано, что в Южном регионе, где на протяжении последних десятилетий интенсивно развивались рыночные отношения, результативность прямых иностранных инвестиций существенно выше, чем в Северном и Центральном регионах, где основы рыночных отношений были подорваны.
3. Аргументирован вывод о том, что на современном этапе наиболее эффективной формой участия иностранного капитала в экономике Вьетнама являются совместные предприятия, участие в которых предоставляет существенную экономическую свободу иностранным инвесторам и оказывает позитивное воздействие на трансформацию вьетнамской экономики.
4. Предложена стратегия привлечения иностранных инвестиций в специфических условиях Вьетнама:
— развитие инфраструктуры во всех провинциях Вьетнама;
— создание свободных экономических зон и особых экспортно-производственных зон;
— формирование и развитие рынка ценных бумаг;
— совершенствование налоговой системы;
— усиление борьбы с контрабандой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке положений, выводов и предложений, способствующих решению проблемы привлечения, использования иностранных инвестиций и совершенствования механизма управления ими во Вьетнаме. Результаты работы могут быть использованы Министерством Планирования и Инвестиций, Министер ством коммерции и другими министерствами СРВ, хозяйствующими субъектами с участием иностранного капитала, а также различными научно-исследовательскими учреждениями во Вьетнаме и в странах с переходной экономикой.
т Практические выводы исследования могут быть полезны как вьет намским, так и зарубежным предпринимателям — участникам инвестиционных проектов.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и одобрены на заседаниях кафедры Теории рыночной экономики и инвестирования МЭСИ. По теме диссертации опубликованы две статьи в сборниках научных трудов Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики.
Публикации основных положений исследования представлены 2 ра- іф ботами общим объемом 2 п.л.1
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (68 наименований).
Валютный кризис 1997-1998 гг. и изменение инвестиционной ситуации в юго-восточной Азии
Валютный кризис в Восточной Азии так или иначе затронул валюты практически всех стран, которые до июля 1997 г. были стабильны или даже несколько повышались в цене. Кризис заставил Таиланд, Индонезию и Корею резко девальвировать свои валюты и прибегнуть к помощи МВФ. Валюты Гонконга, Филиппин, Сингапура, Тайваня упали как минимум на 15%. Японская иена, единственная резервная валюта в регионе, потеряла в первой половине 1998 г. 35% своей стоимости, но затем, после российского кризиса в августе 1998 г., поднялась в цене. Женьминби стал испытывать атаки валютных спекулянтов с начала 1998 г. и медленно обесценивался, несмотря на стабильность официального курса (поскольку юань не полностью конвертируем, в торговых расчетах применяется курс, отличный от официального). Даже валюты неазиатских тихоокеанских стран таких, как Новая Зеландия, Австралия, Канада не избежали девальвации.
Естественно, возникает вопрос, были ли курсы валют стран Восточной Азии накануне разразившегося кризиса завышены, как в странах с переходной экономикой, несколько ранее переживших валютные кризисы3? Если нет, то что явилось главной причиной валютных кризисов в этих странах? Применительно к азиатским странам с экспортно-ориентированной экономикой, можно предположить, что завышение курса их национальной валюты привело бы к тому, что к 1997 г. они утратили бы на рынках азиатских стран свою конкурентоспособность по отношению к
Китаю (который девальвировал юань в 1994 г.), а также Индии и Вьетнаму, существенно расширившим в последнее время свое присутствие на мировых рынках.
Поскольку до кризиса инфляция в восточно-азиатских странах была сравнительно низкой (и осталась таковой после кризисных девальваций), а курсы их валют по отношению к доллару в 90-е годы изменялись незначительно, было бы правомерно предположить, что потеря конкурентоспособности экспортируемых товаров могла произойти только из-за повышения так называемого реального эффективного курса4.
Основные формы иностранных инвестиций
Наиболее распространенной формой международного предпринимательства во Вьетнаме в период рыночных реформ является совместное предприятие. Такая форма обеспечивает выгодные условия для двух сторон: зарубежный инвестор получает льготы, гарантии, защиту интересов в процессе инвестирования; Вьетнам же наследует базовые инфраструктуры, современные технологии, опыт эффективного управления, маркетинга, подготовки квалифицированных кадров и т.д. В 1996 г. совместными предприятиями было произведено 13% ВВП. За период 1988-1999 гг. на долю совместных предприятий приходилось 63,7% общего числа проектов, на реализацию которых направлялось 61,2% иностранных инвестиций. Хозяйственная деятельность СП весьма эффективна и убедительным доказательством этого является рост суммарных поступлений в госбюджет от налогов на прибыль и экспортно-импортные операции совместных предприятий. Если в 1991 г. налоговые поступления от экспортно-импортных операций составили 1099 млрд. донгов, то в 1993 г. они достигли уже 6398 млрд. донгов. Что касается налоговых поступлений от прибыли, то они возросли с 1942 млрд. донгов в 1991 г. до 5104 млрд. донгов в 1993 г.
К настоящему времени СП функционируют в различных отраслях народного хозяйства СРВ:
— в электроэнергетической отрасли — 8 СП с капиталовложением в USD 500 млн.;
— в машиностроении — 26 СП с капиталовложением USD 334 млн.;
— в строительной индустрии — Wood Products Exporting Enterprise-USD 40 млн., Scanvi Wood с капиталовложением USD 500 млн., S.A.S Trading Co. Ltd с капиталовложением USD 237,7 млн., Vietrostroimontaz;
— в легкой промышленности — 7 СП;
— на транспорте — Телеком с капиталовложением USD 4 млн., The Japanese International Corporation Agency с капиталовложением USD 5 млн., Intel, AIA) и т.д.
Деловое сотрудничество на основе договоров является менее распространенной формой по сравнению с остальными формами иностранных инвестиций. За период 1988-1999 гг. удельный вес таких вложений зарубежного капитала составил только 3,8% от общего числа проектов, а их доля в общем объеме иностранных инвестиций не превысила 7,5%.
Основные предпосылки для анализа привлёчения иностранных инвестиций во Вьетнам
Для активизации инвестиционного процесса с участием нерезидентов, важно обеспечить их инвестиционную безопасность, являющуюся составным элементом экономической безопасности функционирования последних на рынке страны.
Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов является одной из важнейших функций государства. Проблема экономической безопасности субъектов хозяйствования никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономической политики на каждом этапе развития общества, и поэтому ее конкретное содержание изменяется в зависимости от сложившихся в определенный период развития страны внутренних и внешних условий. В свете проблемы активизации привлечения иностранных инвестиций во Вьетнам, обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов приобретает на современном этапе развития особо важное значение, поскольку предопределяет инвестиционную безопасность и тем самым создает благоприятные предпосылки для притока иностранных инвестиций в национальную экономику.
Для того чтобы ответить на вопрос, обеспечивается ли экономическая безопасность субъектов хозяйствования в современном Вьетнаме — главная предпосылка активизации иностранных инвестиций в страну, рассмотрим понятие «экономическая безопасность». Под «экономической безопасностью» в экономической литературе понимают такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный экономический потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. При этом следует отметить, что экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития национальной экономики, поддержания социально-экономической стабильности общества. В свете рассматриваемой нами проблемы, ключевым положением данного определения является «способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития национальной экономики». Принимая во внимание, что привлечение иностранных инвестиций является одним из стратегических направлений развития национальной экономики Вьетнама, обеспечение экономической безопасности иностранных инвесторов является важной задачей правительства Вьетнама. Гарантия экономической безопасности зарубежных компаний предопределяет инвестиционную безопасность. Инвестиционная безопасность предполагает такое состояние национальной экономики и институтов власти, которое обеспечивает отечественным и зарубежным инвесторам возврат вложенных средств, вне зависимости от развития внутренних социально-экономических и политических процессов в стране, в которой осуществляются инвестиционные проекты. Потенциальная угроза невозврата средств инвестору, в силу различных причин, начиная от объявления государством дефолта по своим долгам и национализации иностранной собственности, до прямого разворовывания инвестиционных средств коррумпированной государственной бюрократией и представителями теневой экономики, является серьезным сдерживающим фактором активизации привлечения инвестиционных потоков в экономику любой страны, в том числе и во Вьетнам. Поэтому, обеспечение инвестиционной безопасности является одним из определяющих факторов успеха инвестиционной политики государства. Однако решение проблемы инвестиционной безопасности на практике сталкивается с большими трудностями, которые являются данностью реалий не только современного Вьетнама, но и всех государств с переходной экономикой от административно-плановой к рыночной. Острота проблемы инвестиционной безопасности в странах, вставших на путь рыночных преобразований, объясняется тем, что в них, с одной стороны, достаточно сильны идеологемы о «засилье» иностранного капитала, «о распродаже» национального достояния, о превращении страны в аграрно-сырьевой придаток иностранных монополий, а с другой стороны, имеют место весьма сильные тенденции влияния на государственную политику (включая, в первую очередь, действия государственных чиновников) теневых национальных экономических структур. В связи с этим, только наличие органичной системы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга законодательных актов в области юриспруденции, налогообложения, регулирования инвестиционной деятельности и таможенного законодательства, гарантирующих, с одной стороны, стабильные условия хозяйственной деятельности, а с другой стороны, -возврат, в случае необходимости, инвестируемых средств, позволяет активизировать привлечение иностранных инвестиций в страну. То, насколько сбалансирована совокупность таких актов, непосредственно определяет эффективность функционирования иностранного капитала и, в конечном счете, темпы экономического роста национальной экономики. Сама по себе инвестиционная безопасность как гарантия стабильных условий хозяйствования и возврата вложенных инвестиций не может в полной мере являть собой стимул для деятельности зарубежных инвесторов в той или другой стране. Фактором, определяющим интерес зарубежных инвесторов и тем самым активизирующим привлечение иностранных инвестиций в ту или иную национальную экономику, является инвестиционный климат в стране, который отражает общее представление инвестора и, прежде всего иностранного, о возможностях и рисках инвестирования в данную страну. Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) в отношении экономической эффективности осуществления инвестиционных вложений.
Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Фи Чонг Хиен
1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ В ПЕРИОД 1989-1999 ГГ.
1.1. Валютный кризис 1997-1998 гг. и изменение инвестиционной ситуации в Юго-Восточной Азии.
1.2. Инвестиционный климат и роль иностранных инвестиций в переориентации экономики Вьетнама.
1.3. Анализ притока иностранных капиталов в экономику Вьетнама за период 1989-1999 гг.
2. ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ.
2.1. Основные формы иностранных инвестиций.
2.2. Совместное предприятие — главная форма привлечения иностранных инвестиций во вьетнаме.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ. i > » » ;: Г* 4 ‘ •
3.1. Основные предпосылки для актиЬизаЦ^*тЦвлёчения иностранных инвестиций во Вьетнам.
3.2. Перспективы развития иностранных инвестиций и воздействие государства на их приток.
Диссертация: введение по экономике, на тему «Иностранные инвестиции в экономику Вьетнама»
Свободное трансграничное движение капитала является одной из закономерностей сегодняшнего этапа развития мирового хозяйства. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства, возрастают международные потоки товаров, услуг и капитала. В условиях современной рыночной экономики невозможно обеспечить нормальный инвестиционный процесс в какой-либо стране без участия иностранного капитала.
Особую значимость зарубежные инвестиции приобретают в странах, осуществляющих переход к рыночным отношениям. Это связано как с дефицитом внутренних накоплений, характерным для всех постсоциалистических стран, так и с технологической отсталостью их экономик. Привлечение инвестиций из развитых стран означает не только приток финансовых средств, но и передачу современных технологий, менеджмента, деловой культуры труда, что жизненно необходимо для государств, формирующих полноценные рыночные отношения.
Актуальность темы исследования. Преодоление экономической отсталости Вьетнама, его устойчивое развитие требуют реализации широкой инвестиционной программы, т.к. практически для всех отраслей народнохозяйственного комплекса привлечение инвестиций является определяющим условием их эффективного функционирования. В связи с этим, превращение экономического комплекса страны в приоритетную инвестиционную площадку для мирового капитала стало одним из вопросов, наиболее остро стоящих пред правительством Вьетнама. Использование зарубежного капитала должно осуществляться в соответствии с четко сформированной, целенаправленной государственной политикой в области иностранных инвестиций.
Зарубежные инвестиции служат дополнительным источником капитальных вложений в производство конкурентоспособных вьетнамских товаров и услуг, обусловливают разработку технологий, передовых методов управления; прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства, а напротив, способствуют, в конечном итоге, получению средств для его погашения. Подобные инвестиции обеспечивают последовательную интеграцию вьетнамской экономики в мировую.
В настоящее время Вьетнам радикально изменяет направление своего развития, переориентирует экономику с сельскохозяйственного на промышленное производство, внедряет рыночные принципы хозяйствования. Для этого в условиях нехватки внутренних инвестиционных ресурсов стране требуется увеличить приток иностранных инвестиций, которые бы способствовали ускорению процесса рыночных преобразований в экономике.
Данная диссертация является одним из первых научных исследований механизма воздействия иностранных инвестиций, прежде всего прямых, на трансформацию вьетнамской экономики.
Объектом диссертационного исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама.
Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является анализ воздействия прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики Вьетнама в переходный период. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:
— изучить воздействие валютного кризиса 1997 -1998 гг. на изменение инвестиционной ситуации в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
— проанализировать роль иностранных инвестиций в развитии экономики Вьетнама за период 1989-1999 гг.; выявить тенденции в динамике их объема и территориального размещения;
— провести сравнительный анализ основных форм деятельности иностранных инвесторов во Вьетнаме;
— выработать рекомендации по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях и эффективности деятельности нерезидентов, в том числе в совместных предприятиях (СП).
Методология и источники исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды вьетнамских, российских и других ученых экономистов, посвященные проблеме накопления капитала и роли иностранных инвестиций в экономическом росте в развивающихся странах. Диссертант руководствовался решениями Правительства Вьетнама по вопросам экономического развития, привлечения и использования иностранных инвестиций. Для выявления возможных перспектив социально-экономической политики в области стратегии развития экономики страны в целом и в области иностранных инвестиций, в частности, было проведено тщательное исследование практического опыта обновления экономики Вьетнама за период 1989-1999 гг., а также опыта России, Китая, стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР), новых индустриальных стран Азии и стран АСЕАН.
При исследовании выбранной темы автор опирался на труды российских ученых по проблемам экономического развития, привлечения и использования иностранных инвестиций: Адрианова В.Д., Комарова В.В., Панкова В.В., Потапова М.А., Сычевой В.А., Тихомировой И., Тригубенко М.Е. и других российских экономистов, а также использовал также труды вьетнамских и западных авторов: Нгуен ан Ха, Хоанг винь Лонг, By вьет Ань, Данг конг Чанг, Нго гнок Бан, Ле тхань Лыонг, Нгуен хоанг Занг, Гнуен туан Ан, Donald A. Ball, Wendell Н., Мс. Cullocch Jr.
В качестве источников фактических материалов для исследования были использованы данные Министерства Планирования и Инвестиций СРВ, Центрального статистического управления СРВ, Госкомцен СРВ, статистические сборники ООН, АСЕАН и материалы на вьетнамском языке (Vietnam Economic Review, Kinhte Saigon, Nghien cuu kinh te, Economic Times, Ngay moi, Nhat bao, Nhan hoa и т.д.).
Научная новизна исследования обусловлена результатами впервые проведенного анализа влияния прямых иностранных инвестиций на преобразования экономики Вьетнама за последнее десятилетие.
В процессе исследования были получены следующие наиболее значимые результаты, содержащие признаки научной новизны:
1. Выявлены основные факторы, потенциально способные активизировать приток иностранных инвестиций во вьетнамскую экономику:
— наличие богатых природных ресурсов;
— низкие затраты на рабочую силу;
— развитая транспортная инфраструктура;
— политические гарантии иностранным инвесторам.
2. Выявлены причины асимметричного размещения иностранных инвестиций по регионам Вьетнама. В частности, показано, что в Южном регионе, где на протяжении последних десятилетий интенсивно развивались рыночные отношения, результативность прямых иностранных инвестиций существенно выше, чем в Северном и Центральном регионах, где основы рыночных отношений были подорваны.
3. Аргументирован вывод о том, что на современном этапе наиболее эффективной формой участия иностранного капитала в экономике Вьетнама являются совместные предприятия, участие в которых предоставляет существенную экономическую свободу иностранным инвесторам и оказывает позитивное воздействие на трансформацию вьетнамской экономики.
4. Предложена стратегия привлечения иностранных инвестиций в специфических условиях Вьетнама:
— развитие инфраструктуры во всех провинциях Вьетнама;
— создание свободных экономических зон и особых экспортно-производственных зон;
— формирование и развитие рынка ценных бумаг;
— совершенствование налоговой системы;
— усиление борьбы с контрабандой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке положений, выводов и предложений, способствующих решению проблемы привлечения, использования иностранных инвестиций и совершенствования механизма управления ими во Вьетнаме. Результаты работы могут быть использованы Министерством Планирования и Инвестиций, Министерством коммерции и другими министерствами СРВ, хозяйствующими субъектами с участием иностранного капитала, а также различными научно-исследовательскими учреждениями во Вьетнаме и в странах с переходной экономикой.
Практические выводы исследования могут быть полезны как вьетнамским, так и зарубежным предпринимателям — участникам инвестиционных проектов.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и одобрены на заседаниях кафедры Теории рыночной экономики и инвестирования МЭСИ. По теме диссертации опубликованы две статьи в сборниках научных трудов Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики.
Публикации основных положений исследования представлены 2 работами общим объемом 2 п.л.1
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (68 наименований).
Диссертация: заключение по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Фи Чонг Хиен
В работе рассматривались три группы проблем. Первая из них связана с исследованием причин валютного кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии и его последствий для реализации инвестиционной политики во Вьетнаме. Вторая группа — с исследованием основных форм иностранных инвестиций во Вьетнаме, их преимуществ и значения каждой из них для активизации привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику Вьетнама. Третья — с исследованием предпосылок, необходимых для успешного осуществления инвестиционной политики Вьетнама в процессе реформирования национальной экономики и создания условий для ее устойчивого развития.
Диссертационное исследование базируется на опыте привлечения иностранных инвестиций в страны АТР и практике хозяйственной деятельности субъектов вьетнамской экономики.
Безусловно, рассмотренные проблемы далеко не полностью охватывают существующий перечень вопросов в заявленной области исследования. Но даже попытка осмысления стратегических приоритетов инвестиционной политики и выдвинутые практические предложения по разработке и реализации механизма активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Вьетнама позволяют признать, что в ходе исследования в этой области сделан определенный шаг.
Проведенное в диссертационной работе комплексное исследование проблемы активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Вьетнама опирается на методологические положения научных работ в области теории инвестиционной политики, а также анализ современной практики хозяйствования стран АТР, в т.ч. Вьетнама.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Иностранные инвестиции играют очень важную роль в развитии вьетнамской экономики. Зарубежный капитал выступает одним из главных факторов экономического роста, создания многоотраслевого народнохозяйственного комплекса Вьетнама, трансформации вьетнамской экономики в рыночном отношении.
2. Финансовый кризис в Азии оказал серьезное влияние на экономику Вьетнама. Девальвация национальной валюты в 1997 г. привела, с одной стороны, к повышению темпов инфляции, но, с другой стороны, создала предпосылки для активизации привлечения иностранных инвестиций.
2.1. Основополагающими причинами кризисов второй половины 1990х годов в странах АТР явились: неустойчивость и уязвимости национального финансового сектора, обусловленная, в частности, избыточным притоком иностранного капитала в страну; необоснованные надежды предприятий и финансовых институтов частного сектор на государственные гарантии их внешнеэкономической деятельности; отсутствие механизма своевременного обеспечения поддержки национальных валют со стороны мирового экономического сообщества.
3. Основными факторами, определяющими инвестиционный климат во Вьетнаме являются: наличие природных ресурсов; емкость внутреннего рынка; поддержка инвесторов со стороны правительства; инвестиционный потенциал в таких приоритетных областях как нефтяная и газовая, научно-технический сектор, машиностроение, транспорт, производство потребительских товаров; рост конкурентоспособных, ориентированных на экспорт предприятий; наличие ниши высоких технологий; соответствующий уровень подготовки рабочей силы при относительно низких затратах на ее оплату.
3.1. Иностранные инвестиции распределяются по территории страны весьма неравномерно. В основном зарубежный капитал преобладает в Южном Вьетнаме, где интенсивно развивались рыночные отношения и созданы предпосылки для результативного функционирования предприятий с иностранного капитала.
3.2. Согласно проведенному исследованию, в качестве факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность тех или других регионов следует выделить: географическое положение региона; наличие высококвалифицированной рабочей силы; наличие и доступность природных ресурсов; развитость рыночной инфраструктуры; наличие местных инвестиционных ресурсов.
3.3. Создание материальных условий для обеспечения инвестиционной привлекательности тех или других районов, управление, регулирование, планирование государством инвестиционного процесса и большая доступность информации об этих районах для иностранных инвесторов — все это является необходимыми факторами активизации иностранных инвестиций в экономику страны.
4. Немаловажным фактором для притока иностранных инвестиций в экономику страны, являются успехи внешней политики Вьетнама. Вьетнам имеет дипломатические отношения с 160 странами, в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Вьетнамом и ЕС, в июле 2000 г. — Соглашение о торговом сотрудничестве между Вьетнамом и США, в июле 1995 г. Вьетнам стал полноправным членом АСЕАН, АФТА и АТЭК.
5. Формы, в которых могут осуществляться иностранные инвестиции, четко определены вьетнамским законодательством: создание предприятий со стопроцентным иностранным участием; создание совместных предприятий или компании под общим названием «совместное предприятие»; деловое сотрудничество на основе договора о деловом сотрудничестве.
5.1. Наиболее распространенной формой международного предпринимательства во Вьетнаме в период рыночных реформ является совместное предприятие. Они доминируют как по количеству инвестиционных проектов, так и по объему капитальных вложений.
6. Определяющая роль в активизации притока иностранных инвестиций во Вьетнам принадлежит государству.
6.1. В качестве основных предпосылок активизации привлечения иностранных инвестиций во Вьетнам следует рассматривать: во-первых, обеспечение политической стабильности и исключение вероятности наступления форс-мажорных обстоятельств; во-вторых, формирование прогрессивной законодательной базы; в-третьих, обеспечение наличия полноценной ресурсной базы, включающей материальные и трудовые ресурсы, а также эффективную инфраструктуру.
6.2. Важным фактором активизации притока прямых иностранных инвестиций в страну является создание и дальнейшее развитие свободных экономических зон и особых экспортно-производственных зон.
6.3. Чрезмерная либерализация, в особенности налогового режима, не всегда должным образом стимулирует желание иностранных вкладчиков к инвестициям или, тем более, к реинвестициям. Предоставление неоправданно больших льгот не является залогом того, что будут осуществлены долгосрочные инвестиции, значительно увеличивающие ресурсы страны.
Успешная реализация положений экономического курса на активизацию привлечения иностранных инвестиций в народно-хозяйственный комплекс Вьетнама, в т.ч. обеспечение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков, позволит обеспечить финансовые источники для создания самодостаточной национальной экономики с высокими темпами экономического роста и перспективой независимого устойчивого развития.
Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Фи Чонг Хиен, Москва
1. Нормативные и законодательные акты:
2. Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений.
3. Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
4. Закон «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» от 29 декабря 1987 г.
5. Постановление Правительства СРВ «О практическом применении Закона об иностранных инвестициях» от 15 апреля 1993.
6. Постановление Правительство СРВ «О функциях, задачах, полномочиях и организационной структуре государственного комитета по сотрудничеству и инвестициям» от 9 июня 1993.
7. Литература на русском языке:
8. Адрианов В.А. Россия: Экономический инвестиционный потенциал. М.: Экономика. 1999.
9. Александров А.А. Предприятия с иностранными инвестициями. М.: Финансы и статистика. 1997.
10. Богатырев А.Г. Формы регулирования иностранных инвестиций в развивающихся странах. М.: Дело. 1990.
11. Видеркер А. Международные рынки инвестиций: переоценка ценностей. // Бизнес и банки. 1995, №14, №15.
12. Владимир Савин. Свободные экономические зоны как аккумулятор иностранных инвестиций. // Инвестиции в России. 1995. № 1. с.36
13. Данг Конг чанг. Место и роль иностранных инвестиций в развитии экономики и законодательства Вьетнама. Economie si, Chisinau, 1996, №4-5.
14. Доронина Н.Г., Семлютина Н.Г. Многосторонние международные конвенции в области защиты иностранных инвестиций и российское законодательство. // Государство и право. №10, 1992г.
15. Ерофеев А., Марковская В. Динамика иностранных инвестиций в России в 1994-1997 гг. // Инвестиции в России. 1998, №7.
16. Комаров В.В. Прямые иностранные инвестиции и политика транснациональных корпораций. Промышленность России. 1999. № 1. с. 45-51.
17. Комаров И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы // Инвестиции в России, 1998, №9.
18. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики, 1999, №9.
19. Монтес М.Ф., Попов В.В. Азиатский вирус или голландская болезнь. М.: Дело. 1999. с.87, 100.
20. Нгуен Хоанг Занг. Проблемы преобразования и регулирования социально- экономических систем. СПб. ИСЭПРАН.: 1998.
21. Никитин С. Госрегулирование прямых иностранных инвестиций: проблемы повышения эффективности. // Инвестиции в России, 1999, №9.
22. Панков В.В., Инванов Г.И. Иностранная фирма в Росси: налогообложение иностранных юридических лиц. М.: Высшая финансово- банковская школа. 1996.
23. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. М: Наука. 1995.
24. Сарваров Н. Иностранные инвестиции в России. Москва.: РАН. 1996.
25. Сычева В.А. Труженики четырёх маленьких драконов. М.: Наука. 1991.
26. Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. М.: Издатцентр.1997.
27. Тригубенко М.Е. Толорая Т.Д. Очерки экономики республики Корея. М.: Наука. 1991.
28. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бэйли. // Инвестиций М.:1999.
29. Усиление роли государственного регулирования в инвестиционной деятельности. // Финансовый бизнес. 1997г. №2.
30. Фи Чонг Хиен Иностранные инвестиции и воздействие государства на приток иностранных инвестиций во Вьетнаме. Сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2000.
31. Фи Чонг Хиен Сущность и взаимосвязь экономической и инвестиционной безопасности России. Сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2000.
32. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика. 1999.
33. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1995.
34. Черевик Е.Д. Инвестиционный процесс в развивающихся странах. М.: Дело, 1988.
35. Шарп, Уильям Ф. И др. Инвестиции. М.: Инфра.1997.
36. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли. М.: Юридическая литература. 1993.
37. Экономика развивающихся стран: проблемы и перспективы. М: Наука. 1990.
38. Литература на вьетнамском языке:
39. Bao cao сиа Во ке hoach dau tu ve dau tu nuoc ngoai tai Viet nam. Hanoi.: 1998.
40. Vietnam Economic Review, Kinhte Saigon, Nghien cuu kinh te, Economic Times, Ngay moi, Nhat bao, Nhan hoa.
41. Bao dau tu 1998, 1999, 2000.
42. Bao ngoai thuong. Hanoi.: 5/1998.
43. Bao cao HDBT tai Dai hoi DCS lan thu VI. Nhan dan 18- 12-1989.
44. Cac van ban ap dung thuc te luat dau tu nuoc ngoai tai Vietnam. Hanoi.: 1996.
45. Cac khu che xuat о Vietnam. Hanoi.: 1998.
46. Dau tu nuoc ngoai tai thanh pho Ho Chi Minh 1988 1996. HCM.: 1996.
47. Dia ly kinh te Vietnam. Hanoi.: 1997, 1998, 1999, 2000.
48. Khu che xuat, khu cong nghiep voi со hoi dau tu о Vietnam. Hanoi: 1999.
49. Kinh nghiem dau tu nuoc ngoai о cac nuoc Dong nam A. Hanoi.: 1998.
50. Kinh te Vietnam trong giai doan 1989 1994. HCM.: 1995.
51. Kinh te xa hoi Vietnam nam 2000: muc tieu, phuong huong phat trien. Hanoi.: 1998.
52. Kinh te xa hoi Vietnam nam- Thuc trang, xu the va giai phap. Hanoi.: 1996.
53. Nghien cuu kinh te. Hanoi.: 1988.
54. Kinh te Sai gon. Hanoi.: 1998.
55. Nien giam thong ke 1998, 1999, 2000.
56. Nhat bao. Mat xcova 1999, 2000.
57. Ngay moi. Matxcova 1998, 1999, 2000.
58. Nhan hoa. Mat xcova 1998, 1999, 2000.
59. Tim hieu luat khuyen khich dau tu trong nuoc. HCM.: 1995.
60. Tiem hieu phap luat ve du tu nuoc ngoai tai Vietnam. Dongnai: 1995.
61. Tu lieu kinh te bay nuoc thanh vien ASAEN. Hanoi.: 1996.
62. Thoi bao kinh te 1996, 1997, 1998, 1999, 2000.
63. Tai lieu tham khao: luan an cua Nguyen an Ha, Hoang vinh Long, Vu viet An, Ngo ngoc Ban, Le thanh Luong, Nguyen tuan Anh.
64. Viet nam Kinh te xa hoi. Hanoi.: 1997.
65. Van ban phap luat ve cai cach thu tuc hanh chinh trong linh vuc dau tu nuoc ngoai tai Vietnam. Hanoi.: 1996.
66. Vietnam Economic Review. Hanoi 1996, 1997, 1998, 1999, 2000.
67. Economic times. Hanoi 1997, 1998, 1999, 2000.
68. Vien kinh te ngoai thuong. Hanoi., 1998.
69. Van kien Dai hoi VIII. Hanoi, 1996.
70. Friendship and Partnership. Hanoi. Jan. , 2000.
71. Donald A. Ball., Wendell H., McCulloch Jr. International Business. BPI/IRWIN. USA, 1998.
Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг.
Дата публикации: 09.04.2017 2017-04-09
Статья просмотрена: 449 раз
Библиографическое описание:
Ле Х. Л. Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг. // Молодой ученый. 2017. №14. С. 164-167. URL https://moluch.ru/archive/148/41512/ (дата обращения: 16.01.2019).
Введение ипостановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, определяющих вектор развития мировой экономики в начале ХХI в., является международное движение капитала. В современных условиях эффективность и перспективы экономического прогресса, небольших государств зависят от степени активности участия в этом процессе. В условиях современной глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала возрастает роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как источника финансирования социально-экономического развития страны. Во второй половине ХХ- начале XXIвв. возможности для самофинансирования устойчивого развития экономики Вьетнама ограничены, в связи с чем возникает необходимость более широкого использования внешних источников финансирования. Это стало возможным благодаря расширению участия страны в глобальной экономике. Закон СРВ от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» был первым законом, принятым с целью создания необходимого правового поля в области привлечения иностранных инвестиций. В конце августа 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СРВ, определяющее основные задачи и планы привлечения иностранных инвестиций, а также пути достижения поставленных задач. Первостепенными были названы следующие задачи: разработка списка проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, продолжение совершенствования законодательной базы, регламентирующей прямые иностранные инвестиции; повышение эффективности государственного управления, совершенствование административных процедур; ускорение мобилизации капиталов, инвестиционного процесса; работа по подготовке кадров, технического персонала, действующего в секторе экономики с прямыми иностранными инвестициями.
ПИИ играют важную роль для социально-экономического развития Вьетнама. По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, за 1988–2015 гг. Вьетнам привлек 313 млрд. долл. США (в 1,6 раза больше ВВП Вьетнама в 2015 г.) для реализации около 21 290 проектов.
ПИИ пришли во Вьетнам из 183 стран мира, но крупнейшим иностранным инвестором (2185 проектов и 23,2 млрд. долл. США) является Тайвань, за ним следуют Сингапур, Республика Корея, Япония. Изучению проблем ПИИ посвящены исследования, проводимые как международными организациями, так и научными институтами во Вьетнаме и за рубежом. Их работы содержат фундаментальные основы о привлечении и распределении ПИИ во Вьетнаме, международном опыте и уроках для Вьетнама. Автор Нгуег Тхи Кам Тхо [5] проанализировал взаимосвязь между ПИИ и экономическими ростом на уровне провинций Вьетнама (изучены данные для. 61 провинций за период 1996–2013 гг.). Доказано, что ПИИ оказало положительное и статистически значимое влияние на экономический рост во Вьетнаме за период 1996–2013 гг. ПИИ во Вьетнаме в основном сосредоточены в трудоемких и экспортно-ориентированных отраслях обрабатывающей промышленности. Исследование также предоставляет новые данные о роли человеческого капитала и инфраструктуры в области привлечения ПИИ во Вьетнаме. В 2015 г. Азиатский банк развития подготовил доклад о ПИИ во Вьетнаме и посткризисного региональной интеграции [9]. Кроме того, важно упомянуть работу Центра анализа и прогнозирования и Центр политики научно-исследований Вьетнама ….. дать название работы, где проанализировано соотношение между ПИИ и их влиянием на развитие сектора услуг [10].
За время истории привлечения ППИ в экономику Вьетнама нами выделено 3 этапа развития, различающихся по интенсивности процесса.
Этап 1. Начальный период роста (1986–1997 гг.) Закон об иностранных инвестициях, который был принят в 1987 г., стал важной вехой на пути к инновациям во Вьетнаме. С 1988 г. деятельность по привлечению ПИИ поощряется и защищена законом. Поток капитала от ПИИ стал новой экономической движущей силой, являющейся катализатором содействия экономическому росту в частном секторе. В то же время, он породил сотни совместных предприятий, созданных иностранными партнерами и государственными предприятиями, которые активно способствовали повышению конкурентоспособности этого сектора. Период 1988–1996 гг. считается “инвестиционным бумом” когда объемы ежегодно регистрируемых ПИИ достигли почти 7,6 и 9,7 млрд. долл. США соответственно, что в 8 раз выше уровня 1991 г. Общий суммарный капитал достиг 8,5 млрд. долл. США. К 1990 г. ПИИ составили 14 % ВВП страны, в то время как темпы прироста ВВП — 8,8 %. В 1995 г. Вьетнам выглядел достаточно привлекательно для иностранных инвестиций; этому во многом способствовала нормализация дипломатических отношений с США.
Этап 2. Спад под влиянием Азиатского экономического кризиса (1997–2007гг.) Азиатский финансовый кризис повлиял на снижение ПИИ до 1,6 млрд долл. США в 1999 г. Начиная с 1997 г., объем инвестиций снизился на 1/3, и достиг наихудшего показателя в 1999 г. (всего лишь 2,2 млрд. долл. США). Наряду с негативными влияниями азиатского финансового кризиса, изменение и дополнение в Законе об иностранных инвестициях, принятое в 1996 г., тоже служили причиной снижения потока ПИИ. Эти причины не только создали препятствия для притока новых иностранных капиталовложений, но и осложнили работу уже действующих совместных предприятий. Были аннулированы многие проекты в связи с финансовыми трудностями инвесторов, в основном, из таких соседних территорий как Республика Корея и Гонконг (САР КНР).
За 2000–2007 гг. произошло увеличение объема иностранных инвестиций, однако очень низкими темпами и нестабильно, поток иностранных капиталовложений увеличился в четыре раза — с 3142,8 млн. долл. США до 12004,5 млн. долл. США. Прослеживалась тенденция к увеличению числа небольших проектов с объемом инвестиций в несколько миллионов долларов, в результате чего наблюдался рост количества проектов, но он не дал ощутимого прироста объема ПИИ. Это можно объяснить тем, что иностранные инвесторы стали осторожны после кризисов.
Этап 3. Современный период роста (2008–2017 гг.).
Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. усилило интеграцию страны в мировую экономику и способствовало притоку иностранных инвестиций. Хотя число проектов не увеличилось по сравнению с прошлым годом, но объем ППИ возрос за 2007–2008 гг. с 21347,8 млн. долл. США до 71726,8 млн. долл. США. Этому росту послужил большой интерес иностранных инвесторов к секторам туризма, недвижимости, СМИ и морских портов.
Кризис 2009 г. серьезно повлиял на сокращение ППИ в экономику Вьетнама (рис. 1). Мировой экономический кризис привел к корректировке инвестиционной политики транснациональных компаний, снижению потока ПИИ, усилению конкуренции стран за привлечение ПИИ. За 2009–2011 гг. количество проектов сократилось с 1208 до 1091. Объем поступающего иностранного капитала составлял 15,6 млрд. долл. США. в 2011 г. С 2012 по 2015 ПИИ Вьетнама незначительно увеличилось до 20 млрд. долл.США в 2015 г.
Рис. 1: Динамика объема ППИ (млн. долл. США) и числа проектов во Вьетнаме 1988–2015 гг.Источник: составлено автором по данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама // Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций Вьетнама. [Электронный ресурс]: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx
В целом, изменения в объеме ПИИ показывают результаты политики по привлечению ПИИ во Вьетнаме. Динамика ППИ тесно связана с интеграционными процессами. Так, в 1995 г. Вьетнам стал членом Ассоциации государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в 2007 г. — членом Всемирной торговой организаций. В 1994 г. США отменили экономические санкции против Вьетнам и в 2001 г. было подписано торговое соглашение.. Эти события повлияли на приток ПИИ в экономику Вьетнама. После азиатского финансового кризиса в 1996 г. объем иностранного капитала составляет 8497,3 млн.долл. США, а после вступления в ВТО (2008 г.) — 71726,8 млн.долл. США.
Отраслевая структура ППИ. Отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства с упором на индустриализацию и модернизацию. В 1988–2015 гг. структура накопленных ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство — 57 %, сельское хозяйство — 2 % и услуги 41 %. Наибольшая доля проектв была реализована в промышленности и строительстве 80 %, на долю сферы услуг и сельского хозяйства приходилось 18 % и 2 %, соответственно.. Наибольшее внимание инвесторы уделяли комплексным услугам, включая гостиницы бизнес-центры и развлекательные центры. В 1990-е гг. ПИИ больше концентрировался в добывающей промышленности и импортозамещении, а с 2000 г. — ПИИ в обрабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт, и в сфере услуг. С 2003г. наметилась позитивная тенденция в росте объемов ППИ в аграрный сектор, в отрасли, связанные с переработкой морепродуктов для экспорта.
В соответствии с Законом об инвестициях, принятым в 2005 г., во Вьетнаме установлены 3 основные формы прямых иностранных инвестиций: совместное предприятие, предприятие со 100 % участием иностранного капитала и договор о деловом сотрудничестве. За период 1988–2007 гг. было осуществлено 6 685 проектов с участием 100 % иностранного капитала, общей стоимостью 51,2 млрд. долл. США. Предприятия со 100 % иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2 %), так и по объему инвестиций (61,6 %). Совместные предприятия — второе место — 1 619 проектов (18,8 %) и 23,8 млрд. долл. (28,7 %), а договор о деловом сотрудничестве — 221 проект (2,5 %) и 4,5 млрд. долл. (5,5 %) соответственно. К концу 2015 г., на предприятия со 100 % участием иностранного капитала приходилось 82 % инвестиционного капитала. Таким образом, наиболее распространенной формой во Вьетнаме являются предприятия со 100 % иностранным капиталом. Это объясняется, главным образом, тем, что из-за недостаточного уровня знаний вьетнамских партнеров, зачастую излишнего вмешательства местных властей возникали случаи, когда невозможно было прийти к общему мнению в решении ключевых вопросов производственной деятельности, что, естественно, неприемлемо для иностранцев, поскольку они вносили большую долю капитала. Имеется тенденция к ограничению участия вьетнамской стороны в СП из-за нехватки финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала. Как показал анализ совместных предприятий, вьетнамская сторона в 1988–2005 гг. внесла только 34,2 % от общего объема уставного капитала этих предприятий, при этом 9/10 от этого капитала приходилось на стоимость земельных участков и право на их использование; 8–9 % стоимость имеющихся заводских помещений и другого имущества. Денежные средства занимают только 1–2 %, и они вносятся не всегда. С вьетнамской стороны в деятельности совместных предприятий, как правило, принимали участие государственные предприятия, поэтому во многих случаях имеет место вмешательство государства в организацию и управление хозяйственной деятельностью совместных предприятий. К дополнительным формам инвестиций относятся договора о строительстве-эксплуатации-передаче (ВОТ), строительстве-передаче эксплуатации (ВТО), строительстве — передаче (ВТ), а также проекты по строительству и развитию экспортно-производственных зон (ЭПЗ) и промышленных зон (ПЗ). Во Вьетнаме эта форма инвестиций нашла применение в сооружении ряда объектов энергетики, т. к. это крупные проекты, этим объясняется их малое количество, но значительный объем зарегистрированных ПИИ.
Формы предприятий ПИИ во Вьетнаме кконцу 2015
Источники: http://www.dslib.net/finansy/inostrannye-investicii-v-jekonomiku-vetnama.html, http://economy-lib.com/inostrannye-investitsii-v-ekonomiku-vietnama, http://moluch.ru/archive/148/41512/
Источник: